Вы здесь

Личность пророка Ислама. Глава первая. Личность пророка Мухаммада (С) (Хусейн Сайиди)

Глава первая

Личность пророка Мухаммада (С)

А. Описание внешнего облика и образа жизни

Имя

Пророк (С) всегда говорил: «У Бога для меня десять имен:

Мухаммад – тот, кто обладает множеством добродетелей;

Махмуд – прославленный, прославляемый;

Ахмад – наиболее прославленный, прославляемый;

Махи – тот, кто уничтожает неверие;

‘Акиб – тот, после кого больше не следует пророков;

Хашир – тот, перед которым в День Страшного суда собираются люди;

Пророк покаяния;

Расул-ал-малахим – Пророк великих битв;

Мукаффи – почитаемый всеми людьми;

Касем – совершенный, тот, который объединяет в себе множество превосходных качеств»1.

Внешность

Волосы

Его волосы доходили до мочки уха2, они не были ни пышными, ни вьющимися3, и когда он их причёсывал, они отделялись друг от друга, подобно крупинкам песка4. Некоторые передатчики говорили, что его волосы доходили до плеч; в большинстве случаев он закрывал уши волосами. Его волосы на висках блестели; седых волос на голове и в бороде до конца жизни насчитывалось семнадцать.

Его волосы на голове были густыми5, борода тоже была густая, но недлинная6. Его седина была в бороде на подбородке и на голове, в заушной впадине7.

Лоб

Его лоб был высоким8 и немного выпуклым9.

Брови

Брови соединялись друг с другом10, они были тонкими и густыми11.

Ресницы

Имел длинные и густые ресницы12.

Глаза

Чернота его глаз была насыщенной13. Его глаза были большими14. Часто из-за ночного бодрствования белки его глаз были немного красноваты15. Правый глаз три раза, левый два раза он подводил сурьмой и говорил: «Больше или меньше – не имеет значения»1®. Иногда во время соблюдения поста подводил глаза сурьмой17. Имел мешочек с сурьмой и в ночное время подводил ею свои глаза18.

Щёки

Его щёки не были ни мясистыми, ни худыми, а были обычными19. Щёки были скуластыми20.

Нос

Нос был прямой и тонкий21. Ноздри не были узкими22.

Рот

Его рот был широкий, но соразмерный23.

Подбородок

Он обладал коротким, но соразмерным подбородком24.

Зубы

Передние зубы симметрично отделялись друг от друга25 и сверкали белизной26.

Лицо

Его лицо было белое и симпатичное27. Анас говорил: «Когда Создатель посылал любого из пророков, каждый из них обладал прекрасным лицом, и… наш Пророк Мухаммад (С) был самым обаятельным и симпатичным»28. Арабы-кочевники каждый раз, увидев его лицо, говорили: «Клянусь Богом, это лицо не похоже на лицо лжеца»29. Его лицо было овальное30. Под нижней губой имелась родинка31.

Шея

Шея была красивая, не длинная и не короткая, и сверкала, подобно серебру32 33.

Телосложение

Он обладал соразмерными крепкими частями тела34 и имел крепкое телосложение35. С точки зрения комплекции был умеренным, хотя в конце жизни поправился36. Мышцы его не были ни рыхлыми, ни вялыми. Годы не повлияли отрицательно на его тело, и оно сверкало, как в пору молодости37. Роста был не высокого и не низкого, а среднего, и сам говорил: «Все хорошее – в середине»38. Часто потел39. Его таз – как и у других доблестных мужей – был немного широк40. Когда какое-то место открывалось, тело из-под одежды сияло белизной.

Плечи

Был коренаст и широкоплеч41. Предплечья были покрыты волосами42.

Грудная клетка

Начиная от середины грудной клетки и до пупка у него была тонкая линия из волос; кроме этих волос, на нижней части грудной клетки и верхней части живота волос не было43. Верхняя часть грудной клетки была покрыта волосами44.

Руки

Запястья его рук были широкими, ладони были жёсткими и сильными45. Предплечья были покрыты волосами46. Когда он хотел указать на что-то, то указывал руками, а не глазами и бровями47.

Ноги

Бёдра его не были толстыми48. Его ступни были широкими и плотными49. Имел умеренные, не очень толстые голени50. Подъём его ступней был высоким.

Перстень

Перстень надевал на правую руку51. Он предпочитал перстни с вправленными в них камнями: опалом52, халцедоном53, агатом54, бирюзой55, хрусталем56, йеменским ониксом57, изумрудом58. Он не любил, когда на мизинце не было перстня59. Предпочитал надевать сразу несколько перстней60. На мизинце правой руки носил серебряный перстень61. Во время омовения три раза передвигал перстень62. Медленно двигал перстень с вправленным в него драгоценным камнем, глядя на него63. Бывало, перстень надевал на средний палец, но в большинстве случаев он надевал его на безымянный палец64. Железные и медные кольца не одобрял65. Запрещал надевать кольцо на левую руку. Также не одобрял, когда надевали кольцо на указательный палец66. Для того чтобы не забыть что-то, иногда в кольцо вдевал нитку67.

Постель

Он не всегда спал в постели. Иногда спал на своем черном халате, а иногда – на земле, в другой раз – на циновке, а иногда – на овчине, иногда – в постели или на кожаном паласе. Его постель была сделана из коры финиковой пальмы. Однажды ночью ему постелили постель в два слоя; когда наступило утро, он сказал: «Вчера эта мягкая постель мне совершить утреннюю молитву помешала». Затем дал распоряжение впредь стелить ему однослойную постель68.

Опрятность

Касательно мужчин

Однажды он сказал одному мужчине: «Ты приведи в порядок свои голову и лицо, это сделает тебя красивее»69. Ещё он говорил: «Когда бороду держат в кулаке, то, что выходит из кулака, необходимо укоротить». Уход за лицом Пророк (С) считал необходимым. Он говорил: «Вы не должны отращивать большие усы, ибо дьявол избрал их местом своего убежища». Удаление волос из носа считал правильным и говорил: «Поправьте свои усы, удалите волосы из своего носа и введите это себе в привычку, ибо это увеличит вашу красоту»70.

Причёсывание длинных волос считал необходимым и говорил, что причёсывание волос перед каждой молитвой имеет свое вознаграждение71.

Он говорил: «Кто носит длинные волосы, тот должен их укоротить или привести в надлежащий порядок»72.

Он велел мужчинам укорачивать свои ногти73. Однажды Пророк (С), посмотрев на одного человека, у которого была длинная борода, сказал: «Как было бы хорошо, если бы он привёл в порядок свою бороду». Когда тот человек узнал это пожелание Пророка (С), то укоротил свою бороду таким образом, что она стала ни длинной, ни короткой, затем пришёл навестить Пророка (С). И Пророк (С), увидев его, сказал: «Вот таким образом подстригайте»74. Он всегда говорил: «Стирайте свои одежды, укорачивайте свои волосы, пользуйтесь мисваком*, будьте чистыми и опрятными, ибо евреи так не поступали, в результате их жёны стали прелюбодейками»75.

Касательно женщин

Женщинам Пророк (С) разрешил красить волосы на голове в чёрный цвет76. Он велел женщинам, даже девушкам, красить свои руки хной для того, чтобы замужние женщины были опрятными перед своими мужьями, а руки девушек не были грубыми, подобно рукам мужчин77. Удаление волос из носа он считал похвальным78. Причёсывание волос перед каждой молитвой считал заслуживающим вознаграждения79. Женщин просил, чтобы они удлинили свои ногти для красоты80.

Касательно всех

Один передатчик говорит, что сидел у Пророка (С) в растрёпанной одежде. Пророк (С) спросил у него: «У тебя есть богатство?» Тот сказал: «Да, о Посланник Аллаха, всех видов». Тогда Пророк (С) сказал: «Если Аллах тебе даёт богатство, то его (богатства) влияние должно отражаться на твоей внешности»81.

Он говорил: «Длинные волосы – дар Господа, так дорожите ими»82. Он смотрелся в воду и в зеркало и причёсывал свои волосы.

Он не только своих жён одевал хорошо, но и сам ради своих друзей одевался хорошо. Айша говорит: «Я видела, как Пророк (С), глядя на воду в своей чашке, приводил в порядок свои волосы, а потом шёл

Мисвак – зубочистка, зубная щетка (прим. перев.).

к своим друзьям. Я задала ему вопрос: “Да будут мой отец и моя мать выкупом за тебя! Ты являешься Пророком и наилучшим созданием, почему же смотришься в воду и прихорашиваешься?’ Пророк (С) в ответ сказал: “Аллах любит, когда его раб приводит себя в порядок перед тем, как идти к своим друзьям’»83. Он говорил: «Свою одежду и свои вещи так приводите в порядок, чтобы среди людей вы выделялись, как родинка на лице»84.

Умащение благовониями

Пророк (С) любил благовония и не любил растрепанность. Он говорил: «Умащаться благовониями – значит прогонять беду».

Когда он умащался, всегда начинал с головы и бороды и говорил: «Голова перед бородой», затем мазал брови, потом усы. Перед умащением всегда нюхал масло, а потом смазывал свою голову85.

Умащение фиалковым маслом считал лучшим и предпочитал его другим маслам86. Умащаться оливковым маслом и употреблять его в пищу объявил желательным87. Он говорил: «Умащайтесь маслом фиалки, ибо оно в летнее время холодное, а в зимнее – горячее»88. По другой версии, он предпочитал умащаться ладаном и индийским жасмином, а также лечиться ими89. Своих друзей просил, чтобы через день они умащались маслом90.

