© Ирене Крекер, 2017
© Ирене Крекер, фотографии, 2017
Редактор Валентин Васильевич Кузнецов
Корректор Валентин Васильевич Кузнецов
ISBN 978-5-4483-7400-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава первая
Ребята, надо верить в чудеса!
Чего только в жизни не бывает!
Судьба или случай предоставили мне возможность побывать на курорте в небольшом городке Кёнигсфельд (нем. Königsfeld), расположенном на юге Германии в Чёрном лесу (Schwarzwald) в пятнадцати километрах от города Филлинген (нем. Villingen).
Могла ли я подумать, что в моём возрасте, а мне за шестьдесят, можно ещё получить путёвку на курорт для оздоровления и продолжения профессиональной деятельности. Поражаюсь законам страны, которые, как я всё больше и больше убеждаюсь, направлены на улучшение здоровья каждого её гражданина независимо от профессии, национальности, вероисповедания и материального положения.
И вот уже второй день я изучаю живописные окрестности этого курортного местечка, открываю для себя новые источники духовной и физической энергии и радуюсь, что появилась возможность дальнейшего изучения сказочного мира страны, в которой я проживаю почти четверть века.
Уезжая на курорт, я пообещала другу высылать репортажи в письмах с места событий. C сегодняшнего дня начинаю выполнять своё обещание.
На пути к месту отдыха
Дорогой друг, думаю, тебе знакомо состояния души, когда ты, покинув стены родного дома, не зная, что принесёт тебе завтрашний день, находясь в водовороте лиц и событий, теряешь почву под ногами, плывёшь по течению в мире событий, которые от тебя уже практически не зависят.
В таких ситуациях я отдаюсь воле судьбы, мысленно, не напрягаясь, доверяюсь энергии жизни, несущей меня в неизвестное. Я заранее принимаю всё, что случится со мной, и мысленно замираю в ожидании новых жизненных уроков.
Вот и в эту поездку уже сразу на вокзале со мной произошёл курьёзный случай. Во время пересадки в городе Офенбург с одного регионального поезда на другой, в последние минуты перед его прибытием на табло появилось объявление об изменении платформы, а я его – не заметила. Как маленькая девчонка, прохлопала глазами, а, может быть, и ушами, это сообщение. И только тогда, когда поезд ушёл, я не сразу, но всё же поняла, что произошло. Слава богу, что существуют мобильные телефоны. Я сразу сообщила в курортную клинику, что опаздываю на час и что встречать меня на вокзале нужно будет в другое время.
Инцидент был почти исчерпан, осталась только горечь, что не предусмотрела такого варианта. Сначала расстроилась, потом подумала, что это неслучайность и что, вероятно, для чего-то была создана эта нелепая ситуация. Впоследствии поняла, что была права. На платформе, в ожидании следующего поезда, я познакомилась с интересной собеседницей. Кстати сказать, она тоже оказалась в числе тех, кто пропустил свой рейс. Молодая женщина двадцатичетырёхлетнего возраста за один час разговора поведала мне всю свою жизнь.
Попутчица оказалась родом из Африки, куда я мечтаю непременно совершить путешествие для хоть поверхностного знакомства с этим экзотическим континентом.
– Отец вывез меня из родных мест в Германию в четырнадцатилетнем возрасте, – рассказала попутчица. – Здесь я получила хорошее образование. Владею в совершенстве немецким, английским, испанским и французским. Но почему-то мне не везёт. Нет постоянной работы, которая дала бы стабильность материального положения.
Я слушала девушку и вспоминала первые годы жизни в стране, о которой прежде мало что знала. Да, здесь не так-то просто получить постоянное место работы по профессии. Меня удивило лишь то, что человек с прекрасным знанием нескольких языков и экономическим образованием не может найти работу по специальности.
Девушка, доверившись мне, продолжала свой печальный рассказ:
– Я – мать-одиночка. Моему сыну четыре годика. Сейчас он в детском саду, за который тоже нужно платить. А сегодня я еду в город Филлинген. Буду ходить из дома в дом, из квартиры в квартиру и предлагать людям изменить свои договоры относительно телефонной и интернетовской связи. Получаю в месяц чистыми около пятисот евро. Кто может прожить на такие деньги в нашей стране? Получаю, правда, от государства дотации, но этого недостаточно.
На первый взгляд девушка казалась уверенной, самостоятельной, знающей себе цену. Но её слова:
– Наверное, причина во мне. Что-то я делаю не так, говорю не то. Может, я слишком добрая, а в этом мире, в этой профессии нужно быть жёсткой?
На этот вопрос я, к сожалению, ответить не могла и пожелала девушке удачи на её жизненном и профессиональном пути, попыталась вселить надежду в успех:
– У тебя всё будет хорошо, – сказала я ей, прощаясь. – Нужно только не сдаваться. Мир не без добрых людей. Ты ещё встретишь человека, который поможет тебе прочно встать на ноги. Я верю в тебя.
