Международные погранпереходы
Окружённая четырьмя странами, Киргизия имеет наземные пограничные переходы. Не все из них международные! Многие иностранцы, в том числе россияне, в том числе я, уже попадались, двигаясь по автодороге, приехав на пограничный переход, а там – опс! И нельзя проехать, переход действует только для граждан двух сопредельных стран! Самый сложный случай – это переход Карамык между Сары-Ташем и Душанбе: нередко приезжающих сюда иностранцев поворачивают обратно, чтобы они делали 1000-километровый крюк через весь Памирский тракт, где и транспорта мало, и климат тяжёлый, и расходы большие. Иностранцы готовы отдать крупную взятку, лишь бы не ехать несколько дней в объезд, а вы заранее прочитайте список всех переходов и едьте только через них.
Все международные пограничные переходы Киргизии со странами СНГ можно проходить и без транспортного средства, пешком. А вот в Китай пешком уйти нельзя.
Важно, что многие погранпереходы имеют несколько названий – одно название с одной стороны, другое с другой, местные могут использовать ещё старое советское название или же какое-то простонародное. Будьте внимательны.
Граница с Казахстаном
– На трассе Бишкек – Алматы, главный и оживлённый переход Кордай (круглосуточно). Если ехать из Бишкека, нужно доехать до таможни (из Бишкека – на 285-й маршрутке, 30 сом, она же принимает казахские деньги, 200 тенге). Там пешком перейти границу, оказаться в селе Кордай, там сразу обычно стоит маршрутка на Алматы (1500 тенге) и таксисты (2000 тенге). Но можно там на казахской стороне доехать на местной маршрутке или такси «до бугра» (50 тенге маршрутка, 100 тенге такси, около 5 километров). Приезжаем на развилку (якобы «бугор»). От «бугра» имеется поток платного попутного и маршруточного транспорта в Алматы (от 1000—1200 тенге до 1500), Шымкент и другие местности, тут же много местных платных автостопщиков ждут извоза и машут руками! С Алматы также нужно ехать «до бугра», и дальше пройти или проехать 5 км до самого погранперехода. Также имеется возможность проехать напрямую с Бишкека до Алматы (автовокзала «Сайран») на маршрутке, которая ходит примерно каждые полчаса, стоит 1500 тенге или 300 сом, в пути – часа четыре. Границу все переходят со своими вещами пешком, пока маршрутка преодолевает КПП только с одним водителем пустая, и садиться в маршрутку нужно обратно после прохождения границы. Обменять сомы на тенге или наоборот выгодней всего в Бишкеке по будним дням; в Алматы это тоже возможно, с небольшой потерей.
– Чалдыбар (Чалдовар) – переход на запад от Кара-Балты (круглосуточно, с казахской стороны он называется «Сыпатай Батыр»). Доехать можно из Бишкека (от «шлагбаума») на маршрутке до Кара-Балты (50 сом) и оттуда до Чалдовара. Есть и прямые маршрутки от Бишкека до Чалдовара, а также маршрутки Бишкек – Тараз (300 сом) и Бишкек – Тараз – Талас (350 сом). Граница переходится пешком, транзитные маршрутки проезжают отдельно и ждут пассажиров, пока они пройдут погранконтроль.
– Там же и международный железнодорожный переход, единственный в стране; все дальние поезда, проходящие через границу, дорогие: переезд границы обойдётся почти в 1000 сом / рублей. Единственный дешёвый переезд границы на поезде – воспользоваться пригородным поездом Бишкек – Мерке или обратно (вечером в Мерке, рано утром в Бишкек).
– Переход между Таласом и Таразом. Важно: под Таласом имеется два перехода в 7 км друг от друга, но один из них – не международный! Международным переходом является то, что на картах Maps.me называется «Чон-Капка». Маршрутки Талас – Тараз едут через Чон-Капку, но этого названия водители и местные жители не знают. Когда едешь на маршрутке, после Кызыл-Адыра будет поворот направо с малоразличимой синей надписью-указателем «ТАМОЖНЯ». Вам именно туда (по дороге, вдоль водохранилища). Смотрите, чтобы водитель не поехал налево, на местный переход. Если ехать на маршрутке через границу, пешеходы идут с вещами пешком, маршрутка забирает вас после прохождения обоих границ. С казахской стороны днём есть маршрутка до Тараза.
– Переход Кеген (Каркара), очень интересный, находится на восток от Алма-Аты, Иссык-Куля и Каракола. Транспорта там мало, и работает только в летнее время, с 1 мая по 30 сентября – потому что трасса проходит через горный перевал (высота более 2000 метров). Переход открыт в дневное время с 8:00 до 18:00. Там гравийная дорога. Рейсового транспорта через Каркару нет, нет и маршруток, подходящих близко к границе с той или иной стороны – можно преодолеть автостопом или на такси. На границе нет обменников, магазинов и населённых пунктов, нет и таксистов, ожидающих попутчиков, место красивое, но глухое.
Переход Кеген расположен в живописном месте
– Внимание: между Казахстаном и Кыргызстаном есть несколько популярных, но не международных переходов. Два из них (Кен-Булун и Токмок) расположены в районе города Токмак, там где трасса Бишкек – Балыкчы проходит рядом с гос. границей. На этих переходах пускают только граждан Кыргызстана и Казахстана! Есть ещё переход Ак-Тилек недалеко от Кордая, он международный, но так как расположен не на основной трассе, вам он вряд ли понадобится.
