Вы здесь

Лица войны. 3. Маршал Харрис (В. А. Рыжков, 2018)

3. Маршал Харрис


Гость: Дмитрий Прокофьев, историк, экономист


Маршал британских военно-воздушных сил Артур Харрис был известен широкой публике во время Второй мировой войны. Имя маршала, к сожалению, известно более в негативном ключе. Этот человек на протяжении почти всей войны возглавлял знаменитое бомбардировочное командование королевских ВВС, и его считают ответственным за знаменитые ночные ковровые бомбардировки немецких городов: разрушение Берлина, Дрездена, гамбургский огненный шторм.

Карьера Артура Харриса была совершенно незаурядная. Он такой последний, классический солдат империи Киплинга, абсолютный self-made man, полностью сделавший свою карьеру сам, без титулованных родителей, без какого-либо покровительства, из очень небогатой семьи.

Артур Харрис родился в Англии в конце XIX века, он был третий, младший сын в семье. Его отец был колониальным чиновником, служил в Индии на незначительных должностях. Его семья жила очень бедно. Однажды в школе Артур получил бесплатный билет на спектакль, герой которого, – фермер Юзеф Родезич, человек, который поехал в Южную Родезию и там разбогател на ферме. Харрис пришел домой и заявил: «Я вот хочу ехать на ферму. Я еду в Родезию, в Африку, на другой край света. Дайте мне немножко денег. Я туда поеду». В свои 17 лет он отправляется в Родезию и пытается там начать какую-то свою карьеру.


Портрет маршала Харриса


В Родезии его застает Первая мировая война, о начале которой он даже не знает. Он живет в такой глухомани, где нет ни радио, ни газет. Через месяц он приезжает в город, узнает, что началась война и формируют добровольческие части в Южной Африке для того, чтобы воевать с немецким экспедиционным корпусом.

Артур Харрис классический продукт английского воспитания. Самостоятельный, абсолютно самоуверенный, убежденный в своем превосходстве, с верой в свою счастливую звезду, и человек безупречно храбрый. В личной его отваге не было никаких сомнений, он записывается в пехоту. Он обычный солдат пехоты, у него нет никакого образования. За свои усилия, за умелое командование (Первый родезийский полк участвует в боях с немцами в Африке) он становится регулярным офицером. И тут немцы капитулируют.

Харрис пришел домой и заявил: «Я вот хочу ехать на ферму. Я еду в Родезию, в Африку, на другой край света. Дайте мне немножко денег.

Харрис отправляется в Англию, чтобы продолжать воевать добровольцем. Первые фронты встречает в Лондоне. Там он начинает выбирать себе род войск: хочет вступить, конечно, в кавалеристы, потом в артиллеристы. Сначала его не принимают – нет ни подготовки, ни навыков. Но в Королевский воздушный корпус требовались пилоты. Молодой солдат считает, что может научиться водить самолет. И в 1917 году Артур попадает во Францию, становится пилотом истребителя и воюет во французском небе.

Простой офицер Артур Харрис становится асом – 5 воздушных побед, в конце войны награжден орденом.

Харрис – офицер военного времени, который очень хорошо проявил себя как командир и пилот. Несмотря на очень большое сокращение, его оставляют в армии.

Прослужив 20 лет, перед Второй мировой войной он возвращается в Англию.

В начале Второй мировой войны Харриса назначают командиром бомбардировочного полка. Это первая его большая самостоятельная должность, на которой Харрис себя отлично проявляет. Он очень много уделяет времени планированию операций, детально разрабатывает с пилотами тактику атаки, постоянно занимается с пилотами. И у него меньшие потери. А потери у британских бомбардировщиков во Франции во время немецкого наступления были колоссальные.

Артур Харрис проявил себя как хороший командир. Его повышают на должности уже как бы командования. Но он пока еще не руководит всеми бомбардировщиками. Это придет только в 1942 году, когда Харрису поручат разработать концепцию «как мы будем дальше воевать с Германией».

Вначале никакой концепции не было. Британские бомбардировщики несли тяжелые потери. Малые потери были у немцев. В итоге принимается решение отказаться от дневных налетов и начать летать ночью. А чтобы летать ночью, нужно обучение пилотов, нужны радио и приборы, а также мощные самолеты. Этого ничего не было. И Харрис начинает заниматься разработкой концепции новой воздушной войны, как действовать против Германии.

