Вы здесь

Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения. 5. Тип личности ребенка: особенности тестирования (А. А. Овчаров, 2018)

5. Тип личности ребенка: особенности тестирования

Воспитаниеэто рано сложившиеся привычки, только они самые прочные и надежные в человеке.

Ф. Бэкон


Практика показывает, что все специалисты, работающие с людьми, сталкиваются с одной и той же общей проблемой – неумением составить точный психологический портрет личности. До сих пор и психологией, и психопедагогикой мало изучены такие важные аспекты, как: сознательные и бессознательные мотивы поведения, преобладающий вид мышления, особенности темперамента, акцентуации, предрасположенность к определенной сфере деятельности, конституциональные особенности внешности; признаки феминизации либо маскулинизации личности, независимо от половой принадлежности; особенности жизненной философии, способы актуализации и адаптации в социальной среде.

И здесь аналитическая психология может сыграть роль некоего интегрального метода анализа. Правильно определив с ее помощью тип личности, вы можете также воспользоваться конкретными ответами и рекомендациями по указанным выше аспектам.

Прежде всего, правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребенка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти свою оптимальную социальную нишу. Пренебрегая диагностикой или сделав ошибку в определении психологических качеств личности, мы тем самым толкаем ребенка на путь адаптации к окружающей среде и разыгрывания вследствие этого несвойственных ему в жизни ролей.

Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. Для этого предлагается модель человеческой личности, проявляющей себя на четырех уровнях: психофизическом), психологическом, социальном и социально-психологическом.

Уже в раннем детстве, наблюдая за ребенком, можно определить если не полный его социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в четырех психологических функциях – ощущении (сенсорике), интуиции, мышлении (логике) и чувствовании, а также двух парах установок, в которых названные функции проявляются – экстраверсии-интроверсии и рациональности (рассудительности) – иррациональности (восприимчивости), описанных Карлом Густавом Юнгом в своей фундаментальной работе «Психологические типы».

Если прибегнуть к помощи названных качеств, то можно заметить, что каждый из них проявляется в повседневном поведении ребенка.

Говоря об идентификации типа личности ребенка, нужно учитывать, на какой стадии развития она находится, и применять соответствующие этой стадии методы.

Поэтому, в возрасте до двух лет можно говорить об идентификации, в основном, по внешним признакам, то есть по сенсорной компоненте личности ребенка, поскольку ни о логике мышления, ни об интуитивном восприятие информации на такой стадии судить нельзя: эти признаки или совсем не выражены или выражены на очень слабом уровне. Следовательно, рассчитывать в этом возрасте на высокую надежность психодиагностики не приходится, вероятность попадания в тип крайне низкая и делать окончательные выводы о личности ребенка было бы просто опрометчиво.

На возрастной стадии от двух до семи лет, когда начинает формироваться следующая компонента – чувственная, мы с большей долей уверенности можем говорить о личности ребенка. Здесь тоже есть своя специфика. В таком возрасте ребенок ориентирован, в основном, в двух направлениях: на свои физические желания и на стремление общаться с людьми, к которым он испытывает эмоциональное влечение, считая их «своими».

Логика поступков и социальные нормы поведения, как правило, бессознательно игнорируются или воспринимаются болезненно, но не из-за негативного к ним отношения, а по причине отсутствия механизма их адекватного восприятия.

Функция логики еще недостаточно развита на этой стадии и начинает интенсивно формироваться на следующем этапе – в период регулярного контакта с социумом, а именно со школой, где ребенок близко знакомится с нормами общественной жизни. В дошкольных учреждениях (ясли, детсад) социальные требования, предъявляемые к ребенку, еще не так высоки, чтобы формировать у него логическое мышление в достаточной степени.