Уход за ртом и зубами

Он говорил: «Джабраил (А) никогда не приходил ко мне, если я не пользовался мисваком»91. Он также говорил: «Если бы люди знали о пользе мисвака, то они захватили бы его с собой даже в постель»92.

Еще одно его высказываие: «О Али! После каждого омовения для молитвы используй мисвак93. Ваши рты являются тем органом, посредством которого вы разговариваете с Богом, поэтому самый любимый Богом рот – самый счастливый, следовательно, сколько можете, заполняйте свои рты ароматами»94. Пророк (С) каждую ночь трижды пользовался мисваком: перед сном, после того как вставал с постели и перед уходом в мечеть для совершения утренней молитвы95. Зубы он прочищал зубочисткой, чистил их и говорил: «Прочищать зубы – значит делать рот опрятным и душистым»96. Пока не почистил зубы мисваком, не ложился спать97.

«Чистка зубов мисваком имеет следующие благоприятные последствия: чистота рта, довольство Господа, белизна зубов, уменьшение слизи, возбуждение аппетита, укрепление дёсен, увеличение хороших дел и поступков, следование своим обычаям, присутствие ангелов…»98. «Пользуйтесь зубочисткой, ибо для ангелов нет более ненавистного, чем остатки пищи между зубами»99.

Он спрашивал: «Почему я вижу ваши зубы жёлтыми и грязными, что с вами случилось, что не чистите свои зубы мисваком?»100 «Аллах создал зубы прекрасными, они являются средством для разжёвывания пищи, эффективным средством возбуждения аппетита и подготовки работы желудка»101. «Совершать два рак’ата молитвы с использованием мисвака предпочтительнее семидесяти рак'атов без использования мисвака»102. Несмотря на все рекомендации, которые он давал по использованию мисвака, он не велел использовать мисвак в бане103.

Уход за телом

Пророк (С) говорил: «Когда в вашем животе возникает какой-то звук, то обязательно уходите в туалет. Воздержание от освобождения [от мочи и кала] способствует болезням. Когда кто-то из вас нуждается в освобождении [от мочи и кала], то уходите в туалет». Совершать ритуальное очищение (тайамум) землей с улицы и базара он не любил104.

Удивительную настойчивость проявлял относительно чистоты и гигиены тела и говорил: «Кто верит в Аллаха и в День Страшного суда, тот должен удалять волосы с тела не реже, чем раз в сорок дней, а если у него нет для этого денег, то он должен взять денег взаймы и не откладывать очищения тела от волос»105.

Он считал, что ополаскивание носа и рта перед омовением является необходимым, и говорил: «Вы чаще делайте это, ибо это станет основанием прощения ваших грехов и удалит дьявола от вас»106.

Свою голову он постоянно мыл порошком из листьев держидерева107. Не любил очищения правой рукой108. Когда шёл в туалет, надевал обувь и покрывал свою голову109. Предостерегал от употребления пищи левой рукой110.

Также запрещал пить воду со стороны ручки кувшина, где всегда происходит накопление грязи111.

Не разрешал грызть ногти112.

Он говорил: «Никто из вас не должен растить волосы под мышками, ибо там будет скрываться дья-вол113.

Нет в мире большего блага, чем жить здоровым»114.

Он запрещал долгое время находиться под лучами солнца – особенно палящего солнца Аравии – и говорил: «Солнце, кроме полезных и положительных свойств, имеет четыре отрицательных свойства: изменяет цвет тела, приятный запах превращает в неприятный, на нем быстро ветшает ткань, долгое нахождение под лучами солнца чревато болезнями»115. Он говорил: «Желудок – это дом болезней, и держать диету полезнее любого лекарства. Дайте телу то, к чему оно привыкло116. Кипяченая вода полезна для всего и от неё нет никакого вреда» ш. В пятницу, во время месяца рамадан, в день разговения и жертвоприношения и в день Арафа[3] совершал ритуальное омовение тела118.

«Не пейте воды с края непокрытого кувшина, он является местом обитания дьявола»119. Перед тем как есть хлеб и мясо, очень тщательно мыл руки120.

Он повторял: «Создатель к человеку, от которого собеседник из-за его неприятного запаха отворачивается, питает антипатию и неприязнь»121.

В дополнение к различным желательным омовениям в последние десять дней месяца рамадан совершал полные омовения122.

Он также советовал: «По возможности держите себя в чистоте, ибо Господь создал Ислам чистой религией, и в рай попадут только люди, держащие себя в чистоте»123.

Уход за местом обитания

Подметать и держать в чистоте двор объявил похвальным124.

Он очень не любил, когда оставляли немытую посуду125.

Он велел: «Перед сном обязательно покройте посуду»126.

Мочеиспускание в стоячей воде считал жестокостью по отношению к живым существам в воде127 и запрещал людям такой поступок128. Он категорически запрещал оправляться около колодца питьевой воды, под плодовым деревом, между могилами, на дорогах и во дворах домов129.

Постоянно указывал, чтобы семь вещей закапывали в землю: волосы, ногти, кровь, кровь после месячных, плаценту, зубы, сгусток крови. Когда он плевал на землю, то засыпал плевок землёй130. Когда чихал, то рукой или рубашкой закрывал рот и старался громко не чихать131.

Он велел не оставлять мусор на ночь, а выносить его из дома днём, ибо он является местожительством шайтана132. Когда он зевал, всегда прикрывал рот рукой. Велел, чтобы не плевали в колодец питьевой воды133. «Когда подметаете дом, не оставляйте мусор за дверью, ибо он является местом обитания дьявола»134. «Порог двери всегда подметайте и не будьте подобны евреям»135.

Одежда[4]

Из всей одежды любил носить рубашку136 (возможно, потому, что по сравнению с халатом и набедренной повязкой она больше покрывала тело и не было необходимости завязывать или развязывать ее и т. д.).

Когда он принимал каких-нибудь посетителей, надевал самую красивую одежду и велел своим старшим сподвижникам поступать так же, как он137. Его одежда всегда была чистой, и он говорил: «Признаком покорности верующего перед высокочтимым Господом является чистота и опрятность его одежды»138.

Правила ношения одежды

Когда у него появлялась новая одежда, он надевал её в святой день – пятницу.139 Для дня пятницы у него было два комплекта одежды140. Одежду надевал через правый рукав и говорил: «Это есть благодарность Богу за то, что он дал мне вещь, которая закрывает срамные части моего тела, чтобы выглядеть перед людьми красивым»141. Снимал свою одежду начиная с левой части тела142.

Вид одежды

Он не придерживался строго одного вида одежды и надевал разную: шаровары, рубашки, просторную одежду для покрытия тела143. Открытую одежду надевал во время войны144. Из-за загрязненной среды Аравии надевал одежду, которая доходила до его щиколоток145. Иногда он надевал набедренную повязку, которая доходила до половины голени146. Часто во время молитвы он развязывал набедренную повязку147. Надевал также белое полотно, раскрашенное шафраном. Часто бывало и так, что он в этом одеянии ходил на пятничную молитву148. Чаще всего надевал киса[5]149. Только во время болезни или по другой необходимости надевал льняную одежду150. Но самой любимой его одеждой была хлопчатобумажная.

Цвет одежды

Когда надевал одежду, кроме религиозного её назначения, обращал внимание на цвет и чистоту151.

Зелёный цвет

Он любил одежду зелёного цвета152. Надевал открытую зелёную одежду, цвет которой шёл его белой коже153. Некоторые говорили, что он больше других любил зелёный цвет154.

Красный цвет

Бара’ говорит: «Я видел его в длинном красном халате, я не видел никого подобной красоты»155.

Белый цвет

Большинство его одежд были белого цвета156. Он говорил: «Одевайте своих живых в белую одежду, своих мёртвых также заворачивайте в белый саван. Самым красивым цветом, которым в мечетях и могилах встречаете своего Бога, является белый цвет157. Нет более красивой одежды, чем белая одежда, следовательно, надевайте белую одежду и заворачивайте своих мёртвых в белый саван»158.

Черный цвет

Не любил черный цвет, кроме как в трёх вещах: сапогах, чалме и халате159.

Головной убор

Чалма

Амр ибн Харис говорит: «Я видел Пророка (С) в чёрной чалме, конец которой свешивался на его плечо»160. Носил чалму под названием «облако», которую подарил ему имам Али (А). Часто ходил без чалмы, но повязывал голову и лоб каким-нибудь куском материи161. Иногда вместо того, чтобы надеть на голову феску, надевал чалму.162 Его чалма состояла из трех или пяти кусков материи, которые он обматывал вокруг головы163. Часто во время путешествия или в каких-то других случаях надевал на голову чалму из особой материи[6]164.

Феска

Феску надевал иногда с чалмой, а иногда без неё165. Любил носить белую феску166. Имел три фески: одну – для поездки, другую – для праздников, третью – для встреч с друзьями167.

Сапоги и башмаки

Его обувь имела два шнурка, в которые вдевался большой палец ноги168. Башмаки чаще всего были из гладкой коровьей кожи169. Носил он все разновидности обуви и тапочек170.

Когда надевал обувь, начинал с правой ноги, а когда снимал, то начинал с левой ноги171. Наджаши – наместник Эфиопии – подарил ему пару чёрных сапог, которые он носил172. Из-за множества змей и скорпионов в горячих пустынных местах Хиджаза он велел перед тем, как надеть сапоги и башмаки, всегда проверять их, чтобы убедиться в отсутствии подобных тварей.

