Вы здесь

Курс выживания для больного. Глава 3. Давайте пообщаемся (Аурика Луковкина, 2013)

Глава 3

Давайте пообщаемся

Практически любая деятельность человека так или иначе связана с общением с окружающими. Нередко пациенты испытывают дополнительные беспокойства и волнения только из-за того, что никак не могут найти общий язык с окружающими. Различные разногласия с медперсоналом и соседями по палате, а то и ссоры способны существенно замедлить выздоровление. Поверьте, не стоит относиться к взаимодействию с окружающими излишне легкомысленно. Даже если вы вполне самодостаточная личность, вам все равно необходимо удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей, которые и являются целью и итогом общения. Кроме того, попадая в стационар, вы, как правило, вынуждены не только делить палату с кем-либо из пациентов, но и более-менее активно общаться с окружающими, поэтому в ваших интересах сделать подобное общение более благоприятным как можно скорее.

Как подобрать ключик к окружающим

Безусловно, профессия сильно влияет на человека и формирует у него определенные качества характера, однако каким бы отличным специалистом ни был ваш лечащий врач, он в любом случае остается человеком со своими достоинствами и недостатками, определенным мнением, привычками, а также чувствами и эмоциями. И, возможно, именно потому, что он не машина и обладает набором определенных качеств, большинство его больных все же выздоравливают. Другими словами, вы должны признавать право окружающих людей на собственную точку зрения и проявление эмоций. А это значит, что не следует обвинять кого-либо в непрофессионализме, если он вместо ожидаемой от него по роду деятельности выдержки вдруг позволил себе какой-либо эмоциональный всплеск.

Так, к примеру, не стоит обижаться на медсестру или врача, если он предпочел принять сначала другого больного, а не вас. С одной стороны, возможно, другой пациент серьезнее болен, чем вы, с другой – может случиться и так, что вы ему просто чем-то не понравились. У вас есть выбор либо затаить обиду и при встречах с врачом демонстративно молчать, либо выражать ему свое неудовольствие, или же принять его поведение как должное и постараться найти к нему свой подход. Правда, в любом случае вы не должны забывать о том, что главная цель вашего пребывания в отделении – это собственное выздоровление. Именно поэтому второй выход из положения, наверное, быстрее приведет вас к ожидаемому результату, поскольку первый наверняка сопряжен с отрицательными эмоциями и переживаниями. В больнице следует хотя бы на время забыть о своих амбициях, тщеславии и всю свою энергию обратить прежде всего на излечение от заболевания.

Мы еще раз поговорим о том, насколько важно, прежде всего для самого больного, человека, соглашающегося на госпитализацию, наладить дружеские взаимоотношения как с медперсоналом, так и с окружением. Именно от этого нередко зависит эффективность лечения того или иного заболевания.

Заведующий отделением

Безусловно, от этого человека зависит немало. Он занимается организацией работы всего отделения, поэтому на нем лежит ответственность за больных, находящихся в отделении, и медперсонал, работающий здесь же. Как правило, заведующим отделением назначается врач, имеющий большой опыт работы и определенные теоретические знания. Он также должен иметь высшую или первую квалификацию. Человек, занимающий данную должность, должен обеспечить не только своевременное обследование и лечение пациентов, но и высокую организацию труда всего коллектива. Кроме того, он должен способствовать повышению квалификации врачебного, среднего и младшего медперсонала.

Заведующий отделением должен решать вопросы, связанные с приемом, переводом и выпиской больных, приглашать консультантов и проводить консилиумы, предварительно заручившись согласием главного врача или его заместителя по медицинской части. Он следит также за тем, чтобы врачи отделения правильно заполняли стационарные карты, или истории болезни. Кроме того, он может назначить или отменить дополнительные методы обследования и лечения больных. Иногда заведующий отделением сам, как говорят в среде медиков, ведет, т. е. курирует одну или несколько палат, в других случаях он только контролирует работу врачей. Если вы хотите получить более качественное лечение, консультации специалистов наиболее высокого уровня, то вам желательно добиться наблюдения со стороны заведующего. Иногда это происходит само собой, поскольку в наиболее тяжелых случаях заведующий отделением, как правило, сам осматривает больного и рекомендует лечащему врачу провести то или иное лечение.

