Вы здесь

Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I. 1815 (Георгий Бежанидзе, 2009)

1815

10 января. Рождение Георгия Васильевича Говорова[86], в дальнейшем – епископа Феофана, затворника Вышенского.

11 января. Мнение архимандрита Филарета по сообщению правления СПбДА, при котором препровожден был студент ее Василий Дремяцкий за пьянство и буйство, для поступления с ним по усмотрению (Мнения. Т. I. С. 182).

• Мнение архимандрита Филарета по рапорту благочинного, священника ораниенбаумской придворной Пантелеймоновской церкви Андрея Благовещенского о спадении от сильного ветра со шпиля креста петергофской знаменской церкви (Мнения. Т. I. С. 183).

14 января. Записка графу С. П. Потемкину с приложением «четырех маленьких изданий» (РС. 1883. Т. 38. С. 53).

12 февраля. Мнение архимандрита Филарета, по прошению графа П. Ф. Буксгевдена, об определении к домовой его церкви, находящейся на петергофской дороге, священника, бывшего при гаваньской церкви, с причетником (Мнения. Т. I. С. 183).

• Письмо архимандрита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода, князю А. Н. Голицыну, с приложением «Разговоров о православии» и записки о патриархе Фотии и разделении церквей: «При сем имею честь представить Вашему Сиятельству первые разговоры о православии, для доставления тому, для кого они писаны. Уничиженно молю Единого Подателя Истины, чтобы Он даровал мертвому и ничтожному слову человеческому свою живую и действенную силу» (Мнения. Т. I. С. 475).

17 февраля. Мнение архимандрита Филарета по делу об определении дьячка Павского погоста в Лужском уезде, Алексея Петрова диаконом в тот же погост (Мнения. Т. I. С. 184).

18 февраля. Письмо отцу о проповеди при освящении церкви в доме графа Кочубея (Письма. 1882. С. 193. № 170).

• Письмо деду (Письма. 1882. С. 194. № 171).

28 февраля. Письмо отцу (Письма. 1882. С. 195. № 172).

Февраль. Письмо обер-священнику И. И. Державину[87] о студенте Василии Суворове (Мнения. Т. I. С. 185).

8 марта. Мнение архимандрита Филарета по представлению благочинного об утверждении старостой к Благовещенской церкви прихожанина оной (Мнения. Т. I. С. 186).

18 марта. Мнение архимандрита Филарета по объяснению священника Входоиерусалимской церкви Филиппа Кириллова, коим просил предписать причту той же церкви со старостою, дабы они исключили из общей продажи принадлежащее к дому его место 54 длинника и 17,5 поперечника и назначили оценщиков оному из прихожан (Мнения. Т. I. С. 187).

6 апреля. Письмо отцу о начале написания работы «Православие Восточной Церкви» (Письма. 1882. С. 196. № 173).

16 апреля. Произнесение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Слова в Великий Пяток: «Наконец, дабы внушить вам, что совершаемое здесь не есть одно воспоминание прошедшаго, но паче созерцание настоящаго, ибо Агнец, заколенный от сложения мира (Апок. 13:8), еще закалается и будет закалаться до скончания мира, – Церковь даже чувственно показует вам плащаницу погребения Иисусова, с видимым изображением невидимаго ныне тела Его, и таким образом всех здесь предстоящих поставляет вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом» (Сочинения. Т. 1. С. 214).

18 апреля. Пасха Христова.

23 апреля. Записка графу С. П. Потемкину по поводу возможной встречи с ним и о. Иннокентием (Смирновым) (РС. 1883. Т. 38. С. 53).

4 мая. Письмо отцу (Письма. 1882. С. 197. № 174).

7 мая. Донесение Комиссии духовных училищ о найденных корректурных ошибках в печатаемом комиссией учебнике философии Карпе (Мнения. Т. I. С. 189).

14 мая. Мнение архимандрита Филарета по делу о диаконе и дьячке, просившихся на одно и то же место (Мнения. Т. I. С. 192).

