Вы здесь

Курс лекций и практические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине «История физической культуры и спорта». РАЗДЕЛ I. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (Е. В. Дивинская, 2011)

РАЗДЕЛ I. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ТЕМА I.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Дисциплина «История физической культуры и спорта» включает в себя три основные дефиниции: историю, физическую культуру и спорт.

Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» − «История − наставник жизни».

Термин «культура» латинского происхождения, первоначально означал возделывание и обработку почвы. Культура – это основная первопричина, определяющая потребности и поведение людей. Основной движущейся силой развития культуры являются возрастающие людские потребности. Так, в условиях первобытнообщинного строя первостепенной потребностью людей являлось удаление голода и жажды, в связи с этим физические упражнения представляли собой имитацию охоты.

При рабовладельческом строе у человека возникла необходимость сохранения своей безопасности, в связи с этим появилась физическая культура военной направленности.

Во времена феодального строя, по мере появления у людей духовных потребностей, физическая культура начинает включать в себя рыцарские турниры.

Капиталистический и социалистический строй ознаменовались тем, что человеческим потребностям стало присуще самоутверждение и общественное признание. Физическая культура этого исторического периода, способствовала удовлетворению социальных потребностей людей и их самоутверждению. Победителей в те времена восхваляли, награждали, и они становились объектом всеобщего признания. Роль физической культуры состояла также в удовлетворении потребностей общества в культурно – зрелищных мероприятиях.

В настоящее время спорт способствует саморазвитию и самореализации личности спортсменов и специалистов физической культуры. Кроме того, физическая культура выполняет одну из самых важных социальных функций человечества – укрепление здоровья нации и будущего поколения страны.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России этот термин стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Современная наука дает следующее определение понятия физической культуры – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Термин спорт происходит от латинского слова disportare − развлекаться. Под этим термином подразумевается сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет ее.

История физической культуры − наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она дает научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры с древнейших времен и до наших дней.

Этот предмет помогает будущим специалистам лучше узнать свою профессию, с исторической точки зрения повысить свой квалификационный уровень в сфере физической культуры и спорта.

На состояние и развитие физической культуры и спорта оказывают влияние экономические, политические, идеологические, географические факторы, национальные особенности, а также состояние науки и культуры. История физической культуры и спорта взаимосвязана с такими науками, как философия, культурология, социология и общая история. Курс истории физической культуры и спорта состоит из трех разделов:

1. Всеобщая история физической культуры и спорта;

2. История физической культуры и спорта в России, СССР, Российской Федерации; 3. История международного спортивного и олимпийского движения.

Истоки возникновения физической культуры в первобытном обществе. Несмотря на то, что при первобытнообщинном строе лишь зарождались элементы физической культуры, изучение этой темы имеет большое значение для уяснения студентами важнейших методологических положений. Речь идет об истоках такой отрасли общественной жизни, как физическая культура. Из чего она возникает? Из трудовой деятельности людей или из их религиозных представлений? Физическая культура − общественное явление или она корнями уходит в мир животных и, следовательно, подчиняется законам биологии?

Формирование мировоззрения специалиста в области физического воспитания в значительной мере зависит от правильного изучения этих вопросов.

В трудах, посвященных первобытнообщинному строю, с достаточной убедительностью показано, что в основе происхождения и развития человека и человеческого общества лежит труд.

Физическая культура возникла из материальной потребности общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности при первобытнообщинном строе.

В процессе труда изменялся физический тип человека. Человек становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда. Постепенно приобретавшиеся в трудовой деятельности изменения стали передаваться по наследству следующим поколениям.

В процессе труда зародилось и воспитание, существующее с тех пор, как появился человек и человеческое общество. Развитие физических и нравственных сил было существенной частью воспитания при первобытнообщинном строе, так как наряду с познанием окружающей природы, степенью развития этих сил определялась подготовленность человека к жизни.

Возникновение физического воспитания было вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Общество не могло бы существовать без достаточной физической подготовки к трудовой деятельности подрастающих поколений, у людей просто не хватило бы физических сил прокормить себя и своих детей (причина объективная). Вместе с тем люди сами старались облегчить свою жизнь тем, что обучали детей добывать себе пропитание (причина субъективная). Известную роль играла и склонность самих детей к подражанию взрослым и к играм, в которых отражалась окружающая их жизнь.

При первобытнообщинном строе физическая культура не являлась еще самостоятельной отраслью общей культуры. Она была неотделима от процесса самого труда. Дети чаще всего получали физическое развитие, охотясь или собирая плоды вместе с взрослыми. Уже тогда стали зарождаться и специальные приемы обучения, из которых позднее сложились физические упражнения.

Позднее, когда у людей появляются первобытные религиозные представления, физические упражнения часто связываются с мистическими обрядами в виде Магических игр и плясок.

Поскольку первобытнообщинный строй существовал несколько сот тысячелетий, необходимо знать периоды его развития.

Первый, самый ранний − это дородовое состояние общества, когда люди еще не были объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период завершается биологическое развитие человека.

Второй период − период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, а затем и патриархата. Для матриархата, т.е. для материнского родового строя, характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует. Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место в трудовой деятельности. Наступает период патриархата. В это же время появляются выплавка металлов, обжигание кирпича и гончарной посуды, характеризующие подъем производительных сил общества.

Физическая культура как общественное явление возникает при первобытнообщинном строе в процессе трудовой деятельности человека. Особенно важной была физическая подготовка к охоте на диких животных, так как на охоте от удачи или неудачи одного броска зависело благополучие, а иногда и жизнь людей. В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества (инициации).

Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно их выносливость и моральную стойкость.

Возникшая из самого раннего дородового состояния общества первобытнородовая община предъявляла к каждому юноше требования в отношении развития его физических сил и моральной стойкости. В связи с этим развиваются и соответствующие средства и методы физического воспитания.

В период патриархата, то есть когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда, и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. Судя по всему, в этот период появляются и первые самобытные системы физического воспитания.

В конце этого периода и, особенно в период разложения первобытнообщинного строя, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно-физической подготовки молодежи.

Появление частной собственности, выделение родовой аристократии и образование индивидуальной семьи приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая аристократия стремятся теперь дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем теперь оно связано почти исключительно с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку родовой общины от необходимости готовиться к труду.

На последних этапах первобытнообщинного строя физическая культура у некоторых народов достигла высокого уровня развития. До настоящего времени имеются племена, сохранившие общинные отношения.

Выводы:

1. Физическая культура первобытного общества существовала в виде элементов физического воспитания в общей системе воспитания молодежи, в быту, в трудовых процессах, обрядах и обычаях общественной жизни, являясь тем самым составной частью всей культуры общества, но еще не отделенной от других ее частей,

2. Вплоть до появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общества.

3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека главным образом к трудовой деятельности. Лишь на последних стадиях существования первобытнообщинного строя в ней начали появляться элементы военно-физической подготовки.

Физическая культура в рабовладельческом обществе

Физическая культура в государствах Древнего Востока. С появлением в обществе антагонистических классов физическая культура, как и вся культура, принимает классовый характер. Хотя нужно иметь в виду, что переход от первобытнообщинных отношений к рабовладельческим происходил в течение довольно длительного времени и изменения в области физической культуры тоже произошли не сразу.

В рабовладельческом обществе физическая культура, прежде всего, была одним из средств военной подготовки молодежи. Лишь на более поздних ступенях развития рабовладельческого общества она использовалась и для других целей.

