Вы здесь

Левитология. Концепция социальной свободы. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛЕВИТОЛОГИИ (Анар Вайарли)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛЕВИТОЛОГИИ

1. Реальный и идеальный миры

Каждый человек живёт одновременно в двух мирах – реальном и идеальном. Реальный мир – этот весь тот внешний мир, что нас окружает. Это предметы и объекты вокруг нас, физические параметры окружающей среды (например, температура воздуха), люди и прочие живые организмы, а также идеологическая составляющая, то есть те установленные в обществе правила и нормы, по которым это общество живёт. И ты, как часть этого общества, тоже в той или иной степени вынужден придерживаться этих норм и правил. Но есть и другой мир – идеальный. Это тот мир, который существует внутри каждого из нас – в нашем воображении. В нём созданы идеальные условия для того, чтобы мы были счастливы. Все условия этого мира направлены на удовлетворение наших желаний. Мы – центральная фигура этого мира, и именно нами обусловлены все его параметры и характеристики. Не он диктует нам свои правила, а мы диктуем ему свои, и он целиком и полностью соответствует всем нашим желаниям. Однако, здесь возникает две проблемы. Первая: как бы прекрасен ни был этот мир, он иллюзорен. Вторая проблема заключается в том, что значительная часть идеального мира от нас скрыта и не доступна нашему осознанию. Последняя проблема тесно связана с нашей с вами боязнью осознать и признать наши истинные желания. И мешает нам это сделать мир реальный – тот мир, в котором мы с вами живём, поскольку его правила во многом противоречат нашим истинным желаниям.

Давайте разберём, какое положение человек может занимать относительно двух миров, и из каких составляющих состоит наша жизнь в этих мирах.

Каждый человек, как субъект, способный к осознанию себя и взаимодействию с окружающим миром – то есть как личность, – имеет ряд характеристик и пребывает в определённом состоянии. Дать характеристику человеку и выявить, в каком состоянии он находится, можно путём изучения трёх составляющих человеческого существования: физического состояния, духовного состояния и социальной позиции. Рассмотрим каждую из составляющих более подробно.

Каждый из нас имеет определённое физическое состояние, то есть определённый рост, массу, телосложение и т. д. Наши клетки, ткани и органы также характеризуются определённым набором качеств и свойств. У кого-то все органы здоровы, имеют нормальную структуру и правильно функционируют, а кто-то страдает от тех или иных заболеваний, обусловленных нарушением строения и работы различных органов. Всё это – физическое состояние человека.

Наше восприятие мира, наше мировоззрение, наша вера, наши желания, страхи и предрассудки, наше настроение – всё это в целом является нашим духовным состоянием. Наши представления о жизни, о смысле жизни, наши стремления, наш характер – это всё элементы духовного мира, который, естественно, у каждого из нас имеет свои особенности. Как и физическое состояние, духовное состояние одного человека во многом совершенно не похоже на духовное состояние другого человека.

Есть ещё одна составляющая человеческого существования – социальная позиция. Это то место, которое мы занимаем в обществе по отношению к установкам и ценностям данного общества и то, как нас воспринимают окружающие люди с точки зрения общественных норм и правил. Социальный статус, уровень востребованности человека, наличие деловых связей, степень влияния на окружающих и так далее – все эти параметры определяют социальную позицию человека.




Рисунок 1 – Обобщённая модель мира и существования человека


Итак, мы выяснили, что каждый человек существует (пребывает) в двух мирах: реальном и идеальном. Соответственно, каждая из трёх составляющих человеческого существования имеет две вариации – реальную и идеальную. Для наглядности приведём несколько примеров. Допустим, речь идёт о физическом состоянии человека. В реальном мире человек может иметь избыточный вес, слабые руки, больное сердце. В то же время, в идеальном мире этого человека он является стройным, подтянутым, сильным и здоровым. Другой пример: в реальном мире человек подавлен, находится в постоянной депрессии, его переполняют страхи и сомнения, тогда как в идеальном мире он полон оптимизма, уверен в себе и всегда пребывает в хорошем настроении. А вот пример, касающийся вариаций социальной позиции: в реальном мире человек не реализовал себя как специалист, он беден, его не уважают, он работает на низкооплачиваемой работе, при этом в идеальном мире он успешен, востребован как специалист, он делает карьерные успехи, занимает высокое положение в обществе, он состоятелен и уважаем.