На первом этапе войны не было бомбардировок ни с той, ни с другой стороны. Считалось, что это не гуманно, и пытались вести войну по правилам. Города не бомбили, бомбили военные цели на фронте, корабли. Бомбардировки Германии начались после того, когда немцы начали бомбить Британию. Когда во время битвы за Британию оказалось, что уничтожить английские истребители, их аэродромы, точки базирования у немцев не получается, ими было принято решение бомбить британские города. И в первую очередь попал Лондон.

В этот момент Харрис преподносит противнику удар возмездия. И ему принадлежит знаменитое письмо, меморандум Харриса, где он цитирует Библию и говорит: «Нацисты посеяли ветер, теперь они будут пожинать бурю».

И произошло очень интересное событие, которое, видимо, сильно повлияло на Харриса и заставило его понять некоторые принципы этой воздушной войны. Это знаменитая бомбардировка Ковентри, которую он тщательно изучил. Дело в том, что в Ковентри были авиационные заводы. И немцы атаковали не авиационные заводы, они разбомбили центр города, который загорелся. Пожарные команды поставили перед выбором: либо они спасают, тушат центр города, либо они пытаются отстоять от огня авиационные заводы. И английский командир принял решение спасать завод. Центр города был сожжен напрочь.

«Нацисты посеяли ветер, теперь они будут пожинать бурю».

Харрис тогда впервые понял, что город – это такое само по себе оружие, он начинен горючими материалами, всевозможными коммуникациями и т. д. И если его правильно поджечь, он превращается в такую бомбу, которая будет поражать всех. У него нашелся очень талантливый союзник и консультант – профессор Линдеманн, военный советник Черчилля, специалист по статистике. Он сказал, что в Германии есть немцы, Германия – страна городов. Вот есть 60 городов, 58 городов, где живет основная масса людей, немецких рабочих. «Снесем города, немцы скинут нацистов». Такая идея была у Линдеманна, которую он доложил Черчиллю. Харрис стал первым из британских авиационных командиров. Он старался создать превосходство в силах – это была новинка в тактике. Там, где ему говорили послать эскадрилью, он собирал и посылал полк, и полк выполнял задание.

Харрис брал числом. И считал, что в нужном месте, в нужное время необходимо сконцентрировать большие силы, тогда удар будет эффективным. Большая группа в тех условиях имеет больше шансов выполнить задание.

Массовые бомбардировки начинаются в 1942 году. И первой целью становится Кёльн, куда он собирает тысячу бомбардировщиков, а точнее, 1047.

Долетели 900. Были тяжелые потери.


Вид Дрездена после бомбежки


Немецкая противовоздушная оборона (ПВО) сбивала. Вообще немцы придали ПВО колоссальное значение. Они держали в системе ПВО две трети своих истребителей, лучшие пилоты летели в ночную истребителями. Плюс огромное количество зенитных орудий, прожектора, радары. Самые отборные солдаты – это зенитчики, самые умные, самые стойкие. Немецкая противовоздушная оборона была лучшей.

Однако город Кёльн оказался под бомбой, он понес тяжелые повреждения.

Целью были люди. Целью были живые кварталы. Харрис приказал разбросать над Германией миллионы листовок, в которых было дословно написано: «Мы разбомбим один город за другим. Будем бомбить вас до тех пор, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель, и мы будем безжалостно ее преследовать». Харрис подчеркивал, и он убедился на своем опыте, что точечное бомбометание в таких условиях невозможно: «Давайте бомбить города, а немцы скинут нацистов».

Об уничтожении людей не говорили, такая концепция называлась «дехаузинг» – обездомливание. В планах было выгнать немецких рабочих из домов, разрушить их среду обитания и заставить либо работать хуже, либо самим сбросить нацистов. Никто тогда не предполагал, что население выберет бомбежки.

Цитата самого Харриса: «Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников. Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера».

Собственно, та же аргументация была у американцев, когда они начинали свою атомную бомбардировку. Это рассматривалось как средство приблизить конец войны, пускай такой ужасной ценой.

