Вы здесь

Лекции по истории Древнего Востока. Лекция 2. Месопотамия в ранней древности и судьба первых государственных образований (О. У. Девлетов, 2015)

Лекция 2. Месопотамия в ранней древности и судьба первых государственных образований

Основные понятия:

✓ ном

✓ деспотия

✓ город-государство

✓ депортация

✓ зиккурат

✓ ирригация

Вопрос 1. Введение

От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек – Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики.

Именно Месопотамия является тем местом, где человечество раньше всего вступило на путь формирования протогосударственных и государственных структур. Это произошло в период древности, который определяется учеными для данного региона, начиная с IV тыс. для н. э. Выделяют раннюю древность: IV тыс. для н. э. – II тыс. до. н. э и позднюю древность – I тыс. до н. э.

Отличие этих периодов состоит в тех изменениях, которым подверглось общество. Для раннего периода будут характерны сохранение соседской общины, которая была собственником земли, взаимопомощь и коллективная ответственность людей. Кроме того, верования, уходящие корнями в первобытность, «номовое» устройство государства.

К эпохе же поздней древности человечество проделало огромный путь в своем развитии. Это выразилось в распаде общинной собственности на землю, в превращении общины в налоговую единицу, в новых представлениях о человеческой личности, росте индивидуализма, в возникновении мировых религий, а также в появлении государств нового типа – мировых империй.

Ном – первые протогосударственные образования Древнего Востока

Евфрат и Тиф берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности – двумя раздельными устьями, а сейчас – одним обширным устьем Шатт-эль-Араб.

Реки, питаемые водой горных ручьев, прорезают в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр (Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр) и в среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине. На подступах к месту своего впадения в Персидский залив они разливаются по плоской территории, образуя обширное заболоченное пространство, которое древние обитатели Месопотамии звали «Горькой рекой». Реки имеют ряд притоков: у Евфрата наиболее крупные – Балих и Хабур, у Тигра – Верхний и Нижний Заб, Дияла. Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение.

Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив приходится на март – апрель. Однако его сроки в отличие от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своем пути различные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и то же время.

Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год.

Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины Тигра и Евфрата.

С древнейших времен жители Месопотамии рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.

Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Недаром именно в Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение (дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой.

Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В северной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.

Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Много было, особенно на заболоченном юге, разных видов камыша.

Особое значение в жизни страны имела финиковая пальма. В древности знали 360 ее полезных свойств. Выращивали виноград и фруктовые деревья (яблоню, смоковницу и др.), зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (сезам, лен), огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву), а также бобовые культуры (чечевицу, фасоль, горох).

Фауна в древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие животные обитали в окрестных степях и приречных зарослях.

Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).

Население Месопотамии благодаря ее открытости чрезвычайно пестрое. Наиболее ранние культуры, изученные исследователями – Хассунская (VI тыс. до н. э.) и Халафская (V тыс. до н. э.).

Хассунская культура уже отражает образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунцы жили в глинобитных многокомнатных домах с плоской крышей. Обязательной принадлежностью каждого жома являлась печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Заметное место в рационе хассунцев занимала вареная пища, в том числе разные каши. Полы в доме покрывались циновками из камыша. Благоустроенный быт хассунцев дополняла нарядная глиняная посуда. Она украшалась орнаментом в виде крупных треугольников и узорами, нанесенными темной краской, оттенки которой варьируют от черного до красного.

Халафская культура характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества преобладание круглых строений. Наиболее интересны круглые постройки на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Тонкостенная халафская посуда представляет собой едва ли не наиболее совершенные глиняные изделия древности. По желто-оранжевому фону орнамент расписывался красно-коричневой и коричневой краской. Тщательно сделанная глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Излюбленный мотив халафских мастеров головы быков. Впервые появляется техника глазури.

Однако племенная принадлежность носителей Халафской и Хассунской культур неизвестна.

Еще одна из изученных археологам культур представлена раскопками в Эль-Убейде. Ученые относят ее к концу V тысячелетия до н. э. Поселки имели крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства. Интересны раскопки некрополя жителей Эреду, принадлежавшего к истокам Эль-Убейд. Примерно 1000 могил из сырцового кирпича содержали захоронения людей с личными вещами, посудой, пищей, домашними животными (например, собаками), сопровождавшими в загробный мир хозяев.

Какой народ создал эту культуру? Ведь регион Месопотамии представлял из себя своеобразный «котел», где постоянно смешивались различные племена и народы.

Принято считать культуру Эль-Убейда протошумерской. Известно, что на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности.

Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают в качестве прародины юг – приморские районы Персидского залива; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убейд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.

Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

В северной части Месопотамии с начала III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские скотоводческие племена. Язык их называется аккадским. Он имел несколько диалектов: в Южной Месопотамии был распространен вавилонский, а к северу, в средней части долины Тигра, – ассирийский диалект. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н. э. заняли всю Месопотамию.

В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык был уже мертвым языком. Однако как язык религии и литературы он продолжал существовать и изучаться в школах до I в. до н. э. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.

В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями. По-аккадски Амурру означало «Сирия», а также и «запад» вообще. Среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах. В конце III – первой половине II тысячелетия амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.

К северо-востоку от Месопотамии, от верховьев Диялы до приурмийского района и далее к северу жили горные племена кутиев, по-видимому, родственные современным народам Дагестана. В конце XXIII в. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э.

Касситы с древнейших времен жили в СевероЗападном Иране. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии.

В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств – Вавилонское – и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру. В то же время касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских и индоевропейских языков.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали местное население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.