Подведём небольшой итог. Мы узнали о существовании реального и идеального миров, в которых одновременно пребывает каждый человек; выявили и описали три составляющие человеческого существования и рассмотрели примеры их проявления в реальном и идеальном мирах (обобщённая модель мира и существования человека, схематично отражающая сказанное выше, изображена на рисунке 1). Но какое же место занимает личность человека по отношению к реальному и идеальному мирам? Как эти миры соотносятся друг с другом? Можно ли говорить о том, что человек может в большей степени пребывать в одном или другом мире? Нужно ли стремиться к тому, чтобы сделать свой идеальный мир реальным? Как воплотить свои мечты и идеи в жизнь? Как стать счастливым? Что такое свобода, возможна ли она, и если возможна, то как же стать по-настоящему свободным? Поиском ответа на эти и другие важные вопросы мы с вами и займёмся далее.

2. Шкала состояния и приоритеты личности

Физическое, духовное состояния и социальная позиция – это составляющие человеческого существования. Не самого человека как личности, а именно существования человека. Иными словами, данные составляющие имеют место быть и могут быть рассмотрены только лишь в контексте взаимодействия человека с окружающим миром, и никак иначе. Но это не значит, что человек и окружающий его мир – есть неделимое целое. Это не совсем так.

Человека как такового, то есть вне контекста его взаимодействия с окружающим миром, мы будем называть личностью. Далее возникает вопрос о том, какое же положение занимает личность по отношению к реальному и идеальному мирам? На представленной выше схеме мы видим, что человек одновременно проживает свою жизнь в двух мирах. Он как бы находится на границе, разделяющей реальный и идеальный миры. Если человек находится ровно посередине, то реальный и идеальный миры занимают в его существовании одинаковую долю и значимость. Но так бывает лишь в очень редких случаях. Обычно в жизни каждого человека один из миров занимает большую часть, а другой – меньшую. В разные периоды жизни личность смещается в ту или иную сторону. Существуют определённые границы, которые ограничивают личность в перемещении между мирами. Однако, эти границы могут расширяться или сужаться. Пространство, в пределах которого личность может смещаться в ту или иную сторону, называется сегментом состояния. В свою очередь, сегмент состояния располагается на шкале состояния. Шкала состояния – это условный диапазон, ограничивающий пределы реального и идеального миров и отражающий возможный потенциал смещения или расширения сегмента состояния (см. рисунок 1).

Итак, в зависимости от установленных границ, сегмент состояния может быть уже или шире. При этом большая часть сегмента, как правило, располагается в одном из миров. В этом случае говорят о приоритете сегмента состояния и о смещении приоритета. Например, если большая часть сегмента расположена в реальном мире, то мы говорим о том, что приоритет сегмента смещён в сторону реального мира. Такой сегмент состояния называется сегментом с реальным приоритетом. В противном случае речь будет идти о сегменте с идеальным приоритетом (см. рисунок 2).




Рисунок 2 – Приоритеты сегмента состояния: слева – сегмент состояния с реальным приоритетом; справа – сегмент состояния с идеальным приоритетом


Введём ещё одно понятие – приоритет личности. Это состояние, при котором личность находится в том или другом мире. Соответственно, различают личность с реальным приоритетом и личность с идеальным приоритетом. Приоритет личности является гораздо более динамичной категорией, нежели приоритет сегмента состояния. Кроме того, приоритет личности не всегда совпадает с приоритетом сегмента состояния. Например, приоритет сегмента может быть смещён в сторону реального мира, но личность в данный конкретный момент и по отношению к конкретной ситуации может существовать в идеальном мире. При этом приоритет личности может существенно смещаться в ту или иную сторону за довольно короткое время (буквально в течение нескольких минут), тогда как для смещения (либо расширения/сужения – см. далее) границ сегмента состояния требуется гораздо больше времени (вплоть до нескольких месяцев и лет).

