Вы здесь

Лекарства. Как выбрать нужный и безопасный препарат. Глава 5. Если не можешь вылечить, попробуй хотя бы помочь (А. В. Родионов, 2015)

Глава 5

Если не можешь вылечить, попробуй хотя бы помочь

Как правило, эту фразу используют немного в другом контексте, но и в нашей беседе она будет вполне уместна. Действительно, если мы не можем существенно уменьшить продолжительность болезни (она определяется программой вируса), давайте хотя бы полечим температуру, кашель, насморк. Это же мы умеем делать хорошо. А хорошо ли?

Снижаем температуру

Повышение температуры – это первый и основной симптом большинства инфекционных заболеваний. Любой школьник всегда знал: есть температура – болен, нет температуры – здоров. Да и реклама из телевизора всегда убеждала нас в том же самом: порошок жаропонижающего мгновенно делает чудо! Так значит ли это, что для того, чтобы выздороветь, надо просто снизить температуру?

Разумеется, нет. Как мы уже договорились, повышение температуры – это защитная реакция организма и лучший индуктор собственных интерферонов, следовательно, безрассудная жаропонижающая терапия может даже увеличивать продолжительность болезни.

Принимать жаропонижающие стоит только при плохой переносимости лихорадки, очень высокой температуре (>38,5 – 39 ºС) или угрозе фебрильных судорог у детей.

Что принимать? Ведь на прилавках аптек такое огромное количество средств для снижения температуры. На самом деле подавляющее большинство лекарств (панадол, тайленол, эффералган, калпол, колдрекс и т. д.) содержит один и тот же препарат – старый добрый парацетамол, который в мире действительно считают препаратом первой линии. Он разрешен к применению даже у детей с 6 месяцев. Впрочем, несколько лет назад шведы опубликовали результаты большого исследования, которое показало, что чем больше ребенку в раннем детстве давали парацетамол, тем выше у него к 6–7 годам становился риск бронхиальной астмы. Так что не увлекайтесь.

Если парацетамол не помогает, в качестве «второй линии» используют ибупрофен (нурофен, бруфен).

От применения анальгина в мире практически отказались, поскольку он в редких, правда, случаях может вызывать очень тяжелые изменения со стороны системы крови (снижение уровня лейкоцитов). Что касается аспирина, то его тоже довольно редко применяют для лечения лихорадки, причем категорически недопустимо его использование у детей из-за угрозы редкого, но смертельного осложнения – синдрома Рейе (токсическое поражение головного мозга и печени). Страшно вспоминать, но еще в моем детстве были таблетки с надписью на упаковке «Детский аспирин».

И еще одно важное соображение. Старайтесь не комбинировать несколько жаропонижающих препаратов. Чуть позже, в разделе, посвященном противовоспалительным препаратам, мы обсудим опасность подобного подхода. Пока просто поверьте на слово: каждый из перечисленных препаратов (парацетамол, ибупрофен, аспирин и т. д.) в той или иной степени действует на слизистую желудка, а их комбинация существенно усиливает этот риск.


● Парацетамол и ибупрофен – препараты выбора с позиции безопасности.

● Применение анальгина должно быть по возможности ограничено (риск осложнений со стороны системы крови).

● Детям моложе 12 лет назначение аспирина противопоказано.

● Комбинированная жаропонижающая терапия может быть опасна с точки зрения желудочно-кишечных осложнений.

Лечим насморк

Тут уж, казалось бы, чего проще – купил капли от насморка, да и капай себе сколько потребуется. Однако и в этом деле существует огромный подвох. Дело в том, что привычные всем капли в нос: нафтизин, ксилометазолин (галазолин, отривин), оксиметазолин (назол) – обладают выраженным сосудосуживающим действием. Именно сужение сосудов в слизистой оболочке приводит к уменьшению отека и количества отделяемого из носа, то есть, по-простому, уменьшает заложенность носа и собственно насморк. Однако эти препараты довольно коварны своими побочными эффектами.

Начнем с того, что почти никто не умеет правильно капать капли в нос. Считают, что надо максимально запрокинуть голову, чтобы капля докатилась аж до желудка. Так вот этого делать категорически не надо. Сужение сосудов слизистой желудка под действием каплей приведет к появлению эрозии в этом месте, а при длительном применении – язвы.

Правильная техника закапывания: голову поворачиваем набок, капаем и дожидаемся, пока капля всосется в слизистую (2–3 минуты), потом процедуру повторяем с противоположной стороны. Впрочем, новые системы доставки препарата (спреи-распылители) лишены этих недостатков.

