Рассказ о человеке, который дает надежду
Судьба Валентина Дикуля – лучик надежды для тех, с кем так же жестоко обошлась судьба. Имя Дикуля известно миллионам людей в России, уже много лет оно напоминает нам о том, что человек – венец творения и царь природы. Вслед за героем русского классика А. Н. Островского Дикуль мог бы смело повторить: «Для меня невозможного мало». Жизнь и личность Валентина Дикуля уже стали легендой, как это происходит с теми, кого народ уважает, ценит и любит.
Сейчас мы познакомим вас с художественной биографией этого знаменитого человека. Хотя все факты и события этого рассказа неоднократно проходили проверку на точность, имейте в виду – некоторые моменты этой истории ее участники переживали намного ярче, насыщеннее, чем могут выразить даже самые красочные слова. И все же мы постарались передать их эмоции, потому что писали биографию Дикуля для тех, кто уже поставил на себе крест. Мы хотели, чтобы читатели, у которых опустились руки, черпали силы в удивительном примере, который являет собой судьба Валентина Дикуля.
В погоне за мечтой
Обычным весенним днем в семье Дикуля Ивана Григорьевича и Анны Корнеевны родился малыш Валечка. Случилось это 3 апреля 1948 года в городе Каунасе бывшей Литовской ССР. Валя родился недоношенным, весом чуть больше килограмма. Его крохотное тельце было очень слабеньким, и каждую минутку тоненькая ниточка жизни могла оборваться. И только благодаря самоотверженности его родных удалось спасти эту жизнь.
Отец Дикуля был большой, сильный и добрый, как и положено быть папе в детских глазах, а мама была очень красивой. Она очень любила Валиного отца. Поэтому, когда он погиб от бандитской пули, просто не смогла пережить его смерть. Валечка еще ходил в садик, когда мама ушла в лучший мир, и он остался круглым сиротой.
Мальчик должен был остаться на попечении бабушки, но в послевоенную эпоху жили трудно и бедно, так что прокормить всех детей было нелегко. Иногда перед взрослыми вставал страшный выбор – между едой и лекарствами. Как ни сокрушалась родня, взять в семью еще одного малыша было невозможно, поэтому с семи лет Валентин жил в детских домах: сначала в Вильнюсе, затем – в Каунасе.
Валентину Дикулю было немногим более девяти лет, когда в Вильнюс приехал цирк-шапито. С этого момента у него появилась мечта. Мечта о ЦИРКЕ!!! Сначала мальчик просто убегал из детского дома и помогал ставить цирковой шатер, чистить манеж, присматривать за животными, подметать, мыть. За это юному помощнику предоставляли ночлег и подкармливал его. Но когда поставили вагончики, брезентовый шатер и приехали артисты, Валя превратился в одержимого цирком. Потихоньку он начал осваивать манеж. Поначалу мальчик просто наблюдал, как папы и мамы передавали цирковым деткам, как говорится на профессиональном жаргоне, «выросшим в опилках», секреты циркового мастерства, – и старался запоминать, что к чему. Позже присоединялся к ним и на практике пытался повторить увиденное. Но не все было так просто. Ведь работа в цирке – это работа до изнеможения.
Частичку цирка Валя старался перенести и в детский дом. Вместе с ровесниками они создавали акробатические пирамиды. Высшим классом считалось вскарабкаться на плечи партнера, потихоньку выпрямить ноги, чтобы встать в полный рост.
Когда Дикуль учился в пятом классе, детский дом в Вильнюсе расформировали. Конечно же, Валя был несказанно рад, ведь он вернулся домой, к бабушке. Но проходила неделя, другая, и радость куда-то исчезала. Можно худо-бедно свыкнуться с тем, что в однокомнатной квартире он был седьмым – как говорится, в тесноте да не в обиде, – но муки вечно сосущего голода для растущего мальчугана были невыносимы. Валентин решил зарабатывать деньги сам. Он подрабатывал ремонтом мотоциклов и вскоре достиг такого мастерства, что ему стали поручать «безнадежные» машины. Клиенты не могли поверить, что четырнадцатилетний пацан обладал таким мастерством.
Так школьник Дикулис зарабатывал на кусок хлеба и впервые доказал всем вокруг, что воля и упорство способны творить чудеса.
К сожалению, случайные приработки не позволяли окончательно победить нищету, Валентин понимал, что пора возвращаться в детдом. Бабушка со слезами взяла его документы, и они пошли в ближайший детдом в Каунасе, но места пришлось ждать не один месяц. Примириться с жизнью в детском доме помог и цирк. Валя занимался подготовкой к будущей цирковой карьере – гимнастика, борьба, поднятие тяжестей. Занимался эквилибром, акробатикой, жонглировал, даже придумывал фокусы. Цирковые артисты, с которыми удавалось общаться на гастролях, делились всем, что знали сами, подбадривали при неудачах, объясняли главные правила своего искусства: нужно быть гибким и растянутым, уметь падать безопасно для себя, научиться чувствовать каждую мышцу своего тела. Его учили сразу всему.