Рассмотрим пример. Предположим, человек преимущественно существует в идеальном мире. Он живёт мечтами, он отстранён от решения реальных проблем, он искренне верит в добро и справедливость, не замечая при этом, что реальный мир совершенно не соответствует его представлениям. Он погружён в свой идеальный мир, а в реальном мире пребывает просто по мере необходимости. Будь его воля, он целиком и полностью ушёл бы в идеальный мир. Но это не возможно. Тем не менее, можно говорить о том, что приоритет сегмента состояния человека в данном случае является идеальным. И приоритет личности в большинстве жизненных ситуаций, скорее всего, так же будет смещён в сторону идеального мира, то есть личность будет существовать (находиться) в идеальном мире (см. рисунок 3А). Но в какой-то момент реальный мир вдруг даёт о себе знать с особенной силой – в жизни человека происходит некое чрезвычайное происшествие, последствия которого требуют от него незамедлительных конкретных действий в реальном мире. Причём решить проблему путём иллюзий (например, заставив себя поверить в то, что всё хорошо) не представляется возможным. Например, родитель игнорировал болезнь своего ребёнка, верил в то, что ребёнок на самом деле здоров – в его идеальном мире всё было именно так. Постепенное ухудшение состояния здоровья ребёнка родитель мог не замечать (а точнее, делать вид, что не замечает), либо находить этому какие-то «безобидные» объяснения и оправдания. И вот, в какой-то момент у ребёнка возникает острый приступ, и он оказывается при смерти. Проигнорировать это человек уже не может. В этот момент он будто бы забывает обо всех предыдущих отговорках и оправданиях, благодаря которым он избегал решения проблемы. Его личность смещается в сторону реального мира, и человек начинает действовать, исходя из реальной обстановки. Он перестаёт игнорировать болезнь своего ребёнка и начинает прилагать реальные усилия для того, чтобы спасти ему жизнь (см. рисунок 3Б). Однако, как только ребёнку будет оказана экстренная помощь, родитель может вновь вернуться к иллюзиям, при том что ребёнок всё ещё болен и проблема не решена окончательно. Несмотря на то, что в экстренной ситуации личность сместилась в сторону реального мира, сегмент состояния всё ещё имеет идеальный приоритет – большая его часть расположена в идеальном мире, а потому восприятие мира в целом, характер душевной организации и тяга к идеальному миру у человека всё равно сохраняются. Поэтому, когда экстренно возникшая проблема решена, и у человека вновь появляется возможность игнорировать реальность, личность снова сместит приоритет в сторону идеального мира (см. рисунок 3В).




Рисунок 3 – Параметры и динамика личности и сегмента состояния: А – сегмент состояния и личность имеют идеальный приоритет; Б – личность сместилась в сторону реального мира и теперь находится в реальном мире; В – приоритет личности вновь сместился в сторону идеального мира; Г – сегмент состояния сместился в сторону реального мира


Для того, чтобы в существовании человека произошли более серьёзные и глубокие изменения, необходимо длительное воздействие на него разного рода факторов и событий, которые в итоге приведут к изменению границ сегмента. Либо это может быть одно единственное событие, которое не просто заставит человека обратить внимание на реальность, но и станет настолько обескураживающим, что заставит его взглянуть, наконец, на своё поведение со стороны и не просто начать действовать исходя из сложившихся реалий, но и действовать более осознанно. Например, если болезнь ребёнка в описанном выше примере приведёт в итоге к его смерти, то велика вероятность того, что родитель не только не сможет это игнорировать и будет вынужден предпринять конкретные действия в реальном мире (например, вызовет врача, займётся организацией похорон и т.д.), но и осознает всю иррациональность и ошибочность той модели поведения, которая была ему присуща до сих пор, то есть до смерти ребёнка. Приоритет сегмента состояния сместится в сторону реального мира, и человек как бы прозреет (см. рисунок 3Г). Он будет поражён тем, как он мог всё это время игнорировать болезнь своего ребёнка, когда все симптомы и прогрессирование заболевания были налицо.

Итак, мы определились с тем, что такое сегмент и шкала состояния; выяснили, что сегмент состояния имеет определённые границы, он может быть уже или шире; также мы выяснили, что существует приоритет сегмента состояния, который может быть смещён в сторону реального, либо в сторону идеального мира. Мы рассмотрели место личности на сегменте состояния и выяснили, что приоритет личности также может меняться (смещаться) в ту или иную сторону в пределах границ сегмента.

3. Расширение и смещение границ сегмента состояния

Сегмент состояния имеет определённые границы, то есть он ограничен с двух сторон и занимает определённый участок на шкале состояния. Для обозначения того, что сегмент ограничен, введём понятие рамки. Рамкой мы будем называть ширину (размер) сегмента состояния на шкале состояния.

