Вы здесь

К вопросам о самореализации, или Значение слова просветление?. Вера в «личность» (Коллектив авторов, 2018)

Вера в «личность»

Исследуйте свою веру в личность

Вы верите, что вы – личность, пока не проверите свою веру на истинность. Основной удар по ложной вере наносит самоисследование. Слова Учителя, что вы – не личность, не убедят вас. Вам нужно самому исследовать это. Не верьте на слово, проверьте! В противном случае это не сработает, потому что даже если вы согласитесь, вы на самом деле не поверите и будете продолжать считать себя личностью.

Вам нужно ясное понимание, что вы – не личность. Обретите его через самоисследование и доведите до убеждения.

Истинное обретать не нужно, оно уже здесь. Нужно только избавиться от ложного. Чтобы избавиться от «личности», вы должны сначала избавиться от веры в её существование, потому что вы не можете отбросить то, во что вы верите.

Вы ни от чего не должны избавляться, кроме как от ложных представлений о себе. Вы хотите покоя и счастья, а его вам даст только избавление от ложных представлений о себе. А поскольку все ваши представления о себе ложны, вам нужно отказаться от всех. Не давайте себе ни образа, ни определений!

Проводите последовательно серию таких самоисследований, пока не убедитесь без тени сомнений, что нет никакой свидетельствующей личности.

Поищите, кто наблюдает ваше тело? Вы – это кто? Не подсовывайте себе готовый ответ, начинайте каждый раз заново. Не удовлетворяйтесь одноразовым пониманием, сделайте его своим несомненным убеждением. Вы должны хорошо выполнить вашу «домашнюю работу».

Ложное не исчезнет само по себе, от него следует избавляться намеренно и последовательно вам самим. Разгадайте ментальный трюк «личности», и не позволяйте ему вновь дурачить вас.

Момент реальности

Иногда к вам приходят мысли, что объективный мир и ваша самостоятельная, индивидуальная жизнь слишком реальны, чтобы быть «сном», «ментальной грёзой».

Поэтому вы должны внимательно исследовать реальность мира и вашей жизни, «пощупать» её на подлинность. Если вы лишь время от времени вспоминаете о конечности своей жизни, этого понимания недостаточно, особенно, когда здоровье хорошее, и обстоятельства жизни вполне сносные, а иногда даже отличные.

Посмотрите, что делает таким реальными происходящее с вами? Что конкретно здесь реально? Вы сразу увидите, что реальность происходящего присутствует только в моменте сейчас (в «теперь-сознании»).

События вашей жизни и социума, объекты и явления мира имеют реальность только в сейчас. События пятиминутной давности находятся лишь в памяти, они исчезли из реальности или, скорее, потеряли её. Ожидаемые события (даже гарантированные) тоже находятся в памяти, только с другой этикеткой «будущее», и у них тоже нет той реальности, которая есть в текущем моменте.

Если вы исследуете дальше, то увидите, что никакого «текущего момента» не существует, его нельзя определить, вы увидите, что к реальности не применимо понятие времени. Оно бессмысленно. Время возникает как понятие при сравнении текущего события с прошлым.

Обязательно нужно увидеть и возобновлять это видение каждый день хотя бы по разу. События вашей жизни и мира имеют реальность только в «сейчас», и они же теряют её, как только переходят в категорию прошлого или будущего. Те же самые события только что были реальными, и вот, через мгновение, они уже потеряли реальность, ушли в память. Важно не то, что они ушли в прошлое, а то, что они потеряли реальность. Стали воспоминанием, «мёртвой» информацией.

Все события вашей жизни происходят как бы в «луче» реальности, очень узкой «полосе» текущего момента. Всё, что покидает эту «полосу», теряет реальность.

Это не реальность событий настоящего момента, потому что они приходят и тут же уходят, это реальность, которая наделяет события настоящего момента истинным существованием. Она как бы «оживляет» их. Это турьятита, а не события настоящего момента, которые только на миг получают реальность.

