4. Сосредоточьтесь на фактах
Каждый имеет право на собственное мнение, но не на собственные факты.
Факты не перестают существовать оттого, что ими пренебрегают.
Ошибки могут быть исправлены теми, кто уделяет внимание фактам, но догматизм не будет исправлен теми, кто погружен в визионерство.
Позвольте мне развеять несколько слухов, чтобы они не превратились в факты.
Преувеличение – это вышедшая из себя истина.
Когда дела не ладятся, кажется, что буквально все идет не так. Звонит заказчик и говорит, будто оставил онлайн-заявку шесть дней назад и до сих пор ничего не получил. Полученные вами сведения указывают на то, что вы взяли с него деньги, однако в системе это не зарегистрировано.
Кто-то из коллег предполагает, что такое могло произойти сотню раз на неделе, и никто бы не узнал. Начальник уже звонит команде веб-администраторов, чтобы выразить негодование. Два человека уже связались с заказчиком, чтобы извиниться, но никто точно не знает, какое решение было согласовано. Теперь руководитель вашей группы хочет проверить все входящие запросы и заказы за текущий месяц.
Легко зациклиться, попав в подобную ситуацию. Все идет из рук вон плохо. Система вышла из строя. Кажется, сами небеса готовы обрушиться.
Возможно, это все лишь одна изолированная проблема: конкретный человек, у которого был плохой день, упустил одну-единственную, но очень важную инструкцию или деталь. Но вы этого еще не знаете! Реакции основаны на страхе, пренебрежении к работе других, недоверии к системе информационно-технологического обеспечения, каком-то смутном ощущении того, что все не ладится «под капотом», куда вы не можете заглянуть.
Из-за подобных ситуаций в воздух поднимается облако эмоциональной пыли, однако спокойный разум начинает с выяснения фактов. Даже когда дело катится ко всем чертям, полезно, чтобы кто-нибудь задался вопросом: «А что же в действительности произошло?» Если несколько вещей не удались, легко обобщать, видеть хаос и катастрофу (см. главу 42), но в таких условиях поиск решения проблем затруднен. Вместо этого изолируйте вопрос – и выясните, какой аспект нуждается в неотложном внимании.
Психологически устойчивое сознание ищет самое лучшее спасение от неприятностей, а не самое быстрое. Остерегайтесь скороспелых действий, основанных на информации из вторых рук, или якобы очевидных выводов, сделанных под эмоциональным давлением.
Однажды перед долгой поездкой на поезде я обнаружил, что с моего телефона невозможно отправить текстовые и электронные сообщения. Вместо того чтобы заниматься другой работой, я начал разбираться в настройках, переустанавливать пароли, осуществлять перезагрузку и переформатирование – все это заняло около полутора часов бесполезного труда.
В тот момент я слушал шум, а не факты. Шум привел меня к выводу: «Я изменил настройки телефона по ошибке». Лучше было оставить телефон в покое. Онлайн-поиск в тот вечер подтвердил, что сеть в тот день была перегружена.
Проблема шума заключается в том, что он интригует и оказывает давление сильнее, чем простые факты. Если автомобиль неожиданно заглох, интереснее прокрутить в голове киноленту, фантазируя о том, как сломался двигатель или вышла из строя электроника. Возможно, вы проигнорировали сигнал о низком уровне топлива. Людей, чья работа связана с высокими нагрузками, учат проверять факты перед выдвижением предположений. Обычно это требует рутинной систематической проверки неисправностей. Есть ли подключение к сети? Были ли изменены настройки? Отправлен ли конверт по почте или все еще лежит в вашем портфеле?
Опасность состоит в том, что вещи видятся такими, какими они должны быть, а не такими, какие есть. Вот почему люди забывают ключи от автомобиля в прихожей: их сознание подсказывает, что ключи должны лежать в кармане.
Помните, как, потеряв дома что-то ценное, вы говорили: «Я уже везде посмотрел!», добавляя крепкие выражения? Возможно, вы исключили какие-то места как маловероятные. Между тем у спокойного человека больше шансов отыскать потерю.
