Эпизоды жизни художника Ивана Попова
Иван Васильевич Попов (1874—1945) – первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
С 1891 г. Иван Попов служил в разных церквях псаломщиком и характеризовался только с лучшей стороны. В 1900 году Иван Васильевич преподавал рисование в духовной семинарии, совмещая службу псаломщиком в тюремной церкви. Он пользовался большим уважением среди духовенства, чиновничества, купечества. В 1902 г. по прошению он был определен к Холгуминской церкви, затем вышло распоряжение Епархиального начальства о командировании его в Москву и Петербург обучаться на иконописца на один год.
Но в жизнеописании художника есть одна малоизвестная и странная деталь: будучи, находясь на обучении в1891 в Якутской духовной семинарии, его исключили оттуда за карикатуры на духовное начальство: юношу, что называется – бес попутал, – дала о себе знать черта характера лидера, желание выделиться в кругу товарищей. Прагматизм, духовность, «детскость» – несовместимые черты характера – именно это и объясняет то, что в дореволюционные годы его христианскую душу тяготило нечто мрачно мистическое, потустороннее: в сюжетах картин преобладали мертвецы, скелеты, неистовствующие шаманы, мрачные удаганки, унылые и безрадостные сюжеты во мраке ночи. Потомственного священнослужителя мучили угрызения совести, он находился в состоянии постоянного покаяния перед Богом, страх перед пламенем ада обуревал его душу. Борение с грехом и возможность утраты вечной жизни – практически не раскрытый пункт в биографии художника.
В 1903 году он едет в г. Санкт-Петербург получать профессиональное художественное образование. События 1905 года и материальные затруднения вынудили его вернуться в Якутию. Дома Иван Васильевич Попов занимается сбором этнографических коллекций для Петербургских музеев. Эти занятия обогатили его краеведческими знаниями и дали возможность вторично в 1912 году съездить в Петербург. По возвращении в 1913 году в Якутск И. Попов вновь приступает к дополнительному сбору этнографических коллекций.
Вопросы жизни и смерти по-прежнему волнуют его. По большей части его занимают раскопки древних могил, скрупулезно описывает местонахождения и описание древних якутских захоронений. Представил в Археологическую Комиссию фотоснимки, рисунки, этюды и чертежи старинных церквей и памятников Якутской области. Обнаружил наземные погребения (арангасы) и дохристианские могилы в ряде улусов. Открыл в Якутске первую иконописную и художественную мастерскую.
От духовного смятения его отвлекает общение с политическими ссыльными и демократической интеллигенцией Якутска, участвует в различных мероприятиях. В 1915 – 1917 годах часты встречи с Е. Ярославским. Основоположник советского воинствующего атеизма Емельян Ярославский в те годы заведовал Областным музеем, ему Попов и доставлял этнографические материалы. А поскольку Ярославский занимался также живописью, то его с Поповым сближали общие художественные интересы.
Позже, в смутные годы разгула классовой борьбы, террора и жестоких репрессий, активисты комсомола и партии смотрели на священника – художника как на «отпрыска» классовых врагов. Художнику Ивану Попову грозила если не смерть, то, по крайней мере, тюрьма или лагеря. Однако попыток для расправы коммунисты не предпринимали. Но не только общее дело с Е. Ярославским спасло художника от беды.
Однажды произошел удивительный случай, больше похожий на чудо. Как-то ночью председатель райисполкома Захар Васильевич Сыроватский принес художнику завёрнутый в трубку большой старый холст и сказал: «Иван Васильевич, может быть, этот старый холст Вам на что-нибудь пригодится», – и ушёл. Коммунист предполагал, что холст понадобится художнику для рисования. Попов из любопытства развернул полотно, сердце взволновалось: на него смотрел образ Христа Спасителя-Вседержителя, написанный им же самим в юности по заказу своего отца для Ытык-Кёльской Преображенской церкви.
