Вы здесь

Культурология. Учебное пособие для вузов. Тема 4. Фундаментальная и прикладная культурология (Н. И. Шельнова, 2009)

Тема 4. Фундаментальная и прикладная культурология

1. Структура культурологического знания

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. Целью фундаментальной культурологии является изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

1) культуру на историческом и теоретическом уровне;

2) категориальный аппарат данной науки;

3) функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

1) прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

2) разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

3) управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др. Известный отечественный культуролог А. Флиер предлагает несколько другое деление культурологических дисциплин по теоретико-эмпирико-практическому основанию. В работе «Культурология для культурологов» он выделяет несколько разделов.

1. Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.

2. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

3. Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

2. Прикладная культурология

В последнее десятилетие наблюдается возрастание интереса именно к практической стороне культурологии. Прикладная культурология осуществляется в форме социально-культурной деятельности. Как утверждают специалисты Невского института культуры, во всем мире специальность «культуролог» из исследовательской, теоретической превратилась в практическую, связанную с непосредственным участием в деятельности больших и малых организаций, фирм, гуманитарных фондов и движений. Огромное значение культурологов-практиков наиболее явно прослеживается в связи с расширением области международных связей, увеличением иностранных инвестиций. Современное общество требует большого количества менеджеров высшего и среднего звена, владеющих навыками осуществления культурных контактов и культурного успешно реализовывать российские и международные культурные проекты как в государственных, так и в коммерческих структурах. Культуролог-практик реализует свои знания и умения в таких областях деятельности, как музейное дело, туристический бизнес, гостиничное хозяйство. Необходим культуролог и в международных коммерческих, исследовательских и общественных организациях в качестве специалиста по культурному консалтингу при разработке прикладных культурных проектов; в организациях, занимающихся артбизнесом и шоу-бизнесом в качестве разработчика и реализатора культурных проектов; в коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, в рекламных и креатив-агентствах, на телевидении и др. Нельзя забывать также и о культурно-просветительской, культурно-организаторской и культурно-воспитательной областях деятельности специалиста-культуролога. Культуролог-практик не только имеет определенные познания в таких областях, как теория и история культуры и искусства; этнопсихология и психология социальных групп; культурная карта регионов (Восточная Европа и страны СНГ; Западная Европа и Америка; Восточный регион); основы маркетинга в сфере культуры, менеджмент в сфере арт-и шоу-бизнеса; менеджмент в экскурсионно-туристической деятельности, культурное консультирование: формы и методы, практикум по культурному консалтингу коммуникативные технологии XX в.; международные организации и центры межкультурной коммуникации, деловые культуры в международном бизнесе; и др.

Социально-культурная деятельность предполагает специалиста, в той же степени обладающего практическими навыками осуществления менеджмента в сфере культуры – в сфере арт– и шоу-бизнеса, в экскурсионно-туристической деятельности; практически применяющего знания по прикладному культурному консультированию в работе референта в компаниях с иностранными инвестициями и сотрудниками из разных стран; свободно владеющего иностранным языком для устной и письменной коммуникации; профессионально пользующегося компьютером и владеющего возможностями Internet, проводящего практические тренинги по ведению менеджмента в сфере культуры; владеющего навыками разработки культурных проектов с учетом тендерной специфики и т. д.

Особую роль в обеспечении общества культурологами-практиками играют специальные учебные заведения, соответствующие отделения и факультеты вузов. Еще в 1868 г. Министр народного просвещения А. В. Головнин докладывал Александру II, что вузы России готовят специалистов только в каком-то одном направлении искусства. Он сетовал, что нет учебных заведений, выпускники которых вовлекали бы различные группы населения в мир культуры, т. е. обеспечивали бы культурную политику государства и отдельных регионов.

Так, например, исследования М. А. Ариарского и его школы прикладной культурологии раскрывают процесс формирования культурной среды, закономерности вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Все, что делает Марк Ариарский, можно обозначить как восстановление необходимого звена между культурой и конкретным человеком, включенным в социально-культурную деятельность.

В наше время прикладная культурология, социально-культурная деятельность – одна из наиболее востребованных специальностей. Подготовкой специалистов данного профиля в нашей стране сегодня занимаются многие учебные заведения, школы, учебно-научные центры и пр.

Практические разработки и мероприятия по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности ведутся и осуществляются на базе более традиционных кафедр учебных заведений страны: философии, истории, искусствоведения и пр.

Комплекс культурологического знания используется в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований; в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.