Если вас по тем или иным причинам не устраивает ваш лечащий врач, вы можете также обратиться к заведующему отделением, который постарается найти компромиссное решение или назначит вам другого врача. В этом случае важно спокойно и аргументированно подойти к делу и по порядку изложить заведующему, что именно вам не нравится в лечащем враче. Безусловно, ни в коем случае нельзя начинать с обвинений в адрес медперсонала, в частности, лечащего врача, поскольку при таком раскладе разговор может легко перейти в конфликт.

Лечащий врач

Попадая в стационар, сразу настройтесь на то, что именно от этого человека будут зависеть ваш режим дня, назначение каких-либо процедур, т. е. ваше излечение. Безусловно, очень важно полностью доверять ему. Для начала постарайтесь собрать о своем лечащем враче побольше информации, которая так или иначе касалась бы вашего излечения. Так, к примеру, разговорив старожилов палаты, вы сможете не только узнать, насколько профессионален тот или иной врач отделения, как от относится к больным, но и о его привычках, некоторых моментах его личной жизни, а также слабостях и недостатках. Данные сведения помогут вам выбрать определенную линию поведения и научиться так или иначе воздействовать на своего лечащего врача. В случае, если вас не будет устраивать рекомендованное лечащим врачом лечение, вы можете обратиться к заведующему отделением.

Как известно, любое действие рождает противодействие. Если вы изначально агрессивно настроены по отношению к лечащему врачу, не доверяете ему и стараетесь при любом удобном случае выразить это, то не ожидайте, что он станет к вам хорошо относиться. В этом случае он будет лечить вас, повинуясь только лишь своему долгу, исключив всякий эмоциональный контакт. Другими словами, он сведет к минимуму ваше с ним общение, поэтому о назначаемых процедурах вы будете узнавать скорее не от него, а от медсестры, все ваши попытки побольше узнать у него о своем заболевании останутся без ответа, кроме того, вы не увидите в нем искренней заинтересованности в вашем выздоровлении. Другими словами, на протяжении всего пребывания в стационаре вы будете находиться в состоянии холодной войны. Конечно же, это совсем не способствует эффективному выздоровлению, наоборот, замедляет его.

Вы должны понять, что у вашего лечащего врача, помимо вас, есть еще с десяток, а то и больше пациентов, которые постоянно меняются. Именно поэтому как бы доктор ни хотел, он не в состоянии всех в равной степени окружить теплом и заботой, учитывая индивидуальные особенности каждого. А это значит, что стремление наладить дружеские отношения с врачом должно в первую очередь исходить от вас. Во-первых, почаще улыбайтесь своему лечащему врачу, поскольку улыбка способна поднять настроение и вызвать более доброжелательное отношение к вам. Во-вторых, постарайтесь точно выполнять все предписания и не нарушать больничный режим. В– третьих, не перебивайте врача. Если вам что-то неясно, переспрашивайте, когда доктор закончит фразу, или впоследствии вернитесь к этой теме в разговоре с медсестрой. Вы должны показать врачу, что доверяете ему и полностью признаете его авторитет в медицинских вопросах.

Медсестра

Как правило, медсестра контролирует выполнение предписаний лечащего врача, проводит определенные процедуры, а также следит за медицинским, хозяйственным и санитарно-гигиеническим состоянием палат. Она измеряет температуру больных утром и вечером и заносит данные в специальный листок, а также ответственна за хранение и исправность медицинского и хозяйственного инвентаря палат и шкафчиков для медикаментов. В обязанности медицинской сестры входит также организация порядка, чистоты и тишины в палатах. Кроме того, она должна следить за соблюдением больными личной гигиены, за тем, чтобы пациент получал назначенный ему диетстол, за приносимыми больному продуктами, а также время от времени проверять хранение продуктов в холодильнике, содержание прикроватных тумбочек. Она должна присутствовать при обходе лечащего врача и записывать назначения. Другими словами, вы, наверное, уже сами догадались, что медсестра – человек довольно занятой, поэтому не стоит отвлекать ее от дела по пустякам.

