Бесценный опыт ветеранов
В преддверии 85-летия Тихвинского КЛПХ состоялась встреча нынешнего руководства предприятия с ветеранами, внёсшими заметный вклад в его развитие в разные годы столь богатой истории Тихвинского КЛПХ. Богатой событиями, достижениями, людьми.
Жаль, конечно, что не все из ныне здравствующих и приглашённых на встречу бывших работников предприятия в силу возраста и прочих уважительных причин не смогли принять участие в этом мероприятии, которое проходило в подобном формате впервые за последние годы. Генеральный директор ЗАО «Тихвинский КЛПХ» Фёдор Евгеньевич Грабар, заместитель генерального директора Сергей Алексеевич Кухоткин и специалист по административным вопросам Елена Николаевна Андреева сделали всё, чтобы встреча эта прошла в тёплой непринуждённой обстановке.
Более полутора часов в кабинете директора за чашкой чая ветераны делились своими воспоминаниями о прошлом предприятия. Вспоминали тех, кто многие годы был трудовой славой и гордостью одной из крупнейших лесозаготовительных организаций Ленинградской области. Узнали о том, какие изменения произошли и происходят сегодня в лесной отрасли и на их родном предприятии.
Душой всей встречи, безусловно, стал Валентин Михайлович Карзанов, коренной тихвинец, прошедший именно здесь весь свой трудовой путь от рабочего до главного инженера. За эти сорок с лишним лет много чего происходило на предприятии и всё это сохранилось в памяти ветерана, да и рассказывал он, действительно, очень вдохновенно и интересно. Вспомнили свои прошлые годы работы в леспромхозе и остальные ветераны, принимавшие участие во встрече: Анатолий Александрович Кузьмин, Галина Григорьевна Землянская, Анатолий Захарович Смирнов. Ведь это их общая история. Их общая жизнь и опыт. Которые, уверен, каждому из них хотелось бы не только сохранить в своей памяти. Но и передать, так сказать, в наследство сегодняшнему поколению руководителей. Тем более, что во встрече принимали участие и ныне работающие на предприятии специалисты – начальник терминала Игорь Васильевич Кузьминов и старший инженер по лесному фонду Александр Никитич Григорьев.
И те небольшие фрагменты этой уникальной, как по своему составу, так и по насыщенности эмоциями встречи, свидетелями которой, нам как журналистам, тоже посчастливилось быть и которые мы предлагаем вашему вниманию, вряд ли смогут в полной мере выразить всю атмосферу маленького, но настоящего праздника.
Знакомые всем лица
А началась встреча с личного знакомства.
В. Карзанов: «В леспромхозе с 1956 года. Всё на одном предприятии. 41 год, не считая двух с половиной лет работы освобождённым секретарём парткома, ведь в то время у нас и коммунистов было 800 человек. Последние 7 лет до ухода на отдых работал главным инженером. А по возрасту сегодня постарше меня, пожалуй, лишь Анатолий Александрович Кузьмин».
К. Юрчик, главный редактор газеты «Лесной вестник»: «Столь скупую биографическую справку, которую дал сам себе В. М. Карзанов, думаю, необходимо дополнить выдержкой из книги, выпущенной ООО «Редакционно-издательское предприятие Гамаюн» ещё в 1999 году, к 70-летию Тихвинского КЛПХ. Ведь за 15 лет подросло новое поколение, работающее сегодня на том же предприятии, что и когда-то наши ветераны и которое, возможно, и не знает такой далёкой истории: «Ведущий специалист предприятия: по его проектам строятся автодороги, тарный цех, оснащённый самой передовой технологией. Большую работу провёл Валентин Михайлович и по внедрению в нашей стране щадящих скандинавских технологий на лесозаготовках. На счету Карзанова много изобретений и рационализаторских предложений, внедрённых в производство и значительно улучшивших технику и многие технологии на лесоразработках».
А. Кузьмин: «Я пришёл в леспромхоз после армии в 1959 году. Прошёл, как говорится, все инстанции: от десятника до заместителя генерального директора по кадрам и социальным вопросам. В общем, всё на одном предприятии и тоже 41 год. Десять лет работал начальником лесопункта, 14 лет на общественной работе – председателем профкома, секретарём парткома и последние годы – заместителем директора. Пришлось поработать вдоволь. Ну а сейчас уже 77 лет исполнилось».
К. Юрчик: «В 1997 году, как раз к 60-летнему юбилею ветерана, наша газета так написала о последней «кадровой» должности Анатолия Александровича Кузьмина: «Последняя должность принесла уважительное прозвище «Бог по кадрам». Многие люди, прошедшие его школу, сегодня работают директорами и ведущими специалистами лесных предприятий района и области. Он умеет слушать, советовать и помогать. Тянутся к нему люди, и не только работники предприятия, но и пенсионеры: знают, поможет».
Г. Землянская: «Конечно, мне ещё далеко до возраста присутствующих здесь уважаемых ветеранов. Я отработала в леспромхозе с 1972 по 2007 годы. Начинала учётчицей, кассиром, бухгалтером, а закончила главным бухгалтером. Должность, конечно, была ответственная. Да и директор у нас в то время был не консерватор – Василий Фёдорович Кузьминов – всё любил новое. Во многом, благодаря ему, мы тогда стали одной из первых в городе организаций, которые перешли на автоматизированный учёт. Как, впрочем, и в других делах тоже никогда не были последними».
А. Смирнов: «С 1971 по 1973 год работал мастером на разделке леса. С 1989 по 1994 год был и.о. начальника Шугозерского лесопункта, а в 1994—2003 годах – старшим мастером лесозаготовок».