• Из воспоминаний архимандрита Фотия (Спасского): «Неизвестно, от кого слышал, что Филарет сострадателен, милостив весьма, и его знает, помысл ему и пришел тогда: пойди и проси его, дабы в дом отца отпустил тебя лечиться. По сему случаю пришед видел наедине Филарета к себе сострадательность и милость. Идя же к Филарету, призвал Господа в помощь, стал у дверей в прихожей комнате его. По докладу вскоре как вышел к нему Филарет, вот вид лица его был яко Ангела Божия; он сожалел о его болезни, взял на себя попечение искать средство к его облегчению» (РС. 1894. № 5. С. 96).

• Из воспоминаний Я. В. Толмачева: «…Сердце он имел холодное; правилом его было делать свое – πραττειν τα έαυτα[88], что почиталось доблестью человека у древних греческих философов, о которых Платон говорит в своем Хормиде. В течение шести лет я не видел ни одного доброго дела, сделаннаго им своему ближнему по движению и по чистому чувству христианской любви. Ум у Филарета был проницательный, дальновидный, постоянно отвлеченный от всего того, что не вело к предположенной им цели, к достижению коей, предусматривая препятствия, устранял их предварительно. Все движения ума и сердца его исходили из центра собственной личности и из сферы его действий возвращались к центру той-же самоличности. Филарет, будучи еще архимандритом, имел уже целию своих стремлений московскую митрополию» (РС. 1892. Т. 75. № 9. С. 710–711).

25 мая. Записка графу С. П. Потемкину, при которой «представляются исправленные экземпляры неисправимого сочинения и две тетрадки безгласного слова» (РС. 1883. Т. 38. С. 53).

• Из воспоминаний архимандрита Фотия (Спасского): «Плакал Петр, что на хлеб не имел дневный, а не токмо на путь. Дух же радости некия исполнял его сердце и обнадеживал, что будет иметь средство получить здравие. В сие время слез его и скорбей призывает Филарет его к себе, вручает ему денег от щедрот митрополита 50 рублей, сам дает своих 25 рублей и советует еще идти к некиим; он пришел и от тех получил по 5 рублей и тако почти около ста рублей у него собралось денег. Вообразить не можно, какая радость ему тогда была. Филарета же всегда имел пред очами и усердно молился за него. От сего времени видел в Филарете вину всего облегчения и будущее его благоволение» (РС. 1894. № 5. С. 97).

2 июня. Мнение архимандрита Филарета по сообщению правления СПбДА о том, что на место ключаря Казанского собора Стефана Голмского желает поступить бакалавр Герасим Павский[89] (Мнения. Т. I. С. 193).

11 июня. Письмо к Августину, епископу Дмитровскому, викарию Московскому о предстоящем обозрении МДА: «…Долгом поставил я предварительно к Вашему Высокопреосвященству отнестись о времени сего испытания. Предполагая, что Вы будете в Сергиевой Лавре к 5 июля, на праздник преподобного Сергия, всячески стараюсь я учредить мое путешествие так, чтобы к сему времени поспеть в Лавру: в каком случае можно бы непосредственно после праздника начаться испытанию академическому в Вашем присутствии» (ЧОЛДПр. 1869. Кн. 6. С. 41. – (Материалы)).

14 июня. Начало ревизии Новгородской семинарии: «В 11 часов утра приступлено к обозрению Новгородской семинарии. Испытание начато с тех предметов, за какими найдены ученики, по расписанию часов учебных. Сии предметы были: История церковная и история всеобщая и российская. Испытание в них продолжалось 1 Ѕ часа. В первой половине 1/2 часа осмотрены комнаты учеников, семинарские – больница и библиотека, также здание, на месте которого предполагается семинарским правлением строение для уездного училища. Время от половины 7 до половины 9 часа пополудни проведено в осмотре семинарского правления…» (ЧОЛДПр. 1876. № 5. С. 44).

15 июня. «В 9 часов утра происходило испытание в богословских и философских науках. Оно продолжалось 4 часа. От 4 часов пополудни, два часа с половиною, продолжалось испытание в словесности российской и латинской. В сей же день ученики всех отделений, во время, свободное от словесного испытания, заняты были сочинением» (ЧОЛДПр. 1876. № 5. С. 46).

16 июня. «Испытание было в классах математико-физическом и греческом. Оно продолжалось от 9 часов утра до половины двенадцатого. Осмотрена семинарская трапеза. Вслед за тем, с согласия семинарского начальства, составлены разрядные списки, и успешные предназначены к повышению в следующие отделения, а безнадежные к исключению» (ЧОЛДПр. 1876. № 5. С. 46).

