Вы здесь

Лестница в небо, или Китайская медицина по-русски. Ступенька третья. Плотные и полые органы (цзанфу) (Д. В. Крупская, 2013)

Ступенька третья

Плотные и полые органы (цзанфу)

– Ну что, Катя, усвоила про Инь и Ян? – доктор Гао сразу приступил к делу, как будто они не расставались. Он очень быстро и звучно ел суп. Катя привыкла к тому, как едят китайцы, а вот пожилая пара за соседним столом то и дело оборачивалась.

– И вам здравствуйте, доктор Гао. Я усвоила, что если человек ляжет на спину, развернув ладони к солнцу, то загорать у него будут иньские меридианы, а мерзнуть – янские. Шесть янских каналов рук и ног встречаются в области головы, а шесть иньских – в области грудной клетки. Двенадцать основных меридианов относятся к двенадцати органам. Только я не смогла эти органы запомнить. Что-то там не складывается логически.

– Я как раз собирался об этом рассказать. Поделим эти двенадцать органов пополам, чтобы тебе было понятней – на плотные (цзан) (то есть у которых внутри не пусто), и полые (фу) – пустые внутри. Шесть иньских, плотных цзан-органов (вернее, пять плюс один): легкие, сердце, печень, почки и селезенка с поджелудочной (два последних считаются единым органом-системой). К плотным относят и один дополнительный орган – перикард. Шесть янских (в некоторых источниках тоже говорят про пять и один), полых, фу-органов – желчный и мочевой пузыри, толстый и тонкий кишечник, желудок и тройной обогреватель.

– Доктор Гао, а что вы там такое странное сказали – пять и один?

– Знаешь, что такое перикард?

– Сумка для сердца.

– Пустая сумка, верно? – в голосе доктора явно слышалась хитринка. – Иными словами, полая.

– Но вы же сказали, что он относится к плотным органам.

– Древние люди считали, что перикард выполняет функцию плотного органа, потому что производит самую тонкую энергию.

– Ой, это мне слишком сложно понять. Я запомню по-другому: эта сумка не пустая, потому что внутри нее сердце. У вас и про полые органы есть подсказка для запоминания?

– А как же. Полые органы – это кишки, мешки и пузыри, проще говоря, полости и трубы, по которым двигается пища и жидкость.

– Кишки – понятно. Это толстый и тонкий кишечник. А что за мешки и пузыри?

– Желудок похож на длинный мешок. А пузырей два: желчный и мочевой. Вот тебе и пять полых.

– Здорово! А кто такой тройной обогреватель? В нашей медицине такого зверя нет. Наверное, это и есть полый «плюс один»?

– Угадала. Тройной обогреватель – тоже специфический орган, как и перикард. Физически он состоит из трех больших полостей, как бы мешков, сделанных из соединительной ткани. Внутри этих мешков располагаются все внутренние органы. В верхней полости – сердце и легкие. В средней – селезенка, желудок. В нижней полости – желчный пузырь, печень, толстый и тонкий кишечник, почки и мочеполовые органы. Хотя в разных источниках можно найти разное описание этого загадочного органа.

– То есть, он охватывает, считайте, все наши внутренности?

– Да, но его меридиан проходит по руке. То есть, это ручной меридиан.

– А есть наоборот дикие, не поддающиеся логике, одичавшие меридианы!

– Наверное, ты шутишь. Впрочем, твоя интуиция опять сработала, есть такие – например, меридиан желудка! Этот негодник проходит по груди, хотя он янский меридиан, и его законное место на задней, мужской, так сказать, половине туловища.

– Может, он намекает, что не прочь быть полным? – засмеялась Катя. У нее заурчало в животе, поскольку вокруг все ели, а она так ничего и не заказала. Во-первых, очень увлекательно доктор излагал теорию, а во-вторых, было неловко жевать, когда тебя учат.

– Может быть, это ты намекаешь на перерыв?

– Не я, а мой желудок. Умолкни, презренный, ты мне не указ, – обратилась она к своему животу. – Давайте-ка я все повторю, пока не запуталась. Значит, меридианы бывают иньские (на внутренней, передней половине тела) и янские (на внешней, задней), а также ручные и ножные, а органы – полые и плотные.

– Все правильно. Органы тоже можно называть иньскими или янскими, а вот меридианы полыми или плотными называть нельзя.

– А что в них иньского и янского, в органах? Чем они отличаются?