Начиная с IX в. до н. э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена. После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н. э. арамейский язык стал официальным языком государственной канцелярии всей Персидской державы. Аккадский сохранялся лишь в крупных месопотамских городах, но и там он постепенно вытеснялся арамейским и к началу I в. до н. э. был окончательно забыт. Вавилоняне постепенно слились с халдеями и арамеями.

Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил. По-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади.

Пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением политики насильственного переселения народов, которая проводилась в I тысячелетии до н. э. в Ассирийской и Нововавилонской державах, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе, куда входила и Месопотамия.

Говоря о древней истории Месопотамии, ученые выделяют ряд периодов. Очень древнее время Нижней Месопотамии исследователи изучают по археологическим данным. Существуют Протописьменный период (2900–2750 гг. до н. э.) и Раннединастический период (2750–2310 гг. до н. э.). В это время образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. В городах-государствах правили династии, соперничающие между собой. Последняя треть III тысячелетия до н. э. характеризуется созданием обширных деспотических монархий.


Рис. 5


В XXIV–XXIII вв. до н. э. происходит перемещение зоны политической активности Месопотамии из Нижнего региона на север, в центральную часть, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история, длительностью почти полторы тысячи лет, делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX–XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI–XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII–VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII–VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX–XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV–XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X–VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.


Рис. 6


Рассмотрим в самом общем виде исторические события древней Месопотамии, выделив шумерский период, вавилонский, ассирийский и персидский.

Вопрос 2. Шумерские города-государства

Около середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

В IV тыс. до н. э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.

В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука – место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.

В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.

Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н. э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.

Город-государство – это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40–50 тыс. человек.


Рис. 7. Древняя Месопотамия


Рис. 8. Древний храм Месопотамии


Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Около 3000–2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «темный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д.

Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) – раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) – вождя-жреца и т. п. Скоро стали прибегать к ребусу. Ребусным способом писали целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком.


Рис. 9. Таблички из Киша (3500 г. до н. э.)


Рис. 10. Табличка с древнейшей шумерской клинописью


Письменность была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Видимо, она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни.

Возможно, таким центром, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э. Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Сначала писали сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Месопотамии в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

Правители городов-государств, как и в более древний период, вели ожесточенную борьбу между собой за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н. э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др.

В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.


XXVI в. до н. э. Из царской гробницы в Уре.


Рис. 11. Голова быка. Золото


Рис. 12. Кинжалы и ножны. Золото, кость


В могилах лежали печати, по которым удалось установить имена царя и царицы Ура, чьи погребения раскопал Л. Вулли. Царя звали Абарги, а царицу – Шу-бад. Как пример цилиндрических шумерских печатий можно привести следующее изображение.


Рис. 13. Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее.

XXIV–XXII вв. до н. э. Камень, глина, гравюра


На рубеже XXV–XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. Но внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата.

При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма.

Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси в 2312 г. до н. э., создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее всего 25 лет. Оно являлось лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

Затем последовали две попытки создания объединенного государства Месопотамии при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

О Саргоне (Шаррум-кен), имя которого переводится как «царь истинен», известно следующее предание. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, он стал личным слугой лугаля города Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство. Саргон Древний – талантливый полководец и государственный деятель.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. При нем должность энси превратилась в наследственную, и это стало нормой. Была создана единая ирригационная система, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Кроме того, впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско.

Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам – более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы.

Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились успехов и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию.

При Саргоне утверждается деспотическая форма правления. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316–2261 гг. д. н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Внук правителя Нарам-Суэн (2236–2200 гг. до н. э.) отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Именно тогда Аккадское государство достигло своего апогея.

Нарам-Суэн принял меры, которые укрепили его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он посадил в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низвёл «энси» до положения чиновников. Опора на жречество стала ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество признало Нарам-Суэна «богом Аккада».

Однако в объединенной державе росло недовольство существовавшими порядками. Горные племена кутиев разгромили Аккадское царство. Шумерские города стремились обрести прежнюю независимость. Захватчики-кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, управляя Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Сохранились его скульптурные изображения, строительные и посвятительные надписи, ритуальные гимны и песни, из которых следует, что во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.


Рис. 14. Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22,5 см. Лувр, Париж


Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Оно пало в результате сопротивления, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура – Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII – конец XXI в. до н. э.).

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии.

Деспотия – в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093–2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезла и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский – «энси», аккадский – «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.

Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире – законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.


Рис. 15. Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э. Камень. Основание 56 х 52 м, высота 21 м. Ур, Ирак


Однако с течением времени в государстве накапливались многочисленные проблемы, росло недовольство населения. Началось отпадение отдельных городов, например Иссина, Эшнуны. В таких условиях оказалось сложно выстроить оборону и дать отпор новой волне кочевников-амореев и восточному государству Элам. Именно эламиты разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен последнего представителя царской династии (2003 г. д. н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III–II тысячелетий д. н. э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.

Подводя итог существования ранних городов-государств, можно отметить следующее.

Для III тыс. д. н. э. был характерным экономический подъём. Это произошло благодаря развитию земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Высокого уровня достигло ремесло. На первом месте стоит металлургическое производство. Из меди шумеры изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения, а также сосуды и светильники. Шумерскому обществу был известен способ изготовления фаянса, стекла. Возможно, обнаруженный при раскопках Эреду, хранящийся в Британском музее, – самый древний стеклянный слиток. Он датируется первой половиной III тысячелетия д. н. э.

В этот период произошло отделение торговли от ремесла. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Из общин выделяются специальные торговцы – тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент – медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии.