Так как же наладить доброжелательные взаимоотношения с медицинской сестрой? В первую очередь постарайтесь точно выполнять ее требования, более того, по мере возможности помогайте справляться с возложенными на нее обязанностями. Так, к примеру, не дожидаясь медсестры, вы можете самостоятельно поддерживать в своей тумбочке идеальный порядок или, не вызывая медперсонал, подать тяжелобольному выписанные ему лекарства.

Как правило, несмотря на относительно низкую заработную плату и высокие требования, медсестры довольно доброжелательно относятся к больным. Именно поэтому вам остается только поддержать это чувство. Не следует спорить с медсестрой и тем более конфликтовать, если вам не нравятся те или иные процедуры. С одной стороны, вы должны помнить, что медсестра выполняет только то, что прописал вам врач, поэтому все подобные вопросы должны быть направлены именно к нему, с другой же – подобным поведением вы можете безвозвратно испортить с ней отношения. Конечно же, это мало скажется на проведении ею тех или иных процедур, однако ласкового слова, искренней поддержки, которые так важны для любого больного, вам едва ли стоит от нее ждать.

Совет больному

Смягчить сердце медсестры можно вполне простым и всем доступным средством – подарите ей шоколадку со словами искреннего признания за то, что она для вас делает. Наверняка после этого вы не останетесь без ее внимания и ласкового слова.

***

Нередко случается так, что больной начинает конфликтовать с медсестрой только с одной-единственной целью – обратить на себя ее внимание, в результате он приобретает славу неуживчивого и несносного пациента. Если вы на самом деле хотите наладить с медсестрой дружеские отношения, то не только постарайтесь помочь, но и искренне посочувствуйте ей, дайте ей понять, что цените ее самоотверженный труд. В этом случае вы довольно скоро добьетесь ее дружеского расположения, и ваше пребывание в больнице станет более комфортным и приятным в плане общения.

Санитарка

Очень часто представительниц данной профессии ласково называют нянечками, поскольку именно на них ложится основная ответственность по уходу за тяжелобольными, обеспечению чистоты и порядка в отделении. Нередко именно санитаркам достается самая черновая работа. Именно на них иногда тот или иной пациент или более старший медперсонал срывает свою раздражительность и выплескивает отрицательные эмоции. Другими словами, случается, что нянечки находятся в изначально невыгодной позиции самого младшего. Конечно же, на вашем лечении мало отразится, если вы по тем или иным причинам вступите в конфликт с санитаркой, однако подобный инцидент может испортить вам настроение и принести массу негативных переживаний. Именно поэтому постарайтесь не ссориться в отделении даже с нянечкой. Более того, так или иначе покажите ей, что вы уважаете ее труд, ведь не будь этой должности в больнице, возможно, вам самим пришлось бы убираться в палате или жить в пыли.

Если у вас нарастает раздражение против младшего персонала отделения, вы можете вспомнить также, что работа санитарки в какой-то мере сопряжена с настоящей опасностью, поскольку ей, как правило, в отделении не выделяется специальной комнаты для сна, поэтому нередко приходится ночевать, где придется, а чаще – в холле, одновременно охраняя сон больных. Здесь можно вспомнить курьезный случай, который произошел в одном из отделений. Примерно в 12 ч ночи врач констатировала смерть одного тяжелобольного. Он должен был два часа пролежать в отделении, после чего его отправляли в морг. На такой случай выделяется специальная комнатка, однако умерший находился один в палате, поэтому его переложили на каталку и оставили тут же. Медсестра заранее позвонила санитарам морга и сообщила, что в два часа ночи они должны забрать из отделения умершего, но забыла предупредить, в какой палате он находится.

Тем временем санитарка, уставшая от дневных забот и не знавшая о смерти больного, решила переночевать в комнате, куда обычно свозили умерших. Она легла на каталку, а поскольку дело происходило осенью и в помещении было довольно прохладно, накрылась с головой одеялом. В два часа ночи пришли санитары из морга и, обнаружив в обычном месте каталку с лежащим человеком, ничего не подозревая, вывезли ее по месту назначения и оставили в одной из комнат морга. Когда ничего не подозревающая санитарка проснулась от холода, она с ужасом заметила, что очнулась совсем не в том месте, где засыпала. С криками ужаса она стала метаться по помещению, стараясь выбраться наружу, чем и перепугала чуть ли не до полусмерти сторожа, дежурившего в морге. Он позвонил в отделение и сказал, что одна из покойниц ожила. Медсестра долго не могла понять, о ком идет речь, поскольку в отделении в тот день умер мужчина, а не женщина. Только к утру все встало на свои места. Безусловно, безвинно пострадавшая санитарка еще долго вспоминала то страшное пробуждение и сетовала на судьбу.