Пеший переход через горы между Алма-Атой и Иссык-Кулем хотя физически и возможен, но крайне не рекомендуется – там, в горах, нередко встречаются взяточники-пограничники. Если гражданам РФ или Казахстана при движении из Казахстана в Киргизию это иногда и может «сойти с рук», то при обратном движении (в Казахстан) вы можете быть отловлены и вам не поздоровится! Особо не рекомендуется гражданам дальних стран СНГ и зарубежных гостей. Обштрафуют насквозь!
Переход из Узбекистана
1. Самый известный и единственный, на 2017 год – между Андижаном и Ошом – «Дустлик» / «Достык»; достигается на городской маршрутке из центра Оша, и находится на северо-западной окраине города. В 2017 году работал круглосуточно с потеплением двусторонних взаимоотношений. Транспорт в виде фур иногда пересекает эту границу, но автобусов или маршруток через границу нет, вам переходить нужно будет пешком. Нужно доехать с Оша до таможни на маршрутке 138 или 113 (проезд 10 сом), и пройти через обе таможни своими ногами. Многие из пересекающих тут границу – граждане России или туристы из европейских стран. Похожая технология проезда в обратную сторону. Валюто-обменные сум-операции проводите на киргизской стороне, прямо перед границей.
2. С каждым годом количество международных переходов с Узбекистаном уменьшалось. Был малодеятельный переход под Учкурганом, но закрыли и его. На лето 2017 года, не осталось ни одного перехода, кроме вышеуказаного Дустлика! Сейчас идёт слух, что скоро начнут опять открываться эти переходы – в сентябре 2017 президент Узбекистана приезжал в Бишкек дружить, делать договор о границе, вот уже (сент.2017) пошёл слух, что Кызыл-Кия открылась, и ещё один. Но будут ли они международными? Внимательно смотрите новости в Интернете.
Если вам нужно попасть из Бишкека в Ташкент, то это можно сделать через Шымкент или на прямом автобусе Бишкек – Жибек Жолы, он же Дархан. Автостанция Дархан находится 2 км к северу от КПП «Черняевка» на казахско-узбекской границе.
Есть три перехода из Таджикистана
– Бор-Дёбе на Памирской трассе Мургаб – Ош. Проверен множеством путешественников; поток автотранспорта там очень небольшой; автобусов нет. Столовых и обменников на границе тоже нет. Рейсового транспорта к границе никакого не подходит, летом около десяти или пятнадцати машин в сутки пересекают границу в каждом направлении. Киргизский КПП находится ещё до перевала, на высоте около 3500 метров, а таджикский – через двадцать километров, на самом перевале (4200 метров). В 2017 года на таджикской стороне всё ещё не было электричества. Переход работает круглосуточно. При въезде в Таджикистан нужно иметь пермит в ГБАО (разрешение), которое делается в Бишкеке в консульстве Таджикистана.
Граждане Европы и других дальних стран должны брать визу Таджикистана заранее. Можно взять визу + пропуск в ГБАО по интернету (вот так выглядит электронная виза + пропуск для граждан Дальнего Зарубежного Мира)
А. Кротов близ таджикско-киргизской границы на Памирском тракте. 2007
Антон Кротов и Антон Дряничкин на том же месте, 2017
Для граждан РФ и СНГ пропуск на Памир в 2017 выглядел вот так
– Между Баткеном и Исфарой – переход проверен; поток транспорта большой, есть и маршрутки; обменять деньги можно и в Баткене, и в Исфаре.
– Третий, глуховатый, на дороге Сюлюкта-Пролетарск (мной лично не проверен; есть вероятность, что сейчас не работает).
Асфальтовая дорога из Таджикистана Душанбе – Гарм – Джиргаталь – Карамык – Дорот-Коргон, по которой проходит более 10 машин в день, содержит переход только для местных – таджики иностранца там или завернут (проверено!), или будут требовать взятку (50—100 долл.). Я прошёл там когда-то в прошлом веке, а в нынешний век бюрократии этого делать не следует, пока не получите точных знаний о международности этого перехода от умных лиц. Уже много лет обещают провести реконструкцию этого КПП и сделать его международным, но дата окончания неизвестна.
Два перехода соединяют Кыргызстан и Китай.
– Торугарт южнее Нарына. Про этот переход всегда было известно, что он проблемный: не пускали там автостопом и всяких самостоятельных индивидуальных туристов не пускали вообще. Возможно, пустят на автобусе Бишкек – Кашгар, если вы поедете на нём ($70).
– Иркештам, восточней Сары-Таша. В течение многих лет это был единственный бесплатный и беспроблемный выезд из Киргизии в Китай или обратно. Последний раз мы с друзьями там проехали (бесплатно) в октябре 2012 г. С тех пор погранпереход испортился: там для въезжающих в Китай предлагают принудительно-платное такси за 400 юаней ($50) на первые 80 китайских километров, до Угулчата; это цена за всю машину, а автостопом ездить запрещают. Поэтому выгодней ехать четвёрками, такси берёт четырёх человек. А так, эта дорога выводит прямо в замечательный китайско-мусульманский Кашгар. Китайские штампы ставят не на самой границе, а в Улугчате. На время от истинной границы до Улугчата паспорта путешественников отдаются на хранение таксисту под расписку.
Визу в Китай на границе не выдают, приграничного бесплатного варианта – типа поехать из РФ в Хейхе или Манчжурию – на этих границах нет.
Крайне проблематично перейти эту границу с Китаем бесплатно.