Школа и стиль
Рассмотрим традиционные (не спортивные) стили и школы, использующие элементы подражания животным, – так называемые «имитационные» стили. Школа и стиль, применительно к гунфу, часто считаются синонимами, что не совсем правильно. С терминами и названиями в гунфу существуют большая путаница. Даже именитые мастера китайцы, преемники и носители истинной традиции, в своих письмах и книгах называют одно и то же искусство то школой, то стилем, то системой. Общее и главное, что роднит школы и стили, это существование традиции, и ее передача. Это их основная задача, и не важно, известна ли школа или стиль. Важно, осуществляется ли передача гунфу. Если есть передача, значит, и искусство живо. Искусство и традиции либо есть, либо нет. Но, кроме общего, между школой и стилем гунфу существуют и различия.
Школа
Каждая школа имеет собственную программу, охватывающую три ее составные части: физическое развитие (земля), энергетические практики (человек) и духовное воспитание (небо). Время создания любой школы гунфу характеризуется исторической эпохой, отражавшей развитие боевого искусства с его технологией в применении оружия, тактики и методологии. Но в первую очередь, школа гунфу – это социально направленная духовная общность, организация семейного характера, своеобразное родство и братство с четкой иерархией. В школах есть младшие и старшие «братья и сестры», «дяди», «отцы», «деды», «прадеды» и т. д. Обучение в школах начинается с инициации ученика и ознакомления с правилами школы и ее иерархией. Школа обладает определенно ясной линией передачи традиции, собственными, общими для всех, программами и методами обучения воинов, использует для этого особый набор стилей и техник, передаваемых из поколения в поколение, и имеет свою историю. Основные признаки школы – это наличие организации, семейственности с ясной иерархией, определенной социальной ответственности и взаимодействия с обществом. В древности школы выполняли общественные обязанности и являлись де-факто ядром народных дружин самообороны на случай нападения хунхузов (бандитов), хищных животных или других чрезвычайных ситуаций, исполняя часть функций современного МЧС. Также школы могли исполнять роль организаторов народного ополчения, гражданской обороны и выполнять вспомогательные функции во время полицейских и даже военных операций. Таким образом, в социальной плоскости школы являлись частью системы безопасности и жизнеобеспечения прилегающих территорий. Как правило, школа имеет реально существовавшего основателя и его последователей, которые утвердили арсенал техник, стилей, видов оружия, и методологию обучения. Школы развивались и расширяли арсенал боевых средств за счет изучения стилей и их комбинаций, поэтому они могут пользоваться целым рядом различных стилевых техник. Арсенал школы может содержать десятки форм из разных стилей. С помощью преимуществ набора стилей охватывается весь спектр возможных направлений боя. Вкратце школу можно охарактеризовать как симбиоз гунфу и социально-семейной общности. Школа предназначена для популяризации гунфу и вовлечения в нее максимального количества учеников, в системе координат школа соответствует горизонтальной плоскости. Школа гунфу – это система взглядов на ушу и сопутствующих ей методов и практик воинского воспитания, отражающая дух времени своего создания. Школа гунфу всегда имеет конкретного основателя, и обладает ясно определенной, практически семейной, этикой и иерархией, и является институтом ушу в рамках воинской или духовной общности. Управление и содержание школы раньше часто являлись образом жизни, профессией и способом существования. Школы чаще всего содержались семейными кланами, охранными бюро, различными, в том числе и тайными, обществами и территориальными союзами. Нередко бывали случаи, когда (как матрешка) территориальный союз, семейный клан, тайное общество, охранное бюро и школа были одним единым организмом. С точки зрения гунфу, школы были в чем-то подобны храму. Они распространяли свою деятельность в общественной плоскости и служили посредниками в передаче знаний. Иногда один или несколько стилей использовались как стержень, как база школы. В таких случаях название стиля могло стать частью названия школы. Такое название отражало ее общую концепцию и характер. Но это совсем не означает, что в школе «кулак дракона» учат только стиль дракона или в школе «кулак орла» – только стиль орла. Регулярно участвовавшие в боевых действиях гвардейцы императора, практиковавшие инцюань, жили в те времена, когда утрата жизни или инвалидность были ценой за любые недоработки в системе их боевой подготовки. В связи с этим у школы не было другой цели, кроме разработки исключительно прикладной системы боя. Поэтому, кроме наиболее эффективных техник из шаолиньского стиля орла, школа «орла» имеет в своем арсенале несколько десятков техник из других стилей, таких как леопард, тигр, журавль, обезьяна, дракон, феникс и т. д. Помимо этого используется солидный спектр техник с оружием. Продвинутые адепты использовали также стиль «пьяного» орла. Если школа – это некое сообщество гунфу, то стиль – это то, чем они пользовались и практиковали и совершенствовали.