Рассматривая социальную структуру общества шумерских городов-государств, следует отметить наличие рабов. Основным источником рабства являлась война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100–200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1–3), а в хозяйствах правителя – несколько десятков.

Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80—100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30–40 тыс. свободных – 2–3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль примерно 8 г).

Иерархичность общества проявлялась в наличии и других категорий населения. Было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому.

Верхушку шумерского общества составляла родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.

Примерно половину населения в шумерском городе-государстве составляли рядовые общинники, владевшие небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться, а, следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая часть составляла фонд храмовой земли. Эти земли могли отдаваться в пользование и аренду.

Политические структуры шумерского общества были представлены выборной должностью «эн» – верховный жрец (иногда жрица), руководителя города. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью.

Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо – военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов – основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «эн-си», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».

Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.

На протяжении всего III тыс. функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.

Однако затем роль народных собраний падает, должность руководителя становится наследственной, и сам характер монархической власти приобретает черты деспотии. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взимал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

Армия в этот период состояла из нескольких родов войск. Во-первых, из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками. Во-вторых, из тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека. В-третьих, из легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы.

Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5–6 тыс.).

Города-государства существовали в Месопотамии на протяжении почти всего III тыс. д.н. э. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов – все это способствовало, сохранению небольших городов-государств на территории Южной Месопотамии.

Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе – «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском заливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге.


Рис. 16


Город Вавилон не играл значительной роли. Но именно он становится важнейшим центром Месопотамии во II тыс. д. н. э., объединившем весь регион под своей властью.

Вопрос 3. Вавилонское царство

Вавилон, имя которого означает врата Бога, расположен в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые. Он стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии аморейского происхождения. Его величие продолжилось полторы тысячи лет. Значение Вавилона огромно. Это был самый богатый город Месопотамии, чудо-город Востока, главным город всего населенного мира.

Всего за сотню с небольшим лет правителям Вавилона удалось объединить всю Месопотамию и создать мощное централизованное государство. Как столица огромной державы Вавилон поражал своими размерами и красотой. Его крепостная стена с медными воротами протягивалась на много километров. По ее верху могли ехать в ряд несколько конных повозок. Войти в город можно было только через облицованные синей глазурью северные ворота, названные в честь богини любви Иштар.


Рис. 17. Ворота богини Иштар из Вавилона. VI в. до н. э. Реконструкция. Глазурованный кирпич, рельеф. Государственные музеи, Берлин


Рис. 18. Изразцовая облицовка ворот богини. Иштар из Вавилона. VI в. до н. э. Фрагмент. Глазурованный кирпич, рельеф. Археологический музей, Стамбул


В городе было 2 бульвара, 24 больших проспекта, 53 храма. Самый большой храм, посвященный богу Мардуку, семиярусная 90-метровая ступенчатая башня зиккурат Этеменанки, известная как Вавилонская башня. В Вавилоне находилось одно из чудес света знаменитые висячие сады, представлявшие собой множество террас, засаженных цветами, деревьями, кустарниками.

Возвышение Вавилона происходит при шестом царе по имени Хаммурапи, взошедшем на престол в 1792 г. до н. э. Именно он завоевал южные города Урук и Иссин, захватил царство Эшнунну и город-государство Ларсу, подчинил государство Мари, покорил Ашшур. Под его властью оказалось всё Двуречье.


Рис. 19. Голова царя Хаммурапи. 2025–1594 гг. до н. э. Диорит, резец. Лувр, Париж


Хаммурапи был выдающийся правитель Месопотамии, но не только благодаря военным походам. Этот правитель создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Кодекс Хаммурапи был найден французскими археологами в начале XX в. в Сузах (столице государства Элам). Ныне это уникальный экспонат Лувра. Текст Законов высечен на двухметровой базальтовой стеле.

В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя.


Рис. 20. Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э. Фрагмент. Базальт, барельеф. Высота 2,25 м, ширина 0,65 м. Лувр, Париж


Возможно, такие стелы устанавливались во всех важнейших центрах Вавилонии. Кроме того, большое количество копий отдельных частей этого судебника сохранилось на глиняных табличках. Ими пользовались в повседневной практике. Пройдет более тысячи лет, а Законы Хаммурапи будут продолжать переписывать и изучать.

Кодекс из 282 статей охватывал все аспекты жизни Вавилонского общества. Он впервые в истории человечества закон, который встал на защиту частной собственности. Устанавливались суровые наказания за посягательства на чужую собственность, также как и на устои патриархальной семьи. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного. Рабы карались более сурово. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания: воздаянию равным за равное – око за око, зуб за зуб, человек за человека.

Описать Вавилонское общество первой половины II тыс. д. н. э. можно следующим образом. Государственная власть – типичный пример восточной деспотии. Бюрократическую систему возглавлял царь, получивший, как считалось, власть непосредственно из рук бога. Хаммурапи говорил о себе: «Я, Хаммурапи, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Мардук послал меня управлять людьми и даровать стране благоденствие».


Рис. 21


Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая, с финиковых садов, с приплода скота, с рыбацких промыслов и т. д. Взимались также особые налоги серебром и специальные царские налоги натурой. Они поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество.

Искусственное орошение, создававшееся ирригационной системой, во многом определяло уровень жизни населения. Центральная власть заботилась не только о расширении оросительной сети, но и о содержании в порядке воды земного изобилия. Местные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение земель.

Хозяйственные занятия вавилонян типичны для населения, чье благосостояние связано с рекой. Это не только земледелие, но и скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля. Торговля развивалась постепенно в сторону вытеснения меновых отношений отношениями товарноденежными. Они, как и серебро, играющее роль денег, впервые появились в международной торговле.

