Вы здесь

Либералы и экономика России. *** (В. В. Петров, 2017)

Глава 3 ХХ век. Китай.




Начало века Китай встретил под давлением контрибуций, которые ему пришлось выплачивать за поражение в войне с Японией (1894–1895) и европейским державам за поражение в «боксерском восстании» против иностранного вмешательства в жизнь Китая (1899–1901). В этот период для Китая характерна медлительность в деле модернизации экономики. Китайское правительство характеризовалось безволием власти и отсутствием конкретных целей развития. В этом на него похожи все «реформаторские российские правительства», начиная с 1991 г. Именно в этом (роль государства в процессе модернизации), а не в особенностях менталитета и скрыта главная причина неуспехов экономического развития Китая в начале ХХ в. и в России – в конце его.

В результате революции (1911) китайская империя распалась, и было провозглашено создание Китайской республики. Период 1912–1949 гг. можно назвать попыткой модернизации китайской экономики. В этот период инвестиции в экономику были весьма малы, благосостояние населения практически не возрастало, и Китай оставался доиндустриальным обществом. Во время Второй мировой войны (для Китая 1937–1945) уровень жизни большинства населения упал ниже границы выживания. В этот период возникли две политические силы: Гоминдан (ГМД, 1912) и Коммунистическая партия Китая (КПК, 1921). Сначала обе партии имели социалистическую направленность, а потом между ними сложились враждебные отношения, выродившиеся в борьбу за власть в Китае. После поражения Японии в 1945 г. в 1946 г. начались военные действия между армиями под руководством ГМД и КПК. ГМД поддерживали США, КПК поддерживал СССР. Эта война закончилась разгромом армии ГМД. В 1949 г. было объявлено о создании Китайской Народной Республики (КНР). Китай распался на две части: на острове Тайване – Китайская Республика под руководством Чан Кайши, на материке – КНР под руководством Мао Цзэдуна.

Период 1949–1978 гг. можно назвать советской моделью развития экономики в Китае. В свою очередь, здесь можно выделить несколько периодов.

Послевоенное восстановление экономики (1949–1952). В 1949 г. доход на душу населения в Китае составлял $54. 90% населения проживало в деревне, и уровень развития аграрного сектора был крайне примитивен. С самого начала новое китайское руководство ориентировалось на создание советской экономической модели. Приоритетное развитие получил государственный сектор. Была осуществлена аграрная реформа, во время которой была проведена полная конфискация помещичьей собственности. Китайское руководство следовало курсом «новой демократии». Новая демократия ориентировалась не на диктатуру одного класса, а на сотрудничество крестьянства, рабочего класса и национальной буржуазии. В 1953 г. Мао Цзэдун заявил, что созданы условия для перехода от «новой демократии» к социализму; в течение 10–15 лет необходимо завершить индустриализацию и социалистические преобразования.

Первый пятилетний план (1953–1957). КПК определила направление на переходный период – переход от капитализма к социализму (трансформация частной собственности в социалистическую). К концу 1956 г. 96% сельского населения превратилось в кооператоров, 99% частных предприятий превратились в государственные. 1956 г. в целом оказался успешным для экономического развития страны. Был собран богатый урожай, а 27 отраслей промышленности (производства чугуна и стали, цемента, автомобилей, хлопчатобумажных тканей и т. п.) досрочно выполнили пятилетний план. Государственные предприятия отныне функционировали в системе прямого регулирования и планирования. Высокоцентрализованным стало большинство отраслей экономики, финансовая система. Бюджет страны за 1950–1957 гг. вырос почти в пять раз. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составили в Китае 18% в год (для сравнения в США – 2,8%).

