Российский менталитет и европейские стандарты
В октябре 2009 года при стечении большого количества областного начальства и многочисленных гостей торжественно была открыта первая очередь лесоперерабатывающего производства ООО «ММ-Ефимовский». Одного из самых высокотехнологичных предприятий лесной отрасли в России. В 2014 году предприятие отметит свой первый юбилей – пять лет работы по европейским стандартам в российской действительности.
Федот да не тот
Предприятие это с полным названием ООО «Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский», обосновавшееся недалеко от посёлка Чудцы, внешне мало чем отличается от многочисленных подобных комплексов в области. Но на этом сходство, пожалуй, и заканчивается. Как говорят у нас в народе: «Федот да не тот».
Лишь ступив за пределы проходной, сразу же ощущаем разницу буквально во всём. Основной цех – лесопильный – первый в технологической цепочке производства пиломатериалов. Прежде всего, поражает отсутствие людей. На момент нашей короткой экскурсии на рабочих местах мы насчитали всего восемь человек. И это, притом, что на головном предприятии сегодня работают более трехсот.
Процесс в цехе полностью автоматизирован. С помощью установленных здесь линий профилирования осуществляется распиловка круглого хвойного леса с очень высокой точностью соблюдения всех требуемых размеров. Именно этого никогда и не увидишь на бесчисленных доморощенных пилорамах, где в «почёте» не знание технологии и квалификация, а обычная физическая сила работяг.
Как и подобает европейскому предприятию, уровень производственной культуры просматривается сразу, хотя бы в униформе рабочих с логотипом фирмы. Безусловно, это не только радует глаз, но и дисциплинирует и придаёт некую престижность, выполняемой работе.
На просторной территории вокруг цеха штабеля «кругляка», подготовленного к переработке, ведь только за одни сутки для нормального функционирования цеха необходимо до тысячи кубометров ели и сосны. Около котельной чуть припорошенные снегом самые настоящие горы коры, идущей на обеспечение теплом сушильных камер. О размахе деятельности молодого предприятия свидетельствуют также аккуратно упакованные и ждущие своего потребителя несчётные кубометры обрезной доски – пока основного продукта предприятия.
Опора и надежда
Наши первые положительные впечатления дополнил генеральный директор ООО «ММ-Ефимовский» А.В.Шик. Сто минут обстоятельного общения с Андреем Владимировичем весьма помогли нам не только увидеть, но и понять ту разницу в организации производства, взаимоотношениях с многочисленными поставщиками и потребителями, формировании морально-психологического климата в коллективе, которая существует сегодня между российским и европейским пониманием лесного бизнеса.
Звучали не только эмоции, но и серьёзные пассажи о реалиях с которыми столкнулись австрийские коллеги, рискнувшие попробовать себя в российской глубинке. Впрочем, опыта австрийской компании «Mayr Meinhof Holz GmbH» не занимать. В следующем 2015 году ветерану мирового уровня исполнится 165 лет. Сегодня профильные производства пиломатериалов этой компании весьма успешно работают в Австрии и Чехии. Теперь, наконец-то, отработанные веками технологии, оказались востребованы и в России.
Немало профессиональных достижений в активе другого совладельца – группы ЛСР, крупнейшей диверсифицированной компании Северо-Запада в сфере производства стройматериалов, отметившей в конце декабря 2013 года своё двадцатилетие. Кстати, у истоков её создания стоял и Николай Фёдорович Лавда, сопровождавший нас во время пребывания на предприятии.
Вот с такой надёжной опорой ООО «ММ-Ефимовский» вполне благополучно преодолел первые четыре года.
Проекты и реалии
Лесной комплекс, безусловно, одно из стратегических направлений развития России. Что же касается лесопромышленных предприятий Северо-запада, то, располагая десятой частью всего лесного богатства страны, их удельный вес в экономике региона пока, к сожалению, всего 13—14 процентов. Весьма низкой остаётся производительность труда и рентабельность. А основной продукцией, по-прежнему, являются круглый лес и пиломатериалы, которые не могут считаться продуктом глубокой переработки древесины. Перспективы, чтобы переломить ситуацию, вроде бы ясны – будущее за такими предприятиями как ООО «ММ-Ефимовский» и ещё несколькими на территории области. Глобальная же задача всей перестройки лесопромышленного комплекса региона поставлена не сегодня – весь лес должен перерабатываться на местах.
В 2013 году предприятие, постоянно наращивая объёмы производства, превзошло показатели проектной мощности по входящему на переработку сырью. Выпущено 340 тысяч кубометров пиломатериалов. Серьёзным подспорьем в достигнутых результатах явилось собственное лесное хозяйство, располагающееся вокруг предприятия на 320 тысячах гектаров. При плановой лесосеке 572 тысячи кубометров в год только в 2013-м на арендованных предприятием площадях было заготовлено 580 тысяч кубометров. Естественно сказалась ранее проведённая работа по оптимизации всего процесса лесозаготовки, механизации наиболее трудоёмких операций. Весомый вклад в реорганизацию лесного хозяйства внёс, прежде всего, Н. Ф. Лавда. Добавил десятки тысяч кубометров к плановым и ветровал 2012 года, все усилия на расчистку которого, пришлись как раз на год прошлый.
