Глава 2
Ленд-лиз и англо-американские финансовые отношения
2.1. Начало американских поставок
В событийный для всех стран – участниц Второй мировой войны день, 11 марта 1941 г., через три часа после подписания созидательного и важного закона о ленд-лизе президент Рузвельт утвердил два подзаконных акта. Это были директивы, которые положили начало претворению программы ленд-лиза в жизнь.
В директиве № 1 провозглашалось, что защита Великобритании жизненно важна для обороны США, а потому военно-морскому министерству предписывалось передать Великобритании 28 торпедных катеров, 3000 зарядов для глубинных бомб и некоторое количество пушек среднего калибра и боеприпасов к ним для оснащения торговых судов[88]. Директива № 2 объявляла жизненно важной для национальной обороны США защиту Греции и санкционировала передачу ей пятидесяти 75-миллиметровых полевых орудий и 150 тыс. снарядов к ним, а также 30 тыс. снарядов к 155-миллиметровым пушкам для ведения горных боев с итальянцами[89].
Расширявшееся военное производство Великобритании напрямую зависело от внешних источников снабжения, поставки которых порой были отнюдь не регулярными. Импортировались почти все стратегические материалы (нефть, алюминий, олово, каучук, марганец). Поэтому для Великобритании принятие закона о ленд-лизе означало значительное увеличение объемов военных поставок и повышение их ритмичности по сравнению с предшествующим периодом ведения боевых действий с Германией. В частности, в марте – июне 1941 г. поставки выросли в два с половиной раза по сравнению с четырьмя последними месяцами 1940 г. Однако лишь незначительная их доля относилась к программе ленд-лиза, большая часть их шла по контрактам, заключенным еще до 11 марта 1941 г., но которых, как показало время, было явно недостаточно.
Закон о ленд-лизе не являлся соглашением с односторонними обязательствами. Вынося законопроект на рассмотрение, Рузвельт дал команду на проработку условий британской оплаты ленд-лизовских поставок в виде компенсации или услуги за услугу (quid pro quo – лат.), оказанную после окончания военного конфликта. В то же время государственный секретарь К. Хэлл считал, что закон, наконец, даст возможность заставить Великобританию и других получателей помощи пойти после войны на реформирование мировой экономики в целях установления более либеральных торговых отношений[90].
Все это могло произойти только лишь после окончания войны. А пока началось финансирование и распределение заказов. По первому из них службам снабжения выделялось с 27 марта по 31 мая 1941 г. более 4 млрд. долл, из общей суммы 7 млрд, долл., ассигнованных Конгрессом на программу ленд-лиза. На 1 млрд. долл, были заключены контракты на поставки грузов и материалов военного назначения, 2 млрд. долл, предназначались для строительства самолетов, половина из них шла на бомбардировочную авиацию. Правда, построенные в США самолеты англичане получили не скоро – лишь в конце 1942 г. Второй по величине заказ на 1 млрд, долл, предназначался для артиллерии, а третий, в сумме более чем на 0,5 млрд, долл., – на строительство торговых и транспортных судов для перевозки грузов, поставляемых по ленд-лизу.
По указанию Ф.Д. Рузвельта 9 июля 1941 г. началось увеличение ежемесячного объема производства средних танков, которые Соединенные Штаты в основном и отправляли в Великобританию. Легкие танки спросом не пользовались, так как их броня и вооружение уступали немецким. Средние танки как более маневренные можно было использовать в условиях пустынь Ливии и греческого ландшафта. До конца 1941 г. англичане получили до 2400 самолетов, из них 100 по ленд-лизу; 951 танк, из них 786 – по ленд-лизу, остальные – за наличные; были отправлены 13 тыс. грузовиков, из них по ленд-лизу 4 тыс. только что сошедших с конвейера. Кроме того, за наличные из США было импортировано 60 % сырьевых материалов[91]. Вся эта техника помогла англо-американскому экспедиционному корпусу летом 1942 г. сдержать наступление войск Э. Роммеля в Северной Африке, а осенью перейти в контрнаступление[92].
К концу августа 1941 г. военных контрактов уже было заключено на сумму около 3,5 млрд., а к 7 декабря – на 5,5 млрд, долл.[93]По мнению англичан, новые военные контракты с США являлись вкладом Великобритании в развитие американского военного производства и служили в качестве наглядного примера другим странам, намеревавшимся присоединиться к программе ленд-лиза.
Ленд-лизовская программа действительно способствовала росту производства вооружения и военных материалов. Однако после принятия закона о ленд-лизе и распространения его на Великобританию в официальных кругах США стало циркулировать мнение, будто поставляемые материалы используются британской стороной не для реализации функций, предусмотренных законом, а для изготовления товаров, которые могут начать конкурировать с американскими. Такой вопрос был впервые поднят американским послом в Лондоне Дж. Вайнантом еще в июле 1941 г., и он же обратился за разъяснениями к премьер-министру и лорду-председателю военного кабинета сэру Дж. Андерсону, который возглавлял также Комитет по контролю за экономикой и выработке общей экономической стратегии.
Ведущий американский специалист по истории ленд-лиза Уильям Кимбэл отмечал, что в Госдепартамент стали поступать жалобы от американских фирм по поводу реэкспорта товаров, поставляемых в Великобританию на основе ленд-лизовского договора, что вызвало угрозу американским рынкам, особенно в доминионах и областях, где перед войной преобладали британские товары[94]..
В Лондоне началось спешное расследование того, как расходуются материалы, в частности алюминий, сталь и сельскохозяйственная техника. По американским данным, Великобритания якобы реэкспортировала в Южную и Северную Америку сталь, применяемую для производства предметов потребления. Однако правительство Великобритании утверждало, что поставки по ленд-лизу используются строго для военных нужд страны. По личному указанию Черчилля американский посол был ознакомлен с основными принципами английской экспортной политики, которая во многом учитывала пожелания американской стороны.
Настороженность американцев не была случайной. Действительно, Великобритания стремилась поддерживать хозяйственные связи с третьими странами и усиленно развивала торговлю с государствами Латинской Америки, где ее интересы сталкивались с интересами США, которые тоже интенсивно расширяли свою внешнеторговую деятельность в этом регионе.