В странах Древнего Востока, история которых приблизительно до IV в. до н. э. составляет первый период развития рабовладельческого строя, труд рабов применялся главным образом для обслуживания рабовладельцев в домашнем хозяйстве, в строительстве укреплений, храмов, дворцов. Основными видами производительного труда, в частности земледелием, занимались еще сами рабовладельцы. Тем не менее, физическое воспитание уже тогда использовалось рабовладельцами главным образом для военной подготовки. Некоторые элементы физической культуры в виде обрядовых игр, танцев, упражнений являлись средством усиления влияния жрецов на народ. Иногда физическими упражнениями пользовались и во врачебных целях. Так было в Китае, Индии, Вавилоне, Ассирии.

Документальных данных о физической культуре стран Древнего Востока, к сожалению, мало, но, тем не менее, имеющиеся документы позволяют составить общее представление о ее классовом характере и военной направленности. Изображения, найденные в гробницах египетских фараонов, на каменных памятниках Ассирии, статуэтки и мелкие предметы, фигурки борцов, пловцов, воинов, отрывки из некоторых литературных произведений и другие источники указывают на большое значение физической культуры в жизни общества. Так, например, изображение ассирийских воинов, форсирующих водный рубеж различными способами плавания, дает нам основание предполагать, что тогда проводилось специальное обучение плаванию. Большой интерес представляет изображение приемов борьбы и фехтования на стенах одной из египетских гробниц в Бени Гасане.

Из биографий некоторых египетских фараонов известно, что в юности они упражнялись в беге, прыжках, плавании, борьбе. Имеются сведения об обучении фехтованию, борьбе и кулачному бою в Древнем Китае. Охота была одним из важнейших средств подготовки воина. Поэтому большое распространение имели упражнения для подготовки охотника на диких зверей.

Для царей охота на львов, леопардов и других крупных хищников или сильных зверей имела значение и как показатель силы и могущества. Успехи царей на охоте усиленно пропагандировались среди населения в изображениях на стенах дворцов, храмов и специальных строений. Это повышало авторитет правителей в глазах окружающих.

Сведения о военной организации в Древнем Египте, Ассирии, Хорезме, Урарту подкрепляют положение о наличии специальной физической подготовки войск. Большое распространение во всех странах Древнего Востока имели различные игры, в том числе и с мячом.

Однако всеми этими физическими упражнениями занимались, как правило, рабовладельцы (преимущественно знать во главе с царями). Рабам они были почти недоступны. Документы, упоминающие о рабах, свидетельствуют о том, что они занимались тяжелым физическим трудом или обслуживали рабовладельцев в быту. Оружие рабам обычно не доверялось. Некоторые исключения из этого правила, имевшие место в истории стран Древнего Востока, не существенны и не меняют общей картины.

Таким образом, на основании имеющихся данных можно утверждать, что уже на первой стадии рабовладельческого строя физическая культура носила классовый характер. Еще более очевидным это было в период наивысшего развития рабовладельческого строя в Древней Греции и Древнем Риме или, иначе говоря, в период античного рабства.

Физическая культура в Древней Греции

В Древней Греции рабовладельческая система физического воспитания юношества достигла высокого уровня. Уже на самых ранних ступенях развития древнегреческого общества, в Крито-Микенский и особенно в так называемый Гомеровский период, т. е. в XII−VIII вв. до н. э., еще при разложении родового строя физическая культура занимала важное место в общественной жизни греков.

Позднее в Греции разгорается борьба между прогрессивными и консервативными силами рабовладельческого строя. Это нашло свое отражение и в системах физического воспитания. В то время как афиняне, порывавшие связи с традициями родового строя, стремились воспитать своих юношей не только хорошими воинами, но и активными деятелями в области торговли, мореплавания, строительства, государственной деятельности и т. п., развивая их индивидуальные способности, спартанцы заботились только о подготовке сильных воинов, свято соблюдающих традиции родового строя. Другие греческие государства чаще всего примыкали либо к Афинам, либо к Спарте, входя в соответствующие военные союзы. Эта борьба отразилась и в произведениях греческих философов по вопросам физического воспитания. Прогрессивные для своего времени идеи были высказаны философами Демокритом (V-VI вв.), Аристотелем (IV в.) и другими.

Так, Демокрит считал, что с помощью воспитания можно изменить природу человека, т. е. восполнить то, чего он не получил от рождения. Аристотель говорил о необходимости гармонического развития человека при правильном сочетании духовного и физического воспитания.

В трудах древнегреческих философов и врачей мы уже видим элементы зарождения науки о физическом воспитании.

Так, например, древнегреческий врач Гиппократ считал причиной укрепления мускулатуры у атлетов частое дыхание, которое превращает «соки» тела в мышцы. Это наивное предположение для своего времени было смелым, опровергающим вмешательство сверхъестественных сил.

Олимпийские игры и другие соревнования в Древней Греции. Главным образом, все соревнования в Древней Греции посвящались божествам или памяти погибших воинов, они же являлись важной частью религиозных обрядов (игры не входили в эти соревнования). Такие состязания были внутренними. Они проводились с участием представителей других полисов и назывались агонами, а подготовка к ним агонистикой. Олимпийские агоны имели большое политическое значение, поскольку во время Олимпиад прекращались все войны. На протяжении игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался всеми греческими городами-полисами.

Время греки исчисляли четырехлетними периодами – Олимпиадами, в каждой из которых проводилось традиционное празднество, посвященное богу Зевсу, жившему по представлению греков, высоко на горе Олимп. Празднества эти, в последствия получили название Олимпиады, так как проводились в Олимпии у подножья горы Кронос, на берегу реки Алфей. Всего 293 раза встречались древние атлеты в спортивных поединках. Олимпийские игры древности собирали зрителей до IV в. н. э. Стадион вмещал до 50 тыс. зрителей. В нем имелись специальные места для тренировки и жилья участников игр.

Первоначально игры проводились в беге на один стадий (192, 27 м.). Так возникло хорошо всем знакомое слово «стадион». В последующем бег увеличился до двух стадий (с поворотом) − «диаулос», бег на выносливость − от 7 до 24 стадий − «долихондром». Потом присоединилась борьба, кулачный бой, гонки на колесницах и пятиборье – «пентатлон», в которое входило: бег на один стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.

Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники игр должны были, готовясь к соревнованиям, тренироваться 10 месяцев, а затем 1−2 месяца в Олимпии под наблюдением специально назначенных для них элланодиков − жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посещались игры.

Первые сведения об Олимпийских соревнованиях относятся к 776 г. до н. э. Возможно, они проводились и раньше, но с этого года велась запись победителей. Философ Аристотель, ученик царя Александра Македонского, один из первых предложил составлять список победителей Олимпийских игр. Победа на Олимпийских играх была не менее почетной, чем победа на войне. Победителей прославляли, ставили в честь них монументы, избирали на почетные должности. Наградой служил венок из лавра (лавровый венок, или лавровая ветвь).

Помимо Олимпийских игр у древних греков проводились и другие Панэллинские состязания. Например, Пифийские игры, проходившие в честь бога Апполона (582г. до н.э.) посвящались вначале его музам, а затем включали в себя и атлетические состязания. Немейские и Истмийские игры, проходившие в честь бога Посейдона, включали атлетическую и музыкальную программы. Всего существовало около 40 подобных состязаний, по названию мест, где они проводились.

