Вы здесь

Лидерство и продуктивность: методология развития лидерского потенциала. Глава 3. Лидерская ментальность. быть или казаться? (С. Р. Чарышева, 2017)

Глава 3

Лидерская ментальность. быть или казаться?

Стать лидером без психологии, вообще-то, можно, для этого порой достаточно в нужное время оказаться в нужном месте или обладать, притягивающей людей и вызывающей доверие харизмой. А вот быть лидером этого уже недостаточно.

Недостаточно еще и потому, что руководитель-лидер должен и исповедовать и проповедовать свою миссию, которая должна основываться на четырех указанных в главе 2 законах полного лидерства (законах полного лидерства Чарышевой), отражающих лидерскую ментальность.

Недостаточно еще и потому, что настоящее лидерство – это не только результат возложенных на каждого производственного руководителя компетенций, не только результат применяемого стиля управления, не только результат уважительного отношения к ценностям лидера его подчиненных и доверия ему, но и его лидерский менталитет, выражающий то, как лидер понимает подчиненных, как поднимает их ценность и стремится ли он на самом деле это осуществлять».

Лидер независимо от его типа – это человек, поведение которого изучает именно психология – наука о поведении человека.

Еще раз обратим ваше внимание на то, что психология – это наука о поведении человека во всех его жизненных ситуациях – от нормальных до экстремальных. А психология лидерства – это не отдельная часть психологии. Психология лидерства – это вся психология в той ее части, которая определяет причины побуждения в человеке стремление к лидерству, помогает ему стать лидером и быть лидером.

Приступать к освоению материала данной главы целесообразно после ознакомления с материалами по психологии, изложенными в книге «Поведите себя вперед» в главах: 10 (Присмотритесь к психологическим аспектам управления); 11 (Привлекайте психологию для результативного управления); 12 (Устанавливайте взаимосвязи в управлении производством и персоналом, опираясь на психологию); 20 (Убедитесь, что для деятельности, в которой присутствуют риски, необходимо знать многие аспекты психологии).

Осознав, что такое менталитет, и что такое ментальность и в какой взаимосвязи они находятся, нужно еще и понять, что они всегда находятся в одном из своих состояний – или в гармонии, или в противоречии с ментальными законами, представляющими собой разработанные человечеством обязательные (в рамках определенной культуры общества/социальной среды/ социума) для исполнения правила, направленные на помощь человеку ориентироваться в его поступках и мотивах их осуществления.

Основные ментальные законы – это:

1) закон контроля;

2) закон причины и следствия;

3) закон притяжения (подобия);

4) закон соответствия;

5) закон ментальной эквивалентности;

6) закон веры;

7) закон выбора;

8) закон изобилия;

9) закон неполной компенсации;

10) закон наименьшего сопротивления;

11) закон ожидания;

12) закон подстановки (замещения);

13) закон равновесия;

14) закон концентрации;

15) закон привычки;

16) закон подсознательной деятельности;

17) закон экспрессии.


Наиболее важные для производственного менеджмента ментальные законы мы развернули и показали в привязке к практическим примерам в главе 23 «Используйте бенчмаркинг как инструмент анализа факторов успеха» в нашей книге «Поведите себя вперед»:

– «закон соответствия», который утверждает, что ваш внешний мир согласуется с вашим внутренним миром. Когда во внутреннем мире доминируют мысли и планы достижения важных для вас целей, внешний мир проявлений и следствий вскоре начинает отражать ваши внутренние надежды и устремления;

– «закон подсознательной деятельности», который утверждает, что какие бы мысли ни хранились в вашем сознании, ваше подсознание будет работать над воплощением их в реальность. Подсознание все глубже проникается решимостью привести ваши слова и действия в соответствие с тем, чего вам хочется добиться в действительности;

– «закон концентрации», который утверждает, что все, о чем вы размышляете, увеличивается в размерах. А о чем вы постоянно размышляете? Чем больше вы думаете о желаемом и о способах его достижения, тем выше ваша чувствительность и больше осведомленность о возможностях, ведущих к этому;

– «закон подстановки», который гласит, что можно заменить негативную мысль позитивной. Какой позитивной мыслью вы пользуетесь для замены негативных мыслей или опыта? Мыслью о своей цели! Сама мысль о цели, о чем-то, чего вы хотите достичь в будущем, позитивна по своей сути и вызывает воодушевление и целеустремление, что является сильной мотивацией;

– «закон равновесия», который позволяет добиваться достижения целей за счет вскрытия и использования внутренних резервов при прочих прежних возможностях и при неизменных условиях внутренней и внешней среды организации или даже ухудшающихся.


