Вы здесь

Курс вождения автомобиля. Смотри – и учись!. ГЛАВА 3. Первые водительские навыки (А. А. Громаковский, 2009)

ГЛАВА 3

Первые водительские навыки

В этой главе мы расскажем о том, что должен знать и уметь новичок, прежде чем в первый раз тронуться с места на автомобиле.

Правильная посадка в автомобиль

Первый урок, который должен усвоить каждый новичок – это правильная посадка в автомобиль. Казалось бы, что здесь сложного: открыть водительскую дверь и спокойно сесть на свое место. Однако этот кажущийся простым процесс имеет несколько нюансов, о которых и рассказывается в данном разделе.

Подходить к автомобилю следует со стороны водительской двери, а открывать ее нужно левой рукой. Если вы попытаетесь открыть дверь правой рукой, будет очень неудобно садиться в машину и придется делать массу лишних движений.

Новички ввиду неопытности иногда выдают такие варианты посадки в автомобиль, что просто удивительно – как человек может до такого додуматься. Один пытается повернуться спиной и таким образом сесть на сиденье, другой проникает в автомобиль сначала головой, затем остальным телом и потом не представляет, каким образом повернуться, чтобы занять нормальную позу, и т. п.

Правильно садиться в машину нужно следующим образом: откройте дверь и правую ногу направьте в район педали газа, после чего садитесь на сиденье. Не забудьте как следует захлопнуть дверь, потому что если она откроется во время движения, это может привести к ДТП, виновником которого однозначно признают вас.

Теперь вам предстоит принять удобную позу и отрегулировать свое рабочее место (рис. 3.1) таким образом, чтобы чувствовать себя за рулем максимально комфортно.

Рис. 3.1. Рабочее место водителя

На начальном этапе обучения важно выработать умение принимать правильную водительскую позу. Если вы изначально привыкнете садиться в автомобиль неправильно, впоследствии будет очень трудно переучиваться. Учтите, что неправильная водительская поза способствует быстрой умственной и физической утомляемости, что, в свою очередь, самым негативным образом сказывается на безопасности дорожного движения.

Вкратце описание правильной позы водителя можно представить примерно следующим образом:

► спина плотно прилегает к спинке сиденья и расположена почти вертикально (с небольшим наклоном);

► руки слегка согнуты в локтях, большие пальцы плотно держат обод рулевого колеса (коротко – руля), обхватывая его;

► ноги слегка выдвинуты вперед и не касаются руля при постановке ступней на педали;

► когда ноги находятся в нормальном положении, подколенные впадины расположены в 3–5 см от переднего края подушки сиденья;

► зеркала заднего вида отрегулированы таким образом, что водитель видит пространство сзади и слева от автомобиля, не поворачивая при этом головы.

Первое, что нужно сделать после посадки на водительское сиденье, – отрегулировать его положение «под себя». В любом автомобиле сиденье можно регулировать путем продольного перемещения, а также изменяя наклон его спинки – для этого предназначены специальные регулировочные устройства. Эксплуатация автомобиля с неработающими регулировочными устройствами водительского сиденья запрещается.

В процессе регулировки следует руководствоваться следующим условием: ноги должны свободно доставать до педалей и быть немного согнутыми в коленях под небольшим углом независимо от положения педалей.

Необходимо отрегулировать спинку сиденья так, чтобы руки удобно лежали на руле. Учтите, что руки должны быть согнуты в локтях лишь немного, в противном случае вам будет очень неудобно поворачивать руль (рис. 3.2).

После того как вы отрегулировали водительское сиденье, попробуйте нажать на педали, переключить передачи, покрутить рулевое колесо – возможно, придется еще немного подкорректировать свою позу.

ВНИМАНИЕ

Категорически запрещается регулировать водительское сиденье во время движения автомобиля.

Рис. 3.2. Регулировка водительского сиденья

Если сиденье водителя слишком выдвинуто вперед (то есть приближено к рулю), водитель вынужден сильно сгибать руки в локтях и ноги в коленях. Это существенно препятствует свободе движения и лишает водителя возможности быстро манипулировать органами управления автомобиля в случае необходимости.

Если же сиденье отодвинуто слишком далеко от органов управления, водитель вынужден постоянно подтягиваться вперед, используя для этого руль. Спина автомобилиста не имеет постоянной опоры, поэтому находится в постоянном напряжении. Руки также напряжены, поскольку водитель с их помощью подтягивается ближе или удерживается на необходимом расстоянии. О каком-то эффективном управлении в данном случае говорить не приходится.

Если спинка сиденья слишком сильно наклонена назад, то в постоянном напряжении находится нижняя часть спины, а также мышцы шеи и рук. Это также приводит к быстрой утомляемости водителя.

