Вы здесь

Курс выживания для вожатого. Глава 2. Не думай о секундах свысока, или Первое знакомство (Татьяна Титкова, 2013)

Глава 2. Не думай о секундах свысока, или Первое знакомство

– Я тебе сейчас объясню. В Стране дураков есть волшебное поле – называется Поле чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь его землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько… Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты…»

А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Как правило, первый день смены задает весь тон дальнейшим взаимоотношениям с детьми. Так, от того, как вы проявите себя в это время, будет зависеть, как скоро вы приобретете авторитет среди своих подопечных и найдете ли с ними общий язык. Не забывайте, что попутно вы вынуждены будете заниматься своими непосредственными обязанностями, т. е. сопровождать детей в лагерь, организовывать их, расселять по отрядам, знакомить с распорядком дня и установленными правилами, а также выступать в роли гида во время экскурсии по территории лагеря.

Как создать у детей наиболее благоприятное впечатление о себе

Как известно, в большинстве случаев первое впечатление, сложившееся о человеке, оказывается наиболее верным, и в дальнейшем именно оно откладывает отпечаток на все дальнейшее общение с ним. Это правило распространяется и на детей. Именно поэтому вожатому очень важно с самого начала произвести на ребенка хорошее впечатление. В процессе работы с детьми я поняла, что, взаимодействуя с ними, практически бесполезно играть перед ними какую бы то ни было роль, стараясь показать себя не тем, кто ты есть на самом деле. Эти маленькие человечки быстро распознают фальшь и практически не прощают ее взрослым. Они скорее примут вас такими, какие вы есть, со всеми вашими недостатками, нежели будут видеть, что вы хитрите. Именно поэтому я советую вам с первого дня держать себя с ними как можно естественнее, ведь все равно скрыть что-либо от них вы едва ли сумеете.

Дети очень быстро перенимают модели поведения окружающих их людей. Если вы сами по отношению к ним станете вести нечестную игру, то довольно скоро они воспользуются вашим же оружием. Не старайтесь в первый день показаться излишне добренькими и всепрощающими, поскольку впоследствии это может сыграть с вами злую шутку.




Я на собственном печальном опыте убедилась в этом. Побыв в первый день одной из своих смен в роли «ангела», на второй я убедилась, что большая часть моих подопечных просто не воспринимает мои слова и просьбы всерьез. Мне приходилось по десять раз повторять одно и то же или даже звать на помощь других вожатых, прежде чем дети обращали на меня внимание. Когда я впала в другую крайность и стала их наказывать, они мои действия стали воспринимать как предательство. Не стоит говорить, что у меня ушло множество сил и времени, прежде чем я смогла наладить более-менее сносные отношения с отрядом.

Возможно, подобное отношение детей к доброму вожатому или воспитателю связано прежде всего с определенной установкой. Последняя вырабатывается у большинства детей уже чуть ли не к первому классу. К сожалению, ребята в различных образовательных учреждениях привыкают к более действенным воздействиям, нежели доброе слово. Именно поэтому иногда проявление умеренной строгости просто необходимо.

Безусловно, первое впечатление о человеке зависит от многих факторов. Манеры, позы, интонация, а также улыбка и одежда – все это довольно быстро воспринимается ребенком. Если, стараясь выглядеть старше или опытнее, вы начнете принимать различные важные позы, причем иногда это происходит у вожатых не совсем осознанно, вследствие страха перед детьми, то наверняка подопечные вас вычислят. Кроме того, они обязательно постараются при случае как-либо сыграть на вашей слабости. Ребята – это очень мудрый народец, как правило, быстро приспосабливающийся к новым условиям. Поэтому если вы не совсем уверены в себе, то постарайтесь хотя бы сохранять в первый день нейтралитет. Когда вы поближе познакомитесь с подопечными, у вас рассеются все опасения.




