Вы здесь

Кустари и Рокфеллеры. Предисловие (Эдуард Омаров, 2015)

Предисловие


Кустари и Рокфеллеры.

Для тех, кто хочет быть успешным


Однажды ко мне в кабинет пришел Саша. Наш водитель, хороший парень с народной, по его собственному выражению, фамилией Козлов.

– Шеф, – сказал Саша с порога, – я решил заняться бизнесом. У меня в деревне водку продают. Буду делать так же.

– Саш, – сказал я, – но ведь это не так просто – заниматься бизнесом.

Дело было в начале 90-х. Жизнь кипела: я открывал по пять-семь объектов разной направленности ежегодно, мой рабочий день начинался в семь утра и заканчивался за полночь. Воскресенье – это святое, выходной. Поэтому в этот день я работал по облегченной программе: с десяти утра до шести вечера.

– Да ладно вам, – ответил Саша. – У всех же получается. А я что, крученый, что ли?

Это у них в деревне было такое словечко. Его этиология проста: на Сашиной родине во время кастрации быков им определенным образом выкручивали их «хозяйство». То есть «крученый» означает что-то вроде «лишенный важного», «ограниченный».

Далее дело развивалось так: Саша купил водки, привез в свою деревню и раздал родственникам, которые, по Сашиному плану, должны были ее продавать. Родственники благополучно все пропили. Саша долго пытался выбить у них хоть какие-то деньги: вымогал, уговаривал, просил, угрожал. Не помогло. Через какое-то время Саша снова появился на пороге моего кабинета.

– Шеф, я снова решил заняться бизнесом. Я посмотрел: люди привозят в деревню муку и продают. Если вы мне разрешите на выходных брать грузовик, я продам свои «жигули», куплю муку, буду тоже возить по деревням.

Однако деревня встретила его без энтузиазма. «Ты дурак? – спросили Сашу. – Кто у тебя будет покупать за такую цену? У нас мука дешевле в два раза!» Такая реакция объяснялась просто: Саша умудрился приобрести товар по завышенным расценкам. Чтобы получить хоть какие-то деньги, устроил sale. В итоге выручка даже не покрыла расходов.

Однако дело было сделано. Саша почувствовал себя Бизнесменом. Он держал в руках деньги. Он был как главный герой горьковской «Песни о Соколе»: видел небо и знает счастье.

Сашина осанка и походка обрели начальственность. Он стал высокомерен: в своей деревне угрожал односельчанами, в моей приемной взял привычку лежать на диване и ворчать на сотрудников. Он стал похож на актера, который заигрался настолько, что уже не может выйти из роли. К сожалению, это сказалось на работе. Пришлось пересадить горе-предпринимателя с персональной машины на грузовик, а потом и вовсе уволить. Спустя несколько лет я снова встретил Сашу Козлова. Он все так же хватался то за одно, то за другое и так и не мог ничего добиться. Эта история всплыла в памяти спустя почти 20 лет, когда тема успеха стала для меня особенно актуальной. Наблюдая за развитием разных подающих надежды начинающих предпринимателей, я отметил, что сильно ошибаюсь в прогнозах их развития и успешности. Те, кто, по моему мнению, должны были добиться успеха, почему-то оказывались не очень эффективны. А те, у которых, с моей точки зрения, ничего не должно было получиться, прекрасно развивались. То есть выходило, что люди, имея одинаковые стартовые условия, схожие интеллектуальные и материальные ресурсы, достигали совершенно разных результатов в бизнесе. Хотя, казалось бы, алгоритм, лежащий в основе любой предпринимательской деятельности, довольно прост: определяете рынок и его перспективы, реально оцениваете собственные ресурсы – и вперед. Оказалось, знание определенных правил и четкое следование им не являются гарантом успеха. Также как не являются его гарантом личные связи, первоначальный капитал. Но что же тогда обеспечивает успех? И вообще, что такое успех? С этих вопросов и началось мое путешествие к изучению феномена успеха и секрета успеха.

То, что каждый человек мечтает об успехе, я понял довольно давно. Открытием стало то, что далеко не каждый представляет себе, что же это такое. Если собрать вместе десять человек и попросить их дать определение понятию «успех», уверен, каждый даст свое собственное определение. Более того, говоря об успехе, мы демонстрируем классическую подборку заблуждений. Во-первых, мы не всегда можем оценить то, что имеем, и нам кажется, что успех – это что-то мифическое, спрятавшееся за горизонтом. Довольно часто мы думаем, что успех – это обязательно быть предпринимателем. Мы часто слышим фразу «сам себе хозяин», особенно когда речь идет о собственном бизнесе. Однако что скрывается за этой фразой, какой смысл она несет? «Что хочу, то ворочу»? «Я сам планирую свою жизнь и в любой момент могу бросить все и поехать на далекие солнечные острова»? «Я не работаю на дядю»? И потом, возникает резонный вопрос: все ли должны и – что немаловажно – могут быть себе хозяевами? Может, есть какие-то другие пути?

Еще одно правило успеха, как я выяснил за эти годы, звучало просто: быть на своем месте. К примеру, нужно ли было отличному водителю Саше с народной фамилией Козлов, поддавшись моде «быть бизнесменом», гнаться за идеей, именуемой «свое дело», и в результате потерять действительно хорошее место? Ведь Саша Козлов был действительно успешным водителем. Просто в его голове успешность ассоциировалась с чем-то другим – с химерой, миражом. То есть на практике оказалось, что простую формулу «быть на своем месте» воплотить в жизнь довольно сложно: чтобы работать, реализовывая потенциал, заложенный природой, надо уметь этот потенциал определять. В общем, наше разочарование в жизни часто возникает потому, что мы находимся не на своем месте, мечтаем о том, что нам на самом деле совсем не нужно, неверно представляем цель, не видим, куда идем, и вообще часто не очень контролируем сам процесс пути.