Сон

Обычно он ложился спать в начале ночи и пробуждался в последней трети ночи. Иногда ради выполнения работы не спал по ночам, а если ложился спать, то его не будили, пока он сам не вставал. Когда спал, правую руку клал под правую щёку173. Каждый раз, просыпаясь, делал земной поклон Аллаху174. Он запрещал людям ложиться спать за домами, которые не имели ограды175. Подходящей высотой для ограды считал высоту в один локоть и одну пятую и говорил: «Тот, кто ложится спать за домом, который не имеет ограды, должен упрекать только самого себя, если что-то с ним случится»176. Когда видел спящего человека, лицо которого было покрыто каким-нибудь материалом, подходил к нему и говорил: «Спать таким образом считается самым отвратительным перед Богом»177.

Положение во сне

Обычно спал на правом боку, клал правую руку под правую щёку и говорил: «О Боже! В тот день, когда воскресишь своих рабов, сохрани меня

в безопасности»178. Ибад ибн Тамим со слов своего дяди рассказывает: «Посланника Бога (С) я видел спящим в мечети, одна его нога была положена на другую».

Когда он отправлялся спать, говорил: «О Создатель, во имя Тебя я живу и с Твоим именем я умираю». Он поднимал руки на уровень своего лица, читал суры[7] «Люди», «Рассвет», «Очищение веры» и дул на свои руки, а затем проводил ими три раза по своей голове, лицу и телу.

Питание

Айша говорила: «Никогда Пророк (С) не ел досыта». Айша имела в виду обычай простых людей набивать желудок пищей до горла во время поездок и путешествий, тем самым обременяя желудок и изнашивая тело, что приводит к усталости, сонливости, лени и удаляет человека от Господа179.

Правила поведения (этикет)

Когда он ел мясо, не наклонял голову вниз: он поднимал мясо выше и зубами отделял его от костей180. Во время еды использовал обе руки181.

Однажды он ел финики; недалеко находился баран, и Пророк (С) поступал так: он правой рукой ел финики, а левой рукой семечками кормил барана, пока финики не кончились182.

Он учил: «Когда едите, снимите свою обувь, чтобы ваши ноги спокойно дышали»183.

Когда употреблял пищу руками, использовал только три пальца, ибо таким образом он брал пищу маленькими ломтиками, потом хорошо разжёвывал их и избегал обжорства. Приглашение близких, родственников и бедняков к трапезе поощрял. Перед употреблением пищи обычно либо мыл руки, либо делал омовение и говорил: «Благословение пищи находится в совершении омовения перед едой и после неё»184. Из-за скромности и для усмирения гордости употреблял пищу сидя на земле. Когда ел, не опирался ни на что и говорил: «Опираясь на что-то, не буду есть».

Если почему-либо не хотел есть, никогда не придирался к пище. По возможности один не садился за еду и говорил: «Для того чтобы есть, соберитесь вместе, ибо благословение в этом».

Прием пищи обычно начинал с именем Создателя и завершал Его благословением. Никогда не видели, чтобы он от приема большого количества пищи отрыгивал185.

Пищу всегда брал с того места блюда, которое находилось перед ним186, но когда ел финики, то их брал с разных мест тарелки187. Не дул на еду и питье188. Он указывал: «Мы из таких людей: пока не чувствуем голода, не едим, а если едим, то не едим досыта, а перестаём есть до того, как полностью насытимся, ибо это полезно для здоровья». Когда ел вместе с другими, начинал первым и, для того чтобы люди не стеснялись, заканчивал последним189. Он учил: «Не умерщвляйте свои сердца употреблением большого количества пищи и напитков, ибо сердца подобны засеянному полю, которое от обилия воды вымирает»190.

Он запрещал смотреть на человека, сидящего за трапезой. По ночам, после вечерней молитвы, принимал пищу и говорил: «Не бросайте привычку есть вечером, ибо это становится причиной болезни тела»191. Самая любимая пища была та, которую употребляло за столом множество людей192. Горячую пищу не принимал и говорил: «Нет в ней благословения, ибо Создатель нас огнем не кормит, поэтому

пусть она остынет». Он брал то, что ставили перед ним, и ел тремя пальцами, иногда использовал четвертый палец для помощи.

Двумя пальцами никогда не брал пищу и говорил: «Такой способ кушанья дьявольский». Если находился в гостях, то после угощения читал молитву и призывал других делать так же, чтобы люди учились благодарности.

Посуду, в которой находилась пища, всегда прикрывал и велел другим делать так же193. После приема пищи мыл руки и говорил о вреде, наносимом человеку из-за немытых рук: «Тот, кто ложится спать с немытыми руками, если что-либо с ним случится, пусть пеняет на себя»194.

Сам он не охотился и не ходил на охоту, но любил, чтобы охотились за него и приносили ему добычу. Он употреблял мясо, привезенное с охоты195.

Любил хлеб с маслом. Из баранины любил верхнюю часть предплечья и лопаточную часть196. У барана не ел семь вещей: половой член, яйца, мочевой пузырь, желчный пузырь, железы, матку и кровь.

Любил тыкву, уксус и разные виды фиников. Из зелени любил цикорий, базилик и другие травы.

Осман ибн Аффан привез Пророку (С) фалуде[8], он попробовал его и спросил: «О Абдулла! Что это такое?» Осман сказал: «Да будут мои родители выкупом за тебя, это мёд и масло, которые мы смешиваем, потом наливаем в глиняный горшок, ставим на огонь и кипятим их, а затем добавляем пшеничную муку с мёдом и маслом и продолжаем кипятить, пока не будет готово. Вот это и есть то, что я тебе предлагаю». Пророк (С) сказал: «Действительно, это чистая пища».

Он употреблял хлеб из ячменных отрубей197. Обычной его пищей были вода и финики.

Он любил мясо больше всего остального и говорил: «Мясо усиливает слух и является главной пищей этого и того миров. И если бы я мог попросить своего Бога, чтобы Он ежедневно мне обеспечивал такое удовольствие, то я непременно пользовался бы им». Любил блюдо из мяса, накрошенного хлеба и сладкой тыквы. Обычно велел Айше: «О Айша! Когда ставишь котёл на огонь, добавляй больше тыквы, ибо она радует печальное сердце»198. Пищи он употреблял среднюю миску.

Он очень любил хлеб и велел, чтобы начинали есть, поставив хлеб на стол, и не ожидали лучшей пищи, чем хлеб199. Он обращал внимание всех на то, чтобы не резали и не топтали хлеб. Постоянно расхваливал молоко и финики и считал их «двумя чистыми кушаньями»200. Он запрещал есть мясо до обжорства201. Любил кебаб202.

Обычно разделял сыр ножом на маленькие куски и ел203. Любил мёд и халву. Блюда с чесноком не ел, говорил, что такую пищу не любит из-за запаха чеснока, и отдавал эту пищу другим, чтобы они съели204, [ибо другие не так много общались с людьми и не могли отвращать их запахом чеснока].

Когда употреблял финики, обращал внимание на то, чтобы они не были перегревшимися на солнце205. Финики ел с дыней и говорил: «Теплоту этих фиников я разбиваю холодом этой дыни»206. Любил сливки, сметану и употреблял их по праздникам207. Употреблял изюм, размоченный в воде, и пил воду от изюма до того, как она превратится в вино208. Употреблял все виды дозволенной пищи209. Виноград иногда ел поштучно, а иногда от грозди винограда отщипывал прямо ртом210.

Ждал, пока остынет горячая пища, а потом её ел и говорил: «Бог не кормит нас огнем, и горячая пища не благословенна, поэтому остужайте пищу, а затем употребляйте»211.

Он говорил: «О Боже! Сделай хлеб для нас благословенным и не ставь преграду между нами и хлебом, ибо, если бы не было хлеба, мы не могли бы совершать молитву, соблюдать пост и выполнять все Божественные предписания»212.

Он часто расхваливал финики и говорил: «Семья, которая имеет финиковые пальмы, голодной не останется»213. Он учил: «Когда женщина родит ребенка, то самое первое, что она должна есть, – это свежие финики, а если они недоступны, то можно сушеные финики, ибо если бы существовало что-либо лучше фиников, то Создатель дал бы Марйам что-либо другое после рождения Исы (А)»214.

Он считал мёд одним из двух лечебных средств, которые сотворил Аллах. Он говорил: «Нет ничего более полезного в качестве лекарства, чем мёд»215.

«Религиозный человек ест пищу, которую любит его семья, а лицемер заставляет свою семью есть то, что он сам желает»216.

Он очень любил мясо и говорил: «Мы, пророки, любим есть мясо»217. Он говорил: «Джабраил спустился ко мне и дал распоряжение о том, чтобы я ел халим[9] для укрепления своей поясницы, дабы я мог совершать богослужения»218.

У того, кто ест мёд, крепкая память219. Он рекомендовал другим есть чечевицу220. Вяленое мясо ел иногда с хлебом, а иногда – без хлеба221. Любил горный базилик и свежую зелень. Обжор предупреждал: «Люди заполняют самую худшую посуду – желудок, а для человека достаточно есть столько, сколько необходимо для сохранения энергии в теле»222.

Ел огурцы с солью, финики223. Самыми любимыми его фруктами были сочные, такие как дыня и виноград. Он ел дыню с хлебом и сахаром, а часто – вместе с финиками. Он говорил: «Ешьте первые фрукты, самыми лучшими среди которых являются гранаты и цитрон. Аромат всех пророков и моей дочери Фатимы (А) есть приятный запах груш224. Ешьте груши, ибо они усиливают память, удаляют печаль от сердца и делают детей красивыми»225. Он считал гранаты главой всех фруктов226, Когда он ел гранат, то не делил его ни с кем 227. Он говорил: «Дыню откусывайте, а не разрезайте на куски, ибо она благоприятна, чиста, очищает язык, укрепляет сердце, отбеливает зубы и радует Бога. Ароматный запах дыни идет от амбры, её вода – от Каусара[10], её мякоть – из рая, и её сладость – от неба228. Нравились ему зеленый цитрон и красные яблоки229. Виноград иногда ел поштучно, а иногда гроздями230.

