Введение
Каждый владелец домашних животных знает, что для него значит его питомец. Это не только друг, собеседник и помощник, но и существо, на которое можно положиться и которое никогда не предаст. С течением времени наступает так называемая интеракция между животным и человеком. Ни у кого не вызывает сомнений, что животным хорошо, когда они с людьми, а людям – когда они с животными.
На этом основана пет-терапия. Сначала о том, почему эта наука была названа именно так. По-английски pet – это обобщенное название домашних животных (дословный перевод «баловень, любимое животное, ручной»). Ну а значение второй половины этого слова понятно каждому. У многих оно вызывает ассоциацию с визитом к врачу, в больницу или, не дай бог, в районную поликлинику. Давно ли вы пробовали пробраться в какое-либо из этих заведений с кошкой в руках или собакой на поводке?.. Никогда и не пробуйте! У отечественных работников здравоохранения имеется профессиональная ненависть к таким действиям. Найти с ними общий язык по данному вопросу совершенно не представляется возможным. Но компромисс есть.
Положительное действие домашних животных на больных людей было замечено еще очень давно. Впервые домашние животные в лечебных учреждениях появились в Англии, в Йорке, в местном заведении для душевнобольных. Это случилось еще в 1792 г. А вот более или менее строгая концепция пет-терапии была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном только в 60-х гг. теперь уже прошлого столетия, когда он обнаружил, что его маленькие пациенты положительно реагировали на собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение на Западе. Например, в Европе и США это уже абсолютно полноправная область официальной медицины, в рамках которой проводятся встречи, семинары, а в некоторых странах существуют даже курсы по подготовке специалистов, по окончании которых можно заниматься частной практикой.
Но даже на прогрессивном Западе внедрение пет-терапии шло далеко не гладко. Было проведено множество экспериментов и поставлено неисчислимое количество опытов для доказательства положительного влияния домашних животных на человека. Спектр полезных домашних животных, как оказалось, весьма велик. Сюда включаются и лошади, и птицы, и даже аквариумные рыбки. Однако наиболее популярны наши самые верные четвероногие друзья: кошки и собаки.
В этой книге речь именно о собаках. Лечение при помощи хвостатых-лохматых носит название канистерапии. Конечно, одним из факторов благоприятного влияния собаки на человека является то, что это одно из наиболее распространенных домашних животных. Если в России квартирное поголовье кошек еще может с ними тягаться, то в Европе и Америке собаки прочно держат пальму первенства. Однако это не единственное объяснение.
Опираясь на исследования, канистерапия доказывает, что дружба человека с собакой или иным домашним животным снимает напряженность в межчеловеческих отношениях, улучшает или поддерживает в норме физиологические системы, особенно кардиоваскулярную и двигательную, вызывает сильные позитивные эмоции, содействует улучшению общего состояния здоровья. Пропагандисты пет-терапии в США супруги Корсоновы из Огайо, физиологи высшей нервной деятельности, которые неоднократно читали лекции в Праге, в своих работах в 1972 г. доказали, что домашние животные, прежде всего собаки и кошки, улучшают когнитивные (познавательные) функции у пожилых людей и удивительно улучшают их здоровье. Когда же они отдали своих собак и других домашних животных в психиатрическую лечебницу для больных шизофренией, которые отказывались от общения с людьми, они заговорили под влиянием этих животных.
Австралийские специалисты (доктор Джаникс и его коллеги) выяснили, что у наблюдаемых 12 тыс. владельцев кошек и собак улучшились показатели нижнего кровяного давления, липидов и снизилась потребность в употреблении психотропных препаратов. Владельцы собак и кошек больше двигались и меньше страдали от одиночества, что позитивно влияло и на состояние их здоровья. Старики-гипертоники знают, что общение с людьми поднимает у них кровяное давление, тогда как общение с животными его нормализует или снижает. Если кто-то из владельцев домашнего животного попадал в больницу, он постоянно просил информировать о состоянии здоровья его любимца. Сознание, что они им нужны, облегчало и ускоряло процесс их выздоровления.
В чем же главные таланты, отличающие собак от других домашних животных? Прежде всего собака – существо, наиболее привязанное к человеку, а значит, и душевная связь, возникающая между собакой и ее хозяином, самая глубокая и прочная. Собака, как никакое другое животное, становится настоящим членом семьи. Кроме того, с ней нужно гулять, что хоть и хлопотно, но зато очень полезно для здоровья.
Большая часть собак живет в семьях. Понятно, что никакой специальной подготовки они для этого не проходят. Но это ни в коей мере не мешает им быть прекрасными пет-терапевтами! Однако к тем собакам, которые используются для серьезной терапии в больницах и реабилитационных центрах, предъявляются особые, порой очень строгие, требования. Не так-то просто сделать из животного квалифицированного специалиста по психотерапии. Они должны не только быть спокойными от природы, но и хорошо поддаваться дрессировке. Например, в США, где пет-терапия очень популярна, разведение специально отобранных и обученных собак стало весьма прибыльным бизнесом. В настоящее время существуют несколько организаций, которые воспитывают и поставляют хвостатых врачевателей. Недостатка в клиентах подобные фирмы не испытывают – люди становятся в очередь для того, чтобы приобрести чудо-собаку. В некоторых странах подготовкой собак для пет-терапии занимаются государственные учреждения, в других – благотворительные общества. В России таких школ, к сожалению, пока не открыто, и проходится довольствоваться общением с нашими домашними питомцами.
