Вы здесь

Лидерство D.SH.. Глава вторая.. Теории лидерства (Dmitry Shkarbanov, 2016)

Глава вторая.

Теории лидерства


Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох.

Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.

Классические теории лидерства. Классической по праву считается «Личностная теория лидерства». Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов. Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров. Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации. Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).

В XIX веке теория личности «великого человека» трансформировалась в разработанную Т. Карлайлом «теорию лидерских качеств (Trait Leadership Theory)», которая, по сути, усовершенствовала и придала завершенный вид личностной теории. В отличие от убеждений предшественников, которые отмечали, что лидером нужно родиться, авторы новой концепции (Карлайл, Гальтон), изучая качества характера известных личностей прошлого, сосредотачивали внимание также на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, опыт, приобретенный в процессе жизни.

Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. «Теория среды (Contingency Theory)» объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг., этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт. Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.

Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения. В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей. Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.

Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.

Да это была теория, теория и теория. Но кто из того что перечислено выше понял хоть самую малость? Давайте разбираться.

Личностная теория лидерстваэто когда считалось, что лидером рождаются. И лидер был только правитель, или полководец. Основывалась эта теория на личных качествах. Таких, как доброта сердца, честность, милосердие и т.п., что мы видим в фильмах или в книгах про древние времена.

Теория лидерских качеств (Trait Leadership Theory) – это тоже самое, что и предыдущие, кроме того, что лидером можно стать. Но должна быть предрасположенность.

Теория среды (Contingency Theory) – Это теория, говорящая нам о тех ситуациях, когда человек принимает важные решения быстрее остальных. Например: в помещении 5 человек (число выбрано для упрощения). И вдруг случается пожар. И у всех в голове две мысли – бежать, либо тушить. Три варианта развития событий: кто-то вскрикивает «Бежим!», и остальные принимают это решение за свое и бегут; кто-то начинает тушить, и тогда остальные выбирают помогать ему; кто-то кричит «Бежим!» а кто-то идет тушить. Один вскрикнул и побежал, в это время другой начал тушить. У оставшихся троих есть выбор, за кем последовать. Чаше всего люди последуют за тем, кто им дольше нравится (к кому они испытывают симпатию).

Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) – это говорит тоже, что и теория лидерских качеств, но теперь лидерские качества может приобрести абсолютно каждый – путем саморазвития.

Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) – это теория, объединяющая Поведенческую теория лидерства и Теорию среды. Это значит, что лидер будет реагировать на каждую ситуацию уникально и быстро, но при этом он постоянно будет являться лидером, даже если ничего не происходит, из-за своих качеств.

Теперь мы разжевали каждую теорию. Мне стало интересно, а стало ли вам, читателю, понятнее? Теории лидерства… я вообще не думаю, что об этом стоит говорить. Но везде об этом говорят. Так что возьмем себе это на заметку, но назовем это подготовительным процессом перед укладкой фундамента наших лидерских знаний.


Глава третья