После того как вы нашли удобную позу, приступайте к регулировке зеркал заднего вида. Необходимо установить их таким образом, чтобы в салонном зеркале полностью помещалось заднее стекло машины, а в боковом отображался борт автомобиля по касательной.

Теперь проверьте правильность выбранной позы. Для этого, не наклоняясь и оставляя спину прислоненной к сиденью, переведите правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее отдаленное от водителя (как правило, это третья или пятая передача, иногда – задняя). При этом ваша левая рука остается на верхней части руля, а вы не должны испытывать дискомфорта. Положение рук должно обеспечивать максимальный угол поворота рулевого колеса в любую сторону, а также гарантировать точность действий как двумя руками, так и каждой из них по отдельности.

ПРИМЕЧАНИЕ

Руки должны располагаться на руле строго симметрично.

Подголовник рекомендуется установить таким образом, чтобы его верхняя часть располагалась на уровне верхней части уха водителя.

Учтите, что при правильной посадке на водительском месте масса вашего тела должна восприниматься только сиденьем. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. Отметим, что руки могут использовать рулевое колесо в качестве дополнительной точки опоры – это предотвращает усталость мышц, и при этом они должны быть полостью расслаблены. Но держать руль следует достаточно крепко, чтобы исключить возможность его выскальзывания в самый неподходящий момент (например, при езде по ухабистой дороге).

Помните: если вам подсознательно хочется сесть в водительском кресле поудобнее, значит, вы изначально выбрали неправильную позу (плохо отрегулировано сиденье и т. д.).

Органы управления автомобилем

После того как вы отрегулировали водительское сиденье, установили в требуемое положение зеркала и выбрали оптимальную и удобную позу, можно приступать к более подробному знакомству с органами управления автомобилем.

Каждый современный легковой автомобиль в обязательном порядке имеет следующие органы управления:

► рулевое колесо;

► педали сцепления, тормоза и газа (последнюю педаль называют также «акселератор» или «педаль управления дросселем»);

► рычаг коробки переключения передач;

► рычаг стояночного тормоза (коротко – «ручник»).

Это основные органы управления. Кроме них имеются также дополнительные органы управления:

► переключатель указателей поворотов;

► включатель габаритных огней;

► переключатель света фар;

► включатель стеклоочистителя и стеклоомывателя;

► замок зажигания.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных органов управления.

Основные органы управления

Рулевое колесо является одним из важнейших элементов управления автомобилем (рис. 3.3). С его помощью вы придаете транспортному средству необходимое направление во время движения. В соответствии с действующими ПДД, при неисправности рулевого управления запрещается не только эксплуатация автомобиля, но и его дальнейшее движение. Иначе говоря, если в дороге у вас сломался руль – дальше ехать категорически запрещается, поскольку это может привести к ДТП.

Оптимальный вариант в данном случае – буксировка автомобиля методом частичной погрузки либо его транспортировка с помощью специально предназначенного эвакуатора.

Рис. 3.3. Рулевое колесо автомобиля

Воздействовать на руль следует обязательно двумя руками (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Руки правильно держат рулевое колесо

К сожалению, на российских дорогах часто можно встретить лихачей, которые с показной легкостью пренебрежительно манипулируют рулевым колесом (рис. 3.5). Такие действия не только недопустимы, но и опасны. Если автомобиль внезапно наедет на препятствие, либо во время движения колесо будет проколото или вообще лопнет – руль в одной руке можно не удержать, что чревато серьезным ДТП.

Рис. 3.5. Руки неправильно держат рулевое колесо

У большинства автомобилей на руле находится клавиша звукового сигнала. Достаточно нажать на нее, чтобы вызвать звуковой сигнал.

ПРИМЕЧАНИЕ

В соответствии с действующими ПДД в населенных пунктах подача звукового сигнала разрешена только для предотвращения ДТП.

Многие водители любят одевать на рулевое колесо различного рода чехлы, якобы способствующие повышению удобства и комфорта. На самом деле все это чепуха: никакого удобства они не добавляют – это рекламные уловки продавцов. Проскальзывание такого чехла при повороте руля может привести к серьезной аварии. Следует знать, что когда чехол проскальзывает, водитель не сразу успевает сообразить, что происходит (многие, особенно новички, просто теряются), и этих мгновений бывает достаточно для возникновения аварийной ситуации.

В современных автомобилях конструктивно предусмотрено противоугонное устройство – блокировка руля, которое срабатывает, когда водитель достает ключ из замка зажигания и немного проворачивает руль в одну или другую сторону. После того как раздастся характерный щелчок, повернуть рулевое колесо будет невозможно, и снять блокировку можно только с помощью ключа зажигания. Если данное противоугонное устройство неисправно – эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Представьте, что может возникнуть на дороге, если при повороте на перекрестке у вас внезапно заблокируется руль.