Другие проблемы, связанные со злоупотреблением средств от насморка: сухость слизистой носа (это следствие сужения сосудов), осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение давления, тахикардия, нарушения ритма и даже провокация стенокардии у пожилых людей) и, главное, развитие зависимости и привыкания.

Капли в нос нельзя капать больше 3–4 дней! Дальше они начинают работать слабее, и дозу приходится все время увеличивать. Явление «нафтизиновой зависимости» мне приходится нередко наблюдать, даже будучи кардиологом. Молодые пациенты, «подсевшие» на сосудосуживающие капли, приходят ко мне по поводу повышенного давления и сердцебиения.

Я приучил себя и требую от студентов и ординаторов при расспросе гипертоников обязательно задавать отдельный вопрос про регулярное употребление сосудосуживающих капель в нос. Дело в том, что на стандартный вопрос врача: «Какие лекарства вы еще принимаете по поводу других болезней?» ни один человек не ответит, что у него искривление носовой перегородки и он уже 5 лет капает себе нафтизин. А вместе с тем применение этих препаратов является одной из обратимых причин гипертонии у молодых людей. У меня был рекордсмен, который «лечился» так 27 лет.


Группа риска, в которой возникновение зависимости особенно велика, – это люди с сопутствующими заболеваниями носа: искривлением носовой перегородки, аллергическим риносинуситом, полипозом носа, хроническим гайморитом и другими ЛОР-заболеваниями. У них заложенность носа – это почти постоянный симптом, с которым так заманчиво побороться «подручными средствами».

Не надо лечить хронические болезни каплями от насморка. Не бойтесь обращаться к специалистам. Кого-то от хронической заложенности носа избавит хирургическое вмешательство, кому-то нужны местные противовоспалительные препараты на основе кортикостероидов (это для людей с аллергическим риносинуситом).

Еще один очень простой, а главное, надежный и абсолютно безопасный метод, который можно использовать при насморке, – это промывание носа солевыми растворами. Можно купить готовые препараты в аптеке (аква-марис, аквалор и т. д.), которые удобны в применении, но дорого стоят, а можно использовать дешевый физиологический раствор из аптеки или даже слабосоленую воду, приготовленную в домашних условиях (2 г соли на стакан воды).

Если болит горло

Самые частые причины боли в горле – это воспаление глотки и миндалин. Первое называют фарингит, второе – тонзиллит. Если при боли в горле заглянуть себе или ближнему своему в рот, то при фарингите мы увидим красное горло, а при тонзиллите – увеличенные и тоже покрасневшие миндалины. Впрочем, при ОРВИ нередко присутствуют оба признака.

Для лечения боли в горле чаще всего используют антисептики с обезболивающими добавками (стрепсилс, септолете, нео-ангин и т. д.), которые хотя и не влияют на длительность болезни, но помогают скоротать неприятную пару дней.

Народные методы лечения болей в горле (я сейчас про полоскания), как правило, бесполезны и безвредны одновременно, стало быть, применять их можно. Но есть исключения. Нельзя использовать для полоскания и мазать горло раствором йода (частный случай – раствор люголя). Наверное, Жан Люголь был хорошим человеком, но в начале XIX века ему было невдомек, что высокие дозы йода могут быть вредны для щитовидной железы, не говоря уж о том, что попадание йода на рану (а воспаленное горло – это тоже почти рана) неизбежно вызывает ожог и усугубляет повреждение слизистой. По той же причине не стоит полоскать горло концентрированным раствором соли: не надо «сыпать соль на рану».

А теперь о гораздо более серьезном заблуждении, которое сопутствует такому частому симптому, как боль в горле. Дело в том, что острый тонзиллит в русском языке имеет еще один странный синоним – ангина. Странный – потому что во всем мире ангиной называют стенокардию (грудную жабу). Но проблема вовсе не в терминологии, а в том, что в народе считается (многие врачи, увы, разделяют это заблуждение), что ангина – это обязательно бактериальное заболевание, а значит, немедленно нужно назначать антибиотики. Это далеко не так.

Свыше 90 % ангин (а у взрослых до 99 %) вызвано все теми же вирусами, а значит, хвататься за антибиотики не надо. Стрептококковая (бактериальная) ангина встречается лишь в 10 %, да и то преимущественно у детей и подростков. Еще одно заблуждение заключается в том, что ни один самый опытный врач, просто взглянув на миндалины, не сможет отличить вирусную ангину от стрептококковой. Ни «налеты», ни «гной в лакунах» сами по себе не свидетельствуют о бактериальной природе заболевания. В старые времена для того, чтобы заподозрить (не диагностировать, а только заподозрить!) стрептококковую ангину, использовали такие критерии:

● лихорадка;

● отсутствие кашля;

● увеличение лимфоузлов;

● налет на миндалинах.