Для преодоления возникших разногласий американская сторона предложила Великобритании сократить вывоз товаров, аналогичных получаемым по ленд-лизу. Поэтому ей пришлось сосредоточить свой экспорт на традиционных товарах, например, на шотландском виски. Продукция же ключевых экспортных отраслей английской промышленности – металлургической и текстильной – исключалась. В результате экспорт ограничивался до минимума. Британским экспортерам не разрешалось выходить на новые рынки или расширять свою внешнюю торговлю за счет поставок из Соединенных Штатов. Проект такого заявления был передан в Лондон 1 августа 1941 г.[95]
Несмотря на принятые меры, деловые и политические круги США продолжали высказывать недоверие своему британскому союзнику.
Урегулирование этого вопроса продолжалось в течение всего августа в Вашингтоне и в Лондоне. В итоге обе стороны пришли к соглашению от 10 сентября 1941 г., по которому британское правительство опубликовало Белую книгу – меморандум А. Идена. Согласно его установкам английская экспортная политика регулировалась в соответствии с американскими поставками по ленд-лизу. Меморандум А. Идена провозглашал обязательство Великобритании не использовать материалы, полученные по ленд-лизу, для производства продукции на экспорт и выхода на новые рынки.
Вскоре после опубликования меморандума была установлена и процедура выполнения принятых обязательств. Так, правительству Великобритании надлежало консультироваться с правительством США по всем вопросам, связанным с осуществлением меморандума, в основном во внешнеторговой деятельности, а также согласовывать все запросы на ленд-лизовские материалы.
В Лондоне старались принизить и факт появления Белой книги как уступки Соединенным Штатам, и ее роль, и значение, что, естественно, не могло не вызвать раздражения Вашингтона. По мнению британцев, Белая книга должна была, не нанося ущерба престижу Великобритании, убедить Конгресс США и американскую общественность в том, что помощь по ленд-лизовскому договору не будет использоваться в ущерб американским интересам на мировом рынке. Для большей убедительности правительство Черчилля облекло ее в форму односторонней декларации, якобы не зависимой от США и их давления. Правительство же Рузвельта совершенно иначе трактовало меморандум. Так, К. Хэлл и Дж. Вайнант постоянно подчеркивали, что меморандум является официальным обязательством Великобритании[96].
В январе 1942 г. была учреждена американская совещательная комиссия во главе с Л. Эдминстером для содействия офису ленд-лизовской администрации (OLLA) в решении вопросов, связанных с меморандумом А. Идена. Иными словами, создавался специальный орган для проверки исполнения обязательств Великобритании. Таким образом, Белая книга устанавливала твердый контроль за британским экспортом. При этом ограничения, налагаемые на британский экспорт, способствовали защите и расширению американской торговли, вели к ограничению и уменьшению внешней торговли Великобритании.
Вторжение германских войск в Западную Европу лишило Великобританию почти всех ее европейских рынков, которые, по оценкам экспертов, в довоенные годы составляли около 30 % от всего экспорта. Однако потеря европейских рынков отразилась не только на экспорте Англии, но и на ее импорте. Так, она потеряла один из важнейших источников снабжения железной рудой. К тому же с начала войны возросла необходимость в импорте не только сырьевых'материалов, но и промышленных товаров, основным поставщиком которых являлись Соединенные Штаты. За первый год войны экспорт США в Великобританию увеличился на 55 %. В августе 1940 г. в Англию было направлено 95 % американского экспорта авиационной техники и запчастей к ней, 90 % огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, 70 % чугуна и стали[97].
Прозорливый Рузвельт подписал 20 декабря 1941 г. проект создания единой стратегии и советов по снабжению. По поручению президента генерал Дж. Маршалл, адмирал Г. Старк и Г. Гопкинс вошли в состав временного комитета для решения всех вопросов о необходимом количестве военных материалов для армии и флота США, а также для союзников. Важно было проконсультироваться при этом с адмиралом Г. Лэндом. Был также создан временный комитет по сырью под председательством У. Бэтта, а британским представителем в этот комитет в дальнейшем был назначен лорд Бивербрук[98].
В результате распространения японской агрессии на Филиппины, в Малайзию и Голландскую Ост-Индию американцы почти полностью потеряли источники снабжения каучуком, доступ к 70 % мировых запасов олова, малазийским нефтепромыслам и филиппинской абаке, из которой производили манильские тросы для американского флота. Чтобы восполнить свои ресурсы, Соединенные Штаты вынуждены были переориентироваться на других производителей этого сырья, в частности на страны, входившие в состав Британской империи.
22 декабря 1941 г. в Вашингтон прибыли премьер-министр Черчилль, фельдмаршал сэр Дж. Дилл, маршал авиации сэр Ч. Портал, первый лорд Адмиралтейства сэр Д. Паунд, лорд Бивербрук и другие высшие руководители британских вооруженных сил и военной промышленности. Целью их приезда стало создание эффективного механизма ведения совместной деятельности.
Прежде всего президент и премьер-министр сформировали Объединенный комитет начальников совместных штабов (ОКНШ)[99], хотя официально об этом было объявлено только в феврале 1942 г. С американской стороны туда вошли генералы Маршалл и Арнольд, адмиралы Старк и Кинг (впоследствии Старка сменил адмирал У. Леги, личный представитель Ф.Д. Рузвельта). С английской стороны первоначально были назначены адмирал Литтл, генерал-лейтенант Уэмисс, маршал авиации Гаррис; фельдмаршал Джон Дилл представлял Черчилля. В задачи начальников штабов входила выработка всех направлений англо-американской стратегии ведения войны под общим руководством Рузвельта и Черчилля. Начальникам штабов подчинялся Совет распределения боеприпасов. Комиссии совета имели гражданских председателей в Вашингтоне и Лондоне. В Вашингтоне им был Г. Гопкинс, а в Лондоне – лорд Бивербрук, затем О. Литтлтон. Генерал-майор Бернс из Управления по делам ленд-лиза стал заместителем председателя в Вашингтоне.
