«Моя мечта»
Марат Ибраевич Ордоков —
генеральный директор предприятия «Моя мечта»
Наш новый герой – человек с непоколебимой волей и упорством. Он привык во что бы то ни стало доводить начатое дело до конца. На поприще предпринимателя-производственника Марат Ордоков шёл к своей цели, возможно, дольше других героев этой книги. Его можно охарактеризовать как настоящего бойца и даже больше – он чемпион!
Кабинет Марата Ордокова ничем не примечателен. В нём нет особых изысков, дорогой мебели и прочих атрибутов, которые намекали бы на солидное состояние хозяина офиса, впрочем, всё как у представителей среднего бизнеса, коими и являются в большинстве своём мои герои. Стол предпринимателя завален бумагами, время от времени звонит телефон, в кабинет заглядывают подчиненные по неотложным вопросам. Я понимающе прерываю запись нашего разговора – ставлю на паузу диктофон. Я уже привык и знаю, с кем имею дело. Передо мной сидит небольшого роста человек, он расслаблен, плечи и руки опущены, голос тихий. На первый взгляд, Марат Ордоков даже выглядит каким-то неуверенным. Успешный бизнесмен не обязательно должен казаться таким – будто всегда знает, что делает все правильно.
Детство
Марат Ордоков родился в 1961 году в селе Жети-Огуз, Иссык-Кульской области. Его мать Рабия была учителем кыргызского языка и литературы, а отец Ибрай в своё время возглавлял Среднеазиатский институт энергетики. Кстати, отец Ордокова один из первых энергетиков республики, сейчас он на заслуженном отдыхе.
Вырос Марат в городе, как и две его сестры и брат. Родители с детства приучали их к труду, так как они сами были трудоголиками. Каждые каникулы Марат ездил к бабушке на всё лето, он помогал ей по хозяйству и так свыкся с деревенской жизнью, что потом невозможно было его уговорить поехать отдохнуть на пару недель в пионерский лагерь. Марат очень любил животных, но больше всех обожал лошадей и мог проводить с ними целые дни напролет.
В школе Марат учился хорошо. Ему запомнились два учителя: по русскому языку и литературе и по физике. Эти учителя были очень требовательны и двойки ставили беспощадно, теперь Марат благодарен им за то, что они заставили его учиться. В детстве он мечтал стать летчиком, но повзрослев, решил, что пойдет по стопам отца и станет энергетиком. Отец часто брал сына в различные экспедиции, Марату нравилась теплая и дружественная атмосфера, которая царила в коллективе его отца. Кстати, Ордоков говорит, что отец был сильный руководитель, ведь до сих пор каждый год Ибрая-ата на День энергетика приезжают поздравить его воспитанники. Не забывают старика. А вот способность управлять коллективом у Марата не так развита, ему легче самому всё сделать, чем заставить кого-то. Это качество унаследовал от отца его младший брат, который в настоящее время в числе крупных бизнесменов в Алма-Ате. Он не повышает голоса, но его все слушаются.
Где-то в возрасте 13—14 лет Марат записался в секцию бокса за компанию со своим другом и одноклассником, у которого отец был боксёром. Через месяц друг перестал ходить в спортивный зал, а Марат остался. У него не было особой любви к боксу, но удерживало его там только почти отеческое отношение тренера к воспитаннику. Опытный тренер Виктор Михайлович Хлызов дал Марату многое, он разглядел в нём талант и бережно взрастил в нём мастерство и характер бойца. Даже летом, когда другие ребята отдыхали во всю и от школы, и от спорта, Марат ходил в спортивный зал, просто соскучившись по своему наставнику.
Ордоков считает, что бокс сыграл в его жизни и становлении личности большую роль. Кто знает, достиг бы Марат результатов в производстве, если бы тренер не воспитал его победителем? За свою юношескую карьеру в боксе он всегда занимал первые места на всех соревнованиях в республике, в которых участвовал. Боксёров условно можно разделить на два типа: первый номер – атакующий, второй номер – боксер, который работает в защите и на отходах. Марат Ордоков всегда работал на ринге первым номером, прессинговал соперника, несмотря на пропущенные удары, шёл вперед, в атаку. Целеустремленность, упорство, воля и решительность помогли Ордокову достичь успехов и в бизнесе.
Самостоятельная жизнь
Самостоятельная жизнь у Марата началась на Украине. После успешной сдачи экзаменов в Политехнический институт на факультет энергетики, Марату предложили по результатам экзамена попробовать силы в Харьковском институте радиоэлектроники на факультете электронных приборов. Хорошая школьная подготовка по физике и русскому языку сослужили ему добрую службу – он был зачислен в студенты.
