1808
14 января. Назначение учителем высшего красноречия и риторики с оставлением в должности учителя поэзии (Мнения. Т. 1. С. 3).
29 января. Письмо отцу: «Теперь два класса развлекают меня так, что всегда не достает времени (потому-то я так долго и не собирался писать). Риторика уже моя: но Поэзии еще не сбыл с рук… Мне трудно; потому что в одни часы оба класса, и много людей: но я был бы непотребный раб, если бы не старался оправдать доверенность Милостивейшего Архипастыря. Во мне примечают перемену здоровья; но Бог поможет; или – дай Бог ослабить здоровье лучше исполнением должности, нежели каким-нибудь пороком» (Письма. 1882. С. 95. № 90).
4 февраля. Письмо отцу: «Нас беспокоят новости Саратовские: опасение и некоторое уныние начинается в народе. Сказывают, что в здешнем посаде есть два дома, в которых все до одного больны одною болезнию, коей наружний знак есть опухоль головы и других членов, и что она привезена. Вообще больных очень много. Високос! Бог да сохранит Вас и нас!» (Письма. 1882. С. 96. № 91).
5 апреля. Пасха Христова.
Письмо отцу: «В самый день праздника поздравляю Вас с праздником: дай Бог, чтобы воскресший Искупитель сохранил Вашу жизнь и спокойствие. Наша новость: о. Ректора зовут в Петербург. Нет времени писать много. Звали к нему обедать. Простите» (Письма. 1882. С. 97. № 92).
22 апреля. Письмо родственнику диакону: «Что вы написали о платье, то для меня есть очень хороший случай. Частию по лености моей, частию по неудобности, я не скоро бы вздумал сделать его сам… При том, если уж вы принимаете на себя труд нарядить меня, то не оставьте купить мне шляпу. Голова моя немного более вашей. Что принадлежит до денег, то напишите только, сколько придется. У меня готовы» (ДЧ. 1870. Ч. 3. № 11. Известия и заметки. С. 89).
4 июня. Письмо отцу: «Пересылка писем через почту – потому ли, что она продолжительна, или потому, что я имел в ней худые опыты, – мне не нравится: но когда я вижу человека с Вашей стороны, то мне кажется, что и Вы недалеко от меня, и что он, по крайней мере, половину меня отнесет к Вам» (Письма. 1882. С. 97. № 93).
24 июня. Письмо отцу: «Мы все еще без ректора, и когда получим его, не знаем. Наш прежний, сказывают, живет в Невском монастыре в тесном углу, и молчит столько времени, сколько рассудится. Но ректором тамошней Академии, говорят, сделан другой. Вот все то, что нас теперь занимает» (Письма. 1882. С. 98. № 94).
26 июня. Император Александр I утвердил проект о преобразовании духовных школ и учреждении Комиссии духовных училищ.
Июль. Василий Дроздов подает прошение на имя митрополита Платона: «Обучаясь, а потом обучая под архипастырским вашего высокопреосвященства покровительством, я научился, по крайней мере, находить в учении удовольствие и пользу в уединении. Сие расположило меня к званию монашескому. Я тщательно испытал себя в сем расположении в течение почти пяти лет, проведенных мною в должности учительской. И ныне, ваше высокопреосвященство, милостивейшего архипастыря и отца, всепокорнейше прошу вашим архипастырским благословением совершить мое желание, удостоив меня монашеского звания» (Мнения. Т. 1. С. 2).
3 июля. Письмо отцу: «Я доволен и весел. Если прежде что и было неприятное, то только в намерениях одного человека: на самом деле и тогда было весело. Например: случалось, что меня послали в одно место в надежде доставить мне случай… получить выговор: но меня там приняли милостиво, и посадили обедать… Не забавно ли это?» (Письма. 1882. С. 99. № 95).
9 августа. Письмо отцу: «Обстоятельства мои не позволяют мне увидеться с Вами так скоро, как бы я желал: потому наиболее и пишу сие. В 23 день сего месяца будет освящение церкви поблизости отселе, при котором назначена мне проповедь. Итак, я не могу отселе выехать ранее 25 дня. До сего времени надеюсь получить от Вас ответ на следующие нужные теперь для меня вопросы: в котором году я родился? Есть ли это в какой метрической книге? Если есть, то в Вашем ли правлении, или в другом Архиве? – Здесь считают мне столько лет, сколько церковные правила требуют для поставления во Священника: но здешние документы имеют слабое основание. Можно ли найти твердейшее?..» (Письма. 1882. С. 100. № 96).
• Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Митрополит Платон, как бы предвидя в нем одного из своих преемников, ревниво сберегал его для Лавры, и, когда в синоде возник вопрос о летах Василия Дроздова, он объявил, что срочный год недалек – и синод предоставил архимандриту Свято-Троице-Сергиевой лавры совершить пострижение, когда наступит срочное время» (Сушков. С. 36).
23 августа. Произнесение слова на освящение храма Святой Троицы в Махрищенском монастыре: «Что бы другое, как не капище был и сей храм, если б его только чувственное великолепие привлекало наше почтение? Не превратилися бы для нас в идолов и сии священныя изображения, если бы мы повергались перед ними в слепой надежде получить от них освящение, а не потому, что, читая сию открытую книгу таин благопознания и добродетелей христианских, возвышаемся духом в горняя? Вещество может освящаться Божеством, а не освящать человечество» (Сочинения. Т. 1. С. 128).
1 сентября. Письмо отцу: «24-е число прошедшего месяца был я еще в Махре: и не выезжая оттоле просил уже позволения отлучиться и из Лавры. Мне ответствовано: – как хочешь; – времени немного; – 30-е число праздник; – впрочем, как хочешь». – Судите, не было ль грубо, если б я захотел настоять далее??.. И я не сожалею, отложа в сем последнем случае то, что состояло в моей воле. А чтобы я не сожалел и о первом, чего не исполнил по стечению обстоятельств и по воле власти, сие можете сделать Вы, если прекратите Ваше или неудовольствие, или сожаление, и уверите меня в Вашем спокойствии, которое есть и мое собственное» (Письма. 1882. С. 101. № 97).
18 сентября. Письмо отцу: «Принимаясь письмо писать, дабы не опустить напрасно случая, не нахожу я ничего сказать Вам, кроме того, что советовал писать в письмах Плиний: si vales, bene est: ego valeo[41]» (Письма. 1882. С. 102. № 98).
13 октября. Письмо отцу о посещении Махрищенского монастыря в августе: «Четыре дня, проведенные мною в М[оскве], не показались мне долги, так как и путешествие. Поелику три только человека, включая и меня, следовали за Его Высокопреосвященством: то и дорогою, и по приезде каждый день утром, во время стола, и вечером имел я случай пользоваться его беседою. В самый день праздника стечение народа, наипаче дворянства, было чрезвычайное: в вечеру сожжен был фейерверк…» (Письма. 1882. С. 103. № 99).
1 ноября. Письмо отцу: «Не знаю точно, понравится ли Вам новость, которую скажу теперь: впрочем, если в Ваших письмах говорит Ваше сердце; надеюсь, что я не оскорбил Вас, и не поступил против Вашего соизволения, сделав один важный шаг по своей воле, по довольном, смею сказать, размышлении. Батюшка, Василья скоро не будет; но Вы не лишитесь сына: сына, который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью… Без нетерпения, но с охотою, без радости, но с удовольствием я занимаюсь теперь некоторыми приготовлениями к преобразованию: но Высокий Благодетель мой отнимает у меня часть сих попечений. Дано приказание изготовить рясу и полукафтанье за его счет. В следующий пост, и, вероятно, в первой половине его, велят надеть оные. Я прошу теперь Вашего благословения и молитв» (Письма. 1882. С. 105. № 100).
16 ноября. В Трапезной церкви Лавры после вечерни Василий Дроздов пострижен наместником Симеоном[42] в монашество с именем Филарета в честь Филарета Милостивого (Мнения. Т. I. С. 3).
17 ноября. Память преподобного Никона Радонежского.
21 ноября. В церкви Сошествия Святого Духа инок Филарет (Дроздов) рукоположен митрополитом Платоном во иеродиаконы (Мнения. Т. I. С. 3).
9 декабря. Указ Святейшего Синода о вызове в Комиссию духовных училищ иеродиакона Филарета (Дроздова), «для усмотрения и определения его соответственно его знанию и способности» (Мнения. Т. I. С. 3).
Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Иеродьякон Филарет указом Синода был потребован в Петербург. Грустно было ему покинуть мирную обитель преподобного Сергия. Не хотелось и Московскому митрополиту Платону расстаться с юным проповедником Лавры.
– Ты рад, – сказал он ему, – что тебя вызывают в столицу?
– Нисколько, – ответил инок.
– Так тебе не хочется туда?
– Не хотелось бы.
– А коли так, я отстою тебя.
– Благодарю.
– Подай же мне прошение, что ты желаешь остаться в Московской епархии.
– Желал бы, да сказать этого не имею права.
– Как?
– Я уже подал одно прошение: о пострижении меня в монашество. Произнеся тогда обет послушания, отрекся я от своей воли – и теперь другого прошения подать не могу» (Сушков. С. 277).
14 декабря. Письмо отцу: «Вы желаете ведать обстоятельства моего нового состояния. Но я почти не вижу около себя нового. Тот же образ жизни; те же упражнения; та же должность; то же спокойствие, кроме того, что прежде, с некоторого времени, я иногда думал: что-то будет? Что-то выйдет? А теперь и этого не думаю. Его Высокопреосвященство удостоивает меня такого благоволения, какого не смел и желать. В нынешнем и прошедшем месяце я был у него несколько раз, то здесь во время его приезда, то в Вифании, где несколько раз и ночевал. При всех сих случаях я редко видел начальника, чаще отца, наставника. Вы спрашиваете, когда можно увидеться. Теперь у меня нет вакаций. Я дал обещание быть там, где прикажут. Нескоро можно забыть его, чтобы просить куда-нибудь увольнения. Моя череда прошла. Позвольте напомнить Вам, что Вы очень давно были в Лавре, и то, так сказать, мимоходом. Этого может быть много для меня, чтобы Вы предприняли для меня путешествие: нельзя ли приехать хотя для других причин, а ко мне на квартиру…» (Письма. 1882. С. 106. № 101).
25 декабря. Письмо отцу: «Мы писали друг к другу о свидании: но едва ли это может исполниться так скоро, как мы воображали. Вероятно, что я поеду, только не в Коломну. Комиссия духовных училищ меня требует. Его Высокопреосвященство, мой незабвенный Благодетель, старается переделать это дело, но средства едва ли будут найдены достаточные. Следующее воскресенье будет решительный день, и может быть день моего отъезда в Москву и далее. Я поручаю себя Богу… В рассуждении книг прошу простить меня, что некоторые принадлежащие к Вашей библиотеке будут мною захвачены: в столь непредвиденных обстоятельствах я не мог расположиться лучше… Повторяю: будьте спокойны. Можно лишиться земных благодетелей: промысл небесный никого не оставляет. Можно расстаться с любезными: Тот, который один любит каждого из нас более, нежели все люди вместе, всегда с нами…» (Письма. 1882. С. 107. № 102).
28 декабря. Рапорт митрополита Платона в Св. Синод: «Как они, учители Дроздов и Платонов, изъявили свое нежелание отправиться в Петербург, и хотят остаться по прежнему при Троицкой семинарии, каковое нежелание изъявили пролитием слез: то я, особливо о иеродиаконе Филарете, усердно прошу Св. Прав. Синод обратить его паки в Троицкую семинарию, где он, яко сходственно с его желанием, может лучший успех оказать для общей пользы, и как я об нем особливо прилагал, в рассуждении его воспитания, отеческое попечение, то сие много послужит к утешению моей старости…» (Сушков. С. 44).
29 декабря. Отъезд иеродиакона Филарета из Лавры (Смирнов. 1900. С. 3).
31 декабря. Отъезд из Москвы (Смирнов. 1900. С. 3).
Из воспоминаний свт. Филарета: «Я поехал в Петербург в начале января 1809 года. В это время были сильные морозы, доходившие до 30 градусов. Дорогой я простудил ноги, так что и в поздние годы чувствовал боль в ногах, и по совету врача должен был нередко держать их, когда сидел, в горизонтальном положении» (Воспоминания. С. 4).
1808–1809. Война России со Швецией; присоединение к России Финляндии и Аландских островов, образование Великого княжества Финляндского.