Одновременно с Советом распределения боеприпасов были созданы также Объединенный совет по сырью, военным заказам и судоходству (корабельным поставкам). Каждым из них руководили высокопоставленные американские и британские чиновники. Через полгода, в июне 1942 г. эта система расширилась: в частности, появились Объединенный продовольственный совет и Объединенный совет по планированию производства и распределению ресурсов[100].
В последний помимо США и Великобритании вошла Канада. Военному министерству США для руководства распределением боеприпасов 17 декабря 1941 г. выделено дополнительно 2 млрд, долл.[101], которые ассигновали на организацию поставок военных материалов как для американцев, так и для союзников. Благодаря выделению средств доставка готовой продукции превратилась во взаимосвязанный и взаимосогласованный процесс.
Сотрудничество Великобритании и Соединенных Штатов позволило превратить программу ленд-лиза в «улицу с двусторонним движением». Прецедент подобного обмена военной информацией и военным опытом, приобретенным Великобританией, уже имелся. Так, в 1940 г. Великобритания передала рабочие модели и спецификации 40-миллиметровых зенитных орудий «Бофорс», которые американские военные посчитали лучшими по сравнению с собственными. До Перл-Харбора это оружие почти не использовалось, однако после вступления США в войну оно стало эффективно применяться. Чуть позднее, в июле 1940 г., Великобритания передала для производства в Соединенные Штаты двигатель «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс». В сентябре того же года в США во главе научной миссии приехал британский ученый Генри Тизард. Цель визита – предоставление секретных данных об английских радиолокаторах, зенитных и противолодочных установках, а также о многорезонаторном магнетроне, который использовался в 10-сантиметровой радиолокационной установке. В свою очередь Соединенные Штаты вручили британской миссии бомбардировочный прицел «Сперрес», проинформировали об американских работах по радарной технике и предоставили зенитные пушки и авиаоборудование, в частности – аэростаты заграждения для защиты Панамского канала. Британцы же передали 20 корветов и тральщиков для обороны Атлантического побережья от немецких подлодок[102]. Эти первые акты взаимопомощи в дальнейшем были названы взаимным ленд-лизом[103]. Вступив в войну, Соединенные Штаты смогли оценить значение своевременной и результативной помощи, напрямую связанной с ленд-лизом.
Так в основу ленд-лиза в 1942 г. был официально положен принцип пула – гигантского «снабженческого резервуара» союзников. По решению американского президента каждый лизингополучатель (страна, на которую распространено действие закона о ленд-лизе) производил взаимовыгодный обмен, то есть отправлял то, что имел в избытке, и брал то, в чем испытывал недостаток. Контроль за распределением ресурсов возлагался на специальные союзнические структурные подразделения – комитеты начальников штабов, во главе которых стоял Объединенный комитет. Поскольку главным наполнителем «резервуара» по-прежнему оставались США, то и вся эта деятельность была поставлена под контроль американской ленд-лизовской администрации.
Последовавшее за этим правовое оформление новой концепции ленд-лиза осуществляли главным образом Соединенные Штаты: с каждой из стран-союзниц они заключали соглашение о взаимной помощи. При необходимости подобные соглашения о взаимопомощи (с «обратным ленд-лизом») заключались и между другими участниками антигитлеровской коалиции. Так создавалась ее экономическая основа.
Сначала в 5-м, а затем в 17-м отчетах Конгрессу Рузвельт отверг понимание ленд-лиза как чисто финансовой сделки. Он призывал определять денежную стоимость военных усилий по принципу «равенства жертв», т. е. исходя из конкретного вклада каждого члена антигитлеровской коалиции в дело достижения победы[104]. Однако провозглашенный Рузвельтом формальный принцип не имел шансов претвориться в жизнь (в первую очередь с Великобританией и СССР). Одной из причин возникновения такой своеобразной ситуации являлся американский подход к вопросу об условиях предоставления Великобритании помощи по ленд-лизу. Так, согласно разделу 3(6) закона о ленд-лизе президент получал право решать вопрос о тех льготах или выгодах, которые США получат в обмен за свою помощь. Во время принятия закона понятие «выгоды» сознательно не уточнялось: только в ходе последующих событий можно было определить наиболее приемлемую для США форму расчетов с иностранными государствами. В дальнейшем
Конгресс через свои многочисленные комитеты и комиссии стал расширять список требований к Великобритании за помощь по ленд-лизу – это и базы, и сырье, и секретные научные разработки. Засекреченными оставались только разработки в области ядерного оружия.
, При продлении закона о ленд-лизе в 1943–1945 гг. раздел 3(6) подвергался наибольшей критике в Конгрессе, который пытался обеспечить за собой право контроля над условиями послевоенного урегулирования. По данным Р. Аллена, за период с 7 декабря 1941 г. и до середины 1945 г. американская помощь по ленд-лизу Великобритании составила 4,8 % национального дохода США, а Великобритания, в. свою очередь, затратила за этот период на помощь Соединенным Штатам в порядке обратного ленд-лиза 4,6 % своего национального дохода[105]. То есть можно признать, что имел место почти паритет в удельных показателях.
2.2. Ленд-лизовские конвои
Зависимость страны от того, удастся ли англичанам удержать свои коммуникации, или немецкий флот сумеет их перерезать, сделало самыми важными и значимыми для Великобритании конвойные маршруты. Английские корабли были вынуждены отражать нападения надводных рейдеров, самолетов, подводных лодок, т. е. вести настоящую широкомасштабную морскую войну.
Конвой, будучи группой торговых или вспомогательных судов, перевозящих войска или военное снаряжение, при самостоятельном плавании представляет собой уязвимый объект для атаки как надводных кораблей, так и подводных лодок и авиации противника. Поэтому конвои выходили в море в охранении военных кораблей различных классов. Охранение осуществлялось с целью не допустить внезапного нападения противника.
В трансатлантических конвоях, состоявших большей частью из английских судов и кораблей, начальником конвоя обычно являлся адмирал британского флота в отставке; в американских конвоях начальником чаще всего был капитан военно-морского резерва, имевший большой опыт службы в торговом флоте.