Раздатчица

Как известно, пища для больных готовится в отдельном блоке, после чего развозится по отделениям, где раздатчица уже распределяет ее на порции и раздает больным. Она также должна обеспечивать едой лежачих больных, тщательно следить за тем, кому какой рацион прописан. Всего существует около пятнадцати лечебных столов, которые назначаются при различных заболеваниях. Конечно же, далеко не во всех больницах можно встретить такое разнообразие, обычно все упрощается до трех-четырех столов. Так, например, послеоперационные больные должны обеспечиваться жидкой, полужидкой и пюреобразной легкой пищей, богатой белками, растительными жирами, углеводами и витаминами. При сахарном диабете показана пища с ограниченным количеством жиров, а также с исключением сахара и углеводов. Другими словами, очень важно, чтобы вы получали именно тот стол, который вам показан при вашем заболевании, поэтому ошибки раздатчицы могут отразиться на вашем здоровье.

Для налаживания с раздатчицей приемлемых взаимоотношений вам, в первую очередь, необходимо постараться не нарушать порядок и чистоту в столовой во время приема пищи. Иные пациенты совершенно не уважают труд обслуживающего персонала, списывая свою неаккуратность на болезненное состояние. Конечно же, последнее может явиться причиной неопрятности, однако от последней нужно избавляться. Тем более что от этого нередко зависят не только взаимоотношения с раздатчицей, но и аппетит других пациентов отделения.

Больные

Эта тема уже немного затрагивалась в предыдущих главах, однако, поскольку больше всего в стационаре вам придется общаться именно с другими больными, мы ее продолжим. Следует отметить, что причиной взаимного недовольства нередко является неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте, в сопереживании. Особенно ярко это проявляется в больнице, где люди наиболее остро нуждаются в сочувствии со стороны окружающих. Различные ссоры происходят из-за того, что пациенты, особенно в первые дни пребывания в стационаре, полностью погружены в собственные негативные переживания и мало обращают внимания на окружающих. Стоит вам отвлечься от своих проблем со здоровьем и обратить внимание на кого-то другого, как холодок во взаимоотношениях с соседями наверняка станет постепенно рассеиваться и в палате вновь установится доброжелательная атмосфера.

Труднее наладить общий язык, если пациенты, к примеру, просто, как говорится, не сошлись характерами. В этом случае на первый план выступает сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека. Важно, как относится данный человек к другим людям, жесток он или добр, чуток или безразличен. Кроме того, очень важна его самооценка, в частности, степень требовательности и критичности к себе, а также способность с достоинством преодолевать различные препятствия, физическую боль, его самостоятельность.

Если вы замечаете, что принципиально расходитесь с кем-либо из пациентов в своем мировоззрении, что вы никогда не сможете принять его точку зрения, то по крайней мере старайтесь не вступать с ним в бессмысленные споры. Все дело в том, что нет смысла пытаться как-то повлиять на другого человека, если вы с ним совершенно противоположны во взглядах, или изменить его. Ни того, ни другого у вас не получится, а атмосфера в палате в процессе спора будет накалена до предела. Поэтому во избежание отрицательных эмоций постарайтесь свести общение с таким субъектом до минимума, ограничившись какими-либо бытовыми вопросами. Главное в этом случае – сохранять спокойное расположение духа и невозмутимость. Видя это, и он сам, не почувствовав в вас понятливого собеседника, довольно скоро бросит попытки завести с вами беседу.

С другой стороны, постарайтесь быть терпимее к пациентам, наделенным взрывным темпераментом. Очень часто человек, довольно приятный в общении, отталкивает от себя окружающих своей неуравновешенностью. Поэтому вам необходимо, во-первых, избавиться от собственной повышенной эмоциональности, а во-вторых, спокойнее относиться к подобным болезненным вспышкам со стороны других пациентов, тем более что последние впоследствии нередко извиняются за свою несдержанность. Другими словами, вам необходимо поддерживать ровные, дружеские отношения со всеми обитателями своей, а также окружающих палат, чтобы ваше пребывание в стационаре было максимально благоприятным.