Проделаем практическую работу – возьмем и проанализируем две краткие формулировки, показывающие факторы, влияющие на формирование менталитета и ментальности:

– менталитет формируются на основе общего исторического, культурного, социального, религиозного и экономического развития той или иной социальной группы, общности, народности или народа, где человек воспитывается, учится и осуществляет жизнедеятельность и их общепринятых ценностей.

– ментальность формируется в зависимости от традиций культуры общества и культуры организации, где человек живет и осуществляет деятельность, находясь под влиянием и воздействием среды (социальной группы, коллектива организации, общества).


Для того, чтобы обратить ваше внимание, мы выделили два важных термина – это: культура и ценности. Точно также делаем по этим словам краткий реферат или оформляем в виде таблицы – у нас это таблица 5. Предварительно целесообразно ознакомиться с материалами, изложенными в главе 9 (Поймите основы культуры управления и ее философию) нашей книги «Поведите себя вперед».


Таблица 4


Итак, здесь мы обратили ваше внимание на еще несколько важных терминов, выделив три выражения: «ментальная мотивация», «сознательная (ментальная) мотивация», «… где ценности и их свойства санкционируют или мотивируют тот или иной вид деятельности человека».

Здесь важно отметить, что поскольку отличительной особенностью деятельности человека является ее сознательная (ментальная) мотивация или ее смысл, то создание/приобретение/ достижение/потребление культурных ценностей – это изначально ментальная деятельность, определяющая и практическое создание продуктов культуры, как ценностей.

Для человека ментальная мотивация важна, потому что она определяет смысл того, что влияет на него – если смысл не понят или не воспринят, то человек действует под влиянием своих внутренних установок и своей ментальности, в зависимости от его культуры и ценностей, сформировавшихся в процессе жизни.

Более подробно к теме ментальной мотивации мы еще вернемся, так как сначала мы должны убедить вас в важности науки о поведении человека и ее дисциплин и аспектов для результатов и состояния вашей жизни и деятельности, результатов деятельности ваших подчиненных работников, результатов деятельности вашей организации и компании в целом и результатов всей нашей страны и ее экономики.

А начнем мы, именно, с результатов деятельности страны и оценки их корреляции с этапами эволюции науки о поведении человека за тот же период, что и в предыдущей главе, которую (корреляцию) увидеть (или не увидеть) поможет нам диаграмма изменения темпов прироста и относительного изменения номинального ВВП ведущих стран мира в сопоставлении с Россией.

Итак, в мире за сто лет произошла следующая эволюция в психологии.

В 10-х годах прошлого столетия доминирующим в науке о поведении человека стал психоанализ, который начал широко применяться в работе с людьми, имеющими отклоняющееся поведение, и больными. Концепции, родственные психоанализу, появились еще в 19 веке, а в начале 20 века австрийский психолог, психиатр и невролог 3. Фрейд (1856–1939), возглавлявший Венское психоаналитическое общество, первым четко сформулировал психоаналитическую теорию, когда пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов. Психоанализ стал назваться – «».

Но западная культура была ориентирована на практику: здесь ценилось то, что дает видимый результат. «Нам нужна практичная психология» – писал в 1912 году в журнале «Hall» пионер американской прикладной психологии Г. С. Холл (1844–1924). Первым таким шагом явилось появление психологии труда, которая рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития его трудовых навыков и отношения к труду и регулирует трудовую активность через побуждающие, направляющие и регулирующие ее психологические компоненты с учетом свойств личности, через которые эта активность реализуется.

Так родилась промышленная психология, ориентированная на нужды производства и занимающаяся изучением широкого круга факторов трудовой деятельности. С этого момента в мире психология начала применяться в управлении. Наиболее содействовал ее продвижению американский философ и психолог немецкого происхождения Г. Мюнстерберг (1863–1916), который был первопроходцем использования идей прикладной психологии в образовании, медицине и бизнесе, одним из основоположников методологии прикладной психологии, названной им психотехникой, а также автор первых работ по определению профессиональной пригодности. Началом этой деятельности считается публикация его статьи под названием «Психология и рынок».

В 1912–1914 гг. Г. Мюнстерберг предложил первую программу хозяйственной психотехники, включающую три раздела.