Результаты каждой из бомбардировок были разные. Например, при бомбардировке Дрездена погибло до 30 тысяч гражданских лиц.

В планах было выгнать немецких рабочих из домов, разрушить их среду обитания и заставить либо работать хуже, либо самим сбросить нацистов.

В общей сложности количество жертв бомбардировок оценивается порядка 500 тысяч человек, по уже немецким послевоенным оценкам.

Сначала преимуществом в бомбардировках пользовались немцы. Ну, а потом англичане научились бороться с немецким ПВО. И там применялись самые совершенные для того времени технологии, всевозможные хитрости. И здесь была знаменитая история, когда ослепили немецкие радары: сбросили огромное количество листков алюминиевой фольги, и немецкие радиооператоры просто растерялись. Они видели какие-то тучи самолетов и не могли понять, что это такое. Сигнал шел от этой падающей фольги, и казалось, что это огромная масса самолетов на экранах радиолокаторов.

Немцы изобретали всевозможные приспособления для того, чтобы сбивать самолеты. Пушки ставили вертикально на истребители, чтобы подходить снизу к бомбардировщику и стрелять вверх. Стали применять реактивную авиацию. И пытались применять ракеты ПВО. Но у них было мало ракет, потому что все силы были брошены на ракеты ФАУ для того, чтобы обстреливать Лондон в 1944 году.

По поводу выбора целей всегда разворачивались очень большие дискуссии, что именно бомбить. В основном цели выбирали для дневных бомбардировок, но они должны быть в сочетании с ночными. Ночью приходят английские бомбардировщики, сметают город, днем приходят американцы, уничтожают какие-то точечные цели. Днем, они считали, бомбят более прицельно. Эти знаменитые летающие крепости. А ночью опять приходят британские бомбардировщики, не давая восстановить и не давая как-то наладить то, что разрушено. И что бомбить, определялось представлениями о том, где можно с минимальными затратами нанести максимальный ущерб.

Характерно вспомнить американскую авиацию. Пример знаменитых, самых тяжелых потерь британских, американских самолетов – это рейд на Швайнфурт в 1943 году, где были сосредоточены заводы по производству шарикоподшипников. Было решено, что если снести эти заводы, то соответственно замедлится все военное производство. Но, к сожалению, из-за тяжелых погодных условий истребителям не хватило топлива. И тогда каждый 5-й участник полета погиб над Швайнфуртом. Потери были колоссальные.

Еще одна знаменитая операция, где был потерян каждый 3-й самолет, когда летом 1943 года американцы снесли комплекс нефтеперегонных заводов в Плоешти в Румынии. Пилотам было объявлено, что, даже если никто не вернется, операция будет признана успешной, если они сумеют атаковать эти заводы. Немцы потеряли больше половины перегонных мощностей с одного удара. Было уничтожено 4 завода. Американцы тогда понесли огромные потери. В дневной авиации считалось, что 20 вылетов – это смерть. 5 процентов терялось в каждом вылете. В британской авиации в ночной от 15 до 25 вылетов – это предел жизни для пилота. Был уникальный у них человек Леонард Чешир, он совершил 102 вылета в Германию ночных. В 1945 году был награжден крестом Виктории.


Самолет «летающая крепость» (В-17) в боевом полете над Германией


Считалось, что потери среди пилотов, были 7 из 10. Это очень много. Из всего бомбардировочного командования 70 % погибло. Именно британские пилоты проявили здесь, конечно, совершенно убийственное мужество.

В основном все британские бомбардировки проходили под командованием Харриса. Единственный момент был, когда Харрис утратил командование, это во время подготовки к высадке в Нормандии. Тогда полный контроль над операцией переподчинили американцам, потому что задача была изолировать этот район от снабжения с Германией.

Считалось, что потери среди пилотов, были 7 из 10. Это очень много. Из всего бомбардировочного командования 70 % погибло.

Весной 1944 года была знаменитая операция «Большая неделя», когда на протяжении недели бомбили заводы по производству самолетов, авиационных деталей. Ночью приходили англичане, днем – американцы. У союзников тогда не было сведений о том, что происходит. Потери вроде должны быть большие, но насколько? А немцы продолжают сопротивляться. Они не знали, что министр вооружений Шпеер докладывал Гитлеру, что «еще неделя таких бомбардировок, и мы должны будем капитулировать. У нас не будет самолетов».