«Большой скачок» и урегулирование экономики (1958–1965). Кампания большого скачка началась под лозунгом: «В экономическом развитии один день должен равняться 20 годам». По замыслу авторов этой компании одно лишь производство стали за два года должно было возрасти с 5 до 120 млн т, а к 1980 г. – до 800 млн т. По всей стране стали создаваться коммуны. Постепенно коммуна взяла на себя все экономические функции, а также организацию культуры, образования, здравоохранения, поддержание общественного порядка и т. п. Жизнь всего населения приобрела военизированную окраску. Был взят курс на децентрализацию управления экономикой. В июне 1958 г. страна была разделена на «семь кооперативных районов» по географическому принципу. По всей стране началась массовая кампания ускоренной индустриализации. Плановые цели все более поднимались. Рыночные отношения были полностью разрушены. Началось укрупнение кооперативов. В массовом количестве создавались рабочие столовые, детсады, дома престарелых. Кампания «большого скачка» привела к разбалансировке хозяйственного механизма страны. Уже в 1960 г. страна столкнулась с жестоким кризисом и голодом. Мощные экономические диспропорции привели к падению производства. Уровень жизни населения резко упал. В результате вплоть до 1966 г. Китай был вынужден заняться «упорядочением экономики». Программа упорядочения экономики сводилась к следующим положениям:

– стимулирование сельскохозяйственного производства и легкой промышленности;

– сокращение объема капиталовложений до оптимального уровня;

– сокращение городского населения;

– модернизация техники;

– регулирование рынка и восстановление его жизнедеятельности;

– регулирование внешней торговли;

– совершенствование культуры, науки, изобретательства;

– восстановление земельных угодий и рачительное их использование;

– оптимизация планирования экономики в пользу развития сельского хозяйства, легкой промышленности.

Несмотря на все шатания и шараханья, за период 1958–1965 гг. в стране были достигнуты важные результаты:

– страна практически полностью обеспечила себя нефтью;

– создан ряд новых отраслей: судостроение, авиастроение, локомотивостроение, автостроение;

– Китай превратился в экспортера текстильных станков;

– быстрыми темпами развивались электроника и атомная энергетика;

– развивалась сеть железных дорог и автодорог;

– было построено несколько аэропортов;

– открылось 30 институтов и университетов.

За этот период, к сожалению, дружеские отношения СССР с Китаем сменились на враждебные. Наибольший вклад в этот процесс внес Н. Хрущев.

«Культурная революция» (1966–1976). 1966 г. – первый год третьей пятилетки. Экономика развивалась сбалансированно и динамично, несмотря на принятие левацкой политики по усилению классовой борьбы. Однако в конце весны 1966 г. Мао Цзэдун инициировал «культурную революцию» как средство борьбы с «контрреволюционерами, просочившимися в партию, армию и правительство». Возможно, на него повлияла и критика в СССР культа личности Сталина, возможно, возраст – 72 года. Особый размах культурной революции пришелся на 1967 и 1968 гг. Производство стали упало в три раза, добыча электроэнергии снизилась на 40%. Катастрофически ухудшилась трудовая дисциплина: лишь 50–60% рабочих работали на предприятиях. Произошла практически полная потеря управления экономикой. Для стабилизации положения в стране Мао послал в разные районы страны крупные армейские подразделения. Третья пятилетка была провалена. Были объявлены планы четвертой пятилетки, но в январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране прокатилась волна чисток и репрессий. В результате и четвертая пятилетка была провалена. В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономикой. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976–1985). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми». В 1976 г. скончались ведущие деятели страны: Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай и Чжу Дэ. Дэн Сяопин был арестован. Культурная революция существенно отразилась на состоянии государственного бюджета страны. Страна находилась в очень тяжелом экономическом положении.

«Новый большой скачок» (1977–1978). После окончания культурной революции руководство страны начало кампанию «западного большого скачка», целью которой было резкое увеличение темпов экономического роста за счет активных закупок западных технологий (главным образом для тяжелой промышленности). Оживление экономики, однако, сопровождалось нарастанием структурных диспропорций между потреблением и накоплением, между сельским хозяйством, легкой и тяжелой промышленностью. Безработица превысила 20 млн человек. Большинство предметов потребления стало дефицитным. За 20 лет (1957–1977) реальная заработная плата снизилась почти на 28%. Значительная часть населения находилась на грани голода. Карточная система распространялась почти на 50 видов товаров первой необходимости.

Экономическая реформа (с 1978 г.). Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца (со спецификой китайских шараханий) и действенной экономической реформой. В отличие от последующих событий в СССР КПК не самораспустилась, а продолжала руководить реформами. Китай не отказался от строительства социализма, сделал выводы из предыдущих действий в экономике и, самое главное, правильно понял роль частной собственности на современном этапе развития мира.

