Вы здесь

Культурология. Учебное пособие для вузов. Тема 6. Основные составляющие науки «культурология» (Н. И. Шельнова, 2009)

Тема 6. Основные составляющие науки «культурология»

1. Многообразие определений культуры

Практически все определения культуры едины в одном – это характеристика или способ жизнедеятельности человека. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Структурно культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография.

Этнографию интересует культура этноса, т. е. конкретной народности, нации или всего народа.

Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Впервые термин «культура» был применен оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем.

Первое же значение этого термина – это возделывание, обработка, уход. Конечно, в первую очередь – обработка земли, поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и садоводство, сельское хозяйство.

Наиболее привычное значение слова «культура» – это воспитание и образование. В этом контексте культура воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Еще одно значение слова «культура» – поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего это религиозный культ. Неслучайно известный исследователь античности Макс Поленц отождествлял благочестие и полисный патриотизм. Полис в Древней Греции – это город со сравнительно небольшим числом жителей, которые, составляя ядро полиса, являлись его гражданами.

В таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Процесс подготовки детей к взрослой жизни греки обозначали словом «пайдейя».

Термин «пайдейя» обозначал непосредственно образование, обучение, образованность, просвещение, культуру. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями.

В этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса.

Конечной целью образовательной работы в афинской школы являлось прежде всего осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского общества. Ребенок обучался письму, литературе, музыке, занимался гимнастикой, стихосложением.

Это составляло гуманитарную практику античной «пайдейи», определявшую основное содержание античной культуры. Проблема состоит в том, что этот образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований. Цель культуры состояла в том, чтобы развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. Это позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный гражданин не терял своего единства с природой. Природа являлась главной неотъемлемой частью космоса, включавшего в себя также богов и людей. Античный человек не теряет своего единства с природой, и чувство сопричастности с ней перерастает в прямое соприкосновение и умозрение.

В Средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

Средневековая культура – это прежде всего культура христианская. В основе понимания культуры лежало стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Оказавшись перед лицом Бога в необозримом мире, человек увидел, что здесь действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму. Но вместе с тем у него появилась надежда на Высший Разум и Высшую Справедливость.

Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер. Появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Прислушиваясь к строчкам Библии, человек наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы.

Культура вновь приобрела смысл «возделывания» собственных способностей, в т. ч. и разума, но разума «естественного», от природы, не испорченного и дополненного верой.

Человеку открылся неведомый ранее мир. Открылась любовь как любовь к ближнему. Открыл для себя человек и понятия «вера», «надежда», «любовь».

Новое место человека в окружающем мире в том, что он – существо слабое, беспомощное, достойное жалости и участия. Но в своей слабости он обнаруживает огромную силу. Ведь вера в Бога давала власть над страшным миром.

Человек учится преодолевать себя, достигать недостижимое. Культура осознается не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Эпоха Просвещения смотрела на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.

Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. В поле зрения гуманистов попадает обширнейший исторический материал. Помимо исторической, философской, научной и художественной литературы древности, изучавшейся со времен высокого Средневековья и Возрождения, предметом интереса в XVIII в. становятся археологические памятники, произведения народной культуры, обстоятельные описания путешественниками культур отдаленных неевропейских стран, данные о различных языках и т. д.

Однако в то же самое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию занимал Ж. Ж. Руссо, считавший, что культура является источником зла и несправедливости в обществе.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход характерен для творчества И. Гердера. Он считал важнейшим проявлением культуры язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию. В своей целостности мысль, общество, язык являются особой человеческой формой.

Жизни равнозначны, по Гердеру, человеческой культуре. Надо сказать, что Гер дер понимал культуру очень широко. Он выделял важнейшие ее части: язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов и является источником культурного развития. Философия культуры Гердера стала важным шагом на пути выделения культуры в качестве особого предмета.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что высшим достижением станет культура коммунистического общества.

Рубеж XIX и XX вв. дал разнообразные трактовки понятия «культура».

Ф. Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым.

О. Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся природа распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял восемь локальных культур – египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались как существующие самостоятельно и независимо друг от друга.

Основатель психоанализа З. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек – существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. В учениях Д. Белла, Р. Арона и других культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. А. Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.

Конец ознакомительного фрагмента.