Вы здесь

Лесопарк. Глава 3. День учителя (Б. Б. Пьянков)

Глава 3. День учителя

Скоро на работу был принят новый учитель физкультуры, который принял на себя нагрузку Андрея Абрамовича. Расследование его убийства не выявило результатов. Ни у кого из знакомых преподавателя не было видимых мотивов для преступления, а единственной уликой являлся нож, который в нынешние времена легко купить через интернет. Охотничий нож имеет номер, но при огромном количестве китайских подделок это абсолютно ничего не значило. Одинаковый, и нигде не зарегистрированный, номер мог стоять на сотнях таких ножей. След собака взять не сумела, отпечатков пальцев на рукоятке орудия убийства экспертиза обнаружить не смогла.

Молодой эксперт авторитетно заявил, что убийца был человеком опытным, хорошо знал анатомию и действовал в кожаных перчатках. Для поисков улик применили новые, экспериментальные разработки, но и при помощи специальной аппаратуры новых следов преступления не нашлось.

Два дня в холле, напротив входа в колледж, висела траурная фотография Андрея Абрамовича, а на столе под ней лежали красные гвоздики на зеленом сукне. Потом физкультурника похоронили, и жизнь колледжа втянулась в привычный ритм.

Обычно в первую пятницу октября в колледже проводился традиционный «День учителя». Студенты дарили учителям цветы и подарки. Уроки велись по сокращенному расписанию, а после уроков в честь праздника учащиеся устраивали праздничный концерт для сотрудников.

Сейчас в администрации по этому поводу возникли некоторые разногласия. Многие преподаватели считали, что не надо проводить мероприятие после недавних трагических событий. В конечном счете, все возникшие сомнения были разрешены приказом директора. На торжественную часть собирался приехать глава местной управы, – значит, празднику быть!

И в самом деле, что обозначает для коллектива потеря одного, пусть и хорошего, человека?


В актовый зал глава управы не пришел. От его имени преподавательский коллектив поздравила с праздником дорого, но безвкусно одетая женщина средних лет. Страх перед ответственностью, свойственный многим служащим, уже успел наложить на ее лицо неизгладимую печать.

– День учителя, это всенародный, любимый и очень эмоциональный праздник. Ведь учительство, это искусство, труд, тяжелый и ответственный, порою доходящий до самопожертвования, до гражданского подвига. Именно учитель, педагог, воспитатель создает основу созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому в руках учителя наше будущее! – сказала чиновница, заглядывая в бумажку, крепко зажатую в руке.

Женщине вручили большой букет хризантем. Из динамиков грянули звуки мелодии, знакомые Николаю Ивановичу с самого детства, все присутствующие встали и запели гимн России. Это оказалось полной неожиданностью для учителя географии.

– Почему Вы не поете вместе с нами? – толкнула его в бок одна из пожилых коллег.

И географ автоматически запел:

– Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Партия Ленина – сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведет!

– Вы, что, с ума сошли! – зашипела на учителя разъяренная соседка.

Николай Иванович растерянно замолчал. Новых слов гимна он так и не выучил.


После исполнения гимна начался концерт. Учитель географии не ждал от него ничего особенного. Все выступления на таких мероприятиях обычно копируются с экрана телевизора, а современную эстраду географ не переносил. Тем не менее, он отметил, что видеть на сцене танцующих юношей и девушек куда приятнее, чем телевизионных звезд шоу-бизнеса. Да и песенный репертуар студенты подобрали подходящий, девушки исполняли шлягеры, которые были модными во времена молодости их преподавателей.

Все было ничего, пока ведущие не объявили выступление рок-группы под названием «Steel-blue rat», в составе которой выступали два гитариста и один вокалист. Учитель географии успел заметить большие уши одного из музыкантов и подумал о том, что паренек выглядит презабавным.