Вести из дома

Попадая в больницу, человек на какое-то время отрывается от своего дома, привычного распорядка дня, а также от родственников. Если у вас дружная семья и вы привыкли быть в курсе всех семейных дел, то вам наверняка трудно придется без своих родных. С другой стороны, и родственники, несомненно, сильно беспокоятся о вас, ведь нередко гораздо легче самому переживать какую-либо беду, нежели видеть, как страдает родной человек. Здесь можно провести аналогию с поездкой по так называемому серпантину, когда тот, кто сидит за рулем и управляет машиной, намного спокойней сидящего рядом пассажира. Поэтому именно на вас лежит ответственность не только за то, чтобы успокоиться самому, но и за спокойствие своих родственников.

Несомненно, бывает трудно справиться со своими отрицательными эмоциями, а тем более уверять кого-то в своей безопасности, с другой стороны, это занятие в какой-то мере может оказаться полезным для самого больного. Общаясь со своими родственниками, успокаивая их, вы, во-первых, можете сами отвлечься от своих недугов, вернее, посмотреть на ситуацию с точки зрения каких-либо положительных моментов и не только родных, но и самого себя убедить в том, что вы прекрасно справитесь со всеми выпавшими на вашу долю трудностями. А во-вторых, вы сможете лишний раз убедиться в том, что о вас искренне беспокоятся, вас любят и желают вам только всего самого хорошего. Безусловно, само осознание данного факта может поднять вам настроение и воодушевить на более эффективное сопротивление болезни.

В наше время все больше людей испытывают острое чувство одиночества, причем это касается не только пожилых людей и подростков, но и детей и представителей дееспособного возраста. Нередко совсем необязательно уходить из семьи и вести жизнь отшельника, чтобы один на один столкнуться с подобным состоянием. К сожалению, люди все чаще и чаще становятся одинокими, находясь в своей семье, работая в большом коллективе или проживая в большом многоэтажном доме. Особенно остро эта проблема видна в больнице, когда более половины пациентов вообще никто не навещает или навещает очень редко. Если вы оказались именно в такой ситуации, хотя у вас никогда не было недостатка в родственниках, то в первую очередь вам необходимо перестать расстраиваться, с явной завистью посматривая на более удачливых в этом отношении соседей по палате. Когда вы немного успокоитесь, вместо того чтобы копить обиду на неблагодарных детей, внуков, братьев, сестер, племянников и т. д., постарайтесь понять, почему так произошло?

Очень часто подобные размышления наводят на довольно интересные мысли. Так, внимательно пересмотрев свои взаимоотношения с родственниками, вполне возможно, что вы придете к выводу, что в некоторых случаях и сами были не совсем правы, что слишком давили на них, бесцеремонно вмешиваясь в их дела, или, наоборот, с безразличием относились к их проблемам, хотя внешне все могло показаться совсем иначе. Не следует во всем винить окружающих, ведь если у кого-то не находится времени вас навестить, то в этом скорее всего есть и ваша заслуга. Другими словами, постарайтесь прежде всего извлечь урок из неприятной ситуации. Это не только поможет вам осознать свои ошибки, избавиться от негативных переживаний, но и позволит как-то измениться к лучшему, стать добрее.

Если же ситуация складывается таким образом, что вам в целом не в чем себя упрекнуть, то старайтесь не зацикливаться на данной ситуации. Попробуйте поставить себя на место своих родственников. Вполне возможно, что сын на самом деле не смог отказаться от важной командировки и остаться в городе, чтобы ухаживать за вами, тем более что не настолько уж вы и тяжело больны, а у сестры «горит» годовой отчет, поэтому пока она ограничивается телефонными звонками. Другими словами, всегда старайтесь верить и настраивайтесь на лучшее.

В больнице у вас есть возможность познакомиться с новыми людьми, общение с которыми в какой-то мере способно заменить общество родственников. Беседуя с окружающими, вы наверняка отвлечетесь от своих личных проблем, что поможет вам поддерживать хорошее настроение, а значит, и следовать по пути скорейшего выздоровления.

