Глава 3
Монастырь, величественно возвышался над окружающей равниной: с пастбищами, заливными лугами, лесом и рекой. У подножия его разместилось старое кладбище, на котором давно не хоронили, и существовало оно, скорее как неотъемлемая часть ансамбля дожившего до наших дней, только благодаря сознательности местного населения, и небольшим суммам, выделяемым городскими властями на памятники архитектуры.
Антонина шла впереди по разбитой тракторами дороге, ноги её увязали в грязи. Мы старались не отставать.
Величие монастыря поразило Алису с первой минуты, ничего подобного она не видела, казалось, он сошел со страниц цветного издания, стерлись границы прошлого и настоящего. У девушки на минуту перехватило дыхание, но она во все глаза продолжала смотреть на этот немой свидетель ушедших событий. На ум пришло высказывание философа Гераклита:
«Время – это поток, в который нельзя войти дважды». Он не боялся видеть то, на что закрывают глаза другие, а именно, что время превращает все в иллюзию, что мы есть, и нас нет. Он знал, что все рушит и уносит время, он знал, что сам живет и умирает каждое мгновение, что он мертвец, вызванный из мрака, и обреченный уйти в тот же мрак. Время – это вращающиеся колесо, на котором написано: «Не было. Есть. Не будет». Здесь «да» наложено на «нет», и оба слова соединенные вместе, превращаются в какой-то неразгаданный иероглиф. Некий философ утверждал, что для него одинаковы и жизнь, и смерть. А когда его спросили, почему же тогда он живет, то он ответил «Именно поэтому».
– О чем задумалась? – спросил Харитон Гаврилович, и не дождавшись ответа добавил:
– Величественная красота, в такие моменты осознаешь, что не случайно пришел на эту землю.
***
Антонина замедлила шаг, а через минуту и вовсе остановилась, крестясь и кланяясь на золотые купола. Приглядевшись, мы увидели сгорбленную фигуру, вышедшую из маленького флигеля, примыкавшего к правой стороне монастыря.
Фигура отделилась от здания и направилась в нашу сторону. Спустя некоторое время, нам представилась возможность, не только рассмотреть, но и поговорить с этим человеком, хотя разговор этот трудно было считать таковым. Старик (а именно им оказалась фигура) был настолько стар, что с трудом передвигался, и с не меньшим трудом говорил.
– Здравствуй Феофан! – воскликнула Антонина, и припала к руке старца.
Тот погладил ее по голове, и медленно произнес:
– Что за люди с тобой, дочь моя?
– Это ученые, археологи, интересуются предметами старины, захоронениями, хотят посмотреть наш монастырь.
– Мы подтвердили ее слова, но стояли в растерянности, не зная, что сказать этому человеку, который смотрел так, будто давно уже знал о каждом абсолютно все, и от которого не может ускользнуть даже самое потаенное, в чем даже мы не всегда имеем смелость себе признаться.
– Ну что же, коли пришли с добром, милости просим, следуйте за мной, – мы облегченно вздохнули. С этими словами монах повернулся и, тяжело опираясь на клюку, направился обратно к монастырю, мы последовали за ним.
***
В монастыре было темно и прохладно, тусклые светильники плохо освещали помещение. Старец прошел по коридору, и скрылся в одной из многочисленных келий, а спустя некоторое время появился отец Серафим (Алиса догадалась об этом из вчерашнего рассказа Антонины).
– Пожалуйста, проходите, чувствуйте себя как дома, мы всегда рады гостям. Я буду сопровождать вас, у нас есть что посмотреть, тем более людям вашей специальности.
Все с любопытством проследовали вперед, по пути заглядывая в кельи. Харитон Гаврилович достал блокнот и начал что-то быстро в нем записывать, то и дело переводя взгляд к сводчатому потолку, словно на нем был выбит текст, понятный только ему.
Примерно через полчаса, отец Серафим, доселе остававшийся сторонним наблюдателем, присоединился к нам.
