Из истории лечения винами
О диетических и лечебных свойствах вина было известно еще до появления письменности, а знания о том, как действует вино на больных и здоровых, передавались из поколения в поколение. Впоследствии опыт лечения вином постепенно собирался в медицинские трактаты, сельскохозяйственные энциклопедии, специальные пособия.
Божественное происхождение вина и чудесные исцеления больных с его помощью древние люди всегда приписывали действию могущественных магических сил. Поэтому вино занимает весьма значимое место во многих религиозных системах древности. При храмах разводили специальные виноградники и строили винодельни, а вино, полученное на них, шло исключительно на религиозные нужды. По представлению многих народов, в этих виноградниках, винодельнях, храмах обитали божества, покровительствовавшие всему живому. Они исцеляли болящих, укрепляли слабых и помогали здоровым приобрести необыкновенные возможности в любви, ратном деле, в искусстве.
Знаменитый греческий ритор Асклепиад стал известен благодаря не только своему ораторскому таланту, но и диетотерапии, в которой он большое внимание уделял вину. Недаром он говорил: «Могущество богов едва равняется пользе вина». Правда, польза заключалась не в количестве выпитого вина. Римский историк Плиний утверждал, что у пьянства есть один непреложный закон: «Привычка к вину увеличивает жадность к нему». Но, несмотря на риск привыкания, полезные свойства вина, по мнению древних авторов, преобладали над возможными отрицательными последствиями. Еще легендарный герой Аристей лечил раненных в битве вином. Считалось, что «вино и сусло в знающих руках делало чудеса, останавливало кровь и залечивало раны». Плиний, который так страстно обличал пьянство, подчеркивал при этом, что вино приносит людям большую пользу – и «в приготовлении лекарств занимает значительное место, и само, в чистом виде, оказывается целебным средством». Гиппократ, составивший множество рецептов лекарственных средств и диет на основе вина, говорил: «Вино удивительно приспособлено к организму человека, как здорового, так и больного».
Чтобы придать вину лечебные свойства и ароматизировать его, в него часто добавляли различные вещества минерального и растительного происхождения. Греки даже создали целую науку об этом, но она, к сожалению, дошла до нас лишь в виде отдельных замечаний некоторых авторов. Так, нам известно, что для приготовления «лечебных» вин использовали смолу хвойных и садовых деревьев. Смолу сначала уваривали на медленном огне и очищали, отделяя осадок. В чистом виде ее применяли редко, а вот смеси готовили чаще. Для этого добавляли в смолу душистые травы, ладан, толченые семена, и тогда вино получалось ароматным, крепким и густым. А иногда добавляли щелок, старое вино, воск, и вино становилось терпким и очень крепким или, наоборот, слабым. Существовала и другая практика: осмолив сосуды, на еще горячую вязкую смолу высыпали ароматические смеси из душистых растений. Наиболее ценными с точки зрения медицины были старые вина, выдержанные сто шестьдесят и более лет. Такому старому вину, загустевшему, как мед, приписывали исключительные лечебные свойства.
Не забывали и о сопутствующих продуктах: соке, виноградных выжимках, листьях и косточках, которые также использовались в древней медицине. Уваренный наполовину или на треть виноградный сок был такой же сластью, как и мед. Этот сок использовали для приготовления настоек, маринадов и лекарств.
В винодельческих районах Кавказа продукты переработки виноградной лозы с глубокой древности были существенным подспорьем в хозяйстве и традиционно входили в рацион питания местного населения. Плоды винограда использовались не только для приготовления напитков – вина, виноградного сока, патоки, винного уксуса, прохладительных, тонизирующих и лечебных настоев, но и для изготовления чрезвычайно полезных, калорийных и долго хранящихся продуктов, таких как чурчхела (орехи, засахаренные в уваренном виноградном соке), татара (тот же сок, уваренный с мукой). Высококалорийные и хорошо сохраняющиеся продукты из винограда брали с собой путники, воины и пастухи; их давали людям, перенесшим тяжелую болезнь. Широко использовали в пищу мезгу, виноградные листья, семена. Из них готовили вкусные жидкие похлебки, обладающие к тому же целебными свойствами.