1) задачи, для успешного решения которых являются значимыми психические особенности человека;

2) экономические задачи, связанные с особенностями психической деятельности работников и с продуктивностью труда;

3) экономические задачи, связанные с направленным воздействием на личность.

Появившийся в начале XX века бихевиоризм сделал попытку стать истинной наукой о поведении человека (что отражено в его названии от английского слова behavior – «поведение»). Это направление определило облик западной психологии, радикально преобразовало всю систему представлений о психике и провозгласило, что предметом психологии является поведение, а не сознание. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в дореволюционной русской науке в трудах И.М. Сеченова (1829–1905), И.П. Павлова (1849–1936) и В.М. Бехтерев (1857–1927). Они вышли на новаторский метод изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, трактуя организм в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений.


Бихевиоризм (совместно с гештальт-психологией) стал назваться – «».

Вторая мировая война активизировала на западе психологические исследования феноменов группового развития. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв и разрушение внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства – все это оказалось предметом экспериментального изучения. Исследования групповых феноменов и характеристик вышли за рамки социальной психологии и стали широко использоваться в организации управления различными участками и структурами бизнеса. Они стали учитываться при решении сложных вопросов подготовки персонала, организации труда и комплектования коллективов малых групп, мотивации труда.

В начале 60-х годов прошлого столетия – считалось, что термин «бихевиоризм» прочно закрепился и используется обычно для описания целого ряда взаимосвязанных теорий в области психологии и социологии. Но, в это же время в западной (преимущественно американской) психологи появилось новое направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.


Это направление – гуманистическая психология, которая первоначально возникла как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название «». Хотя видный американский психолог и основатель гуманистической психологии А. Маслоу (1908–1970) и другие психологи третьей силы не соглашаются с теориями бихевиористов и фрейдистов, они считают, что используемые представителями этих направлений методики, или, как говорят, техники, могут быть полезны. Затем гуманистическая психология сформировалась в самостоятельное течение, в котором в качестве основных предметов анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.


Так как А. Маслоу фокусировался на изучении «пиковых» переживаний, таких как любовь, креативность, экстаз и мистический опыт, он отчетливо понимал необходимость дальнейшего продвижения науки о поведении человека. И он встал на этот путь – в 1967 году предсказал возникновение школы, которая будет специализироваться на описании и индуцировании изменённых состояний сознания. В этом же году в Менло-Парке (Калифорния, США) он организовал встречу рабочей группы, которая закрепила идею создания новой психологической дисциплины, назвав ее «трансперсональной психологией», которая сейчас считается «».


Все выше перечисленные этапы эволюции западной психологии происходили потому, что все это время общество и бизнес в передовых странах, по сути, постоянно делали заказы поведенческим наукам, а затем с успехом использовали их очередные достижения, не умоляя достоинства предыдущих.

И параллельно с этим вот уже более ста лет продолжается поиск новых возможностей в развитии науки о поведении человека дальше, которые ищет парапсихология, давно уже претендующая на звание научной дисциплины. Термин «парапсихология» (происходит от греческого: лара, означающего «около», и психологии) был впервые введен немецким ученым, доктором философии и известным исследователем психики Максом Дессуаром в 1889 году. Термин «парапсихология» в современном значении впервые был использован в 1908 году. В 1911 году Стэнфордский университет стал первым учебным заведением в США, начавшим изучение экстрасенсорного восприятия и психокинеза в лабораторных условиях. Термин «парапсихология» был одобрен и принят сообществом психологов и психофизиологов в 1930 году, что указывало на значительный сдвиг в сторону экспериментальной методологии и академичности исследований. Широкое распространение термин «парапсихология» получил только с 1937 года, после того, как в США вышел в свет первый номер «Журнала парапсихологии». С тех пор и началось исследование феноменов парапсихологии, которое хотя так и не привело до сих пор к окончательным выводам об их природе, механизмах и самом существовании, однако способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, субсенсорного восприятия, феноменальной памяти и вычислительных способностей и т. п.

Лабораторные исследования в области парапсихологии проводились на протяжении второй половины XX века и продолжаются по сей день в ряде стран мира. В США Фонд Джеймса Рэнди официально гарантирует приз в размере одного миллиона долларов США (если быть точным, то $ 1112000) любому человеку или группе людей, кто будет в состоянии продемонстрировать любое умение экстрасенсорного, паранормального или сверхъестественного качества в условиях лабораторного контроля, но до сих пор ни один претендент не смог добиться получения этой премии.