Как мы выяснили, личность и сегмент состояния могут смещаться в ту или иную сторону, то есть в сторону реального, либо в сторону идеального мира. Помимо этого, может меняться и рамка – то есть ширина (размер) сегмента состояния. Понятие рамки применимо к сегменту, но не применимо к личности. Дело в том, что сегмент состояния – это категория, которая имеет некий диапазон, отражающий психологические особенности, мировоззрение и мировосприятие человека в целом, и по которому мы можем судить о потенциале личности. В свою очередь, личность на сегменте состояния отражает характер взаимодействия человека с миром в тот или иной конкретный и относительно короткий промежуток времени и в условиях конкретной ситуации или события, то есть имеет не столько общий, сколько более частный, ситуативный характер. Таким образом, термин «рамка» («размер») по отношению к категории личности некорректен. Следовательно, личность подвержена только смещению (без изменения размеров), тогда как для сегмента состояния характерно как смещение, так и изменение рамки в большую или меньшую сторону (увеличение или уменьшение).

Итак, сегмент (границы сегмента) может смещаться, либо изменять рамку (ширину) – в обоих случаях мы можем говорить о смещении приоритета сегмента. Иными словами, понятие «смещение приоритета сегмента» объединяет в себе любые изменения границ сегмента – как смещение, так изменение рамки (увеличение или уменьшение рамки / расширение или сужение границ). Как видим, понятия «смещение приоритета сегмента» и «смещение сегмента» не равнозначны. При этом термины «смещение приоритета личности» и «смещение личности», напротив, означают одно и то же.

4. Изменение рамки сегмента состояния

Итак, расширение сегмента (границ сегмента) состояния есть изменение рамки данного сегмента, а именно изменение рамки в большую сторону (увеличение рамки). Представим человека, существование которого имеет определённый сегмент состояния. Предположим, что это сегмент, располагающийся ровно посередине между реальным и идеальным мирами, то есть не имеющий выраженного приоритета. При определённых условиях рамка данного сегмента состояния может измениться в большую сторону (увеличиться), то есть сегмент (границы сегмента) станет шире. Каковы же эти условия? Давайте разберёмся с этим на одном условном примере, приведённом ниже.

Допустим, человек никогда не сталкивался с грубым обращением по отношению к себе, так как рос в обстановке, в которой его любили и всячески оберегали от стрессовых ситуаций. Но вот, однажды, человеку нагрубили, обошлись с ним жёстко. Это новый опыт, и если он окажется достаточно неожиданным и шокирующим, то за ним могут последовать изменения в сегменте состояния. Причём приоритет сегмента может сместиться как в сторону реального, так и в сторону идеального мира. Обратим внимание, что речь здесь может идти как о смещении собственно сегмента (то есть о смещении рамки/границ сегмента), так и о расширении его границ (то есть об увеличении рамки). Например, столкнувшись с суровой реальностью, в которой человеку нагрубили, он может найти облегчение, как бы погрузившись глубже в идеальный мир, в котором найдёт успокоение. Выражаться это может по-разному. К примеру, человек убедит себя в том, что миром правит любовь и что, излучая добро, он, таким образом, впредь оградит себя от плохих людей. Или же, напротив, он превратится в человека замкнутого и жаждущего мести, снова и снова расправляясь в своих фантазиях с обидчиком. Это пример того, как новый опыт стал причиной смещения приоритета сегмента состояния в сторону идеального мира.

Тот же самый опыт может иметь и другой эффект. Так, столкнувшись с грубостью, человек не зациклится на обиде и не станет строить иллюзий по поводу любви, царящей вокруг него. Вместо этого он станет более осмотрителен в общении, научится так же грубо и решительно давать отпор обидчикам. То есть, в данном случае речь идёт о смещении приоритета сегмента состояния в сторону реального мира.

Итак, каждый человек имеет определённый жизненный опыт. Накопленный человеком опыт – это то, что оказывает значительное влияние на все три составляющие его существования (физическое состояние, духовное состояние, социальную позицию). Следовательно, можно говорить о том, что опыт является одним из первоочередных факторов, оказывающих влияние на формирование сегмента состояния, в том числе определяя его приоритет. Однако, наступает момент, когда новый опыт практически перестаёт воздействовать на формирование сегмента состояния. Вместо этого, вновь полученный опыт объясняется человеком на основании неких уже сформированных ранее шаблонов и, по большому счёту, больше не воспринимается человеком как что-то новое. Это явление называется стагнацией сегмента состояния. И теперь для изменения рамки (то есть для смещения рамки, либо для изменения рамки в большую или меньшую сторону) сегмента состояния необходим не просто новый опыт, а опыт гораздо более неординарный и шокирующий по сравнению с тем, что происходило с человеком ранее.