С самого начала войны Британским адмиралтейством, ВМФ США и ВМФ Канады были разработаны инструкции для судов, входивших в состав конвоев и кораблей охранения. В Монреале, Квебеке, Галифаксе, Сиднее и Сент-Джонсе (о. Ньюфаундленд) были организованы военно-морские контрольные штабы[106]. В состав обычного трансатлантического конвоя периода 1939–1941 гг. входили от 45 до 60 торговых судов.
16 сентября 1939 г. первый из трансатлантических конвоев «НХ» (Галифакс – Великобритания) вышел в море.
Основным местом формирования арктических конвоев стали базы Лох-Ю (Великобритания), Рейкьявик и залив Хваль-фьорд (Исландия). Сюда они прибывали из США и отсюда же отправлялись в СССР.
Сама система конвоев предусматривала оборону и централизованное управление всей массой судов, участвовавших в снабжении Англии. Первоначально в состав конвоев включались суда со скоростью около 10 узлов в час. Воинские конвои формировались из судов, имевших скорость более 13 узлов, и обеспечивались мощным охранением. Суда же со скоростью менее 9 и более 15 узлов следовали через океан самостоятельно. Но увеличившиеся потери среди одиночно следовавших транспортов привели к изменению существовавших пределов. С августа 1940 г. конвои стали подразделяться на быстроходные (средняя скорость 9—10 узлов) и тихоходные (7–8 узлов). Суда со скоростью менее 7 узлов и более 15 узлов следовали через океан самостоятельно. Попытка Адмиралтейства для повышения оборачиваемости тоннажа направлять через океан в одиночку суда со скоростью выше 13 узлов привела к увеличению потерь транспортов, и от этой идеи отказались.
По соглашению Атлантический океан был разделен на две зоны – западную (американскую) и восточную (английскую), в каждой из которых конвои следовали под управлением соответствующего командования. Наряду с положительными сторонами система конвоев имела один существенный недостаток – снижение оборачиваемости тоннажа на 15–30 %.
Первоначально конвоирование судов осуществлялось лишь в наиболее опасных из-за немецких подводных лодок районах (в пределах 200–400 миль от побережья Англии). При этом для охранения конвоя из сорока-пятидесяти транспортов выделялись всего три-четыре эскортных корабля. Пройдя назначенный для конвоирования район, корабли охранения возвращались обратно или же встречали конвой, следовавший с запада, и сопровождали его в английские порты. Следовавшие на запад транспорты в течение суток шли вместе, а затем строй «рассыпался» и каждое судно отправлялось по назначению самостоятельно.
Немецким военным командованием была разработана специальная тактика разведки и атак на суда союзного конвоя. Поиск противника немецкие подводные лодки производили в надводном положении, погружались лишь при уклонении от противолодочных сил противника либо для прослушивания шумов в темное время суток и в условиях плохой видимости. В подводном положении лодки почти не обнаруживались существовавшими гидролокаторами кораблей охранения, поскольку радиолокаторы на большинстве из них еще не были установлены. Так подлодки избавлялись от атак самолетов, действовавших только в светлое время суток. В темную ночь с надводного корабля трудно было обнаружить возвышавшуюся над поверхностью воды небольшую по размерам рубку подводной лодки, в то время как силуэты крупных судов просматривались на фоне неба и позволяли командирам лодок выходить на атакующую позицию. Атаки упрощались еще и потому, что скорость подводных лодок в надводном положении была больше скорости конвоя. Все это в совокупности предоставляло командирам германских подводных лодок большие возможности для подготовки и осуществления повторных атак.
В целях экономии топлива лодки следовали со скоростью всего около 2 узлов в час, маневрируя одночасовыми галсами, перпендикулярными линии завесы (завеса – расположение подводных лодок на определенном рубеже для выполнения боевой задачи). В 1941 г. завесы, как правило, включали от 6 до 12 подводных лодок. По мере увеличения численности подводных сил росло и число лодок в завесе. С 1942 г. в среднем их было до 20 и более (отмечены завесы, в которых было 30 и более подводных лодок). Такая завеса охватывала наблюдением полосу до 400 и более миль, что, естественно, повышало вероятность обнаружения противника.
Лодка, найдя конвой, прежде всего коротким зашифрованным сигналом передавала сообщение на береговой командный пункт и начинала маневрировать для сближения с конвоем. После доразведки командир лодки передавал более полную информацию о конвое. В дальнейшем эта лодка становилась «поддерживающей контакт». Ее командир обязан был ежечасно передавать данные о конвое. При этом начинать в атаку он мог только с разрешения, полученного с берегового командного пункта.
Радиосигнал пеленговали другие подводные лодки завесы, что облегчало им сближение с противником. Они увеличивали скорость и, следуя в надводном положении, стремились выйти в голову конвоя. С приближением сумерек подводные лодки начинали занимать исходные позиции для атаки, а с наступлением темноты самостоятельно атаковали конвой, повторяя нападение до тех пор, пока не закончатся торпеды или не наступит рассвет. Днем подводные лодки уходили за пределы видимости с судов и продолжали преследовать конвой, следуя параллельными с ним курсом[107].
После того как командиры немецких подводных лодок сближались с конвоем, они стремились атаковать суда каждый самостоятельно. Такой метод получил название «тактики стаи» («волчьей стаи»), поскольку по своей сути он во многом напоминал охоту волков за дичью. Сущность этого способа действий заключалась в организованной системе совместного поиска конвоев и последующем самостоятельном действии каждой лодки.
С мая и до конца 1941 г. командование подводных сил смогло развернуть в Атлантике 17 «волчьих стай», 15 из которых смогли обнаружить конвой и атаковать его. При этом в атаку выходило от 25 до 75 % подводных лодок. Остальные или просто не смогли угнаться за конвоем, или же шли неверным курсом из-за ошибки в определении места дислокации судов. Наиболее успешными были действия 17 подводных лодок в сентябре 1941 г. против следовавшего из Канады в Англию конвоя «SC-42», в составе которого было 64 транспорта. Догнать конвой и атаковать его смогли 12 лодок. В результате были потоплены 17 кораблей.