Причины упадка физической культуры в Древней Греции. Расцвет игр приходился на V в. до н. э., период, когда греческие города- государства вели напряженную борьбу против персидских завоевателей. Причиной же упадка физической культуры в Древней Греции послужило расслоение общества на бедных и богатых, когда произошел раскол рабовладельческого общества. Богатеющая верхушка начинала отклоняться от несения военных обязанностей. Именно в это время появились наемные войска и спортсмены–профессионалы, стали возникать специализации по видам спорта. Ослаблялось значение традиций физической культуры, посвященных религии. Соревнования атлетов все больше походили на обычные зрелища. Все это отразилось и на проведении Олимпийских игр. В Играх стали принимать участие атлеты их других государств: Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии. В списках олимпийских чемпионов стоит имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении. В 394 году новой эры римский император Феодосий I олимпийские соревнования запретил. Его наследник Феодосий II приказал разрушить языческие храмы: распространялась новая религия – христианство. Олимпия была разграблена людьми, а позже наводнения и землетрясения на 15 столетий стерли ее с лица земли.

Повсеместный общий кризис приводил к ослаблению развития физической культуры во всех полисах, что дало возможность македонским царям − Филиппу и Александру воспользоваться ситуацией и объединить все полисы в единое государство − Грецию. После смерти Александра Македонского империя опять распалась на множество государств и, не выдержав конкуренции с растущей Римской державой, в конечном счете, присоседилась к ней. Таким образом, в состав Римского государства с середины II-го века до н. э. входила Греция.

Физическая культура в Древнем Риме. Разложение родового строя и развитие рабовладельческих отношений в Риме начинается в период расцвета Древней Греции. В это время народы, населявшие Аппенинский полуостров, уже испытывали сильное влияние греческой культуры через греческие города-колонии, расположенные на его берегах.

Вместе с тем эти народы имели и свою высокоразвитую культуру, в значительной степени унаследованную от этрусков, в которой встречаются элементы физической культуры. В это время, по-видимому, уже проводились соревнования юношей в военных упражнениях, появился первый римский цирк и уже существовали бои гладиаторов как остаток древнего обряда жертвоприношений. Известны также некоторые игры, в частности с мячом. Однако своего расцвета физическая культура в Древнем Риме достигает после революции, положившей конец родовому строю, т. е. после V в. до н. э. В этот период начинает создаваться Римская средиземноморская держава, а затем гегемония Рима распространяется и на Восток. Рост Римской державы определился, прежде всего, ее военными успехами, и поэтому военная подготовка рабовладельческого населения имела исключительно большое значение.

В отличие от Греции Рим был централизованным государством, и поэтому римское правительство могло не очень заботиться о физическом воспитании каждого юноши. Людских резервов у Рима было более чем достаточно. К тому же в огромном государстве трудно было осуществить наблюдение за физическим воспитанием и военной подготовкой каждого. За воспитанием сыновей следил отец семейства. Каждый из богатых и знатных римлян был заинтересован в подготовке своих сыновей к военной службе, открывавшей путь к успехам в государственной деятельности и личному обогащению.

В римской армии молодые воины получали хорошую тренировку в длительных переходах, верховой езде, беге, плавании, преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д. В армии стали применяться некоторые гимнастические снаряды, лестницы для обучения штурму крепостей, деревянная лошадь для обучения всадника, чучела из дерева для нанесения ударов мечом и уколов. Особенно усилилась эта специальная военно- физическая подготовка после создания профессиональной армии во II веке до н. э. Вероятно, этими причинами объясняется тот факт, что государственной системы физического воспитания, как это было в Греции, в Риме не было.

Создание профессиональной армии привело к тому, что военным делом, а, следовательно, и специальной подготовкой перестало интересоваться гражданское население Рима. Вместе с тем среди гражданского населения стало возрастать увлечение всевозможными цирковыми зрелищами, боями гладиаторов. В связи с крупными восстаниями рабов рабовладельцы в Риме осуществляют режим военно-рабовладельческой диктатуры −«империю». С помощью этой диктатуры рабовладельческому Риму удается просуществовать до V в. н. э. В этот период физическая культура находилась полностью в руках правящей верхушки и служила задачам повышения боеспособности войск и отвлечения широких народных масс от классовой борьбы и участия в политической жизни страны.

На примере Древнего Рима можно видеть, как физическая культура становится одним из средств классовой борьбы. По-видимому, рабы пользовались для этого всеми возможными средствами. Так, известно, что некоторая часть рабов, получивших хорошую физическую подготовку (гладиаторы, рабы, привлекаемые в армию), всегда составляла ядро борцов во всех восстаниях рабов. Ярким примером этого является восстание Спартака в Древнем Риме.

Выводы:

1. При рабовладельческом строе физическая культура принимает классовый характер. Уже на первой стадии рабовладельческого строя, в период так называемого патриархального рабства, в основном в странах Древнего Востока физическая культура служит в первую очередь интересам господствующего класса − рабовладельцам, являясь средством их военной подготовки. В период так называемого античного рабства, в основном в Древней Греции и Древнем Риме, подчинение физической культуры интересам господствующего класса становится еще более очевидным. Даже в тех случаях, когда к физической культуре привлекаются рабы, делается это в интересах тех же рабовладельцев.

С тех пор, как в обществе появились классы, системы физического воспитания тоже стали носить классовый характер. Например, в рабовладельческих системах отражались цели рабовладельцев, желавших видеть своих детей сильными и смелыми, способными держать рабов в страхе и повиновении, и защищать с оружием в руках интересы своего государства. Для этого выбирались соответствующие средства и методы. Это были системы, воспитывавшие сильных, но жестоких людей, приученных к постоянной борьбе и не останавливающихся для достижения своей цели, ни перед чем.

У рабов своей физической культуры быть не могло, так как они были приравнены к домашнему имуществу, не имели своей семьи, своих традиций, говорили часто на разных языках и т. п. Даже занимаясь физическими упражнениями, они лишь выполняли волю своих хозяев, (гладиаторы, цирковые атлеты и др.).

2. В то же время при рабовладельческом строе физическая культура становится одним из средств классовой борьбы. Так, аристократия Римской империи, а затем и сами императоры устройством всевозможных зрелищ и соревнований пытаются отвлечь граждан от политической жизни, завоевать их симпатии с тем, чтобы чувствовать их поддержку. В свою очередь, рабы (воины, гладиаторы), получившие физическую подготовку в интересах рабовладельцев, используют ее в борьбе с ними.

3. Физическая культура теряет непосредственную связь с трудовой деятельностью людей, как это было при первобытнообщинном строе.

4. Физическая культура начинает обособляться в относительно самостоятельную отрасль культуры. При рабовладельческом строе зарождается и наука о физическом воспитании.

Физическая культура в период раннего и развитого феодализма. Народные формы физического воспитания при феодальном строе. При изучении данной темы нужно также обратить особое внимание на уяснение классового характера физической культуры при феодальном строе и роли народных масс в ее развитии. В отличие от рабовладельческого строя, народные массы при феодализме, несмотря на крепостной гнет и притеснения церкви, имели большие возможности для применения своих сил, особенно в период раннего средневековья, когда феодальные отношения только складывались.

Физическая культура народа развивалась в тесной связи с трудовой деятельностью и участием в боевых действиях. Различные игры и физические упражнения, распространенные в быту народа, отражали элементы труда и военные приемы. В них отражались также обряды и обычаи времен родового строя.

Многие элементы физического воспитания народа заимствовались феодалами для физического воспитания молодежи своего класса. Народное творчество было неиссякаемым источником, питавшим прогрессивные стороны физической культуры горожан средневековья, и стало основой развития физической культуры нового времени.