Для большей наглядности вернёмся к человеку из примера, приведённого выше. Допустим, впервые столкнувшись с грубостью, он стал более осмотрительным и смелым. И вот, в какой-то момент он вновь попадает в конфликтную ситуацию. Предыдущий опыт подсказывает ему, что сейчас его оппонент начнёт грубить и попытается применить силу. Однако, вместо этого его оппонент просит извинения, дружески хлопает человека по плечу и мирно уходит. Это новый опыт. Но, скорее всего, он уже никак не повлияет на рамку сегмента состояния (то есть на его границы) данного человека. Вместо этого человек просто интерпретирует данный новый опыт исходя из уже сформированных ранее представлений. Например, он решит, что его оппонент всё равно мерзкий и злой человек, а проявленное им дружелюбие – это, якобы, просто хитрый ход с его стороны, лишь подтверждающий его недоброжелательность и опасность (впрочем, этот вывод может оказаться действительно правдивым). Для того, чтобы рамка сегмента состояния увеличилась или же сместилась в ту или иную сторону, новый опыт теперь должен быть особенно необычным. Например, если этот же человек вновь попадёт в конфликтную ситуацию, в которой его оппонент не только не станет применять силу, но и впоследствии станет его лучшим другом, то в этом случае, как вариант, приоритет сегмента состояния может сместиться в сторону идеального мира, и человек поверит в доброту, в настоящую дружбу и тому подобные вещи. Здесь стоит уточнить, что дружба и любовь сами по себе не являются явлениями исключительно идеального мира. Однако именно безусловная вера в дружбу и любовь, придание этим понятиям сакрального смысла и нежелание замечать суровой реальности, является примером ухода в идеальный мир. Возвращаясь к рассматриваемому нами примеру, обратим внимание на то, что когда человек после очередного назревающего конфликта вдруг, вопреки ожиданиям, подружится со своим оппонентом, то отрезок сегмента состояния данного человека, находящийся в реальном мире, скорее всего, не изменится (то есть граница сегмента со стороны реального мира не изменится). То есть смещение приоритета сегмента состояния будет выражаться в расширении границы сегмента в сторону идеального мира. А это значит, что человек по-прежнему будет готов, в случае опасности, не бежать от реальности, а дать отпор очередному оппоненту. Говоря простым языком, человек станет более доброжелательно относиться к людям, но при этом останется реалистом.

Исходя из приведённых выше примеров, становится понятно, почему границы сегмента состояния являются относительно стабильными, не смещаясь, не расширяясь и не сужаясь слишком часто.

5. Составляющие человеческого существования и их характеристика

Как мы теперь уже знаем, человеческое существование состоит из трёх составляющих – это физическое состояние, духовное состояние и социальная позиция. Как было сказано выше, эти три составляющие человеческого существования (СЧС) существуют как бы в двух ипостасях (имеют две вариации) – в реальном и в идеальном мирах. Таким образом, когда мы говорим о смещении приоритета сегмента состояния, либо о смещении приоритета личности, то нужно понимать, что речь идёт как раз-таки об изменениях, касающихся составляющих человеческого существования. Далее приведём пример.

Предположим, есть человек, для которого хорошая физическая форма на протяжении многих лет остаётся лишь плодом его фантазии, его, казалось бы, несбыточной мечтой. Он любит представлять, как играет своими мускулами, как девушки восхищаются его телом, как он занимается в тренажёрном зале, поднимая большие веса, как друзья уважают его и даже боятся. Но в реальной жизни он физически развит плохо и он это понимает, поэтому сознательно всячески избегает столкновения с этой темой – например, старается уйти от разговора, как только в компании друзей речь заходит о тренировках, о том, кто сколько раз подтягивается и так далее. Или другой вариант: человек мечтает быть крепким и мускулистым, но сам не до конца осознаёт это желание. Вместо этого он создаёт иллюзию, согласно которой ему совсем не нужно быть физически развитым, а достаточно просто быть хорошим человеком, и тогда его ждёт успех. При этом в реальной жизни человек старается не обращать внимания на свою физическую форму, игнорирует свои физические недостатки, причём зачастую делает это неосознанно. Оба варианта являются примерами сегмента состояния с идеальным приоритетом по физической составляющей (по составляющей физического состояния). Другими словами можно сказать так: физическая составляющая человеческого существования имеет идеальный приоритет (либо: физическая составляющая сегмента состояния (у данного человека) имеет идеальный приоритет/с идеальным приоритетом).

