Глава 5. Выстрел, прогремевший на весь мир
Тук-тук.
Я дважды постучал в дверь станции наземного управления. По контейнеру прокатилось гулкое эхо, оповестившее экипаж, что мы пришли им на смену. Я стал ждать ответа.
Один ответный стук означал «ждать и быть готовыми войти».
Два удара – условный сигнал «войти».
Три удара – «замолчать и ждать».
Мы стояли неподалеку от оперативного центра «Хищников» на авиабазе ВВС США Неллис. Сегодня был мой первый день полетов совместно с 15-й разведывательной эскадрильей. Совсем недавно, в конце августа, 17-я перебазировалась в Неллис, и часть наших экипажей отрядили в 15-ю, чтобы они помогли ей поставить на ноги новый БВП.
ВВС разместили обе эскадрильи на территории, огороженной двухметровым забором из шлакобетонных блоков. Помимо оперативного пункта, здесь были сборные модульные сооружения на базе составленных вместе автомобильных трейлеров. В глубине лагеря одиноко стоял «Кадиллак», как мы называли передвижную уборную, совмещенную с душевой. Центр территории занимали несколько станций наземного управления, принадлежащих обеим эскадрильям. Я снова ходил в зеленом летном комбинезоне, так как теперь мы находились далеко от нашей прежней базы с ее влажным климатом. Был полдень, и высоко висящее над пустыней солнце безжалостно опаляло нас своими лучами. Сентябрь в Лас-Вегасе выдался жарким. В течение всего месяца температура не опускалась ниже 40 градусов по Цельсию. По крайней мере, жара была без влажности.
15-я эскадрилья запросила у нас помощи для поддержки своего нового боевого воздушного патруля. Им пока не хватало персонала для полноценной работы, а у 17-й имелось несколько незанятых летчиков, ожидавших, когда остальная часть эскадрильи возвратится в Лас-Вегас. Я не возражал насчет помощи коллегам. Все лучше, чем сидеть без дела. К тому же после долгого периода полетов над Афганистаном мне хотелось помочь нашим войскам в Ираке. Именно там в тот период происходили основные события.
Едва успело смолкнуть эхо от удара в дверь, как она резко распахнулась.
Из станции наземного управления выскочил пилот, блондин среднего роста и худощавого телосложения. Выглядел он злым, хотя я не видел причины, почему бы ему злиться, ведь мы пришли даже на пять минут раньше положенного. Пилот пронесся мимо меня и буркнул: «Самолет твой».
Прежде чем я успел произнести хоть слово, он скрылся за углом.
Какого черта?
Я просунул голову в бокс и увидел оператора средств обнаружения. Его лицо исказилось от ужаса. Он одними губами беззвучно произнес: «Что мне делать?»
Я подлетел к креслу и посмотрел на HUD-дисплей и экран системы слежения. Беспилотник прямым курсом шел к иранской границе.
Все было бы ничего, если бы «Хищник» летал над Багдадом.
Но этот «Хищник» находился к северу от Басры. Граница совсем близко. Летательный аппарат вот-вот вторгнется в иранское воздушное пространство.
Усаживаться времени не было. Я нажал кнопку отключения автопилота на ручке управления и стал плавно вводить беспилотник в глубокий крен, разворачивая его назад, в Ирак. Когда на карте экрана системы слежения черная линия, отмечающая государственную границу, почти слилась с символическим изображением беспилотника, я довел крен до 60 градусов. В летной инструкции в качестве лимита указывалось значение в 20 градусов, однако аппарат требовалось развернуть быстро.
Мир на HUD-дисплее лежал на боку, а БПЛА изо всех сил пытался удерживать заданный угол крена. Розовая пиктограмма бешено мигала и вертелась в разные стороны. Данные о положении беспилотника обновлялись с интервалом в две секунды, поэтому на экране системы слежения поворот отображался совершенно хаотично. Изображение земли ползло вбок.
Как только БПЛА более или менее сориентировался носом на юг, я медленно вывел его из крена. Затем вновь активировал автопилот, желая убедиться, что мы продолжаем удаляться от Ирана. Когда беспилотник взял курс на юго-запад, я наконец сел в кресло и нацепил гарнитуру переговорного устройства.
В этот момент я заметил, что в чате болтается сообщение от координатора задания (КЗ) Рулетка. А Рулетка – это позывной для нашего задания…
РУЛЕТКА_КЗ> Иран вызывает по GUARD.
GUARD – наименование международной аварийной частоты радиосвязи. Силы противовоздушной обороны почти всех стран мира используют ее для идентификации летательных аппаратов, а также предупреждения их о возможном нарушении воздушного пространства. Если летательный аппарат игнорирует требования сил противовоздушной обороны, он может быть сбит.
«У них не хватит духу меня сбить», – подумал я.
