Глава 2. Я взглянул окрест меня……
«Все, видимое нами,
Только отблеск, только тени
От незримого очами».
«The behavior is the mirror in which all show their true image».
«Чудище
обло, озорно, огромно,
стозевно
и лаяй».
«Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет». Это написано весной 1898 г. В. О. Ключевским.
16 сентября 1990 г. на Днях памяти В. М. Шукшина в станице Клетская, выступая перед станичниками, Марина Черносвитова произнесла такие слова: «Шукшин говорил, что два места могут рассказать о человеке – где он родился и где он умер… Для меня Шукшин – имя святое, не менее святое, чем имена Бориса и Глеба. Сейчас появилась тенденция канонизировать новых святых. Я думаю, что одним из первых должен быть канонизирован Василий Макарович Шукшин». Это ее выступление, в частности, было опубликовано в газете «Молодой ленинец» (орган Волгоградского областного комитета ВЛКСМ) за 20 сентября 1990 г. в статье «Поклонился Дон Катуни». Тут же нашелся у меня и оппонент – продолжает вспоминать Марина – протоиерей Георгий (Докукин), который сопровождал нашу группу из Москвы и принимал участие в панихиде по Василию Шукшину и в Сростках, и на Дону. Он был категорически против моего предложения о канонизации Шукшина. Говорил много и сбивчиво, но некоторый смысл его слов был все же уловлен автором выше названной статьи и там же опубликован (кстати, как последнее слово по данному вопросу, ибо оно сказано служителем церкви: личностные качества и, так сказать, духовный и нравственный уровень этого служителя как-то само собой во внимание не принимались, вот так всегда на Руси – одежда, порой. решала все, вместе с казенным словом. В данном случае – черная сутана и крест на тяжелой золотой цепи).
Отец Георгий, как написали в статье, сказал следующее: «В идее канонизировать Шукшина, как святого, я вижу неточность. Святой – это определенный образ жизни, аскеза и некоторые другие признаки. Вот ранг мучника – это ближе. В мученичестве крупных русских художников есть некая печальная закономерность».
Я тогда возразила о. Георгию: «… мы отказываем Шукшину в канонизации, как святому земли Русской, ее духовному обогатителю и радетелю и, если следовать вашей логике, узакониваем (что значит – также канонизируем!) мученичество русских художников, не только умерших, но и ныне здравствующих, и творящих на благо нашей Родины. Будущих творцов святой Руси». Кстати, для справки, за последние несколько лет канонизированы: 1) сначала западной русской православной церковью, а теперь и нашей, Николай II и все члены его семьи, 2) Соломон I, царь Имеретии (успешно воевавший с Османской империей и запретивший работорговлю), 3) бывший президент Эстонской республики Константин Пятс (один из организаторов борьбы за независимость Эстонии, создание Эстонской республики, национальной армии, ее руководитель, особенно в первый период войны с Советской Россией, ярый враг советской власти, 4) некая юродивая Петербурга Ксения, 5) Иоанн Кронштадтский и т. д.
Конец ознакомительного фрагмента.