Вы здесь

Курс выживания для девочек. Разговор 6. Возвращение (Галина Калинина, 2013)

Разговор 6. Возвращение

Говорят, что сон – это старая память,

А потом нам говорят, что мы должны спать спокойно.

Виктор Цой, «Кино»

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю…

А. С. Пушкин

Я не знаю, испытывал ли кто-нибудь из вас подобные чувства к двенадцати годам. Но я точно помню, что я чувствовала именно это, хотя, конечно, не могла столь точно и красиво выразить это словами.

Началось с того, что у меня умерла бабушка, которую я предала. Я выросла у нее на коленях и сама этого не заметила. Бабушке было уже 86 лет, когда мамина сестра решила забрать ее к себе в Ленинград – такое имя в советское время носил Санкт-Петербург. Бабушка плакала и не хотела ехать – она была в здравом уме и твердой памяти и знала, что там, в чужом городе, ей долго не прожить. Я радовалась ее отъезду – у нас было очень тесно, и мне хотелось, наконец, получить свой угол, где бы я могла побыть в одиночестве и сложить свои вещи. Накануне мы играли с подружкой и чересчур разбезобразничались. Бабушка вошла к нам и сделала замечание. Я не стерпела и толкнула ее. Бабушка упала и заплакала. Я, конечно, попросила у нее прощения, но видела, что ударила ее в самое сердце – я была ее любимой внучкой.

Перед отъездом бабушка просила меня помочь тайно упаковать ее швейную машинку «Зингер» – ту, которую ей подарила мама перед свадьбой в 1916 году. Я пообещала, хотя мне и было понятно, что никто не потащит это барахло в другой город. А потом бабушка умерла.

С тех пор прошло больше двадцати лет, но я пишу эти строки и плачу. Уже ничего нельзя изменить и исправить. Прошлое – самый твердый материал на планете – нам не дано его ни растворить, ни переписать, ни переделать.

Нам – нет. Но что невозможно человеку, возможно Богу. Иисус Христос, придя на землю, искупил нас не только от смерти и дьявола. Он искупил нас от самих себя и нашего прошлого. Иисус Христос Сын Божий отдал нам наше прошлое на исправление. Он оставил нам универсальный растворитель, мистический «алкагест» алхимиков, секрет, который все мистики, маги и волшебники искали тысячелетия. Этот растворитель, это чудесное вещество – наши слезы, наш плач о своих грехах и о совершенном нами зле. Прошлое тает под ним, и бывшее превращается в небывшее.

Покаяние – так перевели с греческого слово «метанойя». Метанойя значит «полное изменение существа».

В этом великом Таинстве мы возвращаемся назад, чтобы изменить свое прошлое, а значит, изменить и себя. Кто владеет прошлым – тот владеет будущим, – об этом говорили великие люди всех времен. Но овладеть прошлым не удавалось никому из тех, кто не принял спасительной Жертвы Христа – Жертвы за все наши грехи.

Наши слезы, наше сокрушение о содеянном и желание больше никогда не творить подобного – вот та машина времени, которая позволит нам вернуться назад и все исправить. И это не аллегория, не метафора и не пустые слова. Священнику в церкви Бог доверил власть «разрешать и вязать» – свидетельствовать о нашем возвращении к Нему и передавать нам через возложение его рук прощение Божие. Когда-нибудь, на Страшном Суде, когда все сотворенное нами явится перед нашими глазами, священник этот встанет перед Богом и скажет: «Господи, властью, которую Ты дал мне, я простил и разрешил этот грех». И грех, как рубец от исцеленной раны, останется только в нашей памяти – и больше нигде. А потом, когда свершится Суд, выздоровеет и память – ведь там, где царствует Бог Любви, нет ни печали, ни плача.

И принеся свою изуродованную болезнью греха душу на исповедь, я знаю, что, если только я действительно хочу все исправить, – Господь Иисус Христос по вере моей даст мне – и все исправит. Конечно, гордость или раздражительность, обидчивость или ревность еще будут терзать меня – привычку так просто не оставишь. Но в моей душе появится благодать – Божественная сила, которая будет помогать мне бороться со своей болезнью. И, что очень важно, я смогу твердо сказать – вот я, а вот мои привычки. Я не они, а они – не я. Я могу болеть сквернословием, у меня могут быть жадность и зависть, но я не хочу сама превращаться в ходячую зависть, жадность и ругань. Смотрите, как говорит об этом Льюис в эссе «Расторжение брака»:

«Дело в том, сварливый она человек или одна сварливость. Если остался хоть кусочек человека, мы его оживим. Если осталась хоть одна искра под всем этим пеплом, мы раздуем ее в светлое пламя. Но если остался один пепел, дуть бесполезно, он только запорошит нам глаза.

– Как же может быть сварливость без человека?

– Потому и трудно понять ад, что понимать почти нечего, в прямом смысле слова. Но и на земле так бывает. Давай вспомним: сперва ты злишься, и знаешь об этом, и жалеешь. Потом, в один ужасный час, ты начинаешь упиваться злобой. Хорошо, если ты снова жалеешь. Но может прийти время, когда некому жалеть, некому даже упиваться. Сварливость идет сама собой, как заведенная».

