Вы здесь

Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I. 1812 (Георгий Бежанидзе, 2009)

1812

1 января. Введение обер-священника в состав Главного штаба; учреждение должностей дивизионных и корпусных благочинных.

2 января. Письмо отцу: «Святейший Синод представлял Вас к награждению камилавкою, а всемилостивейший Государь пожаловал крестом. Поблагодарим Бога и Его Помазанника! В Святейшем Синоде предстательствовал о Вас преосвященнейший митрополит, а у Государя князь Александр Николаевич… в прошедший четверток я сидел более трех часов у князя Александра Николаевича, но он и не намекнул мне о своем намерении» (Письма. 1882. С. 155. № 138).

4 января. Письмо от князя А. Н. Голицына о награждении отца святителя протоиерея Михаила Дроздова наперсным крестом «в знак особенного монаршего благоволения к сыну» (ЖМНПр. 1868. № 1. С. 17).

17 января. Произнесение слова в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры при отпевании графа П. В. Завадовского[59]: «Почившаго в Бозе болярина графа Петра если бы я хотел представить любомудрым для света, – я мог бы сказать, что любомудрие составляло утешение жизни его, и что на последнем даже болезненном одре его собеседником и врачом была книга. Но он жил не свету, а отечеству, и его истинное любомудрие было не занятие празднаго времени, но подвиг и польза» (Сочинения. Т. 1. С. 168).

Начало года. Архимандрит Филарет от Комиссии духовных училищ получил поручение образовать для окончивших курс учеников Санкт-Петербургской семинарии класс чтения Св. Писания и св. Отцов и руководства к прохождению священнослужительских должностей.

26 февраля. Письмо отцу: «К утешению моему я имею нового товарища в отце игумене Иннокентии[60], который из Троицкого префекта сделан теперь другим бакалавром Богословских наук в Академии» (Письма. 1882. С. 156. № 139).

• Открытие в Санкт-Петербурге Императорской Публичной библиотеки.

11 марта. Архимандрит Филарет назначен ректором СПбДА и профессором богословских наук (Мнения. Т. I. С. 21).

• Из воспоминаний свт. Филарета: «Ректор Сергий – человек честный – хотя был искренен с митрополитом, но не хотел и не мог ссориться и с Феофилактом, однако же тяготился своим отношением к нему, и называл его именем Бриэна, французского епископа, тогда известного. Когда открылись вакансии в Тамбове и в Костроме, Сергий стал проситься, чтобы переменили его состояние. Митрополит предложил в Синоде назначить ректора академии в Кострому. Голицыну не хотелось этого, для того, чтоб академии дать более созреть под смотрением одного начальника, и чтобы более успел приготовиться другой. Однако же уступил настояниям митрополита. В ректора академии митрополит назначил меня, Феофилакт с своей стороны предложил своего – Леонида. Правда, что мы оба были того не достойны и не готовы к такой должности. Однако же сделали меня. Сергий, по рукоположении, утешая меня, говорил: «Уверяю тебя, ты сбудешь этого Бриэна». «Где мне сбыть? Хотя бы самого куда не заслали». «Нет! Ты непременно его сбудешь: я видел во сне, он выедет в среду. Падение Феофилакта началось с того, что после 12-го года его послали для обозрения епархий, подвергшихся разорению неприятельскому. И он точно выехал в среду» (Воспоминания. С. 11).

22 марта. Письмо отцу: «Отец ректор Сергий уже преосвященный Сергий. Его прежнее бремя упало на меня. Попросите мне у Бога сил или помощи в немощах и терпения… Что еще сказать Вам? … Мы живем в веке превращений и нечаянностей…» (Письма. 1882. С. 159. № 140).

14 марта. Указом императора Александра I архимандрит Филарет определен настоятелем Юрьевского монастыря вблизи Новгорода (Мнения. Т. I. С. 38).