Однажды осенью, перед отъездом, дирекция очередного шапито, гастролировавшего в Каунасе, объявила конкурс для желающих стать артистами цирка. Юный Дикуль потерял покой и сон. Успокоился он только тогда, когда наконец попытал свое счастье. Директор не захотел обидеть категоричным «нет» мальчишку, рвение и надежда которого стать артистом были видны невооруженным глазом. Он пожалел Валю, пообещав, что его примут и ему придет вызов.
Мальчик ждал. В детдоме всем рассказывал, что принят в цирк и ждет вызова, который вот-вот будет. Он готовил себе одежду для выхода на арену. С еще большим усердием занялся подготовкой своего тела. Он ставил личные рекорды один за другим, придумывал разные трюки, насколько это позволяли суровые условия детдома. И каждый день ожидал вызова. Но его не было и не было. Прошло почти полгода. И вот наступил момент, когда Валентин устал ждать и направился в Москву, в цирковое училище, не сомневаясь, что его обязательно примут.
В дирекции училища Дикуля выслушали и с сожалением сказали, что для поступления он еще слишком юн. Да и документов у подростка не оказалось, поэтому вместо цирка он попал в милицию и был отправлен обратно в Каунас.
Но вот свершилось то, чего Дикуль так долго ждал! В Каунасе его приняли в цирковой кружок одного из клубов. Валентин начал работать на высоте. Сначала на небольшой – два-три метра, но постепенно забирался выше и выше.
Травма
Валентину Дикулю было всего 15 лет, когда он выполнил свой первый номер и стал воздушным гимнастом. Но судьба коварна. Во время праздничного концерта в каунасском Дворце спорта юный Валентин Дикуль работал свой «воздушный» номер на высоте 13 метров. Ничего не предвещало беды: обычное представление, зрители, аплодисменты… И вдруг лопнул штамберт – стальная перекладина, на которой крепились аппаратура и страховка. Валентин был пристегнут к аппарату и вместе с ним рухнул вниз, не успев даже ничего сообразить.
Диагноз звучал как приговор – компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма, около 10 локальных переломов. Неделю Валентин провел в реанимации городской клинической больницы, на грани между жизнью и смертью. Тогда мальчик еще не мог в полной мере осознать случившейся трагедии. Затем была больничная палата нейрохирургического отделения.
Понадобилось четыре месяца, чтобы просто прийти в себя, понять, что ниже пояса он своего тела не чувствует. Когда Дикуль увидел, как медсестра передвигает его ноги, будто неживые чурки, понял, что они существуют отдельно от туловища, – заплакал. А когда на обходе врач сказал, что так теперь будет всегда, Валентин ощутил смертный холод. Это не жизнь, понял он.
Кто угодно на этом бы сдался, сломался. В таких ситуациях люди не просто впадали в депрессию – некоторые даже кончали с собой. Но не таков был Валентин Дикуль. Он поднялся со дна отчаяния. Именно в тот момент, ко гда он осознал приговор медиков и не пожелал сдаваться, началась карьера человека, которого знает вся страна. Валентин Дикуль твердо решил любыми способами вернуться и к полноценной жизни, и к цирковому искусству. Он поставил перед собой четкую цель: оживить свои ноги. И это решение было первым шагом к победе.
Путь к выздоровлению
Решение принято. Дикуль начал тренировки. Для начала поднимал все, до чего мог дотянуться (например, стул), отжимался, как мог – перекатываясь на живот и качая мышцы рук, груди и спины. Друзья из цирковой секции принесли резиновый жгут, заменяющий эспандер, и гантели. Он занимался по 5–6 часов ежедневно. Торс укрепился… Ноги не действовали.
Дикуль не сдавался. Превозмогая невыносимую боль в позвоночнике, Валентин выполнял силовые упражнения, укрепляя мышечный корсет, прежде всего спины, а бессонными ночами штудировал книги по медицине, по крупицам собирая нужную информацию. В первую очередь изучил институтский курс по строению человеческого тела, затем принялся за анатомию мышц и биомеханику. И все это – по очень узкой специализации, связанной непосредственно с переломом позвоночника. Он придумывал схемы будущих тренажеров, разрабатывал методику физических упражнений и старался воплотить в жизнь. Так протекали дни и ночи, и Дикуль, по его словам, круглосуточно чувствовал себя как выжатый лимон.