Оператор все еще выглядел немного взбудораженным. Он, как и я, меньше всего хотел, чтобы в войну ввязался еще и Иран.
Я сделал глубокий вдох.
– Теперь, парни, можете смениться, – сказал я.
Далее последовал короткий, обязательный при пересменках инструктаж, после чего новый оператор, сурового вида техник-сержант, участвовавший в программе БПЛА еще со времен боснийского конфликта, занял место за пультом управления.
15-я оказывала поддержку многонациональным силам в Ираке. Командование в Багдаде определяло первостепенные задачи на день и пересылало нам соответствующие распоряжения по электронной почте либо через mIRC-чат. Я проверил сообщения в чат-канале и повел беспилотник к точке, координаты которой передало нам командование. Большую часть времени мы проводили в слежке за изготовителями небольших бомб с часовым механизмом, курьерами и лидерами разрозненных повстанческих группировок. Работа была нудной и скучной. Прежде всего потому, что руководство военной операцией в Ираке осуществляло армейское командование, которое не вполне понимало, как нас использовать.
Я открыл чат-канал задания «Рулетка».
РУЛЕТКА_33> Пост принял, 1520 метров.
136_КР> вп, выдвигайтесь к цели, сообщите РВП [расчетное время прибытия] при первой возможности.
Я не узнал, что это за подразделение. Мысленно прикинул расстояние до пункта назначения. Мы находились недалеко от точки, поэтому полет не должен был занять много времени. Когда мы прибыли на позицию, оператор средств обнаружения просканировал местность – открытое пространство с одиноко стоящим деревом.
РУЛЕТКА_33> В тчк, подтвердите местоположение пжлст. [В точке, подтвердите местоположение, пожалуйста]
136_КР> подтверждаю.
Оператор средств обнаружения «захватил» дерево. Вокруг изображения дерева на HUD-дисплее вспыхнули черные скобки. Гондола целеобнаружения легонько задрожала, и обрамленный скобками захваченный объект переполз в центр экрана.
РУЛЕТКА_33> Каковы наши СЭИ?
СЭИ, или существенные элементы информации, могут быть чем угодно, начиная от подозрительного теплового пятна на земле, которое может указывать на оружейный схрон или придорожный фугас, и заканчивая двумя случайно встретившимися людьми.
136_КР> Наблюдайте за целью.
РУЛЕТКА_33> Что вы пытаетесь найти?
Мне было важно знать, чего от нас хотели.
136_КР> Просто наблюдайте за целью.
По прошествии восьми часов дерево все так же крутилось на наших HUD-дисплеях. Никаких других указаний от этого армейского подразделения мы больше не получали. Когда явились сменщики, я услышал два стука. В ответ оператор средств обнаружения дважды грохнул кулаком по стенке СНУ, и новый экипаж вошел в бокс. Мы провели небольшой, занявший несколько минут инструктаж, проинформировав сменщиков о ходе полета и состоянии «Хищника». Когда я выбрался из кресла, то был уверен, что новый пилот точно знает свою задачу.
Я отправился обратно в оперативный центр, чтобы отметиться об окончании смены, по пути размышляя о том, насколько сильно отличается жизнь двух эскадрилий. В 17-й сохранялся высокий боевой дух, поскольку выполняемая нами миссия казалась нам важной.
15-я эскадрилья, напротив, ощущала себя бесполезной.
Однообразие круглосуточных операций на фоне минимального, а то и полного отсутствия обратной связи с наземными войсками делало свое дело. Ничем конкретным полеты не заканчивались. Летный экипаж понятия не имел, помогают ли они своим участием в проведении операции. От армии летчики за свою службу не услышали ни слова благодарности: 15-я получала отклики, только когда совершала ошибки. Молчание означало, что она не «портачит».
В таких условиях трудно поддерживать хоть какую-то мотивацию. Отсутствие коммуникации между армейскими командирами и пилотами представляло серьезную проблему. Наши пилоты редко отмечались у находящихся на боевых позициях командиров сухопутных подразделений. Так, один из пилотов 15-й эскадрильи сказал мне, чтобы я сообщил о том, что заступил на дежурство, в чат Центра тактических операций (ЦТО). ЦТО координировал перемещение наземных войск. Далее ЦТО передал бы командиру сухопутного подразделения, что мы в боксе, после чего с нами связывались бы в случае необходимости. Нам был чужд такой лентяйский и непрофессиональный способ проведения операций. Прямой контакт между экипажами «Хищников» и наземными войсками отсутствовал. Как будто мы участвовали в двух совершенно разных войнах.
И все-таки это не могло служить оправданием непрофессионализма, свидетелем которого я стал во время той, первой пересменки. Позднее в тот же день я увидел на территории лагеря Майка, который шел от трейлера 15-й к оперативному центру. Увидел впервые после нашего совместного обучения.