– По функциям. Назначение плотных цзан-органов – накопление и сохранение питательной энергии из пищи, воды и воздуха. Они – «вместилище энергии». Назначение полых фу-органов – выработка и транспортировка энергии, питательных веществ и жидкостей, а также отведение от плотных органов патогенных факторов. Сейчас мы с тобой рассмотрим каждый орган, начиная с плотных. Каждый цзан-орган имеет «ворота», куда он открывается.

– Как это – ворота? Открывается? Не понимаю!!!

– Это значит, болезни органа проявляются в его «воротах». Например, глаза – ворота печени. Если наблюдается резь, покраснение, припухание глаз, скорее всего, нужно проверить печень. Есть еще и «зеркала», по состоянию которых можно судить о состоянии органа. Таким образом, у каждого плотного органа есть свои «ворота» и «зеркало». Например «ворота» печени – глаза, а «зеркало» – ногти. По тем же причинам необходимо помнить, какой тканью тела управляет каждый плотный орган. Раз уж взяли пример печени, то печень отвечает за сухожилия. Бывает, легкая травма приводит к разрыву сухожилий, что, вероятно, говорит об их слабости, а значит, о неполадках с печенью. Кроме того, нужно знать характер движения энергии каждого плотного органа, каким из пяти чувств он заведует, какой жидкостью, какой цвет и вкус ему соответствует. Все это тебе придется самой объединить в таблице пяти первоэлементов У-Син. Но этим займешься позже. Пока – введение.


СЕРДЦЕ (Синь) – главный цзан-орган, «Император», управляет кровообращением (сосудами и кровью), открывается в язык (по скорости и четкости произнесения слов можно судить о характере неполадок в сердце) и ведает речью, которую контролирует дух Шэнь. При перегретом, перевозбужденном сердце речь очень быстрая и часто невнятная. Итак, «ворота» сердца – язык, а «зеркало» – лицо. Розоватое лицо говорит о здоровом сердце и хорошем наполнении сосудов кровью. Бледная кожа – значит, Ци сердца слабая, пульс тонок и слаб, сосуды бедны кровью. Жидкость сердца – пот, поэтому симптомы с выделением пота обычно связывают с сердцем. Есть даже китайское образное выражение: пот – это слезы сердца.

Сердце – «хранилище духа Шэнь», который отвечает за моральный облик и стремление к Дэ – добродетели. Эта функция тесно связана с психической деятельностью человека, его сознанием, мышлением, памятью, сном. Кровь – материальная основа для мыслительных процессов. А управляет ими дух Шэнь.

Катя попыталась раскрыть рот, но китаец ее прервал:

– Не возмущайся и не спрашивай, ладно? Со временем проникнешься новой терминологией. А вопросы потом.

– Ладно, – проворчала Катя и, чтобы не забыть спросить, яростно подчеркнула слова «дух Шэнь» в тетрадке.


ПЕРИКАРД (Синьбао) – это «Министр Тела», он защищает императора, воплощает его волю. Его функция – защита сердца и дублирование его функций. Когда перикард крепок, человек не знает сомнений.


ПЕЧЕНЬ (Гань) – «Королева». Главная функция печени – «Депо Крови», она хранит кровь, управляет ее циркуляцией и адаптацией организма. Печень открывается в глаза, отвечает за сухожилия. Днем, при физической нагрузке, человеку требуется больше крови, и печень обеспечивает ею мышцы и мозг, а на время сна возвращает излишки в хранилище… Что, Катя?

– Так вот почему, если как следует потянешься, потрясешь кистями до того, как встать с постели, сон уходит. Это печень включается и возвращает кровь голове и мышцам!

– Замечательное наблюдение. Но больше не перебивай. Печень – причина появления слабостей тела, поскольку влияет на пищеварение, но также и источник появления замыслов, новых планов, когнитивных и креативных процессов. Она же заведует эмоциональной активностью. В ней живет душа Хунь, которая отвечает за гнев, раздражение и подозрительность. Печень управляет энергией Цзин, живущей в почках, формирует кровь и энергию. Если она здорова – в мыслях нет смятения, зрение ясное, сухожилия крепки и подвижны.


