Общие сведения о йоге
Йога возникла на индийском субконтиненте в древнейшие времена. Изображения фигур, сидящих в позах, которые ныне относятся к асанам йоги, находят на древних печатях, возраст которых составляет не меньше 5 тысяч лет. Понятие йоги впервые упоминается еще в «Ригведе», собрании религиозных гимнов, возраст которой оценивается как минимум в 4 тысячи лет. Веками принципы йоги передавались устно, от учителя ученику, пока их не привел в систему и не записал легендарный индийский мудрец Патанджали, время жизни которого определяется весьма приблизительно – от XI до I века до н. э. Он выделил йогу в самостоятельную систему.
Люди обычно при слове «йога» в первую очередь вспоминают про всякие хитрые упражнения с завязыванием ног узлом за головой. Но йога – это учение, можно даже сказать стиль жизни. У нее есть своя философия и много правил поведения, которым истинный йогин должен следовать.
Йога как система делится на несколько направлений:
– хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма;
раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека;
карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.
Есть и другие пути: лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йога респы, йога лун-гом-па).
В Европе и Америке йога стала более известна с конца XIX века, когда о ней всем желающим рассказывал Вивекананда. В XX веке это учение распространилось по всему миру. Однако поскольку условия в разных странах отличаются от условий жизни Индии или Тибета, то и йога в этих странах стала несколько меняться. К тому же люди брали от нее то, что было им интересней, в итоге сейчас появились такие наборы упражнений с названием «йога», которые к собственно йоге имеют весьма опосредованное отношение. Ну а что касается философского наполнения учения, то о нем вообще мало кто задумывается.
Сейчас вариантов (школ) йоги достаточно много. Классическими школами считаются Хатха-йога и Кундалини-йога. Современные инструкторы их переработали и адаптировали, в результате возникли Аштанга-йога, силовая йога и Бикрам-йога. Кстати, они наиболее эффективны для похудения.
Аштанга-йога представляет собой последовательности асан со связками между ними. Она достаточно
нагружает организм и требует хорошей физической подготовки от своих последователей. Силовая йога, как явствует из названия, направлена на развитие физической силы, выносливости и гибкости. Силовая йога может стать альтернативой жестким диетам. Бикрам-йога тоже практикует асаны, но проводится в хорошо нагретом помещении с высокой влажностью (температура воздуха более +40 градусов и влажность не ниже 40 %). Поэтому ее еще называют «горячей йогой». Но такая йога дает нагрузку на сердце и легкие, поэтому с ней надо быть осторожным. Не все люди перенесут физические упражнения в условиях бани.
Принципы питания йоги
Поскольку йога, как мы уже выяснили, представляет из себя не просто «физкультуру», а комплексную систему, то в ней есть и раздел, посвященный питанию. Правда, возникли эти правила на территории Индийского субконтинента, природные условия которого очень сильно отличаются от наших, поэтому правила здорового питания истинного йога могут показаться нам неприемлемыми. Ну или не совсем применимыми к нашей реальности. Но для начала узнаем, что же они из себя представляют.
Йоги соблюдают следующие общие правила питания:
– лучше всего, если пища соответствует местности проживания и сезону года. Так, в средней полосе России правильней ориентироваться на местные овощи и фрукты, а не на манго с авокадо или кокосовое молоко. Это не значит, что их вообще не надо есть, но это значит, что основу питания, большую его часть должны составлять местные продукты. Сюда подойдет лозунг: «Покупай местное!». Еще лучше, конечно, было бы выращивать, но это не всегда реально;
самой полезной будет хорошо усвояемая и свежеприготовленная пища. При этом приготовленная пища лучше сырой (это не относится к фруктам), горячая – лучше холодной, а свежая – лучше разогретой. Пищу надо съедать сразу после приготовления, а фрукты – прямо из сада, ибо чем свежее продукт, тем больше его польза. Разогретая пища не имеет пользы. Также и замороженных продуктов следует избегать, будь это свежемороженые или замороженные полуфабрикаты;
есть нужно только тогда, когда возникает чувство голода;
если аппетит отсутствует, можно не есть, заменив еду питьем воды (именно воды, а не соков, напитков или молока);
есть нужно так, чтобы не переедать. То есть не следует запихивать в себя еду «до последнего». Из-за стола нужна вставать без ощущения тяжести в наполненном желудке. Идеальной порцией считаются две горсти пищи (не забываем, что в Индии тепло). Нужно подождать, пока еда переварилась, прежде чем приступить к следующей трапезе, поэтому оптимально делать перерыв в 2–4 часа между легкой пищей и в 4–6 часов между обильной пищей;
еда должна проходить в спокойной обстановке, нельзя торопиться, следует тщательно пережевывать пищу, пока она не размельчится во рту. Нет смысла глотать целыми кусками. Если садиться за стол расстроенным, то отрицательные эмоции повредят пищеварению;
завтракать нужно не сразу после сна, сначала лучше выпить стакан теплой воды, чтобы «разбудить» пищеварительный тракт;
разные школы йоги в разных местностях по-разному отвечают на вопрос, следует ли пить во время еды. Некоторые говорят, что лучше выпить стакан воды за час до еды, а потом можно пить через полтора часа после еды. А вот на Шри-Ланке считают, что можно запивать еду во время приема пищи маленькими глотками теплой воды;
большую часть дневного рациона йога призывает съедать днем. Считается, что пищеварение наиболее интенсивно между 11 и 14 часами. Завтрак должен быть легким, а ужинать следует не позднее, чем за 2 часа до сна, иначе сон будет беспокойный и человек не отдохнет.