Харьковский ВУЗ был закрытый, секретный, оборонного значения, туда не допускали иностранных студентов. Это был 1979 год, в то время тех, кого отчисляли, сразу забирали в армию и могли отправить на войну в Афганистан.
40 рублей стипендии было недостаточно на проживание, поэтому Марату Ордокову, как и некоторым другим студентам, приходилось подрабатывать. Его старшая сестра училась в аспирантуре в Ленинграде, сёстренка в Москве, он знал, что родителям будет тяжело обучать сразу троих детей, и решил, что пора обеспечивать самого себя.
Харьков – город промышленный, найти работу оказалось не сложно. Правда, попотеть Ордокову пришлось изрядно. Студенты часто работали на самых тяжелых участках, на овощных базах, на стекольном и хлебном заводах. Разгружали вагоны овощей и фруктов вручную, а платили за это – сущие копейки! Марата удивило то обстоятельство, что на дворе 20-й век, а ручной труд использовался повсеместно. И тогда у него в голове закралась идея о том, что в будущем если он откроет какое-нибудь предприятие, то обязательно сделает процесс производства полностью автоматизированным. Он мечтал, что у него вместо человека будут работать роботы, конвейеры, умные машины, и интуитивно хотел воплотить свои мечты в жизнь. Читатель помнит, что истинный предприниматель и новатор всегда думает о том, какие можно внести новшества и улучшения в бизнес или производство.
Студенческая жизнь Марата была очень насыщенной. Почему-то он сразу стал любимчиком на своем курсе. Его приятно удивила симпатия украинцев к представителям Средней Азии. Марат принимал активное участие в общественной жизни института. Много путешествовал, ездил с друзьями в Карелию, в Ленинград, Москву и Одессу. Он успевал учиться, работать и заниматься спортом. Кстати, практически у всех героев моей книги самоорганизация присутствовала с детства.
Наш герой с первого курса записался в зал бокса при институте. Когда тренер увидел, на что способен Марат в боксе, то сразу же сделал ему предложение: он обещал Марату помочь в учёбе, что он поможет получить ему диплом. Только сказал: «Давай будем серьёзно заниматься боксом. Ты будешь мастером спорта международного класса, а потом пойдём дальше!». Марат отказался. Он не хотел быть тренером. Ордокову было бы стыдно вернуться в Кыргызстан с дипломом, не имея соответствующих знаний.
Сигнал
Окончив Харьковский институт радиоэлектроники, Марат Ордоков по распределению попал в вычислительный центр Института кардиологии, где честно отработал положенные два года, а затем ушел в Академию наук в Институт физики. Работал инженером, потом младшим научным сотрудником, ездил в экспедиции, участвовал в установке ретрансляционных антенн в глубинках.
В конце 80-х годов коллега Ордокова – Рашид Бекбосаров, который оставил науку одним из первых и ушел в бизнес, заглянул в Академию наук. Ученые часто играли на работе в шахматы и шашки. Одним словом – прозябали. Бекбосаров обратился к бывшим коллегам: «Ну что вы тут сидите? Разве вы не видите, что идет развал государства?». Это был первый сигнал, который получил Ордоков. Зарплата была маленькой, некоторые уже начинали открывать своё дело, а большинство, в том числе и Марат Ордоков, надеялись, что все в стране утрясётся.
Марат с детства привык все делать своими руками. В институте он научился чинить телевизоры и к нему часто обращались за помощью его знакомые и родственники. Однажды он ремонтировал цветной телевизор у своего родственника, когда тот вдруг спросил: «А почему ты не уйдёшь в бизнес?». Марат ответил, что скоро снова все встанет на свои места. «Засеки время, – сказал родственник, – я тебе за 5 минут докажу, что уже назад ничего не вернётся»! И доказал! Это был уже второй сигнал. Марат Ордоков написал заявление об увольнении по собственному желанию. Finita La commedia.
Коммерция
Первые шаги Марат Ордоков, как и все, начинал с коммерции. Поразмыслив, он решил начать с чая, на Иссык-Куле тогда это был дефицит. Вначале Марату как ученому было как-то дико заниматься перепродажей, но он заставил себя. Купил индийский чай на Ошском рынке, у отца была машина ВАЗ-2106, загрузил товар и повез продавать по магазинам на Иссык-Куль. Первые два рейса вокруг озера получились удачными. Чай распродал довольно быстро. В следующий раз стало сложнее, возможно, появились конкуренты и тоже стали возить чай, в магазинах уже отказывались его покупать, пришлось задуматься: «Что же делать дальше»?
