Вы здесь

Лабрадор ретривер. 6. Воспитание и дрессировка лабрадора-ретривера (О. А. Пухова)

6

Воспитание и дрессировка лабрадора-ретривера

Необходимость тренировки собаки возникла еще в те времена, когда ее начали приручать, ведь без дрессировки животное не подчинялось человеку. Чтобы вырастить надежного и предан–ного друга, нужно приложить немало усилий. Для этого воспи–тание собаки следует начинать с самого раннего возраста.

Методы обучения и виды дрессировки

Под воспитанием в кинологии понимается целенаправленный процесс формирования человеком у животного определенных норм поведения в семье, на улице, в отношениях с другими животными и людьми. Если собака хорошо воспитана, она своим спокойным и благородным поведением не создает проблем ни своему хозяину, ни окружающим.

ЕСЛИ ХОЗЯИН ХОРОШО ВОСПИТАЕТ СОБАКУ, ОНА СТАНЕТ ПРЕКРАСНЫМ ДРУГОМ

В ходе дрессировки у животных вырабатываются определенные навыки, которые помогут хозяину управлять поведением лабрадора при служебном использовании (охране жилья и имущества, охоте, розыске и др.).

Собаки обладают высокоразвитой нервной системой, у них хорошо развиты также органы чувств (обоняние, слух, зрение), поэтому эти животные довольно легко поддаются дрессировке. Они способны приспосабливаться к новым окружающим условиям и при выполнении команд дрессировщика действовать быстро и четко.

Как правило, одновременно с процессом обучения осуществляется воспитание и дрессировка, но у хозяина и лабрадора при этом совершенно разные задачи.

Можно выделить несколько видов обучения: условно–рефлекторное, инструментальное, оперантное, ассоциативное, латентное (или скрытое), аффективное, обучение–подражание, обучение–привыкание.

Самый простой вид обучения – привыкание, когда животное утрачивает прежние реакции на внешние раздражители и заменяет их на новые.

Условно–рефлекторное обучение основано на том, что в ответ на воздействие специальных и обстановочных сигналов (иначе их называют условными раздражителями) у собаки вырабатываются простые поведенческие реакции и определенные эмоциональные состояния, похожие на врожденные. При этом получение лабрадором знания происходит неосознанно.

Эффект этого вида обучения сопровождает весь процесс, вне зависимости от выбранного способа обучения.

При инструментальном обучении нет условного раздражителя, кроме окружающей обстановки, а собака активно участвует в процессе обучения.

При оперантном обучении от животного также требуются активные действия: на начальном этапе действия питомца носят случайный характер, затем собака запоминает и отбирает полезные для себя действия (операнты).

Ассоциативное обучение основано на том, что лабрадор–ретривер способен улавливать некоторые связи между теми или иными событиями и свойствами предметов. По этой методике собаку учат находить людей и вещи по запаху и идти по следу.

Латентное, или скрытое, обучение основано на том, что животное получает полезные знания об окружающем ее мире без видимого участия в этом процессе человека.

Аффективное обучение происходит в состоянии сильного эмоционального потрясения, в результате чего у собаки появляется страх и она не может контролировать свое поведение. При этом лабрадор запоминает не только ситуацию, но и поведение, с помощью которого ему удалось избежать неприятностей. Однако этот вид обучения имеет существенный недостаток: те навыки, которые приобретены в результате сильного стресса, проявляются только при возникновении аналогичной ситуации, а негативные последствия такого вида обучения трудно исправлять.

Обучение – это доведение собаки до определенного интеллектуального уровня, выше которого она не может подняться из-за психофизиологических ограничений.

Подражание – это вид обучения, когда необходимые знания и привычки закрепляются у собаки в результате наблюдения за поведением своих сородичей и других животных в течение долгого времени. Этот вид обучения эффективен при занятиях со щенками и при подготовке собак для пастушьей и караульной службы.