В настоящий момент в мире признано, что еще сложно говорить о наличии достоверных работ, которые описывали бы корректно поставленный эксперимент, доказывающий существование парапсихологических явлений (однако, как уже сказано выше, по крайней мере, некоторые эксперименты прошли проверку соответствующих комиссий). В равной степени сложно говорить и о наличии достоверных исследований, полностью опровергавших все па-рапсихологические феномены (хотя некоторые из явлений, которые относят к области парапсихологии, нашли свое опровержение).

Тему парапсихологии как области человеческого знания, объединяющей весьма широкий спектр различных явлений, можно считать слишком сложной, не подразумевающей простого однозначного ответа (с точки зрения науки) и требующей беспристрастного научного изучения в будущем. Поэтому сегодня в мире парапсихология рассматривается только как околонаучная область, осуществляющая накопление и анализ информации о парадоксальных явлениях. Некоторые частные методы исследования, которые использовались в парапсихологии, хотя и не раскрывают природы парапсихологических феноменов, однако оказались полезными для психофизиологии и экспериментальной психологии.


И такие исследования продолжаются. Одновременно с этим в современном понимании парапсихология уже начинает заявлять о себе как о средстве развития личности, так как уже демонстрирует ряд своих возможностей:

– укрепляет психические и духовные силы, повышая тем самым психофизиологическую устойчивость человека и его адаптивные возможности;

– избавляет от предрассудков, комплексов, чувства собственной неполноценности и негативных эмоций, что способствует избавлению от болезней, вызванных психосоматическими причинами;

– представляет собой путь к достижению уверенности в себе, к приобретению моральной и физической жизнеспособности и приводит к позитивной жизненной установке, способствуя самореализации и развитию человека.

Оценка отношения к психологии и к ее использованию в управленческой теории и практике в России за столетний период показывает существенное отличие от мировых тенденций в развитии поведенческих наук. С первых дней после революции репрессивный аппарат обрушивается на тех, кто имел неосторожность, опираясь на психологию, осуждать социальные нововведения большевиков.

После принятия Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года и вызванного этим «самороспуска» Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии психология в СССР попадает под запрет, начинает подвергаться гонениям и не развивается вплоть до 1990-х годов, не считая короткого периода хрущевской оттепели. В стране оставались только психиатрия и психотерапия для больных.

Некоторая либерализация тоталитарного режима в годы правления Н. С. Хрущева подвигла управленческие структуры развернуть социально-психологические исследования, охватившие в первую очередь сферу производства, а затем и другие области, но ненадолго.

Нарождавшиеся позитивные тенденции развития психологии в 60-х годах были прерваны идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков вокруг вышедшей в свет в 1969 году книги Ю. А. Левады «Лекции по социологии». Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов и психологов, критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи и психологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества. Любые попытки реформ, проявления хозяйственной самостоятельности, демократизации общества пресекались беспощадным образом. Дальше психология стала «развиваться» строго в рамках «марксистско-ленинской материалистической философии». В мире появились две психологии: «капиталистическая» и «социалистическая».

Наиболее трагической вехой для отношения к психологии всего общества стало появление в начале 1960-х годов А. М. Снежневского, который в 1962 году стал директором Института психиатрии АМН, где и работал до 1987 года. Признанный правящим слоем советский психиатр получил известность благодаря его «научной концепции о вялотекущей шизофрении», которая нашла широкое применение при судебно-психиатрических экспертизах диссидентов, заканчивающихся обычно принудительными госпитализациями в специальные психиатрические больницы тюремного типа.

Деление психологии на две – «капиталистическую» и «социалистическую» привело в мировом сообществе к потребности ведения диалога о сосуществовании двух психологи. В конце 1960-х годов западные и советские психологи пришли к лингвистическому компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но был достигнут:

– зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой;

– советская психология сосредоточила основное свое влияние на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Таким образом, послереволюционные репрессии, гонения на психологов и социологов, последовавшие за запретом психологии в 1936 году, психиатрические инсинуации шестидесятых годов прошлого столетия сформировали крайне негативное и опасливое отношение советского народа к психологии и ее дисциплинам, что продолжает сказываться в отношении к ней современного российского общества, несмотря на произошедшие политические, экономические и социальные изменения.