Не менее важен при первом знакомстве и ваш взгляд. Если вы открыто и доброжелательно смотрите ребенку прямо в глаза, наверняка о вас у него сложится более благоприятное впечатление, нежели если вы станете прятать свой взгляд. Детей, впрочем, как и взрослых, настораживает бегающий взгляд. Однако последний не должен быть излишне пристальным, это также отталкивает. Если вы вообще не станете смотреть на ребенка, он подумает, что вас совершенно не интересуют его проблемы. И это может наложить неблагоприятный отпечаток на ваши дальнейшие отношения. Другими словами, как и во всем, здесь следует придерживаться чувства меры. Только оно подскажет вам наиболее приемлемый вариант, и вы сможете понравиться своему будущему подопечному.

Огромное значение играет интонация. Даже если вы станете усиленно улыбаться, всем своим видом показывая дружеское расположение, но в вашем голосе будут проскальзывать нотки раздражения или скуки, едва ли вы понравитесь детям. Последние скорее предпочтут общение с другими, более искренними вожатыми, нежели с вами. Одной только фразой вы запросто уничтожите зарождающееся у детей доверие к вам. Поэтому с самого начала настройтесь на то, что на протяжении всего первого дня, а может, и смены, вам придется тщательно следить за своей интонацией.




Отдельный разговор об улыбке. Ничто так не располагает к себе и не настраивает детей на дружеский лад, как ваша улыбка. Улыбаясь, вы подаете своим подопечным своеобразный сигнал о том, что все идет прекрасно. При помощи одной только улыбки вы сразу передадите о себе много положительной информации. И ребятишки непременно поймут, что вы рады им и что с удовольствием с ними общаетесь. Кроме того, в большинстве случаев на улыбку просто невозможно не ответить, поэтому и дети невольно настроятся на дружеский лад. Таким образом, ваша открытость, искренность и доброжелательность способны сразу и существенно повысить настроение и даже снять проявление агрессивности у детей.




Не забывайте, что страх и опасения испытываете не только вы, но и ребенок. Последний, приезжая в лагерь, попадает в неизвестную ему ранее компанию, под начальство незнакомых людей. Конечно же, он испытывает некоторую неловкость. Ваша искренняя улыбка способна прекрасно поддержать подопечного, особенно если он приехал в лагерь в первый раз. Она поможет рассеять его страх и прибавит ему уверенности в себе. Не забывайте, ведь вы старше и мудрее, поэтому именно вы всегда должны задавать тон. И последний должен быть обязательно доброжелательным.

В процессе оформления и сопровождения детей в лагерь, а также в течение дальнейшей смены вам волей-неволей придется управлять ребятишками, как-то влиять на них. Так вот, могу поделиться своими личными наблюдениями: воздействовать на них своей улыбкой значительно проще и безболезненнее, нежели криком и наказаниями. Наверное, никто не станет спорить, что одна и та же фраза, произнесенная с улыбкой и без нее, вызовет различную реакцию. Так, слова «Сядьте ровно» в первом случае будут звучать как просьба, а во втором – как приказ. Безусловно, последнее способно вызвать агрессивную реакцию со стороны детей, что может уже в первый день вызвать настороженность у ребятишек и наложить определенный оттенок на дальнейшие взаимоотношения с ними. Несомненно, все эти, казалось бы, мелочи вожатому волей-неволей требуется учитывать.

Научившись открыто улыбаться, вы без труда сможете нравиться не только своим подопечным, но и их родителям, а так же персоналу оздоровительного лагеря, что весьма немаловажно, для того чтобы смена прошла удачно. Именно улыбка создает доброжелательную атмосферу. Более того, она может вызвать в окружающих энтузиазм. Ваши подопечные наверняка готовы будут выполнить любое неприятное дело, например помыть полы на веранде, если вы обратитесь к ним с улыбкой При помощи последней вы вселите в ваших ребят и веру в по беду на каких-либо соревнованиях, однако это будет уже в дальнейшем. В первый же день смены настраивайте своих подопечных на как можно более дружелюбный лад. Наверняка улыбка придет к вам на помощь даже в самых сложных ситуациях. Ведь она за несколько секунд способна растопить лед недоверия, развеять недовольство и негодование подопечных.