То же относится к информации, сообщаемой в условиях повышенного напряжения. Причина, по которой спокойный молодой человек из службы IT-поддержки спрашивает у вас: «Подключен ли ваш принтер к сети?», заключается в том, что в условиях стресса мы не замечаем очевидного и видим лишь ожидаемое. Так что потерянный документ может лежать на самом видном месте, а ключи – в ящичке для ключей.
Когда люди сообщают вам информацию в спешке, они могут совершать ошибки. Вы можете начать выискивать причины, по которым заказчик якобы не получил жизненно важную посылку. Перед тем как обвинять IT-службу, почтовое отделение или почтальона, стоит проверить, был ли вообще получен заказ.
Абсолютная вера в факты ведет к правильным выводам. «Я посмотрел везде» – это не констатация факта, а выражение отчаяния. «Мы не выносили посылку» может быть как фактом, так и эмоциональным шумом, необоснованными «черными мыслями»: возможно, посылка успешно доставлена и находится у клиента в зоне приемки.
Когда кто-то описывает кризис или чрезвычайное происшествие, строго следите за фактами и еще строже – за эмоциональными фильтрами, применяемыми другими людьми. Сосед звонит вам в дверь и просит «набрать телефон экстренной службы – произошла ужасная авария!». Речь может идти о людях, о нескольких автомобилях или об одной кошке. Данная информация получена из вторых рук. Все, что вы знаете, – это то, что произошло нечто, расцениваемое данным очевидцем как ужасная авария.
Осторожно и дипломатично проверьте информацию из вторых рук. Вопрос «Вы уверены?» звучит довольно обидно. Побуждайте людей сообщать факты. Позвольте им быстро сказать о случившемся, а затем попросите спокойно обо всем рассказать, так чтобы они ответили на ваши фактические вопросы: «Что именно он сказал?» или «Как вам стало это известно?»
Не сбрасывайте со счетов то, что проблема может затрагивать вас лично. Возможно, вы сами скажете: «Наш сайт упал», когда один пользователь не сможет зарегистрироваться. Проверьте собственные категоричные высказывания. Если вы вовлечены в ситуацию эмоционально, взгляните на факты глазами спокойного человека, взвешенно обдумывающего свои мысли, перед тем как кричать: «Пожар!» (см. также главу 42, раздел «Синдром Цыпленка Цыпы»).
В напряженных ситуациях легко находят себе место подозрения, догадки и поспешные мнения. Утверждения о том, куда должен указывать палец, как правило, являются не более чем проявлением досады. Мы склонны
видеть схемы и сговоры: могло провалиться одно дело, но для пристрастного сознания не связанные между собой ошибки выглядят как последовательность. Терпеливо собирайте факты. Выслушивайте истории дважды: первый раз – чтобы отделить эмоциональное содержание от фактов; второй – чтобы уяснить важные детали. Не подвергайтесь соблазну отвечать на вопрос «Почему?», пока не выясните ответы на вопросы «Что?», «Когда?» и «Как?».
Собирайте неопровержимые факты и продолжайте задавать вопросы. Факты легко искажаются сгоряча; под воздействием эмоциональных реакций они часто умалчиваются или опускаются. Снижение темпов позволяет выстроить историю и прояснить некоторые моменты для принятия решений, даже если вы вынуждены отложить выяснение причин произошедшего. Хватаясь за дело до получения объективных свидетельств, вы обычно прибавляете себе проблем.
В любой кризисной ситуации полезно продумать действия на несколько шагов вперед – мысленно прокрутить кинопленку и представить себе время, когда вы будете контролировать ситуацию. Вообразите, что ваш подход к делу будет более спокойным просто потому, что вы осознаете решаемость большинства проблем.
Учитесь ставить под сомнение или просто игнорировать информацию, которая поступает в спешке, особенно когда она преподносится в форме непреложных правил. Вопросы в черных и белых тонах, как правило, требуют решений в разных оттенках. Не доверяйте категоричным утверждениям до тех пор, пока они не будут перепроверены.