Вы здесь

Кёнигсфельдское перерождение. Письма другу из Германии. Глава вторая (Ирене Крекер)

Глава вторая

Богослужение в страстную пятницу

Не могу удержаться, мой друг, чтобы не рассказать тебе о событии, которое произошло сегодня вечером в здании курортной клиники. Здесь состоялась литургия, посвящённая жизни и смерти Иисуса Христа. Я приняла в ней непосредственное участие. Ты же знаешь, что меня всегда тянуло к общению с Богом. Но в дни праздника Пасхи у меня такое ощущение, что святой дух управляет моими мыслями и действиями. Думаю, что я неслучайно оказалась и на этом богослужении, на протяжении которого испытывала чувство внутреннего благоговения.


Само помещение, в котором проводилась служба, небольшое. Человек двадцать присутствующих. Лютеранский священник ввёл нас в тему литургии словами: «Мы должны снова и снова тщательно и спокойно погружаться в жизнь, слова, деяния и страдания Иисуса, чтобы понять, что он нам обещает и что он выполнит. Известно, что в страдании скрывается наша радость, в смерти – наша жизнь. Известно, что все мы находимся в одном обществе, которое нас объединяет…»


В течение получаса все присутствующие на службе, включая меня, пели псалмы и продолжали мысли священнослужителя цитатами из Библии. У каждого из нас в руках были листы с текстами песен и цитат, произносимых вслед за священником. Мне казалось, что это было – прямое обращение к Иисусу Христу. Я чувствовала это. В этот момент была уверена, что он нас слышит.


Я отношусь к той части русских граждан, которые не получили в детстве и юности даже малейших знаний о религии, но моя душа постоянно тянется к пониманию святых истин. Ты знаешь, мой милый друг, что я искренна в проявлении чувств и спонтанна в совершении поступков. Наверное, поэтому мои ноги привели меня сегодня вечером в это особенное помещение клиники, и я стала участником этой литургии.


Моя новая знакомая, по имени Гертруда, с которой судьба свела ещё в первый день приезда на курорт, – из местных немок. Она проводила меня до дверей помещения, где проходила служба, но вслед за мной не вошла. По её словам, церкви и пастыри – не проводники Бога. Мне она предрекла уход в монахини. Такой предстала перед ней моя душа, больной и тянущейся к нереальному. Мне же она напомнила добрую колдунью из сказок братьев Гримм.


В этот вечер захотелось посетить лютеранскую церковь в Кёнигсфельде, но я решила не торопить события. Всё в руках Бога. Если он посчитает нужным, то такой случай ещё представится.

Незапланированный поход в горы

Здесь, в курортных местах Шварцвальда, вдали от шумной городской суеты, всё кажется немного странным и заманчивым, таинственным и сказочным.


Сегодня проснулась с чувством ожидания чего-то необыкновенного. Но утро встретило неприятной новостью: отменили автобусную поездку в швейцарский город Санкт-Гален, находящийся недалеко от этих мест. Причина оказалась совершенно банальной: не набралось достаточного количества желающих.


Я уже давно пришла к выводу, что коренные немцы – народ спокойный. Они не создают себе проблем. Если приехали на оздоровительный отдых и лечение, значит отдыхают себе в удовольствие без дополнительных нагрузок в виде культурных или увеселительных мероприятий. Правда, от кружечки кофе, бокала пива или вина они не отказываются. И это делают культурно: ни в комнатах или в гостиничных номерах, а в ресторанах, гостевых домах, пивных заведениях, которых и здесь в Шварцвальде предостаточно.


Такая перспектива меня не устраивала, хотя даже в нашем здании клиники имеется кафетерий, а недалеко в парке – концертный дом с рестораном. Вечером можно было бы его посетить, но чтобы не прозябать здесь в выходные дни, мне просто необходимо было отыскать для себя какое-то занятие, связанное с выходом на природу.


За завтраком услышала случайно, что по субботам здесь проводятся плановые походы в горы под руководством одного из физиотерапевтов клиники. Идея показалась мне вполне приемлемой. Ты ведь помнишь, мой старый друг, как мы со школьных лет считали такого рода мероприятия высшим наслаждением.


И вот я уже в группе новоявленных туристов, направляющихся изучать гористую местность лесного края. Нас двадцать три человека разного возраста, рюкзаки за плечами, улыбки на лицах. Возглавляет группу руководитель по имени Хуан, испанец по происхождению. Им исхожено много дорог. О себе рассказывает открыто, дружелюбен в общении и быстро находит контакт с каждым из нас.




Думаю, что мне очень повезло, когда я решилась на этот шаг: путешествуя, изучать родной край. Правда, при этом совершенно забыла о своём немолодом возрасте. Я шла узкой тропой вслед за незнакомыми мне людьми, напевая про себя слова песни:

«Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,

Раз берёзка, два берёзка будет рощица,

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,

Раз словечко, два словечко будет песенка.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,

Раз дождинка, два дождинка будет радуга,

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,

Раз словечко, два словечка будет песенка».