Военно-физическое воспитание феодалов. Военно-физическое воспитание феодалов складывается в период раннего и достигает своего расцвета в период развитого феодализма.

Физическое воспитание феодалов было одной из форм их военной подготовки. В конечном итоге, оно, как и другие привилегии господствующего класса, служило упрочению власти феодалов над крепостными крестьянами. Тяжелое рыцарское вооружение требовало большой физической силы. Нужно было уметь владеть оружием и конем. Не случайно упражнения в фехтовании, вольтижировке на деревянном коне (прообразе гимнастического) занимали такое видное место.

Духовенство, боровшееся против физической культуры народа, всемерно поощряло рыцарскую систему физического воспитания.

После появления и распространения в Европе огнестрельного оружия (XIV в.) рыцарская система военно-физического воспитания утратила свое значение. Рыцарские доспехи не могли уже предохранить от пули, а физическая сила и ловкость рыцарей не могли играть такой роли в бою, как в эпоху существования лишь одного холодного оружия. В связи с этим тяжеловооруженная рыцарская конница постепенно теряет свое первостепенное значение, уступая место пехоте, большая часть рыцарей, утратив былую военную силу, переходит на службу в королевские войска.

Из рыцарской системы воспитания складывается дворянская, в которой все внимание в области физического воспитания уделяется внешнему виду, изяществу движений и ловкости. Нужно было не просто хорошо держаться в седле, а уметь проделывать сложные приемы верховой езды, порой ненужные для боевых действий. Для этой цели были введены упражнения на деревянном коне и других снарядах.

В системе физического воспитания появляются новые средства, методы и формы организации, более подходящие для достижения целей дворянского воспитания. Теперь уже готовится не столько воин, сколько великосветский молодой человек, отличающийся от людей, не имевших дворянского звания, своими манерами, умением красиво держать шпагу, хорошо танцевать, вести непринужденный разговор в обществе и т. п. Военная подготовка дворянской молодежи не исчезает совершенно, но отступает на второй план. Молодой дворянин готовится к тому, чтобы сделать себе карьеру при королевском дворе, занять выгодную должность, получить больше наград. Значение физического воспитания для дворянской молодежи становится очень далеким от того, каким оно было в период существования рыцарской системы физического воспитания.

Рыцарская система военно-физического воспитания, характерная для периода расцвета феодального общества, постепенно исчезает.

Физическая культура в средневековых городах Западной Европы. Развитие торговли и промышленности приводит к росту и развитию новых классов, особенно в средневековых городах, где создателем всей материальной культуры был ремесленник. Однако во главе городов стояли купцы и владельцы мастерских, то есть будущая буржуазия.

В связи с этим физическая культура в городах развивалась, прежде всего, в интересах этого класса. Борясь с феодалами, мешавшими торговле и грабившими города, буржуазия использовала все имевшиеся в ее руках средства. Одним из таких средств, помогавшим горожанам готовиться к военной защите городов, была физическая культура − составная часть новой, городской, прогрессивной для своего времени, общей культуры. Основой ее были феодальные формы физического воспитания. Борьба с феодалами велась в интересах не только купечества и владельцев мастерских, но и в интересах ремесленников, которые тоже страдали от грабежей. Поэтому городское население принимало активное участие в этой борьбе.

Элементы физической культуры в средневековых городах имели место, прежде всего в обучении городского ополчения, а также в празднествах горожан.

В городских условиях из народных видов физических упражнений стали складываться некоторые виды спорта и спортивных игр. Из упражнений канатоходцев и акробатов, выступавших на всех народных празднествах, и упражнений на деревянном коне возникают многие гимнастические упражнения.

В городах появляются специальные помещения для занятий играми в мяч, фехтованием, гимнастическими упражнениями.

Несколько особое место физическая культура занимала в городах Византийской империи.

В Византии вплоть до ее уничтожения турками (1453) сохранились следы античной физической культуры в виде цирковых зрелищ, игр и развлечений. В свою очередь, она оказала значительное влияние на развитие физической культуры в средневековых государствах (акробатика, борьба, конные соревнования, некоторые приемы военного обучения и т. п.).

Физическая культура в период разложения феодализма. Последний период существования феодального строя характерен образованием национальных государств, усилением абсолютизма и крепостного права и вместе с тем быстрым развитием производства и торговли.

В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народа со средневековой дворянской и религиозной идеологией в воспитании. Последняя была направлена на подавление науки и творческих сил народа, его умственных и физических способностей.

В этот период создавалась национальная буржуазная культура многих народов.

Проводники новой идеологии − гуманисты − наибольшее внимание в области физического и умственного воспитания уделяли интересам самого человека. Свои убеждения о необходимости развивать новую культуру, в том числе и новую систему физического воспитания, они подкрепляли авторитетом античной науки. Они призывали возродить интерес к земной жизни, который был у древних народов, отказаться от средневекового аскетизма и устремления в загробный мир.

Гуманисты были идеологами молодой развивающейся буржуазии. Свои прогрессивные идеи они черпали из народного творчества. В их взглядах на физическое и умственное воспитание нашло отражение стремление трудящихся к знаниям и развитию физических сил в противовес призывам католического духовенства угнетать тело для спасения души и подавлять пытливость своего ума.

Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было применение физического воспитания для укрепления здоровья и развития физических сил, а не только для военной подготовки. Это была новая, прогрессивная идея. Тем не менее, взгляды гуманистов были ограничены стремлениями обеспечить человеку его личное благополучие, да и то не каждому человеку. Для народа произведения гуманистов оставались недоступными, так как системы воспитания, предлагавшиеся ими, были рассчитаны на людей обеспеченных, а сами произведения, написанные на латинском языке, были непонятны простым людям.

Из научных исследований, оказавших большое влияние на развитие науки о физическом воспитании, прежде всего, нужно отметить работы по анатомии и механике Леонардо да Винчи (1542−1519), труды по анатомии Андреа Везалия (1514−1564), труды в области физиологии Уильяма Гарвея (1578−1657).

Трудами этих ученых было положено начало научной анатомии, биомеханике, физиологии – наукам, на которые впоследствии опирались в своих исследованиях ученые, работавшие в области физического воспитания.

Значительную роль в развитии интереса к физическому воспитанию сыграли также работы художников и скульпторов, изучавших и изображавших человека в движении. Произведения этих художников вызывали восхищение красотой человеческого тела и уважение к его физической силе.

Идеи гуманистов эпохи позднего средневековья и обобщение опыта работы народных школ нашли свое отражение в педагогической системе выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592−1670). Коменский положил начало педагогической науке нового времени, в которой большое внимание уделял физическому воспитанию. Как и все гуманисты, Коменский целью физического воспитания считал укрепление здоровья и развитие физических сил. Но вместе с тем Коменский придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям как средству нравственного воспитания ребенка. Поэтому он делает попытку анализа этих упражнений, исключая все то, что, по его мнению, может повредить здоровью или нравственному воспитанию детей.

Свою педагогическую теорию он развивает, исходя из принципа природосообразности, не опираясь на авторитет древних народов, как это делали гуманисты до него.

Для того чтобы воспитание было правильным, Коменский предлагает изучать природу и учиться у нее. Тем самым, законы природы он считал более надежной основой педагогики, чем правила, выработанные церковниками и феодалами средних веков. Идея Коменского о природосообразности в известной мере согласуется и с современными представлениями о необходимости изучения анатомии, физиологии и других биологических наук для правильной постановки дела физического воспитания, хотя сам он представлял это себе примитивнее, считая достаточным наблюдение за природой, окружающей человека.