Реальность отдельна от того, что происходит так же, как плёнка кинопроектора отдельна от луча света. Но в том месте, где они соприкасаются, отделённости нет, ведь события жизни – это не настоящая «киноплёнка», а психические явления. Они «мертвы» без луча света реальности. Это реальность оживляет события, без неё они – просто «мёртвая» информация.

Эта реальность и есть турьятита. Она сама является ответом на вопрос «как я знаю, что я – это я?» Мысли не нужны.

Ваше индивидуальное «я» – это просто концепция, попавшая в «луч» реальности. Она часто воспроизводится умом, как поток микро-«я»-мыслей. Попытайтесь интуитивно отделить всё, появляющееся в «луче» реальности, от самого «луча» – это и есть то, что вы ищите, и оно не исчезает. Исчезает всё «мёртвое», вся информация, включая серийное «я». В буддизме эта информация называется «дхармы», они возникают и мгновенно исчезают.

Реальность – это «дхармовое пространство». Но это не пространство в буквальном смысле слова, а вот это невыразимое, что оживляет все мгновенные дхармы (включая память). Реальность нельзя описать, но её можно понять интуитивно прежде, чем вы получите опыт чистой турьятиты без информации.

Пытайтесь почувствовать то, что делает события в «сейчас» реальными. Это не имеет определений, но это самоочевидно. Живая реальность, и вы её знаете, хотя никак не можете выразить. За вычетом событий и вашего ментального «я», это и есть неустранимая турьятита, ваша истинная природа. В ней нет никакой информации, поэтому её называют «ничегонезнанием». Но это «незнание» относится к мирскому, иллюзорному знанию, к «киноплёнке жизни индивиддуума», а не к вашей истинной реальности. Истинная реальность не обладает «мирским знанием», но позволяет всему происходить, наделяя жизнью.

Вам нужно пытаться удерживать её вниманием, она нечем не является, чтобы её определить, она – просто сама реальность, без ничего. Вы должны «набить руку» на этом ощущении реальности момента сейчас, вычитая все события, всю информацию. Концептуальное «я» уйдёт последним, зато у вас будет ясный ум и интуитивное понимание-переживание реальности. В этой чистой реальности нет никакого «знающего» или «осознающего», она сама по себе, без всего!

Эту чистую турьятиту («Великое Ничто») вам придётся обязательно «посетить», после чего вы выйдете за пределы существования и узнаете, что нет такой вещи как «существование», что это пустая концепция. А если нет «существования, то и «смерти» тоже нет, поэтому вы навсегда потеряете страх.

Отбросьте всё, что касается личности

«Я есть», «я»-ощущение, самосознание – это то, чего следует держаться. Это одно и то же. В каком смысле держаться? Не думать о себе как о личности.

К вам относится только это самосознание или «я»-ощущение. Его не нужно помнить, потому что оно всегда есть. Нужно только отбросить всё, что касается личности. Вы не должны потерять память или человеческий облик, но вы просто понимаете и помните, что образ и память относятся к телу, а не к вам. Про себя вы ничего не можете сказать, кроме наличия самосознания.

Самосознание – это условие, возможность для любого образа, оно одинаково во всех формах. Чтобы прийти к его изначальной бескачественности (своей истинной природе), вы отбрасываете все образы себя, которые есть у вас в уме.

Если вы наблюдали за мыслями, то знаете, как это бывает: вы думаете о себе не просто как о человеке, но и как о конкретной женщине, матери, профессионале, гражданке, русской, москвичке… Здесь целый набор образов, целый контекст. Все образы, весь концептуально-воображаемый персонаж относится к телу.