Именно в это время у Дикуля и возникла идея, ставшая в дальнейшем основой его системы реабилитации: недействующим частям тела нужно движение. Причем движение полного цикла, при котором выпрямление и сокращение мышц происходят до конца, как если бы они были здоровы. Дикуль привязывал к ногам веревочки, пропускал под дугу кроватной спинки и тянул за них, пытаясь заставить конечности двигаться хотя бы таким образом. Потом появились грузы, небольшие противовесы; спинка кровати играла роль блока. А уже позже друзья помогли установить над кроватью систему блочных устройств на подшипниках, схему которых разработал и нарисовал сам Дикуль.
Думаете, тут-то и началось выздоровление? Нет. Через восемь месяцев упорного труда Дикуля выписали инвалидом первой группы. Передвигаться он мог только в инвалидной коляске. Ему было всего 16 лет…
Месяц юноша не мог заставить себя выйти на улицу. Ему казалось, что все его жалеют, а это было невыносимо обидно, даже оскорбительно. Первое время его обхаживала бабушка, и от своего бессилия ему становилось еще горше. От отчаяния Валентин решился сам, на инвалидной коляске, поехать во Дворец культуры профсоюзов. Директор был потрясен его монологом. На следующий день Дикуль был назначен руководителем циркового кружка. Прошло немного времени, и он почувствовал, что нужен своим ученикам. Бывало, он с таким рвением хотел показать трюк, который не мог объяснить на словах или который не получался у учеников, что вываливался из коляски. Но никогда его неуклюжее падение не вызывало у них ни единого смешка. Был уговор: Дикуль – такой же, как и они, только чуть ограниченный в движениях.
А когда вымотанные ребята, еле-еле переставляя ноги, расходились по домам, Валентин начинал свою тренировку. Да, он не сдался, не решил, что восьми месяцев бесплодных усилий достаточно, чтобы сказать «нет».
Пять лет упорных тренировок
Ежедневно Валентин Дикуль истязал себя ходьбой на костылях до потери сознания, испытывая неимоверное напряжение, от которого сводило руки, шею, спину. Когда наступало нервное истощение, он просто сваливался на маты и мгновенно засыпал. Вскоре Валентин сумел передвигаться по залу на костылях, как на ручных ходулях. Это был его первый реальный шаг к возвращению на арену. Все силы были брошены на то, чтобы встать на ноги.
Выздоровление
Через пять лет после травмы, летом, Дикуль повез свой цирковой кружок на школьные каникулы в город Ниду. Разбили там палаточный городок, сделали маленькую арену и целыми днями проводили репетиции.
Неожиданно у Валентина резко подскочила температура, тело точно свинцом налилось, позвоночник жгло словно огнем. Невыносимая боль ломала суставы, страшные судороги разрывали мышцы. Временами он терял сознание, а когда приходил в себя, не узнавал никого, не мог понять, что с ним произошло. Врачи были в растерянности: «Что за болезнь?» На третий день наступил кризис. Валентин пришел в себя, но слабость была настолько сильной, что он был не в состоянии шевельнуть рукой и заговорить. А через день произошло чудо. Дикуль почувствовал работу двуглавой и четырехглавой мышц бедра, а также естественное замыкание коленных суставов при шаге в единую работу мышц. Валентин ликовал. Спинной мозг восстанавливался. При уколе иголками он чувствовал боль! Это была еле ощутимая, но самая желанная и самая сладкая боль в его жизни!
Через две недели произошло невозможное – безнадежный инвалид отбросил костыли и начал передвигаться с помощью двух легких палочек. Он ходил! Сам, на своих двоих!
Силовой жонглер Валентин Дикуль
Цель достигнута? Нет, ведь цель – не только встать, но и вернуться на арену. Задуманное нужно доводить до конца – так решил Дикуль. Тем не менее он прекрасно отдавал себе отчет в том, что никакая медицинская комиссия не разрешит ему работать цирковым воздушным гимнастом. Нужно было придумать что-нибудь новое и неповторимое. И он решил переквалифицироваться в силовые жонглеры. За пять лет «безногой» жизни Валентин привык все делать руками и знал, что они не подведут. Он задумал побить все существующие и несуществующие рекорды цирковых силачей. Но для этого нужны были крепкие, тренированные ноги и спина. Дикуль вернулся к атлетической гимнастике. Он переделал свою систему упражнений, ориентируя ее уже на здорового человека, который намерен стать еще здоровее и сильнее. Так закладывались основы второй части системы, позволяющей не только встать на ноги и укрепить здоровье, но и достичь выдающихся результатов в «силовых» видах спорта.
Конец ознакомительного фрагмента.