– Вижу, дети мои, вам хватило времени, осуществить, так сказать первичный осмотр, теперь моя очередь.
Мы обступили отца Серафима в форме полукруга, как это обычно делают в музеях на экскурсии, и он начал свой рассказ:
– Монастырь этот, был основан в 1625 году, впоследствии несколько раз реставрировался, что и предстоит нам в скором времени. Основал его некий монах Кирилл, в миру Григорий. Откуда попал он в наши края никто не знает, говорят только, что шел он сюда очень долго, босой, голодный, спал по три часа в сутки (на то было ему видение). Явился к нему, из солнечного света старец, светлые одежды его спускались до самой земли, длинная седая борода и такие же волосы закрывали почти все лицо, глаза же его излучали покой, доброту и божью благодать. Кирилл упал перед ним на колени, и не мог вымолвить не слова. Старец поведал, что его послала Божья мать-дева Мария, сообщить о своей воле, которая заключалась в том, что бы он, Григорий, как можно скорее отправлялся в путь, дорогу ему укажет самая яркая звезда, а днем узкая тропинка по краям заросшая полынью. Весь путь, он должен пройти босиком, в разговоры с путниками не вступать, да и к помощи ни чьей не прибегать. Путь предстоит не близкий, а когда, ночная путеводная звезда повиснет над единственным куполом маленькой часовни, это будет знаком, указывающим на то, что путь окончен. Трое монахов окажутся там вместе, вам предстоит поставить монастырь. Разные козни и препятствия подготовил Сатана, но помни, что так проверяется вера твоя, как бы тяжело не было.
Так, в ХVII веке, появился наш монастырь, на строительство которого ушло 30 лет. С тех пор сменилось не одно поколение, возникло много легенд связанных с этим местом, в основном связанных с …, призраками и привидениями, – отец Серафим на минуту замолчал, потом продолжил:
– Вокруг каждого выдающегося объекта старины, будь то замок, дворец, монастырь, разворачивались какие-либо эпохальные события, и соответственно складывались легенды. Фольклоризация события и места, где оно происходило, подмечена давно. Сегодня существует массовая культура, а тогда ничего подобного не было. Информацию массовый потребитель получал именно в виде легенд. Поэтому с любым выдающимся памятником старины связано множество сказаний, в том числе и о конкретных личностях. И часто эти легенды о призраках. В данном случае сохранилось несколько легенд, одна из них о помещике жившем в этих местах два столетия назад и похороненном под порогом церкви (в точности, как Малюта Скуратов). Когда церковь была снесена в 1804 году, его останки были потревожены, его дух возвратился в монастырь. С тех пор, громкий топот сапог и лязганье цепей, которыми он некогда приковывал несчастных, слышны в юго-западном крыле здания (помещик при жизни был тираном, множество невинных людей погибли от его рук).
В 1938 году, когда в здании проводили трубы центрального отопления, одну из стен пришлось разрушить. Внутри нее были найдены два скелета, прикованные цепями за запястья рук к потолку.
В средневековье, и позже, всегда строили подземный этаж, который использовали для хранения вещей, продуктов, и, что важно, здание могло исчезнуть, а этаж всегда оставался. У легенды есть реальное ядро-событие-толчок. Оно обрастает художественными деталями по законам существования устного жанра.
Еще одна легенда дошла до нас, в соседнем лесу часто находили отрезанные руки и ноги.
Однажды вечером в июле 1913 года, местный дьяк заметил на стене фигуру, смутные очертания которой явно напоминали человека более чем двухметрового роста. Люди боялись призрака, считалось, кто увидит его, то злой дух может вселиться в человека и управлять его мыслями и поступками.
В ХVI-ХVII в.в., церковь считала, что сатана и его подручные ведут непрестанную охоту за душами людей, и часто объявляла одержимым дьяволом того, чье поведение она не одобряла или не понимала. Особенно часто этим способом пользовались в борьбе с ведьмами и еретиками, а поскольку ересь необходимо было искоренить, всякий, связанный с колдовством заслуживал смерти. Десятки тысяч невинных подвергались пыткам и представали перед палачом.