Выслал денег сестренке, которая училась в Москве, чтобы та отправила сюда футболки. Она прислала первую партию, которую распродали вместе с братом на рынке «Дордой». И потихоньку первые деньги Ордоков стал зарабатывать на коммерции. Купил себе квартиру, машину. С друзьями организовали фирму, продавали обои, линолеум. Открыли магазин и обменное бюро, но из-за разногласий с партнерами пришлось искать новое занятие.
Производство
Мечта Марата Ордокова открыть собственное производство становилась все более реальной. Это не было только простым желанием студента Харьковского института сделать когда-нибудь полностью автоматизированное производство, чтобы исключить тяжелый ручной труд. У него уже был первоначальный капитал и стремление, но он не знал с чего начать.
Как-то Марат встретил в городе знакомого, который тоже учился в Харькове, но в авиационном институте. Тот предложил Ордокову производить майонез, так как уже имел нехитрый опыт в этом деле. Оказывается, раньше практически все производители делали майонез из готового майонезного порошка. Порошок разводили водой и получали майонез. Но по разным причинам у новоиспеченных компаньонов дела шли из рук вон плохо. Марат снова стал перед выбором – начать другой бизнес или идти до конца, но уже в одиночку.
И тут помог один случай. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Раньше у Марата в квартире были обычные, деревянные рамы на окнах и они имели обыкновение протекать во время дождя. Каждый раз Ордоков в непогоду срывался домой, чтобы квартиру не затопило. Вытирая полы тряпкой, он думал: «Господи, когда же я поставлю себе пластиковые окна?». Наконец в один из дней Ордоков пошел в офис одной известной фирмы заказать пластиковые окна, но цены оказались для него заоблачными и тогда он попросил сотрудников: «А нельзя ли сделать скидку?». Они отправили его поговорить с шефом. Марат представился ему, сказал, что тоже является производственником и как коллегу просил сделать небольшую скидку за окна. Хозяин фирмы оказался человеком очень любящим своё дело. Целый час он рассказывал Марату о тонкостях его бизнеса. И о том, что он ушел с другого предприятия, где занимался тем же, только потому, что его партнёры стали экономить на качестве. И посоветовал Марату, что лучше не производить ничего, чем производить плохого качества. Марат получил тогда небольшую скидку и ценный совет. Вот с того-то момента он и решил изменить технологию производства и делать майонез из натуральных компонентов.
«Моя мечта»
Качество продукции для Марата стало и репутацией и оружием в борьбе с конкурентами. Он поехал в Рязань за новым оборудованием. Наладил производство. На первых порах ему большую помощь в становлении предприятия оказал его друг Бакыт Тыныбеков – начальник одного из госучреждений, который сдал в аренду за символическую плату нерабочую столовую. Помещение было большое и идеально подходило для производства майонеза. Бакыт Тыныбеков предлагал Марату вложить в бизнес большие деньги и работать масштабно. Правда, их планам не суждено было сбыться. Тыныбеков намеревался получить кредит в банке, но вскоре погиб в автомобильной катастрофе. Новое руководство того учреждения выгнало арендатора восвояси.
После того случая наш герой не раз был вынужден искать помещения в аренду. Но от своей идеи он не отказывался. Один из родственников первого президента сдал в аренду помещение при условии, что Ордоков сделает там ремонт. Но когда Ордоков выполнил условие договора, арендодатель повысил плату и таким образом просто выжил его оттуда.
Марат Ордоков производил в неделю всего 300 килограммов майонеза. В течение трех лет Марат каждое утро ездил на рынок, чтобы купить ингредиенты, и думал: «Господи, когда же я смогу купить сырьё на неделю вперёд?!». В то время у него уже работало 5—6 человек, до обеда делали свежий майонез, разливали по стеклянным баночкам, клеили этикетки, складывали по коробкам, а потом Марат сам развозил свой продукт по магазинам и просил взять его майонез под реализацию. Бывало и так, что продавцы исчезали, не заплатив за майонез. Продажи шли очень вяло. Его майонез практически никто не знал, тем более неизвестный продукт реализовать тяжело. Месяц проходил быстро, а нужно было еще собрать деньги за аренду.
При этом Марат умудрялся вовремя платить заработную плату рабочим. Будучи студентом, Марат узнал, какую обиду испытывает человек, когда ему не заплатили за труд. Тогда он себе сказал, что никогда так не поступит ни с кем. Он уходил в минус, но зарплату платил, и качество продукции держал на высоком уровне.
Вначале его майонез назывался «Золушка». Марат Ордоков говорит, что от названия продукции очень многое зависит. Он много думал и его осенило: он же мечтал поднять производство, это же была его мечта?! Так и решил назвать свою марку: «Моя мечта».