СЕЛЕЗЕНКА (Пи) управляет усвоением, всасыванием питательных веществ, полученных из тонкой кишки и передает к легким воду и влагу. Пища – материальная основа для Ци и крови, а селезенка – главный орган, осуществляющий их транспортировку и измельчение. Она содействует водному обмену, выводя излишки воды, чтобы не допустить образование влажности (многие используют термин «сырость») или слизи (флегмы), контролирует состояние крови, в том числе удерживает кровь в сосудах (контроль свертываемости): легко появляющиеся синяки и гематомы – один из трех основных признаков слабости селезенки («пустоты Ци селезенки»), направляет кровь и жидкости в нужную сторону (в мышцы и головной мозг). Когда селезенка нездорова, преобразовательная и транспортировочная функции нарушаются, возникают метеоризм, тошнота, усталость в руках и ногах, потеря в весе.

Селезенка хранит сознание И, она управляет размышлением и познанием Дао. Селезенка согревает цзан-органы, заведует мышцами, ее «ворота» – рот (восприятие вкусов), «зеркало» – губы. Когда селезенка здорова – губы красные, влажные и блестящие, человек имеет хороший аппетит и нормальные вкусовые ощущения, руки и ноги сильные, человек может размышлять о Дао.

– Хм, – не удержалась Катя. – О Дао?

– О возвышенном. О своем предназначении. О вещах не бытовых, не приземленных. О фейчханде – необыденном. Обычное и необычное – чханде и фейчханде. Ци селезенки управляет подниманием энергии к мозгу, человеку с крепкой селезенкой легче думать о высоком. Но вернемся к земному.


ПОЧКИ (Шэнь) и относящаяся к ним вся мочеполовая и эндокринная система (кроме поджелудочной железы) управляют балансом всех жидкостей, фильтрацией и отводом чистой воды вверх, а мутной вниз с последующим выводом мочи, также управляют половыми функциями, развитием и воспроизводством, и вообще почти всем. Поэтому почки считаются основой жизни, и в Китае так трепетно и внимательно к ним относятся. «Это хранитель всех цзан-органов, источник семени, источник силы». Изначальная квинтэссенция Цзин хранится в почках и трансформируется в Ци, более тонкий вид энергии. Это похоже на процесс дистилляции воды или переплавки. Почки ответственны за волю Чжи, память и желания. «Ворота» почек – уши, при недостатке Цзин почек возникает шум в ушах, звон, снижение слуха. «Зеркало» – волосы, потому что почки также контролируют рост волос на голове. Почки отвечают за кости и зубы, поскольку «зубы – излишки костей». Почки управляют образованием костного и спинного мозга и наполнением головного мозга. Когда почки полны – кости крепки, а все цзан-фу органы орошаются жидкостями. Человек ловок, может давать потомство и воспитывать детей.


ЛЕГКИЕ (Фэй) – это дом жидкостей и энергий, легкие управляют дыханием и движением всех субстанций, соков тела, направляют их по всему организму. Это место, где совершается обмен внешней Ци (воздуха) и внутренней Ци, то есть получение чистой и удаление грязной, это исходная точка циркуляции Ци всего тела. «Вся Ци подчиняется легким». Если легкие не в порядке, то возникнет пустота и слабость общей Ци. «Ворота» легких – нос: если легкие в порядке, то дыхание и обоняние в норме. Из всех видов тканей тела они отвечают за кожу и волосы, а «зеркало» легких – кожа. Если ци легких слаба, то она не может доставлять питательные вещества и жидкости к коже, и она становится сухой и морщинистой.

Легкие – хранилище души По, которая отвечает за почтение к старшим и консерватизм. Если легкие здоровы, то новое хорошо входит, а старое уходит. Человек почитает своих родителей.

В книге «Прямые вопросы», в главе «О пяти плотных органах, полных света» сказано: «Сердце – хранилище Шэнь, легкие – хранилище духовной энергии По, печень – хранилище духовной энергии Хунь, селезенка – хранилище мысли (И), почки – хранилище желаний (Чжи)». Пять хранилищ и есть пять плотных органов.

Хорошо, Катя, давай свои вопросы, я вижу, ты разволновалась и не можешь воспринимать дальше. Вон все поля исчеркала.