К 1978 г. душевое производство основных товаров в разы отличалось от среднемирового уровня. Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда. Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью. Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры (здесь сказались последствия «культурной революции»). В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня по самым скромным подсчетам на 30 лет.

Первый этап реформы (1978–1984) можно назвать этапом реформирования аграрной экономики, что, впрочем, понятно, учитывая, что страна с самым большим в мире населением стояла на грани голода. Главная особенность начала реформ – осторожность, постепенность и настойчивость. Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика – главное, а рыночная – второстепенное». Выравнивание в правах коллективной и государственной собственности дало толчок к развитию многоукладной экономики – это наиболее важное достижение первого этапа реформы.

Второй этап реформы (1984–1992) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике. XIII съезд КПК (1987) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». Был выдвинут новый лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие». Фактически период с 1978 г. по 1997 г. можно назвать периодом перехода к кейнсианской модели экономического развития. Государственный бюджет стал постоянно дефицитным. Этот факт означал, что развивающаяся страна (Китай) для ускорения экономического роста должна опираться на помощь государственного бюджета. Как указывалось выше («Развитие экономической теории капитализма»), по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея.

Третий этап экономической реформы (1992–1997). В 1992 г. на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это все носит – социализм или капитализм», а в целях ускорения экономического развития «серьезнее раскрепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений». Был объявлен курс на создание рыночной экономики. Основными задачами экономической стратегии были объявлены:

– оптимизация управления предприятиями;

– ускорение прогресса рыночных отношений;

– всестороннее углубление реформы;

– ускорение темпов экономического роста.

На этом этапе началось поступательное увеличение ВВП, который за период 1991–1997 гг. вырос в 3,5 раза. Китай развивался по всем направлениям экономики, и поэтому в дальнейшем рост экономики уже оценивался не по отдельным отраслям, а именно по ВВП.

Четвертый этап экономической реформы (1998–2002). На XV съезде КПК (1997) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование спроса «по всем азимутам»: потребительскому, инвестиционному и экспортному. Заметно мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка Центробанка снижается с 13 до 8%. ВВП рос темпами 7–10% в год. Структура потребления населения в Китае становится аналогичной развитым странам: бытовая техника, компьютеры, автомобили, жилье. На четвертом этапе решается проблема с закрытием и перепрофилированием нерентабельных государственных предприятий. Таким образом, Китай избежал единовременного разрушения экономики, как это происходило в то же время в России.

Пятый этап реформы (с 2002 г.). Началом этого этапа явился XVI съезд КПК. Основными задачами по предложениям Дэн Сяопина являются формирование среднезажиточного общества в Китае, проведение модернизации социалистического строительства ускоренными темпами и приложение максимальных усилий для создания в Китае нового типа социализма, социализма с китайской спецификой. Бросается в глаза, что Китай не собирается навязывать миру свой тип социализма, а просто упорно и последовательно строит его в своей стране. Китай постепенно становится мировым цехом ширпотреба. Мир отныне внимательно следит за ВВП страны, так как проблемы Китая начинают сказываться на самочувствии мировой экономики.

В настоящее время по размеру ВВП Китай и США далеко оторвались от остальных стран мира и единолично ведут борьбу за первенство. Мало кто сомневается, что Китай обгонит США.

Отметим важные особенности экономического развития Китая:

– Китай не пользовался для решения своих проблем услугами МВФ;

– Китай располагает половиной мировых запасов валюты;

– при высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР – это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом;

– Китай имеет собственную электронику и программное обеспечение;

– Китай имеет собственную платежную систему;

– Китай – космическая и ядерная держава;

– Китай имеет собственный автопром, ежегодно выпускающий автомобилей больше, чем бывшие лидеры США и Япония вместе взятые;

– Китай является крупнейшим в мире производителем абсолютного большинства видов промышленной продукции;

– Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии);

– Китай поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение;

– Китай – самодостаточная держава;

– Китай в союзе с Россией способен поставить агрессоров США под контроль мирового сообщества. Но для этого Россия должна отказаться от либерализма и признать, что на пути коммунистических экспериментов Китай сделал правильные выводы, а мы – нет.


Основные материалы взяты из книги А. С. Селищева и Н. А. Селищева «Китайская экономика в XXI в.».