Вы здесь

Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I. 1811 (Георгий Бежанидзе, 2009)

1811

5 января. Письмо священнику Григорию Пономареву: «К здешней жизни я не довольно привык и вряд ли когда привыкну более. Вообрази себе место, где более языков, нежели душ; где надежда по большей части в передних, а опасение повсюду; где множество покорных слуг, а быть доброжелателем считается неучтивым; где роскошь слишком много требует, а природа почти во всем отказывает: ты согласишься, что в такой стихии свободно дышать могут только те, которые в ней или для нее родились. Впрочем, есть люди, которых расположением я сердечно утешаюсь… Проповедь, которой ты искал, посылаю. Ее достоинство – я не стыжусь потщеславиться пред тобою – состоит в том, что она познакомила меня с некоторыми нужными людьми» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 691).

21 января. Прошение бакалавра богословских наук СПбДА иеромонаха Филарета о выписке из заграницы книг, необходимых для класса церковной истории (Мнения. Т. I. С. 32).

28 февраля. Письмо отцу: «Приветствуя Вас новым временем года, а матушку ее собственным новолетием, желаю Вам обновления в здравии и дней, светлых миром и радостями» (Письма. 1882. С. 145. № 129).

Февраль. Письмо студента Троицкой семинарии к родителям иеромонаха Филарета о митрополите Платоне: «Почтенный вифанский старец, с коим я имел честь говорить, устрашил меня своей слабостью. Увядшие впалые щеки, дрожащие руки, едва движущиеся ноги – все доказывает недолгое его с нами пребывание: жаль, больно жаль праведного друга человечества» (Смирнов. 1900. С. 41).

2 апреля. Пасха Христова.

Произнесение слова в день Пасхи: «Жизнь, сохраненная во Египте, но вскоре жалким образом потерянная в пустыне, – изшествие из дома работы, о котором, однако, не раз проливаемы были слезы во время четыредесятилетняго странствования, – избавления такого народа, который после соделался образцем злополучий, стоили-ль вечнаго празднования? – Но вечная Премудрость определила представить ученикам своим сокращение книги судеб в истории сего удивительнаго народа, – и его Пасха сделалась важною, будучи образованием другой важнейшей» (Соч. Т. 1. С. 140).

Из воспоминаний свт. Филарета: «Он[50] позавидовал и мне, и первую мою проповедь на Пасху назвал одою. Но митрополиту Амвросию[51] она понравилась, и он, припомнив, что я часто говорил проповеди в Лавре, советовал мне заниматься этим более здесь. Для этого сам назначил мне и день (Троицын) и тему (о действиях Св. Духа)» (Воспоминания. С. 7).

8 апреля. Письмо отцу: «Я готов думать, что и до вас дошли слухи о готовой и почти наступающей войне… Мои заботы не уменьшаются, но умножаются. Теперь сделано предложение о сочинении классических книг. Мне достается сделать план для сочинения церковной истории. Требуют, чтобы к окончанию продолжающегося курса я предоставил и все мои уроки к напечатанию…» (Письма. 1882. С. 146. № 130).

11 мая. Комиссия духовных училищ поручает иеромонаху Филарету произвести ревизию петербургских уездных и приходских училищ.

21 мая. Праздник св. Троицы. Произнесение проповеди в Александро-Невской лавре: «Итак, мы должны взирать на сошествие Святаго Духа не токмо как на чудо, прославившее Апостольскую церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшаго, но продолжение Апостольскаго приготовления к приятию онаго Духа, непрестанно дышащаго, идеже хощет» (Сочинения. Т. 1. С. 2).

