Вы здесь

Курс вождения автомобиля. Глава 2. Первые водительские навыки (Е. В. Шельмин, 2014)

Глава 2. Первые водительские навыки

В этой главе речь пойдет о том, что должен знать и уметь новичок, прежде чем впервые тронуться с места на автомобиле.

Правильная посадка в автомобиль

Казалось бы, что здесь сложного: открыть водительскую дверь и спокойно сесть на свое место. Однако этот простой вроде бы процесс имеет несколько нюансов.

Подходить к автомобилю следует со стороны водительской двери, а открывать ее нужно левой рукой. Если вы попытаетесь открыть дверь правой рукой, будет очень неудобно садиться в машину и придется делать массу лишних движений.

Новички ввиду неопытности иногда «выдают» такие варианты посадки в автомобиль, что просто удивительно, как человек может до такого додуматься. Один пытается повернуться спиной и таким образом сесть на сиденье, другой проникает в автомобиль сначала головой, затем остальным телом и потом не представляет, каким образом повернуться, чтобы занять нормальную позу, и т. п.

Правильно садиться в машину нужно следующим образом: откройте дверь и правую ногу направьте в район педали газа, после чего садитесь на сиденье. Не забудьте как следует захлопнуть дверь, потому что, если она откроется во время движения, это может привести к ДТП, виновником которого однозначно признают вас.

Теперь вам предстоит принять удобную позу и отрегулировать рабочее место таким образом, чтобы чувствовать себя за рулем максимально комфортно. Если вы изначально привыкнете садиться в автомобиль неправильно, впоследствии будет очень трудно переучиваться. Учтите, что неправильная водительская поза способствует быстрой умственной и физической утомляемости, что, в свою очередь, самым негативным образом сказывается на безопасности дорожного движения.

Вкратце описание правильной позы водителя можно представить примерно следующим образом:

• спина плотно прилегает к спинке сиденья и расположена почти вертикально (с небольшим наклоном);

• руки слегка согнуты в локтях, большие пальцы плотно держат обод рулевого колеса, обхватывая его;

• ноги слегка выдвинуты вперед и не касаются руля при постановке ступней на педали;

• когда ноги находятся в обычном положении, подколенные впадины расположены в 3–5 см от переднего края сиденья.

Вы сидите правильно, если вытянутая, но не полностью распрямленная левая рука запястьем может коснуться верхней точки рулевого колеса, а ноги на педалях стоят серединой стопы и при этом сцепление можно выжать до упора.

Чтобы обеспечить правильную посадку, нужно отрегулировать водительское сиденье «под себя» (оно должно продольно и вертикально перемещаться с изменением наклона спинки и в некоторых современных моделях автомобилей – наклона и высоты расположения подголовника) (рис. 2.1).

После того как вы отрегулировали водительское сиденье, попробуйте нажать на педали, переключить передачи, покрутить рулевое колесо – возможно, придется еще немного подкорректировать свою позу.


Рис. 2.1. Регулировка водительского сиденья

ВНИМАНИЕ

Категорически запрещается регулировать водительское сиденье во время движения автомобиля.

Если сиденье водителя слишком выдвинуто вперед (то есть приближено к рулю), он вынужден сильно сгибать руки в локтях и ноги в коленях. Это препятствует свободе движения и лишает водителя возможности быстро манипулировать органами управления автомобилем в случае необходимости.

Если спинка сиденья слишком сильно наклонена назад, то в постоянном напряжении находятся нижняя часть спины, а также мышцы шеи и рук. Это приводит к быстрой утомляемости водителя.

После того как вы нашли удобную позу, приступайте к регулировке зеркал:

• взгляд в зеркало заднего вида не должен требовать значительных движений головы (откидывания, наклона, прогиба шеи), в идеале должно быть достаточно простого перевода взгляда в зеркало;

• зеркало заднего вида должно обеспечивать максимальный обзор зоны сзади автомобиля;

• боковые зеркала должны обеспечивать обзор зоны вдоль боковой линии автомобиля под углом 30–35°;

• регулировка зеркал должна обеспечивать хороший обзор дороги сзади и минимальное количество «слепых» зон.

Теперь проверьте правильность выбранной позы. Для этого, не наклоняясь и оставляя спину прислоненной к сиденью, переведите правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее отдаленное от водителя (как правило, это третья или пятая передача, иногда – задняя). При этом ваша левая рука остается на верхней части руля, а вы не должны испытывать дискомфорта. Положение рук должно обеспечивать максимальный угол поворота рулевого колеса в любую сторону, а также гарантировать точность действий как двумя руками, так и каждой из них по отдельности.