После войны американские социологи, психологи, работавшие в Западной Германии, провели очень интересное исследование о том, сколько погибло от бомбардировок и какова была реакция населения. И они выяснили, что характер немцев, то, как они себя ведут, поведенческие реакции изменились очень сильно. То есть эти бомбардировки имели очень серьезный отложенный эффект.

Страх перед повторением войны, конечно, был очень глубоко, в прямом смысле слова, вбит в сознание немцев. И вот это, наверное, был самый сильный эффект.

Харрис после войны сразу же был награжден большим крестом ордена Бани (британской высшей военной наградой). Он получил высшие награды от союзников, орден Суворова, полководческий орден.

Все победоносные командующие были возведены в достоинство пэров, получили титулы лордов. Все, кроме Харриса, потому что он отказался сам. Отказался публично и с большим скандалом. После войны в Британии были учреждены награды для участников войны. Была учреждена медаль, звезда Air Crew Europe Star – звезда воздушным экипажам за полеты над Европой. Харрис сказал: «А где специальная награда для бомбардировочного командования?» Ему сказали: «Извините, вот не предусмотрено». И в знак протеста против того, что его пилоты не получают награду, Харрис отказывается от титула лорда и подает в отставку. Раз не могут ценить его пилотов, то он, соответственно, не хочет продолжать. Просит найти ему какую-нибудь гражданскую службу.

Харрис уехал в Африку. Уехал директором компании. Ему не нашли административную должность. Он хотел уехать в Родезию, но там его видеть не захотели. И он возглавил какую-то крупную компанию, занимался бизнесом. Написал очень яркую книгу «Бомбардировочное наступление».

Харрис дожил до 91 года. Он не раскаивался никогда. Совершенно такой вот железный человек, который был абсолютно убежден в своей правоте. И его книга «Бомбардировочное наступление», она очень подробно написана, беспощадно к нему самому.

С ним произошла такая легендарная история, она есть в его биографии. Харрис любил водить машину, и водил довольно лихо, все же пилот бывший. Гнал на своей машине по ночному Лондону, да еще с сумасшедшей скоростью, нарушая все правила. Его останавливает полицейский. Он остановился. Полицейский, конечно, увидел в маршале летчика с рядами орденов и сказал ему: «Я бы хотел вас предупредить. Если вы будете так гонять на машине… Я понимаю, вы не боитесь смерти, ну, вы можете и убить человека». На что Харрис сказал: «Сынок, я каждую ночь убиваю сотни людей».

Харрис дожил до 91 года. Он не раскаивался никогда. Совершенно такой вот железный человек, который был абсолютно убежден в своей правоте.

Харрис очень страдал от потерь своих собратьев, очень болезненно переживал. В дальнейшем он добился для них и наград, и привилегий.

До сих пор идут споры о самой известной дрезденской бомбардировке – было ли это оправданно или нет. Советские, а вслед за ними многие российские историки считают, что это неоправданно. Есть все-таки и другие взгляды. После бомбардировки Дрездена была сломлена вся система снабжения немецких войск, противостоявших первому Украинскому фронту. Маршал Конев пошел вперед со своей армией, форсировав Одер. Дрезден был крупнейшим железнодорожным и логистическим узлом. Союзники объясняли, что для немцев это был удар прежде всего по транспортному узлу. Причем действительно, это ведь была та часть Германии, откуда наступала Советская армия. Однако Советский Союз почему-то никогда не учитывал, что это было облегчение и для советских солдат, и для армии в целом.

Тактика выжженной земли, фактически выжженных городов – встречала ли она какое-то сопротивление внутри британской армии, британских ВВС?

После войны, конечно, все говорили, что они сожалели. Это было и в общественном мнении. Особенно этот вопрос развернулся в самом конце войны. Это была дискуссия, стоит ли это таких потерь среди пилотов. И вопрос оставался дискуссионным до самого конца. Общее мнение было – да, надо бомбить. Вот эта война до последнего была войной на уничтожение. Тотальная, безоговорочная капитуляция, с условием: капитулируйте, и все прекратится. Но отношение было неоднозначное, что буквально сразу же подтвердил послевоенный суд.