Маршрут – десять километров. Нелёгкие подъёмы и тяжёлые спуски сопровождают на пути. Казалось, им не будет конца и края. Чувствую, что нет сил идти дальше. Вдруг, как в сказке, выходим на улицу в несколько домов. К моей радости, в одном из них, оказавшемся закусочной, решили перекусить. Это – крестьянский двор, но как здесь всё облагорожено, декорировано, соответствует нашему праздничному настроению. Я вижу, как усталые лица новых подруг потихоньку расслабляются. Руководитель Хуан своими шутками-прибаутками придаёт энергию и новые силы. Он не забывает при этом снимать нас на камеру и предлагает новые маршруты следующих походов.


Девчонки, которым определённо за пятьдесят, приняли меня в свой круг тепло. Как позже выяснилось, они уже не впервые ходят здесь в такие походы. Коллектив сплочённый. Это видно было невооружённым взглядом.


Ты уже понял, мой верный друг, что в тот день я вернулась в клинику довольная и счастливая. Ведь сегодня я приобрела новых знакомых, тревожит только одно – мой характер. Боюсь, что он опять подведёт. Ты же знаешь, что я не умею подлаживаться и поддерживать контакты. Ты не раз был свидетелем того, как при встрече с незнакомыми людьми мне приходилось преодолевать себя, начинать каждый раз борьбу с самой собой за вживание в коллектив, вернее сказать, выживание в новых условиях. Это стоит многих сил и энергии. Зная об этом, ты предложил мне когда-то заняться творчеством. Я тебе очень благодарна за это. Но, к сожалению, даже оно не всегда может заменить живое общение.


Ты, наверное, хочешь спросить, почему я сейчас пишу об этом?


Отвечаю откровенно: я боюсь, что опять останусь одна в стенах этого прекрасного, но всё же лечебного заведения, в котором, как я уже поняла, нет ни одного русского соотечественника. Я боюсь потерять новых друзей и не хочу обретать других. Я уже сроднилась с ними, и мне очень хочется, чтобы ниточка, проложенная между нами в Чёрном лесу, протянулась в мою дальнейшую жизнь, по крайней мере, на время курорта.


Знаю, мой друг, что ты прекрасно меня понимаешь, но ничем не можешь помочь на расстоянии. Или можешь? Или подскажешь, как мне вести себя, чтобы не потеряться в этом новом для меня окружении?

Поход в Симонов лес с экскурсией в замок


Мой друг, спешу поделиться радостью: сегодня, в воскресенье, в сам день Пасхи выясняется, что состоится ещё одна экскурсия-поход и не куда-нибудь, а в Симонов лес, на одном из холмов которого состоится праздник, посвящённый детям, прошедшим сегодня крещение в церкви (нем. Kommunion). Я не могу рассказать тебе, мой друг, о значении этого религиозного обряда, но ты можешь прочитать об этом в интернете пока мы во главе с руководителем Хуаном будем покорять новые вершины, манившие меня уже сегодня во сне.


На сборы мне хватило несколько минут. И вот я уже в автомобиле, рядом с новой знакомой Сабиной, которая прибыла в наши места из Франкфурта-на-Майне, приехав на курорт на автомобиле. Я восседаю на переднем сидении, и в моей душе звучит музыка.


Хуан за рулём своего автомобиля. Мы следуем за ним сначала в направлении города Шрамберг, а затем дорога выводит к городу Глатт, о котором я ещё никогда и ничего не слышала. В общей сложности мы проехали пятьдесят километров, но ещё не понимаем, что приготовил нам Хуан и что ожидает нас впереди. Долго выяснять это не пришлось: автомобили остались на стоянке, а мы – рюкзаки за спину и вперёд – по маршруту «Три долины» общей протяжённостью двенадцать километров.


Если честно, такого поворота событий я не ожидала. Мои ноги ещё со вчерашнего похода не отошли. Но вчера я хорошо поняла, почему в перечне вещей, необходимых для курорта, было указано на обувь с крепкой подошвой. Мои кроссовки, хоть и с крепкими прокладками, не могли её заменить. Ступни ног отдавали болью, дыхание – на последней передаче. Но я мужественно продвигалась вперёд, понимая, что не должна отставать от всех, не имею права подводить других, хочу остаться в этой группе и вынесу всё, чтобы достичь этой цели.

«Снова нас ведут куда-то,

И не ясен нам маршрут,

Видно, горы виноваты —

Не сидим ни там, ни тут.

Снова в гору и по тропам

С рюкзаками за спиной.

Груз под силу лишь циклопам!

– Мама, я хочу домой!

Дома всё же как-то лучше,

Ну а здесь придётся нам

Целый день бродить по кручам,

По ужасным ледникам.

Склоны круче, ближе тучи,

Камни сыплются гурьбой…»

«Вперёд – и с песнями», – шептала я про себя, вышагивая в первом ряду, хорошо понимая, что лучше начинать путь первой, в конце всегда и сам окажешься. На этот раз вместе с Хуаном нас было только восемь человек. Первый привал сделали после пяти километров пути, когда спустились во вторую долину. Фото скажут сами за себя, рассматривать их буду дома, сейчас, на курорте, для этого не будет времени. Это я уже знаю точно.