Правильная посадка в автомобиль включает в себя еще и расположение рук на рулевом колесе. Их следует держать так, чтобы правая находилась в месте, соответствующем положению часовой стрелки в 15:00, а левая – в соответствующем положению часовой стрелки в 21:00 (если представить рулевое колесо в виде часового циферблата). Такое положение рук обеспечивает максимальный угол поворота рулевого колеса в любую сторону и гарантирует точность действий как двумя руками, так и каждой из них отдельно (рис. 2.2).

Учтите, что при правильной посадке на водительском месте масса вашего тела должна восприниматься только сиденьем. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. Руки могут использовать рулевое колесо в качестве дополнительной точки опоры – это предотвращает усталость мышц, и при этом они должны быть полостью расслаблены. Но держать руль следует достаточно крепко, чтобы исключить возможность его выскальзывания в самый неподходящий момент (например, при езде по ухабистой дороге).


Рис. 2.2. Руки правильно держат рулевое колесо


Подголовник рекомендуется установить таким образом, чтобы он упирался средней частью в затылок водителя.

Органы управления автомобилем

Каждый современный легковой автомобиль в обязательном порядке имеет следующие органы управления:

• рулевое колесо;

• педали сцепления, тормоза и газа (последнюю также называют акселератором или педалью управления дросселем);

• рычаг коробки переключения передач;

• рычаг стояночного тормоза (ручник).

Кроме перечисленных основных устройств, имеются и дополнительные органы управления и контроля:

• переключатель указателей поворотов;

• включатель габаритных огней;

• переключатель света фар;

• включатель стеклоочистителя и стеклоомывателя;

• замок зажигания.

В большинстве легковых автомобилей переключатель указателей поворотов, включатель габаритных огней и переключатель света фар расположены на одном устройстве и включение той или иной функции зависит от режима работы устройства.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных органов управления.

Основные органы управления

Рулевое колесо – один из важнейших элементов управления автомобилем. С его помощью вы придаете транспортному средству необходимое направление во время движения. В соответствии с действующими ПДД при неисправности рулевого управления запрещается не только эксплуатация автомобиля, но и его дальнейшее движение. Иначе говоря, если в дороге у вас сломался руль – дальше ехать категорически запрещается, поскольку это может привести к ДТП. Оптимальный вариант в данном случае – буксировка автомобиля методом частичной погрузки либо его транспортировка с помощью специально предназначенного эвакуатора.

Управление рулевым колесом обычно осуществляется двумя руками, за исключением моментов переключения передач (при этом правая рука оставляет рулевое колесо, левая перемещается в его верхний сектор, а ладонь упирается в обод колеса) и движения задним ходом, когда водителю приходится разворачиваться на сиденье, чтобы контролировать обстановку сзади автомобиля (если контроля с помощью зеркал недостаточно).

К сожалению, на российских дорогах часто можно встретить лихачей, которые с показной легкостью пренебрежительно манипулируют рулевым колесом. Такие действия не только недопустимы, но и опасны. Если автомобиль внезапно наедет на препятствие либо во время движения колесо будет проколото или вообще лопнет – руль в одной руке можно не удержать, что чревато серьезным ДТП.

У большинства автомобилей на руле находится клавиша звукового сигнала, достаточно нажать на нее, чтобы вызвать звуковой сигнал. В соответствии с действующими ПДД в населенных пунктах подача звукового сигнала разрешена только для предотвращения ДТП.

В современных автомобилях конструктивно предусмотрено противоугонное устройство – блокировка руля, которое срабатывает, когда водитель достает ключ из замка зажигания и немного проворачивает руль в одну или другую сторону. После того как раздастся характерный щелчок, повернуть рулевое колесо будет невозможно, и снять блокировку можно только с помощью ключа зажигания. Если данное противоугонное устройство неисправно – эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Представьте, что может возникнуть на дороге, если при повороте на перекрестке у вас внезапно заблокируется руль.

Педаль сцепления предназначена для включения и выключения сцепления, которое представляет собой механизм передачи вращения, обеспечивающий плавное, без рывков трогание автомобиля с места и бесшумное переключение передач. Сцепление соединяет двигатель с коробкой переключения передач и отсоединяет его от нее. Когда педаль сцепления нажата, двигатель отсоединен от КПП, когда педаль отпущена – соединен с ней и крутящий момент передается на ведущие колеса, за счет чего и происходит движение автомобиля.

ВНИМАНИЕ

Педаль сцепления следует нажимать левой ногой, а педали тормоза и газа – правой.

Нажимать педаль сцепления следует быстро, плавно и до упора. Отпускать же ее нужно в три этапа.

1. Вначале следует немного отпустить педаль сцепления: это даст возможность пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. В это время между диском и маховиком возникает легкая сила трения и диск начинает вращаться, что заставляет автомобиль понемногу двигаться.

2. Далее нужно еще немного отпустить педаль сцепления – примерно до середины ее хода и совсем ненадолго (на пару секунд) задержать ее в этом положении. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. В результате автомобиль будет двигаться быстрее.