ЛАБРАДОРЫ ЛЕГКО ПОДДАЮТСЯ ДРЕССИРОВКЕ

Оптимальным вариантом является использование дрессировщиком различных методов обучения, сочетание их таким образом, чтобы незаметно подчинить лабрадора своей воле, сформировать у него определенный стереотип поведения, добиться беспрекословного выполнения освоенных упражнений и демонстрации полученных навыков. А соблюдение собакой установленных правил поможет ей лучше развивать ся и адаптироваться к среде обитания.Не стоит отождествлять обучение и дрессировку. Выдрессированная собака обязательно является обученной, но обученная собака не всегда выдрессирована: она может игнорировать приказания хозяина и выполнять команды только по собственному усмотрению.

Нельзя предъявлять животному в самом начале занятий завышенные требования и ставить перед ним новые задачи, пока лабрадор не научился выполнять предыдущие. Это вызовет у собаки состояние эмоционального стресса и попытки избегать каких–либо контактов с дрессировщиком, даже проявление повышенной агрессивности.

Чтобы правильно построить работу с лабрадором–ретривером и добиться нужного результата, хозяин прежде всего должен изучить теоретическую сторону вопроса, то есть получить сведения о физиологических основах поведения и дрессировки собаки.

Нужно изучить и технику дрессировки, то есть узнать о правилах воздействия на животное определенными раздражителями с целью выработки у лабрадора необходимых навыков.

Дрессировка бывает общая и специальная. При общей дрессировке у собаки вырабатываются простые навыки послушания, позволяющие управлять поведением животного в повседневной жизни, а также вырабатывать специальные навыки. Навыки послушания должны быть у любой собаки независимо от породы и предназначения.

Специальная дрессировка должна подготовить собаку к определенной служебной работе – сторожевой, разыскной, пастушьей, караульной, ездовой, поисково-спасательной и др.

Чтобы закрепить навыки, приобретенные служебной собакой в процессе дрессировки, и совершенствовать их, нужно проводить практическую работу на дрессировочных площадках. Желательно проводить тренировки в условиях, максимально приближенных к тем, в которых животное будет использоваться в дальнейшем. Служебные качества собаки значительно повышаются при умелой тренировочной работе с ней.

Заниматься воспитанием щенка нужно с самого раннего возраста. Это важно в том числе и с точки зрения формирования иерархических взаимоотношений в семье. Щенок лабрадора должен зависеть от хозяина и воспринимать его как вожака стаи–семьи. Для закрепления этой зависимости нужно как можно больше времени проводить со своим питомцем и не позволять ему проявлять признаки доминирования, а при малейшем их проявлении сразу жестко их пресекать, иначе собака не будет слушаться в дальнейшем.

Явные признаки, по которым легко понять, что лабрадор пытается доминировать над хозяином:

• собака рычит при приближении хозяина к ее миске или при попытке отнять ее корм;

• огрызается, когда хозяин пытается перешагнуть через нее; настойчиво требует ее гладить, а если хозяин прекращает это делать, собака начинает рычать;

• собака забирается на кровати, диваны и кресла и проявляет враждебность при попытках ее согнать;

• проявляет недовольство при гигиенических процедурах, даже если они безболезненные;

• не разрешает прикасаться к каким–либо частям ее тела;

• охраняет какие–либо предметы от окружающих;

• кобель делает садки на людей.

Общий курс дрессировки (ОКД) предполагает, что лабрадор–ретривер должен усвоить следующее:

• движение по команде «Рядом!»;

• команду «Стоять!» как прекращение движения;

• команды «Нельзя!» или «Фу!» как общий запрет;

• команду «Покажи зубы!» при демонстрации прикуса и умение носить намордник;

• подход к хозяину по команде «Ко мне!», при этом должны отсутствовать серьезные внешние раздражители – собака или посторонний человек;

• команду «Место!», когда проверяется одновременно возвращение на место и подход собаки к дрессировщику.

Несмотря на то что некоторые породы собак считаются универсальными, на практике чаще всего случается так, что характер собаки делает ее пригодной лишь к одной какой-либо работе.

Кроме того, лабрадор должен уметь последовательно выполнять команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Стоять!», а также по команде хозяина беспрекословно прекращать нежелательные действия, по команде подавать предметы и преодолевать препятствия, не брать корм из рук незнакомых людей и без разрешения хозяина.

В ходе курса дрессировки вырабатывается и спокойная реакция собаки на выстрел.