17 июня. «В девятом и десятом часу утра осматриваны классы Новгородского уездного и приходского училищ, и комнаты, где помещались ученики. Ученики каждого отделения и класса кратко испытаны в разных учебных предметах вопросами обозревающего; а в особенности в латинском и греческом языках…» (Мнения. Т. I. С. 200).

19 июня. Архимандрит Филарет в Вышнем Волочке: «Был краткий осмотр вышневолоцкого уездного и приходского училищ. В первом часу пополудни осмотрено училищное письмоводство, в третьем и четвертом – классы и дом училищный. В высшем отделении многие ученики испытаны в греческом и латинском языках, и отчасти в священной истории и географии…» (Мнения. Т. I. С. 203).

20 июня. Архимандрит Филарет в Торжке: «По окончании литургии был краткий осмотр уездного и приходского училищ Новоторжских…» (Мнения. Т. I. С. 205).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованной им Новгородской духовной семинарии: «…За сим о Новгородской семинарии долг имею донести, что нашел оную в довольно благоустроенном состоянии» (Мнения. Т. I. С. 194).

21 июня. Архимандрит Филарет в Твери. Обозрение Тверской семинарии «начато испытанием класса словесности, которое продолжалось от десяти часов утра до двенадцати… от трех часов пополудни до половины пятого испытание было в языках еврейском, французском и немецком… В шестом часу было испытание в греческом языке. В седьмом часу осмотрена семинарская библиотека. Девятый и десятый час употреблены на осмотр семинарского письмоводства» (Мнения. Т. I. С. 210).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Новгородского уездного училища (Мнения. Т. I. С. 200).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Вышневолоцкого духовного училища (Мнения. Т. I. С. 202).

• Донесение о состоянии Новоторжского духовного училища: «Проезжая через Торжок в воскресный день, не мог я иметь столь продолжительной остановки, чтобы дождаться следующего, по кратости всего времени, в котором по необходимости стесняется исполнение всего порученного мне дела. И потому решился, сколько позволяло время, видеть Новоторжское уездное и приходское училища в воскресенье. После литургии вошел я в учебные комнаты, куда и учащие и учащиеся пришли также из церкви. Дабы сохранить приличие дня, учебные пособия не были употреблены… Классы, которые я испытывал, нашел я все в добром порядке и даже в совершенстве» (Мнения. Т. I. С. 204–205).

22 июня. Продолжение обозрения Тверской семинарии «испытание в науках богословских, философских, исторических и математически-физических» и Тверского уездного и приходского училищ (Мнения. Т. I. С. 210, 213).

23 июня. Завершение обозрения Тверской семинарии (Мнения. Т. I. С. 210).

Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Тверской семинарии (Мнения. Т. I. С. 206).

24 июня. Посещение уездного училища в Кашине (Мнения. Т. I. С. 215).

25 июня. Осмотр Угличского приходского училища (Мнения. Т. I. С. 217).

26 июня. Обозрение училищ и семинарии в Ярославле: «Достигши Ярославля… в 5 часов утра, вошел я в классы тамошних уездного и приходского училищ прежде нежели в семинарские, потому что в первых ранее начинается дневное учебное время, то есть в семь часов» (Мнения. Т. I. С. 217).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Тверского духовного училища (Мнения. Т. I. С. 212).

27 июня. Рассмотрение письмоводства Ярославской семинарии и отъезд из Ярославля (Мнения. Т. I. С. 225).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Кашинского духовного училища: «Проезжая через Кашин вечерним временем, не мог я видеть учеников тамошних училищ… Почему решился видеть то, что можно было видеть в сие время. У ветхого деревянного строения, которого кровля поросла мохом, нашел я, пришед со смотрителем, шесть учителей, и должен был заключить, что это дом училищный…» (Мнения. Т. I. С. 213).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Угличского духовного училища (Мнения. Т. I. С. 216).

28 июня. Обозрение Костромской семинарии по классам богословия, философии, словесности и всеобщей истории (Мнения. Т. I. С. 228).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Ярославского духовного училища (Мнения. Т. I. С. 217).

29 июня. Осмотр Костромского уездного и приходского училищ. Вечером обозрение семинарской библиотеки (Мнения. Т. I. С. 229).