Внутри страны господствовала распределительная система и натуральный обмен. Даже внутри самого крупного хозяйства страны государственного хозяйства, в качестве средств обращения чаще выступали натуральные продукты, произведенные в этом хозяйстве.

Вавилония была страной множества городов, как совсем молодых, так и имевших богатое историческое прошлое. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг дворца и храмов, где многие служили чиновниками, жрецами, воинами, ремесленниками и торговцами. Все имущество жителя города состояло из небольшого, в пределах 35–70 кв. м. дома. В каждом доме имелась самая необходимая мебель и хозяйственная утварь. Как член какой-либо сельской местности, т. е. общины, вавилонянин также имел небольшой участок земли.

Те, кто были связаны с государственной службой, получали за неё наделы в 2–4 га. В собственности некоторых граждан были и маленькие финиковые рощи.

Находясь на службе, житель города не имел возможности заниматься земледелием и садовыми работами. Поэтому свои участки он сдавал в аренду, получая либо твердую плату, либо 1/3 урожая с зернового участка и 2/3 урожая с садового. Дополнительным доходом являлись продукты, получаемые населением городов, часто в значительных размерах во время храмовых праздников.

Кроме городов существовали и небольшие сельские поселения, население которых составляло от пятидесяти до нескольких сот человек. Жизнью таких поселений управлял совет старейшин, куда входили наиболее уважаемые и богатые поселяне. Во главе совета стоял староста, назначаемый царем. Жители этих поселений работали на полях. Они возделывали ячмень, реже пшеницу, выращивали лук, бобовые, финики.

Население Месопотамии резко делилось на свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане «авилум» и лица с ограниченными юридическими и политическими правами «мушкенум». Последние являлись пришельцами, или изгоями, утратившими связь с общиной. Они не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле.

Подлинными рабами «вардум» в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы. В средней древневавилонской семье могло быть от 2 до 5 рабов. Рабы могли продаваться, обмениваться, передаваться по наследству, дариться. Средняя стоимость раба составляла 150–175 г. серебра, рабыня стоила дешевле. Рабы выполняли работу наряду с другими членами семьи, но по правовому положению они приравнивались к малолетним членам семьи, находящимся под властью главы семьи. Таким образом, для Вавилонии было характерно патриархальное рабство.

Жизнь Вавилонии, благодаря реформам Хаммурапи, стремительно менялась. Набирала силу тенденция перехода под контроль частных лиц государственных земель, ремесленных мастерских, торговых учреждений и даже распределение жреческих должностей. Широко распространилось ростовщичество. Повсюду шла купля-продажа полей и садов. Впервые приобрел массовый характер наемный труд. Эти явления и вызвали необходимость регулирования законами общественных отношений на принципе справедливости в тогдашнем его понимании. Государство стремилось ограничить частный сектор, долговое рабство.

Храмы с их обширными хозяйствами вновь оказались в административно-хозяйственном подчинении царя. От имени царя устанавливались твердые тарифы на ряд наиболее употребительных сельскохозяйственных продуктов. Государство старалось контролировать международную торговлю. Частная международная торговля была запрещена. Также совершенно запретили продажу земли, исключая городские участки.

Большое значение в вавилонском обществе придавалось воинам. В Законах Хаммурапи зафиксировано их особое положение. Воины обязаны были выступить в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги. Однако такое отношение к вооруженным силам не предотвратило в дальнейшем падение Вавилонского царства под ударами врагов.

Могущество наследников Хаммурапи продержалось несколько столетий. Но к началу XVI в. угрозой для него стали северные горные племена касситов, находившиеся на более низкой ступени развития. Они обитали в горной местности Западного Ирана, в верховьях реки Ди-ялы и ее притоков у северо-западных пределов Элама. Примерно в 1600 г. до н. э. при поддержке касситов в Вавилонию вторглись хетты. Они дошли до самого Вавилона, разрушив его и низложив последнего царя вавилонской династии. В 1595 г. до н. э. мощная военная сила касситов окончательно захватила царскую власть в Вавилонии. Средневавилонский (касситский) период истории Вавилона занимал более 400 лет касситского господства (1595–1158 гг. д. н. э.).

Касситы, в значительной степени восприняли шумеро-вавилонскую культуру, религию, письменность и даже язык покоренного народа. Касситские цари называли себя любящими Мардука, старались усилить вавилонское жречество, укрепляли культ бога Мардука владыки стран.

Однако касситский Вавилон постепенно стал терять свое былое могущество. На первый план выходили другие государства – Египет, Митанни и Хеттское царство. Даже передовые военные приемы касситов не помогли удержать первенство Вавилона. А ведь именно касситы внесли значительное усовершенствование в устройство колесницы и выучку лошадей, а также впервые выработали конно-колесничную тактику боя. Усовершенствования коснулись и другой области: были выработаны чешуйчатые панцири для пехоты, броня для лошадей, мощные луки.

С середины XIV в. до н. э. политическая ситуация в Передней Азии стала складываться не в пользу Вавилонии. Ее северными весьма беспокойными и воинственными соседями являлось Ассирийское царство, которое к этому времени было занято постоянным расширением своей территории. С востока угрожал усиливающийся Элам. Эти обстоятельства способствовали падению касситской династии, которое произошло около 1158 г. до н. э.

Вавилонское общество касситского периода познакомилось с новыми социально-экономическими формами. Например, появились участки земли, находившиеся в частной собственности, на которых не распространялась юрисдикция власти общины, города превращались в автономные единицы.