Рассмотрим ещё один пример. Человек пребывает в постоянном стрессе, он подавлен, у него уже давно не было хорошего настроения, его одолевают страх и тревога. Он мечтает стать другим – весёлым, оптимистичным, смелым человеком. И именно таким он является в своём идеальном мире. Он максимально уходит от реальности, перестаёт общаться с друзьями и знакомыми, ни к чему не стремится. Зато в своих фантазиях он морально устойчив, самоуверен, он излучает позитив и является душой компании. Хотя при этом он прекрасно понимает, что в реальном мире он не такой. Или же другой вариант: человек боится напрямую признаться себе в том, что с ним что-то не так. Поэтому он заставляет себя поверить в то, что его счастье совсем не в том, чтобы стать уверенным в себе, целеустремлённым и морально устойчивым человеком, хотя именно об этом он и мечтает на самом деле (но до конца не осознаёт этого). Он всячески прячется от осознания реального положения вещей и находит для себя ложное успокоение. Например, он изо всех сил пытается убедить себя в том, что ему для счастья нужно совсем немного: чтобы светило солнце, чтобы была крыша над головой, и чтобы окружающие его люди были счастливы. Он также пытается убедить себя в том, что если у него и есть какие-то собственные амбиции, то они являются излишеством. Оба описанных в данном абзаце варианта являются примерами духовной составляющей сегмента состояния с идеальным приоритетом (сегмента состояния с идеальным приоритетом по духовной составляющей).

И последний пример касается третьей СЧС – социальной позиции. В реальном мире человек может быть бедным, невостребованным, неуважаемым. Он не сумел реализовать себя как специалист, у него тяжёлая малооплачиваемая работа, у него нет доступа ко многим благам, таким как качественное медицинское обслуживание, дорогие развлечения, возможность путешествовать и так далее. Однако в идеальном мире всё иначе. В идеальном мире у этого человека есть любимая и престижная работа, его уважают коллеги, он востребован, богат, к его мнению прислушиваются, он способен влиять на людей, у него есть доступ ко всем благам, у него масса связей и обширные возможности. Каждый вечер перед сном человек прокручивает у себя в голове картины своего успеха, находя в своих фантазиях хоть какое-то утешение. Есть и другой вариант, при котором человек всячески подавляет своё желание достичь успеха в социуме, причём делает это неосознанно. Ему кажется, что высокий социальный статус ему не нужен, и что всё необходимое для счастливой жизни у него уже есть. Он пытается поверить в это. Таков его идеальный мир. В то же самое время, в реальном мире он всячески избегает столкновения с темой социального успеха – например, он избегает разговоров на эту тему (зачастую неосознанно) или же демонстративно подчёркивает своё негативное отношение к успешным людям. Рассмотренные в данном абзаце ситуации являются примером сегмента состояния с идеальным приоритетом по социальной составляющей.

Итак, мы рассмотрели несколько примеров, при которых приоритет сегмента состояния по различным СЧС смещён в сторону идеального мира. Но есть, разумеется, и обратные ситуации, при которых СЧС сегмента состояния имеют не идеальный, а реальный приоритет (или, говоря иначе, сегмент состояния по различным СЧС имеет реальный приоритет). Так, в случае физического состояния это может проявляться в том, что человек осознаёт своё желание иметь хорошую физическую форму, он ищет реальные инструменты достижения хорошей физической формы и предпринимает конкретные шаги в этом направлении именно в реальном мире. При возникновении трудностей такой человек не углубляется в идеальный мир, находя оправдание своему бездействию, он не пытается убедить себя в том, что хорошая физическая форма ему больше не нужна. Вместо этого он находит в себе силы для решения трудностей в реальном мире, причём делает это с помощью реально действующих инструментов, не заменяя их иллюзией. И, в конце концов, человек достигает своей цели.