Наличие трех из четырех критериев считали достаточным основанием для начала антибиотикотерапии. Сегодня же правилом хорошего тона считается проведение экспресс-диагностики стрептококковой инфекции. Существуют специальные тест-полоски (стреп-тест), которые за несколько минут прямо у постели больного позволяют сказать – есть ли стрептококковая инфекция или же во всем виноват вирус.

Если роль стрептококка (не любого, а именно бета-гемолитического стрептококка) доказана, тогда нужны антибиотики пенициллинового ряда (амоксициллин или амоксициллин/клавуланат), поскольку стрептококковый тонзиллит способен давать серьезные осложнения на сердце и почки.

Но, еще раз повторю, просто так при болях в горле, даже если вы видите во рту увеличенные миндалины с налетом, принимать антибиотики нельзя.

Хроническая боль в горле, длительный кашель и устойчивая потеря голоса – это всегда повод для серьезного обследования. Нельзя списывать эти симптомы на «затянувшуюся простуду»! И уж тем более нельзя лечить эти симптомы как банальное ОРВИ.

Пропал голос

Осиплость голоса или его полное исчезновение – это симптом ларингита, воспаления гортани. Гортань, как известно, – это наш голосовой аппарат; изменение геометрии голосовых складок (вы их привыкли называть «голосовыми связками», но вообще-то они складки) за счет отека и приводит к изменению или исчезновению голоса. Как лечить? Только временем и молчанием. Доказанного действенного лекарства для быстрого восстановления голоса, увы, не существует. Разумеется, у каждого оперного певца существует свой метод быстрого восстановления голоса, об этом вы постоянно читаете во всех газетах. Сырые яйца, гоголь-моголь, мед, коньяк и т. д. На здоровье, только с коньяком не переусердствуйте. Через 3–4 дня голос восстановится. Главное, не пытайтесь форсировать голос и не разговаривайте громким шепотом, от этого напряжение на гортань возрастает.

И помните – если голос поменялся или пропал и этот симптом сохраняется несколько недель или даже месяцев – это повод для обращения к врачу и исключения онкологического заболевания; бывает так, что опухоли гортани или метастазы, поражающие гортанные нервы, приводят к подобной картине.

Что-нибудь от кашля

«Кашель – плохо, нет кашля – хорошо» – так рассуждает большинство людей и опять попадает впросак. Дело в том, что кашель – это до некоторой степени защитная функция организма, способствующая выведению мокроты, пыли и инородных частиц из организма. Лечение кашля – не такая простая задача, как кажется. Когда я читал лекции фармацевтам, то обычно спрашивал их, чем они руководствуются, когда рекомендуют своим клиентам те или иные средства от кашля. Как правило, большинство опрошенных без лишних вопросов рекомендуют отхаркивающие. Мол, мокрота вся лишняя выйдет и кашель пройдет.

Не все так просто. Прежде всего надо понять, симптомом какой болезни является кашель. Я составил очень упрощенную табличку, взгляд на которую, однако же, позволяет понять, насколько сложным и многообразным симптомом может быть кашель.




Прежде всего посмотрите на правую сторону таблицы. Хотя мы в этой главе обсуждаем проявления острых вирусных инфекций, тем не менее обратите внимание, что хронический кашель может быть симптомом серьезных и очень серьезных болезней, и относиться к нему по принципу «ну кашель, ну и что» совершенно неразумно. Если кашель сохраняется больше месяца, обязательно пройдите обследование. Надо помнить, что среди его причин есть и внелегочные заболевания. Например, при гастроэзофагеальном рефлюксе (это заброс кислоты из желудка в пищевод) кашель может возникать вследствие раздражения трахеи микрочастичками кислоты, попадающими из желудка. Лечить это надо не таблетками от кашля, а блокаторами кислотности (омепразол и т. д.). В первой книге нашей Академии мы с вами подробно обсуждали лекарства для лечения гипертонии с их побочными эффектами. Напомню, что группа препаратов под названием ингибиторы АПФ (эналаприл (ренитек, энап), периндоприл (престариум), рамиприл (тритаце, амприлан) и т. д.) могут вызывать сухой кашель. Иногда пациенты месяцами ходят от терапевта к пульмонологу и обратно в поисках причины кашля, пока кто-то из них вдруг не вспомнит про лечение сопутствующей гипертонии…

Конец ознакомительного фрагмента.