– Конечно, исчеркала, столько неясного! Все эти разные цзин, шэнь, пхунь и хо…

– Хорошо, лирическое отступление. В китайской медицине квинтэссенция (воспроизводящая энергия) Цзин, жизненная энергия Ци и дух (духовная энергия) Шэнь объединены термином «три сокровища» (сань бао), они считаются ключевыми факторами существования человека. Цзин можно перевести как квинтэссенция, семя, сущность, данная нам родителями, это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качество, ее называют корнем жизни человека. Ци – это движущая сила, подобная электричеству, приводящему в движение машину. Она получается из преобразования Цзин, а также из воздуха, воды и пищи. Дух Шэнь – управитель жизни. Шэнь делает человека человеком, проявляется в его желаниях, воле, образе мысли. Если Ци в достатке, то и Шэнь силен. Кроме того, дух Шэнь контролирует состояние небесной души Хунь, которая хранится в крови, управляется печенью и контролирует мышление, а также земной души По. Она хранится в Ци, управляется легкими и контролирует рефлексы.

– Ой, помедленней, пожалуйста, я не успеваю понять! – взмолилась Катя, строча за доктором.

– Ладно. Хунь ответственна за эмоции и ментальные процессы, в том числе сон и транс, во время которых она может временно покидать тело и действовать автономно, – в прежнем темпе продолжал китаец несмотря на «ладно». – Душа По ответственна за физиологические процессы и двигательные функции тела. В даосской антропологии различались не только сферы влияния душ, но и их посмертная судьба: душа Хунь, как более субтильная, могла восходить на небо, к «желтым источникам» (хуан цюань), месту, напоминающему Аид европейской античной традиции.

– Ох… – Катя перестала писать и замерла. – Это же получается, что внутри нас есть и ангелы, и бесы, что они существуют в нас по закону природы?

– Ну, уж больно круто ты берешь – бесы… Человек – создание природное. В человеке есть материальное и нематериальное, и это вполне естественно.

– Все дело в гармонии, все опять к этому сводится – к Инь и Ян, да?

– Если упрощенно – то да, конечно. Материальное (пять органов) – база для более тонких субстанций… Давай, Катя, к основе и вернемся.

Итак, переходим к полым органам. Скажем так, фу-органы – это сквозная трасса, проводящая пищу и полученные при ее переработке вещества. Представим процесс питания. Вода и пища, попадая через рот, идет в желудок для обработки (перемешивание и смешивание с водой в соотношении 1/3). Полученная масса под действием силы тяжести Земли следует в кишечник, где идет разделение на нужные питательные вещества и ненужные отходы. Нужное всасывается селезенкой (к которой, в китайском понимании, относится часть тонкого кишечника и часть его ферментативных и всасывательных функций) и служит для образования жидкостей, ци и крови. Ненужное идет в толстую кишку, сгущается и удаляется. А прозрачные отходы переработки уходят через мочевой пузырь. Какие беды могут грозить на этой суперважной трассе? Подумай.

– Во-первых, через рот может проникнуть какой-нибудь вирус, можно съесть что-то испорченное или вредное для тебя или, например, ледяная вода в жару может навредить.

– Верно. Патоген, проникший в трассу «фу», быстро проходит в пять цзан-органов, и потом болезнь трудно изгнать. Как думаешь, что на этой трассе главное?

– Наверное, безостановочное движение. Недаром ее называют ЖКТ – желудочно-кишечный тракт. Это прямо как на нашей кольцевой. Случись чего – и все встанет: ни съехать с нее, ни свернуть.

– Верно, эта трасса должна быть хорошо проходима, чтобы продукты питания продвигались в нужном направлении и без задержек. Перистальтика, иными словами. Фу-органы подвержены застою и засорению слизью. Особенно им вредят стрессы. Теперь напишем про каждый из них, как ты говоришь, поэму. Помогай.

ЖЕЛУДОК (Вей). Перерабатывает воду и пищу и направляет в тонкую кишку. Его называют «Море воды и пищи, которые кипят и перемешиваются».

Когда желудок болен, человек ест и не насыщается, его шесть цзан-органов сморщиваются, а энергия Ци истощается. Когда желудок пуст, человек не может думать ни о чем, кроме еды.

– «Сытый голодного не разумеет», – помогла Катя.


ТОНКИЙ КИШЕЧНИК (Сяочан) разделяет питательный экстракт на воду, еду и квинтэссенцию. Отделяет прозрачное от мутного, нужное от ненужного. Нужное направляет в селезенку, а ненужное – дальше по ходу трассы. Когда он здоров – энергия и кровь питают тело, все цзан-органы спокойны.


ТОЛСТЫЙ КИШЕЧНИК (Дачан). Собирает отходы и формирует кал.