29 марта. Отставка М. М. Сперанского[61] «…Пал знаменитый государственный деятель и могущественный дотоле распорядитель судеб России, …с именем которого связывалось переустройство России на ненавистный теперь французский лад» (Корсунский. 1885. С. 30).

10 апреля. Архимандрит Филарет указом митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) назначен присутствующим в Санкт-Петербургской консистории (Мнения. Т. I. С. 21).

19 апреля. Произнесение в придворной соборной церкви в присутствии Их Величеств Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны и Государыни Императрицы Марии Федоровны[62] слова в Великий Пяток: «Чада Иерусалима новаго! Довольно ли разумеваем и мы время нашего посещения? Соделав спасение наше посреде земли, Господь почил от своего дела втораго творения. Ожидаем ли мы после сея субботы Его инаго дня великаго и просвещеннаго, в который Он воскреснет, дабы судить земли» (Сочинения. Т. 1. С. 174).

21 апреля. Пасха Христова.

29 апреля. Мнение об иконах, которые, по освидетельствовании, оказались негодными (Мнения. Т. I. С. 39).

30 мая. Письмо А. Н. Оленину[63]: «Правильное писание слов стихиры, найденных Вами в надписи сосуда, должно быть сие: Φωνὴ Κυρου επί εῶν υδάτων[64]. Впрочем, я не сомневаюсь, что надпись точно взята из стихиры. Погрешности же в письме, сделанные художником, во времена Цимисхия и Фоки, ни мало не удивительны…» (ПО. 1869. № 3. С. 365).

Май. Письмо отцу: «Не имея времени много писать, посылаю Вам, какие случились, печатные новости. Одна есть речь о любви к отечеству, которой сочинитель недавно сделан Государственным Секретарем, мне приятный знакомый[65]. Проповедь, которую говорил при дворе в Великий Пяток и которая скоро выйдет из печати, пришлю при другом случае» (Письма. 1882. С. 160. № 141).

13 мая. Московским главнокомандующим назначен генерал от инфантерии (с 18 мая) Ф. В. Ростопчин[66].

16 мая. Окончание Русско-Турецкой войны, подписание в Бухаресте мирного договора с Османской империей.

30 мая. Письмо отцу: «Посылаю слово на Великий Пяток…» (Письма. 1882. С. 161. № 142).

8 июня. Предоставление в правление СПбДА конспекта по истолковательному богословию, разрядного списка обучавшихся богословию студентов и плана экзамена в июле месяце (Мнения. Т. I. С. 40).

12 июня. Вторжение французских войск на территорию России, начало Отечественной войны.

• Из воспоминаний свт. Филарета: «Перед двенадцатым годом правительство утратило доверие. Государя звали «глухим тетеревом», императрицу Марию – «коровницей», и некоторые – пока Наполеон был вдали – ждали его как освободителя» (Из воспоминаний свт. Филарета // РА. 1906. № 10. С. 214).

4 июля. Письмо отцу: «Известия о происходящем на наших границах здесь печатаются очень часто. В последнем сказано, что наши войска находятся в крепком лагере при Дриссе, по сю сторону Двины… Наш экзамен происходил в богословии, философии и математике в присутствии всех членов К[омиссии] Д[уховных] У[чилищ]… Теперь мы отдыхаем» (Письма. 1882. С. 162. № 143).

15 июля. Воззвание Святейшего Синода, составленное, возможно, при участии архимандрита Филарета: «С того времени как ослепленный мечтою вольности народ французский ниспровергнул престол единодержавия и алтари христианские, мстящая рука Господня видимым образом отяготела сперва над ним, а потом через него и вместе с ним над теми народами, которые наиболее его отступлению последовали. За ужасами безначалия следовали ужасы угнетения. Одна брань рождала другую и самый мир не приносил покоя. Богом спасаемая Церковь и держава Российская доселе были по большей части сострадающею зрительницею чуждых бедствий как бы для того, чтобы тем более утвердилась в уповании на Промысл и тем с большим благоразумием приготовилась сретить годину искушения. Ныне сия година искушения касается нас, россияне!.. Церковь, уверенная в неправедных и нехристолюбивых намерениях врага, не престает от всея кротости своея вопиять ко Господу о венцах победных для доблестных подвижников и о благих нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою. Да будет как было всегда, и утверждением и воинственным знамением россиян сие пророческое слово: о Бозе спасение и слава!» (Дубровин Н. С. 54, 56).