Расширение зоны действий немецких подводных лодок потребовало увеличения дальности сопровождения судов боевыми кораблями. После же того, как в мае 1941 г. очередной конвой был внезапно атакован группой немецких подводных лодок почти в центре Северной Атлантики в районе 40° западной долготы (т. е. в районе, более близком к Канаде, нежели к Европе) и были потоплены девять судов, охранение стали осуществлять на всем протяжении перехода через океан. Было предусмотрено, что первоначальное эскортирование судов должно вестись по принципу эстафеты, т. е. в режиме сменного конвоирования, или конвоирования по этапам. На западных участках маршрутов эскортирование осуществлялось кораблями из канадских, на восточных – из английских баз, а в центральной части Северной Атлантики эскортирование производилось кораблями, которые базировались в Исландии. Конвои прикрывались противолодочной авиацией в пределах действий самолетов с береговых аэродромов. Авиация действовала на удалении 700 миль от Британских островов, 600 – от побережья Канады, 400 – от Исландии. Только в центральной части Северной Атлантики оставался небольшой участок, в котором конвои не прикрывались с воздуха.
К зиме 1942/43 г. успешный провод конвоев значительно увеличился благодаря привлечению большого количества береговой, а с весны 1943 г. – палубной авиации и широкому использованию кораблями и самолетами радиолокационных станций. Охранным мерам придавалось особое значение. В случае обнаружения немецкой подводной лодки находившийся в составе конвоя авианосец поднимал свою авиацию, которая в короткие сроки осуществляла осмотр секторов предполагаемого нахождения германских лодок и, в случае их обнаружения, атаковала их глубинными бомбами или же наводила в установленный район корабли охранения. В этих условиях подводные лодки были вынуждены погружаться и выполнять маневр по отрыву от преследования. Подводная же скорость лодок исключала организацию преследования даже тихоходных конвоев. Лодки отставали от конвоев, не могли их догнать и в надводном положении.
Наиболее показательны действия «волчьих стай» в ходе атак против конвоев «НХ-229» и «SC-122». Официальная английская историография оценивает это нападение подводных лодок как «самое большое сражение на конвойных маршрутах за всю войну». Сведения об этих конвоях немцы получили путем радиоперехвата и раскодирования соответствующих сообщений.
Конвой «SC-122» в составе 60 транспортов вышел из Нью-Йорка в Англию 5 марта 1943 г. Спустя три дня – 8 марта из-за повреждений, полученных в результате шторма, 8 транспортов были оставлены в Галифаксе. Другой конвой, «НХ-229», вышел из Нью-Йорка в Англию 8 марта в составе 40 транспортов. После замены прибрежного эскорта океанское охранение конвоя «SC-122» состояло из двух эскадренных миноносцев, фрегата и пяти корветов, а конвоя «НХ-229» – из четырех эскадренных миноносцев и корвета. Суда этих конвоев были загружены продовольствием, паровозами, самолетами и танками. Первоначально союзное командование планировало, что оба конвоя должны проследовать по маршрутам вблизи Гренландии и Исландии. Однако 12 и 13 марта воздушное и корабельное охранение конвоя «ON-170», следовавшего из Англии в США, сообщило о случаях обнаружения подводных лодок между Гренландией и Ньюфаундлендом. Одновременно были перехвачены и запеленгованы их многочисленные выходы в эфир. В связи с этим было принято решение расположить маршруты конвоев южнее, о чем их командирам были переданы по радио соответствующие инструкции. Как выяснилось позднее, они были перехвачены, запеленгованы и расшифрованы немецкой радиоразведкой.
Германское командование решило сосредоточить против этих конвоев максимально возможное число подводных лодок, составивших три «волчьи стаи» – «Барон-разбойник», «Сорвиголова» и «Гончая» в составе 38 подводных лодок, действовавших в завесах, и еще 6, присоединившихся к ним в ходе боевых действий. В результате нападения, по английским данным, было потоплено 21 судно общим тоннажем 141 тыс. брутто-регистровых тонн. Командиры германских лодок донесли о потоплении 32 судов суммарным тоннажем 186 тыс. брутто-регистровых тонн. Вместе с тем было отмечено, что только 19 подводных лодок (т. е. менее половины) сумели атаковать конвой, и только некоторым из них удалось произвести повторные атаки. Причем из завесы «Барона-разбойника» ни одна подводная лодка не смогла выйти в атаку[108].
Ниже представлены таблицы потерь подводных лодок противника (немецких, итальянских и японских) и данные о потопленных союзных судах в гросс-тоннах (табл. 2.1, 2.2).
Таблица 2.1
Потери подводных лодок противника
Британскими силами[109]
Источник: Черчилль У.С. Указ. соч..Т. 2. С. 10–11.
Как видно из табл. 2.1, британскими силами и силами Соединенных Штатов были потоплены 893 немецкие, итальянские и японские подводные лодки. При этом 67,6 % из них были уничтожены британскими силами и 32,4 % – американцами.
Таблица 2.2
Потери судов, понесенные странами-союзницами на протяжении всей войны в результате неприятельских действий
Источник: Черчилль У.С. Указ. соч. Т. 2. С. 12.
Уинстон Черчилль обратил особое внимание на то, что 80 % этих потерь приходится на Атлантический океан, включая английские территориальные воды и Северное море. Лишь 5 % тоннажа было потеряно в Тихом океане.
Неожиданным для немецкого командования явилось принятие на вооружение в начале 1943 г. противолодочных сил новой радиолокационной станции 10-сантиметрового диапазона. Немецкие специалисты считали, что создание такой радиолокационной станции невозможно по техническим причинам. Только в октябре 1943 г. немцы смогли создать поисковый приемник 10-сантиметрового диапазона и установить его на подводных лодках.