3. На заключительном этапе педаль сцепления нужно отпустить полностью. Это приведет к тому, что оба диска (нажимной и ведомый) станут единым монолитным целым и будут вращаться вместе с маховиком с одинаковой скоростью. Крутящий момент будет полностью передаваться на ведущие колеса автомобиля через коробку переключения передач, и машина будет ехать со скоростью, соответствующей включенной передаче.

На практике три этапа сливаются в плавное, аккуратное движение, которым и отпускается педаль сцепления. Опытный водитель хорошо чувствует момент, когда двигатель может заглохнуть, и «подхватывает» педаль сцепления (немного усиливает нажим). Новички же чаще всего отпускают ее слишком резко и быстро, в результате чего двигатель глохнет. Итогом такой тактики вождения является быстрый выход из строя механизма сцепления – именно поэтому он является самым слабым местом в учебных автомобилях.

Педаль тормоза предназначена для приведения в действие рабочей тормозной системы автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

Тормозная система любого автомобиля состоит из рабочей и стояночной тормозной системы (управляется ручником).

Задача рабочей тормозной системы автомобиля – уменьшение скорости его движения вплоть до полной остановки. Когда водитель нажимает педаль тормоза, это усилие через гидравлический привод передается на тормозные механизмы всех колес машины.

Работать с педалью тормоза можно только правой ногой. Главное отличие данной педали от педалей сцепления и газа заключается в том, что ее нельзя выжать до упора. Если это становится возможным – значит, тормозная система автомобиля неисправна и требует ремонта.

ПДД запрещают не только эксплуатацию, но и дальнейшее движение автомобиля, у которого неисправна рабочая тормозная система. Стоит ли говорить, какими катастрофическими последствиями чреваты внезапный отказ тормозов во время движения или недостаточная эффективность торможения.

Педаль газа также управляется правой ногой. При нажатии на нее двигатель увеличивает обороты, следовательно, растет скорость движения автомобиля. Педаль газа при стандартном движении действует в очень небольшом диапазоне: современные двигатели отличаются чуткостью и реагируют даже на незначительное ее нажатие.

Рычаг переключения передач расположен справа и спереди от водителя (рис. 2.3). В некоторых старых автомобилях (например, «Волга» ГАЗ-21) он установлен на рулевой колонке, но это исключение из правила.

Водитель переключает передачи в зависимости от выбранного скоростного режима правой рукой, предварительно выжимая для этого сцепление. Включение требуемой передачи осуществляется перемещением рычага в соответствующее положение.

ПРИМЕЧАНИЕ

В руководстве пользователя автомобиля обязательно присутствует схема переключения передач.

Рис. 2.3. Рычаг механической коробки переключения передач


Нейтральное положение рычага позволяет надолго отключать ведущие колеса автомобиля от двигателя (в отличие от сцепления, которое позволяет делать это только на очень короткий промежуток времени для переключения передач). В нейтральном положении рычаг свободно двигается в поперечном направлении.

На современных легковушках, как правило, устанавливается пятиступенчатая коробка передач. Это значит, что машина имеет пять передач для движения в переднем направлении и одну передачу для движения в заднем направлении.

Каждый водитель знает: чем ниже передача, тем она мощнее, но в то же время медленнее. Поэтому самые мощные передачи, предназначенные для начала движения и езды на малой скорости, – это первая и задняя. При их включении мотор легко крутит колеса, однако высокую скорость на них не разовьешь: двигатель будет работать на больших оборотах, громко реветь, но все это бесполезно – больше чем до скорости 10–20 км/ч автомобиль не разгонится. Поэтому после трогания с места и небольшого разгона нужно перейти на вторую передачу, менее сильную, но зато более быструю. На ней уже можно развить скорость 30–40 км/ч, чтобы переключиться на третью передачу, еще более скоростную, но менее мощную и т. д.

Если в автомобиле используется автоматическая коробка переключения передач (рис. 2.4), то смена передач осуществляется автоматически, а педаль сцепления отсутствует.


Рис. 2.4. Рычаг автоматической коробки переключения передач


При движении на низких передачах автомобиль требует больше топлива, чем при движении на высоких. Следовательно, чем выше передача – тем больше экономия.

Ручник почти всегда располагается между передними сиденьями автомобиля. Стояночная тормозная система обеспечивает удержание автомобиля от произвольного движения во время его стоянки. Включить ее можно, подняв ручник в верхнее положение – при этом будут приведены в действие тормозные механизмы задних колес, они заблокируются и обеспечат неподвижность машины.

Когда ручник затянут (то есть поднят), то для предотвращения самопроизвольного снятия он автоматически блокируется специально предназначенной защелкой. Необходимо нажать на специальную кнопку, расположенную на конце рычага, чтобы опустить ручник (на водительском языке это называется «снять автомобиль с ручника»).