При первом знакомстве очень важно то, как вы выглядите, т. е. ваш внешний вид. В некоторых лагерях для вожатых предусмотрена специальная форма. В этом случае вам останется только отутюжить ее и прикрепить к ней карточку со своим именем. Если спецодежды нет, вам подойдет обычный парадный вид, т. е., как говорится, светлый верх, темный низ. Конечно же, наверняка у вас будет искушение натянуть в этот праздничный день свои потертые джинсы и фенечки, однако это вы сможете сделать и позднее.

Совет вожатому

Никогда не жалуйтесь на своих детей кому бы то там ни было. Даже если сначала у вас ничего не получается, успокаивайте себя тем, что ваши дети самые лучшие. Только такое отношение к подопечным поможет вам в конце концов добиться своего и обрести в лице детей верных друзей и помощников.




Спортивные костюмы, кроссовки и шорты наверняка не раз пригодятся вам в течение смены. А парадная форма, как правило, используется примерно 3–4 раза за смену: при оформлении детей, в день открытия, в родительский день и в день закрытия смены. При первом же знакомстве вам лучше произвести впечатление скорее строгого воспитателя и наставника, нежели представителя какой-либо неформальной организации. Не забывайте, что парадная форма настраивает детей, с одной стороны, на праздничный лад, с другой же – на соблюдение определенных правил, без которых не смог бы существовать ни один лагерь.

Девушкам-вожатым не следует также злоупотреблять косметикой и чересчур яркой бижутерией. Не забывайте, что ваша задача – произвести впечатление не только на своих подопечных, но и на их родителей. Последние с большим удовольствием отдадут своих любимых чад в руки серьезной девушки, нежели кинодиве, сошедшей с журнальной обложки. Словом, во всем вы должны придерживаться золотой середины. Аккуратность и собранность – прежде всего. Еще накануне тщательно продумайте свой наряд. Как правило, вожатые выезжают за детьми из лагеря очень рано, поэтому скорее всего утром у вас не останется времени на приведение своего наряда в должный вид. Это желательно сделать заранее.

Как только вы оформите и привезете своих подопечных в лагерь, успешно расселите их, можете переодеться в будничную одежду. Однако последняя также должна выглядеть вполне прилично. Кроме того, обязательно и к ней прикрепите карточку со своим именем. Это необходимо, чтобы дети запомнили, как вас зовут, и всегда могли обращаться к вам по имени. Особенно это важно в первый день, поскольку у ребятишек могут возникнуть какие-либо вопросы или проблемы.




И последнее: иногда некоторые неопытные вожатые думают, что вожатый должен быть идеален во всех отношениях. Только в таком случае он сможет произвести должное впечатление на подопечных. Поэтому он начинает изо всех сил делать вид, что он безупречен. Конечно же, это отнимает много сил и, как правило, не приводит к ожидаемому результату. К сожалению, совершенных людей не бывает, и дети прекрасно это знают. Именно поэтому не бойтесь быть самим собой. Тогда ваше личное обаяние, а также искреннее желание плодотворно взаимодействовать с детьми уже в первый день помогут вам завоевать симпатии у мальчишек и девчонок.

Чем занять детей перед посадкой в автобус

Как известно, оформление детей – процесс относительно долгий, поэтому, уже записав какую-то часть детей в свой отряд, отведите их в сторонку и постарайтесь найти для них какое-нибудь интересное занятие. Кто-то из ваших напарников должен, конечно же, остаться и продолжить запись. Иногда на оформление вновь прибывающих детей, а также всех опоздавших уходит около часа. Именно поэтому у вас появляется шанс сразу же познакомиться со своими будущими подопечными. Для начала я делала своего рода перекличку. Расставляла детей так, чтобы они образовывали круг. Затем в его центр вызывала сначала, к примеру, всех Саш, потом всех Анастасий и т. д. Так и вы быстрее запомните имена ребятишек, а последние поближе познакомятся друг с другом.




