Вы здесь

Легкий способ бросить дурить. За рулем. Глава 10. Все первые аварии однотипны (Ю. В. Гейко, 2016)

Глава 10

Все первые аварии однотипны

В конце 2004 года я, полный ноль в компьютерных делах, использующий свой ноутбук как пишущую машинку, открыл сайт www.avtolikbez.ru. Открыл его с одной целью – общения с себе подобными. Открыл для «обратной связи», для того, чтобы услышать голоса тех, для кого я столько лет сочиняю свои автоликбезы на «Авторадио». И не прогадал. Однажды очень интересную тему предложила Инна Королева – «Моя первая авария». Инна написала тогда на форуме сайта: «Мне кажется, что эта тема народу очень нужна, чтобы этих ошибок избежать». Я не во всем с Инной тогда согласился и добавил: «Вообще-то, мне не верилось, да и не верится, что ездить по-настоящему можно научиться без аварий, на чужом опыте. Ценность этой рубрики в том, что она особенно притягательна будет для „девственников“, тех, у кого первая авария еще впереди. Подозреваю, что все первые аварии примерно однотипны. Мы с вами это сможем выяснить здесь. Так же, как и вторые. А вот третьи – абсолютно разные». И что же? За пять лет существования на сайте темы «Моя первая авария» туда пришло около пяти сотен сообщений. При элементарном их анализе оказалось, что действительно все наши первые аварии очень похожи! И примерно в 8–9 случаях из 10 они происходят по одной и той же схеме, которую можно и нужно избежать. А ведь никто и никогда, я уверен, не исследовал это явление: «первая авария». Итак, я цитирую. Инна: «Поворачиваю голову направо, чтобы перестроиться на бензоколонку, отвлекаюсь на секунду на скорости 40 км в час и в следующий миг – бампер BMW перед глазами. Резко выворачиваю руль, ударяю по тормозам и… О, этот звук сминаемого железа, не дай бог услышать его еще раз! Из подбитой машины выходит амбал с руками до колен, смотрит на меня сверху вниз и ласково так замечает: „Ну что, девочка моя, приехали!“». Татьяна: «Еду в левой полосе, в зеркало вижу: ко мне приближается „99-я“ и моргает, дабы я ее пропустила. Пока я искала поворотник, коробку передач или еще что-то, пока убеждалась, что справа никого нет, этот крутой парнишка решил меня проучить – обгоняет меня справа, встает передо мной и притормаживает. Видимо, он считал, что я с перепугу буду тормозить в пол, а я с перепугу как ехала, так и поехала, не сбавив скорость. Результат – у меня на машине эту царапину и не заметно, а у него заднее крыло…»

Лекарства от аварий – первой, второй и третьей.

РЕБУС (это такой ник у очень интересного и опытного человека): «Все правильно девчонки написали. Первая авария у меня через полгода после получения прав случилась. Нагнулся приемник настроить, на шкалу посмотрел, поднимаю глаза – багажник „копейки“ перед носом. И вправо не уйти – колонна, и тормозить особо уже негде. Ну и влетел на тормозах в стоячую, она сворачивала налево и пропускала встречных». Ольга: «Поворачивала под прямым углом, посмотрела налево, свободна ли дорога, а впереди идущий МАЗ тормознул. Бампер, крыло и капот моей „Волги“ всмятку, а у встречного МАЗа… ведро помято». И так далее, и тому подобное. Что же получается? Друзья мои – сенсация! По сути, первые аварии людей, садящихся за руль, никто, по крайней мере в России, не изучал и не систематизировал – мы, команда форума сайта www.avtolikbez.ru первые. И что же у нас получается? Первая авария человека, только-только севшего за руль, в 8–9 случаях из 10 такова: он врезается во впереди идущую машину. В машину, либо внезапно – как ему кажется – затормозившую, либо вообще в стоящую. Второе: происходит первая авария по одной для всех начинающих причине: он на полсекунды отвлекается и!.. Не успевает затормозить. Есть ли лекарство от такой аварии? Есть. И теперь вы его будете знать. Первое и самое понятное – не отвлекаться ни на долю секунды, ни на мгновение от дороги. Второе – держать дистанцию. Повышенную дистанцию, дистанцию для начинающего ездить. Если дорога скользкая, мокрая, держать еще большую дистанцию. Пусть в тот интервал, который вы держите от впереди идущей машины, кто-то влезет, отстаньте и от него на те же двадцать – тридцать метров. Влезет кто-то еще – опять обеспечьте себе комфортные и безопасные метры.

Как узнать – сколько этих метров должно быть между машинами? Зависит от скорости и состояния дороги. Если асфальт сухой, вашу скорость делите пополам и получите безопасные метры. Если мокрый – прибавьте к ним половину. Если скользко – удвойте.

Ну вот, с первой аварией мы разобрались. Кроме шока и материальных потерь, первая авария часто становится отрезвляющим фактором для тех, кто слишком рано уверовал в свое мастерство, отъездив, скажем, год-полтора после получения прав. И уже начал подлихачивать.