Стиль
Издревле существовал имитационный стиль «кулак орлиного когтя» «инчжаопай» родом из монастыря Шаолинь. В архивах он сохранился в виде нескольких тао-лу и, кроме названия, формы рук – орлиного когтя, имеет немного общего с системой боя школы «кулак орла». Стили часто становились ядром, концептуальной основой той или иной школы и давали жизнь целым системам боя (как это когда-то произошло с инцюань) или обогащали их. Особая специализация стилевых направлений – это исследование и практика цин пай, так называемых «чистых» стилей. К сожалению, в настоящее время им уделяется мало внимания, хотя это предмет, заслуживающий более детального и глубокого исследования. Для изучения чистого стиля, кроме природной предрасположенности, все свое время требовалось посвящать исследованию дао-шу, что близко к практике монахов-отшельников. Без углубленной практики, почти монашеского отрешения от внешнего мира, это было невозможно. Чистые стили нередко практиковали вне «школьных» условий, часто стилями занимались разного рода отшельники, монахи, и странствующие пилигримы, и другие исследователи гунфу. На первом плане в стилевых направлениях стояла передача традиции в концентрированном виде, через передачу дао-шу гунфу. Это было возможно только при персональном обучении. Адепты чистых стилей не были сильно обременены общественными обязанностями школ. Социальная ориентированность не рассматривалась ими как непременная часть их деятельности, хотя она могла возникать и исчезать в определенных ситуациях, ведь конфуцианскую этику никто не отменял. Адепты стиля сосредотачивали свои усилия в поле его технических горизонтов и исследовали его всесторонне. Если школу рассматривать как форму существования ушу, то стиль – это его содержание, сердцевина. В системе координат стиль соответствует вертикальной составляющей. Чистый стиль (цин пай) ушу – это уникальная система техник и действий, основанная на использовании образа мышления и движения одного (тотемного, т.е. священного) животного, в абсолютном понимании его сущности. Название стиля указывает на его первоначало, на его исток. Стиль, как правило, основан на легенде, согласно которой некоторому наблюдательному человеку мистическим образом открылся (или был открыт) смысл сущностного поведения животного. Стиль существует вне времени, «сам по себе», поэтому отражение духа эпохи создания не является ни его признаком, ни свойством. В пять канонических стилей «священных» животных входят стили: обезьяны, тигра, дракона, птицы и змеи.
Концепция стилей базируется на понимании факта, что природой (по Дарвину), высшим разумом или Богом (по Библии) на процесс моделирования Homo sapiens затрачены миллионы лет. Нетрудно заметить, что по ходу круга противопорождения (т.е. против часовой стрелки) первоэлементов пять канонических животных олицетворяют основные вехи (фазы) эволюции тела человека и представлены змеей, птицей, тигром, обезьяной и драконом, сочетающим все их качества. Дракон не должен вводить в заблуждение, он символизирует человека как вершину эволюции и отражает симбиоз четырех фаз (животных) в человеке. Основные черты человеческого тела унаследованы от животных, и на генном уровне человек несет в себе сущностные характеристики каждой из этих фаз развития. В определенном смысле животные являются предками нашего тела и нашего подсознания, и с этим трудно спорить. Стили могут включать в себя «подстили», а также целый ряд небольших смежных стилевых техник. Каждый классический стиль подразделяется на три «подстилевых» разновидности. Так, стилевая змея может быть маленькой (гюрза), средней (кобра) и большой (питон). Соответственно, тигр – кошка, пантера, тигр и т. д. В стиле орла это деление выглядит так: малый орел – сокол, средний – ястреб и большой – золотой орел (беркут). Стиль орла, как бы то ни было, относится к стилю птицы. «Птица», как один из самых, технически богатых стилей, фактически является мегастилем. Кроме школы инцюань, стиль птицы используется в большинстве направлений гунфу, например таких, как синъицюань, багуацюань, тайцзицюань, байхэцюань, хунгар, чоулэйфат, винчуньцюань, и различных его зарубежных отпрысков: вьет-во-дао, пэй хо-квон, окинава-тэ и т. д. Помимо орла, ястреба и сокола, в арсенале стиля птицы имеются такие «большие» стили, как (культовый) журавль, цапля, и «малые» – такие как феникс, ласточка и т. д. В свою очередь, на высших уровнях мастерства стиль орла, соединявший целый ряд техник (леопарда, журавля, тигра и феникса и т.д.), отражавший в себе донебесный дух золотой птицы Цзинчиняо, соотносили с птицей-драконом. Стили являлись предметом изучения, практики и совершенствования многих школ, но разнообразие стилей настолько велико, что можно с уверенностью сказать: не существует ни одной школы гунфу, которая пользуется и десятой частью этого разнообразия. Определенно можно сказать, что, в сущности, стиль и школа – это разные, но взаимодополняющие вещи, как инь и ян. Вместе школа и стиль формируют систему гунфу, обеспечивающую существование и передачу ее традиций. Поэтому инцюань называют и школой, и стилем, и системой гунфу. Каждая школа и каждый традиционный стиль заслуживают уважения, нет плохих стилей, бывают плохие исполнители или хорошие. Надо отметить, что существует также целый ряд стилей с такими непонятными европейцам названиями, как каменная обезьяна, синий дракон, белая змея, черный тигр и т. д. Как правило, эти стили основаны на подражании мифическому существу или небожителю китайского небесного пантеона. Название стиля отражает характер его энергетического стержня и формы согласно китайской космогонии. Например, красная змея трактуется как «огненная» змея. Это обозначает, что ключевыми в формировании особенностей энергетической концепции и техники этого стиля должны быть первоэлементы огня и воды. (См. таблицы соответствия пяти элементов).