Эти новшества отразились в общественной структуре. С одной стороны – освобожденные от уплаты налогов граждане городских общин и крупные землевладельцы, а с другой – сельские общинники, проживавшие на царских землях, несшие налоговое бремя. И царское и храмовое хозяйство постепенно сходило на нет.

Зато возрождались товарно-денежные отношения, причем мерилом цен становилось золото, а не серебро. Беспрепятственно росло ростовщичество, и даже свободный человек мог стать пожизненно рабом за долги. Новые явления продолжили свое развитие в следующем тысячелетии, когда политическая судьба Вавилона пережила немало трагических моментов.

После захватов эламитами страна перешла под власть эламского наместника. Попытка сопротивления вавилонян оказалась безуспешной. Города Месопотамии подверглись разгрому и грабежу. Лишь позднее, воспользовавшись смутами в Эламе, вавилоняне вновь обрели своего царя и новую столицу в Иссине. Начался очередной, хотя и кратковременный подъем Вавилонии. Он связан с правлением Навуходоносора I (1126–1105 гг. д.н. э.). Вавилонское царство занимало в это время значительную территорию от устья Тигра и Евфрата на юге до ассирийских земель на севере. Была достигнута определенная внутренняя стабилизация.

Удалось подчинить Ассирию и разгромить Элам. Но этот краткий успех не мог остановить надвигающейся катастрофы.

Вавилония, ослабленная борьбой с кочевыми племенами арамеев, сначала терпит поражение от вновь набиравших силу ассирийцев, а затем переживает вторжение халдеев, которые относились к южноарамейским кочевым племенам.

Халдеи обитали вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Вавилонии. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием, управлялись вождями. Каждый род боролся за сохранение своей независимости, в том числе и от ассирийцев. Восприняв древнюю вавилонскую культуру и религию, они поклонялись верховному богу вавилонян Мардуку.

Захватив Вавилонию, халдеи овладели самым развитым регионом Передней Азии и вынуждены были защищать свое приобретение от конкурентов, чьи взоры так же привлекали эти территории. Многовековое противостояние с Ассирией, а после ее падения с Персией закончилось в итоге поражением халдейской династии.

Первоначально, в 729 г. до н. э., ассирийский царь Тиглатпаласар III (744–727 гг. до н. э.) захватил Вавилон, лишив его независимости на целое столетие. После разгрома Ассирии Нововавилонское царство попыталось ненадолго вернуть былую мощь. Халдейский вождь Набопаласар (626–605 гг. до н. э.), полководец, состоявший на ассирийской службе, сломив сопротивление проассирийски настроенных городов на севере, в центре и юге, подчинив Ниппур и Урук, основал новую Халдейскую династию.

Набопаласар в значительной степени опирался на вавилонское жречество. Он приступил к восстановлению вавилонских храмов. Его сыну Навуходоносору II (605–562 гг. до н. э.) предстояло справиться с важной задачей укрепить границы Нововавилонского царства.

В противостоянии с Египтом успех сопутствовал Вавилону. Палестина и Сирия (большая часть территорий) вошли в состав халдейского государства. Однако Иудея в 597 г. до н. э. предприняла попытку освобождения из-под опеки Вавилона. Навуходоносор II первый раз осадил столицу Иудеи, Иерусалим. После трехмесячной осады город был взят. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию. Вторая осада, которая длилась полтора года, завершилась в 586 г. до н. э. взятием, разрушением и разграблением непокорного города. Иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонскому царству в качестве рядовой провинции. Тысячи жителей Иерусалима, главным образом знать и ремесленники, уведены в плен.

Иная судьба ждала жителей Финикии. Там было сохранено местное самоуправление, а город Тир получил полную свободу действий за пределами вавилонских владений. Это были последние успехи Вавилонии. Она двигалась к своему закату. Перемещение по стране, депортация, населения лишь увеличивала ряды недовольных.

Вопрос 4. Палестина, Сирия, Финикия в древности и закат Вавилонии

Говоря об этих ближневосточных территориях – Сирии, Палестине, Финикии, – надо отметить их чрезвычайную важность для торговых отношений, их древность в историческом плане. Именно здесь возникли впервые скотоводство и земледелие, существовали развитые поселения эпохи неолита – Иерихон, например. Однако затем развитие региона по каким-то причинам замедлилось. Лишь отдельные места, Эбла в Северной Сирии, Библ в Финикии, достигают уровня развития подобно шумерским городам-государствам. Племена, населявшие эти территории, относят к семитской группе. Именно отсюда, (Палестина и Сирия) они распространились на юг (южноаравийцы и арабы на Аравийском полуострове), восток (аккадцы в Месопотамии) и по всему Восточному Средиземноморью (западные семиты).

Примерно к концу III тыс. д.н. э. Палестина, Сирия и Финикия покрылись сетью городов-государств, которые создало земледельческое население, жившее в плодородных долинах. Скотоводческое население обитало по краю пустыни, откочевывая из оазисов в весенние цветущие степи.

Торговля с Египтом и городами Месопотамии способствовала процветанию и развитию данного региона. Вывозили лес, ослов, слоновую кость. В первой половине II тыс. д.н. э. появились важные новшества. Была изобретена технология изготовления посуды из непрозрачного цветного стекла, а так же технология окраски шерсти в лилово-красный и лилово-синий цвета пурпуром – краской, добываемой из морского моллюска. Особенно это сказалось на благосостоянии Финикии, купцы которой были монополистами в торговле новым товаром.