Из воспоминаний свт. Филарета: «Когда явился я в собор лаврский и вошел в алтарь, Феофилакт подозвал меня к себе и, спросив, – не я ли проповедник ныне, – попросил прочитать проповедь и тут же прочитал ее. В свое время проповедь была произнесена. После обедни жившие в лавре и служащие и некоторые из светских пришли к митрополиту. А. Ф. Лабзин[52] между разговором почему-то привел в подтверждение слова из слышанной им в тот день проповеди. При этом Феофилакт возразил, а что вы думаете? Нынешняя проповедь отзывается духом пантеизма. Как пантеизма? – спросил митрополит. Феофилакт не отступился от своего отзыва, и только по усильному убеждению митрополита замолчал» (Воспоминания. С. 7).

Май. Письмо к отцу: «Один из почтеннейших мужей, здесь пребывающих, сказал мне, что в проезд через Коломну назовется к Вам в гости. А я прошу Вас предварить сей вызов просьбою… Прилично также будет предложить ему посмотреть Ваше училище, учащих и учащихся» (Письма. 1882. С. 147. № 131).

1 июня. Письмо отцу: «Вы будете иметь удовольствие видеть его высокопреосвященство, архиепископа Рязанского[53], который проедет чрез Ваш город для посещения своей епархии. Поспешите предстать сему знаменитому святителю и благодетелю Вашего сына» (Письма. 1882. С. 149. № 132).

13 июня. Назначение главой Московской епархии епископа (с 30 августа 1814 г. – архиепископа) Августина (Виноградова).

18 июня. Произнесение в Александро-Невской Лавре проповеди в неделю 4-ю по Пятидесятнице: «Правда Божия, слушатели, не имеет нужды в нашем оправдании. Но неправда наша должна быть обнажаема для нашего же от Бога оправдания. На сей конец, сообразно настоящему чтению из Апостола, откроем по возможности необходимый союз греха со смертию, оброцы греха смерть, и пагубному обольщению греховнаго состояния противоположим преимущества состояния благодатнаго: дарование Божие, живот вечный, о Христе Иисусе Господе нашем» (Сочинения. Т. 1. С. 10).

Из воспоминаний свт. Филарета: «…Митрополит предложил мне еще приготовить на какой-нибудь день проповедь, которую могли бы слушать и Голицын и Сперанский. Я написал: это была проповедь, помнится, на 4-е воскресенье по Пятидесятнице из текста: оброцы греха смерть. И вскоре после этого я был Высочайше награжден крестом с драгоценными камнями» (Воспоминания. С. 8).

19 июня. Предоставление в правление СПбДА программы по церковной истории и вопросов из церковной истории Ветхого Завета для испытания студентов академии (Мнения. Т. I. С. 33).

28 июня. Ревизия Спасо-Сенновского приходского училища: «1) Ревизором иеромонахом Филаретом произведено испытание учеников высшего класса во всех предметах, относящихся к приходскому училищу. 2) Рассматривано управление училища по части учебной и нравственной, и свидетельствовано училищное письмоводство» (Мнения. Т. I. С. 473).

30 июня. Завершение ревизии Спасо-Сенновского приходского училища.

• Иеромонах Филарет всемилостивейше пожалован за отличие в проповедании Слова Божия наперсным крестом с драгоценными камнями.

• Упразднение в Грузинской Православной Церкви сана католикоса-патриарха, образование Грузинского экзархата в составе Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Мцхетским и Картлийским со званием экзарха Грузии и члена Святейшего Синода.

3–4 июля. Ревизия иеромонахом Филаретом Петропавловского уездного училища: «Сделано ревизором вместе с начальником училища, испытание учеников в знании катехизиса и начал греческого языка. Испытаны ученики в знании грамматики латинской, российской и славянской» (Мнения. Т. I. С. 466).

4 июля. Письмо отцу: «Государь удостоил и меня всемилостивейшего воззрения, пожаловав мне наперсный крест, который и возложен на меня преосвященнейшим митрополитом прошедшего июня 30-го дня. Случай к сему подали некоторые проповеди…» (Письма. 1882. С. 149. № 133)

5–6 июля. Продолжение ревизии Петропавловского уездного училища. «Происходило испытание в арифметике и в пении с уставом церковным» (Мнения. Т. I. С. 466).