Благодаря усилению английской обороны судоходства, количественному и качественному росту противолодочных сил и средств результативность германских подводных лодок резко снизилась, а потери выросли. В связи с этим в конце мая 1943 г. действия «волчьих стай» против конвоев в Атлантике были прекращены, подводные лодки отозваны на базы для перевооружения их более эффективным оружием против авиации и противолодочных кораблей. Немалую роль сыграло и то, что за два года до этого – 9 мая 1941 г. англичане захватили германскую подводную лодку U-110, на которой находились все коды, шифровальные документы и шифровальный аппарат «Энигма», применявшийся для дешифровки радиосообщений. Для германского подводного флота это имело более чем серьезные отрицательные последствия. Благодаря расшифровке радиосообщений англичане узнавали районы расположения немецких «волчьих стай» и изменяли курс своих конвоев. В результате с июня по август 1941 г. немецкие подводники смогли обнаружить только 4 % всех конвоев союзников в Северной Атлантике, а с сентября по декабрь – лишь 18 %[110]. В 1942 г. англичане установили радиопеленгаторные станции («хафф-дафф») на эскортных кораблях, что позволило более точно определять местонахождение германских подводных лодок и в кратчайшее время их атаковать.
Важным этапом в усовершенствовании охранения конвоев стало развитие противолодочных сил, а также строительство эскортных авианосцев и переоборудование торговых судов под авиатранспорты, так называемые МАК-шипы. Во время войны в США и
Англии был построен 121 такой авианосец и введены в строй 19 авиатранспортов. Последние были оборудованы полетной палубой и одновременно с перевозкой грузов могли обеспечить посадку и взлет до четырех самолетов.
Наряду с кораблями значительное количественное и качественное развитие получила противолодочная авиация, возможности которой в борьбе с подводными лодками перед войной недооценивались. К 1944 г. англо-американская противолодочная авиация, развернутая в Атлантике, насчитывала уже 4,5 тыс. самолетов. Для обнаружения подводных лодок в надводном положении с 1940 г. самолеты вооружали радиолокационными станциями, возможности которых постоянно совершенствовались. С 1942 г. они были совмещены с мощными прожекторами (типа «Лей» с дальностью свыше 1,5 км). К этому времени на вооружении самолетов появились более совершенные прицелы. Это позволяло производить не только обнаружение, но и атаковать подводные лодки в темное время суток. Для обнаружения подводных лодок в подводном положении самолеты вооружались магнитометрами, а летом 1943 г. на вооружение стали поступать радиогидроакустические буи. Для уничтожения обнаруженных подводных лодок летчики применяли фугасные и глубинные бомбы, реактивные снаряды, а с 1943 г. – самонаводящиеся акустические торпеды.
Следовавшим из Великобритании в СССР конвоям присвоили литеру «QP» (по инициалам одного из офицеров отдела планирования Адмиралтейства Квилина Питера Робертса (Quellyn Peter) и «PQ» (для следовавших в обратном направлении). Первому конвою добавили также кодовое название «Dervish».
Первый конвой «QP-1» вышел 21 августа 1941 г. из Хваль-фьорда. Ответственность за весь маршрут от пунктов формирования до пунктов разгрузки конвоев несли англичане. Если в Великобритании конвои контролировались Адмиралтейством, то в СССР за прибытие каждого конвоя ответственность нес нарком ВМФ, которого в свою очередь контролировали Ставка и Верховный Главнокомандующий.
Наиболее трагичной была судьба конвоя «PQ-17». Из Рейкьявика он вышел 27 июня 1942 г. в составе 35 транспортов и 3 судов-спасателей. В ближнем прикрытии каравана следовало до 20 кораблей эсминной группы Дж. Брауна. На расстоянии до 50 миль их сопровождали крейсера и эсминцы группы А. Гамильтона. Дальнее патрулирование осуществляла англо-американская эскадра адмирала Д. Тови (Великобритания) и Р. Гиффена (США) в составе двух линкоров, пары крейсеров и авианосца с прикрытием из 12 эсминцев. Кроме этого, выставлялась завеса из 9 британских и 6 советских подводных лодок. В трюмах пароходов находились 297 самолетов, 594 танка, 4246 автомобилей и более 150 тыс. тонн других грузов общей стоимостью 700 млн. долл.[111]
По расчетам Адмиралтейства тяжелые германские корабли, вышедшие к тому времени в море, ставили цель уничтожить союзнический караван. Противостоять бронированной германской армаде эсминцы и крейсера группы Гамильтона вряд ли смогли бы. И первый лорд Адмиралтейства отдал приказ: «Каравану рассредоточиться!»
Оставленные без прикрытия суда в условиях «белых ночей» и хорошей погоды стали отличной мишенью и легкой добычей для германских самолетов и подводных лодок. На разгром «PQ-17» были приглашены несколько специальных киногрупп, отснявших сотни метров пленки для пропагандистских фильмов. Из 34 транспортов конвоя до порта назначения дошли лишь 11.
Со второй половины 1942 г. союзники перешли к сквозному конвоированию, при котором боевые корабли сопровождали суда от пунктов формирования конвоев до пунктов их прибытия. Это стало возможным благодаря появлению крупных эскортных кораблей с большой дальностью плавания и решению вопроса пополнения запасов топлива в море (для этого в состав конвоя стали включать до 8 танкеров). Оборудование аэродромов на Азорских островах дало возможность прикрывать конвои авиацией над всей Южной Атлантикой. В случае следования конвоев южными маршрутами, где авиация берегового базирования не могла прикрыть суда, в состав конвоя включали эскортные авианосцы.
Обычным походным ордером[112] в конвое являлся строй фронта кильватерных колонн. При этом ширина ордера значительно превышала его глубину. Это было сделано для затруднения выполнения повторных атак немецкими подводниками и для более эффективного использования гидроакустических станций кораблей охранения. При этом в центре походного ордера размещались транспорты с наиболее ценными грузами (танками, самолетами, боеприпасами), а вокруг них располагались суда, груженные сырьем[113].
Наиболее эффективно защищали суда те конвои, которые имели и корабельное, и воздушное охранение. За время войны в таких конвоях в Атлантике были потоплены всего 25 судов (1 % от общих потерь).