Итак, свое «образование» собака приобретает в специальной школе, где учится обычно не менее полугода. В процессе обучения и воспитания подрастающего пса водят с визитами в дома престарелых и клиники, присматриваясь к особенностям его характера, например выясняют, что ему нравится больше – общаться со стариками или возиться с детьми, лишенными возможности передвигаться самостоятельно. В зависимости от склонностей и психологических особенностей самой собаки и пациентов, с которыми ей в дальнейшем придется общаться, определяется ее дальнейшая судьба. Останется ли она просто собакой-компаньоном, основная функция которой – подбадривать пожилых или тяжело больных людей, давать необходимую эмоциональную поддержку трудным подросткам и невротизированным детям, или приобретет узкую специализацию и будет дипломированным помощником инвалида.
В отличие от других животных, чьи способности могут использоваться для пет-терапии, собаки, как известно, могут не только быть прекрасными психотерапевтами, но и компаньонами-помощниками для инвалидов и стариков. Однако эта область использования собак непосредственно к пет-терапии прямого отношения не имеет. А потому в этой статье о собаках-поводырях мы говорить не будем и ограничимся другими, не менее впечатляющими, собачьими качествами.
Во многих странах (например, в США) собаки активно используются в клиниках и госпиталях в качестве почти полноправного медперсонала. Врачи утверждают, что с появлением лохматых «коллег» их пациенты стали быстрее поправляться и легче переносить послеоперационный период. Уже одно присутствие такого необычного доктора помогает человеку преодолеть больничное одиночество и отчуждение.
Кроме того, в США есть больницы, куда собак пускают в качестве посетителей. При этом на них даже надевают специальные комбинезоны (напоминающие медицинские халаты).
Собак пускают и в хосписы, где они скрашивают последние дни пациентов. Есть также опыт использования собак в психиатрических лечебницах для больных шизофренией, которые отказываются от контактов с людьми. Под влиянием общения с животными почти все они начинают говорить.
Очень обнадеживающие данные получены и при наблюдении за общением собак и больных с очень серьезными нарушениями некоторых функций головного мозга. При общении с животными многие из них приходят в себя, оживают и даже начинают разговаривать.
Особенно ценно общение с собаками для пожилых людей, имеющих проблемы со здоровьем и страдающих от одиночества. Например, во многих домах престарелых в Америке их обитатели держат у себя своих любимцев, привезенных из дома или появившихся уже на новом месте.
Собака, живущая в семье, по мнению ученых, может существенно улучшить не только общую психологическую обстановку в доме, но снять напряженность в семейных отношениях, улучшить или поддержать в норме физиологические (особенно кардиоваскулярную и двигательную) системы обитателей дома, вызвать сильные позитивные эмоции и содействовать улучшению общего состояния их здоровья. Но и это еще не все! Собака, став членом семьи, снимает у людей страхи, депрессивные состояния и напряжение, а также снижает рассеянность.
Если в семье есть дети, то заведение собаки, по мнению врачей, просто необходимо. Вместо того чтобы вести чересчур неуравновешенного или, наоборот, очень замкнутого малыша к детскому психологу, достаточно просто поехать с ним куда-нибудь и купить щенка.
Во всяком случае, по данным исследований, неразговорчивые дети после общения с собаками начинают больше говорить, а дети с пониженной (приобретенной или врожденной) эмоциональностью начинают проявлять способность активно реагировать на окружающий мир.
Кроме того, существуют неоспоримые доказательства положительного влияния собак на детей с задержкой умственного развития, а также на трудных подростков.
Теперь еще об одном очень полезном свойстве собачьего характера. Вы не задавали себе вопрос, а кто кого выгуливает? Человек – собаку или собака – человека. Пет-терапевты уверены, что в большинстве случаев справедливо второе утверждение. В век гиподинамии, когда человек передвигается в машине, автобусе, лифте, поезде, самолете, но уж никак не пешком, недостаток движения может стать настоящей проблемой. Следствием пассивного образа жизни является множество заболеваний. Это и гипертония, и ишемическая болезнь сердца, и остеохондроз, и даже запоры.
Для того чтобы хоть как-то заставить своих пациентов двигаться, врачи прописывают им идеальное лекарство – собаку. Ведь с ней надо гулять как минимум два раза в день, а это значит, что утром и вечером человек глотнет хоть немного свежего воздуха и получит свою порцию физической нагрузки. Статистика полностью подтверждает правильность назначения этого «четвероногого лекарства»: известно, что владельцы собак сравнительно редко страдают от последствий гиподинамии.