Дополнительные органы управления

В соответствии с действующими ПДД перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. Для этого предназначен переключатель указателей поворота, который в большинстве случаев установлен на рулевой колонке и представляет собой небольшой пластмассовый рычаг, приводимый в действие пальцами руки.

Переключатель указателей поворотов имеет три положения: одно из них (центральное) является нейтральным – в это время все указатели выключены, два других (верхнее и нижнее) предназначены для включения указателя поворота соответствующего направления.

ПРИМЕЧАНИЕ

В ПДД сказано, что подача сигнала указателями поворота должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения, при этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

При остановке или стоянке в темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель должен обозначить габариты своего транспортного средства с помощью габаритных огней. Для этого в автомобиле предназначен включатель габаритных огней, который может находиться на рулевой колонке, на рычаге переключателя поворотов или на приборной панели – в зависимости от конкретного автомобиля.

В соответствии с ПДД в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должен быть включен ближний или дальний свет фар. Кроме того, фары могут использоваться и в других случаях, например, переключением света фар водители могут предупреждать друг друга об опасности. Для выполнения подобных манипуляций в любом автомобиле имеется переключатель света фар, который в большинстве случаев установлен на рулевой колонке (часто он совмещен с переключателем указателей поворота).

Стеклоочиститель и стеклоомыватель – исключительно важные приборы, которые обеспечивают видимость во время движения в дождь или снегопад, а также при движении по грязным дорогам (например, из-под колес впереди идущего автомобиля на лобовое стекло вашей машины летят брызги). В соответствии с действующими ПДД запрещается эксплуатация автомобиля, если у него не работают стеклоочистители и стеклоомыватели. Для включения и выключения данных устройств (стеклоочиститель может работать минимум в двух режимах) предназначены специальные переключатели, которые обычно установлены на рулевой колонке.

Замок зажигания – очень важный прибор, с помощью которого водитель заводит транспортное средство. При первом повороте ключа в замке включается собственно зажигание, при дальнейшем повороте срабатывает стартер, который представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Когда водитель поворачивает в замке зажигания ключ в положение «Запуск», то электрический ток через реле подается от аккумуляторной батареи на обмотку стартера. В результате срабатывает тяговое реле, специальная шестерня стартера цепляется за маховик двигателя и проворачивает его. Поскольку зажигание уже включено, то двигатель заводится и начинает работать.

Помните, что сразу после запуска двигателя необходимо выключить стартер, отпустив ключ в замке зажигания. Принудительное удержание ключа при работающем двигателе в положении «Запуск» может быстро вывести стартер из строя: тяжелый вращающийся венец маховика как минимум просто «перемелет» шестерню стартера. Не исключено, что стартер получит и другие повреждения (сгорит тяговое реле и др.). По этой же причине ни в коем случае нельзя включать стартер при работающем двигателе.

Правильное руление

Многие новички думают: «Самое главное – тронуться с места и поехать, а также научиться переключать передачи. Ну а рулем работать – это проще простого, куда надо ехать, туда и поворачивай». Такое мнение глубоко ошибочно, более того – подобная неоправданная самоуверенность может привести к серьезным неприятностям.

На самом деле техника работы с рулевым колесом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

ВНИМАНИЕ

Не рекомендуется поворачивать руль, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии с выключенным двигателем. Во-первых, это приводит к преждевременному износу шин, во-вторых, при выключенном двигателе не работает гидравлический усилитель, поэтому вы можете повредить рулевой механизм.

Держать руль следует не сильно, но в то же время достаточно крепко: когда автомобиль движется, даже небольшое усилие может резко изменить его траекторию. Если учесть состояние современных российских дорог, то данное правило приобретает особую актуальность. По этой же причине категорически запрещается убирать с рулевого колеса обе руки во время движения автомобиля, потому что вовремя «поймать» его в случае необходимости вы, возможно, не успеете.

Каждый водитель должен четко представлять себе, куда именно в данный момент направлены управляемые колеса его автомобиля (то есть иметь так называемую обратную связь с автомобилем). Следует использовать специальную технику руления, приведенную ниже, чтобы не потерять обратную связь при повороте на большие углы (когда водитель вынужден перехватывать рулевое колесо руками).

• Одна рука, которая контролирует положение руля, должна оставаться на месте. При выполнении левого поворота это будет правая рука, а при выполнении правого поворота – левая. Следовательно, если вы выполняете поворот налево, то перехватывать рулевое колесо будет левая рука, а при правом повороте – правая. Контролирующая рука будет постоянно находиться на своем месте и на нем же останется при возврате рулевого колеса в исходное положение. Вы можете сменить контролирующую руку в тот момент, когда руль при повороте проходит свое нейтральное положение.