Ф. Грабар: «Мне очень приятно видеть всех вас здесь, и я хотел бы, чтобы такие встречи у нас были не только связанными с юбилеем. Если бы мы находили с вами время и возможность встречаться раз или два раза в год, думаю, это могло бы стать очень хорошей традицией».
С. Кухоткин: «Можно будет съездить уж если не в лес, то обязательно посмотреть терминал. Сейчас серьёзно поменялись многие технологические процессы, и, думаю, это будет очень интересно для вас, как специалистов. А мы готовы это организовать. Тем более что и сам начальник терминала присутствует на нашей сегодняшней встрече».
Час невыдуманных историй
Когда речь зашла о терминале встреча незаметно перетекла от знакомства в разряд приятных воспоминаний.
В. Карзанов: «Когда я пришёл в леспромхоз в 1956 году, что такое терминал был в нашем понятии? Нижний склад. Тихвинка судоходная была. По ней ходили баржи с балансами и лес, в основном хвойный, сплавлялся. А на нижнем складе шла его выкатка лебёдками и лошадьми. Весь он был завален лесом. Рядом стояли бараки, которые весной всегда подтоплялись, но люди жили и работали. В 80-е годы мы внедрили в производство пять раскряжёвочных линий. Я сам подбирал кадры для работы на новой технике и по новой технологии. Результат оказался и ожидаемым и всё же неожиданным – мы показали на этих линиях лучшую выработку на раскряжёвке во всём Советском Союзе».
Ф. Грабар: «А лес куда отправляли»?
В. Карзанов: «Часть нашего леса уже тогда шла за границу. Прежде всего, в социалистические страны. Очень много леса постоянно отправлялось на север – в Архангельск. А нижний склад он ведь строился всё время – рос и рос. И всё на моих глазах – я восемь лет проработал начальником нижнего склада. Так вот самыми лучшими потребителями за рубежом у нас были – на первом месте Чехословакия, а, во-вторых, Финляндия. Поставляли осиновый баланс и березу. Заказы были очень выгодные, и за них надо было ещё побороться.
Например, наши поставки в Финляндию имели и свои особенности и были связаны с тем, что мы им давали качественную древесину берёзы в определенных количествах, а в придачу неограниченно тот самый осиновый баланс, от которого нам тоже надо было как-то избавляться. Выгодно оказывалось всем».
С. Кухоткин: «Валентин Михайлович, у вас такая изумительная память! Вам мемуары надо писать долгими зимними вечерами…»
В. Карзанов: «Да я хоть до бесконечности могу говорить на любую лесную тему».
Собеседник участникам встречи в лице Валентина Михайловича Карзанова достался, действительно, славный. В пределах регламента встречи поговорить успели о многом: о тогдашней технике и технологиях лесодобычи и лесопереработки. О том, как решались в комплексном леспромхозе социальные и финансовые вопросы. И кое-что из рассказов ветеранов для нынешних руководителей предприятия, возможно, было настоящим откровением.
Г. Землянская: «Если говорить об учёте, то конечно, бумажной работы у нас было очень много, но и структура учёта была чётко выстроенной по всем подразделениям. Начинали со счёт, арифмометра, потом дожили и до компьютеров. В 1976 году всех нас – учётчиков, бухгалтеров объединили в специализированные службы. С ростом объёмов лесозаготовки увеличивался и объем производственной и финансовой отчётности. Централизация стала просто необходимой, и мы успешно прошли и этот достаточно сложный организационный этап».
Ф. Грабар: «А как была выстроена система выплаты зарплаты, ведь разброс лесопунктов был не маленький?»
Г. Землянская: «Главный бухгалтер распределял, кассиры получали и с набитыми деньгами баулами ездили по лесопунктам. А до Шугозерского лесопункта 60 километров. В любую погоду. А все кассиры – женщины».
Ф. Грабар: «А охрана была?»
Г. Землянская: «Никакой!»
В. Карзанов: «А как же я? Ездил с вами и так, и за рулём!»
Г. Землянская: «Когда я была развозным кассиром в Пригородном лесопункте, получала зарплату в леспромхозе на Ращупкина, сумочку на плечё и пешком туда, где сейчас терминал. Одна по закоулкам. И в голову даже не приходило, что могут отобрать. Было всё как-то на полном доверии и спокойнее».
С. Кухоткин: «У меня ещё один практический вопрос – получение своевременной информации о производстве, которой постоянно должен владеть директор. А как в ваше время вы обходились без мобильных телефонов?»
А. Кузьмин: «Сводка должна была быть каждый день!».
Г. Землянская: «Была специальная тетрадь для сведений. В конце каждого дня мастера собирали все полученные за день результаты и передавали их начальникам лесопунктов. А те в свою очередь передавали сводки соответствующим службам леспромхоза по обычному проводному телефону. И никто не имел права уйти с работы, пока итоги дня не будут подведены».
А. Кузьмин: «Действительно, я сам, когда работал начальником лесопункта, не уходил пока мне не будет полностью ясна картина дня сегодняшнего и при необходимости завтрашнего. Так что никакой хитрой науки нет. Главное самодисциплинированность и ответственность за коллектив, и порученное дело».
К концу разговора, наступила, наконец-то, полная раскрепощённость и организаторов встречи и гостей. И те и другие искренне говорили о своих прошлых и сегодняшних делах. Возможно, ветераны, ожидали очередного «официоза» с дежурными речами и поздравлениями. Но думаю, что и они давно втайне ждали момента, чтобы выговорится с «родственными» им душами. И это, как мне кажется, получилось вполне.