Вспышки массовой истерии обычно случались в замкнутых коллективах, отдаленных деревнях, сиротских приютах и особенно в монастырях.
В ХIХ веке, врачи, такие как француз Луи Флорентен К., признали, что в основе колдовства и подобных ему проявлений лежит истерия, а психолог Пьер Жане доказал, что многие аномальные поведения объясняются расстройствами психики, – Отец Серафим закончил речь, явно доволный собой.
– Если у вас возникли вопросы, задавайте их.
– А вы сами верите в призраков? – спросил Денис.
– В первую очередь я верю в Бога, – ответил о. Серафим. А, как известно, если есть Бог, то есть и Дьявол. Каждый человек при жизни выбирает себе путь, которым идет до конца. Если он устремляется к Богу, то после смерти его душа обретает вечный покой и не тревожит своим присутствием людей на земле. Если же наоборот, человек продает свою душу дьяволу, то и после смерти он обречен на вечные муки. Душа его мечется, не обретя покоя, продолжает пугать людей, не в силах понять, что с ней произошло. Дьявол отворачивается от таких душ, потому что все, что можно, он уже получил. Стало быть, я вполне допускаю, что призраки существуют на самом деле.
– А в этом монастыре происходили какие-нибудь странные вещи? – но этот вопрос так и остался без ответа.
В конце коридора показался старец, и с явно обеспокоенным видом замахал руками, тем самым подзывая отца Серафима.
Спустя некоторое время он вернулся, и без всяких объяснений объявил, что экскурсия закончена. После чего подошел к Алисе, и так же не чего не объясняя, попросил девушку проследовать за ним. Алиса слегка удивилась, но все же пошла следом.
***
Освещение практически отсутствовало, расплывчатые блики света складывались на сводчатом потолке в размытый рисунок
После того, как Алиса последовала за отцом Серафимом, казалось, прошла вечность. Они долго шли по коридору, напоминающему лабиринт, затем начали спускаться по лестнице, после чего очутились на нижнем ярусе или, другими словами, в подземелье. Там тоже пришлось идти, по не менее длинному коридору. Дышать становилось все тяжелее. Сырой, холодный воздух пронизывал до костей. Отец Серафим шел вперед, не останавливаясь, и не говоря не слова.
– Куда интересно мы идем? – думала Алиса.
– Почему именно я?
Наконец святой отец остановился у одной из дверей и, позвенев связкой ключей, извлек нужный. Дверь сразу открылась, противно скрипя ржавыми петлями. Они оказались в круглом зале. Алису поразило, что помещение полностью завалено коробками разного размера, а по всей окружности, возвышаются стеллажи, сильно напоминающие библиотечные.
– Похоже на библиотеку, – произнесла она вслух.
Отец Серафим кивнул в знак согласия.
– А где же книги?
– Книги в коробках, – ответил он.
– Как ты уже знаешь, монастырь в скором времени будут реставрировать, и чтобы не повредить книги, а среди них есть довольно ценные экземпляры (некоторым не одна сотня лет), мы обязаны сохранить их.
– А кому принадлежала библиотека? – спросила она, не отводя взгляда от великолепной лепнины на потолке.
– Точные данные не сохранились, из-за пожара в начале прошлого века, а по рассказам сторожил, книги принадлежали здешнему помещику, жившему примерно во времена Петра Великого.
В то время в России много всего нового вводил государь, да не мне тебе про это рассказывать, ты ведь историю лучше моего знаешь. Так вот, в те времена очень учение всякое приветствовалось, а наш помещик еще юнцом был отправлен приказом батюшки нашего за границу, наукам обучаться. Да так втянулся в это дело, что получил ученую степень, начал труды научные сочинять и собирать книги разные, какие из-за границы выписывать, какие в лавках покупать, да на базарах у старьевщиков. Спустя некоторое время книг скопилось великое множество, в доме такое количество уже не помещалось, да и портились они от перехода температур, вот и решил он переместить свое богатство, в этот подземный зал. А еще, говаривали люди, занимался он там наукой непонятной, подозревают, что алхимией. В те времена многие этим интересовались, но вынуждены были скрывать свое занятие, т.к., сурово карались церковью, частенько дело доходило до казни.