Тем не менее, установленный рекорд для лесозаготовителей не самоцель, а ясное осознание неисчерпанного ещё до конца потенциала коллектива, его возможностей и возможностей предприятия в максимальном обеспечении себя местным сырьём. Но даже при самом умелом использовании имеющегося лесного фонда потребности производства в ели и сосне покрываются местными ресурсами только до 30 процентов. Это неоспоримый факт. Как и другой факт – большую часть древесины приходится покупать у сторонних производителей.
За минувшие годы у «ММ-Ефимовский» со многими из них сложились прочные деловые связи. Прежде всего, с поставщиками пиловочника в Ленинградской области. Серьёзные партнёрские отношения установились с лесохозяйствами в Вологодской и Архангельской областях, Карелии и Коми. Всё это вселяет уверенность, что и в дальнейшем сырьевой дефицит предприятию гарантированно не грозит.
Ещё в начале строительства завода согласно общей концепции развития предприятия было определено несколько ключевых этапов. Во-первых, создание лесопильного производства. Во-вторых, выпуск более сложной продукции из пиломатериалов – клееного бруса, клееной балки, опалубки для промышленного и жилищного строительства, учитывая, что группа предприятий «Майер-Мелнхоф Хольц» прочно занимает лидирующие позиции на рынках сбыта в данном сегменте.
В-третьих, есть планы по строительству пеллетного производства – изготовления гранул из отходов переработки древесины, используемых как эффективное и экологичное биотопливо. Но уже сегодня предприятие практически полностью превратилось в безотходное производство. Появляющаяся в процессе обработки пиловочника щепа востребована на областных ЦБК и в Финляндии. Есть покупатели у стружки и опилок, так что курганов из отходов, что ещё характерны для многих деревообрабатывающих комбинатов здесь просто нет. Даже зола от сжигания коры в заводской котельной, которую сегодня вынуждены утилизировать на полигоне в Пикалёво, вполне может стать неплохим источником доходов.
Составляющие роста
И так, первую составляющую роста, причём, базовую, мы определили – эффективное лесопользование на подведомственной территории и чётко налаженные связи с поставщиками сырья. Несколько слов о самом сырье. Традиционно предприятия, входящие в группу «Майер-Мелнхоф Хольц», используют ель как исходный материал для своей продукции. Не является исключением и ООО «ММ-Ефимовский». Причём по соотношению с елью доля переработки сосны составляет сегодня не более 20 процентов.
Получить дополнительные объёмы сосновой продукции не сложно. Но на этот шаг на предприятии осознанно не идут – успех дела в итоге диктуют не столько сверхплановые объёмы продукции, сколько конечный потребитель, то есть рынки сбыта. Таким образом, вторая составляющая роста – максимальное удовлетворение потребностей в конкретном товаре.
Есть спрос – будет и предложение, что объективно заставит предприятие ориентироваться и на сосну, если уж говорить о нашем предмете разговора. Пока же есть то, что есть. Удовлетворение потребностей рынков, прежде всего, зарубежных в еловом пиловочнике – стратегическая цель и основа финансового благополучия ООО «ММ-Ефимовский».
Наверное, проще сказать, в каких регионах сегодня не представлена продукция молодого предприятия, чем заниматься перечислением мест, где его присутствие уже налицо: Европа, Азия, Африка, Ближний Восток. Самым сложным для проникновения были, и, пожалуй, остаются рынки Северной и Южной Америки. Но на мировую экспансию своей лесной продукции на предприятии смотрят объективно, ведь корни её уходят глубоко в прошлые десятилетия и связаны с именем австрийского партнёра и созданной им весьма эффективной дистрибьюторской системы.
Что же касается российского рынка сбыта, то здесь продукция «ММ-Ефимовский» сталкивается с конкуренций не равных себе партнёров, а массой мелких производителей. А в соотношении «цена-качество» часто уступает позиции более дешёвым, но низкокачественным продуктам. Таковы реалии нашего национального рынка. Это и понятно. Местные лесопилки по всем техническим и качественным показателям – каменный век. Однако их продукция стабильно пользуется спросом у подавляющего большинства населения. Весь вопрос в цене. Качество продукции как всегда оказывается на заднем плане.
Массового строительства деревянных домов в области пока не наблюдается, а стены и крышу над головой индивидуальному застройщику, при нашей-то бедности, можно и из горбыля слепить. Получается, заботы о качественном жилище опять оставляем европейцам. Но ведь качество как экономическая и социальная категория трактуется однозначно: либо оно есть, либо его нет. И без этой составляющей производственного роста остаётся лишь рассуждать, почему его нет?