Безусловно, родные и близкие очень сильно переживают, когда кто-то из семьи попадает в больницу. Именно поэтому нередко случается так, что они начинают просто заваливать больного всевозможными гостинцами и подарками. Зная о том, что сейчас во многих больницах питание, мягко скажем, неважное, некоторые наиболее любвеобильные родственники готовы скупить половину продуктов, предлагаемых в супермаркетах, чтобы накормить несчастного больного.

С одной стороны, это нередко приводит к тому, что больной просто не знает, куда деть эту уйму продуктов, поскольку хранить их в общем-то негде. Как правило, холодильник в лучшем случае рассчитан на одну палату, т. е. на 4–7 человек, а в худшем – на все отделение. Практически у каждого пациента есть заботливые родственники, беспокоящиеся за больного, поэтому также приносят ему продукты питания. Именно поэтому в холодильнике обычно трудно найти свободное местечко. С другой стороны, среди подобного многообразия продуктов обязательно найдутся не только бесполезные в плане питательных веществ и витаминов, но и даже вредные при тех или иных заболеваниях. Это, как правило, различные копчености или продукты, содержащие сильные консерванты.

Совет больному

Летом в отделении вы можете столкнуться с проблемой, что все ваши продукты уже не умещаются в холодильник, тогда как до вечера вам необходимо их как-то сохранить. В этом случае воспользуйтесь умывальником, который находится в каждой палате. Поместите продукт, к примеру кефир, в банку, плотно закройте ее крышкой и, сделав минимальный напор воды, поставьте ее под струю. Таким образом продукт может охлаждаться в течение 2–3 ч.

***

Если вы столкнулись с подобной проблемой, в первую очередь понятно и доходчиво объясните своим родственникам, что взрослый человек за сутки должен съедать примерно около 3 кг (плюс-минус 500 г, в зависимости от роста, телосложения и т. д.), включая жидкость, поэтому вы просто не в состоянии съесть все то, что вам приносят. В результате многое, особенно продукты, которые быстро портятся, приходится выбрасывать. Именно поэтому, хотя бы в целях экономии, заранее договаривайтесь со своими родными, что они должны принести в следующий свой приход. Если родственников много, пусть они установят определенную очередность. В этом случае и у вас всегда будет свежее дополнение к больничной пище, и родственники перестанут, как говорится, ломать голову, что бы вам такое принести.

Безусловно, в больнице вы можете столкнуться с совершенно противоположной ситуацией, когда родные из-за нехватки времени будут появляться у вас в палате крайне редко. В этом случае вам необходимо взять с собой определенную сумму денег, чтобы при желании вы могли разнообразить свой рацион кисло-молочными продуктами, а также фруктами и овощами.

При общении с посетителями постарайтесь сразу взять бодрый тон, т. е. не допускайте, чтобы вас жалели. Следует отметить, что излишнее проявление жалости со стороны родных и близких нередко приводит к тому, что больной, поддавшись общему настроению, также начинает себя жалеть. С этой минуты он представляется самому себе самым несчастным человеком на свете, на долю которого выпали невообразимые страдания. Конечно же, подобный эмоциональный настрой способен существенно оттянуть выздоровление. Когда вам вдруг становится себя жалко, то первое, что вы осознаете, – это проявление несправедливости по отношению к своей персоне. Если есть несправедливость, то наверняка должны быть и виновники. В их качестве нередко выступают те же родственники, соседи, сослуживцы и т. д., которые довели вас до больничной койки, либо судьба, фортуна, почему-то повернувшаяся к вам спиной. В любом случае, у вас начинает назревать обида, которая, как известно, способна разрушить человека изнутри, сделать его слабым и совершенно беспомощным перед любым, даже незначительным болезненным процессом.

Другими словами, в ваших же интересах себя не жалеть. Смиритесь с мыслью, что все, происходящее с нами, неизбежно, поэтому, вместо того чтобы расстраиваться и проливать слезы по безвозвратно ушедшим денечкам, когда вы были полностью здоровы, и искать виноватого, вам нужно собраться с силами и противостоять своим болезням. Родственники, по мере возможности, должны поддерживать вас и помогать вам справиться со случившейся неприятностью. Если у кого-то из ваших родных и близких наблюдаются упадочнические настроения, то лучше сознательно на какое-то время откажитесь от общения с ними, поскольку уныние – чувство довольно заразительное.