Выступление трио не заладилось с самого начала. Молодые люди попытались довести до ума забарахливший усилитель, и тот вдруг выдал такой мощный рев, от которого могло бы в испуге остановиться стадо диких носорогов, проламывающееся через джунгли.

Николай Иванович поморщился и с неприязнью посмотрел на огромную акустическую колонку, которая была расположена напротив места, где он сидел.

«Может быть, сбежать, пока не поздно»? – подумал он, оглядываясь по сторонам. Учитель географии сидел в первом ряду у окна, и его уход выглядел бы слишком демонстративным, начальство-то сидит. – «Значит, придется потерпеть»!

Выступление группы все-таки началось. Сквозь немелодичные, но очень громкие аккорды до ушей Николая Ивановича доносились слова англоязычной песни. Весь смысл ее сводился к тому, что парень потерял свою девушку-подругу, не хочет искать другую девушку-подругу и не надо его уговаривать.

Ушастый молодой человек неожиданно взвыл тонким голосом.

– У, у, у! – подняв подбородки, жалобными голосами присоединились к нему остальные участники трио.

Вероятно, это был припев. В этот момент незадачливые музыканты выглядели так комично, что по залу прокатилась волна смеха. После того как молодые люди завыли во второй раз, от смеха уже не смог удержаться никто, в том числе и учитель географии. Последние слова песни утонули в дружном хохоте зала.

Следующую песню обиженные члены трио петь отказались.

– Ну и, слава Богу! От них только уши болят… – с облегчением сказал Николай Иванович сидящей рядом с ним Елене Николаевне.


Большинство из студентов колледжа родилось после девяносто первого года, и выросло уже при новой власти. Вкусы, привычки, и поведение этого поколения, повзрослевшего уже во времена Интернета, разительно отличались от тех стандартов, к которым привык учитель географии. Эти дети обладали обширными знаниями в области секса и знали марки спиртных напитков, но не знали о том, кто такие пионеры. Они бывали на заграничных курортах, но не представляли себе недавнее прошлое своей страны и часто задавали учителю географии вопросы поражающие его своей наивностью.

Узнав о том, что Николай Иванович собирается показать им учебное кино, студенты первого курса запаслись в буфете едой и газированными напитками. Несмотря на строгий запрет, наложенный потрясенным географом, из полумрака периодически раздавался шелест разворачиваемой фольги и характерный хруст так называемого фаст-фуда, по-видимому, у студентов, посещающих современные кинотеатры, уже успел выработаться условный рефлекс.

Настоящей бедой были мобильные телефоны. Психологическая зависимость от них была такой сильной, что иногда даже угроза грядущей двойки не могла оторвать студентов от крошечного монитора. Однажды Николай Иванович заметил девушку, которая, как ему показалось, играет под партой с мобильником. Каково же было его изумление, когда он обнаружил, что девчушка нажимает на кнопки телефона, который со всеми подробностями был нарисован на бумаге в клеточку!

После этого случая географ твердо уверился в том, что современная техника скоро даст психологам целый перечень новых, доселе науке неизвестных заболеваний.

Впрочем, Николай Иванович старался не раздражаться по пустякам. Он был не слишком строг со студентами и охотно рассказывал им любопытные истории, не всегда имеющие отношение к географии, мог помочь советом или посочувствовать. А еще учитель умел хранить доверенные ему секреты. Возможно, поэтому он и стал одним из любимых преподавателей.

Некоторые из студентов проживали в здешних местах и теперь часто узнавали Николая Ивановича на улице или в магазине. Они улыбались при встрече и, будучи морально раскрепощенными, могли еще издали помахать ему рукой. Родители юношей и девушек часто смотрели на незнакомого мужчину с подозрением, – интересно, откуда это у их любимого чада такой странный приятель?

Встревоженные папы и мамы вступали с ним в беседу и скоро в районе, где географ еще совсем недавно чувствовал себя чужим, с ним стали здороваться незнакомые ему на первый взгляд люди.

И все же при работе учителя было невозможно уйти от конфликтов.