Когда видел первые фрукты, он их целовал, прикладывал к своим глазам и губам и говорил: «О Боже! Ты показал начало этого, покажи его конец в нашем здоровье».

Ароматы

Если кто-то проходил по той дороге, по которой проходил Пророк (С), по оставшемуся в воздухе запаху человек понимал, что здесь проходил благородный Посланник Бога (С)231. Когда Пророк (С) поглаживал головы детей, аромат его руки оставался в волосах детей. Когда ему дарили духи, он от них не отказывался232. Он считал благоприятными ароматы мускуса, галие[11], амбры, ароматических веществ с лучшим сортом алоэ233. Он говорил: «Ароматизация розовой водой прибавляет любви к человеку»234. С самого рождения от него никогда не исходил дурной запах235. Он говорил: «Самые лучшие Божьи рабы те, от которых распространяется приятный запах»236.

Дома

У себя дома он был скромнее девушки. От членов семьи не требовал какой-то особой пищи и не выказывал особого предпочтения по отношению к кушаньям. Принимал ту пищу, которую ему давали237. Помогал в домашних делах членам семьи, а также когда надо было нарезать мясо238. Часто занимался шитьем239.

Когда приходил домой, делил свое время на три части: одна часть – для богослужения, другая – для семьи и третья – для себя. Время, выделенное для себя, делил между собой и людьми. Сначала принимал знать, затем встречался с простыми людьми, в результате получалось так, что время, выделенное для самого себя, посвящал друзьям и сподвижникам240. Дверь открывал сам.

Овец также доил сам241. Членов семьи обеспечивал хорошей пищей242.

Передвижение

Когда он ходил вместе со своими друзьями, сподвижниками, они шли впереди него, а он шел вслед за ними. Он говорил: «Место позади меня оставьте для ангелов»243. Он не любил, когда кто-то шёл за ним, поэтому сопровождающие шли по бокам244. Когда шёл по дороге, не смотрел по сторонам245 и ходил, ступая на землю твёрдо, но не шествовал величаво246. Двигался он быстро и стремительно, хотя в его движениях не замечалось торопливости. Он двигался так, что всякий, кто видел его движение, знал, что он не устал и не обессилен247.

Поездки

Когда отправлялся в поездки и путешествия, то брал с собой пять вещей: зеркало, мешочек с сурьмой, мидру[12], мисвак и расческу248. Во время поездок работал и считал это полезным делом.

Однажды группа людей отправилась в путешествие, по возвращении они сказали Пророку (С): «О Пророк Бога! Не видели лучшего человека, чем такой-то, который днём держал пост, а когда куда-нибудь приходил, то до отправления читал намаз». Тогда Пророк (С) спросил: «Кто делал его дела?» Они ответили: «Мы». – «Вы все лучше него»249. Кто оказывает помощь религиозному человеку во время поездки, от того Бог удалит семьдесят три печали, и сохранит его в этом и в том мире, и большое горе удалит от него250.

Трудности и лишения постоянно сопровождают человека, и люди в поездках имеют причины нервничать, поэтому он говорил: «Шесть вещей считаются благими, из них три имеют место во время поездки и три – вне поездок. Те вещи, которые считаются благими во время поездок, – это давать свой провиант другим, быть приветливым и обходительным, а также быть весёлым»251.

Для защиты от укусов и нападения диких зверей он учил: «Не делайте остановку вдали от дорог и посреди ущелья».

Группа людей, которая пешком намеревалась совершить путешествие, попросила Пророка (С) дать им благословение. Пророк (С) прочитал им молитву, а затем сказал: «Дай Бог вам быстрого движения, раннего подъёма и выступления в путь за час до восхода солнца, ибо путешествие в ночное время быстротечно»252. «Мусульманин обязан сообщить своим друзьям, когда намеревается отправиться в поездку, и обязанность друзей заключается в том, чтобы, когда он возвратится, навестить его»253.

Не любил он поездки в одиночестве. Он считал подходящим путешествовать втроём. Также не любил долгие путешествия и говорил: «Хождение представляет собой трудность и лишение, и когда человек заканчивает дела, то он должен – чем быстрее, тем лучше – возвращаться к своей семье»254.

Работал он вместе с другими. Однажды во время поездки велел своим друзьям сварить баранье мясо. Один человек сказал, что он зарежет барана, другой сказал, что он снимет шкуру, третий сказал, что он будет его варить, тогда Пророк (C) сказал, что он соберёт дрова. Люди стали возражать: «О Посланник Аллаха! Наших сил достаточно для этого». Пророк (С) ответил: «Я знаю, что ваших сил достаточно, но мне не хочется выделяться из вас, ибо Великий и Могущественный Аллах не любит, когда Его раб считает себя выше своих соплеменников».

Исходя из положительного влияния поездки на духовный настрой человека и восстановление его сил, он говорил: «Путешествуйте, дабы быть здоровыми»255. Путешествовать в четверг объявил благоприятным и сам выбирал этот день для поездок и путешествий256. Не желал во время поездок считать что-либо дурным предзнаменованием и говорил: «Если посчитал что-то дурным предзнаменованием, то всё равно пускайся в путь»257.

Компенсацией плохого предзнаменования считал упование на Всемогущего Аллаха258. Не любил начинать поездку в начале ночи, но в конце ночи считал желательным259. Для личной защиты предпочитал брать палку из дерева горького миндаля260. Имам Али (А) говорил: «Пророк (С) велел, чтобы тот, кто отправляется в поездку, брал с собой палку из дерева горького миндаля и читал суру «Легенды» с двадцать второго аята и до конца двадцать восьмого аята, тогда Бог его охранит от опасности нападения любого дикого зверя, разбойника, ядовитой твари, чтобы он здоровым вернулся к своей семье»261. Он велел, чтобы перед поездкой совершали два или четыре рак‘ата[13] намаза. Когда возвращался из поездки, сначала шёл в мечеть и совершал два рак‘ата намаза, затем заходил к своей дочери Фатиме Захре[14] (А), а потом отправлялся к своим жёнам262.

Когда отправлялся караван, то он двигался позади всех, с тем чтобы старых и немощных людей поддерживать в движении или посадить их себе на спину263.

Он говорил: «Путешествуйте, чтобы получить пользу [материальную и духовную]»264.

Когда отправлялся в паломничество, объявлял, чтобы безнравственный человек, плохой попутчик, с ним не ходил265. Он говорил: «Руководителем поездки может быть тот, кто оказывает услугу своим попутчикам»266.

Говорил: «Когда кто-то из вас возвращается из поездки, то он должен привезти членам семьи какой-то подарок, пусть даже кусочек камня267. Отправляйтесь в путешествие – даже если не приобретёте себе богатство, то накопите себе пищу для размышления и опыт»268. «Если вы группой отправляетесь в путешествие, – говорил он, – правильным будет разделить свои расходы, ибо это этичнее»269.

«О Али! Никогда не отправляйся в путешествие в одиночку, ибо шайтан сопровождает одинокого человека, а от двоих убегает»270. Когда останавливался где-нибудь во время поездок, то снова не отправлялся в путь, пока не совершал двукратную молитву271. В поездки всегда брал с собой сосуды для воды.

Место жительства

Один из ансаров[15] пришёл к Пророку (С) и начал жаловаться, что его дом маленький. Пророк (С) сказал ему: «Читай много молитв и попроси у Бога, чтобы Он открыл тебе двери Своего милосердия»272. Маленький дом и плохих соседей считал неблагополучием273.

Не любил входить в тёмную комнату274, любил, когда зажигают лампу перед наступлением темноты275. Давал указание, чтобы перед сном закрывали двери, тушили свет и огонь. Причиной такой предусмотрительности объявил предотвращение пожара276.

Айша говорит: «Пророк (С) нам велел, чтобы мы в своих домах подготовили место для совершения намаза и поддерживали его в чистоте»277.

Он был против того, чтобы продавать дом и использовать полученные деньги для других целей, и говорил: «Тот, кто продаёт дом и не покупает другой дом, не имеет выгоды»278. Он учил: «Когда вы входите в свой дом, приветствуйте его, ибо это увеличивает благоденствие и ангелы сближаются с ним»279.

Голос

Али ибн Мухаммад ан-Науфали говорил: «Когда речь зашла о голосе Пророка (С), то имам Саджад (А) сказал: «Он так читал Коран, что прохожие от красоты его чтения останавливались, и если бы люди узнали всю силу его голоса, то они не выдержали бы этой силы». Я спросил: «Разве Посланник Бога (С) во время совершения молитвы не читал во всю силу своего голоса?» Имам (А) ответил: «Благородный Посланник (С) использовал свой голос в соответствии с возможностями людей»»280. Анас говорил: «Бог не послал ни одного пророка, который не имел бы красивого голоса, и ваш Пророк (С) обладал хорошим голосом»281. Его голос был высоким и звучным282. Бара’, сын ‘Азиба, говорит: «Пророк (С) во время вечерней молитвы читал суру “Олива’, и я не слышал более красивого голоса»283.