Иногда излишне беспокойные родственники могут сделать работу медперсонала того или иного отделения просто невыносимой, поскольку они начинают досаждать медикам одними и теми же вопросами, как бы сравнивая ответы различных людей, обсуждают со своим заболевшим родственником и больными правильность того или иного диагноза. Безусловно, это, с одной стороны, мешает работе медперсонала, с другой – рождает недоверчивость в больных к тем или иным предписаниям лечащего врача. Конечно же, родственники имеют право знать, какое лечение вам назначено, какие осложнения может дать то или иное заболевание и каким образом ускорить выздоровление, однако во всем необходимо чувство меры.

Когда настойчивость родных превращается в назойливость, это может создавать определенные неприятные моменты. Во-первых, у вас могут возникнуть внутренние разногласия, вызванные тем, что вы, с одной стороны, верите в то, что ваш активный родственник желает вам только добра, и вам не хотелось бы с ним ссориться, с другой – вы доверяете лечащему врачу. Нахождение меж двух огней едва ли пойдет вам на пользу. А во-вторых, медперсонал станет относиться к вам с некоторым предубеждением, стараясь поскорее избавиться от больного, у которого столь энергичные родственники. Не забывайте, что под белыми халатами скрываются обычные люди. Другими словами, если вы уверены в своем докторе, да и другие больные поддерживают ваше мнение, то постарайтесь спокойно объяснить своим родным и близким, что вполне довольны проводимым лечением, которое уже приносит свои положительные результаты.

Родные стены

Какими бы опытными ни были врачи, они также нередко подвержены различным заболеваниям, как и их пациенты. Чаще всего медики стараются своими силами преодолевать недуги, самостоятельно прописывая себе те или иные лекарственные препараты. К сожалению, очень часто случается так, что, как говорится, сапожник остается без сапог, т. е. врач, назначив себе лечение и став принимать те или иные препараты, прерывает лечение, как только ему становится немного полегче. Безусловно, очень часто подобное пренебрежение к собственному здоровью приводит к тому, что медик оказывается на больничной койке своего или чужого отделения. Конечно же, некоторым представителям медперсонала довольно тяжело вдруг оказаться на месте пациента. В этом случае он может столкнуться с различными трудностями, причем скорее психологического, нежели бытового характера.

Далее мы поговорим о том, как вести себя человеку, медику по образованию, если он попал на больничную койку своего родного или чужого отделения, а также как преодолеть возникающую при этом двойственность: пациент и медик. Если у вас сложились прекрасные отношения с медперсоналом отделения, в котором вы проработали определенное время, то скорее всего у вас не будет бытовых или иных проблем с другими работниками отделения. Вероятно, вас никто не станет контролировать, более благосклонно отнесутся и к вашим самовольным отлучкам из больницы. Медсестры и санитарки постараются обустроить ваш быт самым наилучшим образом, поэтому в вашей палате всегда будет чисто, а назначения, в частности, инъекции, будут проводиться прямо на «дому».

Кроме того, когда вам захочется развеять скуку, вы всегда можете зайти в комнату для медсестер или ординаторскую и пообщаться со своими коллегами или даже помочь им выполнить какую-нибудь часть работы. Правда, следует заметить, что в последнем случае ваше лечение грозит превратиться в общественно-полезный труд, поскольку, видя ваше рвение, люди станут все чаще и чаще перекладывать на вас часть своих обязанностей. Именно поэтому вы можете не заметить, как станете добровольным консультантом (если вы врач) или помощником (если вы, к примеру, мастерски делаете внутривенные инъекции) в отделении.

Безусловно, если подобные услуги не вызывают у вас отрицательных эмоций, а наоборот, хотя бы на время отвлекают от мрачных мыслей и негативных переживаний и тем самым только приближают момент выздоровления, то, наверное, вам следует продолжить трудиться на процветание родного отделения. Если же, наоборот, постоянные просьбы со стороны коллег становятся для вас все более и более утомительными, вызывают раздражение, однако вы не решаетесь отказаться, то либо постарайтесь поскорее выписаться и долечиваться амбулаторно, либо соберите все свои силы и вежливо откажите, мотивируя тем, что сегодня вы что-то неважно себя чувствуете. Не следует стесняться сказать «нет», ведь вы, находясь на лечении в стационаре, приобретаете статус больного, который все силы и энергию должен бросить на выздоровление.