7 июля. Составление разрядных списков учащихся Петропавловского уездного и приходского училищ, завершение ревизии (Мнения. Т. I. С. 466, 469).

8 июля. Иеромонах Филарет возведен в сан архимандрита.

10 июля. Ревизия Александровского при Александро-Невской Лавре уездного училища: «Рассматривано ревизором, архимандритом Филаретом, управление училища по части учебной и нравственной, и свидетельствовано училищное письмоводство» (Мнения. Т. I. С. 460).

11 июля. Испытание учеников высшего отделения Александровского училища в латыни, грамматике российской, греческом, славянской грамматике и катехизисе (Мнения. Т. I. С. 460).

• Письмо отцу: «Давно жду от Вас уведомления, как посетил Вас Преосвященнейший Рязанский… Занимаясь теперь вверенным мне обозрением двух уездных и двух приходских училищ, здесь находящихся, не имею времени писать к Вам более» (Письма. 1882. С. 151. № 134).

12 июля. Испытание учащихся высшего отделения Александровского училища в истории священной, гражданской, географии, арифметике, а также учеников низшего отделения в латыни (Мнения. Т. I. С. 456).

13 июля. Испытание учащихся низшего отделения Александровского училища в грамматике греческой, российской и славянской, арифметике, катехизисе и уставе церковном, и учащихся обоих отделений в нотном пении (Мнения. Т. I. С. 456).

14 июля. Составление разрядных списков учащихся Александровского училища (Мнения. Т. I. С. 460).

15 июля. Завершение ревизии Александровского уездного училища (Мнения. Т. I. С. 460).

29 июля. Донесения архимандрита Филарета комиссии духовных училищ об обозрении им духовных и приходских училищ в Санкт-Петербурге (Мнения. Т. I. С. 456).

17 сентября. Произнесение слова по освящении в Казанской соборной церкви Санкт-Петербурга придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы: «Приидите убо желающие ходить во свете лица Господня: Господь во храме святем своем (Пс. 10:3)! Во храме: ибо он един для присутствия Божия, хотя и множествен для приближения к Нему человеков. Здесь является Господь в величии Творца и Вседержителя» (Сочинения. Т. 1. С. 147).

3 октября. Произнесение слова при отпевании графа А. С. Строганова[54]: «В мире отходишь ты, знаменитый муж, но можем ли мы провождать тебя в мире? Когда един от великих столпов, украшающих Престол и поддерживающих народныя сословия, сокрушается пред нами, наше око и сердце невольно с ним упадают. Ты отходишь в старости добрей, и можетбыть ты находил ее слишком долгою, поспешая к жизни нестареющейся; но коль краткою теперь оная кажется тем, которые покоились под твоею сению, возрастали под твоими сединами, жили твоею жизнию! Отходя к вечности, ты ничего не теряешь во времени, поелику дела твои вслед тебе идут; но все тебя знающие теряют в тебе тем более, чем долее ты принадлежал их сердцу» (Сочинения. Т. 1. С. 151).

14 октября. Письмо отцу: «Между прочим говорил две проповеди: одну при освящении придела в Казанском соборе (потому что при освящении главного престола не была говорена); другую (что здесь, казалось, вышло уже из употребления) надгробную при погребении графа Строганова… [Преосвященнейший Феофилакт] предлагал мне, так как и Вам, чтобы перевести сюда брата. Но я не почитаю сего полезным, первое потому, что, перешед сюда для воспитания, он не будет ни здешним, ни московским; второе, что я сам не имею здесь пребывающего града; и третие, что мне многое не нравится в здешнем образе воспитания и жизни» (Письма. 1882. С. 151. № 135).