Из воспоминаний П. А. Моревой: «… Вот между прочим, что он нам рассказывал о себе: что в двенадцатом году, по случаю приближающейся войны, Преосвященный Амвросий приказал его позвать к себе; …он пришел к Митрополиту, и Митрополит сказал: «Напиши слово, как бы воззвание к народу, для расположения его к защите отечества, помощи ему кто чем может»; и когда Архимандрит Филарет спросил, к какому дню, Митрополит отвечал: «К завтрашней литургии». Этот краткий срок смутил несколько Архимандрита Филарета, однако он пошел и беспрекословно повиновался, и написал наскоро, как мог. На другой день сам произнес свое слово в Невской лавре и потом услышал от многих лестные отзывы, так что эти несколько слов, написанные экспромтом, дошли до самого Императора, потому что в числе слушающих был Сперанский и Александр Николаевич Голицын» (Сб. старинных бумаг. Ч. 9. С. 403).

14 августа. Письмо А. Н. Оленину: «Прилагаемую при сем выписку из Платона покорнейше прошу доставить его превосходительству Алексею Николаевичу… Кажется, что я попал на то самое место, которого искали» (ПО. 1869. № 3. С. 366).

26 августа. Бородинское сражение под Москвой.

2 сентября. Вступление Наполеона в Москву.

1 октября. Освящение домовой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы в доме князя А. Н. Голицына и произнесение проповеди: «Нет сомнения, что только неослабным подвигом и даже болезнию мы можем достигнуть того, да вообразится в нас Христос (Гал. 4:19). Мы должны, по словам Писания, преднаписать его себе пред очами (Гал. 3:1) и непрестанно брать для себя с образа его каждую черту, для которой будем находить место в нашем уме, в нашем сердце и в нашей жизни. Надобно, чтобы мы его сопровождали от его рождения до его смерти, от яслей до креста и гроба, и подражали Ему во всем, что вочеловечившийся Бог может сообщить человеку долженствующему быть причастником Божественнаго естества (2 Петр. 1:4)» (Сочинения. Т. 1. С. 180).

7 октября. Отступление Наполеона из Москвы.

21 октября. В домовой Свято-Троицкой церкви князя А. Н. Голицына произнес слово о молитве Господней: «Божие имя есть вещь священнейшая в мире. Им совершаются наши спасительныя таинства; им печатлеется верность наших клятв и обещаний; его полагаем мы в основание начинаний наших. Было время, когда оно, исходя из уст рабов Божиих, владычественно потрясало природу и низлагало их врагов видимых и невидимых. Сия непостижимая сила есть собственно Божия, но ея действие в нас зависит от нашей веры и благочестия» (Сочинения. Т. 1. С. 23).

11 ноября. Кончина митрополита Платона (Левшина).

12 ноября. Письмо отцу: «Что до меня принадлежит, я скорбел и скорблю только о нещастиях родных, знакомых и отечества, пользуясь сам незаслуженною безопасностию и спокойствием» (Письма. 1882. С. 164. № 144).

27 ноября. Письмо графу С. П. Потемкину[67]: «Располагаясь на завтрашний день к священнодействию в блаженную память вашего брата, я… стеснен временем так, что должен начать свое служение не позже девяти часов» (РС. 1883. Т. 38. С. 45).

28 ноября. Служение литургии в Лазаревской церкви на старом кладбище Александро-Невской лавры (РС. 1883. Т. 38. С. 45).

30 ноября. Архимандрит Филарет совершил богослужение в домовом храме князя А. Н. Голицына в присутствии императора Александра I.