Сегодня российское общество по отношению к психологии все еще находится под влиянием негативного прошлого и испытывает психофобии (бурное развитие так называемой поп-пси-хологии не в счет, так как она направлена только на обывательское восприятие на основе харизматических подходов типа «хочешь стать счастливым (или богатым, или и то и другое), здоровым, успешным и т. д. – мы вам в этом поможем, естественно быстро, естественно за ваши деньги». Этот деструктивный фактор, не имеющий под собой научную основу, продолжает усугублять негативное отношение к психологии в российском обществе. А истинная наука о поведении человека, развивающаяся в академических стенах «в народ» и «в бизнес» еще не вышла, так как в отличие от передовых экономически развитых стран мира в России на это еще нет заказа ни от общества, ни от бизнеса.

Современная российская психология «новой окраски» еще не появилась. Об этом говорит отсутствие «манифеста», не только определившего теоретические заключения, но широко введенного в практику российских наук, секторов экономики, общества и каждого отдельного человека. Почему? Не способны наши ученые и исследователи? Нет, причина не в этом! Развитие психологии в досоциалистической России, превосходящее зарубежные страны по результатам своих исследований и теоретических разработок, доказало высокую научную и исследовательскую потенцию российских ученых. Причина в отсутствии заказа на это российского общества и российского бизнеса, причина отсутствии которого, в свою очередь, – в ментальности нашего общества, искореженной при социалистическом строе и не способной еще «войти в форму» в течение 25 лет политической неопределенности и экономической нестабильности.

Для визуализации взаимосвязи развития и применения поведенческих наук мы снова использовали диаграмму рисунка 11 из предыдущей главы и нанесли на нее отметки, характеризующие ситуацию с психологией в мире (темно-серый цвет) и в России (светло-серый цвет), что и представлено на рисунке 11. Отображенная нами эволюция использования поведенческих наук в управлении свидетельствует, что в настоящее время в передовых странах мира наука и бизнес задействуют и развивают гуманистическую психологию, конечно же, используя достижения предыдущих этапов развития психологии, в то время как Россия в этом отношении все еще переживает период влияния прошлого.


Рис. 11


Исследователи причин отставания российской экономики от мировой указывают на имеющий недостатки социалистический метод хозяйствования, при котором выросло несколько новых поколений. Почему так происходит? Мы это показали при обосновании принятых нами четырех гипотез. В поиске их подтверждения мы с помощью пяти функций философии пришли к пониманию причинно-следственных связей того, что происходило в столетний период в российской экономике. Сделать это получилось легко, потому что мы искали только то и именно то, чего в отличие от других стран в нашей стране в области управления не делается / не имеется или то, что в отличие от других стран в нашей стране в области управления делается по-своему/имеется свое.

В качестве выводов к этой части важного для отечественной экономики исследования мы даем производственному менеджменту рекомендации, которые важны даже в условиях той ментальности страны, государства и общества, которая сегодня есть. Чтобы что-то изменить во внешнем мире, нужно начать с себя.


Начните управлять изменениями, используя следующие три обязанности философии – три ее функции:

– мотивирующую функцию, дающую возможность осознать, что критерием выбора тех или иных проблем является их значение для метафизики – теоретического разума, который задает устойчивые исследовательские ориентиры, выступая программой будущего развития;

– интерпретирующе-коммуникативную функцию, позволяющую выделить главное в совместной проблеме и наладить полноценное сотрудничество;

– ценностно-этическую функцию, дающую возможность осознать смысл включенности в область осуществляемой практической деятельности, увидеть его ценность, чувствовать и признавать эту ценность даже если она в настоящее время не коррелирует с ценностями, декларируемыми и пропагандируемыми государством сознательно или устанавливаемыми им обществу на подсознательном уровне.

Проделав это, вы увидите и поймете – главная причина того, что все усилия по получению эффекта от внедрения управленческих инноваций не дают результата не только потому, что нет еще психологической готовности к этому, но еще и потому, что консультанты, внедрявшие управленческие инновации в организациях, не получивших ожидаемого результата, действовали, не опираясь на научную основу, как в управлении, так и в психологии. А таких было большинство – они не только не учитывали предшествующий опыт человечества в области совершенствования управления, но и не учитывали нашего колоссального отставания в практическом использовании мировых достижений в науке о поведении человека. Что это – менталитет множества отдельных людей или ментальность общества?

Конец ознакомительного фрагмента.