Начинающим дрессировщикам можно дать несколько советов:

• если нет уверенности в том, что животное выполнит команду, подаваемую голосом, лучше ее не подавать или любым способом добиться выполнения;

• любую команду нужно подавать только один раз;

• ранее поданная команда отменяется только другой командой («Стоять!» – «Лежать!», или «Ко мне!» – «Сидеть!»);

• все запрещающие команды нужно разучивать одновременно с разрешающими или чередуя;

• следует как можно чаще привлекать внимание лабрадора (хвалить, вызывать на игру, называть кличку), в противном случае он будет игнорировать действия и команды хозяина;

• нужно стремиться к правильному выполнению упражнения, хотя часто это требует определенных усилий;

• нужно поощрять собаку лакомством и добрым словом, если она правильно выполнила упражнение, и наказывать за невыполнение;

• хвалить, ласкать, давать лакомство или поощрять другими способами можно только тогда, когда лабрадор действительно заслужил награду.

Команды «Сидеть!», «Лежать!», «Можно!», «Нельзя!», «Дай лапу!», «Дай!», «Фу!»,

«Голос!», «Молчать!» (или «Тихо!»), «Гуляй!» и другие следует изучить как можно раньше.

Желательно сочетать обучение с воспитанием щенка. Начинать занятия лучше в знакомой обстановке (на дрессировочной площадке, дома или там, где щенок гуляет ежедневно). Потом тренировки можно будет проводить везде, что позволит добиться от него необходимого послушания и выполнения упражнений в любых условиях и ситуациях.

Даже попытка щенка сделать то, что от него требуют, заслуживает поощрения.

Дрессировка щенка будет занимать не меньше 10–20 мин в день, при этом желательно, чтобы в воспитательном процессе принимали участие все члены семьи, но обучение должно проводиться по одинаковым правилам, кто бы в данный момент ни занимался с собакой.

Что такое дрессировка

У многих людей при этом слове возникают образы животных, обученных каким–то сложным, вызывающим удивление умениям. Но даже самые элементарные действия обычной собаки тоже достигаются дрессировкой, пусть хозяин и не воспринимает воспитание своего питомца как дрессировку.

Виды раздражителей

Раздражителями называется все, что вызывает ощущения при воздействии на органы чувств. Прежде всего это условия внешней среды: они могут вызвать изменения в организме, которые повлияют на изменение поведения собаки.

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ – СИЛЬНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ ДЛЯ ЩЕНКА

Также сильными раздражителями являются внутренние потребности организма. Например, недостаток воды или пищи заставляет животное искать еду и питье, а при половом возбуждении – представителя противоположного пола.

Некоторые раздражители мешают ходу тренировки тем, что отвлекают собаку от сигналов хозяина. Например, пес может оставить поиск человека по следу и броситься догонять мелькнувшую где–нибудь в кустах дичь. Отвлекающие раздражители обычно бывают сильными. Чаще всего ими являются посторонние люди, животные, птицы, грохот транспорта. Хозяину следует приучить своего питомца спокойно реагировать на них, потому что от этого зависит успех дрессировки. Хорошо обученная собака мало отвлекается на посторонние сигналы.

Внутренними отвлекающими раздражителями являются утомление, болевые ощущения во время болезни, потребность справить естественную нужду. Об этом дрессировщик должен помнить и устранять их своевременно.

При обучении используются звуковые (свист, голос, слова, выстрелы и др.), зрительные (жесты, поза хозяина), механические (давление рукой или ошейником, рывок поводка, удар хлыстом), пищевые (сахар, мясо, хлеб, сыр), обонятельные (различные запахи) раздражители.

Также раздражителем для лабрадора является сам дрессировщик, который сочетает в себе все перечисленные раздражители.

Безусловные раздражители вызывают у собаки проявления безусловных рефлексов. Это пищевые и механические раздражители. Пищевые раздражители широко применяются для отработки многих приемов (например, подходить по команде, преодолевать препятствия, подавать голос). Кусочки пищи должны быть не слишком маленькими, иначе они не будут привлекательны для животного, а большие куски быстро утолят его голод, и оно потеряет стимул к дальнейшей работе. Рекомендуется использовать лакомство в сочетании с похвалой и поглаживаниями, а когда у собаки выработается требуемый навык, можно ограничиваться только похвалой и лаской.