– Эй, Майк! – окликнул я его и быстро зашагал навстречу.
Мне хотелось узнать мнение товарища по поводу происшествия с угрозой пересечения иранской границы.
– А, Белка, привет! Как жизнь? – Он широко улыбнулся.
– Поговорить бы надо.
Я рассказал, что произошло во время пересменки. Кроме того, сообщил имя пилота. Лицо Майка моментально приняло серьезное выражение, от улыбки не осталось и следа.
– Плохо, – покачал он головой.
– Это мой первый день полетов с 15-й. Тут всегда так? – спросил я.
Майк вздохнул:
– К сожалению, скорее да, чем нет.
Ему явно не нравились бреши в полетной дисциплине.
– Надо это исправить.
Мы оба понимали, что я имею в виду не только конкретного пилота. В свое время мы с Майком попытались восполнить отсутствие руководства по тактической подготовке, а теперь решили, что БПЛА-сообществу требуется инъекция профессионализма. Сообщество в его нынешнем виде прогнило насквозь.
В период, когда проект «Хищник» только появился, в ВВС 85 % мест выделялось летчикам-истребителям, остальные шли на летательные аппараты других типов. В истребительной авиации «Хищник» использовали как возможность избавиться от «балласта». Любого пилота, который совершал ошибку, не соответствовал стандартам либо просто был недостаточно хорош, сплавляли в эту программу. Летчики знали, почему они там оказались. Как знали и то, что назад в истребители дороги нет. Это порождало такое горькое разочарование, что они переставали вести себя как подобает офицерам. Опаздывали на службу, выполняли работу небрежно и, как оказалось, даже бросали беспилотники в полете. Имея перед глазами такой пример, операторы средств обнаружения тоже начинали скатываться в яму непрофессионализма.
Работа предстояла серьезная. На это требовалось время, но выполнить ее было необходимо.
Меня назначили руководителем по стандартизации и аттестации 17-й эскадрильи. Я должен был обеспечить соблюдение уставных требований и летной дисциплины путем совместных контрольных полетов с пилотами. Кроме того, мы с Майком запустили кампанию по стимулированию обсуждения темы профессионализма на собраниях летчиков. Обычно на таких собраниях обсуждались новое программное обеспечение и проблемы техники безопасности. Мы же решили, что пришло время выдвинуть вопросы повышения летной квалификации на передний план.
Спустя несколько недель я вновь пересекся с Майком, который шел из одного блока к другому.
– Белка! – позвал он меня.
– Привет, Майк. Как дела?
Глаза Майка сияли, чего я давно не видел. В них читались воодушевление, решимость, даже гордость. Я прищурился.
– Признавайся, что ты натворил? – спросил я с притворной подозрительностью.
Я решил, что он аннулировал аттестацию кого-то из нерадивых пилотов. Учитывая то, как некоторые из них себя вели, мы оба считали, что они вполне этого заслуживают.
– Не я, – ответил он. – Друпи!
Друпи – тоже бывший пилот «F-16» – был полной противоположностью Майку, человеку кипучей энергии. Сослуживцы Друпи из его первой эскадрильи «Гадюка» присвоили ему этот позывной, поскольку он даже внешне немного напоминал унылого мультяшного персонажа.
Друпи обучался огневой поддержке с воздуха, а еще он участвовал в реальных боях и знал, каким рискам подвергаются подразделения сухопутных войск. Поэтому ему претило отмечаться в чате Центра тактических операций, а потом просто сидеть по восемь часов и безучастно наблюдать за событиями на земле.
Он рвался в бой.
Так вот, ранее в тот день в секторе Друпи наши войска подверглись атаке. Узнав об этом, Друпи достал свою старую, напечатанную на потрепанной карточке размером 10×20 сантиметров памятку по огневой поддержке с воздуха, которая осталась у него со времен службы в «Гадюке», поставил ее на панель управления перед ручкой управления беспилотником и включил микрофон. Чеканным голосом летчика-истребителя – октавой ниже, чтобы звучать более внушительно – он вызвал ПАНа, Бульдога Два-Один.
– Бульдог Два-Один, говорит Рулетка Три-Три, готов заступить на пост.
ПАН, наверное, ожидал услышать от пилота «Хищника» какую-нибудь очередную глупость, вроде «мы здесь».
– Вас понял, поступаете в распоряжение Бульдога, – ответил ПАН.
– Бульдог, говорит Рулетка, пост принял. Эшелон один четыре ноль, один MQ-1, выполняю круговой полет в 16 километрах к югу от ваших позиций, временной лимит – два часа, две «AGM-114», гондола с наводящим лазером.
Друпи сообщил ПАНу свою высоту (14 000 футов), местоположение, боевую нагрузку (две ракеты) и особые возможности летательного аппарата (гондола целеобнаружения с системой лазерного наведения).