Впереди ещё семь километров: подъём и спуск в третью долину, а потом, по словам Хуана, нас ожидает приятная неожиданность. Я жду этого момента, поэтому ползу изо всех сил на третью вершину. Спуск в долину оказывается крутым, да ещё идёт дождь. Хуан помогает спуститься, поддерживая за локоть. Он умеет сочувствовать без лишних слов и предлагает помощь всегда в нужный момент.


И этот перевал мы одолели. В группе трое шестидесятилетних, двум под пятьдесят и две тридцатилетние женщины. Одна призналась мне, что стала путешествовать с целью похудеть. Эту цель она пока не достигла, считает, что за счёт укрепления мышц, вес не убавляется, но желание остаться в туристической группе у неё не исчезло. Она – постоянный участник вылазок на природу. Ещё одна женщина рассказала о своей судьбе. Любимый оставил её с двумя детьми после тридцатилетней совместной жизни. Брак так и не был официально зарегистрирован. Разрыв отношений оказал страшное действие на её психику. Произошёл нервный срыв. Это явилось причиной нахождения в клинике.


Я же борюсь с головными болями и повышенным давлением. Вот и попробую от этого излечиться прогулками по Чёрному лесу и атмосферой праздника, которая не оставляет меня ни на минуту и после возвращения в стены клиники.


Но сегодняшнее путешествие ещё не закончилось. Предполагаю, что Хуан по профессии психолог. Он прекрасно знает, чем нас можно удивить, заинтересовать и порадовать. И вот он ведёт нас уже по улицам города Глатт к старинному замку, который поражает меня своей историей. Проживая недалеко от этих мест, я и не предполагала, что такой памятник искусства расположен в нашей земле Баден-Вюртемберг.


Сначала мы осматриваем достопримечательности замка, а потом, в одной из башен, поднявшись на второй этаж, попадаем просто в царские покои, где в настоящее время расположен кафетерий. Но какой! Здесь продают торты всех сортов, которые только известны в Шварцвальде, и огромными кусками по низкой цене. И какие они по вкусу! Просто объедение! Хуану можно поверить, что такие торты ему ещё не встречались, в каких бы странах он ни путешествовал.




Но это ещё не всё, что мы увидели в замке. На третьем этаже, куда поднялись по узкой деревянной лестнице, оказался музей кукол. Надо мной будут смеяться знатоки этих мест, но я не знаю, как назвать эту уникальную выставку фигур, среди которых много исторических деятелей. Мы фотографировались, сидя в креслах рядом с персонажами из книг, улыбались, смеялись, как дети, гордо распрямляя наши уставшие спины, усаживаясь в кресло невесты или жены исторического деятеля… То, что я увидела здесь, не поддаётся описанию, или просто в моей головушке для этого недостаточно исторических сведений.


Путь домой показался не столь длинным, и усталость как рукой сняло. Мы успели и на ужин. Как ни странно, торт, съеденный в замке, не сказался на нашем аппетите.


Вот такая прогулка, мой друг, случилась в воскресный день Пасхи. И этим он будет для меня памятен на всю оставшуюся жизнь. Знаю, что ты всё прекрасно понимаешь. Да, моё настроение соответствует обстановке. Думаю, что ты рад за меня. Остаётся только пожелать и тебе прекрасно провести твой весенний отпуск. У нас ещё всё впереди, нужно только верить в себя и отдаться течению времени. Знаю, что тебе сейчас не до меня, но всё же жду ответных писем и сообщений.


Последний праздничный день я провела в туристическом автобусе, направляющемся в сторону города Лар, от которого до моего родного дома рукой подать, то есть всего двадцать километров.


Центром путешествия оказался город Генгенбах. Автобус припарковался на стоянке, и мы в течение нескольких часов гуляли по центру города. Здесь всё, как везде на юге Германии, но и как-то по-другому.


Дорогой друг, прости, но об этой поездке я расскажу тебе при встрече, а сейчас меня приглашают к врачу клиники на собеседование.

Курортные будни

С сегодняшнего дня для меня начинаются оздоровительные мероприятия. В плане на неделю преобладают спортивные: утренние прогулки, гимнастические упражнения, водная гимнастика, занятия йогой, которые проводятся разными работниками клиники, в основном, физиотерапевтами. Много внимания здесь уделяется и вопросам питания, особенно диетического.


Завтра утром состоится разговор и с социальным работником о пенсионном законодательстве применительно к моей профессиональной судьбе. Знаю заранее, что ничего нового от него не услышу. Надежда на то, что после курорта получу справку о том, что не могу работать в таком возрасте по своей профессии, не оправдывается. Врачи здесь не решают подобного рода вопросы. Кто приехал на курорт трудоспособным, тот таким же из него и уедет. Наше здоровье должно укрепиться и, по крайней мере, я должна буду ещё пару месяцев доработать до пенсии. И альтернативы нет. Ну что ж, остаётся набираться сил для последнего рывка. Сейчас, уже немного отдохнув от тяжёлого физического и психического труда, я готова на всё.

Конец ознакомительного фрагмента.