Из-за неразвитости логического и интуитивного мышления в таком возрасте, можно с уверенностью судить лишь об их сенсорно – чувственном восприятии окружающего мира, главными ценностями которого являются хорошие отношения, позитивные эмоции и сенсорные удовольствия. Поэтому в ходе тестирования эффективно выявляются такие признаки, как ощущение и эмоции. Это объясняется тем, что в возрасте с 2–3 до 7–8 лет ребенок еще не улавливает логических взаимосвязей между вещами, а также не умеет абстрагироваться от действительности и познавать скрытую суть явлений окружающего мира. В качестве тестовых методов выступают наблюдение за поведением ребенка в игровых ситуациях и в быту, а также физические реакции на разные раздражители и стимулы.

Соответственно, мы не можем получить от младшего школьника адекватный ответ на вопрос, заданный в логической или в интуитивной форме. Поэтому для получения объективных данных о структуре личности детей младшего школьного возраста целесообразно использовать не вербальные, а проективные методики.

Раннее определение типа личности ребенка способствует правильной ориентации на использование его врожденных сильных качеств. Идентифицировать тип ребенка можно в 5–7 лет, когда отчетливо выражены по крайней мере два-три признака Юнга. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интравертность ребенка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень.

Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляются их эмоциональные реакции, умение быстро или медленно реагировать на ситуацию, можно говорить о доминировании или подавлении в парах противоположных друг другу признаков: логика– чувствование, и сенсорика-интуиция. В зависимость от того, находятся ли эти признаки в сознательном блоке структуры личности или подсознательном, становится возможным отнести ребенка к определенному типу личности или группе типов с одинаковыми основными сильными признаками.

Одним из эффективных методов социодиагностики детей (5–10 лет) является метод использования цветных жанровых картинок. Ребенку предлагается набор из 6–8 таких картинок с вариантами названий каждой картинки. В названиях закодированы основные юнговские признаки, но содержание названий адаптировано под уровень развития ребенка младшего возраста. Сочетания выбранных им названий говорят о преобладающем типе мышления ребенка и соответственно о возможной сфере применения его сильных сторон.

В средних и старших классах для социодиагностики можно предлагать различные тесты с вопросами, позволяющими оценить уровень логического и интуитивного мышления. Знание социотипа школьника позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании, формировать специализированные классы и группы, делать оптимальный подбор учителя для класса.

Хорошее взаимодействие учителя со всем классом предполагает положительное сочетание социотипа самого учителя и интегрального социотипа класса, который можно определить, зная тип личности каждого ученика. Конечно, такой подбор практически возможен и желателен в младших классах, где занятия ведет один учитель. Для средних и старших классов необходимо осуществлять подбор учителя, выполняющего функции классного руководителя, сочетающего роль предметника и воспитателя.

Используя методы аналитической психологии в школе, можно наладить службу психологической помощи в таких формах, как «телефон доверия», консультации для родителей и самих детей по личным, семейным и образовательным проблемам, вести профориентирование на основе социодиагностики.

Полагая, что психологический тип ребенка заложен в его генетическом коде еще до рождения, мы также считаем, что полностью личность формируется лишь при развитии всех четырех ее компонентов – сенсорики, чувствования, логики и интуиции. Конечно, процесс формирования каждого ребенка проходит индивидуально, но, в основном, он завершается к 15–17 годам.

Внешние факторы – семья, школа, друзья, учителя, литература, средства массовой информации – выступают в роли важных стимуляторов формирования личности. Они не меняют ядра личности, но отражаются на ее «оболочке» – нюансах мышления и поведения.

Одним из инструментов определения качеств, составляющих это ядро, то есть структуру личности, ее элементы и взаимосвязи между ними, является тестирование.

Понятие «тестирование» произошло от английского слова «test», что переводится как опыт, проба. Это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Существуют три основные сферы применения тестирования:

а) образование;

б) профессиональная подготовка и отбор;

в) психологическое консультирование.

Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.

На практике для психологической диагностики личности специалистами используются следующие виды тестов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.

1. Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам испытуемых, на которые определенно можно судить об их психологических качествах.

2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят об изучаемом качестве.

3. Проективные тесты обычно предназначены для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или не могут быть выражены точно, а, в основном, в виде ассоциаций, внутренних образов, субъективных интерпретаций.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, “проецировать” их на других.

Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его способностей и возможностей, широко используются в передовых странах мира. Они широко применяются в образовании и педагогике при решении проблем детского воспитания, для определения сильных и слабых сторон школьника, при отборе детей для дифференцированного обучения, поиске юных талантов и дарований.

Конечно, не следует переоценивать возможности и безальтернативность метода тестирования. Тесты нельзя делать единственным методом диагностики – они требуют параллельного использования игровых методов, особенно в раннем детском возрасте, устного собеседования (интервью), а также оценки личности по внешним признакам. Задача тестов – дополнять традиционные методы – обучающие и воспитательные. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Мы тестируем детей по тестам, составленным на основе принципа выделения в психике ребенка признаков Юнга. Перечислим эти признаки:

Экстраверсия: обращенность человека на внешний мир.

Интроверсия: сосредоточенность на личных переживаниях и своем внутреннем мире.

Рациональность: системность и постоянство в склонностях и занятиях, самодисциплина.

Иррациональность: спонтанность, импульсивность в поведении, стремление к смене впечатлений.

Логика: ориентация на нормы поведения и здравый смысл, стремление все упорядочивать.

Чувствование: ориентация на чувства и отношения, определяющие поведение.

Сенсорика: практичность и реалистичность, настроенность на получение чувственных удовольствий (еда, одежда, комфорт), хорошая ориентация в пространстве, настроенность на формат «здесь и теперь».

Интуиция: стремление к фантазиям и мечтательности, теоретический склад ума, образное восприятие, ощущение себя в потоке времени.

К. Г. Юнг дал достаточно простое и емкое определение основных психологических признаков (функций). «Сенсорика (ощущение) говорит нам, что нечто существует. Логика (мышление) говорит нам, что означает это нечто, чувство – какова его ценность, а интуиция предполагает, откуда оно появилось и куда следует».

Экстраверсию-интроверсию, рациональность-иррациональность Юнг отнес к установкам личности. Шкала экстраверсии-интроверсии определяет вектор (направленность) психической энергии личности: на внешний мир или внутренний. Шкала рациональность-иррациональность (рассудительность-восприимчивость) устанавливает зависимость мышления и поведения личности либо от объективных, фиксированных, ценностных критериев (взглядов, принципов, норм, законов) в случае преобладания рациональной установки, либо от субъективных, ситуативных, непосредственно и импульсивно воспринимаемых факторов (ассоциативно-образных или конкретных) в случае иррациональной установки.

Тест Мегедь-Овчарова для определения типа личности школьника

Тест составлен на основе принципа выделения в психике ребенка уже знакомых нам дихотомических (противоположных) признаков Карла Густава Юнга.


Инструкция к тесту:


При тестировании сравниваются между собой 4 пары противоположных по значению признаков: рациональность-иррациональность, логика-чувство, сенсорика-интуиция, экстраверсия-интроверсия. Каждый признак имеет по 5 пунктов и обозначен порядковым номером.

Нужно выбрать в каждой шкале, состоящей из определенных пар признаков, расположенных горизонтально, либо пункт а) слева, либо пункт а) справа, затем – пункт б) слева, либо пункт б) справа, и т.д.

Затем, в шкалах, размещенных по горизонтали, нужно отметить и сравнить количество положительных ответов, относящихся к каждому признаку и выбрать в целом тот, в котором оказалось больше отмеченных пунктов.

Последовательно запишите на бланке ответов номера признаков, выбранных по преимуществу положительных ответов во всех 8-и пунктах теста. В итоге получится набор из 4-х цифр. Каждому цифровому набору (коду) соответствует определенный тип личности, имеющий свое название (псевдоним). Запишите полученный цифровой код и найдите его название.






Как расшифровать тип личности ребенка по цифровому коду?

Из двух противоположных функций выбрать ту, где оказалось больше отмеченных пунктов и поставить ее порядковый номер. В итоге получится набор из четырех цифр. Каждому набору соответствует определенный тип личности:




Введенные нами названия типов личности были приняты исходя из многолетнего опыта наблюдения за людьми разного возраста и пола. Подбирая мотивированные названия, мы старались учитывать их склонности, особенности мышления и поведения в быту, в формальных и неформальных ситуациях – в семье, с друзьями, в школе, в других учебных заведениях, в работе и на отдыхе, играх и развлечениях, спорах и конфликтах, в рутинных занятиях и в творчестве.