Значительное влияние на развитие новых форм физической подготовки войск в этот период оказали изменившиеся способы ведения войны. В период укрепления абсолютизма во всех странах создавались кадровые армии, и вводилось их военное обучение. В связи с развитием и распространением огнестрельного оружия возникла линейная тактика, при которой ведение ружейного огня залпом давало наибольший эффект. Эта тактика требовала точного однообразия движений солдат и хорошей строевой подготовки, что и нашло свое отражение в содержании физической подготовки войск.

В период разложения феодализма были созданы все предпосылки для дальнейшего развития буржуазной теории и практики физического воспитания в капиталистическом обществе.

Развитие производительных сил приводило к развитию новых производственных отношений, особенно в городах. Развивался капитализм, а вместе с ним развивалась и буржуазная идеология, возникали соответствующие идеи, теории, учреждения. Среди них значительное место занимали новые идеи и теории в области физического воспитания. Физическая культура, особенно в городах, как и вся культура, постепенно приходила в соответствие с новыми отношениями между людьми, возникшими в процессе производства.

Выводы:

1. Физическая культура при феодальном строе, как и при рабовладельческом, носила классовый характер. Господствующие классы подчиняли ее своим интересам, главным образом, задачам военной подготовки. Однако народные массы, несмотря на крепостной гнет, могли в значительно большей степени, чем раньше, проявлять себя в этой области.

2. Если при рабовладельческом строе вся культура была культурой одного лишь класса рабовладельцев, то в феодальном обществе существовали уже две культуры: культура господствующих классов и культура народных масс. Поскольку у крестьян была личная заинтересованность в результатах своего труда, они применяли физическое воспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки к труду.

3. При феодальном строе появляются новые классы, способные уничтожить феодальный строй и создать иные общественные отношения. Если рабовладельческий строй закончился гибелью обоих борющихся классов (рабов и рабовладельцев), то феодальный строй закончился победой буржуазии, выросшей в его недрах. Это привело к развитию буржуазной культуры в недрах феодального общества и к ее последующему господству.

4. В период XIV−XVI вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания.

5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня.

6. Несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.

7. Феодальный строй закончился победой буржуазии, выросшей в его недрах. Это привело к развитию буржуазной культуры. В результате к периоду первых побед капитализма мы уже видим высокое развитие буржуазной физической культуры, тогда как феодальная физическая культура после крушения рабовладельческого строя лишь начинала развиваться. Эти особенности феодального строя привели к быстрым темпам развития теории и практики буржуазной физической культуры.

Контрольные вопросы:

1. Назовите теории происхождения физической культуры в первобытном обществе.

2. Каковы особенности развития физической культуры в первобытном обществе?

3. Как развивалась физическая культура в странах Древнего Востока?

4. Как развивалась физическая культура в Древней Греции?

5. Организация и проведение Олимпийских и других соревнований Древней Греции. Значение их проведения.

6. Физическая подготовка армии Древнего Рима.

7. Значение соревнований и цирковых зрелищ в политической жизни Древнего Рима.

8. Каковы особенности развития физической культуры в рабовладельческом обществе?

9. Развитие народных форм физического воспитания при феодальном строе.

10. Военно-физическое воспитание феодалов.

11. Развитие-физической культуры в средневековых городах.

ТЕМА I. 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПЕРИОДЫ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Физическая культура в первый период новой истории. Новым временем в истории называется эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций XVII в. до Октябрьской социалистической революции в России 1917 года, после чего начинается так называемое новейшее время период общего кризиса капитализма и начала побед социализма.

Уже в XIV−XVI вв. в недрах феодального общества начинают развиваться новые производительные силы и соответствующие им производственные отношения. До середины XVII в. феодальные отношения и господство дворян мешали развитию капитализма. Интересы растущего класса буржуазии учитывались феодалами лишь постольку, поскольку это не задевало их собственных интересов.

Такое положение не могло сохраниться долго. Буржуазия, постепенно бравшая в свои руки экономику европейских стран, стремилась захватить и политическую власть. Назревали буржуазные революции, которые и начались в XVII столетии. На рубеже XVI и XVII вв. происходит буржуазная революция в Нидерландах. Эта революция показала преимущества капитализма над феодализмом в области экономического и культурного развития страны, но она еще не играла всемирно-исторической роли, так как масштабы ее были небольшими.

Революции же середины XVII века в Англии и XVII веке во Франции окончательно подорвали основы существования феодального строя в Европе. Французская буржуазная революция XVIII века потому и называется буржуазными историками Великой, что она нанесла смертельный удар феодальному строю. До 70-х годов XIX века по всей Европе прокатилась волна революций и буржуазных реформ, которые довершили то, что не успела сделать французская революция. Это была эпоха победы и утверждения капитализма.

Таким образом, вся история нового времени распадается на два основных периода: 1) от Английской буржуазной революции середины XVII века до Парижской коммуны 1871г. и 2) от Парижской коммуны до Октябрьской социалистической революции в России 1917г.

Первый из этих периодов можно назвать периодом победы и утверждения капитализма. Второй − периодом перехода так называемого «свободного» капитализма в империализм.

Следует помнить также и то, что в рамках одной и той же общественно-экономической формации, в частности капитализма, за один 1871г. не могло произойти существенных изменений в развитии физической культуры. Они происходят постепенно и становятся заметными позднее. Однако после 1871г. возникают причины, вызвавшие эти изменения в последующем развитии, и поэтому мы в истории физической культуры сохраняем периодизацию, принятую для общей истории.

В учебнике изложены идейно-теоретические основы физического воспитания в начале нового времени. Наибольшее значение имели педагогические идеи того времени − Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Иоганна-Генриха Песталоцци.

При изучении их теорий, как впрочем, и при изучении любых других теорий, главное внимание нужно обратить на то, что нового внес тот или иной ученый в развитие теории и практики физической культуры.

Учение Локка об укреплении силы воли путем закаливания и физического развития было прогрессивным для своего времени. Оно содействовало распространению правильных представлений о единстве человеческого организма, чем наносило удар идеалистическим представлениям о независимости психических качеств человека от его физических сил. Но вместе с тем правильную мысль о том, что физическое воспитание нужно человеку для подготовки к творческой, активной деятельности, он свел к узкому практицизму. Локк старался приспособить молодого человека из буржуазной семьи к жизни, построить его личное благополучие за счет окружающих.

Взгляды Руссо были более прогрессивны. Он высказывал правильные мысли о важной роли физического воспитания не только в развитии умственных и физических способностей человека, но и в познании им окружающего мира. Этим он положил начало теории физического образования, как части физического воспитания в широком смысле этого слова.

Физическое воспитание Руссо считал фундаментом всего воспитания человека. Главной целью воспитания Руссо, как и Локк, считал развитие физических и умственных способностей молодого человека для достижения только личного благополучия.

Большое значение для развития теории и практики физического воспитания имели труды Песталоцци. Песталоцци впервые высказал мысль о том, что для достижения лучших результатов в кратчайший срок, нужно пользоваться не только общеизвестными естественными движениями, но и создавать искусственные. Нельзя ребенка обучить всему, но можно развить в нем способности быстро овладевать любыми нужными в жизни движениями.

Песталоцци считал, что лучший путь для обучения движениям и действиям, необходимым в жизни, – это овладение элементарными формами движений, из которых складываются более сложные. Элементарными движениями Песталоцци называл движения в суставах и потому гимнастику, состоящую из этих суставных, постепенно усложняющихся движений, считал основным средством физического воспитания.