Эго индивидуально для каждой формы, а самосознание – одно и то же, что в человеке, что в муравье. Это самосознание относится к вам, это единственная правда про вас. Не про человека, а про Абсолют, у которого нет образов, потому что он есть потенциал, «суперпозиция»5. Любое представление, хотя бы даже просто «пространство» или некая «точка» – это уже образ, оно уже вышло из потенциала. Сам Абсолют – это ничего вообще, только бескачественное «Я», бескачественное самосознание. Оно настолько бескачественное, что представить нечего.

Несмотря на то, что вы являетесь им, вы не замечаете, как тонко оно укутано в образы. Но как только слетит последняя «одёжка», самосознание перестанет быть концептуальным, и даже самая первая «я»-мысль исчезнет.

Нет двух «Я», «Я» – одно, но оно укутано в различные качества, относящиеся к форме, в которой оно отразилось. Всё человеческое относится к телу, а к вам – только самосознание или «я»-ощущение.

Пользуйтесь человеческими мыслями, когда этого требуют обстоятельства, относящиеся к телу, но о себе вы знаете только одну истину – вот это самосознание, «я есть».

Не думайте о себе как о личности, это воображаемый контекст, созданный на базе тела, а не реальная личность. Ваша реальность – только это самосознание. Выйти в его абсолютно бескачественное состояние трудно, но возможно. Оно недвойственно ничему, поскольку ничем не является, но само оно за пределами даже недвойственности.

Помните, что любой контекст относится к телу, не к вам, и пользуйтесь им только при необходимости. Тогда иллюзия личности, существующая за счёт внутреннего диалога, исчезнет, растворится как запах в воздухе, а вы останетесь. Ключевой момент – отбрасывание историй и образов себя. Они не про вас, они про тело, про воображаемое живое существо, а реальных «живых существ» нет.

Второй ключевой момент заключается в том, чтобы прекратить ждать «особенного события», «экстра-переживания», «неудержимого смеха» или «внезапной трансформации». Всё это совсем о другом, это не освобождение от личности, а её внезапное временное отсутствие, вызванное определёнными обстоятельствами, приводящими к остановке ума. Даже испуг или необычное природное явление могут внезапно остановить ум.

Но иллюзия личности при этом не исчезает, она только временно отсутствует вследствие остановки ума. Как только ум начнёт движение – так личность вернётся. Поэтому при нормальной практике «личность» исчезает постепенно, как запах в воздухе. Вы сами это увидите.

Вы никогда не были личностью, вы не являетесь ей прямо сейчас. «Личность» – это несуществующая вещь, выдуманное «я». Она будет «мерцать» при необходимости, пока есть тело, но потом исчезнет навсегда. Это не настоящая личность, а постоянно меняющаяся ментальная конструкция,.

Эта практика не трудная, если вы заинтересованы в том, чтобы узнать истину про себя. Не говорите, что у вас не получается, это не внезапное озарение, это постепенное избавление от многолетних васан.

Представьте, что вы попали на зерноочистку, и всё ваше пальто облеплено шелухой от зерна. Вам нужно всё это счистить. О какой внезапности тут может идти речь? Вы можете сбросить пальто (остановить ум), но вы не можете ходить раздетым, вам нужно пальто (вам нужно мышление, потому что это ваша вторичная природа). Только вам нужно чистое пальто, поэтому продолжайте работу по его очистке.

Если вы будете гоняться за внезапным освобождением, то не сделаете главного, не очиститесь от ложных отождествлений с несуществующей личностью и будете бояться. Не все, кто говорит «я просветлён» избавились от отождествления с личностью, а значит и от страха. Но если вы сделаете это качественно, то остальная практика пойдёт легче.

Вы становитесь очень внимательны к уму, и если заметили, что опять ударились в размышление о себе как о ком-то конкретном, вы вспоминаете, что это не про вас, и отбрасываете это.

В первой части практики вы определили (выяснили факт), что единственно истинное, что вы можете сказать о себе – это то, что вы есть. Во второй части практики вы отбрасываете всё, что сверх «я есть», то есть то, что не есть вы.