Мы сознательно отказались от системы псевдонимов, предложенной родоначальницей соционики Аушрой Аугустинавичюте по ряду причин. Во-первых, исследование биографий большинства известных личностей – писателей, политиков и других реальных людей показывает, что их характеры не соответствуют приписываемым им стандартным описаниям соционических типов. Что же касается литературных героев (Дон Кихота и Штирлица), основанием для их причисления к соответствующим социотипам явились отдельные особенности поведения, выделенные из общего контекста литературно-киношных произведений.

Во-вторых, все соционические псевдонимы принадлежат исключительно представителям мужского пола, что является определенной дискриминацией прекрасной половины человечества. Тем более, что сами исторические персонажи, их деяния и произведения в большинстве своем, выражаясь современным языком, уже «не в тренде и не в мейнстриме», особенно у юного поколения, и не вызывают никаких ассоциаций.

В третьих, использование псевдонимов в работе с людьми, в частности, в педагогике, в семейном и управленческом консультировании, профориентации, кадровом отборе, а также в научных и научно-популярных публикациях и просто в быту, вызывает ироническое отношение к самому предмету соционики.

И, наконец, существует причина морально-этического характера: многие, в особенности верующие люди, негативно относятся к тому, чтобы их личность ассоциировалась с именами умерших или погибших персонажей.

Нам также показалась неприемлемой система названий, используемая американскими последователями типологии личности Юнга-Майерс Д. Кейрси и М. Бейтс в своей книге «Пожалуйста, поймите меня». Их названия имеют, преимущественно узкоспециализированный характер, например, Архитектор, Журналист, Конферансье, Ученый, Педагог, Продавец, Промоутер. Некоторые названия не имеют прямых аналогов среди профессий: Опекун, Покровитель, Искатель, Мастер, Хранитель. Они позволяют более широко трактовать область применения способностей конкретного типа личности.

Учитывая положительный опыт американских типологов мы в своей системе названий пошли по пути использования названий, позволяющих широко трактовать социальную роль личности. Естественно, наша система не претендует на статус эталона. Кроме того существуют системы научных терминов, относящихся к юнговской типологии, в виде развернутого названия типа, например интуитивно-логический экстраверт и его сокращенные аббревиатурные аналоги – ИЛЭ (система А. Аугустинавичюте), ENTP (система Майерс-Бриггс) и IL (система В, Гуленко).

Мы представляем возможность самому человеку сделать выбор в пользу того или иного термина или псевдонима. Мы заметили, по крайней мере, во взрослой среде логические типы личности предпочитают научную терминологию, чувствующим людям импонируют псевдонимы. Мы убеждены, что при общении с детьми лучше воздержаться от любых названий. Дети очень восприимчивы к новому, но эта восприимчивость часто оборачивается против них же, если не проявлять нужного такта и осторожности. В любом случае необходим индивидуальный подход.


Для самых маленьких детей и школьников (1-й – 5-й классы), мы предлагаем комплексный тест, включающий различные игровые ситуации.

Комплексный тест «Узнай себя»

Получить достоверную информацию о личности ребенка возможно только при использовании различных методов, которые можно проранжировать по степени их эффективности. Первое место у нас занимают, конечно, различные игры, как самостоятельные, так и под ненавязчивым руководством воспитателя-игротехника. Игровые ситуации позволяют ребенку максимально раскрепоститься и быть самим собой, выявляя в игре различные стороны своей личности.

По степени активности-пассивности, претензий на роль ведущего-ведомого в играх можно судить о проявленности у ребенка признаков экстраверсии-интроверсии. В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты – сдержанные и недемонстративные.

Большим уровнем фантазии, выдумки, оригинального мышления и поведения, способностью что-то придумывать в ходе игры, вносить в нее элемент креатива, отличаются дети с развитой интуицией.