Приём пищи до восхода солнца и после заката считается в йоге неправильным, так как жизненная энергии в первом случае еще не активна, а во втором – уже не активна, то есть максимальная польза от приема пищи не будет получена. Однако следует иметь в виду, что чем севернее, тем больше разница между летней и зимней продолжительностью дня. Вряд ли на широте Полярного круга даже йог сочтет полезным голодать полгода. К тому же в йоге утверждается, что режим и объём питания должен соответствовать индивидуальным особенностям человека: образу его жизни, ритму труда и отдыха, поставленным целям.
В вопросах питания йога пересекается с другой древней индийской наукой – «Аюрведой», традиционной, древнейшей системой индийской медицины. И в йоге, и в аюрведе все продукты делятся на три типа: саттвические, раджастические и тамасические. Эти типы происходят от трех понятий: саттва, раджас и тамас.
Саттва – качество благости, чистоты, равновесия, гармонии, в общем, всего самого лучшего, достойного, к чему следует стремиться.
Раджас – качество страсти, возбуждения, деятельности, раздражительности.
Тамас – качество инертности, бездействия, равнодушия, невежества.
Также и готовые блюда принадлежат к одному из этих трех типов. Причем в зависимости от способа приготовления у блюда (а оно ведь состоит из нескольких продуктов) можно увеличить одно качество и уменьшить другое. Эти же качества есть и у людей, и путем употребления определенных продуктов, как считается, можно привести организм в порядок. Но это уже другая тема, она гораздо шире, чем собственно разговор о похудении.
Итак, стремиться следует к саттвической пище, она наиболее благоприятна для человека. Такой пищей в аюрведе и йоге считается растительная пища, а также пища свежая, только что приготовленная или не подвергавшаяся готовке вовсе. Рис, каши, хлеб и другие блюда являются саттвическими, если они только что приготовлены, а кроме того, они не должны содержать в своём составе мяса, рыбы и некоторых пряностей. Также саттвическая пища не обладает сильным вкусом, ибо он пробуждает страсть, а саттва – это умиротворенность, и страсти ей противопоказаны.
Список этих продуктов может несколько разниться в разных школах, но различия эти небольшие. Чаще всего к саттвическим продуктам относят большинство свежих овощей, свежих фруктов, свежеприготовленных злаков, бобовых, молоко, сладкие сливки, свежий йогурт, сливочное масло и гхи (особым образом топленое сливочное масло) в умеренных количествах, большую часть орехов, семян и растительных масел холодного отжима, а также значительную часть натуральных подсластителей (мед, тростниковый сахар, коричневый сахар). Специи: корица, тмин, семена кориандра, фенхель, базилик, кардамон, имбирь, куркума. При этом считается, что молоко должно употребляться только органическое (не пастеризованное, не из пакетов).
Раджастическая пища отличается сильным, насыщенным вкусом. Также к ней относится вся пряная, солёная, сладкая, жареная, копчёная, тушеная и другим образом искусно приготовленная еда. Все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы тоже являются раджастическими, так же как и спиртные напитки, наркотики и лекарства. Мало того, в эту же группу относится слишком горячая пища, пряная или кислая. В список продуктов войдут продукты брожения, включая йогурт или кефир, яйца, сыры, белый сахар, большая часть подсластителей, некоторые виды бобовых, авокадо, соль, редис, цитрусовые, арахис, сладкие напитки, крепкий чай и кофе. Из специй раджастичны чеснок, асафетида, черный перец, красный стручковый перец, горчица.
Третья группа: пища, которая приводит к апатии и бездействию. По мнению индусов, это еда вообще не пригодна к употреблению. Сюда относится гнилая и несвежая пища, которая дурно пахнет и неприятна на вкус. Но, к сожалению, это не просто постоявшая и испортившаяся пища. Это также еда, поставленная в холодильник или другое холодное место, и повторный разогрев не изменит её состояния. К тамасическим продуктам питания относятся большинство видов фаст-фуда, жареная пища, замороженные продукты, пища, приготовленная в микроволновой печи или прошедшая интенсивную обработку.
При этом многие учителя йоги говорят, что не сам по себе продукт относится к одной из трех групп, но влияет и способ его приготовления. И овощи могут стать тамасическими, если их жарить со специями, и яйца или рыба могут приобрести качества саттвы при определенном способе приготовления. Однако это тема для отдельного разговора.
В учении йоги принято считать, что раджастическая пища способствует перееданию, один из основных признаков ее употребления: чувство тяжести в желудке, также она пробуждает страсть и плотские желания. А тамастическая пища развивает в человеке грубость, тупость, агрессивность, равнодушие.
В йоге и аюрведе есть свой взгляд на проблему лишнего веса. Утверждение, что «излишний вес связан с перееданием», они считают упрощением, поскольку многие люди едят, сколько хотят, но на их вес это не влияет. А другие сидят буквально на хлебе и воде, но никак не могут скинуть лишние килограммы. Учителя йоги призывают прислушаться к своему организму.
То есть следует не просто придерживаться принципов питания йоги, но и отмечать, как на них реагирует организм, что помогает, а что нет. Гармонизация питания и выполнение асан помогут нормализовать обмен веществ, очистить организм, и вес придет в норму. Но следует помнить, что йога действует медленнее, чем многие диеты. Если лишних килограммов много, то нужно заниматься собой несколько месяцев, а то и год, прежде чем станет виден реальный эффект. С другой стороны, сброшенный вес не вернется в ближайшее же время или после первых же праздников. Кстати, многие упражнения йоги, в частности на расслабление, дыхательные и другие, своим успокаивающим воздействием снижают чрезмерный аппетит.
Конец ознакомительного фрагмента.