Придите к тому, чтобы у вас не возникало никаких ассоциаций на счёт себя, и помните, что воображаемая личность «пристроена» к телу. Её не существует на самом деле, есть только воображаемый контекст. Оставьте его телу, это не про вас.

Практика безопорности

Практика состоит в отбрасывании опор в виде любой концепции. Концепции есть, но ни одна из них не может быть опорой, потому что в опоре нуждается эго. Словно одеждой, оно укутывается различными опорами. Из этих «одёжек» оно и состоит, а внутри ничего нет, одни опоры. Эго и есть сами опоры, нет опор – нет эго.

Безопорность или неопределённость, когда вам вообще не за что уцепиться – это отличное место для «поджаривания» эго. Поймите на простых примерах, как применять в принцип неопределённости повседневной жизни: допустим, вы ударились, и первая мысль, которая у вас возникает после регистрации боли: «Мне очень больно, и это плохо».

Как применить принцип неопределённости? После регистрации боли вы отказываетесь определять себя по отношению к боли. Это не значит, что вы должны определять себя по отношению к боли противоположным образом: «Ха-ха, мне ничуть не больно», или «Мне больно, но это хорошо». Это значит, что вы никак не определяете себя по отношению к боли. Есть сама боль, а «вы» есть выдумка ума.

Сначала это кажется странным. Когда вы начинаете практиковать неопределённость, то все псевдо-просветленческие идеи о «непривязанности», о «смирении», о «принятии» рушатся, как карточный домик. Они-то как раз выступают в роли вашей определённости, какой бы она ни была.

Другой пример: произошло какое-то ужасное событие – например, вы потеряли работу. Работы нет – это факт, но не определяйте себя по отношению к нему. Не определяйте плох для вас этот факт или наоборот. В этом факте нет никакого вас, участника события. Также неправильно будет считать, что он вам безразличен. Вы никак не определяете событие по отношению к себе. Событие плохо само по себе, а не по отношению к вам.

Тогда произошедшее событие само вызывает последующие действия. Но в этом нет никакого вас, в роли действующего лица или переживающего. Вот это и означает неопределённость.

Третий пример: вы выиграли в лотерею. Вы не определяете себя внутри этого факта. Он хорош сам по себе, а не по отношению к вам. Что значит применить принцип вашей неопределённости в данном случае? Вы не думаете: «Какое счастье, что я выиграл!» Вы также не думаете: «Какое горе, что я выиграл, теперь это соблазн для меня, вся практика рухнет!» И, наконец, вы не думаете: «Да мне вообще наплевать на деньги!»

Вы находитесь в неопределённости, этот факт никак не определяет вас. И тогда событие само продолжит себя. Любая определённость прямо или косвенно описывает вас, создаёт ваш образ, тем самым отделяя вас от всего остального.

Вы всегда должны «проскальзывать» между любыми определённостями. Это и будет практикой безопорности. Значение такого «проскальзывания» между определённостями вы пока не можете до конца понять, но оно будет приходить к вам в процессе практики, причём как физическое переживание свободы и спонтанности, как переживаемый вкус спонтанного, естественного бытия, как ощутимый глоток свободы.

Истинное самоопределение – это прекращение ложного

Истинная определённость (недвойственность) не нуждается в подтверждении. Когда вы даёте себе определения – вы отделяете себя от остального, это и есть причина двойственности. Двойственное восприятие ложно, потому что это иллюзия, создаваемая самоопределениями.

Если вы идентифицируете себя с чем-то, то перестаёте быть всем. И наоборот, если у вас нет самоидентификаций, вы недвойственны ничему.

Представьте поле восприятия как окружность, внутри которой множество объектов восприятия. Истинное «Я» – это всё поле со всеми объектами восприятия. Это целостное поле восприятия. В реальности вы, являясь всем полем восприятия, ошибочно считаете себя одним из объектов внутри поля восприятия и переживаете в опыте раздельность себя и всего остального. Истинное «Я» стало ложным, маленьким, отдельным, индивидуальным «я», но это иллюзия, созданная ментальным самоопределением или самоидентификацией.

