Вы здесь

Линейный крейсер «Худ». Лицо британского флота. Описание конструкции (А. В. Чаплыгин, 2017)

Описание конструкции

Корпус

В стремлении максимально уменьшить осадку конструкторы спроектировали корпус с весьма необычными для «капитальных» кораблей пропорциями. В сравнении с «Куин Элизабет» «Худ» получился на 76 м длиннее, но высота корпуса от киля до верхней палубы составила 15,7 м против 16,3 м. Столь высокое отношение длины к высоте вело к повышению подверженности изгибу и колебаниям. Дополнительное напряжение на изгиб создавало смещение тяжелых башен главного калибра в нос и корму из-за большой длины расположенных в средней части корпуса котельных и машинных отделений. Все перечисленное потребовало дополнительного усиления конструкции. Толщину боковых поясьев обшивки в средней части корпуса довели до 51 мм с постепенным утоньшением по направлению к носу и корме до 38 мм (в оконечностях – до 25 мм), хотя стандартной для линкоров того времени считались 19-20-мм поясья. Во многом жесткость корпуса обеспечивала трапециевидная в поперечном сечении «коробка», образованная палубой, толстыми листами боковой обшивки, двумя противоторпедными переборками толщиной 38 мм в средней части и плоским двойным дном. Снаружи к этой конструкции крепились противоторпедные були, мало участвующие в формировании общего сопротивления изгибу.

Корпус набирался по продольной системе. Ее основными элементами стали сдвоенный внутренний коробчатый киль и многочисленные стрингеры, рас положенные через каждые 2,4 м. Дополнительную прочность придавали и расположенные в районе ко тельных отделений бортовые переборки. Шпангоуты также располагались достаточно тесно (величина шпации составляла 1,2 м), но полностью герметичны ми были только те из них, которые приходились на переборки между главными водонепроницаемыми отсеками и топливными танками. Вместо классических бимсов в средней части корпуса располагалась сетчатая структура с большим количеством мощных про дольных двутавровых профилей, что также вносило свой вклад в обеспечение продольной прочности корпуса. На 87 % длины корпуса простиралось двойное дно. Конструкционные элементы соединялись между собой клепкой с использованием пневматического инструмента. Все открытые палубы покрывались тиковым настилом, в закрытых помещениях – кортисеном (один из вариантов линолеума).


Продольный разрез и сечения корпуса линейного крейсера «Худ» (из книги The Battlecruiser Hood. J.Roberts)




Доходившие до верхней палубы водонепроницаемые переборки делили корпус на 25 главных отсеков. Доходившие до уровня нижней броневой палубы дополнительные переборки образовывали более мелкие отсеки.

К неудачным элементам конструкции корпуса следует отнести подъем палубы на юте от окончания полубака к кормовой оконечности на 1,8 м. Из-за этого в районе кормовых барбетов скапливалась стекающая с юта и не успевающая уйти за борт вода, образующая своеобразный «бассейн», глубина которого при сильном волнении превышала рост человека.

Впервые в британской кораблестроительной практике боевая рубка располагалась отдельно от носовой надстройки, что улучшало обзор. Внутри рубки располагались рулевое устройство, посты управления артиллерийской и торпедной стрельбой, радиорубки, а также помещения для командира, адмирала и сигнальщиков. Однако это нововведение все равно не могло заставить командиров и адмиралов управлять кораблем из защищенной боевой рубки.


При малейшем волнении на море участок палубы за срезом полубака превращался в «Бассейн»


По сложившейся традиции как в мирное, так и в военное время они предпочитали находиться на одном из мостиков.


Спардек и дымовые трубы


В ходе дальнейших модернизаций водоизмещение и осадка корабля неуклонно росли, а высота надводного борта уменьшалась. Если в 1920 году полное возмещение составило 46 680 длинных английских тонн (47 430 метрических тонн) при осадке 9,7 м, то уже к моменту гибели корабля оно достигло 48 360 длинных английских тонн (49 137 метрических тонн), а осадка возросла до 10,1 м.


Линейный крейсер «Худ», 1921 г.

Артиллерия

В качестве главного калибра «Худ» унаследовал от линейных крейсеров «Ринаун» и «Рипалс» чрезвычайно удачные 381-мм орудия, причем их число возросло до восьми, однако башенные установки подверглись существенной доработке. Серьезным недостатком прежних орудий был ограниченный до +20° угол вертикальной наводки, позволявший стрелять не далее 120 кбт. Разработанные для «Худа» новые установки Mk.II уже имели угол вертикальной наводки до +30°. Но если старая установка позволяла производить заряжание орудий при любом угле возвышения, то в новых угол, при котором было возможно заряжание, не превышал +20°. В целях безопасности предусмотрели специальную блокировку, отключающую механизмы вертикальной наводки в диапазоне углов возвышения от +20° до +30° при открытом затворе. Другая система блокировок позволяла поднимать лоток для заряжания в верхнее положение только при полностью открытом затворе.


Главный калибр «Худа». Орудия носовых башен при нулевом…


…и максимальном угле возвышения


Максимальная скорость вертикальной наводки составляла 5°/с, горизонтальной – 2°/с. Приводы наведения – гидравлические. Большие размеры не позволили разместить их внутри барбета, поэтому их пришлось установить снаружи практически в диаметральной плоскости на максимальной дальности от бортов.

Увеличение угла вертикальной наводки потребовало также сделать более высокими прорези в лобовой плите башни и увеличить высоту собственно плиты. Дополнительно подкрепили люльки, а для накатывания орудий после выстрела применили воздушный компрессор. В рабочем и перегрузочном отделениях установили автоматически закрывающиеся дверцы, способные предотвратить в случае возгорания распространение пламени. Ослаблявшие броню крыш башен колпаки наводчиков переместили на лобовые плиты. Вместо 15-футовых (4,57 м) дальномеров установили более длинные 30-футовые (9,14 м). Хотя характеристики ствола остались прежними, дополнительные вклад в увеличение дальности стрельбы внесло применение так называемых «постютландских» снарядов «Грин Бой» с удлиненной головной частью.

Тактико-технические характеристики 15-дюймовых орудий линейного крейсера «Худ»




Перечисленные меры позволили увеличить дальность стрельбы до 147 кбт, а при переходе в начале 1930-х годов на снаряды следующего поколения, с еще более длинной головной частью, – до 163 кбт.

Все четыре башни главного калибра располагались в диаметральной плоскости по две на носу и корме. Принятая в британском флоте традиция предусматривала обозначение башен буквами латинского алфавита. Обозначение башен производилось последовательно о носа к корме: носовых – начиная с буквы «A», кормовых – с буквы «X». Соответственно, башни «Худа» получили индексы «A», «B», «X» и «Y». Высота расположения орудийных цапф над конструктивной ватерлинией составляла: для башни «A» – 9,83 м, для башни «B» – 12,88 м, для башни «X» – 9,75 м, для башни «Y» – 6,71 м. Углы обстрела – по 150° на борт для каждой из башен. Это позволяло вести огонь при любом волнении моря, но иногда возникали проблемы с расположенной в районе «бассейна» башней «Y».

Конец ознакомительного фрагмента.