В средневековой византийской сельскохозяйственной энциклопедии «Геопоники» описано огромное количество различных вин, рецептов их изготовления и инструкций по употреблению. Там же говорится и о том, что в ранние века уже умели готовить и применять целебные вина. В приготовлении вин использовались самые обычные растения: розы, полынь, анис, укроп… Их растирали, завязывали в тряпочку и опускали в вино, чтобы оно настоялось. Разные сочетания растений предназначались для лечения самых разных болезней – от укусов насекомых и пресмыкающихся до психических расстройств.
Уже в древности знали, что вино может не только лечить, но и обеззараживать. Спартанцы, например, считали, что если обмыть новорожденного не водой, а вином, то слабый младенец погибнет, а здоровый станет еще крепче. Гиппократ был уверен, что «малых детей следует купать в теплой воде продолжительное время и давать пить им вино, разбавленное водой и не совсем холодное, ибо оно меньше всего возбуждает желудок и вызывает вздутие. Это должно делать, чтобы дети меньше подвергались конвульсиям, чтобы быстрее росли и имели здоровый цвет лица. Им лучше давать вино как можно более разбавленное, так как оно менее разгорячает и сушит вены».
Он также говорил, что зимой следует вообще употреблять жидкости как можно меньше: «Питьем пусть будет вино, возможно более разведенное». Но, когда настанет весна, больше следует принимать напитков, а именно вина, разбавленного большим количеством воды, и пить его глотками. Летом питье должно быть обильным. От зимы к весне необходимо уменьшать яства и увеличивать питье, от лета к зиме – наоборот. Он полагал, что нельзя резко заменять вино водой и наоборот, а также черное вино – белым, а слабое – сильным.
Гиппократ различал сладкое и крепкое вино, белое и черное, указывал, что они по-разному воздействуют на организм человека. Вино входило в особую лечебную смесь Гиппократа. Она представляла собой напиток из ячменной каши, в которую добавляли воду и мед, иногда – тертый сыр, лук и травы. Для страдающих заболеваниями легких Гиппократ прописывал черное вяжущее вино, очень старое и очень сладкое. Его можно было наполовину разбавить водой и пить холодным при лихорадочном состоянии и приступах. Оно помогало и от чахотки, но в малом количестве.
После операции по поводу водянки Гиппократ советовал давать больному особые лепешки, приготовленные из смеси трав, злаков, меда и уксуса, которые нужно было разводить в вяжущем вине и давать его пить натощак 60 дней. При желтухе больной должен был в течение дня пить как можно больше белого вяжущего, очень старого вина и такого же вина, смешанного с истолченными травами и семенами лекарственных растений. Больному тифом рекомендовалось принимать маленькими глотками черное вяжущее вино или белое, разбавленное водой. Кроме того, больного нужно было растирать на ночь горячим маслом и вином.
Для очищения организма Гиппократ советовал смешивать три вина: горькое, сладкое, кислое и давать пить больным сначала неразведенное, по глотку, с большими промежутками, а затем разведенное.
Старое вино с семенами или листьями плюща способствовало, по его мнению, зачатию. Вино же с приятным запахом Гиппократ рекомендовал принимать в случае различных недомоганий даже беременным женщинам. Вино с добавками лечебных трав улучшало лактацию у кормящих матерей и избавляло от различных внутренних болезней. Недаром строгие римляне, когда боролись с неумеренным винопитием, не запрещали женщинам пить лекарственные и легкие вина, способствующие укреплению здоровья.
При болях в бедре Катон предлагал пить натощак можжевеловую настойку. Для ее приготовления требовалось прокипятить в старом вине мелко нарезанную древесину можжевельника. Настойку после остывания процеживали и пили натощак. В древесине можжевельника содержится вещество, близкое к хинину – превосходному средству от невралгических болей, а можжевеловое масло, которое переходит в настойку, обладает еще и мочегонным действием.