2 декабря. Письмо отцу: «И печальное известие отрадно после страшной неизвестности. Посему я и скорблю и частию уже утешаюсь о Вас. Бог, которого Вы благодарите и в печали, да даст Вам благодарить Его в радости» (Письма. 1882. С. 165. № 145).

• Письмо отцу: «Среди общего беспокойства один человек удивил меня своим великодушием. Тогда как многие оставляли свои домы, князь Александр Николаевич устроил в своем доме церковь. Она освящена мною в первый день октября в присутствии Св. Синода и блистательного собрания дворянства. Говоренную при сем проповедь доставлю Вам после при случае… Храм Святого Духа не велик, но благолепен… Я имел утешение несколько раз в нем сященнодействовать. В один из таковых случаев… говорил я… беседу, которую при сем прилагаю. Она щастлива тем, что в 30 день прошедшего месяца я заставлен был служить в том же храме и повторить ее пред таким лицом, которого никогда не мог представлять моим слушателем… Вы оплакиваете архипастыря: и мы с Вами… Здесь прервал я было письмо сие, будучи позван к преосвященнейшему митрополиту для чтения духовной преосвященнейшего Платона. Едва достало мне силы прочитать ее: столь она наполнена умиления» (Письма. 1882. С. 165. № 146).

6 декабря. Император Александр I утвердил доклад князя А. Н. Голицына об учреждении в Санкт-Петербурге Библейского общества: «Многие лица, не сомневаясь в значущей пользе, от такового учреждения проистекать имеющей, изъявили желание видеть в сей столице Библейское общество и принять в оном деятельное участие, – писал князь А. Н. Голицын. – Оставляя неприкосновенным издание книг Священного писания на славянском языке для исповедующих Греко-российскую веру, принадлежащее в особенности ведомству Святейшего Синода, я нахожу означенный проект действительно полезным, как для распространения в России чтения Ветхого и Нового Завета на разных других языках между обитателями иностранных исповеданий, так и потому, что недостаточные люди могут покупать сию книгу за дешевую цену, а бедные будут получать ее безденежно» (Чистович. С. 17).

14 декабря. Представление правлению ректором СПбДА, архимандритом Филаретом конспекта по герменевтике, списка студентов по классу богословских наук и порядка испытания студентов в декабре месяце (Мнения. Т. I. С. 44).

25 декабря. Манифест императора Александра I об общем молебствии по случаю окончательного изгнания французской армии из пределов Российской империи.

27 декабря. Произнесение в домовой Свято-Троицкой церкви князя А. Н. Голицына слова на Рождество Христово: «В Евангелии мы видим два пути к рождающемуся Христу: путь волхвов и путь пастырей. Путь волхвов есть путь света и ведения, управляемый ясным знамением звезды, которую они видели на востоке и которая предводила их до Иерусалима и Вифлеема. Путь пастырей есть путь сени и тайны, путь веры, а не видения, который, по кратковременном осиянии славою Господнею, предприемлется в стражу нощную, совершается без руководителя и не обезпечивается никаким особенным знамением, кроме удобопререкаемаго знамения младенца повита, лежаща во яслех. Кто бы не подумал, что светлый путь волхвов должен быть безопаснее, удобнее и кратчае? Напротив, он был и продолжительнее, и труднее, и опаснее, нежели темный путь пастырей» (Сочинения. Т. 1. С. 184).

• Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Постоянно слушая Лаврского проповедника, он[68] поверял гадания и мечтания мистиков и квакеров догматическим учением православной Церкви; при таком настроении духа благодатно действовали на него и глубокомысленные слова и речи инока, архимандрита, епископа, архиепископа и митрополита Филарета: они отрезвляли верования и убеждения строгого к себе подвижника. И он вскоре ступил на новый путь и твердо шел добрым путем до конца своей жизни. Единодушие таких лиц имело благодатное влияние и на дела и на духовенство. Оно утвердило в те времена самостоятельность и самого Синода» (Сушков. С. 104).