Вторые аварии случаются, как я люблю выражаться, при наступлении «первой стадии водительского идиотизма». Когда после пары-тройки лет за рулем человек начинает чувствовать себя асом. Но суть их почти та же: невнимательность, но уже с элементами «рокового стечения обстоятельств». Тех обстоятельств, которые водитель предусмотреть должен был бы, но не смог – опять же из-за недостатка опыта.

Опыт – величина бесконечная. Вторые аварии разнообразнее первых, но тоже без серьезных последствий. Вторые аварии случаются и после нескольких лет водительского стажа, когда человек уже совершенно спокойно и уверенно рулит, не подозревая о разнообразии и коварности дорожных ситуаций. А вот третьи… Третьи аварии все разные и поэтому их трудно систематизировать. По моим наблюдениям, они серьезны. Иногда очень серьезны. У меня, например, была замена кузова. Третьи аварии происходят, когда человек переживает следующий период уверенности (идиотизма) на дороге, когда он много лет ездит, каждый день ездит, умеет и войти в занос, и выйти из него, они происходят тогда, когда водитель уже чувствует машину как продолжение руки, тела, владеет ею прекрасно. Но он не владеет обстоятельствами. Третья авария – роковое совпадение этих самых обстоятельств. И даже десять Шумахеров, слитые в одного наигениальнейшего водителя, не в состоянии предвидеть ВСЕГО, что может сложиться на дороге. Здесь может помочь только опыт. Свой или лучше – чужой.

Повторю еще раз: опыт – величина бесконечная.

10.1. Мобильник за рулем

Рассказывают, как однажды перевернулся крутейший джип – его водительница ехала, разговаривая по телефону. А в это время позвонил второй мобильник…

Мобильник за рулем. Это уже не проблема, это – катастрофа!

В Москве по телефону разговаривает каждый третий водитель. За день в потоке машин наблюдаешь таких десятки. 1500 рублей штрафа за трубку, прижатую одной рукой к уху, – это было бы действенно, если бы инспекторы за это наказывали. Вы хоть раз наказывались за телефон? Или ваши знакомые? Или вы видели, как за это нарушение останавливает инспектор? Я – нет, ни разу. А действительно, насколько это опасно? Перво-наперво, озадачившись этой проблемой, я позвонил в центр водительского мастерства его директору Вячеславу Лужных: «Буду у вас подопытным кроликом – еду за рулем на время, сначала без телефона, потом тот же маршрут с трубкой, прижатой к уху, потом с системой „хэндс-фри“, когда телефон включается автоматически и рук не занимает, хорошо? А вы хронометрируете и делаете выводы». Но действительность оказалась круче: на Ходынском поле меня ждала целая кавалькада машин – на помощь подтянулись «наркорры» «Авторадио», на асфальте были расставлены яркие конусы-препятствия, которые надо огибать, а вот «змейку» Вячеслав потребовал сделать в двух направлениях – передним и задним ходом. Было решено в эксперименте участвовать, кроме вашего покорного слуги, профессиональному спортсмену Владимиру Власову, очаровательной Катерине Борисовой, прошедшей, кстати, обучение в центре водительского мастерства, и самому директору центра Вячеславу Лужных с десятилетним стажем вождения. Начнем с того, что «змейку» задним ходом с трубкой, прижатой к уху, и с одной рукой на руле смог сделать только Владимир Власов, у которого машина была с гидроусилителем руля. А вот официальная выписка из протокола тестов: «Результаты исследования показали: водители, которые держали трубку в руках, на 90 % не готовы к экстренным маневрам на дороге». Это значит, что из 10 случаев, когда перед вами резко останавливается автомобиль или под колеса выскакивает пешеход, 9 аварийных ситуаций вам гарантировано. На автодроме внезапно возникшие препятствия моделировались с помощью накачанной камеры от автомобиля, которую внезапно выбрасывали перед автомобилем на дорогу. Тестируемый не мог предположить, где и с какой стороны появится камера.

Результаты теста ошеломляющие: 9 сбитых препятствий из 10 возможных при разговоре с трубкой в руках и 5 сбитых из 10 возможных при использовании системы «хэндс-фри». И наконец, тест без телефона показал всего одно сбитое препятствие из 10 случаев. Наверняка, многие из вас замечали, как меняется поведение водителя, когда он начинает разговор по мобильному телефону, держа трубку в руках. Такой драйвер может ехать по середине двухполосного движения, не реагировать на сигналы сзади, проскакивать последним уже под красный, с ходу проезжать мимо остановившегося трамвая, не пропуская пассажиров и, в большинстве случаев, проезжая мимо своего поворота. Лишь потом, закончив разговор, он с удивлением замечает, какой отрезок пути остался вне его внимания. Если вы с удивлением обнаружите водителя, который якобы разговаривает сам с собой, то знайте, он вроде бы беспокоится о собственной безопасности и пользуется системой «хэндс-фри». Выводы: мобильный телефон за рулем, на ходу автомобиля, очень опасен. Опасен даже с системой «хэндс-фри», когда руки водителя лежат на руле, а его сознание отвлекается разговором. Опасность в том, что создается иллюзия, якобы водитель ситуацию контролирует. Когда же перед таким водителем выбегает на дорогу из-за автобуса мальчишка, когда неожиданно появляется препятствие – люк, машина, да что угодно, – беда гарантирована. Будьте осторожны, останавливайтесь или резко снижайте скорость тотчас, когда зазвонил мобильник. И все у вас будет хорошо.