Всего из портов Англии, Шотландии и Исландии в Мурманск и другие северные порты СССР были направлены 42 конвоя (798 транспортов), а обратно – 36. Дошли 682 транспорта, 85 были потоплены немцами, а 31 вернулся в порт отправки, не дойдя до цели[114]. Таким образом, 94,5 % от всех отправленных в нашу страну транспортов с грузами по ленд-лизу достигли цели.
2.3. Обратный ленд-лиз
С формальной стороны Соглашение о порядке поставок и расчетов по ленд-лизу между США и Великобританией было подписано только 23 февраля 1942 г.[115] После его подписания правительство Соединенных Штатов заверило союзника в своей готовности выполнять поставки «в соответствии с указаниями президента», а правительство Великобритании обязалось помогать укреплению обороны США и обеспечивать для этого «необходимыми материалами, услугами, запасами и информацией»[116]. Такие взаимные обязательства существенно меняли первоначальный принцип ленд-лиза.
Если до вступления США в войну поставки по ленд-лизу осуществлялись из этой страны на экспорт, то после превращения ее в воюющую страну ленд-лиз приобрел двусторонний характер и даже многосторонний, каким и продолжал быть до окончания войны. Поставки приняли форму снабжения и обслуживания как со стороны Великобритании, так и со стороны США. Это выражалось, например, в перевозке за счет Великобритании и на ее судах американских войск, их содержании на Британских островах и в британских колониях; в обслуживании американских аэродромов, госпиталей; ремонте американских военных и торговых кораблей в британских портах и Т.Д.[117] Американские войска, находившиеся в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Индии, обеспечивались одеждой и продовольствием из местных ресурсов. За счет этих же ресурсов строились казармы, аэродромы, склады. Со дня прибытия первых американских солдат на Британские острова в 1942 г. англичане удовлетворили 63 % потребностей американской армии на европейском театре военных действий и 58 % ее потребностей в области технического снабжения[118].
В соглашении о ленд-лизе содержалось также положение о том, что Великобритания в конце войны должна возвратить США те полученные по ленд-лизу материалы, которые не были использованы или уничтожены и которые, по мнению президента США, могли бы быть полезны Соединенным Штатам.
Можно с большой степенью вероятности предположить, что, решив подписать соглашение от 23 февраля 1942 г., Черчилль не собирался выполнять его в полном объеме. Более того, позднее, весной 1944 г., У. Черчилль уже прямо заявил Э. Стеттиниусу, что Великобритания не собирается отдавать долги по ленд-лизу, что, надо сказать, сильно возмутило госсекретаря[119]. Подобное соглашение давало возможность Великобритании продержаться за счет денежно-кредитного содействия Соединенных Штатов, но взамен англичанам надо было сделать открытыми торговые отношения со странами империи. Для Государственного департамента США устранение подобной дискриминации являлось ключевым пунктом в обсуждении дальнейших экономических вопросов между США и Великобританией[120]. По моему мнению, Черчилль исходил из того, что сначала важно было получить от Америки поставки, а уже после войны определиться, как за них рассчитываться.
Если в соглашении от 23 февраля 1942 г. был сформулирован принцип взаимной помощи, то в следующем соглашении от 3 сентября 1942 г. определялись общие принципы применения обеими странами ленд-лиза и предусматривались категории товаров и услуг, поставляемых обеими странами по ленд-лизу. Великобритания обязалась предоставлять США вооружение, товары (кроме сырья) и оказывать различного рода услуги вооруженным силам США – в том числе для военного строительства – в пределах Британской империи, а также во всех районах, снабжение которых зависело от Великобритании и ее колоний. В соглашении определялись и виды поставок для Соединенных Штатов[121].
По новому соглашению Великобритании запрещалось экспортировать в другие страны те товары, на изготовление которых было использовано более 10 % материалов, полученных из США по ленд-лизу[122]. Напомним, что США пытались заставить Великобританию уйти с ряда внешних рынков и заменить на них английские товары американскими. Анализ обоих соглашений о ленд-лизе убеждает, что Соединенные Штаты использовали их для ослабления английской экспортной торговли.
Сырье, добывавшееся в Британской империи, исключалось из категорий поставок, поскольку оплата его Соединенными Штатами являлась для Великобритании в то время главным источником получения долларовой наличности. Американская валюта нужна была ей для расчетов за поставки из США до принятия закона о ленд-лизе. Формирование долларовых резервов Великобритании существенно повлияло на дальнейшие отношения союзников.
К началу 1943 г. Великобритании полностью удалось погасить всю задолженность, созданную заказами на вооружение в США до 11 марта 1941 г. В тот момент долги по контрактам составляли 3600 млн. долл.[123] Чтобы как-то лимитировать золотые и долларовые балансы Великобритании, Рузвельт создал межведомственный комитет, который 1 января 1943 г. представил доклад, в котором рекомендовал считать финансовые ресурсы Великобритании «достаточными», в результате чего были определены рамки, в которых им следовало удерживаться, – от 600 млн. долл, до 1 млрд. долл.[124] После заслушивания доклада межведомственного комитета Рузвельт подписал соответствующую директиву[125].
Яснее представить, что для Великобритании означал уровень в 1 млрд, долл., позволит обращение к статистике предвоенного времени. Английские резервы тогда достигали 605 млн. ф. ст., что составляло 4 млрд. долл. Американское требование резко сокращало возможности Великобритании, ей разрешалось иметь лишь четвертую часть довоенных запасов, т. е. около 150 млн. ф. ст. Премьер-министр У. Черчилль был страшно недоволен этим обстоятельством и в своем письме от 9 марта 1944 г. даже писал Рузвельту, что уровень в 1 млрд. долл, несовместим «ни с равноправием союзников, ни с идеей равенства жертв или общих ресурсов»[126]. Однако американская политика в тот период строилась на жестком контроле английских валютных резервов, и протест премьер-министра так ни к чему и не привел.