Этот метод получил широкое применение в практике физического воспитания, особенно в гимнастике. Сейчас мы могли бы назвать его методом развития общей координации движений с помощью искусственно подобранных упражнений.

Под влиянием идей Локка, Руссо, Песталоцци и других со второй половины XVIII в. создаются буржуазные школы нового направления, появляются общества и кружки гимнастики.

В период наполеоновских войн и особенно после них возникает массовое гимнастическое движение, и складываются национальные системы физического воспитания на гимнастической основе.

При изучении истории образования национальных систем физического воспитания необходимо ясно представлять себе, почему эти системы возникли почти одновременно в первой четверти XIX века? Причиной появления национальных систем физического воспитания была потребность в них общества. Наполеоновские войны показали, что опираться только на кадровые армии нельзя. Нужно привлекать все новые резервы из народа, а для этого необходимо хоть немного готовить молодежь. К тому же поражение Наполеона в России показало, что одного лишь знания военного дела недостаточно. Нужна еще физическая выносливость и закалка.

Таким образом, между системами Фита, Гутс-Мутса и другими, возникшими еще в XVIII в., и системами первой четверти XIX века существует принципиальная разница. Первые были продолжением традиций, установленных еще гуманистами, и развитых позднее выдающимися педагогами XVII – XVIII вв.

Учебных заведений, в которых преподавались физические упражнения, в Западной Европе было довольно много, но это было проявлением личной инициативы учителей. Государственная же потребность в системах возникает после наполеоновских войн. Теперь физическое воспитание перестает быть частным делом людей, а становится делом государственной важности, а сами системы становятся национальными.

По своему характеру буржуазные национальные системы физического воспитания отражали три направления: первое из них заключалось в том, что главными задачами физического воспитания считались задачи воспитательные, в частности, совершенствование форм и функций человеческого тела. Типичной системой этого направления была система шведской гимнастики. Авторы этой системы (П.Линг, Я.Линг и др.) считали приобретение навыков и победу над противником в соревнованиях делом второстепенным. Главным делом они считали развитие физических сил человека, т. е. развитие мускулатуры, укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма и т. п. Физически здоровый и сильный человек легко овладеет нужными навыками и справится с трудностями военно-походной жизни. Шведская гимнастика, поэтому была преимущественно оздоровительно-гигиенической.

Второе направление заключалось в стремлении обучить учеников возможно большему количеству движений, особенно на различных снарядах. Влияние тех или иных упражнений на организм человека почти не учитывалось. Главным была форма движений (чем сложнее − тем лучше) и главные задачи были формально-образовательными (формальный − от слова форма). Типичной системой этого направления была система немецкой гимнастики (Ян, Эйзелен, позднее Шписс и др.). Авторы этой системы считали, что если развить в человеке способность владеть своим телом в любых положениях, это даст ему возможность справляться с любыми трудностями и препятствиями и к тому же укрепит уверенность в своих силах и возможностях.

В процессе труда человек вступает во взаимодействие с силами природы. Он изменяет природу, но в, то, же время изменяется сам. Во время работы человек приводит в действие свои руки, ноги, органы чувств, которые изменяются в ходе самой работы. Человек обычно развивается, становится сильнее, выносливее, сообразительнее и т.д.

Таким образом, при благоприятных условиях труд оказывает положительное влияние на человека.

Однако труд не является специфическим средством физического воспитания, поскольку, работая, человек все внимание обращает, на результаты труда, его производительность, а не на то влияние, которое труд оказывает на организм человека.

Физическая культура и спорт во втором периоде нового времени. Исходя из общей характеристики нового времени, изложенной выше, следует обратить внимание на особенности развития физической культуры в зарубежных странах во втором периоде нового времени.

Второй период нового времени был периодом обострения противоречий капитализма во всех областях общественной жизни, в том числе и в области физической культуры.

Особенно ярко проявляются в области физической культуры три главных противоречия капитализма: 1) между трудящимися и эксплуататорами; 2) между господствующими и угнетенными нациями и 3) между самими капиталистическими странами.

Первое противоречие вызвало к жизни рабочее спортивное движение.

Второе противоречие вызвало рост национально-освободительного движения и появление новых форм физкультурного движения, связанных с национально-освободительной борьбой, что особенно ярко проявилось в Сокольском движении.

Наконец, третье противоречие привело к милитаризации физической культуры и появлению специальных систем физического воспитания, направленных на улучшение и ускорение военно-физической подготовки молодежи.

Фактический материал по затронутым вопросам достаточно полно изложен в рекомендуемой литературе.

Но это вовсе не означает того, что физическая культура в капиталистических странах начинает клониться к упадку. Напротив, физическая культура – это такая отрасль культуры, развитие которой нужно капитализму, и все правительства капиталистических стран, как и буржуазная общественность, поощряли рост спортивно-гимнастических организаций и улучшение систем физического воспитания. Одновременно строились многочисленные спортивные сооружения.

Однако буржуазию интересовали лишь определенные формы развития физической культуры, которые содействовали бы допризывной военной подготовке населения, отвлечению молодежи от политической борьбы, воспитанию ее в духе буржуазного национализма, а также могли бы быть использованы для извлечения прибыли. Значительную роль начинают в этот период играть и спортивные успехи наиболее развитых капиталистических стран. Это содействовало росту международного престижа этих стран и усилению их идеологического влияния на менее развитые страны, т. е. в конечном счете, имело некоторое политическое значение, все более возрастающее, в связи с возрастающим значением физического воспитания и спорта в жизни общества.

Серьезные достижения естествознания и педагогики, обобщение многолетнего опыта физического воспитания, активизации творческих сил народа в этой области, распространение теории научного социализма и рост рабочего движения создают благоприятные условия для развития научно обоснованных систем физического воспитания, создания самой науки о физическом воспитании как относительно самостоятельной отрасли знаний, роста гимнастических и спортивных организаций.

Наиболее известной из новых систем физического воспитания в зарубежных странах была французская система Жоржа Демени, автор которой применил к области физического воспитания достижения современной ему физиологии.

Следует, однако, иметь в виду, что даже лучшие системы физического воспитания этого периода не могли еще опираться на все достижения наук, так как создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, неизбежно ограниченными в своих возможностях. Наибольшей же поддержкой правительств пользовались системы, приводившие к наилучшим результатам в области подготовки молодежи к военной службе в кратчайший срок с наименьшим расходованием средств.

В обществе приходит понимание значения физического воспитания и спорта для всестороннего развития сил и способностей человека. Физическое воспитание признается важным средством всестороннего воспитания личности.

Наиболее важным является возникновение современных Олимпийских игр. Появление этих игр вызвано двумя главными причинами: первая − необходимость в международном регулирующем органе, координирующем международные спортивные соревнования, ставшие к концу XIX в. довольно многочисленными, и вторая − желание прогрессивной части спортивных организаций использовать спорт как средство смягчения международных противоречий (политических, экономических, национальных), свойственных капитализму в период перехода его к империализму. Новым этапом в подготовке общественного сознания к возрождению Олимпийских игр явилось соединение теории с практикой физического воспитания, осуществлявшееся уже целой плеядой талантливых и высоко эрудированных педагогов. В их ряду немецкие преподаватели Герхард Фит (1765 − 1836) и Иоган Гутс-Мутс (1759−1839), которые еще в конце XVII века выступили с практическим предложением о возобновлении Олимпийских игр в Греции.