Централизованного единого государства на территории Восточного Средиземноморья не существовало. Усилившийся Египет прервал намечавшийся расцвет палестинских, сирийских и финикийских городов. Военные походы египтян, грабежи, угон скота, захват людей в плен ослабляли потенциал городов Восточного Средиземноморья. Регион был поделен на сферы влияния между Египтом (юг) и государством Миттани (север). Жизнь в подвластных чужеземным правителям городах продолжилась без постоянных погромов.

Газру, Лахиш, Иерусалим, Мегидо, Хацор, Библ, Угарит, Кинза-Кадеш – вот крупнейшие населенные пункты эпохи второй половины II тыс. д. н. э. Тем временем усиливавшееся Хеттское государство направило свои силы на запад, в Палестину и Сирию, разгромив Миттани в середине XIV в. д.н. э. Дань хеттам была куда менее значимой, нежели дань египетскому фараону, поэтому ближневосточные территории поддержали новых правителей.

Вскоре, однако, выяснилось, что хетты не терпят никакой самостоятельности, существовавшей при миттанийцах. Сирийские города оказались в сложном положении. Оно усугубилось новыми вторжениями египтян, от которых страдали в первую очередь палестинские земли. Заключенный между хеттами и египтянами мир, который вызывался в немалой степени ассирийской угрозой, не надолго принес покой в Восточное Средиземноморье.

В XIII в. д.н. э. появилась угроза вторжения скотоводческих племен, которые консолидировались, как представляется, в племенном оазисе Кадеш-Барнеа на севере Синайского полуострова. Эти древнееврейские племена поклонялись богу Яхве. Несколькими потоками они прошли в Заиорданье, но только немногие перешли Иордан у Иерихона. Часть завоевателей заселила почти обезлюдевшие территории, некоторые вернулись назад. Однако и те, кто жил раньше, и новые израильские племена вынуждены были забыть вражду и объединиться для отпора страшному врагу, который остался в древних документах под названием «народы моря».

«Народами моря» египтяне называли группу разнообразных по происхождению племен, одни из которых двигались на ладьях, другие на колесных повозках посуху. К ним, несомненно, принадлежали греки-ахейцы, разрушившие Трою, другие племена (может быть, протоармяне), положившие конец Хеттскому царству, и еще какие-то племена, известные только по именам, да и то в неточной египетской передаче.

Нашествие развернулось с конца XIII в. Кульминационного пункта оно достигло в начале XII в. с разрушением Хеттского царства. Продвижение их на Египет было остановлено фараоном Рамсесом III в какой-то момент после середины XII в. до х.э. Два племени из числа «народов моря», известные в дальнейшем под названием филистимлян (от их имени происходит само слово «Палестина»), осели на плодородном палестинском побережье, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км, и создали здесь союз пяти самоуправляющихся городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Ашдода. Они принесли с собой позднемикенскую материальную культуру, технику железа и железное оружие и вскоре установили свою гегемонию почти над всей Палестиной. Одновременно с этим с Синая и из-за Иордана сюда совершали набеги и, видимо, частично оседали по окраинам кочевые семитские (арамейские или арабские) племена.

Финикийские города-государства в последние века II тыс. и первые века I тыс. д.н. э. пережили своеобразный подъем. Нашествие народов моря не столь страшно затронуло эти территории. Роль крупного торгового центра вместо погибших Сидона и Угарита перешла к Тиру. Его население увеличилось за счет прибывших беженцев, и возникшая демографическая проблема решалось выводом колоний. Эти колонии стали частью Тирской державы, они выплачивали дань тирскому царю.

Золото и серебро, притекавшие в Тир из отдаленных районов Западного Средиземноморья и севера Эгеиды, обогатили этот город. Тир стал «Лондоном древности». Он поддерживал связи с соседними палестинскими государствами.

Например, в Х в. д. н. э. царь Тира Хирам заключил союз с царями Израильско-Иудейского царства Давидом и его сыном Соломоном. Возраставшее влияние Тира выразилось в создании Тиро-Сидонского царства, а быть может, в возникновении в южной части Финикии федерации городов, возглавляемой Тиром.

Богатство и внешний блеск Тира скрывали острые внутренние противоречия. Там развернулась ожесточенная социальная и политическая борьба. Ее нитью, возможно, было противостояние царской власти и влияния жречества. В ходе этого соперничества, когда счастье улыбалось то одной, то другой стороне, побежденные были вынуждены покинуть Тир и бежать. Так после победы царя Пигмалиона над жрецом Мелькартой Ахерба вдова Ахерба и сестра царя Элисса с группой знати, поддерживавшей ее и ее покойного мужа, бежали из Тира и основали город Карфаген в Африке. Это произошло в 825–823 гг. до н. э.

Но будущее Тира и всей южнофиникийской державы оказалось под угрозой. Опасность исходила от Ассирии. Походы Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.) привели к подчинению Финикии. Ее северная часть, кроме г. Арвад, расположенного на островке, была присоединена непосредственно к самой Ассирии, а остальные города сделались ее данниками.

Эпизодическая дань превратилась в постоянный налог, уплачиваемый финикийцами ассирийскому царю.

Местные династии в городах были сохранены, но рядом с царями Тира и других городов были поставлены специальные уполномоченные ассирийского царя, без ведома которых местные монархи не могли не только проявлять какую-либо инициативу, но даже и читать корреспонденцию. Тиро-Сидонское государство (или южнофиникийская федерация во главе с Тиром) распалось.

Попытки освобождения заканчивались плачевно. Восстание Сидона завершилось новым разрушением города и лишением его даже призрачной самостоятельности. Нелояльность Тира стоила тому потери всех владений на материке (сам Тир, как и Арвад, находился на острове). Часть финикийского населения была уведена с родины: так, полностью сменилось население южного города Ахзиба.