– Очень, очень поэтично.

– Хочешь поэтично? Пожалуйста. «Это священная долина, по которой великое уходит, превращаясь в малое».

– Надо же, даже про такое можно сказать красиво.

– Когда толстый кишечник здоров, новое приходит, живет и уходит. Когда переполнен – тело загрязняется, органы Цзан-Фу начинают распри.

– «Кишка с кишкою говорит».

– Думаешь, это выражение как раз на такой случай? Ладно, тебе видней…


МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ (Пангуан). Помогает почкам регулировать водный баланс. Его работа – временное хранение и удаление жидкостей, и эта работа зависит от Ци почек. Его называют «Депо жидкостей», «Дворцом жидкостей».

– Почему мы говорим все время о соках и жидкостях, и отдельно про кровь? Кровь тоже ведь жидкость.

– К сокам организма древние медики относили выделяемые различными органами секреты: слюну, желудочный и кишечный сок, синовиальную жидкость суставов, спинномозговую жидкость, слезы, слизь, пот и мочу. Кровь считается отдельной субстанцией.


ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ (Дань) организует и сохраняет желчь, управляет движением субстанций по остальным фу-органам. Предохраняет фу-органы от переполнения. Его зовут «Фаворитом Императрицы», то есть печени. Когда он правильно функционирует, человек адекватно воспринимает высокое и низкое, добро и зло. Если желчный пузырь в смятении, человек сердит, неспокоен, и вместо высокого видит низкое. Если человек трусоват, не может проявить мужество – направить энергию добродетели в дух Шэнь, говорят: «У него маленький желчный пузырь».

– Забавно. У нас говорят: «Кишка тонка».

– Какая? Тонкая или толстая?

– Эээ… Не задумывалась.

– Пишем дальше. Сложный и малопонятный для западного человека орган –


ТРОЙНОЙ ОБОГРЕВАТЕЛЬ (Сань цзяо) – это пути, по которым циркулируют первичная Ци и жидкости организма. Он заведует терморегуляцией, управляет движением ци и жидкостей, тем самым помогая легким. Существует образная модель Тройного обогревателя. Нижний (к нему относятся печень, почки, кишечник, мочевой пузырь) – это огонь под котлом, Средний (желудок и селезенка) – это котел, в котором варится суп, Верхний (легкие и сердце) – это пар над котлом.

– Красиво. Но не понятно, – пожаловалась Катя.

– Поясняю. Верхний обогреватель (шань цзяо) похож на пар или туман, который с помощью функций сердца и легких распространяет очищенные питательные вещества по всему организму для прогревания и питания кожи, мышц, сухожилий и костей, контроля над кожными порами. Если Верхний обогреватель наполнен энергией – тело орошается жидкостями. Средний обогреватель (чжун цзяо) – похож на пузыри в кипящей воде. Имеются в виду функции селезенки и желудка: переваривание пищи, усвоение, выпаривании жидкостей для трансформации питательных веществ в питательную Ци и кровь. Средний в достатке – селезенка может брать жидкости и энергию из пищи, воды и воздуха. Нижний обогреватель (ся цзяо) управляет отделением «чистого» от «мутного» и выведением жидкости и отходов из организма. В каноне «Лин шу» эта функция описана не так поэтично, и вместо огня под котлом, появляется фраза «Ся-цзяо подобен сточной канаве».

Ну вот, ты подробно познакомилась с каждым органом, а теперь я тебе кое-что еще скажу. Видишь, в нашем организме постоянно движутся энергия, кровь и жидкости. Как они движутся, скажи-ка сама.

– От живота к мышцам и обратно в живот, а еще вверх и вниз.

– Правильно. Я сейчас вернусь, а ты пока почитай про это сама – мне принесли показать очень хорошую книгу. Там закладка, видишь?

Катя прочитала на обложке: Павел Белоусов. «Теоретические основы китайской медицины». Закладка лежала на главе «Движение ци». Она начала читать и поразилась – все становилось на свои места, и куски теории обретали цельность!

«В китайской медицине движение Ци в организме обозначается термином «пружина Ци» (ци цзи). «Пружина» – одно из важнейших понятий даосизма. Под ней понимается «движущая сила природы», «жизненное движущее начало организма». Действие «пружины Ци» происходит по четырем основным направлениям – движение вверх, вниз, наружу и внутрь. (…)

Конец ознакомительного фрагмента.