30 июня. Обозрение классов церковной истории, математики и языков Костромской семинарии (Мнения. Т. I. С. 229).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Ярославской духовной семинарии: «По неоднократному, не от меня зависевшему промедлению в пути, достигши Ярославля не ранее 26 дня сего июня, находился я в недоумении… Надлежало решиться или оставить некоторые назначенные к обозрению семинарии без обозрения, дабы обстоятельнее вникнуть в состояние Ярославской семинарии, или стараться обозреть все назначенные семинарии, а для того сократить время обозрения каждой. Я решился на последнее потому, что сократить обозрение каждой семинарии было можно, а обозреть большее число семинарий нужно…» (Мнения. Т. I. С. 219–220).

1 июля. Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Костромской духовной семинарии: «Окончив самое дело, я поспешил отправлением моим в дальнейшие места моего назначения, и потому настоящее донесение пишу на пути, а отправлю не прежде как из Владимира» (Мнения. Т. I. С. 225). «Вечером приехал во Владимир ревизор Филарет и остановился в архиерейском доме…» (ДЧ. 1870. Ч. 1. Известия и заметки. С. 10).

2 июля. Обозрение Владимирской семинарии: «В девять часов утра приступлено к обозрению Владимирской семинарии. Час с четвертью продолжалось испытание в герменевтике и догматике. Полчаса в церковной истории. Час в логике и психологии. Четверть часа в математике. Испытание возобновлено в два часа пополудни. Полтора часа употреблено на испытание в риторике, с изустными опытами ораторской речи. Полчаса на испытание в истории всеобщей. Испытание в языках продолжалось менее часа. В шестом часу осмотрена семинарская библиотека. В седьмом часу приступлено к осмотру училищного письмоводства, что и продолжалось до конца дня» (Мнения. Т. I. С. 237). «Семинария с восхода солнца уже была в хлопотах. Пронеслась молва, что ревизор приедет в десятом часу утра… Эконом семинарии иеромонах растерялся до такой степени, что полами своей рясы помогал служителям мести семинарский двор… ревизор явился прежде всего в высшее отделение семинарии. Здесь он пробыл три с лишком часа. Сперва слушал лекцию учителя семинарии и вместе ректора Иосифа, а потом экзаменовал учеников… Лекция ректора и приемы преподавания весьма понравились ревизору, так что он тут же поздравил его профессором» (ДЧ. 1870. Ч. 1. Известия и заметки. С. 11).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Костромского духовного училища (Мнения. Т. I. С. 231).

3 июля. Обозрение уездного и приходского училищ во Владимире (Мнения. Т. I. С. 241).

5 июля. Приезд в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру (Мнения. Т. I. С. 242).

6 июля. «В Московской духовной академии, в десятом часу утра начато открытое испытание студентов. Предметами испытания были: истолковательное чтение св. писания, и языки еврейский и греческий. Испытание производилось вопросами учащих, вопросами назначенного для обозрения академии, а частию и вопросами его высокопреосвященства. Собрание кончилось в половине второго часа пополудни. Потом осматриваем был весь академический дом» (Мнения. Т. I. С. 246).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Владимирской семинарии: «Во время испытания в Богословских науках узнал я, что все ученики сего класса имеют один экземпляр Священного Писания. Но и того на тот раз не было в классе» (Мнения. Т. I. С. 232).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Владимирского духовного училища: «Необъятное для учителей множество учеников во Владимирских училищах требует учреждения таковых же еще в одном или двух местах» (Мнения. Т. I. С. 240).

7 июля. Обозрение МДА: «От десятого часа утра до первого пополудни продолжалось испытание в философии и математике» (Мнения. Т. I. С. 246).

8 июля. Обозрение МДА: «В осьмом и девятом часу осматриваемо было академическое письмоводство. В десятом часу возобновлено испытание, которое было в сей день в словесности, всеобщей истории и языках немецком и французском и кончилось в час пополудни. В пятом часу пополудни продолжался осмотр письмоводства» (Мнения. Т. I. С. 246).

9 июня. Обозрение Спасо-Вифанской семинарии: «Студенты академии испытываемы были посредством сочинения о предмете, назначенном от обозревающего. Им предложен для сего вопрос: Какое благо или зло произвела Кантова философия» (Мнения. Т. I. С. 246).