• Письмо свящ. Григорию Григорьевичу Пономареву: «Благодарю за веселое желание здоровья… К полученным Вами известиям прибавьте благоволение Всемилостивейшего Государя. Я получил наперсный крест с дорогими каменьями, когда был еще иеромонахом… Я здоров и спокоен, только иногда в хлопотах. Желаю Вам и вашему семейству здоровья и мира. А сколько у вас детей? – До письменного свидания. А. Ф.» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 692).

19 октября. Указом императора Александра I основан Царскосельский лицей.

5 ноября. Произнесение слова по случаю поминовения графа А. С. Строганова: «Не к славе умерших о Господе, но к утешению нашему должно присовокупить, что, преходя к ближайшему соединению с Богом, они не разлучаются и с нами, если и мы живем Господеви. Их души в той же руце Божией, которая отверзаясь и нас исполняет благости; яко члены единаго тела Христова, мы имеем с ними единую главу и сердце, единую жизнь и свет» (Сочинения. Т. 1. С. 158).

6 ноября. Письмо отцу: «Граф Павел Александрович Строганов[55], благодаря меня письмом за проповедь, говоренную при гробе его покойного родителя, прислал в то же время триста рублей. Не имея в них нужды, и не умея беречь, я решился послать их к Вам… Ради Бога не посетуйте, что редко пишу к Вам. Сует много!» (Письма. 1882. С. 153. № 136).

28 ноября. Письмо отцу: «В продолжение осени я несколько раз бывал у князя Александра Николаевича, и в его иногда экипаже. Он подарил еще мне духовные творения Фенелона[56] на французском. Теперь он нездоров: помолитесь о нем: он истинный ревнитель Веры и Церкви… [сын покойного графа Строганова] несколько раз приглашал меня к себе, и наконец я был у него. Он, графиня и несколько еще человек, составляющих общество, почти весь вечер говорили – о духовных материях! Какая проповедь за проповедь» (Письма. 1882. С. 153. № 137).

• Из воспоминаний свт. Филарета: «Заслуги А. Н. Голицына в отношении к церкви были очень значительны. Он отвращал от церкви такие распоряжения правительства, которые могли быть и для него и для нее весьма вредны. В 1810 или 1811 г. он восстал против узаконения, которым предоставлялось светской власти право расторгать супружества, узаконение было внесено в составляемое тогда Сперанским законодательство. И это был первый опыт его прений в комитете министров» (Воспоминания. С. 16).

25 декабря. Произнесение слова на праздник Рождества Христова: «Христос раждается в Вифлееме: и в сем ли состоит вся настоящая радость и вся слава в вышних Богу? Слава Богу: если Он раждается и «для нас», ибо, «по намерению судеб», сие Отроча родися нам, и дадеся нам (Ис. 9:6). Среди торжества о Его рождении, Церковь страждет болезнию рождения, дабы Он вообразился (Гал. 4:19) в нас. Не презрим радостной скорби нашея Матери: снимем хотя некоторыя черты с образа рождения Иисусова и положим их в сердцах наших» (Сочинения. Т. 1. С. 16).

• Из воспоминаний Н. П. Гилярова-Платонова: «[Коломенское] училище вскоре удостоено было архиерейского посещения. Приехал Августин… После обычных церемоний садится на ученическую лавку, заставляет переводить. Ни в зуб никто…

– А ну-ка скажи, praelatus[57], как «начало»? (т. е. как первое лицо глагола в настоящем времени)

Ученик молчит.

– Ну, ты, отец, praelatus как «начало»?

Протоиерей Михаил Федорович дал ответ, которого ждал Августин.

– Учи их, дураков, – промолвил архиерей, выходя из класса…

Протоиерей, оказавшийся знающим слово praelatus, был отец уже начинавшего восходить на высоту Филарета Дроздова» (Гиляров-Платонов. С. 69–70).

* Написание по просьбе императрицы Елизаветы Алексеевны[58] сочинения «Изложение различий между Восточною и Западною Церковью в учении веры».