Педаль сцепления предназначена для его включения и выключения. Механизм сцепления представляет собой устройство, которое с помощью силы трения передает крутящий момент от двигателя автомобиля через коробку передач к ведущим колесам. Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе.

Нажав на педаль сцепления, вы тем самым отсоединяете двигатель автомобиля от ведущих колес. При отпущенной педали двигатель с помощью сцепления постоянно передает крутящий момент на ведущие колеса, в результате чего автомобиль движется.

ВНИМАНИЕ

Педаль сцепления является единственной педалью, которую водитель должен нажимать левой ногой. Остальные разрешено нажимать только правой ногой.

Нажимать педаль сцепления следует быстро, плавно и до упора. Отпускать же ее нужно в три этапа.

► Вначале следует немного отпустить педаль сцепления: это даст возможность пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. В это время между диском и маховиком возникает легкая сила трения, и диск начинает вращаться, что заставляет автомобиль понемногу двигаться.

► Далее нужно еще немного отпустить педаль сцепления – примерно до середины ее хода, и совсем ненадолго (не более чем на пару секунд) задержать ее в этом положении. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. В результате автомобиль будет двигаться быстрее.

► На заключительном этапе педаль сцепления нужно отпустить полностью. Это приведет к тому, что оба диска (нажимной и ведомый) станут единым монолитным целым и будут вращаться вместе с маховиком с одинаковой скоростью. Крутящий момент будет полностью передаваться на ведущие колеса автомобиля через коробку переключения передач, и машина будет ехать со скоростью, соответствующей включенной передаче.

Самая распространенная ошибка новичков заключается в том, что они слишком резко «бросают» педаль сцепления (через это проходят все без исключения начинающие водители), в результате чего двигатель глохнет. Это приводит к быстрому выходу из строя механизма сцепления, и любой инструктор по вождению скажет, что на учебных автомобилях именно сцепление ломается чаще всего.

Тормозная педаль предназначена для приведения в действие рабочей тормозной системы автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

Тормозная система любого автомобиля состоит из рабочей тормозной системы и стояночной тормозной системы.

Задача рабочей тормозной системы автомобиля – уменьшение скорости его движения вплоть до полной остановки. Когда водитель нажимает педаль тормоза, это усилие через гидравлический привод передается на тормозные механизмы всех колес машины.

Работать с педалью тормоза можно только правой ногой. Главное отличие данной педали от педалей сцепления и газа заключается в том, что ее нельзя выжать до упора. Если это становится возможным – значит, тормозная система автомобиля неисправна и требует ремонта.

Водитель нажимает ногой на педаль тормоза, которая расположена между педалями газа и сцепления, чтобы снизить скорость или остановиться. Приложенное усилие передается через специальный шток на поршень главного тормозного цилиндра. Этот поршень, в свою очередь, давит на залитую в систему тормозную жидкость, от которой усилие через топливные трубки и шланги передается на тормозные цилиндры колес. При этом у тормозных цилиндров выдвигаются поршни, которые давят на тормозные колодки, прижимая их либо к тормозным дискам, либо к тормозным барабанам, в зависимости от используемой конструкции тормозов. Диск или барабан имеется у каждого колеса и непосредственно связан с ним, поэтому, когда колодки давят на вращающийся вместе с колесом диск (барабан), вращение колеса замедляется и в конечном счете прекращается. В тот момент, когда тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам или барабанам, дальнейшее нажатие на педаль тормоза становится невозможным (она оказывает упругое сопротивление ноге).

Если же педаль тормоза слишком мягкая или вообще поддается до упора в пол автомобиля – значит, износились тормозные колодки или в системе гидравлического привода тормозов есть утечка тормозной жидкости. В любом случае необходимо немедленно устранить неисправность.

ПДД запрещают не только эксплуатацию, но и дальнейшее движение автомобиля, у которого неисправна рабочая тормозная система. Стоит ли говорить, какими катастрофическими последствиями чреват внезапный отказ тормозов во время движения или недостаточная эффективность торможения.

Педаль газа также управляется правой ногой. При нажатии на нее двигатель увеличивает обороты, следовательно, растет скорость движения автомобиля. Педаль газа при стандартном движении действует в очень небольшом диапазоне: современные двигатели отличаются чуткостью и реагируют даже на ее незначительное нажатие.

Рычаг переключения передач расположен справа и спереди от водителя (рис. 3.6). В некоторых старых автомобилях (например, «Волга ГАЗ-21») он установлен на рулевой колонке, но это исключение из общего правила.