Пока студенты первого курса делали очередную практическую работу, Николай Иванович проверял выполнение заданий, связанных с контурной картой. Выставив оценки, он вздохнул и отложил в сторону две работы, сделанные с нелепыми ошибками и похожие друг на друга, как сиамские близнецы.

– Зачем при списывании копировать чужие погрешности? – удивился географ. – Не проще ли поработать с атласом, ведь там есть все данные… Девушки, – Николай Иванович назвал фамилии, которыми были подписаны работы, – признавайтесь, кто у кого списывал! Или мне обеим двойки поставить?

– Я ничего не списывала! – сказала студентка, сидящая на последней парте слева.

– А я вообще никогда не списываю! – сказала ее соседка, с недовольным видом отвлекаясь от дисплея мобильного телефона.

Николай Иванович уже сталкивался с этой студенткой. Географ как-то потребовал, чтобы девушка не играла на уроке с мобильником, и сейчас легко вспомнил ее имя и фамилию.

Алла Ступина была высокомерной и подчеркнуто грубой, готовой поскандалить из-за любого пустяка. За такое поведение ее недолюбливали почти все однокурсники. Можно было предположить, что такая позиция служила Алле для компенсации комплекса неполноценности. Для своих пятнадцать лет она была очень крупной девушкой.

– Ладно, сейчас разберемся, – сказал учитель, внимательно сравнивая работы. Он уже заметил, что одна карта не доделана до конца.

«Значит, списала та студентка, у которой меньше объем работы. И злосчастная карта принадлежит именно Алле Ступиной»! – Николай Иванович уже сожалел о том, что он заметил это, но теперь ему следовало быть принципиальным до конца.

– Ну что же, мне все ясно! – выдохнул географ. – Я ставлю Ступиной два!

– Я уже сказала вам, что не имею привычки списывать! – с вызовом ответила студентка.

Учитель выставил оценку в журнал.

– Вы не имеете права ставить мне два! – раздраженно выкрикнула Алла.

– Как это не имею права? – удивился Николай Иванович.

– Я буду жаловаться на вас в администрацию колледжа!

– Послушай, деточка, – вдруг разозлился учитель географии, – ты что и, правда, думаешь, что в твои пятнадцать лет меня, старого волка, так легко обмануть?

– А теперь вы оскорбляете меня! – девушка вскочила с места, по ее раскрасневшемуся лицу ручьем текли слезы.

– Это чем же я тебя оскорбляю?

– Вы, вы… – при всех заявляете, что я малолетняя лгунья! – с этими словами Алла выскочила из класса, не забыв прихватить с собой вещи и мобильный телефон.

Хлопнула дверь и в аудитории наступила тишина.

– Не обращайте внимания, Николай Иванович! Она всегда так себя ведет!

– Ладно! Приготовьте тетради, – и географ начал объяснять новую тему.

Ему и в голову не могло придти, что конфликт еще не закончился.

Через двадцать минут «пара» (в колледже практиковались сдвоенные уроки) закончилась, и Николай Иванович остался наедине с одной из студенток.

Настя, так звали эту старательную девушку, задержалась в аудитории для того, чтобы обсудить с учителем сообщение, которое она собиралась сделать к следующему занятию. Настя не успела задать до конца свои вопросы, в кабинет неожиданно ворвалась разгоряченная Алла Ступина:

– Я требую немедленных извинений!

– За что это?

– За нанесенные мне публично оскорбления! Я не лгунья!

– Разве нет? – удивился Николай Иванович.

Глядя на девушку, географ подумал о том, что надо будет рассказать о ней психологу колледжа. Тем временем Алла начала сотрясаться от рыданий, ежесекундно натирая платком и без того красные веки.

– Значит, вы не собираетесь извиняться? – прошипела девушка. – У вас будут большие неприятности, вы еще не знаете, кто у меня родители!

– Да, кто бы ни были! – запугать Николая Ивановича было нелегко.