Улыбка и смех

Абдалла ибн Харис Зубайди говорил: «Я не видел другого человека, который улыбался бы больше Посланника Бога (С)»284. Однажды он выступал, около него сидел араб-кочевник, и Пророк (С) сказал: «Мужчина из числа жителей рая попросил у Бога дать ему разрешение заниматься возделыванием земли. Бог спросил его: «Разве ты не находишься там, где желает твое сердце?» Тот ответил: «Почему же? Но я хочу заниматься возделыванием земли!» Затем поспешил заняться этим делом. Пахал землю, собрал большой урожай. Тогда Бог сказал ему: “Вот и урожай, о сын Адама!

Некого тебе насыщать!”» Араб-кочевник сказал: «О Посланник Бога! Этот человек либо курайшит, либо ансар, ибо только они возделывают землю. Мы не земледельцы!» Пророк (С) рассмеялся285.

Когда он не читал назидания, или не сходили на него откровения, или не говорил о Дне Страшного суда, он улыбался. Анас говорит: «Я видел, как улыбался Пророк (С), его зубы были видны»286. Пророк (С) говорил: «Частый смех позорит человека». Когда говорил, на губах блуждала улыбка287.

Манера сидеть

Иногда сидел босиком и смыкал руки, переплетя пальцы, на передней части колен. Иногда сидел поджав под себя ноги; в другой раз – подобрав одну ногу, другую ставил на неё288. Никогда не видели, чтобы он сидел, скрестив свои ноги289, ибо это была привычка самолюбивых и гордых людей. В большинстве случаев поднимал свои колени высоко и обхватывал их руками. Так как взор каждого мусульманина должен быть направлен в сторону Ка‘абы[16], чтобы все его высказывания и разговоры получали Божественную окраску, то он сам в большинстве случаев сидел лицом в сторону киблы[17], побуждая других к этому290, и говорил: «Тот, кто сидит один час, повернувшись в сторону киблы, тот получит вознаграждение паломников и хаджа[18], и умры[19]»291. Не имел постоянного места в собрании, а, войдя, садился позади собравшихся292. Никогда не видели, чтобы он при отсутствии свободного места вытягивал бы свои ноги.

Писание

В конце своих писем он ставил подпись и печать и говорил: «Лучше ставить печать и подпись на то, что пишешь, чтобы не быть обвинённым в том, что приписывают в письмах, не имеющих печатей и подписей». Перо возвеличивал и говорил, что оно является великим даром Бога и что если бы не было пера, то не были бы установлены правила и традиции и не был бы налажен достойный порядок жизни293.

Взгляд

Когда он хотел посмотреть назад, поворачивался всем телом. Его взор был скромным, и он больше смотрел на землю, чем на небо. Никогда не смотрел ни на кого злобно 294. Не смотрел на то, что было предметом обольщения для людей в этом мире295.

Питье

Любил он питьевую воду296. Воду пил через зубы, а не залпом297. Предпочитал пить воду сидя, но иногда пил стоя298. Пил воду из Замзама[20].

Сначала поил своих друзей, а когда говорили: «Пейте сами», он отвечал: «Угощающий должен пить последним». Когда пил воду, говорил: «Благодарность Аллаху, который милосердно напоил нас питьевой водой и не сделал её из-за наших грехов горькой и солёной» 299.

До и после питья благодарил Бога, а после того как пил молоко, читал специальную молитву. Воду пил обычно в три дыхания, а иногда пил на одном дыхании. Он говорил: «Пить воду в три дыхания приятнее и эффективнее для переваривания пищи и полезнее для здоровья тела»300. После питья воды три раза поминал имя Аллаха и три раза восхвалял Его.

Некоторые считают самым любимым его напитком холодную питьевую воду301. Другие считают, что самым любимым его напитком было молоко. Пил он из деревянных, кожаных и гончарных кружек302. Любил пить также из чашек, сделанных в Шаме (Сирии), и говорил: «Это самая чистая ваша посуда»303.

Б. Описание нравственных качеств и принципов

Воспитанность

Когда мусульмане отправились в путь для участия в битве при Бадре, по дороге они встретили араба-кочевника. Спросили у него: «Не встречал ли ты воинов-курайшитов?» Он ничего не ответил. Сказали ему: «Поздоровайся с Посланником Бога (С)». Кочевник с насмешкой спросил: «Разве Посланник Бога (С) среди вас?» Мусульмане ответили ему: «Да, поздоровайся с ним». Араб подошел к Пророку (С) и сказал: «Если ты Пророк Бога (С), то скажи, что в утробе моей верблюдицы?» Салма, сын Саламы, сказал: «Ты не задавай такой вопрос Пророку Бога (С), подойди ко мне, я тебе скажу. Ты на неё «запрыгивал», и в её утробе часть от тебя». – «Остановись! – сказал Пророк (С). – Не надо поносить человека». Салма демонстративно нахмурился.

Во время битвы при Бадре Пророк (С) остерегал мусульман от хулы и оскорбления убитых воинов врага: «Вы не поносите убитых воинов врага, ибо эти ваши действия не имеют никакого влияния на них, но зато огорчают оставшихся в живых, и знайте, что сквернословие есть низость и подлость».

Стучал в дверь кончиками пальцев304. Когда приходил к кому-то, чей дом не имел двери или занавеса, то он не стоял на пороге, а останавливался с левой или правой стороны двери и говорил: «Мир вам, мир вам»305.

«Не оскорбляй никого. Если кто-то на тебя клевещет, то ты не поноси его тем, что знаешь, ибо в этом случае вознаграждение будет твоим, а грех его уделом»306.

Самоуважение

Он говорил: «Недостойно, чтобы верующий оказался униженным». На вопрос: «Каким образом?» ответил: «Нельзя подвергать себя испытанию, которого не можешь вынести. Если будут унижены: тот, кто без приглашения сидит за столом; гость, который даёт хозяину дома какие-то распоряжения; человек, который от своего врага ждёт благожелательности; тот, кто просит у низких и подлых людей милости и великодушия; человек, который вмешивается в тайны двоих, хотя его не принимают; человек, сидящий в собрании, которое не соответствует его положению; человек, рассказывающий кому-то о чём-то, но сам не слушающий его рассказа, – то эти люди должны упрекать самих себя».

Он говорил: «То, благодаря чему люди сохраняют уважение к себе, запишут им в качестве милостыни»307.

Самоотверженность

Однажды он со своим другом вошел в водоём, в котором росли какие-то деревья. Вырубил две ветки: одну ровную, а вторую кривую. Ровную дал своему другу, а кривую взял себе. Друг его возразил: «О Посланник Бога! Ты более достоин, чем я, того, чтобы взять себе эту ровную палку». Пророк (С) сказал: «Никогда! Религиозный человек должен искренне дружить со своим другом, ибо в День Страшного суда его будут спрашивать о соблюдении правил этой дружбы, если даже время этого общения было не более одного часа».

Честность и надежность

До восхождения солнца Ислама и после него Пророк (С) среди своих врагов был известен как верный, надёжный. Он говорил: «Аллах не разрешил нарушения трёх вещей кому бы то ни было: возвращения сданной на хранение вещи её хозяину, независимо от того, является ли этот человек добродетельным или нет…» Его враги в Мекке после объявления его пророчества продолжали оставлять самые драгоценные свои вещи у него на хранение, они даже не допускали мысли, что он вдруг конфискует их вещи и использует их на пользу своей религии. Поэтому, когда он переселился в Медину, то попросил имама Али (А) остаться в Мекке, чтобы оставленные ему на хранение вещи вернуть их хозяевам. Он говорил: «Вверенную тебе на хранение вещь ты должен вернуть назад, и человека, который предал тебя, ты не предавай»308. «Человек, который в этом мире подменяет или не возвращает вещь, сданную на хранение, её хозяину и умирает, то умрёт он не в моей религии и встретит Бога разгневанным на него»309. Даже не имеющие ценности нитку и иголку возвращал их хозяину310. Он говорил: «Если кто-то скажет вам какое-то слово, оглядываясь вокруг, то это слово также даётся на хранение»311.

Во время битвы под Хайбаром мусульмане испытывали столь сильный голод, что для утоления его использовали в пищу мясо некоторых недозволенных животных. Мусульмане захватили несколько крепостей Хайбара, но крепости, в которых держали продовольствие, не могли взять. В это время темнокожий пастух, который охранял стада евреев Хайбара, прибыл к Пророку (С) и попросил разъяснить ему истинную сущность Ислама. С первой встречи, благодаря аргументированному и логичному объяснению Посланника Бога (С), он принял Ислам, а затем сказал: «У меня на руках на сохранении бараны евреев Хайбара, раз моя связь с хозяевами этих баранов прекратилась, то как я должен поступить?» Пророк (С), несмотря на то что взоры сотен голодных воинов были устремлены на эту добычу, самым недвусмысленным образом сказал: «В нашей вере нарушение обязательств относительно сданной на хранение вещи является величайшим грехом, поэтому тебе следует всех этих баранов довести до крепости и передать их в руки их хозяев». Тот тут же последовал указанию Пророка (С).

Выносливость и выдержка

Самый известный ученик Пророка (С) имам Али (А) считал его самым выдержанным и выносливым человеком, ибо Мухаммад (С) был вождём, а вождю приходится терпеть невежество людей своей эпохи.

Анас говорит: «Десять лет я ему служил, никогда он меня не поносил и не бил, и не прогонял от себя, и не хмурился на меня. Если давал какое-то распоряжение, и я не мог его исполнить, он не упрекал меня за это, а если даже кто-то из членов его семьи упрекал меня, то он всегда говорил: «Оставьте его в покое, если бы он мог это сделать, он сделал бы»»312. Он говорил: «Человек благодаря выдержке может держать пост и проводить свои ночи в богослужении»313.