• Поворачивать рулевое колесо необходимо двумя руками, по возможности не перехватывая его, на максимально больший угол. Только при невозможности дальнейшего поворота перехватывайте руль. Многие новички допускают одну и ту же распространенную ошибку: поворачивая рулевое колесо, они постоянно перехватывают его через очень короткие расстояния. Такое «мельтешение» совершенно ни к чему, более того – оно чревато потерей контроля над транспортным средством.

• При возврате рулевого колеса в нейтральное положение контролирующая рука должна оставаться на своем месте. Чтобы провернуть ладонь относительно руля, разожмите пальцы и слегка упритесь ладонью в обод. При скрещивании рук левая возвращается на свое место, а затем рулевое колесо двумя руками возвращается в нейтральное положение.

• Бывает так, что сразу после этого необходимо повернуть руль в правую сторону (данный прием используется для выхода из заноса). В данном случае нужно быстро выполнить смену ведущей руки – это позволит вам всегда иметь обратную связь с автомобилем. Руки действовать в данной ситуации должны симметрично тому, как они действуют при выполнении левого поворота.

ПРИМЕЧАНИЕ

Рулевое колесо поворачивается в каждую сторону на полтора полных оборота (то есть на 360° + 180°).

В зависимости от текущей дорожной ситуации и особенно от того, насколько быстро она меняется, руление может осуществляться одним из двух способов: силовым или скоростным.

Сущность силового способа управления рулевым колесом заключается в том, что вы работаете либо одновременно двумя руками без перехвата, либо каждой рукой по очереди, но с перехватами. При повороте руля старайтесь не допускать скрещивания рук, поскольку можно потерять контроль над машиной и спровоцировать возникновение аварийной ситуации. Рулевое колесо нужно пропускать сквозь пальцы, а положение рук изменяется в зависимости от угла поворота.

Далее рассмотрен пример выполнения правого поворота при использовании силового способа управления рулем.

• Придайте рукам исходное положение на рулевом колесе. Затем скользящим движением переместите правую руку вверх по рулю таким образом, чтобы она не заходила на воображаемом часовом циферблате за цифру 12. После этого поверните рулевое колесо по направлению часовой стрелки правой рукой, левая рука в данной ситуации должна скользить вниз по ободу руля в направлении, противоположном направлению его вращения.

• Затем крепко возьмите руль в нижней его части левой рукой и продолжите поворот в том же направлении настолько, насколько это необходимо, причем одновременно правая рука скользящим движением должна перемещаться по ободу рулевого колеса вверх.

• Выровнять траекторию движения автомобиля после совершения правого поворота можно, пропустив руль в обратном направлении сквозь пальцы, при этом следите внимательно за тем, чтобы он не вращался самопроизвольно.

Как правило, силовой способ работы с рулевым колесом используется при движении по неровным и грунтовым дорогам, по колее, на ухабистых дорогах и т. п. Характерной особенностью силового способа является то, что в данном случае водитель транспортного средства всегда четко представляет себе, на какой угол и в каком направлении повернуты управляемые колеса его автомобиля.

Скоростной способ работы позволяет поворачивать руль в нужном направлении примерно в 3–5 раз быстрее, чем при использовании силового способа (в немалой степени это зависит от индивидуальных качеств водителя). Скоростной способ позволяет оперировать как одной, так и двумя руками, а также сочетать использование рук. Скоростной способ при повороте руля на угол более 180° позволяет применять перекрестный перехват рук.

ВНИМАНИЕ

В отличие от силового, скоростной способ работы с рулевым колесом не дает водителю возможности четко представлять себе направление управляемых колес автомобиля. Это существенный недостаток: обратная связь является одним из важнейших условий, позволяющих своевременно вывести транспортное средство из поворота и стабилизировать его при попадании в занос.

Если вы хотите повернуть направо, используя скоростной способ и работая при этом одной рукой, то из начального положения выполните переход от захвата рулевого колеса к рулению тыльной стороной кисти. На первый взгляд это может показаться сложным, но достаточно всего нескольких тренировок – и вы освоите этот прием. В нижней части руля осуществляется руление тыльной стороной кисти и последовательным переходом:

• к рулению открытым хватом через ребро ладони;

• затем к рулению открытым хватом с переходом к рулению закрытым хватом;

• наконец, к рулению закрытым хватом.

Из начального положения поверните рулевое колесо направо до того момента, когда нужно будет выполнить скоростной перехват правой рукой, чтобы выполнить правый поворот, используя скоростной способ руления с перекрестным перехватом. Затем продолжайте поворот руля левой рукой, одновременно выполняя перехват правой руки (момент начала перекрестного перехвата). После того как вы выполните перехват правой рукой, осуществляется дальнейший поворот рулевого колеса до момента перехвата обода руля левой рукой. Затем выполняется поворот рулевого колеса правой рукой со скоростным перехватом левой рукой, а по окончании перехвата производится поворот руля левой рукой с последующим перехватом правой рукой (завершение перекрестного перехвата).