От дизентерии, расстройства желудка, гельминтов следовало пить натощак гранатовую винную настойку. Она готовилась в течение 30 дней в кувшине с замазанной горловиной из тридцати истолченных горьких гранатов, залитых теплым темным вином. Гранаты считались сильным глистогонным, закрепляющим и дезинфицирующим средством.
Плиний был уверен, что невозможно подсчитать количество разных лекарственных настоек на вине. Для приготовления благовонных лекарственных препаратов широко использовали предварительно высушенные цветки дикой лозы. Виноградный цвет, собранный во время цветения и добавленный в вино, делал его ароматным. Эту настойку пили при желудочных болезнях, заболеваниях печени и мочевого пузыря, при головных болях и потере аппетита. Плиний сохранил рецепт напитка: два фунта цветков вымачивать 30 дней в бочонке виноградного сока. Ягоды дикой лозы и напиток из них использовали как сильное средство от лихорадки.
При приготовлении лекарств часто использовали мягкое и необыкновенно сладкое вино. Его делали из подвяленного винограда по особой технологии или же уваривая виноградный сок. Такой способ использовался вплоть до XVI века.
Врачи Античной эпохи обладали обширными знаниями о полезных свойствах виноградного вина, методах и приемах его использования в качестве самостоятельного лечебного средства или одной из составляющих сложных лекарств. Причем при лечении большое внимание уделялось свойствам тех или иных сортов, качеству и дозировке. Вино было не только важнейшим лекарством, но и незаменимым в условиях жаркого климата средством, способным обеззараживать даже самую загрязненную воду. Это способствовало профилактике эпидемий, в том числе и во время войн, которые сопровождались большим скоплением людей и отсутствием элементарной санитарии.
Чистое вино, вино, настоянное на лекарственных и ароматических травах, вино, смешанное с водой, – все это напитки, дошедшие до нас из глубокой древности.
Франция – общепризнанный мировой лидер по производству и потреблению лучших сортов вин, была и остается классическим примером культуры винопития, которая вырабатывалась веками. Именно в этой стране поразительно низкие показатели инфарктов и инсультов. Существует мнение, что эти факты напрямую связаны друг с другом.
Вот, к примеру, каким образом французский доктор Эйло, с большим успехом практиковавший в 1-й половине XX века, лечил атеросклероз. Больной должен был выпивать в день не менее 0,5 л белого сухого вина, наполовину разбавленного минеральной водой. От сердечной недостаточности, по мнению Эйло, помогает красное вино; его нужно пить ежедневно по 0,5 литра. А при частых обмороках он рекомендовал принимать по 1 ст. ложке через каждые пять часов микстуру следующего состава: 125 г белого вина, 25 г сахарного сиропа, 8 г настойки корицы и 1 г кофеина.
В Винотерапевтическом кодексе доктора Эйло, опубликованном в 1935 году, вино рекомендуется для лечения практически всех болезней. Примечательно, что Эйло указывает не только сорт вина, но и место его производства. А дозировки чаще всего обозначаются как «нормальные столовые». Доктор предлагает лечить холеру, например, ваннами из красных вин. Однако призывает «воздержаться от всех вин при хроническом алкогольном отравлении и действовать осторожно при белой горячке».
Конечно, методы лечения доктора Эйло дают хороший повод для иронии в адрес страстной любви французов к вину. К тому же в последние годы возникло мнение, что винный алкоголизм среди французов не наблюдается лишь потому, что среди коренного населения уже произошел генетический отбор. Скептики утверждают: Луи Пастер называл вино «самым здоровым и самым гигиеничным напитком» потому, что во Франции, расположенной в центре промышленно развивающейся Европы, уже тогда возникали проблемы с чистой питьевой водой. Поэтому на стол предпочитали выставлять кувшин с вином. Ну а те, кто генетически были предрасположены к алкоголизму, рано спивались и потомства, как правило, не давали. Так и сформировалась целая нация, спокойно, свободно и без видимых проблем употребляющая вино как воду. Всем прочим народам вино следует пить, строго соблюдая меру, не позволяя жадности возобладать над разумом.