Мистические, чуть ли не языческие, переживания долго не покидают его в советское время. В картине «Шаман» (1926 г.) художник тщательно вырисовывает детали одежды, бубна шамана, передает характерную позу и мимику лица. Ощущается атмосфера зловещей таинственности идолопоклоннического обряда, магии иных миров. Драматизм в резком контрасте света и тени, в рваной остроте силуэта, в выражении лица шамана с закатившимися в экстазе глазами. Оцепенение и дуновение замогильного холода вызывает в нас этот образ. Сила, исходящая от шамана, не оставляет сомнения в том, что автор относился с уважением к этому персонажу, с которым был хорошо знаком.
И. Попов был прекрасным фотографом. До революции Иван Васильевич окончательно обосновался в родном селе Ытык-Кюёль, там он работал учителем. Кроме того лечил людей народными средствами, его жилище стало своеобразным медпунктом, куда в любое время дня и ночи могли запросто зайти больные. Лекарства он выписывал из города. Умел вправить кости, удалял зубы, принимал роды, даже владел гипнозом.
Однажды он спас от начинавшегося сепсиса женщину, у которой в чреве погиб плод. Хирургическое вмешательство по извлечению мертвого ребенка было осуществлено с помощью примитивного железного инструмента, выкованного мужем больной – кузнецом Лэкэ-Большаковым, – это уникальнейший случай в медицине. Тем не менее, известно – сильные якутские шаманы во все времена умели и умеют делать простейшие хирургические операции обыкновенным остро заточенным якутским ножом, а также владели гипнозом. Конечно же, Иван Попов про это знал, и, именно от шаманов перенял опыт якутской медицины.
Первым настоятелем в Ытык-Кюёльской Преображенской Церкви был его дед протоиерей Димитриан Попов, также известный среди населения как «победитель оспы»: вакцинация и изоляция больных в свое время сделали свое дело, смертность от оспы в среде коренного населения прекратилась, после чего даже шаманы стали принимать крещение святой водой. Вряд ли шаманы скрывали свои методы лечения от любознательного внука «спасителя». Нужно добавить – дед излечил от черной оспы своего внука еще в десятимесячном возрасте.
И, наконец, еще один удивительный случай. Дело было летом. В Ытык-Кюельскую церковь поступил для отпевания умерший по фамилии Боросоков. Отпевал покойного и читал над гробом отходные молитвы родной брат художника псаломщик Николай Попов. Во вторую ночь заупокойной службы, а ночи в Якутии летом белые – светло как днем, мертвец вдруг сел и задрожал от холода. Псаломщика, понятно, при виде такого потустороннего зрелища обуял смертный ужас, и он убежал из церкви. «Мертвец», сам до конца не осознавший, в чем дело, покинул гроб и пришел в известную юрту сельского лекаря – к Ивану Попову. Художник очень удивился, увидев ночью нарядно разодетого Боросокова, но, разобравшись в ситуации, велел домашним поставить самовар, напоил ночного гостя горячим чаем, отогрел. После чего «покойник» окончательно ожил.
С той поры началась их многолетняя дружба и сотрудничество. Боросоков стал одной из первых известных «фотомоделей» в истории мировой фотографии. Колоритный образ якута с косой – горбушей обошел весь мир. Его фотоработы отображены во многих научных публикациях, почтовых открытках, альбомах, пополнили фонды российских и зарубежных этнографических музеев.
Художник Иван Васильевич Попов в разное время целых шесть раз (!) спасал Боросокова от погребения во время летаргического сна, что дало обильную пищу для изучения им этого феномена. Больной боялся впасть в летаргический сон, потому что существовала опасность быть похороненным заживо, и поэтому всех предупреждал – если он «умрет» в отсутствие художника, его ни в коем случае не надо предавать земле, а надлежит безотлагательно сообщить об этом Ивану Попову. В общей сложности Боросоков семь раз впадал в летаргический сон. Умер же он по настоящему уже через много лет после смерти Ивана Попова.