Выбирая подходящий способ работы с рулевым колесом, не забывайте, что угловая скорость поворота руля должна быть сопоставима с выбранной траекторией движения, а также со скоростью транспортного средства. Например, если в процессе движения неожиданно возникла необходимость выполнить тот или иной маневр (объехать препятствие, выбоину на дороге и т. п.), настоятельно рекомендуется применять только скоростной способ (особенно если скорость движения вашего автомобиля не превышает 50–60 км/ч). Стандартный хват рулевого колеса разрешается изменять, когда вы полностью контролируете ситуацию и можете точно спрогнозировать свои действия при прохождении поворота, адекватно оценив его крутизну и допустимую скорость движения.

Определив заранее угол, на который вам предстоит повернуть руль, выполняйте предварительный хват с таким расчетом, чтобы при прохождении поворота, когда нужно будет соблюдать особую точность руления, у вас обязательно действовали обе руки. Например, готовясь к левому повороту, вы можете из начального положения выполнить предварительный захват до начала поворота руля. Затем при повороте в левую сторону левая рука должна поворачивать рулевое колесо, а правая – скользить по нему.

Чем выше уровень профессионализма водителя, тем реже он использует в управлении автомобилем скоростной способ работы с рулевым колесом. И наоборот: чем ниже мастерство – тем чаще человек вынужден пользоваться скоростным способом. Поэтому обязательно в процессе обучения уделите должное внимание тренировке техники руления.

Часто встречается такое явление: водитель после выполнения маневра (разворота, прохождения поворота и т. п.) отпускает руль в «свободное плавание» и ждет, когда он самостоятельно вернется в исходное положение. С точки зрения безопасности дорожного движения так поступать нельзя. При разбалансированном стабилизирующем моменте (причиной этого могут быть неотрегулированные развал и схождение колес, незначительные неполадки в рулевом механизме и др.) руль может не вернуться в начальное положение, а остановиться раньше времени, и тогда избежать неприятностей будет очень трудно.

Еще одна плохая привычка, присущая многим водителям, – работа с рулевым колесом одной рукой, в то время как другая лежит, например, на рычаге переключения передач. Подобным образом грешат даже владельцы автомобилей с автоматической коробкой переключения передач, что совсем уж нелогично – ведь во время движения рычаг установлен в одно и то же положение «D» и держать на нем руку нет необходимости.

ВНИМАНИЕ

Снимать руку с рулевого колеса разрешается только для выполнения каких-то других действий, связанных с управлением автомобилем: переключения света фар, работы с рычагом переключения передач и т. п. Учтите: если вам приходится держать руль одной рукой, то необходимо увеличивать силу хвата.

Опытный водитель, обладающий высоким уровнем профессионализма, ни на секунду не теряет контакта с рулевым колесом в любой дорожной ситуации.

Правильное торможение

Торможение – процесс, направленный на снижение скорости транспортного средства вплоть до его полной остановки. Торможение является чрезвычайно важным и в то же время довольно трудным с точки зрения формирования навыков элементом управления автомобилем. Умение грамотно и эффективно тормозить – одно из условий обеспечения безопасности при движении на автомобиле.

Специалисты выделяют два основных вида торможения: экстренное и служебное. Экстренное торможение называют также нештатным, а служебное – штатным.

Экстренное торможение является максимально интенсивным и применяется при возникновении сложной и непредвиденной дорожной обстановки: для предотвращения наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством либо иным внезапно появившимся препятствием и т. п. Во многих случаях избежать ДТП удается как раз с помощью экстренного торможения. Именно поэтому оно и называется нештатным: водитель не предполагает снизить скорость или остановиться, но вынужден это сделать как можно быстрее для предотвращения ДТП.

При выполнении экстренного торможения ни в коем случае нельзя поворачивать рулевое колесо, поскольку в подавляющем большинстве случаев это приводит к закручиванию автомобиля вокруг своей оси. Изменить траекторию движения с помощью данного приема вам не удастся, как ошибочно полагают многие. Кроме того, выполняя экстренное торможение, старайтесь сохранить за рулем свою обычную позу, не наклоняйтесь вперед (одна из самых распространенных ошибок, допускаемых водителями), а сидите ровно, прислонившись к спинке сиденья, чтобы ощущать ее лопатками. Это позволит вам «чувствовать» свой автомобиль, что очень важно в подобной ситуации.

Еще одной распространенной и опасной ошибкой, которая свойственна в первую очередь новичкам, является выключение сцепления при экстренном торможении. Делать это нельзя ни в коем случае, поскольку транспортное средство при этом становится полностью неуправляемым.