Эти размышления, а также наблюдения и выводы, полученные за 20 лет предпринимательской деятельности, требовали научного обоснования и подтолкнули меня к большой научной работе – написанию диссертации, посвященной вопросу предпринимательской успешности. В ходе работы я изучал теорию предпринимательства, использовал наблюдения из собственной практики: свой опыт предпринимателя, практикующего психолога.

Практическая часть моей работы представляла собой уникальный эксперимент (далее – Эксперимент), в котором приняли участие 250 известных предпринимателей Тюменской области, занятых в совершенно разных сферах деятельности: услуги, торговля, производство, реклама, сельское хозяйство, общественное питание, проектирование, туризм, страхование, образование. Результаты Эксперимента по-хорошему поразили: они соответствовали моим собственным наблюдениям, которые теперь обретали статус не субъективного высказывания, а гипотезы, доказанной по всем правилам науки, с помощью эмпирического исследования. А результаты были такие: дорога от начинающего предпринимателя (условного кустаря) до состоявшегося (Рокфеллера) – это путь не только профессионального успеха, но и внутреннего развития.

Интересный факт: хотя в Эксперименте участвовали предприниматели и речь в книге пойдет в основном о них, условия, обеспечивающие успешность, оказались одинаковыми как для Джона Рокфеллера, так и для кустаря-сапожника, водителя Саши Козлова, менеджера, школьного учителя, продавца в ларьке и т. д. Потому что предпринимательство, в основе которого главное качество – предприимчивость, – это не только род деятельности, но и склад характера. Следовательно, предприниматель – это не только и не столько человек, занимающийся бизнесом, сколько личность с определенным типом мышления и набором качеств, способная на конкретные поступки.

Чем глубже я погружался в тему, тем больше возникало вопросов, один заковыристей другого. Ведь если существует некое сочетание качеств или обстоятельств, запускающее механизм успешности, значит, определив и изучив этот «набор», можно разглядеть его в сотрудниках, коллегах, знакомых и детях? В самом себе, в конце концов? А что, если отсутствие этого «набора» так же заметно, как его наличие? При условии, конечно, что вы знаете, на что смотреть.

В общем, ИДЕЯ обнаружить универсальную формулу успеха, которая подойдет каждому, захватила меня полностью. В результате появилась эта книга – инструкция к постижению собственного потенциала. Очень нужный инструмент: ведь хотя бы отчасти поняв и познав самих себя, хорошие водители и отличные менеджеры максимально реализуются в собственных профессиях, вместо того чтобы пополнять ряды неудачливых бизнесменов, а следовательно, несчастных людей.

Работники служб персонала, в задачи которых входит оценка компетенций будущих сотрудников еще на стадии собеседования, смогут разглядеть настоящие способности человека и, возможно, предложат должность, на которой он максимально реализует свои дарования, от чего выиграет и он сам, и компания, пригласившая его на работу.

Родители, стремящиеся дать своему ребенку как можно больше, как можно лучше подготовить его к будущей жизни, получат возможность увидеть в маленьком человеке определенные задатки. Узнают, есть ли в нем такая черта, как предприимчивость – основа предпринимательской успешности. Разглядеть ее довольно просто. Узнав качества характера своего ребенка, родители смогут планировать его развитие, отталкиваясь от его способностей, а не от собственных желаний. Ведь нет ничего бесполезнее и травматичнее и для ребенка, и для родителей, чем заставлять зубрить физику того, кто любит музыку, и воспитывать будущего предпринимателя из потенциального художника.

Если вы не предприниматель, не «кадровик» и не родитель – возможно, вы человек, который ищет свое место в жизни, пытается понять и осознать собственные внутренние ресурсы, узнать, насколько его представления о себе совпадают с реальностью. Это действительно сложные и важные задачи. Справиться с ними гораздо проще, когда вы знаете, куда смотреть и на что обращать внимание.

Предприниматели, в бизнесе которых «что-то пошло не так», поймут причину своих неудач, внесут коррективы в свою деятельность и станут успешнее. А успешные, осознав правильность выбранного пути, получат возможность стать еще эффективнее. Вообще для предпринимателей на страницах этой книги представлена возможность увидеть феномен предпринимательства как такового в историческом и психологическом контексте, разобраться в нюансах общеупотребимой, но редко осмысленной терминологии. Словом, получить тот фундамент, без которого невозможно понять, кто же такой предприниматель и что обуславливает его успешность или неуспешность.

По большому счету, это книга-зеркало. В котором в определенном ракурсе отражаются окружающий мир, люди – и вы сами. Как применить полученные знания – решать вам. Я могу только добавить, что смотрю в это зеркало уже несколько лет (подготовка диссертации и ее защита, а потом – работа над книгой), и до сих пор каждый новый взгляд приносит мне открытие. Чем глубже я погружаюсь в тему, тем больше вижу возможностей, и для себя, и для окружающих.

Поэтому для меня и, надеюсь, для вас эта книга только начало, первая ступень, ведущая к более глубокому познанию самого себя и тех, кто рядом, а следовательно, к успешности.

Как читать эту книгу? Медленно и вдумчиво. Также я бы посоветовал воспринимать главы как отдельные произведения: ведь каждая глава содержит информацию, которой хватило бы на отдельную книгу. И конечно, я бы порекомендовал перечитать мой труд несколько раз. Но это совет для тех, кто хочет получить от чтения не просто удовольствие, но и конкретный результат.


Удачного путешествия!