Кстати, если в доме есть домашние животные, ребенок всегда вырастает более здоровым, с нормальной психикой и отличным иммунитетом. Наличие животных, например, предотвращает развитие у детей аллергии и астмы (несмотря на то что в народе бытует прямо противоположенное мнение!). В результате серьезных научных исследований установлено, что у детей, которые с первых дней жизни растут в доме, где содержатся животные, в дальнейшем развивается защита против аллергии на животных, домашнюю пыль, а также пыльцу растений. Дело в том, что, подобно мышцам, иммунная система нуждается в упражнениях (именно это позволяет ей оставаться в хорошей форме). И если тщательное соблюдение санитарии и гигиены ослабляет иммунитет, то ежедневный контакт с умеренной бактериальной и вирусной инфекцией может способствовать его укреплению и являться в некотором роде своеобразной вакциной.
Итак, в настоящее время пет-терапия признана западным медицинским сообществом как дисциплина, имеющая полное право на существование. Пет-терапию сегодня называют по большей части активной или вспомогательной лечебной терапией при помощи животных, этому был посвящен даже отдельный семинар в апреле 1997 г. на базе Пражского психологического центра. Вступительные рефераты зачитали ведущие ученые: профессор психологии и доктор психологических наук 3. Матейчек и геронтопсихиатр, доктор медицинских наук, доктор психологических наук М. Войтеховский. Профессор Матейчек привел несколько примеров из детской психологии, таких, например, как попутное воздействие собаки на детей с задержкой умственного развития, а также об отношениях детей и животных вообще и их значении для каждой отдельной стадии развития ребенка.
Доктор Войтеховский – пионер пет-терапии в чешской гериатрии и геронтопсихиатрии, который, кстати, информировал о своих заграничных опытах и о ситуации в пет– или канистерапии и гериатрии на современном этапе в Чехии. Еще десять лет назад, во время своей годовой стажировки в области геронтопсихиатрии в США, он мог наблюдать результаты воздействия регулярного общения пациентов с тяжелыми формами психологических заболеваний с различными животными. О своих исследованиях он сообщил на Всемирном конгрессе геронтопсихиатрии в 1993 г. в Берлине и в 1995 г. на 7-й международной конференции в Женеве, проходившей под девизом «Животные, люди и качество жизни». Во всех случаях социотерапевтическое воздействие пет-терапии с использованием в лечебных целях мелких домашних животных в гериатрии было подтверждено документально.
В Женеве была также принята так называемая Женевская декларация. Стоит обратить внимание на то, что в Австрии уже существует определенное положение, согласно которому новосел может взять с собой в дом животное. Если учесть, что в домах Чехии содержится более 2 млн собак и почти 1,5 млн кошек, это не так уж и плохо, если говорить о канистерапии. Доктор Войтеховский, однако, напоминает, что начало их применению было положено еще в Средние века. Мы видим, как на улице представители более старшего поколения во время своих регулярных прогулок общаются со своими четвероногими воспитанниками, и это подтверждает, что канистерапия в гериатрии заняли свое почетное место, но надо отметить, что в отличие от обычной терапии пет-терапия в педиатрии, психиатрии и у инвалидов пока находится в пеленках. Мудрость наших предков советует не хвалить день, пока не наступил вечер. Однако уже кажется, что стоячие воды начинают свое движение. В 1996 г. в рамках семинара «Жить со стариком», проводимого Институтом А. Масариковой при философском факультете Пражского университета, рабочая группа этого семинара проголосовала за использование животных в лечебных целях в государственных социальных службах. Рабочая группа «Фонда семьи» поставила перед собой задачу создать схему распространения пет-терапии в различных учреждениях Чехии с целью выяснить, каков интерес к этой проблематике и знакомы ли уже в каких-либо учреждениях с канис– или пет-терапией. Таким образом, можно надеяться, что очень скоро канистерапия доберется и до России.
Возникает вопрос, а любому ли человеку может помочь эта чудо-медицина? Увы, все не так просто. Ученые и врачи, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что успех лечения зависит прежде всего от того, какие отношения между животными и пациентом были установлены еще в детские годы, а именно в возрасте 6–13 лет. Если у человека имеется негативный детский опыт (например, его покусала собака или сильно оцарапала кошка), ни о какой пет-терапии речь идти конечно же не может!
В этой связи нельзя оставить без внимания то, что пет-терапия может оказать и отрицательное воздействие. Некоторые люди настолько привязываются к своему любимцу, что забывают о людях, которые их окружают. Для некоторых животные могут стать источником болезни или вызвать аллергию. Животное может при неприемлемом с ним обхождении и поранить. Для многих людей смерть дорогого для них животного может вызвать и депрессию, и чувство вины. Она сопровождается скорбью и глубокой грустью, как и смерть близкого человека. В Шотландии и некоторых других регионах Британского королевства для того, чтобы ослабить скорбь и печаль, проводятся профессиональные консультации. Наблюдения показали, что животные оказывают на пожилых и одиноких людей большое физиологическое, социологическое и общественное влияние, которое нельзя заменить лекарствами, семьей, дружбой и даже традиционной терапией. Одиноким людям животные предлагают прочные узы любви и чувств и становятся значительным смыслом их дальнейшей жизни и жизненного ритма. Кроме того, присутствие собаки в доме вселяет чувство безопасности.
В последующих главах постараемся поговорить на эти темы несколько более подробно.