Специалисты Академии славянской культуры, в частности А. Г. Климов, считая, что прикладная культурология существует везде, все же относят культурную деятельность к отрасли социальной, а потому в прикладной культурологии выделяют два основополагающих понятия – социокультурную практику и социокультурное проектирование. Социокультурная практика – любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе, влияющая на взаимоотношения и способность людей жить в этой системе.

Фундаментальная (или теоретическая) культурология в форме научного знания служит для прикладной культурологии некой структурной основой, моделирующим и регулирующим началом, которое создает новые значения и смыслы. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии.

3. Взаимодействие теоретического и практического знаний

Проникая в сознание людей различными путями, научное (теоретическое) культурологическое знание формирует культурную среду, в которой живет и действует конкретный человек.

А. Г. Климов выделяет несколько путей распространения научного знания. Первый путь – обыденное сознание, основанное на стереотипных установках по отношению к науке в зависимости от уровня осведомленности.

Второй путь – это технологическая среда. Например, при применении электричества мы задумываемся о механизме его возникновения и действия и о том, к каким эффектам оно приводит, таким образом, мы проникаем на уровень научного знания.

Третий путь – специальная популяризация, которая чаще всего выражается в создании научно-популярных и образовательных журналов («Наука и техника», «Химия и жизнь»), репортажей, информационных передач на телевидении и радио.

Однако самым мощным по воздействию считается четвертый путь – социокультурное проектирование. В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются социокультурные проекты, социальное проектирование может быть:

1) бизнес-характера: используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

2) политическими: выработка законодательства, которое обеспечит прозрачность (люстрация) деятельности фирм, доступ к делам, которые ведут спецслужбы;

3) социальными: образовательные организации, благотворительность, здравоохранение, клиники для кошек. Используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

4) культурными: учреждения, вырабатывающие культурные ценности. Танцы, художественные, печатные издания.

Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей, новых ценностных отношений. Новое знание проникает в действительность потому, что оно выставляет регламентацию основанием, определяя осуществление социокультурного проекта.

Одним из примеров создания и реализации социокультурного проекта может служить проект поддержки детского творчества – Петербургский открытый конкурс детских рисунков и проектов «Дом, в котором я хочу жить», включенный в программу мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

Проект поддержки детского творчества «Дом, в котором я хочу жить» – это открытый общегородской конкурс детских рисунков и проектов на тему города, его архитектуры и жилища XXI в., который проходил с ноября 2002 г. по май 2003 г. В нем могли участвовать все дети и подростки от 7 до 17 лет.

Главной идеей организаторов конкурса было создать широкомасштабный проект по данной тематике, который дал бы возможность всем детям Петербурга выразить себя в творчестве, открыто высказать свое представление об идеальном доме и городе, интересное не только родителям и педагогам, но и строителям, проявить свой азарт, фантазию и стремление к творчеству.

В Тамбовском государственном университете ведется подготовка специалистов по социально-культурной деятельности, основные направления и сущность которой определяется следующими задачами:

1) противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

2) обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

3) создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

4) стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

5) осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в т. ч. с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

6) эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката[10].

Среди видов социально-культурной активности выделяются следующие:

1) функциональные (информационно-познавательная и просветительская деятельность; организация самодеятельного творчества и любительских объединений; организация отдыха и развлечения);

2) дифференцированные (организация досуга детей и подростков, молодежного, семейного досуга, досуга лиц среднего и пожилого возраста).

Социально-культурная деятельность всегда осуществляется в той или иной форме, т. е. в виде запланированной информационно-просветительной, социально-педагогической, культурно-воспитательной акции, направленной на какую-либо аудиторию с целью донесения определенной информации до заранее предусмотренного объекта и активизации его творческого потенциала.

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее»[11].

Формы социально-культурной деятельности подразделяются на:

1) массовые (аукционы, театрализованные представления, фестивали, олимпиады, праздники);

2) групповые (кружки, любительские объединения и клубы по интересам, диспуты, круглые столы, конференции);

3) индивидуальные (занятия в кружках и секциях, интерактивные компьютерные игры, консультации, беседы).

Выбор той или иной формы социально-культурной деятельности, ее разработка и проведение требуют определенной ответственности, т. к. каждая из них обладает некоторой самостоятельностью и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию и других вовлекаемых в деятельность.

Вся социально-культурная работа должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия, поэтому многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, дома науки и техники и т. п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне.