Вы здесь

Купчино. Четыре века истории. 50 лет современности. Купчино несостоявшееся (Д. В. Шаляпин, 2013)

Купчино несостоявшееся

Купчино – центр Ленинграда

Еще в середине 1930-х годов существовал проект смещения центра Ленинграда на юг. Планы были поистине грандиозны! Достаточно взглянуть на проект планировки города 1935 года, чтобы в этом убедиться. Не только все нынешнее Купчино охвачено в проекте, но и территория южнее окружной (уже к тому времени построенной) железной дороги, вплоть до нынешних Шушар и даже далее, до рек Кузьминки и Славянки. В Московском же районе застройка по проекту заканчивалась у Пулкова.

Купчино, таким образом, становилось местом, непосредственно прилегающим к центру города, а в процессе роста могло бы войти и в его состав. На предвоенном генеральном проекте планировки Ленинграда территория Купчина расчерчена большим количеством прямых параллельных улиц, протянувшихся с севера на юг, и более коротких – с востока на запад. Обозначена на плане и дуговая магистраль, проходящая через Купчино и ведущая к уже построенному к тому времени Володарскому мосту. Но планам не суждено было осуществиться, помешала война. Из всего проектируемого построили только Дом Советов. В результате Купчино еще многие годы оставалось по сути загородной местностью, в то время как соседствующие с ним территория нынешнего Московского района и территория на левом берегу Невы развивались весьма стремительно. Отчасти это можно объяснить примыканием к этим районам внешних магистралей.

После войны, в 1948 году, вышел новый Генеральный план развития города. На сей раз масштабы проектировщиков были более скромны и реалистичны. Застройка Купчина, согласно проекту, заканчивалась границей города, проходившей по окружной железной дороге. Совершенно очевидно, разработчики не задавались целью строить каменные джунгли. На территории Купчина насчитывается множество разнообразных парков. Полностью сохранено русло реки Волковки, и по берегам его везде наблюдается обширное зеленое пространство. Частично река совмещена с Южным обводным каналом (на месте нынешней улицы Турку). Сохранены и карьеры кирпичного завода, правда, не те, что существуют сейчас, а те, на месте которых возведен жилой комплекс «Серебряные ключи». Рядом с нынешним НИИ им. Джанелидзе – внушительных размеров парк, несколько зеленых зон восточнее его. Сохранен пруд-карьер, находившийся восточнее Софийской улицы. Как это ни странно, проектом не предполагалось сносить часть кладбища Жертв 9-го Января, которая сейчас застроена промышленными предприятиями. А вот Ново-Волковского кладбища южнее нынешней улицы Салова в проекте нет, хотя захоронения блокадного времени сохранены.


Фрагмент эскиз-схемы планировки Ленинграда 1933 г.


Деревня Купчино, согласно проекту, должна была кануть в Лету. Но опять-таки на ее месте, хоть и расположены частично, не только застройка, но и зеленая зона. Запроектировали серьезных размеров парк также у нынешней Малой Балканской улицы. Вообще же, если смотреть на тот проект города в целом, поражает обилие парков и садов. Чего стоит, например, проект парка, покрывающего собой всю (!) территорию нынешнего юго-запада и сопоставимый по масштабам с Измайловским парком Москвы, а возможно, и превышающий его размерами. В Ленинграде таких парков не было никогда. Нет их и в нынешнем Петербурге.

Купчинский обводный канал

Самым любопытным из неосуществленных проектов середины 1960-х годов можно назвать сооружение Южного обводного канала, который должен был соединить Неву с Финским заливом. Идея создания такого сооружения относится еще к середине 1930-х годов. На территории Купчина канал должен был проходить частично по руслу Волковки, а вдоль берегов канала – Бассейная улица (на территории Купчина ныне – улица Турку).


Макет проекта застройки Купчина. Южный обводный канал


Версии об использовании канала различны: канал для ускоренного прохода судов из Невы в Финский залив; спортивное сооружение – гребной канал; канал для подпитки прудов Московского парка Победы. И совсем уж прозаическая версия – канал должен был стать частью городской канализационной системы. О размерах предполагаемого канала можно получить представление, прогулявшись по бульвару нынешней улицы Турку.

Купчинский ипподром

В начале 1980-х годов на территории пустыря, ограниченной улицами Салова и Фучика, Волковским каналом и Ново-Волковским кладбищем, где когда-то протекала река Волковка и проходили Волковский проспект и Алмазная улица, началось строительство ипподрома.


Купчинский ипподром. Фото Н. Прокопьева. Начало 2000-х гг.


Трудно представить себе более неудачное место для лошадиных бегов. То ли соседство с кладбищем сыграло свою роль, то ли экономические факторы (последнее более вероятно), но развернувшееся строительство довольно быстро свернулось, и более двадцати лет скелеты недостроенных трибун «украшали» собой эту местность. Как ни странно, но иногда встречались схемы города, на которых ипподром указывался как достроенный. В настоящее время на этой территории заканчено строительство торгово-развлекательного комплекса «Рио».

Купчинский аквапарк

Из проектов последних лет выделяется несостоявшееся строительство аквапарка в парке Интернационалистов. В августе 2001 года в створе Пражской улицы на территории парка торжественно заложили первый камень в фундамент будущего аквапарка. Об этом событии сейчас напоминает только куча плит, оставшихся от забора, огораживавшего так и не начавшееся строительство.

Предполагалось возвести сооружение площадью 26 000 м2, из них 16 000 м2 должен был занимать сам аквапарк, а 10 000 м2 отводилось под различные инженерные сооружения. Помимо 11 водных аттракционов под его крышей предполагалось строительство ресторана, бизнес-центра, спортивно-тренажерного зала, а также автостоянки на 50 автомобилей. Одновременно в аквапарке смогли бы находиться 1800 человек. Специальный зрительный зал на 500 мест позволил бы организовывать под его крышей различные концерты и шоу. Этот объект должен был появиться на карте района в 2003 году, но не появился. И слава Богу! Нет сомнений, что строительство уничтожило бы не меньше трети существующего парка.


Место несостоявшегося аквапарка

Купчинская экология

В отличие от находящегося неподалеку Невского района (левого берега Невы), в котором с давних времен размещались разнообразные производства, на территории Купчина практически отсутствовали сколь-нибудь серьезные промышленные предприятия. До 1960-х годов здесь в основном располагались совхозные поля и садовые участки. Исключение составляет лишь кирпичный завод, построенный в конце 1930-х годов и к нынешнему времени полностью демонтированный. В районе Купчина не было значительных радиационных, химических или иных могильников. Существовала только одна свалка. Следовательно, до начала массового жилищного строительства экологическое состояние района можно считать хорошим.

В настоящее время главным экологическим бедствием Купчина, несомненно, является автотранспорт. В первую очередь страдает воздух. Доля автомобильных выхлопных газов, по разным источникам, колеблется от 60 до 80 %. Самым крупным стационарным загрязнителем купчинской атмосферы является Южная ТЭЦ. Существует также множество менее значительных предприятий, в основном расположенных в промзонах: на четной стороне Бухарестской улицы, от ее начала до улицы Салова; на улицах Салова и Фучика; на четной стороне Софийской улицы от улицы Салова до улицы Белы Куна и от проспекта Славы до КАД (исключая территорию кладбища); в промзоне Обухово; между Карпатской и Софийской улицами. В основном это различные автотранспортные предприятия, торговые и складские помещения. Есть также несколько крупных производственных предприятий и несколько котельных. До открытия Дунайского путепровода самым чистым считалось воздушное пространство у станции метро «Купчино». Ныне качество воздуха в Купчине практически повсеместно одинаково и уровень загрязненности стабильно высок. Отмечаются превышения предельно допустимых концентраций по диоксиду азота, аммиаку, пыли, фенолу и формальдегиду. По некоторым данным, уровень загазованности на проспекте Славы превышает предельно допустимую концентрацию в 2–2,5 раза. Также значительно превышен уровень ПДК: на Софийской улице у пересечения с КАД; на Дунайском проспекте; Софийской улице, от улицы Белы Куна до улицы Салова; улице Салова; улице Фучика; на Бухарестской улице, от улицы Салова до Волковского проспекта, а также Витебской-Сортировочной улице.

Экологическое состояние земель района, в зависимости от местоположения, существенно различается. По данным регионального геологического центра «Невскгеология», наиболее загрязнены земли микрорайона «Волково», где степень загрязненности тяжелыми металлами колеблется в пределах от «опасного» до «чрезвычайно опасного». Среднее содержание цинка в почвах района превышает допустимую концентрацию в 7 раз, свинца – в 4 раза. Среднее содержание в земле нефтепродуктов выше нормального уровня в 10 раз, уровень бензопирена превышает предельно допустимую концентрацию в 6 раз, содержание полихлорированных бифенилов в 2,5 раза выше ПДК. Наиболее загрязненными являются участки на улицах Салова и Фучика, аналогичный уровень отмечается южнее перекрестка проспекта Славы и Софийской улицы, на участке в районе Складского и Грузового проездов западнее Софийской улицы и в секторе южнее железнодорожной станции «Обухово». В районе платформы «Купчино» отмечено сильное загрязнение почв соединениями хрома, кобальта, свинца и никеля. Кроме того, на территории района находится бывший полигон твердых бытовых отходов.


Южная ТЭЦ


По санитарно-гигиеническим параметрам Волковка и Волковский канал считаются одними из самых загрязненных водоемов Петербурга. Вместе со сбрасываемыми в Волковский канал ливневыми водами попадает большое количество взвешенных веществ и нефтепродуктов. Кроме того, в него выходят несколько аварийных выпусков городской канализации.

При замерах шума отмечается стабильное превышение шумового уровня для территорий жилой застройки. В частности, на проспекте Славы уровень шума доходит до 70–80 Дб. Кроме автотранспорта, задающего основной шумовой фон, следует отметить железнодорожные линии. В меньшей степени – витебского направления, в большей степени – московского направления с Сортировочной станцией. Особенно резкие шумы создают составы, спускаемые по сортировочной горке, при торможении на спуске и столкновениях со стоящими вагонами.

Радиационная обстановка в районе в настоящее время считается удовлетворительной.