Как только ложное самоопределение прекращается, так автоматически изменяется и самоощущение, вы переживаете недвойственность восприятия, где субъект и объекты не являются двумя, а точнее, где есть только сам Субъект, воспринимающий Себя.

Нисаргадатта Махарадж: «Вся Вселенная является вашим телом».

Поэтому всё упирается в ложное самоопределение. Вам не нужно истинное самоопределение, оно станет самоочевидным, как только закончится ложное. Если вы это поняли, вам остаётся увидеть сам механизм иллюзии, потому что просто сказать «не давайте себе описаний» недостаточно.

Отказываясь от концептуальной самоопределённости, вы обретаете истинную. Отказываясь от концептуального знания себя, вы обретаете истинное.

Как кондитерский крем условно (концептуально) превращается в «цветочки» и «грибочки», оставаясь при этом кремом, так Истинное «Я» превращается в объекты мира, оставаясь при этом Истинным «Я». Главное – не считать Себя реальным «грибом». Нет необходимости вообще считать Себя чем-либо, даже Истинным «Я», потому что это самоочевидно и не нуждается в концептуальном самоопределении.

В реальности нет объектов мира, в реальности это – не объекты мира и не «ваше тело», а Вы Сами, Истинное «Я», поэтому вас нет в «теле». Нет «цветочков», нет «грибочков», есть кондитерский крем. Воображение (творческая сила Атмана) видит в нём «цветочки» и «грибочки», но в действительности это только крем, Сияние Самого Истинного «Я».

Здесь нет никаких реальных объектов, есть только Истинное «Я» (Атман). Поэтому, практикуя неопредёленность себя, вы просто отказываетесь от концептуального самоопределения. Вы практикуете отказ от концепций на свой счёт.

Вы не переживаете никакую «прострацию» или «нахождение в неопределённости», вы переживаете свободу от концептуальной обусловленности, от условно созданной иллюзии.

Обратите внимание на тонкий момент: когда вы думаете, что вы – не личность, вы всё равно подразумеваете некоего «вас». Вы думаете: «Я – не личность, а тотальное бытиё и даже большее», и не замечаете, как утвердили некоего «вас», с которым теперь новые проблемы – он должен перестать быть личностью. В действительности речь идёт не о вас, а о «Я»-ощущении.

Это не существо, за «Я»-ощущением нет никого, кроме ложных мыслей. «Я»-ощущение – это Самость восприятия, не личность, не человек. Это данность, то, что пронизывает собой всё, это «экран» для всего, это то, на чём держится мир, Вселенные во Вселенных. Постигните суть этого «Я»-ощущения, потому что оно есть Бог. Познайте его, но не из вторых рук, а через усердное внимание к нему. В нём ваше спасение.

Вы сами должны понять, где «дверь в бессмертие», вам только нужно держаться её, не отходить от неё, и она откроется. Все свои жизненные интересы, все помыслы направьте на эту «дверь», стойте всё время около неё, и вы пройдёте насквозь.

Думайте только о «Я»-ощущении: наблюдайте его, исследуйте его, старайтесь понять, что это такое на самом деле, и ваша «персона» начнёт блекнуть в свете этого Величия и Чуда.

Спрашивайте себя: что это такое, откуда оно возникает, чем оно является. Не «механически» держитесь за «я»-ощущение, а пытайтесь разгадать его тайну. Не отходите от него в свои мелочные проблемы, потому что вся ваша личная история временна, она канет в Лету, и вы опять упустите свой шанс. Возьмите на себя ответственность за решение этой тайны (не как человек, а как интеллект). Никто не сможет сделать это за вас, вам могут только сказать, где «дверь к спасению».

Конец ознакомительного фрагмента.