После этого я предлагала игру. Один из ребят становился в центр круга, закрывал глаза, вытягивал руку вперед и начинал медленно кружиться по ходу часовой стрелки. Остальные брались за руки и двигались в обратном направлении. По команде все останавливались. Тот, на кого оказывалась направлена рука, должен был указать на ребят, носящих то или иное имя. Если он ошибался, то становился водящим и, соответственно, так же вставал в центр круга. Как вы уже заметили, эта игра направлена на запоминание имен. Для более быстрого знакомства можно также немного преобразовать и всем известную игру «Третий лишний». Здесь перед тем, как убегать от водящего, ребенок должен обязательно громко произнести свое имя.

Все, кто когда-либо работал в лагере, наверняка сталкивались с проблемой запоминания имен своих подопечных. Не забывайте, что сделать это нужно быстро. Так, в случае необходимости вы всегда быстро окликнете одного из ребят, и никто не сможет сделать вид, что не понимает, к кому направлено обращение. Иногда я запоминала имена не отдельно, а попарно. Так, например, если у меня в отряде оказывались вместе закадычные друзья или подруги, а также сестры и братья, я знала, что Леша всегда ходит с Ваней, а там, где Наташа, всегда будет поблизости Оля.

Далее проведите с подопечными две-три увлекательные игры. Я не советую долго выдумывать какую-нибудь сверхсложную игру, а затем в течение получаса знакомить детей с ее правилами. В этот момент у вас для этого просто нет времени. Поэтому прекрасно подойдут развлечения, известные еще нашим бабушкам. Игры должны быть интересны, но не слишком подвижны, иначе ваш новоиспеченный отряд несколько перевозбудится, и вам трудно будет его собрать. Очень часто я предлагала поиграть для начала в «Путаницу».




Сначала выберите водящего. Последний отходит в сторону и закрывает глаза. Остальные ребята становятся в круг и берутся за руки. Затем, не расцепляя рук, они начинают «запутываться», перешагивая сцепленные руки или проходя под ними. И когда стройный ранее круг превратится в настоящий комок, из которого выступают только руки, ноги и головы участников, все зовут водящего и просят распутать клубок. Задача последнего – не разрывая сцепленных рук, распутать остальных игроков. В этой игре нет ни победителей, ни побежденных, поэтому, как правило, не возникает проблем из-за соперничества.

Для следующей игры вам потребуется кусочек мела. На асфальте или на земле начертите круг диаметром не более 2 м. Если у вас нет мела, обозначьте круг небольшими камешками или веточками. Из желающих поиграть нужно выбрать водящего. Последний встает в центр круга, а все остальные располагаются за кругом как можно ближе к границе.

По сигналу участники начинают забегать внутрь круга и выбегать из него. Водящий должен поймать одного из игроков, когда тот будет находиться внутри круга. Пойманный сменяет водящего. Здесь побеждает самый ловкий из ребят, тот, кто ни разу не побывает в роли водящего. Как только заметите, что игра стала надоедать ребятишкам, предложите им новое развлечение.

Для проведения следующей игры все ребята должны встать в круг и взяться за руки, как это показано на рисунке. Затем по очереди каждый из них произносит одно слово из фразы: «По небу летела стая лебедей, их было ровно…», сопровождая его хлопком своей правой ладони по ладони соседа, стоящего слева. Когда будет произнесена вся фраза, следующий игрок произносит любое число, желательно в пределах двадцати. После чего участники по очереди начинают отсчитывать названное число, сопровождая каждую цифру хлопком. Тот, кому выпадет назвать последнее число, должен постараться хлопнуть по ладони своего соседа, стоящего слева. Задача последнего – как можно быстрее убрать свою руку. Если у него это получится, то из игры выбывает игрок, произнесший последнюю цифру. Если же последнему удается затронуть ладонь соседа, то из игры выбывает проштрафившийся. Затем игра продолжается вновь. Она длится до тех пор, пока в круге не останется двое игроков и не определится победитель.




Далее вы можете поиграть в преобразованные «Кошки-мышки». В этом варианте всем известной игры остается только одна «мышка», т. е. водящий, которого нужно выбрать заранее. Остальные игроки встают вокруг него и берутся за руки. По команде участники должны поднимать и опускать руки. Задача «мышки» – как можно скорее вырваться из западни. Игроки, конечно же, всячески стремятся этому помешать, ускоряя темп и амплитуду своих сцепленных рук. Если же «мышка» все же успешно справляется со своим заданием, она имеет право самостоятельно выбрать себе замену. После этого игра продолжается.