Абдулла, сын Масуда, говорит: «Пророк (С) велел: «Пусть никто из вас не злословит о моих друзьях при мне, я хочу покинуть вас без беспокойства и смятения». Однажды привезли ему имущество, и он разделил его. Я услышал: двое между собой разговаривают, и один говорит другому: «Клянусь Богом, Мухаммад (С), так разделив, не думал о Боге и Дне Страшного суда». Я подошел к Пророку (С) и сказал: «Ты сказал, чтобы не говорили тебе о твоих друзьях, но я слышал: тот-то и тот-то о тебе так говорят». Его щёки покраснели, и он сказал: «Оставь их. Пророк Муса (А) больше этого претерпел, но выдержал»»314.

Благородство и великодушие

Он был самым благородным и великодушным человеком своего рода315. Имам Али (А) в «Пути красноречия» говорит: «… следуйте за великим Пророком (С), который является образцом величия и великодушия для того, кто желает благородства и великодушия»316. Никогда за себя он не мстил317.

Анас говорит: «Часто Пророк (С) начинал и прекращал пост либо молоком, либо шербетом, в которые он макал хлеб и ел. Однажды я приготовил ему это, но он не пришел. Я подумал, что он пошел в гости к своим друзьям, и съел то, что приготовил для него. А через час пришел Пророк (С), и я спросил у одного из его спутников: «Он был в гостях и что-нибудь ел?» Они мне ответили: «Он не был ни у кого в гостях и нигде не ел». Как я провел ту ночь, страдая из-за того, что, возможно, Пророк (С) попросит этот шербет, знает один Аллах, – но он в ту ночь спал голодным и на второй день соблюдал пост. И он до сих пор ничего об этом не сказал и не спросил»318.

Благочестивость

Пророк (С) полностью отвернулся от суетной жизни и удалил её из своего сердца. Он любил, чтобы украшения этого мира были далеки от него, не хотел для себя какой-нибудь роскошной одежды и не мечтал жить богато319.

О прощении

Обычай просить извинения является отличительной чертой великих людей, он был таким человеком. Он говорил: «Должен ли я сказать, кто из вас самый худший?» Сказали: «Да, о Посланник Бога!» – «Тот, кто не прощает ошибки, и тот, кто не принимает извинения и не закрывает глаза на промахи». Несмотря на то что он настаивал, чтобы человек, совершивший какой-то плохой поступок, просил прощения, для сохранения человеческого достоинства он давал распоряжение следующего содержания: «Не дай Бог, чтобы ты совершил какой-то поступок, за который затем нужно просить прощения»320.

«Тот, кто не принимает извинения просящего прощения, – независимо от того, является ли просящий прощения честным или нечестным, – пусть не ждёт моего заступничества»321.

«Никто больше Аллаха не принимает извинения»322.

Любовь к истине

И в ярости, и в радости всегда говорил только правду323. Говорил правду, даже если она была во вред ему и его друзьям324.

Даже когда не имел достаточного количества воинов в своей армии и каждый человек в составе армии был для него важен, он не принял предложение попросить помощь у язычников для подавления других неверных и сказал: «У язычника я не буду просить помощи»325.

Он всегда рекомендовал своим друзьям: «Правду принимай, от кого бы она ни исходила, даже если говорящий является чужим, врагом, и не принимай ложь, от кого бы она ни исходила, даже если это близкий друг»326. Если речь шла о правом деле, он не различал никого, и никто не мог противостоять ему в его стремлении отстоять эту правду. На рукоятке его меча было написано следующее: «Говори правду, даже если она против тебя»327.

Стеснительность

Однажды, увидев человека, который перед людьми совершал омовение, он сказал: «О люди! Аллах любит, чтобы его рабы прикрывали свои срамные места, и когда каждый из вас совершает омовения тела, то он должен скрываться от глаз людей, ибо стыд является украшением вашей религии»328.

Он был щепетильным до такой степени, что всегда, чего бы ни просили у него, выполнял просьбу. Был более стеснительным, чем девушка, скрывающаяся за покрывалом; и когда что-то ему не нравилось, об этом всегда догадывались по его покрасневшим щекам. Когда призывал людей к стеснительности, говорил: «Вера нага, и её покрывалом является стыд»329. Он говорил: «Кто не стыдится людей, тот не постыдится Великого Аллаха». Был настолько стыдливым, что никогда пристально ни на кого не смотрел330. Когда говорил, от смущения потел331. Был столь стыдлив, что когда кого-то ему было нужно критиковать, то всё, что он хотел сказать, разъяснял намёком.

Немногословность

Был Пророк достаточно молчаливым и без надобности не говорил. Его молчание не было признаком его надменности и гордости. Говорить что-то доброе предпочитал молчанию, а молчание предпочитал злословию332. «Молчание – знак мудрости, и те, которые его предпочитают, немногочисленны»333.

«Аллах прощает того, кто говорит доброе слово, извлекая из него какую-то пользу, либо соблюдает молчание, – такой человек останется невредимым»334. «Молчание, – украшение умного и покров для глупого»335.

Разум

Пророк (С) придавал большое значение мышлению и говорил: «Сущностью человека является его ум, и человек, не имеющий ума, не имеет веры»336.

Он говорил: «Первым, что сотворил Великий Аллах, был разум. Господь сказал ему: «Подойди ближе», – и разум подошел ближе, а потом велел ему: «Вернись назад», – и разум последовал этому велению; затем Господь сказал: «Клянусь Своим величием, что Я не сотворил более любимого творения, чем ты. Ради тебя Я даю [людям] что-то и беру что-то, и посредством тебя Я вознаграждаю и наказываю»»337.

Пророк (С) говорил: «Не восхищайтесь тем, что такой-то мусульманин, пока не познаете глубину его разума»338. Он обычно говорил: «Достойно, когда умный смотрит на свое лицо в зеркало: если оно красиво, то он не должен запятнать его подлым поступком, а если оно безобразно, то он не должен подлым поступком увеличивать свое безобразие».

Имам Садик (А) сказал: «Пророк (С) никогда с людьми не говорил на уровне своего мышления и отмечал: «Мы, пророки, обязаны говорить с людьми так, чтобы нас понял любой из них»»339. Он говорил: «Воистину всё благо достигается посредством разума»340.

Гнев

Он гневался только ради Создателя, и ничто перед силой его гнева тогда не могло устоять341. Он говорил: «Самый лучший путь [приближения к] Великому Аллаху лежит через две вещи: терпеливое проглатывание гнева и стойкое перенесение неприятностей»342.

«О Али! Тому, кто проглатывает свой гнев, вместо того, чтобы его выплеснуть, Бог даст безопасность и веру, вкус которой он почувствует».

Пророк (С) был самым стойким перед гневом человеком и быстрее всех других успокаивался после чего-либо. Другим рекомендовал: «Когда приходишь в гнев, предпочитай молчание»343.

«Гнев проистекает от дьявола, а дьявол происходит от огня, а огонь можно потушить только водой, и когда кто-то приходит в ярость, лучше совершить ритуальное омовение. Знайте, что самый лучший человек тот, кто медленно приходит в ярость и быстро успокаивается, и самый худший человек тот, кто быстро приходит в ярость и медленно успокаивается. Если человек медленно приходит в ярость и медленно успокаивается или быстро приходит в ярость и быстро успокаивается, то это нечто среднее»344. «Вершина доблести – это когда кто-то приходит в ярость, доходит до предельной нервозности, его лицо краснеет и волосы дрожат, но он побеждает свой гнев»345.

Счастье

Посланник Аллаха (С) был, в полном смысле этого слова, самым счастливым человеком на земном шаре. Свою точку зрения на счастье он объяснял следующим образом: «Счастлив раб, чей доход неосквер-нён, который имеет добрый нрав, чистые намерения, большую часть своего имущества жертвует ради Господа, лишнее слово не произносит, воздерживается от причинения зла людям, поступает с ними по справедливости»346. «Для счастья человека достаточно того, что люди в делах этого и того миров верят ему»347.

Тот, кто наделён красотой лица, добрым нравом, достойной супругой и щедростью, тот получил долю из блага этого и того миров.

«Счастлив тот мусульманин, чей ребенок [лицом и богобоязненностью] похож на него самого, который имеет красивую и религиозную супругу и большой дом»348.

«Добронравие человека есть его счастье, а скверный характер – несчастье»349.

«Тот, кто известен, всегда обеспокоен, а простой человек живёт спокойно»350.

«К факторам счастья относятся долголетие и покаяние»351.

«Аллах Своей мудростью и милостью установил в убеждённости и согласии спокойствие и радость, а печаль – в сомнении и гневе»352.

«Будто бы весь мир полностью находится в руках того, кто здоров, и в своем кругу ощущает себя в безопасности, и имеет питание на этот день»353.

«Четыре вещи являются факторами счастья мужчины: богобоязненная жена, благонравные дети, достойные его собеседники и получение доходов на своей родине»354.

Благонравие

«На весах содеянного в День Страшного суда нет лучшей вещи, чем благонравие»355.

«О дети Абд аль-Муталиба! Вы своим богатством не можете поделиться со всеми людьми, поэтому обращайтесь к ним с открытым лицом и благонравием»356.

«Самый близкий из вас для меня в День Воскресения – обладающий лучшим нравом»357.

Любовь к знанию

Ценность знания

Он говорил: «О Али! Ты должен [постичь] знание, даже если оно находится в Китае, ибо нет более ценных для Господа качеств, чем обладание знанием или стремление к нему».

