Вы здесь

Личная безопасность. Авторская дополнительная образовательная программа. Авторская дополнительная образовательная программа «Личная безопасность» (АДОП «Личная безопасность») (С. Ю. Махов, 2017)

Авторская дополнительная образовательная программа «Личная безопасность» (АДОП «Личная безопасность»)

Будь готов – знай – действуй!

Автор: Махов Станислав Юрьевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева».

Рецензенты: Соломченко М.А. – к.п.н., доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»; Ветков Н. Е. – доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО ОФ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы».

Основной идеей программы является формирование системы знаний, необходимых для принятия адекватных действий при возникновении природных, техногенных и социально-бытовых опасностей, формирование навыков выживания в экстремальных природных условиях, социуме, в неблагоприятном психологическом окружении, обучение основам личной безопасности, формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Цель программы «Личная безопасность» – приобретение учебных, практических знаний, умений, навыков личной безопасности и автономного выживания в любых опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основные направления программы «Личная безопасность»:

Личная безопасность. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий, учебных семинаров, мастер-классов, практических тренингов и курсов в сфере личной безопасности, автономного выживания, штурмового рукопашного боя ГРОМ, активной самообороны.

Автономные экспедиции. Организация и проведение исследовательских, экстремальных, познавательных, оздоровительных, автономных экспедиций, походов, путешествий по России.

Автономия личности. Содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, укрепление физического и духовного здоровья, формированию автономии личности, преодолению себя и укреплению духа.

Патриотическое воспитание. Патриотическое и нравственное воспитание молодежи, формирование активной гражданской позиции.

Авторская дополнительная образовательная программа «Личная безопасность» решает важнейшую социальную задачу – через вовлечение детей и молодежи к занятиям по личной безопасности способствует обеспечению безопасности личности, укреплению физического и духовного здоровья, формированию автономии личности, преодолению себя и укреплению духа.

Нормативная трудоёмкость программы – 324 часа из них: теоретических занятий – 36 часов, практических занятий – 288 часов. Продолжительность обучения авторской дополнительной образовательной программе «Личная безопасность» составляет 9 месяцев.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, инструкторов, тренеров, специалистов в области личной безопасности и автономного выживания.

Программа направлена на детей с 12 лет и молодежь.


Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

• формирование у занимающихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и автономного выживания;

• обучение способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций;

• формирование правил безопасного поведения в природной среде и бережного отношения к родной природе;

• воспитание морально-волевых качеств, уверенности в своих силах;

• развитие умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях;

• раскрытие и развитие потенциальных возможностей.


Основными особенностями программы являются:

• Авторская дополнительная образовательная программа «Личная безопасность» – многоуровневая, модульная образовательная программа, включает в себя учебные модули по специальным и прикладным дисциплинам личной безопасности и автономного выживания.

• Участие в программе не требует от субъекта специальных навыков и развитых физических данных. Программа доступна в изучении, легко осваиваема, эффективна в достижении результата.

• Ориентация на практическую подготовку, что достигается широким использованием активных форм и методов обучения.

• Использование в учебном процессе новых эффективных учебных технологий.


Новизна программы заключается в следующем:

– определена роль, значение и специфика формирования стратегии личной безопасности и автономного выживания человека в любых опасных и чрезвычайных ситуациях.

– разработана педагогическая технология формирования стратегии личной безопасности и автономного выживания человека;

– конкретизированы принципы эффективности реализации стратегии личной безопасности и автономного выживания, а также разработаны условия, обусловливающие результативность этого процесса;

– разработана комплексная методика определения уровня психофизической готовности человека к самообеспечению безопасности и выживанию в любых опасных и чрезвычайных ситуациях.


Практическая значимость программы состоит в том, что выявленные специфические характеристики стратегии личной безопасности и автономного выживания человека могут использоваться преподавателями вузов и педагогами дополнительного образования в их профессиональном самосовершенствовании и оптимизации педагогической деятельности. Структура, критерии и уровни готовности ученика к обеспечению личной безопасности и автономному выживанию могут использоваться для оценки эффективности его подготовки.

Обоснованные принципы и условия эффективности реализации модели стратегии личной безопасности и автономного выживания могут быть использованы в любых высших и специализированных учебных заведениях, в циклах профессионально-прикладной физической подготовке студентов всех специальностей; в центрах дополнительного образования детей и молодежи; учебных центрах МЧС по поисково-спасательной деятельности; учебных центрах МВД, ВС РФ прикладной и боевой подготовке; фитнес-центрах и других спортивно-оздоровительных комплексах.


Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

мотивация (желание приобретать необходимые знания, умения и навыки; убежденность в том, что стратегия личной безопасности реализуется через физическую, психологическую, интеллектуальную готовность человека к любой опасности, волю к жизни и способность действовать);

автономность (система нравственно-этических ценностей; проявление воли и личной ответственности; осознание психологических установок на выживание и увеличение внутренней силы; формирование особого психофизического состояния);

выживаемость (увеличение объема движений и создание собственной двигательной динамики; функциональная подготовка и формирование физических кондиций; техническая, индивидуально-тактическая, профессионально-психологическая подготовка);

результативность (индивидуализация и адаптивность техники к индивидуальным особенностям; способность адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации и агрессивное нападение).

Критерии оценки эффективности реализации данной программы дают возможность получить наиболее полное представление о должном качественном и количественном состоянии элементов готовности человека к обеспечению личной безопасности и автономному выживанию.


Результаты программы внедрены в деятельность: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»; ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»; ФГБОУ ВО ОФ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»; Межрегиональной Академии безопасности и выживания (г. Орел); Межрегиональной Федерации штурмового рукопашного боя ГРОМ (г. Ростов-на-Дону); Международного Союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское» (г. Новочеркасск); Международного центра боевой и специальной подготовки «ВОЛК» (г. Ростов-на-Дону).