В середине XIX века физическое воспитание стало приобретать национальный характер. В ряде стран Европы возникают гимнастические системы или в иных источниках их называют школы, включавшие не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и бег, прыжки, борьбу и даже катание на лыжах и коньках. Позднее началось разделение различных видов упражнений на непосредственно гимнастику, спорт, игры и туризм. К этому времени относится появление слова и понятия спорт, вошедших в лексикон английского языка. А затем, воспринятых во всем мире.

В основе деятельности гимнастических школ были общеизвестные системы физического воспитания, хотя в каждой стране они переменялись с учетом национальных особенностей.

Большую популярность во многих странах имела шведская гимнастика, основателем которой был Пер Линг (1776 – 1839). По его инициативе в Стокгольме еще в 1813 году был создан гимнастический институт. Это старейшее в мире специальное высшее заведение, действующее по настоящее время.

Создатели различных систем физического воспитания, деятели общественных течений и особенно известные педагоги часто обращались к олимпийским идеалам. Однако требовались более полные и более достоверные научные данные.

На помощь пришла археология. Еще в 1723 году идею раскопок древней Олимпии высказал французский исследователь, монах – бенедиктинец Бернар де Монфокон. Но реализовать ее не представилось возможным из-за отсутствия средств и специалистов. Лишь в 1829 году произведены первые раскопки. Их осуществила «Научная экспедиция Морей». Всего за шесть недель работы были найдены десятки памятников и различных предметов. С разрешения греческих властей они были вывезены во Францию и выставлены в знаменитом Лувре. Это явилось подлинной сенсацией для ученого мира. Появились научные публикации археологов, историков, филологов об Олимпийских играх античности.

Решающий вклад в раскрытие тайн Олимпии внес известный историк, профессор Берлинского университета и учитель императора Фридриха Эрнст Курнциус. Посетив Грецию и изучив все материалы, он в 1852 году сделал в Берлине доклад об Олимпийских играх древности и о важности раскопок места, где эти Игры проходили.

Если проследить начало в развитии спорта в новое время в хронологическом порядке, как этого требует историческая наука, то известны соревнования уже в начале XVI века. При этом во многих случаях проявлялось стремление к подражанию Олимпийским играм античной Греции. Первыми называют показательные Олимпийские игры в Бадене (Германия), проведенные Иоганнесом Аквиллой еще в 1516 году. Несомненный интерес представляют комплексные спортивные состязания, возникающие в 1604г. в Англии, где спорт приобретал общенациональный характер.

С 1829 года началось проведение состязаний по гребле между Кембриджским и Оксфордским университетами, а с 1838 года − Хенлейская парусная и гребная регаты, ставшие необыкновенно популярными и традиционными. В России первая официальная парусная гонка состоялась в 1847 году в Петербурге.

Непосредственная попытка повторить Олимпийские игры древности была предпринята в 1850 году на их родине в Афинах. Участвовали в состязаниях, как и в древности только греки, поэтому их называли Пангреческие игры. В программу состязаний входил бег на один стадий, метание диска, тройной прыжок.

Подобные игры, но по расширенной программе, состоялись в 1870 году. Еще два состязания прошли в 1875 и 1889 годах.

К концу XIX столетия созрели объективные условия для выхода спорта на мировую арену и организации спортивного движения. Мир переживал промышленную революцию. Совершенствовались средства связи и транспорта. В материальной культуре обозначились тенденции развития производительных сил. Постоянно расширялся культурный обмен, открывались международные выставки, проводились всевозможные конкурсы, фестивали, конгрессы. Завершение процесса образования мирового рынка, расширение экономических и культурных контактов обусловило объективные предпосылки международных спортивных связей.

Важным обстоятельством явилось то, что к спорту стали проявлять интерес правительства, ибо его результаты затрагивали престиж государства. Постепенно приходило понимание того, что спорт является важным средством оздоровления нации. Да и физическая подготовка армии в условиях нараставшей конкуренции между крупнейшими державами становилась делом государственной политики. Начали создаваться спортивные клубы и другие общественные организации, объединявшие спортсменов. Появилось естественное стремление сравнить свои результаты в состязаниях со спортсменами других стран. Довольно частыми стали встречи спортсменов Англии, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки. Однако сразу же выяснились многочисленные трудности, прежде всего из-за отсутствия единых правил состязаний, организации их проведения, вопросы судейства и др. Преодолеть возникший кризис, вывести спортивное движение на цивилизованный путь прогресса можно было лишь созданием международной организации, способной объединить спортсменов всех популярных видов спорта и всех стран.

Олимпийские игры рассматривались их организаторами так же, как средство привлечения внимания общественности к спорту и вовлечения в занятия спортом молодежи. Видную роль в организации Международного олимпийского комитета (1894) и самих Олимпийских игр сыграл Пьер де Кубертен.

Выводы:

1. Первый период нового времени был очень важным периодом в истории физической культуры. В XVII−XVIII вв. утверждаются новые взгляды на физическое воспитание. Борьба за укрепление здоровья, за развитие физических сил, воли и твердости характера, за развитие нужных человеку способностей, умений и навыков становится основой развития теоретической мысли в области физического воспитания.

Буржуазия − передовой в то время класс − нуждалась в здоровых, сильных телом и духом людях, способных преодолевать любые трудности для достижения цели в интересах укрепления могущества своих государств и личного преуспевания.

2. К этому же периоду относится, и возникновение национальных систем физического воспитания и складывается современная гимнастика. Возникновение гимнастических систем было вызвано условиями жизни общества и, прежде всего, требованиями военной подготовки молодежи, а господствовавшая тогда линейная тактика была одной из причин преимущественного развития гимнастики в континентальных странах Европы. Вместе с тем отсутствие научных исследований и обоснований значительно снижало качество этих систем.

3. Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX− начале XX века во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.

4. Во втором периоде нового времени окончательно складывается современный спорт, который начал развиваться еще в средневековых городах.

Тенденции развития физической культуры и спорта в период между I и II мировыми войнами. Первая мировая война положила начало общему кризису капиталистической системы. Обострение противоречий капитализма во всех областях общественной жизни, усиление классовой борьбы, рост революционного и национально- освободительного движения оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта в межвоенный период.

Новая историческая обстановка, возникшая в результате победы Октябрьской социалистической революции в России, способствовала расколу мира на две противоположные системы − капиталистическую и социалистическую. Это привело к образованию двух различных направлений в области физической культуры и спорта − социалистического и буржуазного, что явилось главной особенностью развития физической культуры и спорта между I и II мировыми войнами.

К основным тенденциям развития физического воспитания в этот период следует отнести следующие:

− у физической культуры появились новые функции, связанные с развитием способностей и формированием личности, рациональным использованием свободного времени и активным отдыхом;

− физическое воспитание во всем мире приобрело статус обязательного учебного предмета;

− в здравоохранении повсеместно стала использоваться лечебная физическая культура;

− дальнейшее развитие олимпийского движения, совершенствование его организационной структуры и олимпийской программы, расширение географии Олимпийских игр.

− возникновение политических партий способствую развитию международного рабочего спортивного движения, организации и проведению Всемирных рабочих Олимпиад.

− милитаризация спортивно-гимнастического движения; распространение новых систем и методов, направленных на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи.

Международное спортивное движение находилось в 1914 году на пороге своего развития. Хотя проведение международных встреч спортсменов, создание международных федераций по видам спорта, олимпийские игры имели место на рубеже веков.

