Вы здесь

Леоново и Ростокино вчера и сегодня. На службе у царя Петра (Б. А. Шеватов, 2012)

На службе у царя Петра

Сразу же после трагических событий в селе Воздвиженском Петр Иванович меньшой уехал из мятежной столицы. А вслед ему ушла грамота с указанием взять его под стражу. Когда подъячие явились на княжеский двор, то его там не застали. Из допроса его холопа Алешки Комарова выяснилось: « что де князь Петр поехал с Москвы в подмосковную свою деревню по Троецкой дороге в село Левоново (Леоново) тому третья неделя, и с той деревни, он, князь Петр, поехал в дальние свои деревни, которые у него в Володимере, Суздали, Лухе, Нижнем, Алатыре, Торжку, на Волоку, а в которые де деревни наперед поехал и ныне где, того он, Алешка, не ведает».[6]

После стрелецкого бунта и казни родственников Петр Иванович был сослан в свои дальние деревни, как его брат и другие родственники.

Лишь после падения царевны Софьи Алексеевны, тяжелые времена для Хованских миновали, и князь Петр вернулся из ссылки в свое подмосковное село. В Дворцовых разрядах теперь все чаще упоминаются их имена. С 1690 года дворцовые и церковные торжества уже не обходятся без участия Хованских.

Довольно скоро в личной жизни Петра происходят перемены. В 1687 году он женился вторым браком на Анне Загряжской, получив за женой приличное приданое. Земельные богатства Хованского теперь пополнили деревни с 57 крестьянскими дворами в Угличском, Ярославском, Ржевском уездах. Сохранился список, где перечислено движимое и недвижимое имущество, данное за невестой Анной Загряжской.

По давней русской традиции первыми записаны иконы– «образ Спасов в полном Деисусе, и с праздники, и с пророки, и с праотцы, образ Спасов в серебряном киоте, образ Богородицы Одигитрии», оклад серебряный резной, образ Казанской Богородицы, образ Рождества Богородицы, икона св. Николая».

Здесь и головные уборы, украшенные драгоценными камнями: «шапка с яхонты и изумруды и с лала и с запоны 500 рублев». Четверо серег, два ожерелья жемчужные, 14 золотых перстней с алмазами и яхонтами. В списке фигурируют семь шикарных шуб – «шуба соболья, шуба горностаевая», «шуба белья (беличья) пугвицы хрустальные» и даже «шуба на пупках собольих». Не забыли дарители и о посуде. «Посуда: суды медные и оловянные»… по смете весом пять пудов». Да еще столовое серебро, братина золоченая, «часы боевые».

В 1687 в год свадьбы князь Петр построил деревянную церковь в честь иконы Знамение в селе Козьмодемьянском Звенигородского уезда, купленном у Сабуровых. Здесь, под алтарем храма, и был потом похоронен «строитель Хованский». В народе до середины XIX столетия село называли Хованское.

Петр Иванович в это время пользуется особым доверием у государя. Так в 1705 году Петр Алексеевич отправляет его на помощь Б.Шереметеву для подавления Астраханского бунта. Затем была служба воеводская в Астрахани. Пришлось князю усмирять булавинских казаков-мятежников и бунт в Башкирии, где Хованский смог добиться мира без кровопролития.

Незадолго до отъезда в Астрахань трагически погиб его брат князь Иван Иванович Хованский, и половина села Леонова и другие земельные владения родственника перешли к Петру Ивановичу. Это отмечено в архивной «выписи» из дел Поместного приказа.


16 мая 1701 года по указу государя подъячий Тимофей Борисов дал князю Петру Хованскому «выпись» Поместного приказа. В ней говорилось, что ему отказано от брата его князя Ивана Хованского «поместье в Московском уезде… половину села Левонова, а в нем на ево половину место дворовое помещиково пустое, да крестьян… полпустоши Коровьи, а в них пашни 34 четьи в поле, а дву потому жъ..»

Сюда же вошли и полдеревни Казеево да половина пустошей Подберезовой и Федорковой с пашнями. В Поместной «выписи» отмечено и общее количество земли, которое получил Петр Хованский, наследуя братскую вотчину. «Обоего поместьи и вотчины 68 чети с осминой в поле, а в дву потому жъ, да лесом и сенными покосы и всякими угодьи к тому селу Левонову и к полудеревням и к пустошам…»[7]


Часть вотчин Петр Иванович Хованский позже записал на своих сыновей. В документах из канцелярии Сената за 1713 год отмечено, что «за детьми его боярина, за князем Андреем Петровичем приданных вотчин… всего 110 дворов… да за другим сыном его за Василием Петровичем 208 дворов».