Образ Орла
Он стремителен, как ветер; он спокоен и медлителен, как лес; он вторгается и опустошает, как огонь; он неподвижен, как гора; он непроницаем, как мрак; его движение, как удар грома. Сунь-цзы
Стиль невозможно изучить без понимания образа. Образ когтящего орла – это сущностный символ инцюань. В образе орла важны характер, взгляд, взмах крыльев, когти и осанка. Орел – это признанный хозяин пространства. В древности орел считался символом духовной и внутренней силы, спокойствия, решительности, выдержки, победоносности, совершенства, храбрости и неуловимости. Он всегда остается олицетворением воина, бесстрашия, власти, упорства, зоркости, солнца и энергии ян.
Орла отличает в первую очередь взгляд – «пронзительный, как молния, и сконцентрированный, как неожиданный раскат грома». Этот взгляд выражает силу ян, опирающийся на небесный источник духа шень. Взгляд орла настолько вещественен, что буддийские монахи использовали его в древности для лечения близорукости. Орла подносили к лицу больного для коррекции зрения, как бы «облучая» больной глаз силой его взгляда. В целом, глаза обладают свойством передавать информацию не только внутрь, но и вовне. Орлиный взгляд – это, прежде всего, высокий уровень внимания и остроты восприятия. В практических упражнениях следует сохранять этот взгляд и соответствующее состояние ума. Общеизвестно, что силой взгляда можно вселить неуверенность в противника, парализовать его волю и таким образом нанести психологический удар. В то же время взгляд способствует выработке состояния концентрации, спокойствия разума, нацеленности и невозмутимости духа. Взгляд соответствует элементу «земля», который соединяет остальные элементы у-син. В практике энергетического стержня – ян-фа, «орлиный» взгляд, и фа-цзинь, должны вести действие, на долю секунды предшествовать ему, как вспышка молнии предшествует грому. Второе, что отличает орла, это его хватка (когти) и умение когтить жертву. Отработке орлиного захвата и «орлиного» взгляда уделяется особое внимание. Третье – это его самоощущение силы, скрытой мощи и уверенность в своих силах. Орел понимает, что он хозяин положения и умеет правильно себя «поставить». Эти качества могут принести ощутимую пользу только в том случае, если они базируются на понимании пути силы, на единстве тела и техники, на духе гунфу. Используются шестнадцать образов: сидящий, слетающий, парящий, выслеживающий, кружащий, бьющий крыльями, взлетающий, взмывающий, пикирующий, переворачивающийся, когтящий, терзающий, приземляющийся, спрыгивающий, перешагивающий и прыгающий орел.
Практика стилей – научный подход
Существует множество стилей ушу, основанных на подражании животным (и различным мифическим существам), от стиля журавля до стиля змеи, богомола и т. д. Многие «эксперты» не могут понять, что подражание не является самоцелью стилевых практик, считая стили анахронизмом. Основная функция стиля – это помощь в изучении законов природы, принципов движения, тактики и т. д. В древности люди считали (и небезосновательно), что наблюдение за нашей праматерью, природой, помогает человеку в деле выживания. По этой причине человечество училось у природы искусству самозащиты и саморазвития. Не секрет, что идея самолетостроения родилась у человека из попыток подражания полету птиц. Человек с самого его появления на Земле практически всегда занимался и по сей день занимается заимствованием идей у природы. Без этого мы бы никогда не создали так называемые блага цивилизации. Мы позаимствовали у природы сотни и тысячи идей. Как бы странно не казалось читателю, но этот процесс заимствования считается научным. В современном мире сознательное имитирование законов природы человеком для создания новых технологий относиться к науке, находящейся на стыке биологии и техники, и которая называется бионикой, и классифицируется как наука, изучающая живую природу с целью использования полученных знаний в практике. Работы Леонардо да Винчи по созданию летательных аппаратов на принципах, заимствованных у птиц и насекомых, оставили яркие примеры использования бионики. Ученые-бионики всего мира и в наше время используют идеи, заимствованные у природы, но далеко не всегда способны воспроизвести все из них. Эти заимствования и сегодня широко используются в военной промышленности ведущих стран мира. Мало информированному человеку даже трудно представить масштабы таких заимствований. Военные технологии всех стран просто нашпигованы подобными разработками. Не так давно и изменяемая геометрия крыла птиц была взята на вооружение авиаконструкторами ведущих в авиастроении стран. Свобода полета хищных птиц (а птицы в большинстве своем хищники), их воздушная акробатика и сегодня остаются несомненным (и пока недостижимым) идеалом для авиаконструкторов. Во время атак скорость движения «золотого» орла (беркута) может достигать 320 км/ч, а ястреба – 350 км/ч, что выше скорости выпущенной из лука стрелы. Причем эта скорость достигается в считанные секунды. Наблюдения за животными давали десятки идей по тактике и стратегии ведения боя, по методам передвижения, скоростных атак, нанесения удара и т.д., что в полной мере дает ответ на вопрос, с какой целью изучались и изучаются движения животных военными специалистами в древности и сегодня.
Спортивный стиль
Спортивный стиль был основан на движениях традиционного инцюань. Сохранив часть технического арсенала, но имея спортивные цели, он, на мой взгляд, значительно утратил дух боевого искусства, но остался отличным развивающим гимнастическим упражнением, с элементами самообороны. Современные стили довели ушу до того, что оно воспринимается как потешное занятие, представление, шоу или почти как цирк. Путь развития спортивного ушу, с точки зрения боевого искусства, это тупик, результат искаженного восприятия гражданским обществом древнего воинского искусства. Без влияния государственных структур здесь не обошлось. Главным мотивом попыток КНР превратить боевые искусства в спортивное ушу, управляемое специальным комитетом, был тот факт, что тренировки по боевым искусствам, как и в СССР, считались потенциально опасным и подрывным явлением. Некоторые боевые искусства и сегодня находятся под неустанным контролем системы с тем, чтобы продолжать процесс их превращения на спорт. Считается необходимым все ставить под свой контроль, и ушу не является исключением.
Отцом спортивного направления инчжаоцюань считается мастер Чжоу Шушэн, который обучался у сокурсника Чэнь Цзычжена мастера Сюй Цзинбо в провинции Гуанси. Сюй Цзинбо – один из ряда мастеров инцюань, которых Чэнь рекомендовал в «Цин у» на работу в качестве инструктора в начале XX века. В свое время Чжоу Шушэн тесно сотрудничал с различными китайскими государственными силовыми структурами, обучая для них штурмовые спецподразделения и группы захвата. Получив поддержку правительства в вопросе создания спортивного стиля, он разработал ряд спортивных комплексов инцюань. Схожесть между спортом и боевым искусством в том, что и там, и там учатся работать со стрессом, а разница – в том, что в первом случае это лишь беспокойство за победу на соревнованиях, а во втором – страх за жизнь.
История возникновения спортивного ушу напоминает процесс «огламуривания» боевого фехтования в Европе и зарождения его спортивной версии. На эту тему вы найдете любопытную информацию в приложении к этой книге.
Поиск Учителя
Был бы ученик, а учитель найдется. Поговорка.
Многие считают, что на пути самосовершенствования для ученика самое важное – найти хорошего учителя. Позвольте с такой точкой зрения не согласиться. Действительно, очень важно найти своего учителя, но, на мой взгляд, есть вещь важнее. Все-таки видится, что наиболее важным является найти ученика в себе. Поверьте, это самое (!) значительное событие в начале вашего пути, без которого не будет пользы, даже если на нем встретится самый великий учитель. Конечно, настоящих мастеров мало и встретить их трудно. Но существует некий мистический закон: если в человеке открывается настоящий ученик, то учитель приходит. Мастера всегда считали, что настоящего ученика найти сложнее, чем мастера. Именно об этом говорит восточная пословица в эпиграфе к этой главе. Таинство учения состоит в том, что качество ученика и его самоотдача определяют и «порождают» качество учителя. Развивая эту идею, приходим к мысли, что у великого ученика будет великий учитель. Так что, товарищи ученики, все в ваших руках.