Конечно же, эти игры хороши для детей младших и средних отрядов. С ребятами постарше вы можете просто побеседовать, расспросить их, в каких школах они учатся, чем любят заниматься в свободное время, бывали ли раньше в оздоровительных лагерях и если бывали, то в каких? Что им там понравилось больше, а что не понравилось? Чего они ждут от пребывания в лагере?

Когда большинство детей будут в сборе, предложите им придумать название отряду. В младших отрядах через наводящие вопросы вы можете просто подтолкнуть малышей к тому, чтобы они произнесли и утвердили уже выбранное вами название отряда. Девиз вам придется скорее всего составлять самостоятельно. Старшие дети в состоянии и сами справиться с данным заданием.




Здесь следует отметить, что в большинстве случаев каждая смена объединена какой-либо одной тематикой. Так, например, в моей практике были смены, когда лагерь представлял собой какое-нибудь королевство. Отряды же являлись городами. Иными словами, ребятам предстояло придумать название своего сказочного города, а также девиз его «жителей». Как-то раз весь лагерь преобразовался в «галактику», а отряды, соответственно, – в ее «планеты». В качестве примера я могу привести название одного из моих отрядов. Мои подопечные решили, что отряд будет называться «Фаэтон». Соответственно, девиз звучал следующим образом: «Отряд с планеты Фаэтон всегда и всюду чемпион!» Конечно же, общая тематика существенно упрощает выбор названия и девиза.

Далее отрепетируйте с отрядом выбранное название и девиз. Я могла бы дать один совет вожатым младших отрядов. Детям 7–10 лет иногда бывает сложно хором произнести весь девиз так, чтобы он был понятен окружающим.

Именно поэтому предлагаю выбрать парочку самых голосистых ребят и разделить между ними слова. Так, если за основу взять уже представленный ранее девиз, то он может звучать следующим образом. Первый ребенок произносит: «Отряд с планеты», далее все вместе: «Фаэтон». Второй малыш подхватывает: «Всегда и всюду», все вместе: «Чемпион!» Так и вам будет проще отрепетировать название и девиз отряда, и дети не станут проявлять признаков усталости и недовольства вследствие долгого и бессмысленного повторения одних и тех же слов.

Перед тем как рассадить полностью укомплектованные отряды по автобусам, вожатые очень часто проводят общую линейку. Именно здесь ребята получают возможность в первый раз произнести название своего отряда и свой девиз, а также получить интересную информацию о лагере, где им предстоит провести три, а то и четыре недели. На линейке вожатые в краткой и увлекательной форме рассказывают родителям и детям о том, что ждет последних в лагере, какие мероприятия планируется провести. Кроме того, здесь вы также можете рассказать о каких-либо традициях и правилах, установленных именно в этом лагере. Словом, вы еще раз убеждаете родителей в том, что их дети попадают в надежные руки настоящих специалистов.




Вы должны заранее выяснить у старшего вожатого или воспитателя, какой автобус предназначается для перевозки вашего отряда. В дальнейшем это позволит вам сэкономить время и быстрее разместить детей в нужной машине. Не забывайте, что сначала вперед пропускаются малыши, если вы делите автобус с младшим отрядом, затем девочки. Я не советую слишком рано рассаживать подопечных по автобусам, поскольку нахождение в душном салоне очень быстро надоедает, особенно малышам. Последние начинают вертеться, трогать и рассматривать близлежащее оснащение салона, выглядывать в открытые окна. Именно поэтому, если вы узнали, что отъезд по тем или иным причинам откладывается еще минут на десять, лучше поиграйте с ними во что-нибудь на свежем воздухе.