Однажды Пророк (С) вошел в мечеть, в которой сидели две группы: одна читала Коран и молитвы, в другой что-то изучали и обучали других. Пророк (С) сказал: «Обе группы совершают благое дело: эти читают Коран и взывают к Богу, и если Он захочет, за благое дело вознаградит их; а те изучают и обучают; но я, воистину, был избран, чтобы обучать», – и сел с последними358.

Он наставлял: «Получайте знания, ибо в их усвоении благо. Обучение есть поклонение Аллаху. Стремление к знаниям считается джихадом[21]. Обучение невежды считается милостыней. Дарить знание тому, кто заслуживает его, является приближением к Создателю, так как именно знание есть средство различения дозволенного и недозволенного; знание приведёт стремящегося к нему на путь в рай; оно спасает от страха одиночества; на чужбине является собеседником; оно является путеводителем в познании сокровенных дел; оно есть оружие против врагов и украшение для друзей; знание есть жизнь сердца, свет очей в темноте [невежества]; со знанием подчиняются и поклоняются Создателю. Создатель познается при помощи знания; знание есть наставник разума»359.

«Знание есть клад, и вопрос – ключ от него; да простит вас Аллах, спрашивайте, [ибо в вопросах и ответах] четверо получают вознаграждение: тот, кто спрашивает; тот, кто отвечает; тот, кто слушает, и тот, кто восхищается знанием»360.

«Кто не зная начинает что-то делать, тот скорее погубит дело, чем поправит его»361.

«Небольшое дело со знанием полезно, а множество дел без знания бесполезны»362.

«Наиболее ненасытным человеком считается тот, кто следует за знанием; а самым пресыщенным человеком считается тот, кто не ищет знания»363.

«Ищите знание, даже если оно находится в [далекой стране] Китае, ибо поиски знания необходимы для каждого мусульманина; ангелы при этом расстилают для него свои крылья, так как они довольны тем, что он делает»364.

«Ищите знания от колыбели до могилы»365.

«Один час, проведенный учёным в размышлениях о своём знании, лучше, чем семьдесят лет поклонения молящегося»366.

Посланник Аллаха (С) профессионализм в какой-либо области ценил столь высоко, что непрофессионала приравнивал к изменнику: «Нет разницы, доверить ли предателю или тому, кто портит дело, – оба они губят дело»367.

Возможно, читая все это, читатели задаются таким вопросом: «Если Пророк (С) выказывал такое большое внимание и уважение к науке, почему он сам не мог читать и писать?» Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем высказывание исламского ученого Фейзд Кашани: «Среди приверженцев некоторых исламских течений распространено мнение, что Пророк (С) был «неграмотным» в том смысле, что он не умел читать и писать, но то, что передается от имени семьи Пророка (А), противоречит этому суждению. Мухаммад ибн Хасан Саффар в «Баса’ир ад-дараджат» со ссылкой на Абурахмана, сына Хаджаджа, передает, что имам Садик (А) сказал: «Пророк (С) постоянно читал и писал».

Также со ссылкой на Джа‘фара ибн Мухаммада ибн Суфи он передает: «У имама Джавада (А) спросил: «О потомок Посланника Аллаха (С), почему говорят, что Пророк (С) “умми” («неграмотный»)?» Он в ответ спросил: «Что говорят люди об этом?» Я сказал: «Поскольку он не писал, люди называют его неграмотным». Тогда Джа‘фар ибн Мухаммад ибн Суфи сказал: «Они лгут. Да падет на них Божья кара! Сколь отличается то, что они говорят, от благословенного великого Божественного слова, приведенного в Его Книге:

Он средь невежд избрал Посланника для них,

Кто им Его знания толкует,

Чтобы очистить их и обучить

Священному Письму и мудрости Господней.

(Коран. 62:2.)

Так каким образом Пророк (С) обучал людей тому, чего сам не знал? Пророк (С) постоянно читал и писал на многих языках368. Его называли «умми» потому, что он был родом из Мекки, а Мекку называли «уммахат», т. е. «мать городов». Всевышний в Коране так о Мекке говорит: «…дабы ты увещевал Мать городов (жителей Мекки) и тех, кто живет вокруг нее.» (Сура «Аль-Ан‘ам» (Скот) – 6:92)369

Этика обучения

Имам Садик (А) от имени Пророка (С) передает: «Когда будете сидеть перед учителем или в каком-то научном собрании, сидите один за другим, а не разрозненно, как сидели невежественные арабы 370. Знание писанием нанизывайте на нитку371. Пусть местом того, кто получает знание, чтобы нападать на невежественных, или кичиться перед учеными, или привлекать внимание людей, чтобы считали его великим, будет ад! 372 Правильно задавать вопрос – это уже половина знания373. Уважайте и своих учителей, и своих учеников»374.

Методы обучения

Для объяснения своей цели и доказательства своей правоты он не ограничивался только одними словами, а использовал другие пути, методы и средства обучения, некоторые из них приведем здесь.

1. Он совмещал слуховой и зрительный методы при объяснении предмета обсуждения.

Абу Муса ал-Ашари говорит: «Однажды Пророк (С) сказал: «Верующий по отношению к верующему – это как строительные материалы, крепко связывающие друг друга», – а затем сжал пальцы руки друг с другом»375.

2. Иногда для наглядности брал недозволенную вещь в свои руки и, показывая её людям, говорил: «Это не дозволено», – с тем чтобы потом кто-либо не сказал, что он неправильно его понял.

Имам Али (А) говорил: «Однажды Пророк (С) взял в левую руку шёлк, а в правую – золото, а затем, подняв руки, сказал: «Эти две вещи не дозволены мужчинам моей общины, а дозволены только жен-щинам»376.

3. Иногда для того, чтобы довести до слушателя суть предмета обсуждения, задавал ему такие вопросы, получая необходимые ответы на которые от слушателя, подводил его к верному ответу, не приводя аяты, запрещающие какое-либо действие. Так, например, Абу Амама Бахили рассказывает: «Юноша, подойдя к Пророку (С), сказал: «О Посланник Бога! Дай мне разрешение на прелюбодеяние!» Люди набросились на этого юношу из-за этих слов, но Пророк (С) остановил их: «Наберитесь терпения!» Затем сказал молодому человеку: «Подойди ближе!» Юноша подошел к Пророку (С) и сел на землю. Пророк (С) спросил его: «Ты хочешь, чтобы кто-то сделал это с твоей матерью?»

– Нет, клянусь Богом, о Посланник Бога! Да принесет Аллах меня в жертву тебе, нет!

– Люди не хотят, чтобы так поступали с их матерями. А хочешь ли ты, чтобы кто-нибудь так поступил с твоей дочерью?

– О нет, клянусь Аллахом, о Посланник Бога, да буду я твоей жертвой!

– Люди не хотят, чтобы с их дочерьми так поступали. Не хочешь ли, чтобы кто-нибудь так поступил с твоей сестрой?

– О Посланник Бога, нет, клянусь Богом, да буду я твоей жертвой, нет.

– Люди не хотят, чтобы так поступали с их сестрами. А не желаешь ли, чтобы кто-нибудь так поступил с сестрой твоего отца?

– О Посланник Бога, клянусь Богом, да сделает Создатель меня выкупом за тебя, нет.

– Люди не хотят, чтобы так поступали с сестрами их отцов. А если кто-нибудь подобное совершит в отношении твоей тёти со стороны матери?

– О Посланник Бога, да буду я выкупом за тебя, я не желаю такого действия по отношению к моей тёте.

Пророк (С) положил свою руку на плечо молодого человека и сказал: «О Господи! Прости ему его грехи, очисти его сердце и сохрани его постыдные места». После этого молодой человек больше не грешил»377.

4. Использование сопоставления было одним из методов его объяснения. Например, когда спросили его: «Почему должны дать вознаграждение тому, кто спит со своей женой?» – Пророк (С) ответил: «Если бы этот человек направил свою страсть на совершение недозволенного, вы наказали бы его? Следовательно, использование этой силы в дозволенных целях должно вознаграждаться».

5. Уподобление и сравнение также использовалось им как один из доступных методов объяснения.

Пророк (С) говорил: «Религиозный человек, который читает Коран, подобен цитрону, который имеет и приятный запах, и приятный вкус.

Верующий, который не читает Коран, подобен финику, который имеет приятный вкус, но лишен аромата.

Распутный, который читает Коран, подобен ароматному цветку, имеющему горький вкус.

Распутный, не читающий Корана, подобен колоквинту, который, не имея запаха, имеет горький вкус»378.

Побуждение к изучению иностранного языка

Зайд ибн Сабит говорит: «Пророк (С) повелел мне, чтобы я выучил еврейский язык, и когда я выучил этот язык, я переводил его письма евреям и читал письма евреев к нему»379.

Доблесть

В течение десяти лет проживания в Медине он руководил примерно двадцатью семью сражениями.

Однажды вечером в Медине был услышан [устрашающий] звук, и люди побежали в ту сторону, откуда он раздавался. На середине дороги встретились с благородным Пророком (С), который уже возвращался с того места, откуда исходил этот страшный звук380.

Во время боя считался доблестным тот, который находился рядом с Пророком (С), так как на поле боя Пророк всегда находился на переднем крае битвы. Осман ибн Хасин говорит: «Когда Посланник Бога (С) сражался с врагом, первым, кто вступал в сражение с врагом, был он».381

Микдад о битве при Ухуде говорит: «Клянусь Тем, Кто действительно послал Мухаммада (С) пророком, расстояние между ним и врагами всегда было мало, он находился напротив них. Иногда группа сподвижников была вместе с ним, а иногда нет. Часто я наблюдал, как он стоя пускал стрелу или бросал камень, чтобы воспрепятствовать продвижению врагов»382.

