Глава 7
По дороге на пасеку их сопровождали две пёстрые неразговорчивые собачки, Тузик и Рыжик, постоянные спутники старшего лешего. Дедушка продолжал рассказывать о пчёлах и отвечать на вопросы. Лесе всё было интересно.
– Дедушка Борич, а правда, что у пчёл королева есть?
– Правда. В каждом улике может быть только одна королева. Если случайно попала чужая – её убивают. Свою королеву вся многотысячная семья холит и лелеет. Чистят её, кормят. Королева в два раза больше рабочих пчёл, и живёт она в 50 раз дольше, чем остальные. Сильная королева – значит, и вся семья благополучная.
– А что, все пчёлы целыми днями только и делают, что нектар собирают? – Лёшик уже не стесняется новой знакомой, попривык.
– Не все пчёлы. И в улике работы полно. Кто-то вход охраняет от врагов, стражником, значит, работает. Кто-то чистит, убирает, порядок поддерживает. Кто-то воск вырабатывает, соты строит. Строители, значит. Кто-то личинок кормит – это самая тяжёлая работа. И заметьте, никто ими не командует. Как происходит руководство этой системы, непонятно. Это пока остаётся великой загадкой природы. Ну вот мы и пришли. Глядите-ка, какое оживление. Это потому что не сильно жарко, хороший денёк.
Дедушка остановился на краю поляны, раскладывая инструменты. И ребята замерли тут же, не решаясь идти в самую гущу пчелиных событий. Стоят, разглядывают маленькие резные домики, выстроившиеся рядами по всей поляне. Но, как вы помните, у лешика глаз необыкновенно острый. Он и отсюда заметил, как у входа в домик одна пчела танцует, а другие внимательно за ней наблюдают.
– Дедушка, что это значит?
– А это у пчёл язык такой, язык танца. Многие учёные работали над разгадкой этого языка, и это у них получилось. Один немец даже Нобелевскую премию за это получил. Вот сейчас пчела танцует, так она рассказывает, в какой стороне и как далеко от дома находится нектар, который она нашла.
Леся потихоньку осмелилась подойти поближе к крайнему домику. – Гляньте, пчёлка сидит и умывается, прямо как наш кот.
– Верно ты подметила. – Дедушка уже облачился в специальный защитный костюм и шляпу с сеточкой надел. – Пчёлы очень чистоплотны, умываются часто. Тщательно чистят свои усики-антенны, волосики на теле, хоботок, глаза. Что твоя кошка. А ну-ка, тоже одевайтесь. – И он протянул ребятам две одинаковые широкополые шляпы. Те не заставили себя долго уговаривать. Сеточка на шляпах опускалась почти до земли, позволяла безнаказанно передвигаться по поляне.
Дедушка держал ковшик на длинной ручке, где дымились какие-то травки. Он подходил к каждому улику, ставил ковшик на землю и начинал ловко вынимать одну рамку за другой. Внимательно осматривал и ставил на место.
– Что это Вы делаете, дедушка Борич? – удивилась Леся. – Просто смотрите?
– Да, просто смотрю. Хочу убедиться, что у них всё в порядке и моей помощи не требуется.
– А что у них может приключиться, что помощь понадобится?
– Да разное может. Могут заболеть, тогда лечить надобно будет. Опять же, матка хоть и долго живёт, но когда-то и ей срок приходит. Тогда пчелиная семья решает, что им нужна новая матка. Они помечают какую-нибудь личинку особым составом, кормить её начинают по-особенному, новую королеву воспитывают. Старую уничтожают.
– Коварные! – Всплеснула руками Леся.
– Ничего не поделаешь, – вздохнул дедушка. – Это жизнь. В идеале такой сценарий должен быть разыгран. А если что-то пойдёт не так, вся семья погибнет, без королевы они не могут. И тут моя помощь может понадобиться. Я, если заранее опасность заметил, новую королеву, про запас, попрошу их вывести. Если здесь не пригодится, в отдельный домик посажу, выделю ей немного рабочих пчёл, вот уже и новая семья готова, остальных пчёлок они сами разведут.
– А зачем Вам столько много пчёл? Вы так сильно мёд любите? – Леся заглядывает в очередной улик, где потревоженные пчёлы недовольно жужжат.
– Мёд я действительно люблю, любят и все мои друзья. Но даже не ради мёда всё это затеяно.
– А для чего же тогда? – недоверчиво вновь вопрошает Леся.
– Да для того, чтобы эти неутомимые труженики посещали все окрестные луга, поля и сады, в том числе сад твоей глубокоуважаемой бабушки. Без них не будут сады так плодоносить, на полях урожайность снизится в десятки раз. Сколько там ветер той пыльцы перенесёт. А пчёлки, собирая нектар, путешествуя от цветочка к цветочку, на лапках и пыльцу переносят. Значит, завязь будет, яблоко ли, вишня ли из цветочка появится.
– А нет пчелы, – продолжал дедушка, переодеваясь и складывая инвентарь, – будет один пустоцвет. Вот я слышал, в Китае в некоторых регионах совсем пчёл не осталось, там люди сами целыми бригадами день-деньской вокруг деревьев по лесенкам лазают, где только дотянутся до цветочков, кисточками машут, пыльцу переносят. Но по производительности они и близко с пчёлами тягаться не могут. У нас сейчас с пчёлами – полный порядок. Полевой сообщает – гречиха цветёт, пчёлы жужжат, урожай отменный ожидается… А нам пора до дому возвращаться, всех проверили. Да и тебя уже бабушкины блинчики ждут.