Наконец Марату повезло, один из его друзей сдал ему производственное помещение при условии, чтобы Ордоков покрывал расходы на содержание здания. Но через некоторое время Марат съехал и оттуда. Дела у него стали налаживаться и ему там оказалось просто тесно. Наш герой присмотрел себе одно здание, которое затем и выкупил.
Поначалу Марат развозил майонез по магазинам и мелким ларькам, но потом он стал распространять свой товар по разным кафе и ресторанам. Там не смотрели на бренд, их интересовало только соотношение цены и качества. А далее хозяева кафе и ресторанов стали рекомендовать друг другу майонез «Моя мечта», и это действовало лучше всякой рекламы. Однажды один из конкурентов спросил Марата: «Почему на праздники покупают твой майонез, а не наш?». «Не жалей заварки!» – ответил ему Марат Ордоков. «Ага, хитрый, ты один, а нас пять компаньонов», – сказал конкурент и был таков. Марат Ордоков, делая майонез качественным, немного терял в прибыли потому, что цена у него оставалась такой же как у конкурентов, но зато сегодня он занимает лидирующее положение на рынке Кыргызстана. Он проиграл много битв, но выиграл войну!
А что касается рекламы по телевидению, то она оказалась палкой о двух концах. Пропорционально рекламе участились проверки различных госорганов, пока они проверяют – производство стоит. У Марата было ощущение, что рекламу смотрят не покупатели, а начальники различных служб! Больше Ордоков не давал рекламу на телевидение.
Сейчас бизнесмен поражается самому себе, уж слишком долго длился этот раунд под названием «производство майонеза». Он добился успеха благодаря своему бойцовскому духу, упорству и стремлению к победе! А когда-то он мечтал достичь того же уровня, что и один из первых производителей, который продавал свой майонез за наличный расчет. Кроме того, конкуренты говорили ему прямо в лицо, что они его задавят. Но он ничего не отвечал старшим по возрасту людям, а только, стиснув зубы и сжав кулаки, шел в бой на их «ринг», на рынок!
Марат хорошо помнит тот день лет 12 назад, когда он первый раз в жизни купил 80 коробок растительного масла. Для него это было достижение!
За эти годы он не пропустил ни одной выставки в Алмате и Москве. 10 лет назад Ордоков увидел в Москве немецкое оборудование, вернее – автоматизированную линию по производству майонеза. Это была его давняя мечта! Чудо-машина могла сама подбирать нужные для изготовления того или иного вида майонеза ингредиенты и их количество. Достаточно было нажать на кнопку и оборудование в считанные минуты делало качественный майонез по заданной рецептуре. Даже структура майонеза и товарный вид были выше всех похвал! Тогда Марат ещё не мог себе позволить купить такое оборудование за 200 тысяч долларов и считал эту сумму неподъёмной для нашего рынка. Менеджер немецкой компании, кстати, бывший чемпион России по боям без правил, и Марат сдружились. Уж слишком хороша была чудо-машина, но от покупки в кредит Марата останавливала нестабильность в стране, веерные отключения электроэнергии и прочее. В один из дней менеджер фирмы позвонил Марату и сказал, что приезжает в Алмату. Марат пригласил его к нам в гости: «Ты же не видел Кыргызстан, приезжай». А менеджер видел весь мир и был человеком искушенным, но Марат показал ему наше гостеприимство и больше ставку делал на нашу кухню. Наша кухня – беш-бармак, деликатесы чучук и казы-карта пришлась гостю, спортсмену в прошлом, по вкусу. Он в свою очередь пригласил Марата в Германию: «Москву ты уже видел, приезжай в Германию». Этот парень не зря был менеджером по продажам в фирме, он оказался тонким психологом. В то время сокурсники Марата как раз пригласили его на 25-летие окончания ВУЗа в Харьков. В Европе он еще не был и решил после Харькова поехать дальше, в Германию. Менеджер по приезде Ордокова тут же предложил ему съездить на завод, где делали то самое оборудование. Увидев его, Марат подумал: «Вот это сказка! Оно может делать майонез в считанные минуты, а мы его варим несколько часов, мой технолог – молодой парень после работы просто валится от бессилия, пока он приготовит 4 тонны майонеза». От увиденного Марат уже был не в состоянии отказаться, немцы оформили заказ под ответственность менеджера, который был уверен, что Марат не обманет. И отправили его заказ раньше, чем Ордоков успел оформить кредит в банке. И сегодня бизнесмен не жалеет о приобретении, он говорит о том что, если не модернизировать производство, если о завтрашнем дне не думать сегодня, то завтра встанешь.
Сегодня Марат Ордоков конкурирует на нашем рынке с майонезами импортного производства. Он купил специальное оборудование для расфасовки мирового уровня. Уже сейчас готов выйти на экспорт и работать первым номером, если Кыргызстан вступит в Таможенный союз.