Покаяние – это скальпель хирурга, который отделяет от души поврежденные грехом ткани. После операции рана болит, но опасность сгнить заживо устранена.

Покаяние не является неким «договором» или «соглашением» с Богом, которые освобождают нас от «комплекса вины». За этим нынче модно бегать к психоаналитику на кушетку (со времен Юнга и Фрейда пациента во время беседы принято укладывать на диванчик «для полного раскрепощения»).

Покаяние не есть формальный доклад священнику о том, что плохого я сделала за неделю, месяц или прямо с пеленок. Еще в одной Евангельской притче, когда Господь Иисус Христос отпустил парализованному человеку грехи, некто из Его противников заявил: «Конечно, легко сказать «прощаются тебе грехи твои». На это Спаситель велел парализованному встать и идти. К удивлению толпы, пролежавший недвижно много лет человек встал и пошел. Так Спаситель наглядно показал Свою Божественную власть и силу исцелять от греха – человек был болен и встал, покаялся и исцелился.

Хочется добавить, что Богу не нужна наша исповедь, это мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что когда я прошу Бога простить меня за то давнее предательство, я оказываю Ему услугу или ублажаю обиженную на меня старушку. Нет. Это мне надо их прощение, это я не могу и не хочу жить с таким грузом на душе.

Мне кажется, про это очень хорошо написано в книге из цикла «Хроники Нарнии» «Лев, колдунья и платяной шкаф» (наверное, все видели это кино, но книга намного лучше!). Мальчик Эдмунд из зависти и мести предает своих сестер и брата злой Белой колдунье. После этого он становится ее заложником – ведь ни вернуться к родным, ни жить с этим грузом на сердце невозможно. Много испытаний выпало на его долю, прежде чем он понял, ЧТО он сделал и попытался это исправить.

Конечно, первый раз прийти на исповедь очень трудно. Все вокруг – и погода, и друзья и твои собственные чувства начнут с тобой настоящую войну.

– Что за глупость? Идти куда-то и рассказывать гадости про себя, – скажет тебе твое «я». – Это же пережитки прошлого, глупый обряд, это все для «ботаников» и чокнутых «богомолок». (Многие сильные и великие мира сего, начиная от царей и заканчивая учеными, были верующими, хотя вовсе не были «ботаниками» и чокнутыми.)

– Лучше телик посмотреть, – скажет тебе твоя лень, – чем тащиться в храм, где такие противные старухи. (Кстати, в храмах сегодня молодежи куда больше, чем бабушек. Есть и православный Интернет, и православные общества, которые создают верующие молодые люди.)

– Еще и платок надевать и юбку, – скажут твои гордость и тщеславие. – Так сейчас вообще никто не одевается. (Одеваются. Платок символизирует твою готовность послужить людям и Богу, а юбка – это традиционная одежда для женского пола в нашей стране.)

– И что ты скажешь этому дядьке? – спросит у тебя «здравый смысл». – Ты что, хочешь выглядеть как полоумная? (На исповеди мы говорим свои грехи Богу, а священник – свидетель. Помните, в мульфильме «Привет» мартышка никак не могла получить привет от удава, потому что он был невидим и неосязаем? Так и здесь! Священник делает видимым и осязаемым для нас Божие прощение и наше исцеление.)

И подобных этим доводов ты услышишь от себя и от окружающих тысячи. Но если ты действительно хочешь измениться и изменить свою жизнь, нужно, как барон Мюнхгаузен, вытащить саму себя за волосы из болота. Загляни в свое сердце, и ты согласишься, что ни модные брючки, ни мобильник последней модели и даже ни «крутой богатый» мальчик не сделают тебя ни счастливее, ни красивее, ни добрее, ни светлее.

А если ты мне не веришь, то попробуй сама. Исповедь в любом храме совершается с утра перед началом Литургии, либо вечером, накануне воскресного дня. Об этом ты можешь узнать, подойдя к любому храму и прочтя расписание, вывешенное у его входа или в притворе – «прихожей» в храме.

Может быть, ты захочешь рассказать на первой исповеди только об одном, особенно мучительном для тебя поступке. Может быть, таких будет много. В любом случае – надо идти. Загадочный «бог в душе» ничем тебе не поможет, ведь Истинный Бог подает тебе настоящую помощь и силу только в Таинстве.

Считаю себя обязанной еще раз напомнить, что покаяние отличается от бесплодных сожалений и самоупреков. Для наглядности приведу пример.

У известного английского писателя лорда Дансени есть пьеса. В первом действии перед нами человек, опоздавший на поезд: в ту минуту, когда он приближается к выходу на перрон, поезд уходит. В дальнейшем жизнь этого героя складывается неудачно, и он то и дело твердит: «Подумать только, если бы я не опоздал тогда на поезд…» И вот однажды какой-то волшебник предлагает ему купить чудесный кристалл, который может изменить одно из прошедших событий. Герой пьесы конечно же желает оказаться на том перроне и успевает на поезд. Жизнь его начинается сначала. Однако, хотя цепь событий теперь выглядит по-другому, герой терпит столь же полное фиаско, как и в первой своей жизни. Ведь коренные причины неудачи были заключены в нем самом, а не в обстоятельствах жизни.