В основе успехов – качество
Скажу честно, вопрос о производственном браке в нашей беседе с генеральным директором А.В.Шиком мы даже не задавали. Ели он, где и актуален, то на какой-нибудь российской пилораме, но никак не на предприятии европейского уровня. Я уже вспоминал о полностью автоматизированном лесопильном цехе, где установлено лучшее оборудование известных мировых производителей. Взять хотя бы раскрой древесины. Старый дедовский способ «на глазок», ещё широко применяемый на многочисленных частных лесообрабатывающих «заводиках», здесь никогда не был в ходу.
Составление всех схем раскроя, по которым стволы распиливаются на доски различных размеров, полностью возложено на компьютер. С его же помощью осуществляется контроль процесса превращения кругляка в почти готовую продукцию. Так что, даже при большом желании лишний сантиметр туда-сюда не получится. А работать с гарантированным качеством, на автоматизированных линиях с программным обеспечением здесь дело давно привычное. Ещё на стадии строительства предприятия, чтобы, когда потребуется, сразу перейти в «мягкий» режим эксплуатации оборудования ключевые специалисты успешно прошли обучение и стажировку на аналогичных австрийских и чешских предприятиях компании.
Человеческий фактор
Положительный имидж любой фирмы создают не станки, пусть даже самые современные. Его создают люди, которые здесь работают. Причём люди, заинтересованные в результатах своего и общего труда. Поэтому человеческий фактор в успехе предприятия всегда был и, наверное, останется решающим.
Заинтересованность же людей в качественном и высокопроизводительном труде в свою очередь создают руководители, грамотно используя потребности и нужды работников, как в материальном, так и социальном плане. Заработная плата персонала существенно выше, чем в среднем по области и одна из лидирующих в лесной отрасли. Текучесть кадров, как и нарушения трудовой дисциплины на таком уровне, что и говорить об этом негативном факторе производственной деятельности нет нужды. Зато как бы само собой разумеющейся является высокая квалификация большинства заводчан. Это, так сказать, общий социальный фон нынешних успехов.
Сегодня на предприятии, в связи с отдалённостью его от мест проживания работников, полностью решена проблема с их оперативной доставкой автобусами из Ефимовского, Бокситогорска, Пикалёво, Тихвина. С переходом на круглосуточный график производства организовано горячее питание в столовой во всех трёх сменах. Значительная часть затрат на обеды покрывается из средств предприятия. Выплачиваются все положенные компенсации в соответствии с российским законодательством. Большое внимание уделяется вопросам безопасности и охраны труда, включая ту самую фирменную спецодежду, о которой я уже упоминал в самом начале.
Вот и выходит, люди нашли интересную работу, а предприятие внесло свой весомый вклад в снижение количества не занятого населения в самом, наверное, проблемном районе области, трудоустроив более 500 потенциальных безработных. Которые, думаю, ещё создадут в недалёком будущем не только европейский облик предприятия, но и сформируют мало чем отличающуюся от европейской, культуру современного производства.
Зима год кормит
В день визита в Чудцы погода для нашего региона оказалась по-настоящему зимней с морозом под минус двадцать. То и дело с делянок подъезжали на разгрузку мощные лесовозы. Кто как не лесозаготовители знают настоящую цену морозного дня, поэтому сезон вывозки леса по «зимнику» в самом разгаре. Огромные массы леса, скапливающиеся в этот период около лесопильного цеха, для сохранности увлажняются на специальной площадке. Так общим трудом создаётся задел будущих успехов. Вряд ли необходимо называть цифры на год текущий. Понятно, что коллектив со всеми поставленными задачами на 2014 год в очередной раз справится и продолжит тенденцию на дальнейший рост выпуска продукции.
Есть ещё один момент, который не вошёл в нашу беседу с генеральным директором ООО «ММ-Ефимовский». Возможно, Андрей Владимирович постеснялся перехвалить коллектив, но вспомнить о данном факте в юбилейный для работников завода год, думаю, просто необходимо. Некоторое время назад возглавляемое А.В.Шиком предприятие стало первым в России обладателем международного сертификата по лесному управлению PEFC (крупнейшей в мире организации по сертификации предприятий лесопромышленного комплекса).
Его наличие дает лесопромышленникам не только новые возможности выхода на конкурентные рынки, но и серьёзно ужесточает требования ко всей лесохозяйственной деятельности. В частности, по сохранению биологического разнообразия и охране окружающей среды, введению специальной маркировки продукции, благодаря которой потребители могут быть уверены, что она отвечает самым высоким экологическим стандартам. И, видимо, с учётом вхождения России в ВТО, международная сертификация будет обязательной для всех лесных организаций. Может тогда и появится у российского леса настоящий хозяин, точнее хозяева.