Рис. 3.6. Рычаг механической коробки переключения передач

Водитель переключает передачи в зависимости от выбранного скоростного режима правой рукой, предварительно выжимая для этого сцепление. Включение требуемой передачи осуществляется перемещением рычага в соответствующее положение.

ПРИМЕЧАНИЕ

В руководстве пользователя автомобиля обязательно присутствует схема переключения передач.

Нейтральное положение рычага позволяет надолго отключать ведущие колеса автомобиля от двигателя (в отличие от сцепления, которое позволяет делать это только на очень короткий промежуток времени для переключения передач). В нейтральном положении рычаг свободно двигается в поперечном направлении.

На современных легковушках, как правило, устанавливается пятиступенчатая коробка передач. Это значит, что машина имеет пять передач для движения в переднем направлении и одну передачу для движения в заднем направлении. В автомобилях времен бывшего Советского Союза 1970-1980-х гг. выпуска устанавливалась четырехступенчатая коробка передач.

Каждый водитель знает: чем ниже передача, тем она мощнее, но в то же время медленнее. Поэтому самые мощные передачи, предназначенные для начала движения и езды на малой скорости, – это первая и задняя. При их включении мотор легко крутит колеса, однако высокую скорость на них не разовьешь: двигатель будет работать на больших оборотах, громко реветь, но все это бесполезно – быстрее, чем до скорости 10–20 км/ч, автомобиль не разгонится.

Поэтому после троганья с места и небольшого разгона нужно перейти на вторую передачу, менее сильную, но зато более быструю. На ней уже можно развить скорость 30–40 км/ч, чтобы переключиться на третью передачу, еще более скоростную, но менее мощную, и т. д.

Если в автомобиле используется автоматическая коробка переключения передач, то смена передач осуществляется автоматически, а педаль сцепления отсутствует (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Рычаг автоматической коробки переключения передач

При движении на низких передачах автомобиль требует больше топлива, чем при движении на высоких. Следовательно, чем выше передача – тем больше экономия.

«Ручник» почти всегда располагается между передними сиденьями автомобиля. Стояночная тормозная система обеспечивает удержание автомобиля от произвольного движения во время его стоянки. Включить ее можно, подняв ручник в верхнее положение, – при этом будут приведены «в действие» тормозные механизмы задних колес, они заблокируются и обеспечат неподвижность машины.

Когда «ручник затянут» (то есть поднят), то для предотвращения самопроизвольного снятия он автоматически блокируется специально предназначенной защелкой. Необходимо нажать на специальную кнопку, расположенную на конце рычага, чтобы опустить «ручник» (на водительском языке это называется «снять автомобиль с ручника»).

Дополнительные органы управления

В соответствии с действующими ПДД перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. Для этого предназначен переключатель указателей поворота, который в большинстве случаев установлен на рулевой колонке и представляет собой небольшой пластмассовый рычаг, приводимый в действие пальцами руки.

Переключатель указателей поворотов имеет три положения: одно из них (центральное) является нейтральным – в это время все указатели выключены, два других (верхнее и нижнее) предназначены для включения указателя поворота соответствующего направления.

ПРИМЕЧАНИЕ

В ПДД сказано, что подача сигнала указателями поворота должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения, при этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

При остановке или стоянке в темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель должен обозначить габариты своего транспортного средства с помощью габаритных огней. Для этого в автомобиле предназначен включатель габаритных огней, который может находиться на рулевой колонке, на рычаге переключателя поворотов или на приборной панели – в зависимости от конкретного автомобиля (например, в «Жигулях» он находится слева от замка зажигания).

В соответствии с ПДД в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должен быть включен ближний или дальний свет фар. Кроме этого, фары могут использоваться и в других случаях, например переключением света фар водители могут предупреждать друг друга об опасности. Для выполнения подобных манипуляций в любом автомобиле имеется переключатель света фар, который в большинстве случаев установлен на рулевой колонке (часто он совмещен с переключателем указателей поворота).

Стеклоочиститель и стеклоомыватель – исключительно важные приборы, которые обеспечивают видимость во время движения в дождь или снегопад, а также при движении по грязным дорогам (например, из-под колес впереди идущего автомобиля на лобовое стекло вашей машины летят брызги). В соответствии с действующими ПДД запрещается эксплуатация автомобиля, если у него не работают стеклоочистители и стеклоомыватели. Для включения и выключения данных устройств (стеклоочиститель может работать минимум в двух режимах) предназначены специальные переключатели, которые обычно установлены на рулевой колонке.

Конец ознакомительного фрагмента.