В битве при Хандаке его доблесть доходила до того, что предотвращение предполагаемого прорыва со стороны язычников он взял на себя383.

В сражении при Хандаке он показал такую доблесть, что когда племя Хавазин своим обстрелом распылило мусульман, он один противостоял противнику; он спешился со своего мула и своими эпическими стихами представился тем, кто его даже не знал:

Я есть Пророк правдивый,

Я есть сын Абд аль-Муталиба.

Историки написали, что в тот день не было более стойкого и близкого к врагу человека, чем он384.

Он был самым храбрым человеком. При этом часто в своих высказываниях призывал своих друзей к храбрости, критиковал малодушие и трусость. Если бы Пророк (С) не был храбрым, то лицемеры обязательно отметили бы эту его слабость; нашлись бы люди, которые написали бы об этой стороне его натуры, и это дошло бы до наших дней.

Приведем его высказывания, призывающие к храбрости и осуждающие трусость:

«Тот, кто погибает, защищая свое имущество, есть шахид[22].

Тот, кто погибает в борьбе за свою религию, есть шахид.

Тот, кто погибает, защищая свою семью, есть шахид»385.

«Самый предпочтительный джихад – высказывание правды в лицо деспотичному правителю»386.

Дальновидность

Дальновидность есть спутник разума, и коль скоро он был «всеобщим разумом», то был и самым дальновидным человеком.

Прежде чем начать какое-нибудь дело, всегда обдумывал его результаты и говорил: «Тот, кто предвидит результаты, защищен от неприятностей 387.

Тот, кто быстрее преодолевает свой гнев, более благоразумен. Дальновидность – в предусмотрительности»388.

Правдивость

Имам Али (А) представлял его «самым правдивым»389.

Ибн Аббас говорит: «Когда был ниспослан стих Корана «Близких родственников предупреждай» [Коран, «Шу‘ара»: 214], этот великий человек поднялся на гору Сафа и провозгласил: «На нас напали!» Люди сказали: «А кто они?» Он спросил: «Если скажу, что всадники намереваются на нас напасть, то вы поверите моим словам?» Сказали: «Да, так как от тебя мы не слышали ничего, кроме правды». Тогда он сказал: «Воистину, я есть ваш предсказатель об ожидаемых сильных страданиях»»

«Правдивость – это залог спокойствия, а ложь – предмет беспокойства»391.

«Тот, кто правдив, скорее верит словам людей, а тот, кто лжёт, считает большинство людей лжецами»392.

Руководство

В качестве предводителя человечества ни на минуту не упускал из своего внимания нравственное состояние общества, чтобы оно, отклонившись от истинных ценностей, не пошло неправильной дорогой.

Имам Али (А) говорил: «Он [ни на минуту] не оставлял бдительность [в отношении] заблуждений людей. Он считал добро добром и поддерживал его, а зло считал злом и боролся с ним»393.

Радость

Когда ему что-то нравилось, его лицо сияло, подобно диску луны394.

Когда приносили ему добрую весть, он совершал саджда (земной поклон) благодарности [Богу]395.

Когда радовался, смыкал свои ресницы396.

Когда сильно радовался чему-либо, то часто проводил рукой по своей бороде397.

Терпеливость

«Ради Аллаха и на Его пути я столько страдал, что никому не пришлось столько перестрадать»398.

Во время битвы при Ухуде получил ранение в лицо, и четыре его передних зуба были сломаны. Сподвижники просили его, чтобы он проклял своих врагов, но он сказал: «Я был избран не проклинающим, а был послан призывающим и прощающим.

О Господи! Веди мою общину по правильному пути, ведь они невежественны!»

Ибн Мас‘уд говорит: «Однажды, когда Пророк (С) пребывал коленопреклонённым, а вокруг него находились курайшиты, Акаба, сын Абу Муита, взял кишки верблюда и положил на его спину, но Пророк (С) продолжал саджда. Фатима (А) подошла, убрала кишки и прокляла Акабу. Пророк (С) сказал: «О Господи! Наставь мой народ, ведь они не понимают!»

Людям, которые испытывали трудности, он говорил: “Если есть какая-то трудность, то есть и решение её”»399.

Справедливость

Али (А) говорит: «Пророк (С) пришёл в наш дом, когда я спал в постели. Хасан (А) сказал: «Хочу пить». Пророк (С) направился к нашей дойной овце, у которой было немного молока, и когда он подоил овцу, Хусейн (А) также подошёл [и попросил молока], но Пророк (С) ему не дал. Фатима (А) спросила: «Разве ты больше любишь Хасана?» Он ответил: «Нет, но он попросил молоко раньше Хусейна». Затем сказал: “Я, ты, эти двое [детей] и тот, кто лежит в постели, в День Страшного суда будем в одном месте’»400.

«О Али! Когда выступаешь в качестве судьи меж двух людей, никогда не выноси решение в пользу первого, пока не услышишь слова второго».

Он не позволял кадию* выносить решение прежде, чем тот услышит слова обеих сторон401.

«Тот, кто из корысти восхваляет несправедливого государя и унижает себя, будет его сотоварищем в аду»402.

Даже во время болезни свое время он справедливо распределял между своими женами403.

Родителям обычно рекомендовал: «Аллах любит, когда родители справедливо поступают со своими детьми, даже в поцелуях».

Прощение

На рукоятке его меча было написано: «Прощай того, кто поступает с тобой несправедливо»404.

Сам он был наделён свойством прощать и рекомендовал это другим. «Прощайте! Воистину, прощение увеличивает ценность раба Божьего, поэтому прощайте друг друга, чтобы Господь сделал вас значимыми»405.

Описывавшие образ жизни Пророка (С) утверждали: «Во всех случаях он велел прощать других»406.

Никогда он за себя не мстил, а всегда прощал. «Человеку, который ради Аллаха прощает пережитую несправедливость, Аллах прибавляет в День Страшного суда достоинства»407.

Всем Пророк (С) советовал: «Прощайте друг друга, чтобы устранить враждебность»408.

Скромность

Имам Али (А) так описывает его скромность: «Мой любимый Мухаммад (С) сам связывал ноги верблюдов, кормил скотину травой, своими руками доил овцу и штопал одежду и чинил обувь»409.

Его друзья не вставали при его приходе, потому что знали, что он не любит этого410.

Купленное на рынке он сам приносил домой.

Он говорил: «Скромностью является удовлетворенность человека своим местом в конце собрания и приветствие каждого, кого встретит»411.

Он говорил: «Есть пять дел, которые до своей смерти я не оставлю: употреблять пищу сидя на земле; сидеть верхом на невьючном осле; доить козу своими руками; отвечать на приветствие детей…» 412

Когда он отправлялся куда-то верхом, то не разрешал другим идти рядом с ним пешком. Он настаивал, чтобы его спутник тоже был верхом, а если тот на это не соглашался, то говорил ему: «Иди вперёд и там, где хочешь, жди меня, я к тебе приду»413.

Он говорил: «Если кто-то поступает нескромно, то Бог его не возвеличит»414.

Он постоянно говорил: «О люди! Не возвеличивайте меня больше моего достоинства, ибо Аллах, прежде чем сделать меня Пророком, создал меня рабом [Божьим]»415.

Однажды Пророк (С) пришел к колодцу, чтобы постирать свою одежду. Тут Хузайфа, сын Ямана, подержал его одежду и прикрыл его от людского взора, пока он не завершил свою стирку, а затем Хузайфа сам приступил к стирке. Пророк (С) взял его одежду и прикрыл его от людского взора. Хузайфа не согласился с этим и сказал: «О Посланник Бога, да будут мои родители выкупом за тебя, не делай этого!» Но Пророк (С) отказался вернуть ему одежду»416.

Кроме скромных, все другие, имеющие какое-то богатство, становятся предметом зависти.

Он говорил: «Не слишком восхваляйте меня, как делали христиане в отношении Исы (А), истинно я являюсь рабом Божьим. Обо мне говорите: “Раб и Посланник Аллаха’»417.

Хозяйственная деятельность

Он жил так: продавал плоды фиников с пальмовой плантации Бани Назир и тем самым обеспечивал годовое пропитание своей семьи418.

Из плодов фиников или урожая, который ему обычно дарили, он распределял сто весков[23] своим супругам, а именно: восемьдесят весков фиников и двадцать весков ячменя419.

Однажды один из ансаров пришел к Пророку (С) и попросил финансовую помощь. Пророк (С) спросил его: «Дома у себя что-нибудь имеешь?» Тот сказал: «Да, мы имеем ковер, половиной которого укрываемся, [чтобы спасаться от холода], на другой половине сидим; также имеем большую деревянную чашу, из которой пьём воду». Пророк (С) сказал ему: «Принеси эти вещи». Тот принес, и Пророк (С), взяв их, спросил: «Кто купит их?» Кто-то сказал: «Обе покупаю за один дирхем». Пророк (С) спросил: «Кто даст больше?» Другой человек сказал: «Я покупаю их за два дирхема». Пророк (С) отдал эти вещи и взял два дирхема, затем отдал деньги ансару и сказал: «На один дирхем купи еду своей семье, а на другой купи плотничий топор и принеси мне». Тот человек поступил, как велел Пророк (С). Пророк (С) сделал из какой-то палки [рукоятку] топора и сказал ансару: «Иди заготавливай дрова и в течение пятнадцати дней не приходи ко мне». Ансар через две недели пришёл к Пророку (С) с десятью дирхемами и купил на эти деньги одежду и продукты питания. Пророк (С) сказал ему: «Это для тебя лучше, чем просить. Просьба в День

Конец ознакомительного фрагмента.