И еще раз о мобильном телефоне за рулем

Я не собираюсь вас стращать, дорогие братья-автомобилисты. Я знаю, что вы все равно как ездили то ли с трубкой у уха, то ли с «хэндс-фри», так и будете продолжать. Бизнес – как же! – без ваших звонков накроется медным тазом, или ужинать с женой сядете без хлеба, что, конечно, недопустимо. Я хочу вас только и всего-навсего информировать: я прочитал журнале «За рулем» интересную статью об опасности разговора по мобильнику, на второй день снял об этой же опасности сюжет в передаче «Главная дорога» на НТВ, а на третий день в моей машине зазвонил телефон.

Я как раз продирался через толпу машин в левые ряды перед Савеловской эстакадой: «Але! Здравствуй, дорогая. Не могу сейчас говорить…» Хррр! – отвратительный скрежет слева сзади и – пятьсот долларов из семейного бюджета долой: тот, что слева сзади, представьте, тоже разговаривал по мобильному телефону – надо же, какое редчайшее совпадение! Итак, что нового в мире стало известно о таком колоссальном удовольствии, как потрепаться за рулем по телефону? Ученые университета Западной Австралии опросили 456 водителей, пострадавших в ДТП. Результат – аварийность при разговорах за рулем увеличивается в 4 раза. Точно такая же цифра получилась у специалистов Исследовательского института транспорта Швеции. Канадцы из университета Торонто получили цифру – в 5 раз. И это, заметьте, при использовании телефонной трубки, прижатой одной рукой к уху. Существует устойчивое мнение, что система «хэндс-фри» – свободные руки, наушник в ухе, микрофон на груди – снимает все эти проблемы. Ничего по-доб-но-го! Наоборот, «хэндс-фри» еще опаснее трубки! Трудно поверить, согласен. На первый взгляд. Но вы поверьте со второго. Итак, по исследованиям специалистов Университета Торонто вероятность аварии с «хэндс-фри» увеличивается в те же 5 раз. Шведы из Исследовательского института транспорта с ними едины – у них получилась, правда, цифра 4: и для трубки у уха, и точно в те же 4 раза увеличивается вероятность аварии с «хэндс-фри». А у британцев, по авторитетному утверждению Британского научного королевского общества, вероятность аварии с «хэндс-фри» даже больше, чем с трубкой в руке. Почему? Да очень просто: с трубкой в руке долго говорить неудобно, руль одной рукой крутить приходится, и человек поневоле напряжен, а с «хэндс-фри» по полчаса можно трепаться и так увлечься разговором, что в итоге вообще забудешь, куда и зачем едешь. Американцы подошли к этой проблеме дотошнее, на то они и американцы, янки, одним словом. Исследования на эту тему проводились в Университете Флориды. Результаты: у водителей до 36 лет время реакции при разговоре по системе «хэндс-фри» увеличивается в 1,21 раза, а у более пожилых водителей – до 65 лет – в 1,6 раза. Это, можно сказать, первичные результаты исследований. А есть еще и результаты вторичные. Это когда правительство, мгновенно реагируя на первичные результаты, принимает законы, запрещающие разговоры по телефону за рулем и устанавливает наказания за их нарушения. Правда, справедливости ради надо сказать, что штрафы, которые я вам озвучу, касаются только разговоров с трубкой в руке. Потому что любое вменяемое правительство понимает, что с «хэндс-фри» поймать практически невозможно: а может, человек песни за рулем поет или сам с собой разговаривает – фенька у него такая?

Так вот за трубку у уха в Англии штраф 1000 фунтов стерлингов! Это около 1700 долларов – две трети зарплаты англичанина. Во Франции 100 евро – 28-я часть средней зарплаты француза. В Бельгии не штрафуют, а лишают водительских прав на полгода. А вот если француз или бельгиец ну, случайно там, заскочат на минутку в Нидерланды, а туда им, в машину, позвонит жена и спросит: «Тебя к ужину ждать, дорогой?», то обоих, и француза, и бельгийца, объединит общая беда – и по 100 евро выложат, и без прав на полгода останутся. В США штраф – 100 долларов, не во всех, правда, штатах одинаково, но вот бюджет Нью-Йорка, например, только за счет этого штрафа ежегодно пополняется на 6 миллионов долларов. Это получается… 164 человека в день штрафует полиция в многомиллионном городе за разговоры по телефону за рулем, а у нас? У нас за «хэндс-фри» наказание не предусмотрено. А за трубку у уха – 1500 рублей. Да и то кто и когда его платил? Ау! Откликнитесь!

Мне пара секунд разговора по мобильнику стоила пятьсот долларов, кому-то обойдется в пару тысяч, а вот замечательному актеру Евгению Дворжецкому она стоила жизни.