Игры во время пути

Оказавшись в автобусе, пересчитав своих подопечных и убедившись, что все на месте, вы должны подумать и о том, чем занять их ближайшие полчаса-час, пока вы доберетесь до лагеря. Конечно же, настает самое время для того, чтобы изучить со своим отрядом несколько кричалок и песен. Однако здесь хочу предупредить о подстерегающей вас опасности. Так, в одну из первых своих смен мы с вожатыми, сопровождая детей в лагерь, чересчур интенсивно напрягали свои голосовые связки в надежде завести народ. Добравшись до места и стараясь организовать своих подопечных, мы вдруг обнаружили, что все трое потеряли голос. Конечно же, это принесло свои неудобства. Все дело в том, что когда дети собираются вместе, особенно младшего и среднего возраста, зачастую они просто не в состоянии сразу воспринять все то, что говорит им вожатый.




Это связано с перевозбуждением вследствие самого приезда в лагерь, знакомства с новыми людьми и попадания в незнакомую обстановку. Подопечные начинают переговариваться друг с другом, что-то переспрашивать у вожатого, т. е. в отряде стоит гул, который не так-то просто перекричать. Именно поэтому вожатому приходится напрягать свой голос в стремлении донести что-то до ребят. Безголосые вожатые затрачивают примерно вдвое больше сил и времени на то, чтобы организовать подопечных. Не повторяйте наши ошибки, заранее договоритесь с вожатыми, кто будет развлекать отряд в начале пути, кто в середине, а кто в конце. Таким образом вы сможете избежать множества проблем, связанных с горлом.

Так какие же кричалки можно разучить с подопечными? Во-первых, состоящие из вопросов и ответов, когда вожатый спрашивает, а дети отвечают:

– Над нами?..

– Небо!

– Под небом?..

– Земля!

– На земле?..

– Лагерь!

– В лагере?..

– Ребятня!

– Ребятня веселая?

– Да!

– Все такого мнения?

– Да!

– Все без исключения?

– Да!

Совет вожатому

Если в результате сильного напряжения голосовых связок во время какого-либо лагерного мероприятия вы сорвали голос, восстановить его вам поможет следующий состав. Возьмите по 0,5 ч. л. соли и соды и половину стакана воды. Все хорошенько смешайте, добавьте несколько капель йода. Полоскайте горло каждый час. Уже на следующее утро у вас наверняка прорежется голос.




Следом можете прокричать и такую:

– Парам-парей!

– Гей!

– Парам-парей!

– Гей! Гей!

– Парам-парей!

– Гей! Гей! Гей!

– Настроение каково?

– Во! (Сопровождается соответствующим жестом.)

– Молодцы!

Мы идем

На стадион.

Отряд наш будет

Чемпион.

Ловкие, смелые,

Сильные, умелые.

Не сдадимся?

Никогда!

Победа наша?

Да! Да! Да!




Несмотря на некоторую примитивность, подобные кричалки очень популярны среди ребят. Вероятно, это связано с тем, что они дают возможность просто покричать, тогда как дома, да и в образовательных учреждениях их всегда призывают к тишине. Моим подопечным очень нравились кричалки, сопровождающиеся определенными жестами или звуковым оформлением. В их числе, например, всем известная кричалка «Ежики»:

Два прихлопа (все хлопают),

Два притопа (все топают),

Ежики, ежики (показывают фонарики).

Наковали, наковали (бьют одним кулачком другой и наоборот)

Ножницы, ножницы (показывают ножницы).

Бег на месте, бег на месте (имитируют движение рук при беге),

Зайчики, зайчики (показывают руками заячьи уши).

Ну-ка дружно, ну-ка вместе,

– Мальчики (кричат девочки), девочки (кричат мальчики)!

Еще одна кричалка:

– Что делать после дождика?

– По лужицам скакать (бьют щепоткой по ладони другой руки).

– Что делать после дождика?

– Кораблики пускать (делают волнообразные движения руками).

– Что делать после дождика?

– На радуге качаться (сцепляют руки перед собой и производят покачивающие движения).

– Что делать после дождика?

– Да просто улыбаться (все улыбаются).




Просто великолепна утренняя песенка Винни-Пуха, сочиненная Б. Заходером. Особенно она нравится младшим отрядам. В дальнейшем вы сможете исполнять ее в форме кричалки, отправляясь утром в столовую или в другой отряд. Я напомню ее вам:

Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро!