Поглаживание особенно эффективно в сочетании с угощением, так как в результате вырабатывается пищевой условный рефлекс и устанавливаются хорошие отношения между дрессировщиком и лабрадором.

Механическое воздействие на собаку заключается в том, что дрессировщик может наносить удары, нажимать рукой на поясницу, холку или другие части тела собаки, поглаживать ее, применять строгий ошейник или регулировать поведение собаки поводком, осуществляя рывок или подтягивание.

Данный вид раздражителей требует определенного умения и от самого дрессировщика, чтобы он не вызывал у лабрадора страх или агрессивность.

Условные раздражители вызывают у собаки проявление условного рефлекса. Это могут быть звуковые сигналы и команды, жесты, запахи, поза, время, определенная обстановка. Например, можно приучить лабрадора к занятиям по утрам, тогда в другое время суток он будет тренироваться не с таким рвением. Характерный пример: обычно собака сидит, когда ее учат лаять по команде, и в результате, услышав приказ хозяина подать голос, пес сначала сядет, потом будет лаять, так как поза стала также условным раздражителем.

Может случиться так, что животное откажется выполнять в другом помещении прием, отработанный в одном каком–то помещении, потому что условным раздражителем для собаки стала и окружающая обстановка.

Также условными раздражителями бывают интонации голоса дрессировщика, его мимика, темп движений, поза.

Команды – это условные раздражители. Они представляют собой некий комплекс звуков. Различное количество и сочетание звуков в командах позволяет лабрадорам отличать одну команду от другой. Поэтому собака не реагирует на измененные команды. Нельзя во время тренировок искажать команды, уговаривать лабрадора, а также пустословить. Это принесет лишь вред.

Если собака очень чувствительная, в работе с ней лучше применять преимущественно спокойные интонации и не нервировать животное.

Когда собака слышит команду, она различает не только звукосочетание, но и интонацию голоса. Использование разных интонаций зависит от условий работы и целей, которые ставит перед собой дрессировщик.

В процессе тренировок применяются спокойная интонация, приказная и угрожающая.

Хвалят лабрадора с одобряющей интонацией, ласково и негромко.

Чаще всего в процессе отработки разнообразных навыков используют приказную интонацию. Команда при этом должна произноситься с уверенностью и настойчивостью и подкрепляться угощением или рывком поводка, в зависимости от обстоятельств.

Когда собака не выполняет команду, которую произнесли с приказной интонацией, допустимо использовать и угрожающую интонацию: резко повторить команду, повышая голос, и подкрепить ее более сильным механическим воздействием – резким рывком или нажимом.

Также угрожающие интонации можно использовать для того, чтобы усилить действие команды, запретить что–либо, для принуждения. Традиционная запрещающая команда «Фу!» произносится только с угрожающей интонацией, резко и громко, при необходимости сопровождается рывком поводка, нажимом или даже ударом.

Нужно помнить, что злоупотребление угрожающими интонациями в процессе тренировок может привести к серьезным затруднениям в дрессировке и проявлениям трусости у собаки.

Для того чтобы управлять собакой бесшумно, что может быть необходимо при определенных обстоятельствах, используются жесты, но ими целесообразно пользоваться только тогда, когда уже прочно усвоены навыки выполнения словесных команд.

Жест служит для собаки сигналом, когда дрессировщик находится на расстоянии. Это может быть указание направления, чтобы найти и принести предмет, обыскать местность или какое–то помещение.

Как и словесные команды, жесты должны быть стандартными и четкими.

Очень важно использовать в процессе дрессировки чувствительное обоняние собаки, с помощью которого она без труда может отличить одного человека от другого по индивидуальному запаху.

В результате дрессировки лабрадор должен уметь находить источник заданного запаха.

Методы дрессировки собак

Методы дрессировки различаются теми приемами и способами, которые используются в ходе работы. Основных методов немного: вкусопоощрительный, подражательный, механический и контрастный.