В момент общения с девушкой я почувствовала себя вновь учителем, хотя с этой профессией пришлось расстаться четверть века назад. Учитель – это навсегда, подумала я. Расставаясь, мы обменялись адресами. Кто знает, может, наши пути пересекутся в ближайшем будущем. Ведь говорят, что в жизни ничто не проходит бесследно.
Я вышла из поезда спокойной и уверенной. Теперь я знала, что в совершенно незнакомой местности, где мне предстоит прожить месяц среди незнакомых людей, всё будет хорошо.
А в городе Филлинген меня ожидало обещанное такси, и в нём две новые попутчицы, которые ехали на тот же курорт, куда и я, в пока незнакомый мне город Кёнигсфельд. Теперь я была уже не одна в Чёрном лесу, который, несмотря на название, уже не казался таким тёмным. Понимание между мной и попутчиками возникло сразу. Нас объединял возраст и стремление иметь опору вдали от дома.
Первый день в клинике
И вот мы уже в помещении курортного здания. Это – Медиклин (MediClin), клиника имени Альберта Швайтцера (нем. Albert Schweitzer). Как выяснилось позже, таких клиник по стране много, целая сеть, но эта – особенная, так как она расположена в городке, в котором проживала семья известного врача, учёного, миссионера. О нём я напишу тебе позже, мой друг. А сейчас только хочу сказать, что в этом городке, куда нечаянно занесло меня попутным ветром судьбы, высоко чтят его память. В доме врача-учёного находится музей, в который я обязательно схожу. Уж очень интересно рассказывают о нём окружающие меня люди.
Да, дорогой друг, здесь, как и везде, первый день проживания посвящён знакомству с врачами, медсёстрами, зданием, его многочисленными помещениями: кабинетами, залами, мастерскими для творчества. Первое впечатление – приятное. Чувствуется, что всё здесь хорошо спланировано, появилась надежда – наконец-то отдохнуть без особых нервных перегрузок. Я сразу поставила перед собой задачу: отключиться от суеты повседневной жизни, сопровождавшей меня дома и на работе, и принимать всё, что будет происходить, – с радостью. Под этими словом «всё» я предполагаю и активный отдых, и медицинские процедуры, и общение с людьми, и изучение окрестностей.
К тому же в первый день пребывания в клинике к каждому из нас, новым отдыхающим, прикрепили наставников, проживающих здесь уже несколько недель. Каждый из них получил задание – ознакомить одного из вновь прибывших с помещениями клиники. Во время вечерней экскурсии мы узнали, где и какие процедуры, разговоры с врачами, доклады, тренировки предстоят нам скоро.
Я тогда не удержалась и спросила свою наставницу:
– А чем же мы будем заниматься в свободное время?
– Самим надо будет активность проявлять, – услышала в ответ, – читать объявления о спортивных и культурных мероприятиях, принимать в них участие. Никто здесь ничего вам на блюдечке не преподнесёт. Каждый сам за себя в ответе. Кстати, именно она помогла мне войти в интернет, привела в комнату парня, такого же, как и я, отдыхающего. Он быстро разобрался в премудростях этого сложного для меня процесса. С этого момента я опять на связи с внешним миром. Да, никуда от него не убежишь даже в глухом тёмном лесу.
Вот так, дорогой друг, началась моя жизнь на неизвестном мне прежде курорте. Всё было бы хорошо, но сегодня вечером я вновь ощутила себя маленькой и никому не нужной букашкой, мурашом в этом неизведанном пока мире. Но как ты знаешь, от этого состояния одиночества среди незнакомых людей я так и не смогла в течение жизни избавиться. Хотя мне самой казалось, что в последнее десятилетие, стала увереннее, что внутренний страх быть чужой в незнакомом обществе, прошёл, испарился. Но не тут-то было. Я хочу, чтоб ты знал, дорогой мой друг, что мне очень не хватает тебя: твоих практических советов и живого участия.
Сегодня, подстать настроению, в наших краях идёт снег. Небо затянуло тёмными тучами. Надеюсь, что завтра выглянет солнышко, природа оживёт и вдохнёт в меня вместе со свежим воздухом новые силы. Понимаю, что всё будет хорошо, только нужно набраться терпения, и жизнь закрутит вихрем событий и чувств. Как мне хочется в это верить!
Знакомство с окрестностями и людьми
Мой дорогой друг, помнишь, как мы отмечали пасхальные дни в прошлом году? Так уж оказалось, что именно перед пасхальными праздниками я приехала сюда, в это удивительное местечко. Какой-то стариной и сказкой веет от всего того, с чем соприкасаюсь и чем занимаюсь в свободное от процедур время. А тут ещё получилось, что четыре дня праздника Пасхи предоставлены нам просто для отдыха: живи, радуйся, наслаждайся, совершай экскурсии, походы, знакомься с людьми, с достопримечательностями города и окрестностей.