Тарам-парам, тарам-парам —

На то оно и утро!

Под вечер – скоро спать пора,

Хозяева зевают…

Вот если гость пришел с утра —

Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра —

Ему спешить не надо.

Кричат хозяева: «Ура!!!»

Они ужасно рады!

Недаром солнце в гости к нам

Приходит в гости по утрам!

Тарам-парам, тарам-парам —

Ходите в гости по утрам!

Детей очень часто привлекает все таинственное и загадочное. Возможно, именно поэтому они нередко стараются создать свой, никому, а иногда и самим ребятам не понятный язык. Другими словами, чем таинственней, тем лучше.




Так, мои подопечные с удовольствием подхватывали следующую песню:

Малу-малу-малу,

Сурейкалу комалу,

Сурейкалу комалу,

Чибуа (два хлопка). (Куплет повторяется дважды.)

Сурейкалу, сурейкалу,

Сурейкалу комалу чибуа (два хлопка). (Припев также повторяется дважды.)

Эта песенка замечательна еще и тем, что поется определенным образом. Не меняя слов, вы должны то ускорять, то замедлять темп исполнения, петь ее то громко, то тихо. Задача ребят – научиться быстро перестраиваться под вас.

При распевании песен можно использовать еще одну кричалку. Она произносится перед каждой новой песней и наглядно показывает способ выучивания песни. Вы произносите строчку, а дети повторяют ее и т. д.:

На берегу

(На берегу)

Большой реки

(Большой реки)

Оса ужалила

(Оса ужалила)

Медведя прямо в нос.

(Медведя прямо в нос.)

Ой-ой-ой!

(Ой-ой-ой!)

Закричал медведь,

(Закричал медведь,)

Сел на пенек

(Сел на пенек)

И начал петь…

(И начал петь…)

Совет вожатому

Сильно не увлекайтесь данным методом изучения песен. После одного раза подобного повторения обязательно пропойте песню еще раз для закрепления. В противном случае дети просто автоматически, не запоминая, станут повторять за вами фразы.




Далее вы можете запевать любую песню, а дети будут повторять за вами слова.




На распевках не стоит сразу же предлагать детям какую-нибудь новую для них песню для разучивания. Для начала лучше спеть несколько всем известных и любимых текстов, например из мультипликационных фильмов. Так, мои подопечные с удовольствием пели песни «Голубой вагон», «Пусть бегут неуклюже…» на стихи Эдуарда Успенского и «Я на солнышке лежу», и что характерно, даже старшие отряды поддерживали малышей. Среди подростков до сих пор очень популярны песни Виктора Цоя, значит, вы также можете разучить и спеть в старших отрядах такие песни, как «Звезда по имени Солнце» или «Восьмиклассница».

Расселение по отрядам

Еще в автобусе обязательно прикиньте, в соответствии с первым впечатлением о том или ином ребенке, кого из детей можно поселить вместе, а кого лучше расселить по разным комнатам. Все дело в том, что некоторые ребята, собираясь вдвоем или втроем, начинают представлять собой взрывоопасную смесь, хотя по отдельности производят впечатление вполне спокойных и воспитанных подростков. Чтобы впоследствии у вас было меньше проблем с дисциплиной, лучше сразу же поселите таких сорванцов отдельно друг от друга. Конечно же, вам сложно будет разъединить закадычных друзей, а тем более братьев или сестер. Тут придется просто смириться, а в дальнейшем уже действовать по обстановке.

Присмотритесь повнимательнее к подопечным. Безусловно, вы рассмотрите возникшие с первых минут симпатии или антипатии среди детей. Если вы замечаете, что кто-то из подопечных уже сейчас не переваривает кого-то, их также не стоит селить вместе. В противном случае такое решение может обернуться серьезным стрессом и конфликтами как для вас самих, так и для ребятишек. У меня был случай, когда в отряд попали два брата-близнеца, которые, как говорится, жили, словно кошка с собакой. Родители попросили поселить их вместе в одной комнате, и мне пришлось согласиться. Видимо, мальчишки настолько устали друг от друга дома, что здесь, в лагере, в нашем отряде стали разворачиваться настоящие баталии. Они спорили по малейшему поводу: кому сегодня дежурить, как правильно заправлять постель, с кем следует разговаривать, а с кем нет. Нередко эти споры доходили до драк, поэтому довольно скоро они уже могли похвастаться великолепными синяками, победоносно сияющими с их лиц. В результате они сумели отравить жизнь не только нам, вожатым, но и соседям по комнате.