– Вас понял, Рулетка, – четко ответил Бульдог.
Он почувствовал в Друпи родственную душу – профессионала.
– У нас ССП, войска прижаты к земле, – проинформировал ПАН. – Действовать согласно моим указаниям. Доложите готовность к приему 9-Line.
Код ССП, или соприкосновение с противником, означал, что американские наземные войска попали под обстрел. Бульдог не собирался дожидаться прибытия самолетов-истребителей. Он хотел, чтобы «Хищник» вступил в бой. Друпи и оператор средств обнаружения недоуменно переглянулись. Такого ответа они не ожидали.
Некоторое время Бульдог молчал.
– Говорит Рулетка, к приему 9-Line готов.
В течение следующих пяти минут Друпи выпустил обе ракеты «Хеллфайр» и уничтожил вражескую засаду.
Майк закончил свой рассказ, все еще широко улыбаясь. Это был знаменательный день для нашей программы и всего нашего сообщества. Благодаря боевому выстрелу, спасшему жизни американцев, мы, действуя грамотно, могли повернуть ситуацию с моральным состоянием коллектива на 180 градусов.
Это был не первый наш боевой выстрел. Далеко не первый. Однако это был первый случай столкновения с противником, в котором мы действовали как профессиональные истребители.
Выстрел Друпи изменил отношение к «Хищнику» как в Ираке, так и в Афганистане. Мы заступили на территорию, где раньше безраздельно господствовали традиционные летчики-истребители. Среди ПАНов быстро разнесся слух, будто эскадрильи «Хищников» теперь начали комплектовать настоящими боевыми пилотами. Последующие недели были отмечены некоторым ростом числа ракетных ударов, наносимых нашими экипажами.
Мы с Майком решили сделать все, чтобы успех Друпи привел к повышению профессионального уровня членов беспилотного сообщества. Мы хотели добиться соответствия экипажей наивысшим летным стандартам. В неформальных беседах с парнями я пользовался любой возможностью, чтобы упомянуть о выстреле Друпи. Пилоты по природе своей любители почесать языком, особенно когда дело касается женщин, самолетов и тактических приемов. И еще неизвестно, что наиболее важно для летчика.
Пожалуй, самолеты.
Жизнь в «хищных» эскадрильях сильно отличалась от жизни других летных частей. В большинстве эскадрилий ВВС центром общественной жизни является бар. В баре парни обедают, завершают бумажную работу или просто треплются о том о сем. У всех один и тот же график, все летают парами.
В течение дня, когда летчики проводят тренировки, жизнь в большинстве авиаотрядов бьет ключом. Однако на базе «Хищников» всегда тихо. Бара у нас не было, а инструктажные комнаты и служебные помещения пустовали. Признаки жизни наблюдались лишь в оперативном центре, но и туда пилоты заходили только затем, чтобы отметиться о приеме или сдаче смены. На общественную жизнь не тянет.
В «Хищнике» пилоты и операторы средств обнаружения работали посменно. Помню, как на одной рождественской вечеринке я впервые увидел некоторых парней из своей эскадрильи. Просто они летали в другой смене. У меня было мало близких знакомых среди сослуживцев, поскольку мы редко летали вместе, а даже если и работали в одной смене, находясь за десяток шагов друг от друга, то я мог летать где-нибудь над Ираком, тогда как другой пилот – над Афганистаном.
В отличие от летчиков-истребителей мы не летаем парами. У нас нет ведомых и ведущих, и мы не переговариваемся между собой по радио. Все переговоры мы ведем только с сотрудниками наземных служб и своими напарниками в лице операторов средств обнаружения.
И даже такие отношения не выходили за рамки бокса, потому что я был офицером, а оператор – рядовым служащим. В полете мы всеми силами старались сломать эту преграду, чтобы быть эффективной командой, но в служебных кабинетах между офицерами и рядовыми пролегала четкая граница, как и в других видах вооруженных сил.
Пилотирование «Хищника» означает изоляцию и отличается от всего, с чем мне приходилось иметь дело в ВВС. Тем не менее это не поколебало нашей с Майком решимости внедрить в «Хищник» профессиональные навыки, присущие другим авиационным сообществам.
17-я эскадрилья в этом смысле оказалась крепким орешком. Большая часть проводимых нами операций не предполагала прикрытие наземных войск. Целеуказания 9-Line нам не требовались. Когда происходила какая-нибудь штурмовая операция, мы действовали исключительно как наблюдатели, поэтому были избавлены от необходимости выполнять процедуры, связанные с оказанием непосредственной авиационной поддержки. Тем не менее я убеждал своих сослуживцев из 17-й в необходимости оттачивания боевых навыков на случай, если им придется летать с 15-й или вернуться в 11-ю в качестве инструкторов.
Конец ознакомительного фрагмента.