Преобладание эмпатии и способности эмоционально воздействовать на окружающих для достижения своих целей и регулирования отношений говорят о доминировании в его характере чувственной составляющей психики.

Рассудительность и склонность все упорядочивать и создавать подобие системы в своем маленьком мире являются показателем выраженности в структуре личности мыслительной (логической) доминанты.

Приверженность ребенка к привычным повторяющимся действиям в игровых ситуациях, сочетающимися с элементами прагматичности и реализма свидетельствуют о преобладании сенсорной компоненты в его характере.

Наблюдая за поведением детей в игре можно заметить, насколько им характерна равномерная работоспособность, последовательность в решении поставленной цели или, наоборот, спонтанность в процессе совместной деятельности, резкая смена активности и пассивности, переключение интереса от одного объекта к другому. Первое говорит о преобладании признака рассудительности (рациональности), а второе – о перевесе элемента восприимчивости (иррациональности) в личности ребенка. О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение. Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.

Достаточно информативными являются тесты-задания, позволяющие выявлять определенные типологические признаки, в нашем случае это психологические функции К. Г. Юнга. В качестве таких тест-заданий могут выступать как известные в психологии тесты «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», кляксографический тест, психогеометрический тест С. Деллинжер, так и импровизационные ситуативные задания, например: составить список любимых блюд, вырезать аппликацию, написать короткий рассказ с использованием известных слов. Остановимся на некоторых из них, наиболее чаще используемых нами для психологической диагностики детей в возрасте от 5 до 10–12 лет.

1. Тест «Несуществующее животное»

Задача: нарисовать несуществующее фантастическое животное. Придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.

Интерпретация теста: рисунок позволяет выделять в детских характерах, главным образом, две шкалы: сенсорика-интуиция и экстраверсия-интроверсия. Сенсорные дети обычно изображают «несуществующее животное», похожее на им уже известные виды зверей, птиц, рыб или насекомых. Изображаемое «животное» также может представлять из себя симбиоз двух или нескольких персонажей более или менее напоминающих реально существующих существ – домашних или обитающих в дикой природе. Это же относится и к присвоенным названиям, например: котоящер, птицехвост, зверозубый крокодил и тому подобное.

У интуитивных детей изображения больше соответствуют определению «несуществующее». Они чаще по форме тяготеют к абстрактности, в них просматриваются элементы сюрреализма, фантасмагории, максимального отрыва от реальности. Их «несуществующие животные» могут изображаться в виде аморфных пятен, геометрических фигур, черточек либо отдельных фрагментов растений или живых существ. Названия также могут быть лишены конкретного реального смысла, например: кадабр, мурзук, летун, зверин и тому подобное.

Об экстраверсии ребенка может говорить стремление заполнить рисунком максимальную площадь бумажного листа, большое количество элементов рисунка, дополнительных аксессуаров. Иногда названия подменяюся целым повествованием об изображаемом животном, чтобы «всем было понятно». Изображения интровертных тетей характерны минимализмом и миниатюрностью – рисунок обычно занимает малую площадь листа. Количество деталей также сведено к минимуму, контекст обычно отсутствует.

2. Тест «Дом-дерево-человек»

Задача: нарисовать в зависимости от выбора ребенка отдельно на листках бумаги дом, дерево и человека или разместить их вместе на одном рисунке, составив композиции.

Интерпретация рисунков: у интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.

Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.

Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.

Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.

3. Психогеометрический тест

Задача: из предлагаемых геометрических фигур – треугольника, квадрата, круга и зигзага детям предлагают выбрать один или несколько предпочтительных фигур или расположить их все в порядке убывания предпочтительности.

Интерпретация рисунков: треугольник обычно выбирают дети с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе, квадрат – дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные, круг – дети ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первые идущие к примирению, зигзаг – дети с творческим, неординарным мышлением, их поступки часто непредсказуемы для окружающих.

4. Тест-задание «Маленький писатель»

Задача: составить короткий (5–10 предложений) рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери.

Конец ознакомительного фрагмента.