Служебное торможение используется для остановки транспортного средства в заранее намеченном месте либо для снижения скорости движения там, где это необходимо. Именно поэтому служебное торможение называется штатным: вы тормозите в обычном рабочем режиме и причиной торможения является не быстрое и непредвиденное возникновение опасной ситуации, а штатные условия езды.

Кроме того, в настоящее время существует четыре распространенных способа торможения.

• Чаще всего водители используют плавное торможение. При движении по сухому покрытию водитель плавно нажимает педаль тормоза, постепенно замедляя скорость движения транспортного средства, а при движении на скользкой дороге – не допуская полной блокировки колес (поскольку это может стать причиной заноса). При плавном торможении узлы и агрегаты автомобиля подвергаются наименьшим нагрузкам, что способствует предотвращению их преждевременного износа и, как следствие, увеличению срока эксплуатации.

Резкое торможение водители используют для максимально интенсивного уменьшения скорости движения транспортного средства вплоть до полной его остановки. Именно этот способ часто применяется при экстренном торможении. Сущность резкого торможения заключается в том, что водитель на короткий промежуток времени прикладывает значительное усилие к тормозной педали. При этом не стоит забывать, что заторможенное и в то же время нескользящее колесо воспринимает более значительную тормозную силу, нежели при движении «юзом», поскольку в последнем случае коэффициент сцепления существенно снижается.

ВНИМАНИЕ

Применение резкого торможения для полной остановки транспортного средства в сложной дорожной ситуации может спровоцировать возникновение ДТП. Это часто случается из-за увеличения тормозного пути автомобиля за счет движения «юзом» заблокированных колес, а также из-за заноса автомобиля. Поэтому, если колеса заблокированы, следует уменьшить давление на педаль тормоза.

Многие не только начинающие, но даже опытные водители при внезапном появлении опасности инстинктивно резко и сильно нажимают педаль тормоза – опасная и распространенная ошибка, поскольку первым результатом таких действий является полная либо частичная потеря управляемости и устойчивости транспортного средства. Нередко в подобной ситуации человек из-за охватившего его чувства страха впадает в оцепенение, и единственное, что он в состоянии сделать, – еще сильнее надавить на педаль тормоза, тем самым лишь усугубив и без того сложную и опасную ситуацию. Колеса у автомобиля полностью блокируются, и он продолжает движение по прямой, в конечном счете наезжая на препятствие или совершая столкновение с другим транспортным средством, если остановочного пути не хватило.

В подобных ситуациях важно не терять контроль над собой. Наиболее эффективным способом торможения будет являться ступенчатое или прерывистое торможение.

• Сущность ступенчатого торможения заключается в следующем: водитель автомобиля прилагает к тормозной педали значительное усилие, вплоть до кратковременной блокировки колес, но сразу после начала блокировки, не прекращая торможения, немного уменьшает давление на педаль тормоза, после чего вновь усиливает его – опять до кратко временной блокировки колес и т. д. При этом каждый этап растормаживания следует использовать для коррекции устойчивости транспортного средства, чтобы не допустить его заноса.

• Отличие прерывистого торможения от ступенчатого заключается в том, что повторяющиеся нажатия на педаль тормоза (опять же – до кратковременной блокировки колес) перемежаются с полным прекращением торможения (а не с ослаблением давления на педаль тормоза). Полное прекращение давления на педаль тормоза уменьшает эффективность торможения, и для сокращения тормозного пути нужно циклически перемещать тормозную педаль относительно ее положения, которое приводит к блокировке колес (кстати, по аналогичному принципу работают антиблокировочные системы – АБС). Как только колеса заблокированы, водитель сразу же прекращает воздействие на педаль тормоза, но в то же время не теряет контакта с ней.

ПРИМЕЧАНИЕ

Почувствовать момент наступления блокировки колес транспортного средства вы можете по следующим признакам: во-первых, автомобиль перестает снижать скорость даже при увеличении тормозного усилия; во-вторых, появляется ощущение бокового увода машины; в-третьих, слышны звуки скользящей колесной резины (характерный визг).

Прерывистое торможение целесообразно использовать на ухабистых и неровных дорогах, на участках дорог с разным состоянием дорожного покрытия (например, лед сменяется асфальтом, затем асфальт – снегом), на скользкой дороге и др. Однако данный способ торможения требует от водителя определенного уровня профессионализма ввиду сложности исполнения, поэтому его можно рекомендовать лишь опытным автомобилистам.

На подавляющем большинстве современных автомобилей в тормозной системе применяется АБС. Благодаря ей вы можете выполнять прерывистое торможение без полной блокировки колес даже при сильном и резком нажатии тормозной педали. АБС позволяет намного уменьшить износ колесной резины, а также значительно повысить поперечную устойчивость транспортного средства. Кроме того, вы можете изменять траекторию движения автомобиля с помощью рулевого колеса даже при нажатой тормозной педали.