Конечно же, я решила прежде всего поближе познакомиться с городом с таким сказочным названием – Кёнигсфельд, что в переводе означает Королевское поле. Узнав от обитателей клиники, что он расположен в двухстах метрах от главного корпуса, но полоса леса скрывает его от прямого взгляда, я, долго не раздумывая, вышла из здания и отправилась по одной из многочисленных лесных тропинок куда глаза глядят, доверившись интуиции. Минут через десять вышла на центральную улицу. Отметила, что архитектура зданий немного отличается от наших мест. В пути меня окружали богатые особняки, трёхэтажные виллы, клиники с прекрасными парками, многочисленные магазинчики зазывали декорацией витрин, посвящённых приближающимся дням праздника Пасхи.
Налюбовавшись вдоволь содержимым магазинчиков: сувенирами, рукоделием – на обратном пути, улыбаясь и приветствуя прохожих, дошла до лесного массива, и прежде чем направиться по одной из лесных дорожек к виднеющемуся из-за деревьев высокому зданию, я решила спросить первого встречного, правильный ли путь выбрала. И – правильно сделала.
Как ты уже понял, мой друг, оказалось, что я шла в неправильном направлении. Монахиня, встретившаяся мне по дороге первой, предложила проводить в клинику по кратчайшему пути. Мы познакомились. Женщина рассказала о своих проблемах со здоровьем. Оказалось, что она несколько месяцев назад была спасена врачами в клинике города Бад-Кроцинген, расположенной недалеко от моего дома, в известном всей стране кардиологическом центре. Так что тема для разговора у нас нашлась. Да и сама встреча с монахиней, как оказалось позже, явилась всё-таки тоже не случайной. В этом я теперь не сомневаюсь. Но об этом разговор впереди.
Расстались мы довольные друг другом. Я не спросила, где и когда смогу её ещё раз увидеть, но внутреннее чувство подсказывает мне, что мы непременно встретимся. Ведь и по вопросу религии мы оказались близкими: монахиня – лютеранка по вероисповеданию, а я, по рассказам родителей, тоже крещена в этой вере.
Размышления о природных особенностях
Так что, мой друг, недолго я печалилась в этом Чёрном лесу. Хоть и тёмен он, но по природе своей постепенно становится близким и даже напоминает мне нашу сибирскую тайгу. Здесь много хвойных деревьев. Высокие пихты стоят стеной и издают аромат, знакомый с детства. А рядом с клиникой – берёзовая роща. Во время прогулок по ней меня не отпускают мотив и слова песни:
«Берёзы, русские березы,
Вы на судьбу мою похожи.
И вашей памятью согретый,
Я знаю, помните вы это.
Берёзы, русские берёзы,
Теперь вы мне ещё дороже.
Я верю в вашу тишину,
Вот подойду и обниму.
За вашу память и мою,
За то, что здесь сейчас стою».
Провожу рукой по стволу берёзы. Прижимаюсь к его шероховатой коре. Уже не впервые для себя отмечаю, что берёз в этой местности много, но они отличаются от наших – русских: стволы не столь белоснежны, какой-то вековой тишиной веет от них, молодой поросли вокруг не видно.
Замечаю вдали между берёзами небольшое озеро. Подхожу поближе и останавливаюсь в изумлении. Рыбки в нём плавают необыкновенные, какие-то краснопёрые, диковинные. Обращаю внимание и на многочисленных лягушек, от маленьких, бледно-зеленоватых по окраске, до больших, тёмно-зелёных жаб. Может, в водах озера происходит какой-то творческий процесс? А, может, просто идёт ежедневный естественный отбор в природе? Такое ощущение, что лягушки охотятся за мальками рыб. А, может, это они просто вместе резвятся, играют, совершая в воде замысловатый танец, непостижимый уму человеческому?
Меня окружает море звуков: шелест травы, кваканье лягушек, стрекотанье кузнечиков. Белка пробежала мимо, не заметив присутствия человека или сделав вид, что не замечает. Их здесь много: и не только рыжеватых по окраске, но и чёрно-бурых, с разновидностью которых встречаюсь впервые. Уж очень они шустрые: перескакивают с дерева на землю, чтобы отыскать чем полакомиться, и исчезают, как будто их и не было. Избалованы они обитателями клиники, которые приходят сюда полюбоваться, как в зоопарк, но при этом прихватывают с собой, хотя бы кусочек хлеба.
Жаль, что тебя, мой милый друг, нет рядом. Если уже в первые дни мне не хватает общения с тобой, что же будет дальше? Я хорошо понимаю, что разговоры с почти незнакомыми людьми не смогут мне скрасить время отдыха, но всё же ещё надеюсь, что найду здесь людей, близких по духу.