Применение вкусопоощрительного метода предполагает, что для выработки условного рефлекса нужно показать собаке лакомство (сыр или сухарик), а после выполнения требуемого действия угостить ее. Этот метод позволяет быстро выработать и хорошо закрепить самые разные навыки. Но метод не универсален, поэтому он часто применяется вместе с механическим.

ПООЩРЕНИЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ПОЭТОМУ ЩЕНОК ВСЕГДА ЕГО ОЖИДАЕТ

Механический метод основан на применении какого–либо механического воздействия: рывка поводка, нажима ошейником или руками. Для выработки некоторых навыков этот метод неэффективен. Чтобы успешно использовать его, дрессировщик должен учитывать особенности собаки, помнить о том, что часто и долго причинять боль животному нельзя, это может вызывать у собаки страх, подавленное состояние и нежелание продолжать тренировки.

Механическое воздействие не должно быть слишком сильным. Оно должно лишь направлять собаку или пресекать ее нежелательные действия.

Нельзя допускать, чтобы лабрадор боялся рук дрессировщика, так как при обучении многим командам ему в будущем придется использовать жесты вместе с голосом. Запуганная собака плохо выполняет задания и усваивает навыки. Этим методом нельзя научить собаку делать выборку предметов по запаху.

Метод подражания можно использовать при обучении молодых животнъчх, которъш охотно подражают действиям других собак.

При подражательном методе используется врожденная способность животных подражать действиям своих сородичей или других животных. К примеру, к лаю одной собаки всегда присоединяются и другие, даже если не знают, почему возникло это возбуждение. Этот метод помогает научить лабрадора преодолевать препятствия, лаять по команде, задерживать убегающего человека.

При контрастном методе используются и пищевой, и механический раздражители. Сначала дают команду, механическим воздействием заставляют собаку ее выполнить, а в знак поощрения угощают лакомством. Это, с одной стороны, обеспечивает хорошую работу лабрадора независимо от окружающих условий, а с другой – способствует налаживанию и укреплению дружеских отношений между собакой и дрессировщиком.

Правила проведения дрессировки

Навыками называются действия собаки в ответ на раздражитель, отработанные до автоматизма в ходе приспособления к условиям окружающего мира или целенаправленных тренировок. Навык проявляется в том, что действия собаки не зависят от обстановки и наличия различных отвлекающих раздражителей.

Как правило, навык состоит из нескольких последовательно повторяющихся условных рефлексов. При этом на основе уже выработанного навыка обычно вырабатывается новый, а сложный навык состоит из нескольких простых.

В ходе тренировок желательно использовать сразу два раздражителя, условный и безусловный. К примеру, словесная команда и еда или рывок поводком.

Условный рефлекс быстрее и надежнее всего вырабатывается на основе сильного безусловного рефлекса. Нужно учитывать это обстоятельство, например, если используется пищевой рефлекс, неразумно кормить животное перед началом занятий.

Дрессировщик должен соразмерять силу раздражителя и индивидуальные особенности питомца.

Также, когда сочетаются условный и безусловный раздражители, надо помнить о времени. Между командой и механическим воздействием должно быть не больше 1–2 с.

Любые раздражители нужно использовать от 8 до 20 раз, с промежутком в 3–5 мин, если они основаны на пищевом рефлексе, и от 3 до 10 раз для отработки оборонительных рефлексов. Когда же навык усваивается, меняется и режим упражнений: время между ними то сокращается, то удлиняется.

В начале дрессировок не должно быть отвлекающих раздражителей, которые вызывают у собаки ориентировочный рефлекс и отвлекают ее от работы.

Когда нужный рефлекс выработался, обстановка должна постепенно усложняться: лабрадору не стоит привыкать к простым условиям работы.

Команду следует подавать один раз и очень четко, не должно быть крика и лишних слов. Надо следить за самочувствием собаки.

Спокойное и бережное отношение к собаке обязательно. Если лабрадор ощущает грубость дрессировщика, выработка условных рефлексов значительно ухудшается из–за защитных реакций организма на плохое обращение.

Свою лепту в обучение может внести и подражание: наблюдение за тем, как хорошо обученная собака выполняет какие–нибудь действия, ускоряет изучение необходимого приема.

Конец ознакомительного фрагмента.