Падение Ассирии в VII в. до н. э. не улучшили ситуацию, так как Финикия стала лакомым куском и для Египта, и для Вавилона. Тринадцать лет Навуходоносор II осаждал город Тир. Несмотря на то, что взять его не удалось, город признал свою зависимость. При этом в Месопотамию была переселена часть тирского населения, как и жителей Библа.

Так Финикия стала частью Ново-Вавилонского царства, разделив вместе с Палестиной, дальнейшую судьбу халдейского государства: сначала став владением Персии, а затем в частью державы Александра Македонского.

Палестина в начале I тыс. до н. э. была представлена государственными образованиями, возникшими в среде израильских племен, которые пришли на территорию занимаемую ранее ханаанеями, создавшими городскую культуру. Среди этих племен – аммонитяне, моавитяне, эдомитяне и др. Они почитали бога Яхве. Поклоняться Яхве и другим богам можно было где угодно – преимущественно на холмах и высотах гор, но считалось, что на земле он обитал незримо в «Ковчеге Завета», хранившемся в шатре, как во времена бродячей жизни племен. Израильский племенной союз по традиции считался состоящим из 12 племен («колен»); на самом деле число племен в составе союза колебалось. Это было прежде всего культовое объединение, скрепляемое общим почитанием союзного бога Яхве.

Наиболее важными из политических палестинских образований были Иудейское и Израильское государства, занимавшие большую часть страны и оставившие глубокий след в общечеловеческой культуре, главным образом созданным древними евреями Ветхим заветом.

Истоки этих царств в государстве царя Давида, правившего ок. 1004—965 гг. до н. э., столицей которого был ханаанейский город Иерусалим, захваченный в 995 г. до н. э. Город преобразился при преемнике Давида Соломоне, развернувшим грандиозное строительство. В частности, был построен храм бога Яхве. Этот храм повторял характерные особенности ханаанейско-финикийского храмового зодчества и представлял собой четырехугольное продолговатое сооружение на возвышении, с портиком, ведущим в зал, в задней части которого находилось «Святое святых». Окруженный двором и хозяйственными строениями, храм образовывал единый ансамбль с царским дворцом, в чем наглядно проявлялось назначение столичного храма – быть одновременно царским и общегосударственным святилищем.

При сыне Соломона в 926 г. до н. э. произошел раздел единого государства: на южное Иудейское, и северное, Израильское, причем наиболее пригодные экономические условия были в многонаселенном севере.

Палестинские территории занимали важное место в системе международной торговли. Из Палестины вывозили масло, древесину, благовония, соль и другие товары. Импортными товарами были сырье и предметы роскоши – золото, серебро, слоновую кость, драгоценные камни, ткани и др. Основными партнерами являлись Финикия, Египет, Двуречье, а также Южная Аравия, чему доказательство – не только красочный ветхозаветный рассказ о посещении царицей Савской Соломона, но и найденные в Палестине южноаравийские изделия. Начиная с VIII в. до н. э. в Палестине появляется также керамика из бассейна Эгейского моря, свидетельствующая о ввозе греческого вина и масла.

Развитие ремесла и торговли способствует расцвету палестинских городов. В Х – VI вв. до н. э. были восстановлены многие разрушенные ханаанейские города и возникли новые. Преобладали маленькие города, площадью 0,4–1 га и населением в несколько сот человек, и средние, площадью 2,5–4 га и населением 2000–4000 человек.

Столица Иудейского царства Иерусалим и столица Израильского царства (с IX в. до н. э.) Самария выделялись большей численностью населения (в Иерусалиме жило около 10–20 тыс. человек) и богатством, чему доказательство – царский дворец в Самарии, украшенный колоннами и пластинами из слоновой кости и названный поэтому «домом из слоновой кости».

Политическая судьба древнееврейских государственных образований сложилась по-разному. В Иудейском государстве за 340 лет (926–587 гг. до н. э.) существования правили 20 царей из династии Давидов. В Израильском царстве правители принадлежали к разным династиям, быстро сменявшим друг друга.

Так, за 204 года (926–722 гг. до н. э.) существования Израильского царства там правили 19 царей.

Эти политические образования то мирно сосуществовали, то воевали между собой. В представлении народа сам раскол Давидова государства являлся трагедией. Опасность разъединения была тем больше, чем сильнее становились соседние государства. Начались наступления эдомитян, аммонитян и моавитян. Основная опасность, однако, исходила от возникавших «мировых держав», вначале Новоассирийской, а затем Нововавилонской.

В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II уничтожил Израильское государство, депортировал часть населения, образовал на его территории провинции, куда были переселены люди из Двуречья и других стран. В условиях гибели Израильского государства иудейскому царю Езекии ценой уступки ассирийцам части своей территории и уплаты огромной дани удалось сохранить призрачную независимость своего государства.

Падение Ниневии в 612 г. до н. э. вселило надежды на восстановление полной независимости Иудеи, даже на присоединение к ней территории бывшего северного царства. Осуществлению этой цели должна была содействовать религиозно-политическая реформа царя Иосии (639–609 гг. до н. э.), которая представляла собой попытку внедрения полного и безусловного единобожия, всемерной централизации культа Яхве для укрепления царской власти и решения честолюбивых внешнеполитических амбиций Иосии.

Однако все эти планы и надежды царя были иллюзорными, ибо «наследники» Ассирийской державы – Египет и Нововавилонское государство не думали отказываться от Палестины. Иосия погиб в сражении с фараоном Нехо в 609 г. до н. э. Это было началом конца Иудейского государства, наступившего в 587 г. до н. э., когда вавилонский царь Навуходоносор II взял Иерусалим, разрушил город и храм и выселил в Вавилонию около 10 % населения Иудеи, главным образом городских ремесленников, жрецов и знать. Политика депортации широко использовалась вавилонскими правителями.