10 июня. Продолжение обозрения Спасо-Вифанской семинарии (Мнения. Т. I. С. 262).

11 июля. Осмотр Московского духовного училища (Мнения. Т. I. С. 279).

12 июля. Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о ревизии МДА: «Виденное мною испытание академических воспитанников было открытое. Некоторый особливый род приличия, при сем сохраняемого, не всегда позволял мне давать испытанию такой вид, какой казался мне способнейшим для открытия истинного состояния учащихся; впрочем, я старался, сколько было можно, сие сделать, дабы то, что имею донести начальству, сказано было не по догадке. Вообще Академия, судя по недавнему ее существованию, находится в хорошем состоянии» (Мнения. Т. I. С. 243).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Ярославской духовной семинарии: «На данные мною ярославскому семинарскому правлению предложения, полученные ныне ответы, состоящие в выписках из его журнала, частию к сведению, частию же на благорассмотрение Комиссии Духовных Училищ представляю» (Мнения. Т. I. С. 248).

13 июля. «Обозрение классов Московской семинарии соединено с открытым испытанием, назначенным на сей день местным начальством. Испытание началось в присутствии его высокопреосвященства… Предложены были к испытанию: богословие, церковная история и философия» (Мнения. Т. I. С. 267).

14 июля. Продолжение осмотра Московской семинарии (Мнения. Т. I. С. 267).

15 июля. Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Спасо-Вифанской духовной семинарии (Мнения. Т. I. С. 260).

16 июля. Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Московской духовной семинарии: «Философские уроки, кроме Баумейстера[90], заимствованы были из Венцеля[91] и Карпе. По требованию учащего ученики для изъяснения, как они говорили, предлагаемых истин изустно произносили при испытании многие места из разных древних и новых писателей от Пифагора до Шведенборга. Такое учение, по моему мнению, более упражняет память, нежели образует рассудок» (Мнения. Т. I. С. 264).

17 июля. Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии Владимирской духовной семинарии (Мнения. Т. I. С. 268).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Московского духовного училища: «Латинские классы сего училища в порядке: прочие в начатках» (Мнения. Т. I. С. 278).

• Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии МДА (Мнения. Т. I. С. 280).

19 июля. Обозрение Коломенских уездного и приходского училищ (Мнения. Т. I. С. 284).

Из воспоминаний Н. П. Гилярова-Платонова: «Пребывание брата в училище ознаменовалось еще другим высоким посещением. Кроме Августина приезжал архимандрит Филарет, Петербургской академии ректор, назначенный обревизовать новооткрытый московский округ. В глазах коломенцев стоял он на высоте тем более недосягаемой, чем менее его иерархическая степень соответствовала его действительной силе. Всесильный архимандрит со звездой на груди (тогда это была новость), прославленное чудо ума и учености. Выражаясь фельетонным языком… посещение Филаретом Коломенского училища представляло особенную пикантность в том, что здесь смотрителем был его отец, учителем зять… Но Филарет вел себя при посещении с тонким достоинством: относясь к зятю как к обыкновенному учителю, он обратился к своему родителю со словом «батюшка» и пригласил его сесть…» (Гиляров-Платонов. С. 75).

26 июля. Письмо Г. И. Городкову[92]: «С истинною радостью, милостивый Государь Егор Иванович, узнал я, что Вы избрали состояние наиболее благоприятствующее духовному просвещению. Тотчас писал в Петербург, прося справедливого вам внимания и покровительства… Бог да совершит Ваше начинание и да утвердит Вас на предлежащем пути» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 114).

Август. Письмо отцу (Письма. 1882. С. 198. № 175).

7 августа. Донесение архимандрита Филарета Комиссии духовных училищ о состоянии обревизованного им Коломенского духовного училища: «Из классов наиболее устроенный и достойный одобрения есть высший класс латинский. Священной истории положено хорошее начало. Впрочем, как для нее, так и для других новых предметов нет боле книг учебных. Низшее отделение ожидает более от нового учителя, нежели что имело в прежнем. Приходские классы слабы, или от недостатка учителей, или от недостатка учителя. Оба училища имеют только три учителя» (Мнения. Т. I. С. 284).

Конец ознакомительного фрагмента.