В разговор, если конечно происходящее можно было назвать разговором, попыталась вмешаться с миротворческой миссией простодушная Настя:

– Алла! Да полно тебе плакать.… Ведь ничего особенного не произошло!

От удивления скандалистка и вправду перестала рыдать.

– И ты туда же! – несколько секунд Алла смотрела на сокурсницу немигающим взглядом, выбирая слова пообиднее. – Сволочь черномазая!

Стрела точно попала в цель. Отцом Насти был выходцем с острова Гаити, и девушка родилась мулаткой с ярко выраженными чертами черной расы. Она вздрогнула, выпрямилась и молча вышла за дверь.

– А вот за это тебе придется ответить! – зло сказал Алле географ.

– Вот еще! – но извинений у Николая Ивановича она больше не потребовала.

Зазвенел звонок. В аудиторию стали заходить студенты из следующей группы.

В закутке под лестницей, где хранились швабры, тряпки и другая утварь для мытья полов, спряталась заплаканная Настя.

«Такого оскорбления она не простит никогда!» – кусая губы от ярости, девушка думала о том, как отомстить Ступиной за нанесенную ей обиду.


Дни становились все короче. Скоро на мокрую землю выпал первый осенний снег. Среди преподавателей колледжа свирепствовал грипп. Николай Иванович был простужен и читал лекции по природопользованию охрипшим голосом.

– Вам надо закаляться, тогда вообще болеть не будете! – доверительно сказала ему на перемене Вика Кузнецова, студентка нового набора со второго курса.

Эта изящная, как статуэтка, девушка носила обувь на высоком каблуке и короткие облегающие платья, подчеркивающие ее стройную фигуру. Неудивительно, что она нравилась очень многим мальчишкам.

Вика была спортивной, занималась футболом и была чемпионом колледжа по армрестлингу. При первом знакомстве девушка предлагала парням помериться с ними силой.

– Это несерьезно, – со смехом отнекивалась очередная жертва, – я же тебе руку сломаю!

– Ты что, испугался меня? – удивлялась коварная Вика.

Каково было удивление самоуверенных мальчишек, снизошедших к просьбе хрупкой девушки, когда их ладонь ударялась костяшками о стол!

– Ну, это случайно вышло, я даже не напрягался! Давай еще разок…

После третьей попытки растерянные мальчишки теряли самоуверенность и вступали в ненужные объяснения:

– Я просто сегодня не в форме!

– Потренируешься, приходи еще, – улыбаясь, говорила Вика.

– Ладно! – побежденные здоровяки смотрели на девушку с недоумением и неопределенно отмахивались той рукой, которая не участвовала в состязании.

Николай Иванович засмеялся. Он как-то присутствовал при таком состязании. Тогда Вика уложила на парту руку одного из второкурсников, признанных силачей колледжа.

– Что тут смешного? – сказала ему девушка. – Я считаю, что настоящий мужчина обязан следить за собой. А вы вовсе не худенький… Вам бегать надо, а то совсем растолстеете от сидячей работы!

Чувство такта не входило в число достоинств Вики. Она всегда говорила, именно то, что думает.

«А нужно ли считать это недостатком»? – подумал учитель.

– Вам, наверное, трудно начать, – продолжала девушка, – а я все равно бегаю в лесопарке каждое утро, так давайте бегать вместе!

Николай Иванович живо представил себе эту картину: он встает на час раньше, чтобы носиться в лесу с семнадцатилетней девчонкой.… Нет, это для него исключено!

– Спасибо за предложение, но бегать с утра я не могу!

– Тогда бегайте перед ужином! Здоровье, – дороже всего!

Николай Иванович где-то уже слышал эту фразу. Прозвенел звонок, возвещая начало новой пары.

– Хорошо. Я подумаю над твоим предложением, – дипломатично сказал учитель.