Золотые и долларовые запасы Великобритании в мае 1941 г., по официальным английским данным, равнялись 430 млн. долл., на 30 ноября 1942 г. они составили 928 млн. долл., а к ноябрю 1943 г. выросли до 1200 млн. долл.[127]
Увеличение долларового баланса союзника серьезно беспокоило министерство финансов Соединенных Штатов, которое стояло за жесткий курс его снижения в отношении Великобритании. На очередных прениях в Конгрессе об ассигновании на программу ленд-лиза в марте 1944 г. члены обеих палат поднимали вопрос о получении британского сырья на льготных условиях. Эта тема стала предметом дискуссии сначала между Гопкинсом и Галифаксом, а затем на переговорах между английскими представителями в Вашингтоне и Госдепартаментом. На переговорах 25 июня 1943 г. Г. Гопкинс предложил, чтобы британское правительство включило сырье в обратный ленд-лиз, сократив таким путем английские долларовые резервы на сумму около 200 млн. долл, в год. Госдепартамент обратился по этому вопросу в британское посольство. Кроме этого, Госдепартамент потребовал, чтобы Великобритания опубликовала данные о стоимости обратного ленд-лиза в миллионах фунтов стерлингов[128].
Под нажимом США 11 ноября 1943 г. правительство Черчилля приняло оба требования, а уже 17 декабря 1943 г. было подписано соглашение, по которому в Соединенные Штаты поставлялись сырьевые материалы по обратному (взаимному) ленд-лизу. В обратный ленд-лиз включалось сырье из Соединенного Королевства, Южной Родезии и колоний, а данные о стоимости обратного ленд-лиза в миллионах фунтов стерлингов стали с тех пор открыто публиковаться. Однако британский премьер-министр постоянно пытался оспаривать право Вашингтона контролировать финансы Великобритании и сдерживать рост ее долларовых и золотых запасов.
Решение, принятое Рузвельтом и расширившее объем английских услуг, давало США сразу два козыря. Во-первых, Великобритания лишалась возможности накапливать чрезмерные, с точки зрения Вашингтона, долларовые запасы за счет продажи сырья Соединенным Штатам. Во-вторых, США получали это сырье на крайне выгодных для них условиях обратного ленд-лиза, т. е. без оплаты наличными, причем Великобритания обязалась доставлять колониальные продукты на своих собственных судах.
Говоря же об опубликовании данных по взаимному или обратному ленд-лизу (замечу, что от Советского Союза США не требовали раскрытия таких данных), на которое согласилось английское правительство, необходимо отметить, что годом раньше отчет о британской помощи был собран британским полковником Г. Шпигельбергом из Центрального закупочного совета США в Европе. Его доклад был заслушан в Конгрессе, когда встал вопрос о продлении закона о ленд-лизе в начале 1943 г. Доклад содержал сведения за период с 1 июня по конец декабря 1942 г. Собирая информацию, Шпигельберг разделил свои материалы на категории снабжения по родам войск. В категории «инженерные войска» в алфавитном порядке перечислялись виды сырья: от асфальта и отопительных батарей до канатов и колючей проволоки; в категории «интендантские войска» – жилье, одежда, камуфляж, консервы и т. п., вплоть до складского оборудования. Артиллерийские поставки начинались с боеприпасов и кончались торпедными аппаратами. Шпигельберг, составив первые полные списки, характеризовавшие английский «взаимный ленд-лиз», оценил объем этих услуг в 1 млн. 121 тыс. 786 тонн, что было равно грузу 370 кораблей. И это не считая строительных материалов для аэродромов, казарм и др., что давало еще около полутора миллионов тонн. Цифры, представленные Шпигельбергом, были подсчитаны до начала 1943 г.[129] Данные Шпигельберга давали возможность американцам сравнивать их с другими, кроме того, его информация имела особую ценность, так как собиралась незаинтересованным лицом.
Опасаясь экспорта в третьи страны, США в ноябре 1943 г. изъяли из списка товаров, получавшихся Великобританией по ленд-лизу, некоторые виды промышленного оборудования, представлявшие интерес с точки зрения их послевоенного использования (т. е. промышленное оборудование гражданского назначения), и все гражданские поставки для стран Ближнего и Среднего Востока, Ямайки и Южной Родезии[130].
В этой связи особенно интересно соотнести стоимость поставок по ленд-лизу в Великобританию и СССР. В табл. 2.3 представлена структура и стоимость поставок к ноябрю 1943 г.
Таблица 2.3
Стоимость и соотношение поставок по ленд-лизу в Великобританию и СССР
Источник: Отчет Рузвельта об исполнении закона о передаче взаймы или в аренду вооружения // Правда. 1944. 8 января.
Как видно из табл. 2.3, в Великобританию в течение 31,5 месяца были направлены поставки из США на 5980 млн. долл., т. е. среднемесячная стоимость поставок по ленд-лизу в эту страну составляла 189,8 млн. долл. Информация о поставках в Советский Союз построена на данных за 22 месяца. Следовательно, чтобы соблюсти сопоставимость в расчете, определяем, что среднемесячная стоимость поставок по ленд-лизу из США в СССР за этот период равнялась 161,4 млн. долл., т. е. на 15 % меньше, чем из США в Англию.
Замечу, что между США и Великобританией происходил обмен информацией, который достаточно сложно «образмерить». Так, сведениями о разработках в области синтетического каучука они обменялись, в то время как информация о создании ядерного оружия и атомной бомбы была ими строго засекречена. Ответственность за разработку первого несли финансовые группы Дюпона, Моргана и Меллона. На Квебекской конференции в августе 1943 г. между США и Великобританией было подписано соглашение о сотрудничестве в создании атомной бомбы, изготовление которой началось в октябре 1944 г. В период всей войны, да и в послевоенные годы, США сохраняли за собой лидерство в области научных исследований и производства атомного оружия.
Чтобы вычислить долю расходов по обратному ленд-лизу, необходимо представить следующую картину: по официальным английским данным, Великобритания с 1941 по 1945 г. оказала различным странам на условиях предоставления взаимных услуг помощь, исчисляемую суммой свыше 2 млрд. ф. ст. (или 8,06 млрд. долл.). Свыше половины этой суммы – 1 241 402 тыс. ф. ст. (или 5 002 850 тыс. долл.) – было направлено на оказание услуг Соединенным Штатам[131].
Конец ознакомительного фрагмента.