Так продолжалось до тех пор, пока к нам в вожатскую не пришли мальчишки, вынужденные жить с близнецами в одной комнате, и не попросили, чтобы мы переселили последних куда-нибудь, хотя бы одного из них. Я переселила одного из близнецов в другую комнату, и в первый раз за смену тихий час был по-настоящему тихим. Конечно же, споры между близнецами не прекратились, однако их взаимоотношения друг с другом заметно улучшились. Возможно, потому, что они стали немного реже встречаться друг с другом, а может, просто у них появилось время найти себе новых друзей.

Идеальным вариантом считается тот, когда комната, предназначенная для вожатых, находится посередине, или когда есть две вожатских: для девушек и юношей. В этом случае желательно, чтобы последние разместились на половине мальчиков, а девушки-вожатые, соответственно, вместе с девочками. Так наиболее эффективно можно поддерживать дисциплину в отряде. Если же среди вожатского состава присутствуют только девушки, то им лучше всего разместиться на половине мальчиков, поскольку девочки, как правило, собраннее и спокойнее.

При расселении детей по комнатам очень важно учитывать и особенности тех или иных ребятишек. Так, однажды в мой отряд попали сразу несколько ребят, страдающих энурезом, т. е. ночным недержанием. Конечно же, по возможности, таких детей следует поселить вместе, соответственно, девочек отдельно, а мальчиков отдельно. Тогда вам не придется ночью разгуливать по отряду в поисках детей, которых непременно надо разбудить и отправить в туалет.




Если вам предстоит работать с разновозрастным отрядом, то при распределении детей по комнатам обязательно учитывайте этот факт. Старших следует поселить отдельно от младших. В противном случае в дальнейшем возможны различные недоразумения или даже неприятности. Так, работая в таком отряде, однажды я оказалась свидетельницей проявления настоящей дедовщины. Ко мне в отряд прислали новенького мальчика, когда смена уже началась. Мне пришлось поселить его в комнату старших, а здесь уже жил паренек, явно претендующий на права лидера в отряде. Несмотря на то что разница в возрасте была всего года два, не больше, это сыграло свою роковую роль. Старшие ребята довольно скоро стали вовсю «прижимать» новичка. Через пару дней я заметила, что новенький слишком часто дежурит, иногда отдает свои сладости, выданные на ужин, другим мальчишкам, нередко выполняет роль слуги при нашем неформальном лидере.

Конечно же, меня не устраивало подобное положение дел в отряде, поэтому пришлось серьезно побеседовать со старшими ребятами, а также срочно переселить новичка к мальчикам помладше. Несмотря на то что при этом последним пришлось существенно потесниться, данная мера дала превосходные результаты. Мой новый подопечный повеселел, довольно скоро нашел себе друга. Я же извлекла из этой ситуации определенные уроки для себя. Несомненно, никто не утверждает, что у вас в отряде непременно сложится такая же обстановка, однако об определенных мерах предосторожности, как известно, всегда лучше позаботиться заранее.




И последнее: никто не отбирает у вас права в течение смены проводить по мере необходимости некоторые переселения в отряде. Так, если вы замечаете, что в одной из комнат между детьми назревает конфликтная ситуация и при помощи обычных методов воздействия уже невозможно решить существующие проблемы, следует подумать о новом размещении того или иного ребенка. Как правило, дети не очень быстро привыкают к новому соседству, поэтому иногда не так-то просто переселить их в другую комнату. Случается и так, что ребенок становится изгоем в отряде, и его нигде не желают принимать. Именно поэтому вам следует заранее настроить детей на более терпимый лад друг к другу.