Если человек на самом деле с оптимизмом смотрит на жизнь, он уверен в себе, морально устойчив, быстро справляется со стрессом, находит в себе силы для реальной работы даже в не самых благоприятных, с точки зрения морального климата, условиях, то можно говорить о том, что духовная составляющая существования данного человека имеет реальный приоритет (говоря иначе, духовная составляющая сегмента состояния у данного человека имеет реальный приоритет). Отметим, что некоторая часть (отрезок) сегмента состояния данного человека всё же находится в идеальном мире, в том числе и духовная составляющая сегмента. Поэтому человек может часть своей жизни, связанной с духовной составляющей, проживать и в идеальном мире. Ведь как бы ни был человек приспособлен к реальной жизни, всегда найдутся те ситуации, прожить которые в реальном мире он не готов. Так, например, этот человек может быть руководителем крупной компании, способным к тяжёлой управленческой работе в обстановке постоянного стресса и давления со стороны конкурентов, проверяющих органов и так далее; он с оптимизмом смотрит на жизнь и в большинстве ситуаций морально устойчив. Но, в то же самое время, он оказывается не готовым к такому же эффективному и планомерному решению проблем, возникающих в его семье. И вместо того, чтобы откровенно поговорить с женой, подумать вместе с ней над решением проблем в отношениях, помочь ей в воспитании их общего ребёнка, такой человек всячески избегает этой темы. Более того, он может убедить себя в том, что в его семье всё в порядке, что у него идеальный брак, что жена всем довольна и прекрасно справляется с воспитанием сына – таким будет его идеальный мир, и он будет жить в нём, а не в реальном мире, в котором, на самом деле, всё не так прекрасно.

Человек, сегмент состояния которого имеет реальный приоритет по социальной позиции (по социальной составляющей), в реальной жизни является человеком уважаемым, востребованным в своей сфере, состоявшимся как специалист, делающим карьерные успехи. При этом он не прячется от реальных проблем и готов решать их в реальном мире с использованием реальных инструментов. Разумеется, идеальный мир также занимает определённую часть его существования, но поскольку социальная составляющая сегмента состояния имеет реальный приоритет, человек способен во многих ситуациях и до определённого момента оставаться преимущественно в реальной жизни и добиваться значительных реальных успехов.

6. Инструменты достижения целей

Для начала определимся с тем, что такое цель. Цель – это некое конечное состояние, определённый результат, которого желает достичь человек. Зачастую понятие «цель» трактуется довольно узко и конкретно. Например, конкретное стремление заработать, скажем, миллион рублей – это цель. В то же время, мечту человека о том, чтобы стать богатым, часто уже не называют целью. Мы же будем понимать под целью не только некое конкретное стремление, но и вообще любое желание. Заработать много денег, жить в большом роскошном доме, завести детей, побывать в каком-либо необычном месте, создать собственную успешную компанию и так далее – всё это примеры человеческих желаний, то есть целей.

Чтобы не создавать путаницу, в дальнейшем повествовании мы всё же будем разграничивать цели конкретные и цели общие, то есть желания. Но будем помнить, что желание по сути своей тоже является целью. Подобная более широкая трактовка понятия «цель» имеет свои основания. Чем бы ни занимался человек, что бы он ни делал – его действия, его поведение всегда направлены на достижение некоего конечного состояния. И этим конечным состоянием может быть как достижение конкретной цели, так и достижение общей цели, в том числе реализация некоего желания, которое человек, зачастую, сам не до конца осознаёт. И в этом смысле принципиального различия между конкретной целью и желанием человека нет.

Для достижения цели (как конкретной, так и общей) человек использует различные инструменты, которые можно разделить на две группы: реальные и иллюзорные (идеальные). Реальные инструменты – это способы и приёмы достижения цели, ориентированные преимущественно на реальный мир и имеющие объективное подтверждение своей действенности. Иллюзорные инструменты – это способы и приёмы достижения цели, ориентированные преимущественно на идеальный мир, целесообразность и действенность которых носит преимущественно субъективный характер. Для наглядности далее приведём несколько примеров.

