Вы здесь

К истокам русской духовности. Этюды. Глава 2. Я взглянул окрест меня…… (Марина Черносвитова)

Глава 2. Я взглянул окрест меня……

«Все, видимое нами,

Только отблеск, только тени

От незримого очами».

(Вл. Соловьев)

«The behavior is the mirror in which all show their true image».

(Goethe)25

«Чудище

обло, озорно, огромно,

стозевно

и лаяй».

(В. Тредиаковский. «Телемахида»)

«Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет». Это написано весной 1898 г. В. О. Ключевским.

16 сентября 1990 г. на Днях памяти В. М. Шукшина в станице Клетская, выступая перед станичниками, Марина Черносвитова произнесла такие слова: «Шукшин говорил, что два места могут рассказать о человеке – где он родился и где он умер… Для меня Шукшин – имя святое, не менее святое, чем имена Бориса и Глеба. Сейчас появилась тенденция канонизировать новых святых. Я думаю, что одним из первых должен быть канонизирован Василий Макарович Шукшин». Это ее выступление, в частности, было опубликовано в газете «Молодой ленинец» (орган Волгоградского областного комитета ВЛКСМ) за 20 сентября 1990 г. в статье «Поклонился Дон Катуни». Тут же нашелся у меня и оппонент – продолжает вспоминать Марина – протоиерей Георгий (Докукин), который сопровождал нашу группу из Москвы и принимал участие в панихиде по Василию Шукшину и в Сростках, и на Дону. Он был категорически против моего предложения о канонизации Шукшина. Говорил много и сбивчиво, но некоторый смысл его слов был все же уловлен автором выше названной статьи и там же опубликован (кстати, как последнее слово по данному вопросу, ибо оно сказано служителем церкви: личностные качества и, так сказать, духовный и нравственный уровень этого служителя как-то само собой во внимание не принимались, вот так всегда на Руси – одежда, порой. решала все, вместе с казенным словом. В данном случае – черная сутана и крест на тяжелой золотой цепи).

Отец Георгий, как написали в статье, сказал следующее: «В идее канонизировать Шукшина, как святого, я вижу неточность. Святой – это определенный образ жизни, аскеза и некоторые другие признаки. Вот ранг мучника – это ближе. В мученичестве крупных русских художников есть некая печальная закономерность».

Я тогда возразила о. Георгию: «… мы отказываем Шукшину в канонизации, как святому земли Русской, ее духовному обогатителю и радетелю и, если следовать вашей логике, узакониваем (что значит – также канонизируем!) мученичество русских художников, не только умерших, но и ныне здравствующих, и творящих на благо нашей Родины. Будущих творцов святой Руси». Кстати, для справки, за последние несколько лет канонизированы: 1) сначала западной русской православной церковью, а теперь и нашей, Николай II и все члены его семьи, 2) Соломон I, царь Имеретии (успешно воевавший с Османской империей и запретивший работорговлю), 3) бывший президент Эстонской республики Константин Пятс (один из организаторов борьбы за независимость Эстонии, создание Эстонской республики, национальной армии, ее руководитель, особенно в первый период войны с Советской Россией, ярый враг советской власти, 4) некая юродивая Петербурга Ксения, 5) Иоанн Кронштадтский и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.