Разговор с Викой произвел на него такое впечатление, что в ближайший выходной день Николай Иванович купил новый спортивный костюм и кроссовки. Будильник он поставил на шесть часов.

– Завтра начинаю новую жизнь! – сообщил он Свете.

В целом она отнеслась к принятому мужем решению одобрительно:

– Только я не буду с тобой бегать, хорошо?


Ох, и тяжело далась Николаю Ивановичу его первая пробежка в лесопарке! Уже метров через двести его дыхание сбилось с ритма, и он сделал вынужденную остановку:

– Наверное, я взял слишком быстрый темп! – пробормотал он себе под нос.

Следовало взять себя в руки. Размахивая руками, он восстановил дыхание и снова побежал, только гораздо медленнее. Лужицы, оставшиеся от недавней оттепели, замерзли и под его ногами похрустывал лед.

«Раз, два, три»! – на счет три учитель делал выдох. Несмотря на утренний холод, пот лился с него в три ручья.

– Давай, давай, толстячок, – подбодрила его из утреннего сумрака женщина неопределенного возраста, которая выгуливала болонку – это тебе не водку пить!

Собачонка визгливо залаяла и бросилась на Николая Ивановича, пытаясь цапнуть его за ногу. Учитель еще долго слышал позади ее тявканье.

Не пробежав и половины намеченного пути, вымотанный географ остановился. Непрерывно кашляя и отплевываясь, он побрел к выходу из парка. Противно кололо под левым ребром.

Дома Николай Иванович с удовольствием принял душ и съел приготовленную Светой яичницу. После душа ему просто на удивление легко дышалось.

– Ну, и как пробежка? – с улыбкой спросила его жена.

– Мне понравилось! – не вдаваясь в подробности, ответил Николай Иванович.

– Завтра опять побежишь?

– Да! – дома такая перспектива уже не показалась учителю такой страшной.

Весь день у Николая Ивановича болели ноги, но он опять поставил будильник на шесть часов.

Упрямство принесло учителю желанные результаты, и постепенно он даже начал получать удовольствие от бега. Кроме того, он скоро сообразил, что ему вовсе не обязательно мучить себя и жену, вставая в такую рань.

Николай Иванович выработал специальный график, и в дни, когда ему не надо было идти на работу к первой паре, бегал с утра, а в остальные дни делал это вечером, перед ужином.


На большой перемене к учителю географии подошла Вика Кузнецова.

– Вы молодец, что послушались моего совета, – улыбаясь, сказала она.

– Какого совета? – не понял Николай Иванович.

– Я видела вас в лесопарке. Только вы не там бегаете….

– Что значит не там?

– В парке есть размеченные трассы, и вы сможете контролировать свою дистанцию!

– Я не видел там никакой разметки, – удивился учитель географии.

– Метки нанесены на деревья краской, – сказала Вика.

Действительно, Николай Иванович иногда замечал на коре деревьев следы красной и синей краски, но никогда не задумывался над тем, что они обозначают.

– Ну, надо же! Век живи, век учись, – сказал учитель.

– Вы завтра утром побежите?

Географ утвердительно кивнул.

– Значит, мы встретимся с вами в шесть двадцать у входа в лесопарк. Я вам все покажу. Пожалуйста, не опаздывайте! – с этими словами Вика ушла.

Николаю Ивановичу следовало отказаться от такого предложения, но он лишь растерянно моргал, с восхищением глядя вслед девушке.

«Какая она красивая», – думал он, – «Роден наверняка не смог бы пройти мимо»!

Воображение учителя разыгралось, и он на секунду представил себе, как за спиной Вики с шелестом раскрываются белоснежные крылья.

Прозвенел звонок. Хихиканье студенток, заметивших, что их преподаватель загляделся на девушку, быстро вернуло географа к реальной жизни. Да, Вика права, ему надо контролировать дистанцию!

Николай Иванович отворил дверь кабинета и сделал студентам приглашающий жест:

– Заходите, пожалуйста!