Вы здесь

Леоново и Ростокино вчера и сегодня. Мятежные города и соловецкая Одиссея (Б. А. Шеватов, 2012)

Мятежные города и соловецкая Одиссея

Хованский проявил себя умным политиком и психологом в деле новгородцев. Когда по указу государеву он был послан усмирить бунтовщиков в Новгород, то неспешно с умом привел конфликт к мирному разрешению. И даже заслужил похвалу митрополита Новгородского Никона. В чем была причина бунта? Дело в том, что по Столбовскому трактату Россия обязалась предоставить Швеции 20 тысяч рублей и 14 тысяч четвертей ржи из казенных магазинов Пскова. Но те оказались пустыми, и пришлось закупать хлеб в больших количествах. А это привело к резкому повышению цен на хлеб, отчего вспыхнул бунт, перекинувшийся на соседний Новгород. Пострадал даже шведский представитель-его отправили в тюрьму и подвергли пыткам. Правда, Алексей Михайлович воздержался от крутых мер, приняв делегацию бунташного Новгорода. Договорились с одним из вожаков Новгорода, и в город удалось ввести отряд князя Хованского.

Куда сложнее оказались дела под Псковом. Поначалу его отряд» встретили стрельбою «из большого наряда». Хованский отдал приказ не отвечать огнем, несмотря на то, что мятежники напали на обозы и даже захватили какие-то личные вещи воеводы. Первые попытки уговорить псковичей повиниться не дали результата. Они кричали, что Хованский Великий Новгород обманом взял и грозили воеводе: «мы его в котле сварим, да будем есть». Сил у боярина было мало, и он писал государю, что, мол, «ворота отнять некем».[4](П. Шереметев, с. 116–117)


Псков.


А вскоре Иван Никитич велел своим воинам делать мост через реку Великую, чтобы заступить дороги мятежникам. Между тем и псковичи не сидели, сложа руки, и начали обстреливать лагерь Хованского, не давая наводить мост. В донесениях боярина в Москву предстает довольно страшная картина. Хованский писал, что псковичи «над убитыми его ратными людьми ругаются», как и зверь не делает» и сообщал: «вылазки, государь, и бои ежедневно, а запасов мало». Вести были безрадостные. Лишь в середине августа псковичи сдались, заявив, что вины свои приносят и готовы государю крест целовать. За верную службу государеву, за успешное усмирение городов на северо-западе Ивана Никитича Хованского пожаловали дорогими царскими подарками.

Несмотря на крутые повороты судьбы, наиболее драматичным для Ивана Никитича стало его путешествие в Соловецкий монастырь. По указу государя Алексея Михайловича в марте 1652 года Хованский вместе с митрополитом Новгородским Никоном отправился на Соловецкие острова за мощами митрополита Филиппа Колычева.


Поморская ладья.


При переходе через Белое море во время бури часть лодок была разбита. Погибли 69 человек из многочисленной свиты духовных и светских, другая часть чудом спаслась – их выбросило на берег. Среди спасенных путешественников оказался и боярин.

«А меня холопа твоего Ивашку, – писал Хованский государю, – ладью выкинуло на берег на устье Николы чудотворца корельского монастыря, а ладью разбило». Хотя во время путешествия непросто складывались отношения князя Хованского с митрополитом Новгородским Никоном, несмотря на все перипетии соловецкой Одиссеи, поручение царя Алексея Михайловича было выполнено. Мощи митрополита Филиппа Колычева отправились северным путем из Соловков в Москву. От Ярославля их несли по Троицкой дороге к стольному граду. Под ночь пришли в село Ростокино, неподалеку от леоновской вотчины князя Хованского. Раку с мощами святого хотели внести в здешнюю Воскресенскую церковь, но двери приходского храма оказались слишком узкими, и раку оставили на ночь в установленном рядом шатре. Это был один последних мирных походов Хованского. В 1654–1655 г.г. Иван Никитич участвовал в военном походе против давнего соперника России Речи Посполитой – в штурме и взятии Смоленска, где затем оставался воеводой. По сведениям П. Долгорукова, князь И.Н. Хованский скончался в 1675 году, по другим сведениям, в 1671 году.