Отдельно рассмотрим торможение двигателем. Характерной особенностью данного способа является то, что вы можете его использовать вообще без применения тормозной системы автомобиля либо пользоваться ею лишь вспомогательно. Этот способ подойдет, если вам необходимо только снизить скорость движения автомобиля. Для полной остановки все равно придется воспользоваться тормозной системой (хотя с помощью торможения двигателем вы можете снизить скорость движения до минимума).

Сущность данного способа заключается в переходе с повышенной на пониженные передачи. Но даже если вы просто отпустите педаль газа на той же передаче, скорость автомобиля снизится сразу, поскольку двигатель очень быстро перейдет на режим работы холостого хода. Далее вы можете перейти на пониженную передачу, причем после отпускания педали сцепления педаль газа можно вообще не нажимать, чтобы усилить эффект.

При торможении двигателем крутящий момент передается на ведущие колеса автомобиля с эффектом замедления, поэтому они уменьшают скорость вращения и тормозят движение машины. Появление данного эффекта на ведущих колесах транспортного средства приводит к временному перераспределению массы автомобиля: основная нагрузка ложится на переднюю ось, в результате чего сила сцепления управляемых колес с дорожным покрытием достигает наибольшей величины.

Плавно трогаемся с места

Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых новичками, – попытаться завести двигатель, едва успев сесть на водительское сиденье. Во время движения вы внезапно почувствуете усталость, ломоту в спине, а также обнаружите, что зеркала совершенно не отрегулированы и в них ничего не видно (следствие того, что вы не заняли удобную позу и не подготовили водительское место «под себя»). Если перед запуском двигателя вы не удостоверились в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение, сразу после включения стартера машина может резко дернуться вперед, наскочив на какое-нибудь препятствие. Автомобиль обычно дергается, если он стоит «на передаче», причем стояночный тормоз отключен (то есть ручник опущен вниз). Если машина стоит на задней передаче, то после включения стартера в подобной ситуации она дернется назад.

Поэтому, сев на водительское место, отрегулируйте его и примите удобную позу. Не забудьте проверить состояние зеркал заднего вида: они должны обеспечивать максимально возможный обзор (рис. 2.5).


Рис. 2.5. Зеркала заднего вида должны обеспечивать максимальный обзор

ВНИМАНИЕ

Никогда полностью не доверяйте зеркалам заднего вида. Они не обеспечивают полного обзора, поэтому перед выполнением маневров обязательно оглянитесь и убедитесь в отсутствии препятствий.

Затем проверьте состояние стояночного тормоза. Если ручник опущен, следует его поднять – это позволит автомобилю оставаться неподвижным, когда вы не будете его контролировать (ошибочное включение стартера при включенной передаче, самопроизвольное начало движения на неровной или наклонной дороге и т. п.).

Обязательно проверьте положение рычага переключения передач: он должен находиться только в нейтральном положении и никаком другом. Необходимо поставить на стояночный тормоз автомобиль еще и потому, что при снятии его с передачи перед запуском двигателя (если, разумеется, он стоял на этой передаче) машина может самопроизвольно покатиться.

После этого можно включить зажигание и, удостоверившись, что все приборы работают нормально, включить стартер и запустить тем самым двигатель.

Если вы заводите автомобиль в зимнее время, при сильном морозе, рекомендуется перед запуском двигателя нажать педаль сцепления до упора (независимо от того, в каком положении находится рычаг переключения передач). Этот несложный прием облегчает пуск мотора. Многие водители в любом случае перед включением стартера выжимают сцепление – таким образом они страхуются от дерганья автомобиля в том случае, если вдруг забыли выключить передачу. После того как мотор начал работать, еще раз удостоверьтесь в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и после этого плавно отпустите педаль сцепления.

Если на вашем автомобиле установлена автоматическая коробка переключения передач, то перед запуском двигателя включите стояночный тормоз и поставьте рычаг коробки переключения передач в положение «Р» (паркинг) или «N»

(нейтральное). На большинстве современных автомобилей двигатель просто не заведется, если рычаг установлен в какое-то иное положение. После этого включайте зажигание, а затем стартер: мотор начнет работать.

После запуска двигателя ваш автомобиль полностью готов к тому, чтобы трогаться с места и начинать движение. Однако он должен предварительно прогреться в течение нескольких минут, если до этого более двух часов не работал. Рабочая температура охлаждающей жидкости в работающем моторе составляет около 90 °C, но начинать движение можно уже после того, как мотор прогреется примерно до 50–60 °C.

Перед тем как начать движение, обязательно внимательно посмотрите вперед, по бокам и назад, причем не только через зеркала заднего вида, но и через стекла. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в отсутствии помех для движения (автомобилей, пешеходов, животных и др.).

Конец ознакомительного фрагмента.