Итак, допустим, у человека есть цель – в течение ближайшего года заработать с нуля один миллион рублей. Он чётко сформулировал эту цель и осознаёт её. Для достижения этой цели он решает заняться предпринимательской деятельностью. Предположим, для начала он изучит юридические нормы касающиеся предпринимательства, а также определится со сферой своей деятельности. Допустим, человек имеет педагогическое образование и решает заняться репетиторством. Для этого он изучит положение дел на рынке репетиторских услуг, освоит процесс создания собственного сайта, освоит соответствующие программы для проведения дистанционных занятий, купит необходимую литературу, будет общаться с людьми – искать партнёров, сотрудников в свою фирму, клиентов. Он будет искать помещение под офис, при необходимости организует в офисе ремонт, закупку оргтехники и так далее. Все эти действия, по сути, как раз и являются так называемыми реальными инструментами достижения цели.

А теперь рассмотрим пример, когда для достижения цели человек использует иллюзорные инструменты. Предположим, человек хочет стать богатым. Это его желание, его мечта, которую также можно назвать его общей целью. Однако, он не вполне готов к тому, чтобы предпринимать какие-либо реальные шаги в данном направлении. Ему тяжело общаться с людьми, у него имеется масса страхов, он не достаточно уверен в себе, он не может преодолеть сопротивление и давление со стороны своего окружения и начать принимать самостоятельные решения и так далее. Таким образом, мы видим, что если в предыдущем примере приоритет сегмента состояния человека был смещён в сторону реального мира, то в данном случае мы можем говорить о смещении приоритета сегмента в сторону идеального мира. Итак, желание разбогатеть у человека есть, но применить реальные инструменты для достижения желаемого, в той мере, в которой это необходимо, он не может. Вместо этого он начинает совершать действия, которые позволяют ему оставаться на поводу у своих страхов и не покидать пределов зоны комфорта. Человек начинает верить и надеяться на то, что эти действия принесут пользу и сделают его богатым, не замечая при этом, что на самом деле данные действия в реальности неэффективны и не могут привести его к желаемому. Например, вместо того, чтобы начать осваивать реальную бизнес-нишу, налаживать связи, строить собственную фирму, человек тратит всё своё время на поиски различных способов, которые, якобы, позволят быстро разбогатеть, не выходя из дома, не общаясь с людьми и вообще не решая никаких проблем. Он может увлечься разного рода псевдонаучными, эзотерическими учениями – например, поверить в то, что для достижения богатства нужно всего лишь позитивно мыслить, излучать добро и любовь, и тогда деньги, якобы, сами придут в его жизнь. Разумеется, деньги не приходят, но человек может жить в этом идеальном мире годами, не желая замечать, что его жизнь до сих пор так и не изменилась в лучшую сторону. Ещё один вариант – человек, чувствуя, что его желание так и останется несбыточной мечтой, находит успокоение в вере, согласно которой он, якобы, и так богат, ведь деньги – это не главное, а главное – это духовное богатство. Разумеется, истинное желание иметь кучу денег не исчезло. Человек просто подавил это желание, заменив его иллюзией. Итак, увлечение «чудодейственными» способами заработка, позитивное мышление, вера в ненужность денег – всё это примеры иллюзорных инструментов достижения цели.

Если для достижения цели человек использует преимущественно реальные инструменты, то, как правило, эта цель является конкретной, чётко сформулированной и осознаётся человеком. Таким образом, если человек способен к осознанию и принятию своей цели, то это уже само по себе может быть предпосылкой к тому, что он будет применять реальные инструменты. Бывают и иные ситуации, когда человек осознаёт и может чётко сформулировать конкретную цель, но в её достижении не способен в достаточной мере использовать реальные инструменты. В то же время, если цель человека не осознаётся им самим, то в этом случае он, скорее всего, будет пользоваться преимущественно иллюзорными инструментами. Однако ситуации, в которых человек, имея неосознаваемую им цель, идёт к ней с помощью реальных инструментов, также имеют место быть.

Теперь давайте уточним некоторые моменты. Для начала, разберёмся с тем, можно ли цель быть достигнутой, если для её достижения используются иллюзорные инструменты, которые неэффективны в реальности. Ответ: да, может. Но с одним существенным «но»: используя иллюзорные инструменты, достигнуть своей цели можно лишь в идеальном мире. Если вы, желая стать богатым, идёте к своей цели с помощью иллюзорных инструментов, то, в конце концов, вы разбогатеете в своём идеальном мире. Проще говоря, вы просто-напросто убедите себя в этом. Вы поверите в то, что обрели богатство.

Конец ознакомительного фрагмента.