Все значительно сложнее, если у вас с кем-либо из медперсонала напряженные отношения, допустим, с доктором. И именно к нему вы попали в палату. В этом случае могут возникнуть различные неприятные моменты. Так, к примеру, вполне возможно, что вы разойдетесь с ним во мнениях по поводу того, какие препараты назначать при лечении, особенно если вы также являетесь врачом. В этом случае вам в первую очередь следует избежать конфликта, а поэтому никогда не критикуйте предписаний своего лечащего врача, тем более в присутствии других больных, которые в дальнейшем, вполне возможно, могут стать вашими пациентами или уже были ими. Подобным поведением вы, с одной стороны, подрываете медицинский авторитет, причем не только обидчика, но и свой. С другой – существенно оттягиваете свое выздоровление, поскольку огромное количество энергии будет уходить на пустые споры с коллегой. Все дело в том, что сейчас появилось настолько много различных лекарственных препаратов, что излечить одну и ту же болезнь можно совершенно различными способами. Каждый врач, обладая определенным опытом, выбирает наиболее подходящий метод для того или иного пациента.

Даже если вы полностью уверены в том, что именно ваш метод принесет лучшие результаты, то, избегая конфликта, постарайтесь делать вид, что полностью согласны с коллегой, а сами потихоньку исполняйте собственные назначения, тем более что договориться с медсестрами скорее всего вам не составит особого труда. Другими словами, какими бы плохими ни были у вас отношения с коллегой и одновременно лечащим врачом, об этом не должны узнать другие пациенты.

Если в своем отделении или в любом другом своей больницы вы всегда волей-неволей будете находиться на особом положении, то пребывание в другом городском стационаре едва ли обернется подобными преимуществами. Скорее всего там вы будете находиться на общих правах с другими пациентами. Именно поэтому едва ли кому понравится, если вы станете вмешиваться в работу старшего или среднего медперсонала, а тем более указывать работникам, что и как они должны сделать. Безусловно, ничего, кроме раздражения, это не принесет. В результате у вас испортятся взаимоотношения не только с персоналом отделения, но и с больными, которые вряд ли поймут ваше стремление поучать специалистов. Другими словами, как бы тяжело вам ни было, вы должны отказаться от попыток давать кому-либо из персонала советы, если, конечно же, вас специально никто не просит об этом.

Медику, попавшему на больничную койку, необходимо в первую очередь забыть о своем опыте и довериться лечащему врачу. Поскольку в больницах медперсонал очень часто прекрасно осведомлен о каждом из врачей, о методах его лечения, то вам следует заранее постараться попасть к врачу, которому вы доверяете. Для этого в первый же день, еще в приемном покое следует переговорить с заведующим отделением, в котором вам предстоит лечиться. Вполне возможно, что он определит вас в палату именно того доктора, которого вы хотите видеть своим лечащим врачом. То есть из любой ситуации можно найти приемлемый выход, главное в этом случае – сохранять терпение и спокойное расположение духа.

Иногда случается так, что медик, особенно врач, получающий лечение в том или ином стационаре, на самом деле замечает явные ошибки в работе врачей или медсестер данного отделения. Если вы попали в подобную ситуацию, то в первую очередь попробуйте поговорить с человеком, допускающим, по вашему мнению, ту или иную ошибку. Правда, следует отметить, что ваши слова должны быть аргументированны, более того, вам придется подсказать собеседнику более верное решение. Кроме того, подобный разговор не должен происходить в присутствии кого-либо из пациентов или медперсонала, который находится ниже по профессиональному положению. Таким образом вы избежите нарушения правил деонтологии. Если ваши слова остались без ответа и медработник продолжает совершать неправильные действия, вы должны донести это до сведения своего лечащего врача или заведующего отделением. Возможно, подобные действия с вашей стороны помогут вам избежать тех или иных неприятных последствий.