Начавшаяся в Европе первая мировая война нарушила благоприятное развитие международных связей. Последние крупные международные легкоатлетические соревнования состоялись 4 августа 1914 года, т.е. в то время, когда уже начали раздаваться первые выстрелы.

Возникновение первых рабочих спортивных организаций относится еще к середине XIX века − Германия 1850 год. В 1878 году они были запрещены «исключительным законом против социалистов», закрывшим все партии, клубы, организации.

Новый этап развития спортивных обществ был начат в 90-е годы, 1893 г. − Германский рабочий спортивный союз. Подобные общества были открыты в Венгрии, Франции, Чехии, Бельгии.

В 1913 году в г. Генте (Бельгия) была предпринята попытка создания Международного рабочего спортивного центра, куда вошли бы руководители спортивных союзов Германии, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии.

Создание Международного рабочего спортивного движения. Лишь после I мировой войны вновь смогли вернуться к этому вопросу. В 1920 г. в Люцерне (Швейцария) состоялся конгресс рабочих спортивных организаций Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Венгрии Финляндии и других стран, на котором был утвержден Международный рабочий союз спорта и физического воспитания – Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ).

Руководители ЛСИ − социал-демократы, проводили политику отказа от революционной борьбы и сохранения политического нейтралитета. Боясь революционного влияния советского физкультурного движения на рабочие массы, советскому государству было отказано в приеме в эту организацию.

В 1921 году в Москве был созван новый международный конгресс рабочих спортивных организаций, где присутствовали делегаты Советского Союза, Чехословакии, Германии, Франции, Венгрии, Финляндии, Италии и др. стран. На конгрессе был основан Международный союз рабоче-крестьянских организаций физической культуры − Красный спортивный интернационал. Председателем КСИ был избран Подвойский Н.И. Главное направление деятельности КСИ − объединение всех рабочих спортивных организаций, стоящих на платформе классовой борьбы, соединение занятий спортом с политическим и идейным просвещением, установление интернациональных связей с рабочими спортивными организациями всех стран.

На протяжении всего межвоенного периода между ЛСИ и КСИ велась упорная политическая и идеологическая борьба.

Таким образом, в мире образовалось два международных рабочих спортивных интернационала, принципиально различающихся по своим целям и задачам.

В большинстве стран были организованы их спортивные секции. Одни из них находились под влиянием ЛСИ, другие − КСИ. Основные секции ЛСИ составляли рабочие спортивные организации дофашисткой Германии и Австрии (более I млн. чел.). КСИ главную опору имел в лице советского физкультурного движения и секции в 70 странах мира.

Люцернский спортивный интернационал организовал I рабочую Олимпиаду во Франкфурте-на-Майне (1925) и II-ю – в Вене (1931). Советских спортсменов на эти Олимпиады не допустили. Спортивная блокада была прервана лишь в 1927−1928 гг. на зимнем празднике спорта в Норвегии. В 1928 году спортсмены ЛСИ участвовали в I Спартакиаде в Москве: (612 спортсменов из 14 стран).

В 1934 году в Париже состоялся большой международный антифашистский слет спортсменов, объединивший представителей двух международных спортивных организаций. С приходом фашизма к власти в Германии рабочие спортивные организации были распущены. Руководители ЛСИ стали говорить о совместном проведении соревнований и сотрудничестве.

На слете было принято решение об активизации борьба с фашизмом и милитаризмом в спорте. Слет призвал бойкотировать подготовку и проведение Олимпийских игр в Берлине.

В 1937г. в Антверпене (Бельгия) состоялась III Всемирная рабочая олимпиада, названная праздником единства рабочих спортсменов всех стран. На Олимпиаду ездила большая группа советских спортсменов. Это был триумф советского спорта, почти по всем видам призовые места.

Итоги первой мировой войны оказали большое влияние и на развитие спортивно-гимнастического движения в различных странах.

Побежденные страны (Германия и её союзники) стали готовиться к военному реваншу, используя в этих целях и спортивно-гимнастическое движение. Страны-победители (США, Англия, Франция и др.) усилили милитаризацию спорта, готовясь к новой мировой войне. И в тех и в других странах началась организационная перестройка спортивных обществ, старые методы физического воспитания заменялись новыми, значительное внимание стало уделяться постановке физического воспитания в учебных заведениях и, особенно в школах. В межвоенный период, как никогда ранее, возросло военно-политическое значение физической культуры и спорта.

Особенно наглядно эта тенденция прослеживается на примере Германии, где еще в довоенный период наметились тенденции к государственной регламентации физического воспитания. И если в 1922г. Немецкий госкомитет физических упражнений объединял 5,8 млн. человек, то в 1951г. − 6 млн.

Главная задача, которая ставилась перед спортивными организациями, это − в ближайшие годы через полувоенные и спортивные общества и организации осуществить массовую допризывную подготовку молодежи. Для решения таковой использовались разнообразные методы и средства. Особые надежды возлагались на фабрично-заводской спорт, начало которому было положено в 1920 г. введением «паузентурнена» (производственная гимнастика). На предприятиях создавались спортивные клубы, строились спортивные сооружения, оплачивались специалисты, финансировались соревнования.

В 20-е годы, сначала в университетах, а потом в армии и на флоте вводятся обязательные военно-спортивные занятия, открываются спортивные школы. Кроме обязательных 3 часов занятий физическим воспитанием, еженедельно вводятся «послеурочные игры», бокс, джиу-джитсу, стрельба, верховая езда, управление моторизованным транспортом должны были дать «суровость и закалку».

Институты физического воспитания при университетах готовят высококвалифицированных специалистов. Ученые Берлинского Университета берутся за создание спортивной науки, разрабатывая медицинские и психологические проблемы спорта.

Особенно усилилась милитаризация спорта в Германии в период фашизма. «Воспитательную» задачу нацизма Гитлер сформулировал как «выращивание совершенно здорового тела».

Во Франции, Англии, Италии были приняты законодательные акты, направленные на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи. Чисто гимнастические системы постепенно заменялись на спортивно-игровые. Снарядная гимнастика не могла удовлетворить потребности общества в послевоенные годы.

Во многих странах в это время (Австрия, Польша, Германия, Литва Латвия, Дания и др.) наряду с «естественным методом» Георга Эбера получили распространение основная гимнастика датчанина Нильса Бука и естественная школьная гимнастика, Карла Гаульгофера и Маргарет Штрайхер.

Система Н. Бука представляла собой модернизированный вариант шведской гимнастики. Им широко использовались гимнастические снаряды (шведская стенка, скамейка, бум и др.). В отличие от основоположников шведского направления Бук проводил занятия в необычайно быстром темпе. Урок состоял из трех частей: I) упражнения без снарядов, 2) упражнения со снарядами; 3) упражнения в беге, ходьбе прыжках. Использовались упражнения с партнером, применялся поточный метод.

В Европе из широкой шкалы систем физического воспитания – модернизированных направлений и сплавов немецкой, шведской, датской и французской гимнастик, которые основывались на создании биологического равновесия цивилизации и человеческого организма, выделялась австрийская школа. Её основателями и вдохновителями были Карл Гаульгофер и Маргарет Штрайхер. Гаульгофер и его сотрудники не только указывали на отсталость системы физического воспитания Яна − Эйзелена − Шписса, но и констатировали, что для ребят школьного возраста наиболее полезными являются игры и естественные движения. К. Гаульгофер используя исследования в области биологии и педагогики того времени, осуществляй реформу содержания предмета физических упражнений, с учетом психологических и эстетических потребностей молодежи к движению.

Конец ознакомительного фрагмента.