Депортация – переселение народов

События 722 и 587 гг. до н. э. – гибель обоих древнееврейских государств и выселение наиболее активной части населения – вызвали существенные сдвиги в судьбах народа. Жизнь в Палестине и жизнь в Двуречье имела свои особенности, свои специфические проблемы, но общей была мучительная и трагическая переоценка ценностей, обусловленная народными и личными бедствиями.

Тем временем, осуществив присоединение Финикии, Сирии и Палестины, Вавилония получила выход к Средиземному морю, ее столица стала центром международной торговли. Этот исторический этап развития государства – время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета. Много внимания уделялось оросительной системе. Был построен первый каменный мост через Евфрат.

Навуходоносор II предпринял невиданные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную столицу. Именно в это время был сооружен самый величественный зиккурат Этеменанки, Дом основания небес и земли в честь верховного бога Мардука, главный храм Вавилона, названный в Библии Вавилонской башней.

В царском дворце Навуходоносора II были разбиты знаменитые висячие сады, известные под названием

Сады Семирамиды. Уже в древности их относили к числу семи чудес света. В течение 43 лет своего правления Навуходоносор II отстраивал и укреплял Вавилон, превратив его в настоящую крепость. Украшенный монументальными и роскошными постройками, город, бывший столицей уже 13 столетий, стал красивейшим и самым большим из когда-либо существовавших.

Слабые преемники Навуходоносора II не смогли достойным образом продолжить его деятельность. Дворцовые смуты, вдохновляемые жречеством, которое активно вмешивалось в политику, вели к частой смене царей. В 556 г. до н. э. царем стал Набонид (556–539 гг. до н. э.). Перед угрозой персидского нашествия, которая надвигалась со стороны Ирана, Набонид, объединяя все арамейские племена, стремился создать прочную державу, но общество было недовольно его правлением. В различных местах Вавилонии персов ждали как освободителей, особенно те, кого насильственно увели из своих стран ассирийские и вавилонские цари.

В 539 г. до н. э. персы вторглись в Месопотамию и начали наступление по долине реки Диялы. После сражения под Описом в 538 г. до н. э. был занят Сиппар, после чего персы подступили к Вавилону и без боя покорили его. Царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе. Великое царство, просуществовавшее полторы тысячи лет, навсегда утратило свою независимость.

Так завершился последний Ново-вавилонский период, связанный с правлением халдейской династии (626–538 гг. до н. э.). В Западной Азии началась эпоха Персидского могущества.


Рис. 22


Ново-Вавилонское царство – это один из примеров «мировой империи», наряду с Ассирией и Персией, о которых речь впереди.

Основные выводы

1. Месопотамия – колыбель человеческой цивилизации. Именно здесь впервые возникают протогосударственные и раннегосударственные структуры, письменность, законодательство. Именно здесь пересекаются многочисленные торговые пути между Западом и Востоком. Именно здесь перемешиваются различные племена, создавая удивительную и неповторимую культуру.

2. У истоков ранних протогосударств находятся шумерские города-государства, появившиеся около середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье.

3. В шумерских городах-государствах правитель мог носить титул «лугаля», подчеркивая свою независимость, тогда как титул «энси» говорил о правителе, признающем власть более крупного центра.

4. Последняя треть III тысячелетия до н. э. характеризуется созданием в Двуречье обширных деспотических монархий. Возникает объединенное Шумеро-Аккадское царство при Саргоне Древнем и Третьей династии Ура. Особое значение для них приобретает строительство и поддержание на должном уровне общегосударственной ирригационной системы.

5. Опорой царской власти является войско, которое впервые в истории комплектуется на профессиональной основе.

6. Во II тыс. до н. э. обретает могущество Вавилонское царство, где впервые законы становятся на защиту частной собственности. Однако государственная власть в форме восточной деспотии не заинтересована в динамичном развитии частнособственнических отношений и допускает их развитие, исходя из собственных интересов.

7. I тыс. до н. э. – период поздней древности, когда прежние устои азиатского общества перестают отвечать сложившимся реалиям. Автономизация городов, постепенное потеря значимости царского и храмового хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, рост ростовщичества требуют иных форм политической организации.

8. Попыткой ответить на запрос времени будет создание одной из «мировых империй» – Нововавилонского царства. Оно использует депортации. В частности, с завоеванных территорий Восточного Средиземноморья, которые включали Сирию, Финикию, Палестину. Этот регион славился своими торговыми связями и представлял всегда интерес для враждебных соседей.

9. Интеграция народов на новых социально-экономических и политических условиях стала насущной необходимостью азиатского общества на западе. Именно в этих рамках будут следовать события в период поздней древности.

Контрольные вопросы

1. Какие природные условия характеризуют Месопотамию?

2. Какие народы населяли Месопотамию на протяжении древности?

3. Каковы важнейшие события политической истории Месопотамии?

4. Каковы особенности первых шумерских городов-государств?

5. Как возникла письменность в Междуречье?

6. Как и когда возникли первые ранние государства в Междуречье?

7. Каковы особенности Вавилонского царства при Хаммурапи?

8. Что отличало Вавилонию в касситский период истории?

9. Что было характерно для Ново-Вавилонского царства?

10. Как происходило развитие государств в Палестине?

11. Почему территории Восточного Средиземноморья привлекали к себе внимание различных завоевателей?

12. Какие тенденции существовали в развитии Западной Азии в I тыс. до н. э.?