Помещик же наш, находился на особом счету у государя, снискал себе почет и уважение научными открытиями, и служению на благо России. Так что, как ты понимаешь, любой донос на подобного человека мог расцениваться, как личное оскорбление «самому», и соответственно, оказаться последним для обидчика.
– И что было дальше?
– А дальше, спустя два года с того времени, как перенес он свою библиотеку в церковный подвал, пропал наш помещик. Где только его не искали, что только не делали, пропал человек и все тут, как сквозь землю провалился. Поиски продолжались целый год, да все без толку, а через некоторое время стали поговаривать, что в разных местах появляется мужик очень похожий на помещика, да только…, видили его все по-разному. Лицо-то почти одно и тоже, а вот одежда, обувь, прическа, такие чудные, что и вообразить нельзя. Стали люди по одному далеко не ходить, а с наступлением темноты, и вовсе из дома не показываться.
– Так вот, значит, почему в вашей деревне вечером из дома никто не выходит, теперь понятно, но ведь с тех пор прошло почти триста лет, а может и не было никакого призрака, мало ли что померещится безграмотному мужику, тогда на каждом углу ведьмы и колдуны разгуливали.
– Может ты и права, да и многие так же думали до недавнего времени, пока в нашей деревне не появился незнакомец…..
– Егор?!
– Да, а ты откуда знаешь? Хотя не трудно догадаться, Антонина наверное рассказала.
– Прошу вас ничего ей не говорите, она и так переживает, это я виновата, вынудила ее на этот разговор.
– Не волнуйся, я ничего ей не скажу, я сам собирался рассказать тебе все, но как видно меня опередили, может даже это и к лучшему, а то слишком много информации для одного раза.
– Правда Антонина не успела закончить свой рассказ, нам помешали.
И Алиса поведала отцу Серафиму, на чем прервалось ее повествование. Тот внимательно выслушал ее, а затем продолжил:
– После того, как я рассказал им о подземном тоннеле, библиотеке и помещике, вообщем обо всем, что ты теперь знаешь, я заговорил о «сокровище», которое упомянул старец Феофан. Сразу поясню тебе кое-что. Старец не простой монах, у него случаются видения, и в такие минуты он видит что-то наподобие снов, только наяву, таких людей еще называли прозорливыми. И когда он упомянул о «сокровище» сокрытом в стенах сих, и которое не при каких обстоятельствах не должно покинуть сего обители, он сам не знал, что конкретно означает это слово, а указать на него мог только один человек, имеющий непосредственное отношение к библиотеке.
Алиса удивленно посмотрела на собеседника.
– Егор?
Отец Серафим не ответил, и продолжал:
– Накануне ему было видение, что так называемый выше Егор и есть……помещик.
Девушка хотела что-то спросить, но дар речи явно не собирался проявлять себя. Она, то открывала, то закрывала рот, в ее глазах читалось удивление и недоумение. Правда в последние время события развивались стремительно, не оставляя времени на раздумья. Казалось, что звенья невидимой цепи завязываются в тугой узел, развязать который у нее не хватит сил. В голове все спуталось, письмо с непонятным содержанием, монастырь с неведомым сокровищем, старый монах-провидец, и, наконец, помещик-призрак. Что это? Просто нелепое стечение обстоятельств или четко продуманные ходы невидимых фигур на заколдованной шахматной доске? Алисе стало не по себе, она пошатнулась и села на один из коробов, стоявших неподалеку. Батюшка еле успел поддержать ее под руку.
Конец ознакомительного фрагмента.